(судейский обзор рассказов финала конкурса "Черный единорог-2012)
Общие впечатления по уже прочтенному:
Люблю преноминацию. Отчаянной графомани пока не попадалось, авторы языком владеют вполне, хотя учиться не мешает никогда. Большинство историй оригинально, а сюжетные повороты ведут вовсе не в те стороны, которые можно себе вообразить. Это радует. Такие рассказы не скучно читать, и приятно оценивать.
Поскольку мы расширили в Правилах рамки готического жанра до темного фэнтези, могу сказать, что большая часть рассказов жанру соответствует. Или, по крайней мере, авторы честно пытались написать сумеречно и печально, даже если эти сумерки и печаль "по авторским понятиям".
Активное комментирование рассказов указывает на то, что жанр фэнтези, образчиков которого на СИ полно, незаслуженно обделен конкурсами и вниманием критиков. Надеюсь, Черный единорог это положение немного исправил.
В общем и целом читаю финалистов с удовольствием. Конкурс вполне себя оправдал.
ЗЫ: Пока прикидываю оценки. Оценивать буду только после прочтения всех.
Власова Е.Д. Голос глубин
Так получилось, что это первый прочитанный мною из рассказов финала. Далее рассказы читаю по порядку расположения на страничке Башни.
Итак.
В плюсе: подробные истории героев, удачно подобранные и выписанные характеры, общее настроение и оттенок созданного мира, соответствие жанру конкурса. В минусе: полное нераскрытие изюминки сюжета - что за голос из глубин, почему именно кошки мутировали, а не курицы, скажем? Те еще были бы монстры... Скачки времени в повествовании с прошлого на настоящее, не диктуемые сюжетом, некая общая неряшливость текста.
Сцены боевок я рассматривать не буду, ибо не специалист. Однако сразу скажу, что зримой картинки не было. Либо надо подробнее прописывать действия героев во время драки, либо сжато, но ни одно слово не должно быть лишним или непонятным.
Удачной показалась находка твари, внушающей главной героине любовь. Отсюда возникает вопрос (кстати, никак в тексте не отраженный) - всем своим жертвам Гад в Пещере обещал именно ее, или он нашептывал каждому мечты именно о том, чего ему не хватало? В таком случае предложил бы он Сигмунду "счастье для всех, и чтобы никто не ушел обиженным" (с)?
Совет автору: доработать текст, возможно, увеличив объем до повести. История может получится...
Ультарика М.С. Невеста-гуль
Женская фэнтези от лица мужчины. Правильно приготовить менестреля-мечтателя почти так же сложно, как и приготовить принца на белом коне или брутального рыцаря меча (удавки). Бледный юноша с взором горящим теряет любимую, унесенную моровой язвой под гробовую плиту. Загадочные Чистильщики-санитары запрещают частные погребения, трупы сваливаются в общие ямы, по всей видимости, пересыпанные хлоркой. В условиях пандемии логично. Однако наш герой - тайный сопротивленец и эстет. Мысль о том, что любимая будет лежать в куче таких же несчастных, причиняет ему боль. И он хоронит ее во дворе. Вот тут я и подумала "Ага!". Сейчас девУшка оклемается и каак выскочит, каак выпрыгнет к любимому с криком "Дай-ка я тебя поцалую!". Ошиблась. Автору респект. Из стандартнейшего сюжета она выруливает изящно и не без оригинальности. Разбросанные по тексту ненавязчивые упоминания местных легенд и богов, оказывается, прямо подводят к финалу.
Наш герой, естественно, заболевает, и готовится отправиться вслед за любимой. Без нее мир для него тускл, но отнюдь не скучен. Ведь у него есть дар писать песни, которые нравятся редко, но метко. Божественная (в прямом смысле) поклонница таланта не желает лишаться удовольствия слушать его новые произведения. И отправляет посыльную Гулю, неземной красоты упырицу (по меркам упыриц, естественно), чтобы та вылечила и привела нашего героя к ступеням ее трона.
Несомненный плюс рассказа: оригинальный сюжет, обилие деталей, делающих мир зримым, соответствие жанру конкурса. Из минусов. Первое: яканье по всему тексту. Отчего не использовать безличные предложения? Второе: бледный образ любимой. Вполне возможно, что автор пыталась противопоставить: любящая женщина - заинтересованная Гуля. Однако в этом случае женская любовь должна была быть показана ярче, а гульская - ужаснее. А так появилась в первой трети рассказа бледная моль Карин и улетела, оставшись далее по тексту тенью.
Минасян Т.С. До первого луча
Данного автора давно знаю как весьма грамотного. Каково же было мое удивление, когда в рассказе я обнаружила обилие повторов и ляпов, характерных для начинающего автора.
В качесте примера:
Ночью опять шел дождь. Стекла запотели, и сквозь туман множества застывших на них крошечных капель можно было разглядеть лишь расплывчатые контуры деревьев и невысоких соседних домов. В детстве Лиза любила рисовать на таких окнах или писать на них что-нибудь. Потом, конечно, перестала заниматься такими глупостями и надолго забыла об этой забаве. А теперь, глядя на запотевшее окно, вдруг снова о ней вспомнила... Протянула руку и аккуратным почерком вывела на стекле: "Руслан". Грустно вздохнула и стерла надпись ладонью.
Запотели - запотевшее; таких - такими.
И так по тексту далее.
Возможно, рассказ ранний и для конкурса не вычитывался повторно? Тогда ситуация мне понятна, однако автора не оправдывает. Это, пожалуй, самый крупный минус рассказа. Так же я не могу отнести "До первого луча" к заявленному конкурсом жанру фэнтези. Мне он показался скорее мистическим триллером, нежели фэнтезийным проектом. Сюжет стандартен. Единственное, я была уверена, что Руслан окажется вампиром. Ошибалась.
Дубрава Е. Зима
Рассказ с ярко выраженным моральным подтекстом. Настолько ярко выраженным - что это оправдывает даже явное подражание "Лейне" Е. Петровой.
Учебное заведение, полное жестоких правил и наказаний, застывшей в тысячелетиях своеобразной нравственности дроу, принимает на обучение человеческую девУшку. Бедолага, видимо, стала жертвой каких-то политических интриг (автор на них ну очень скупо указывает), заставивших руководителей человеческого клана отправить ее на явную смерть в логово в прямом смысле бесчеловечных, высокомерных, прекрасных и гадких одновременно темных эльфов. И бледная человеческая дочь подает этим презирающим ее засранцам прекрасный пример тех качеств, которые делают людей сильнее самых изощренных магов. Впрочем, даже этот пример главный герой, староста группы, в которой обучается девУшка, умудряется извратить на собственный лад.
В плюсах: соответствие жанру конкурса. Если этот рассказ воспринимать как фанфик на "Лейну", то это гораздо более жестокое произведение, чем первоисточник, юмором там и не пахнет. Характеры героев в сложившейся ситуации прописаны, обстановка пугающего учебного заведения вполне выдержана. В минусах: неполный образ героини. Кем была, откуда приехала, почему именно ее выбрали? Выполнил ли герой свою миссию при условии, что девУшка погибла? Финальные мысли героя указывают на то, что история может быть продолжена в стиле "жесть".
Макмэрдик М.М. Исполнить обет
Автор снял рассказ с конкурса, но выходом в финал вполне заслужил судейское мнение? Поэтому пусть будет.
Еще один рассказ с моральным знаком вопроса. Несмотря на идиотскую ситуацию, сконструированную автором в рассказе, - понравился. Итак три оставшихся после многолетней резни племени выдвигают по одному представителю, которые должны, напившись крови Черного единорога (спасибо автору, ага), биться между собой до единственного оставшегося в живых. Племя победителя выигрывает бонус до следующей битвы. Все бы ничего, если бы не выбор героев. Первые двое шаблонны до зубного скрежета - варвар (естественно): немытый, с плохими зубами, брутальным телом и в маске вратаря хоккейной команды; суровый мечтатель, еще на забывший, как владеть мечом, и не растерявший определенной порядочности в гонке на выживание, и... неожиданно - девчонка (возраст автор сам не знает, то ли 13, то ли 14 лет), последняя из двух оставшихся в живых представителей своего племени. Что для меня осталось загадкой - почему она пришла? Она, конечно, отвечает - мол, потому, что отец болен, а она единственная, кто может. Но мне, честно говоря, этого показалось маловато.
Начинается бой. Упившиеся крови сами знаете кого (еще раз спасибо, ага) воины и ребенок так и эдак пытаются то прибить, то спасти друг друга. Автор виртуозно владеет сюжетом, выворачивая его наизнанку. За перипетиями боя следишь с интересом, совершенно не подозревая, чем все это может кончиться. И вот тут мы обнаруживаем, на мой взгляд, самый большой минус текста - а, ничем! Автор обрывает повествование на новом витке гонки вооружений, оставляя нас у разбитого корыта. Читатели вправе требовать продолжения банкета. В смысле, из такой интереснейшей нравственной ловушку, в которую автор сам себя загнал, обязательно должен быть интереснейший же выход. А не тупик!
Лукашевич Д.Н. Последние псы
Странное дело. Рассказ по сути - "Ведьмак" А. Сапковского, перенесенный в революционные реалии. Но только по сути. Несмотря на обилие схожих деталей, как-то: непростые герои с темным прошлым, дипломированные охотники за нечистью, лунный блеск в их глазах, людской страх и неприязнь к пришельцам, да много еще чего, включая бляху (правда, не с оскаленной мордой волка), нет схожести с Ведьмаком по духу. А ведь можно бесконечно писать на волне пана Анджея - и писать неплохо, ибо настроение его книг узнаваемо, а стиль любим почтенной публикой. Однако то, что автор не пошел по этому пути, делает ему честь.
Здесь как раз тот случай, когда герои прописаны от начала до конца, несмотря на объем. Всего несколько строк - и мы знаем, откуда они, и почему охотятся на нечисть. С этого рассказа следует брать пример тем авторам, в которых герои являются ниоткуда, геройствуют и уходят в никуда.
Язык яркий, рубленый. Повествование плавным не назовешь, но читаешь текст с удовольствием, лишь иногда спотыкаясь на, скажем так, чересчур вычурных метафорах. Вот, например, "лицо - смуглый силуэт хищной птицы" меня смутил отчаянно. Убейте меня, не могу представить смуглый силуэт. Как и силуэт смуглой птицы. Это ж надо ее ощипать и закоптить! И еще смутнее себе представляю лицо (объемный эммм предмет) и силуэт - нечто в формате два дэ.
Почитала комменты. Автора упрекнули в том, что он обозначил не в начале век, в котором происходят события рассказа. Да, есть такое дело. Упоминание "смутного времени" хорошо бы тиснуть в первых абзацах, ну, например, привязав к странствиям цыганского табора, гонимого не только вечной жаждой пути, но и революционным неспокойствием.
Макарка, Гыррр Левый берег Неплюйки
Грустная история любителя приключений, вляпавшегося по самые (пауза) уши в постельную историю с нечистью и, увы, из нее (истории, а не постели) так и не выбравшийся (если я правильно поняла финал). Хороший язык, плавный, напевный, читается легко. Однако опять герой никто и звать его никак. Кто, почему, откуда боевые навыки - непонятно. Может быть, это специально переработанный для конкурса кусок текста большого объема, в котором о герое и его занятиях сказано больше? То же касается двух статистов, крутанувших сюжет в нужную сторону. Непонятным осталось и то, как серая когтистая тварь у огня обернулась в соблазнительную красавицу. Или это была другая тварь? А герой, ее убив у костра, был призван второй тварью (красавицей) заменить убитую?
Финальная сцена, где герой тащит себя из эротической купальни, понравилась и разочаровала одновременно. Понравилось описанием бреда. Однако мне казалось - видения должны быть вызваны тем, что герой - после использования в качестве дилдоса - выкинут героиней из пещеры в реку (она же рядом была, герой даже говорил, что пещеры затапливает). И он, приходя в себя, ассоциирует холод воды с черной шелковой простынею, из которой так трудно выбраться. И так, поэтапно, борется за жизнь - ступенька-бред, ступенька-реальность. Ошибалась. Честно признаюсь, меня это разочаровало.
Колонок Пестрые птицы
Тенденция однако. Начинает раздражать. Герой опять черт знает кто, черт знает от кого убегает и почему. Замечание не конкретному автору, а всем, кому уже об этом было сказано и будет сказано далее.
Есть сюжеты в которых герои должны оставаться в тени, и это оправданно. Но не поголовно все!
На скалистом острове удалось скрыться главному герою рассказа с незамысловатым именем Человек. Это, конечно, звучит гордо. Но очень напоминает дореволюционные трактиры. Все-таки имя или кличку герою следовало бы дать.
Наш человек обнаруживает дом с остатками роскошной обстановки и гробы в подвале. Которые теплеют при прикосновении. Ужас какой!
Разбуженная пришельцем хозяйка дома мила, но бледна. Тут я второй раз подумала - вампиры! Ошиблась. Святое семейство разбужено и предлагает нашему человеку стать одним из них. Тут бы раззявить расщелину морального выбора и принятого героем последующего решения. Ан нет. Хочу! Сказал герой и... улетел, оставив меня в расстроенных чувствах.
Арье Игорь Черный алмаз
Практически золотое средневековье. Интересный текст о приключениях двух братьев, отправившихся в последний поход против нечисти. Последний, потому что нечисть, увы, одерживает верх над честными гражданами. Равновесие нарушено, на мир падет тьма, когда... армия нечисти обретет нового хозяина. Прекрасного и злого господина.
Мир передан хорошо и достоверно. Послевкусие напомнило Ведьмака, только не книгу, а игру (ежели кто кто играл). Те же темные краски, отчетливый аромат тлена и предательства. Данный рассказ привел меня к нескольким чрезвычайно интересным мыслям. Во-первых: а ведь зло-то все от женщины! Не влюбись Вернон в девУшку Анну, не ломанулся бы искать возможностей совершать героические подвиги. В общем она, змея, украдкой слезу на башне смахнула и тем самым подтолкнула Вернона идти по дороге, которая привела его к неожиданному финалу. Мысль вторая: стремление человека к злу сильнее, чем стремление к любви. Иначе зачем Вернон выбрал то, что выбрал, а не вернулся домой героем, победившим тьму? Мысль третья: является ли добром попущение зла, совершенное с благородной целью и во имя любви (в данном случае говорю о братской любви)?
Тематика конкурса соблюдена, действующие лица прописаны достойно. А то, что рассказ заставил задуматься о философских категориях уже само по себе хорошо. Из минусов могу назвать несколько смазанный финал. Кай развернулся и вышел. Последний абзац про темную армию смотрится как желание поскорее завершить текст. Возможно, стоило бы сократить предыдущие части рассказа, а финалу уделить большее внимание.
Ибрагимова Д.М. Подарок подземелья
Запоминающаяся атмосфера подземелья. Яркие персонажи. Рассказ хорош, несомненно. Вот только смутили меня усилия, приложенные воспитателями. Прилагали они их, прилагали и рраз, все кануло. Финал из серии 'кароче, все умерли'. Конечно, и тема, и жанр к такому подталкивают. Но вот смысл так красочно прописывать мир, придумывать такие приключения и давать явные намеки на то, что в будущем у парнишки что-то получится с выходом на поверхность, что навыки бойца и алхимика ему пригодятся, чтобы потом всех порешить? Как-то меня финал разочаровал. Буду думать.
Захарин Игнат Мизерикорд
Ну вообще не фэнтези. Т.е. если это вырвано из контекста фэнтезийного романа, где есть антураж, необходимый для этого жанра, то в самом рассказе это никак не отражено. Стилизация, достаточно удачная. Не могу сказать, что это готика. И тем более не темное фэнтези, потому как не фэнтези вообще. Автор, ну парой строк подкрасить мир в фэнтезийные тона? Ну что вам стоило?
Что-то много слов на букву 'Ф' в первом абзаце получилось, ффу.
Теперь о моральной дилемме.
Друг убил тяжело раненного побратима на поле боя по его же просьбе. Попросивший поступил благородно - и товарищей не задерживать, да и сам, старый вояка, наверное знал, чего ждать от раны. Исполнивший тоже поступил благородно - взял грех убийства на душу. Что-то мне хочется здесь сказать, что русские солдаты во время ВОВ так не поступали. Хотя... кто его знает, что там было на самом деле. Война - это война. Правил у нее нет.
Раз в авторском мире такие договора между побратимами в норме, отчего сын убитого считает себя оскорбленным? Ведь убийца пришел, честно все рассказал, отцовскую шпагу принес, которую отец сыну завещал. А тот возьми, да и взбрыкни - мол, негодяй ты и подонок, давай мне сатисфакцию за убитого отца. Странным мне это показалось. И нелогичным.
А вот финал удачен. Именно своей безликостью. Хорошо, что автор не ткнул в того, кто по божьему суду оказался правым.
Путятин А.Ю. Тот, о ком говорил Апокалипсис
Неожиданно закрученная интрига. Герои по крупинке собирают зло и встают на весы, чтобы приблизиться к границе Ада, перешагнуть ее и обрести бессмертие. Здесь все средства хороши - обманы, убийства... Да, пожалуй, убийства виновных и безвинных подходят лучше всего.
Несколько удивила семейная линия сюжета. Упоминание о лесбийской любви невесты главного героя и его сестры на общем фоне текста выглядит как дешевая замануха.
Так же вызвало недоумение поведение спасенной девУшки. После попытки изнасилования она 'радостно и доверчиво откликалась на его ласки'. Автор, вас когда-нибудь пытались изнасиловать? Надеюсь, что нет. Не будет после этого печального события ни радости, ни доверия, ни желания лечь в постель с мужчиной. А если будет - значит не в такой уж помощи нуждалась ваша героиня, попискивая в кустах.
Здесь, как и в предыдущем тексте, финал открыт. Кто именно из двух героев достигает заветной мечты нам непонятно. Но это, в принципе, неважно. Оба подонка были достойны - и учитель, и ученик.
Бондарева О.И. Самум
Богатый описаниями текст. Я бы сказала, излишне богатый. Т.е. в большем объеме это было бы хорошо. А здесь экшн страдает, задавленный описаниями бесконечных переходов и бурь. А сюжет-то хорош, автор знаком с темой, о которой пишет, отсюда правдоподобные описания пустыни. Однако следовало больше внимания уделить главной героине. Опять это 'никто и звать никак'. Она безлика, увы. Не понятно, откуда в ней взялось это мужество бежать, противостоять вооруженному мужчине, не испугаться демонов пустыни? Так же загадкой осталось для меня почему перестала плакать Налия? Автор, вот интересно мне. Про исцеление все понятно, а плакать-то почему?
Аруй Т. Не просить у Синеглазой
Какой-то на редкость ладный рассказ. О том, как пришла в городок женщина с синими глазами и принялась исцелять людей, мрущих от мерзкой болезни. В данном случае исцелять сиречь изменять. Что она там с ними делала, не ведомо даже автору, похоже. Но вот интересно, в контексте рассказа у меня не возникло желания узнать - что же? Т.е. умолчание автором этого вопроса вполне логично смотрится в канве самого рассказа. Однако стоило бы дать побольше описаний измененных людей и их странностей. Мальчишка-попрошайка, встреченный героиней у рынка, был совершенно обычным оборванцем, если не считать цвет глаз. А то, что муж к героине охладел случается и в обычной жизни без вмешательства всяких потусторонних сил, увы. Вот этот момент следовало бы прописать подробнее. Возник у меня вопрос по поводу того, как и почему героиня пошла к алхимику? Ведь простая женщина не решиться пойти к тем, кто умнее и могущественнее ее. Резонным будет ответ - мол, последняя надежда спасти мужа, и этим все оправдано. Возможно. Но для того, чтобы делать опыты, вскрывать трупы, а тем более маленькие трупы, поверьте мне, нужен не опыт домохозяйки, рубящей курице голову во дворе. Нужна память и искусство рук, определенная настроенная сила пальцев. Алхимик сам делать ничего не мог, ибо превратился в мицелий, но даже если он давал устные подробнейшие указания героине, где у крысы находится, скажем, печень, аккуратно достать и подвергнуть опытам еще уметь надо! Этот момент мне показался непродуманным.
Мужа героини, честно говоря, тоже было мало. Как я могу поверить, что он поменялся, если я не видела, каким он был ДО болезни? Ну, маленькая сценка, где они шутят или ласкают друг друга (секс вовсе не обязателен), пара нежных или смешливых фраз, чтобы показать его прежний характер. А так получается, что основная причина рассказа появилась ниоткуда и ушла в никуда. Кстати, об этом минусе большинства рассказов я уже неоднократно говорила.
В целом, несмотря на мои придирки, рассказ написан ровно, грамотно и глобальных вопросов по сюжету не вызывает.
Tragedy А. Тринадцатый остров
Тринадцатый остров символизирует собой своеобразное равновесие. Двенадцать белых и один черный в этом тысячелетии, а потом наоборот. Пока надежда света не покорилась тьме, уверившись, что тьма честнее. Я так понимаю, это основная мысль рассказа. Добро в сияющих доспехах похотливо и продажно, и добра не помнит - такая вот игра слов. Зло существует, как есть, и в этом честно перед миром и самим собой. Главные герои показались мне не продуманными. Я так и не поняла, отчего не женился старший брат - знал о своем предназначении стать рабом ведьмы? Отчего сестра все же вошла в эту пещеру? Так возмущалась тьмой и жестокими обычаями, так ужасалась войне - и на тебе, переметнулась к врагу. Тройка прекрасных героев, конечно, комична. Отчего смотрится в рассказе, написанном в цветах благородного негодования, как сторонний элемент из серии 'фэнтези, любовный роман, юмор'.
Аникеева А. Кодекс Единорога
Рассказ перевертыш, написанный в лучших традициях фэнтезийного стиля. Да и в лучших традициях стиля вообще. Орк, заразившийся светом от погибшей в орочьих застенках эльфийки, несет его всю свою жизнь, как Франциск Ассизский слово божие, но спотыкается об эльфийское дитя - избалованное, эгоистичное, являющее собой явный пример того, как измельчали эльфы и предали тот самый Кодекс, за который раньше почитали честью отдавать жизни. Его путь - туда и обратно, заканчивается тупиком. Вместе со старым драконом они смотрят на прекрасные долины, раскинувшиеся под ногами, застывшие и умершие душами два старых обломка прежнего мира. Их время прошло, а было ли оно временем ошибок или благородства - покажут грядущие тысячелетия.
Жанру конкурса соответствует. Вопросов по сюжету или замечаний по стилю у меня не возникло.
Санрин К. Красное вино Хранителя
На мой взгляд, автор чуть не дотянул рассказ до шедевра (без иронии). Да и стилистически есть к чему придраться. Встречается подмена понятий, например - 'презренный порочный цвет металла'. Не бывает презренного порочного цвета. Может быть цвет презренного порочного металла.
Однако общая концепция рассказа и обилие деталей, оживляющих достаточно однообразный сюжет заключения Хранителя в замке вместе со своей возлюбленной, воспринимаются с интересом. Явная находка, частый гость Хранителя - дьявол. И непонятно, то ли это чертики, вызванные делириумом, то ли голос собственной совести Хранителя, а то ли действительно высокий гость подземного мира. Бесконечный разговор с лукавым надоедой удерживает динамику на всем протяжении, читать текст не устаешь. Атмосфера вполне соответствует тематике конкурса. Единственное, я бы посоветовала автору чуть добавить описаний внешнего мира.
Тихонова Т.В. Ингальф и Крысиная Голова
А вот тут, пожалуй, готика, подернутая паутиной постмодернизма. Мрачная атмосфера дома хороша, детали выверены и на своих местах. Образ Крысиной головы откровенно пугающий. Автору этот рассказ еще бы закинуть на пару конкурсов ужасов, будет толк. Не совсем мне понятны отношения мачехи и пасынка. Обычно, когда рвется связующая между чужими людьми нить (в данном случае отец Ингальфа), они или разбегаются в разные стороны, или вступают в близкие отношения или начинают откровенно ненавидеть друг друга. А тут два равнодушных человека под одной кровлей. В жизни могу себе такое представить. В фэнтези - нет. Смазанным оказался финал. Не совсем понятно, как Ингальф снял проклятие - просто представив другое развитие событий? То есть силой мысли изменив реальность?
Инструктор Кэт Отражение
Сильный готический оттенок рассказа, стилем напомнившего мне мрачные истории Р. Брэдбери. Кроме того, ощущается явная параллель с фильмом 'Другие' (Николь Кидман). Тем не менее, один из наиболее оригинальных, запоминающихся рассказов конкурса. Из минусов - абсолютно непонятный, не прописанный мир. Впечатление, что это кусок чего-то большего, например, романа об Охотниках. Просто один из эпизодов их деятельности. Действия привязаны к дому и трактиру. Т.е. смена декораций одна и та же. Нет неба, земли, домов, людей. Только дождь, но это вряд ли можно назвать ландшафтным дизайном.
Финал неожиданный и жестокий. И показывает ярко, насколько может быть раздроблена правда. Это истина, говорят, одна. А правд может быть много.
Я очень сомневаюсь, чтобы родители, любящие своего ребенка, пошли на такое предательство ради собственного освобождения. Мне их решение кажется подлостью. Охотников, предложивших его, я не обвиняю - откуда им знать, каково это быть родителями (раз), да и работа такая (положение обязывает - два). А вот родители...
Другая правда - кто я такая, чтобы судить мертвецов, привязанных к миру ленточкой детской любви?
Вспоминается набившая оскомину морализаторская фраза о слезе ребенке. Пожалуй, в данном случае я с ней соглашусь.
Баев Ал Кошкинд
Второй рассказ финала, привязанный к Советской действительности. Обстановка выдержана в соответствующих тонах, готики я особенно не увидела. История в чем-то детективная, авантюрно-приключенческая. Развязка в фэнтезийном ключе неожиданна. Герои оказываются представителями издавна враждующих лагерей. Но если Кошкинд-эльф вполне может быть похож на человека (правда, уши?), то гоблин Стрельников у меня вызывает сомнения. Пройтись по всем канонам фэнтези - гоблины внешним обликом весьма далеки от людей. Орки и то ближе, даром, что, говорят, зеленые. Если Стрельников использовал некую магию, наведенные чары человеческого образа, чтобы не отличаться от толпы, это следовало бы прописать в рассказе.
Первая фраза 'Его нашли на Варшавском...' вызвала недоумение. Мы, Стрельников, нашли? В данном случае лучше использовать безличное 'Он был найден...'.
Кинуль Ангельё и Демоньё
Было обещано Макарке и Гыррру
Где-то в комментах мелькнуло, мол, рассказ на грани абсурда. Не соглашусь. Чистой воды абсурд, сюр, наполненный острыми образами и аллюзиями. Не скажу, что мне понравился стиль и тема. Честно, не скажу. Но я отдаю должное тому, что рассказ необычный, глубокий, с философским подтекстом и стилистикой Сайлент Хилла, герои интересны, хотя во многом так и остаются непонятными и непонятыми читателем. С двояким образом Феи, с которым у автора возникло столько путаницы в окончаниях, я бы посоветовала поступить таким образом - присваивать герою тот пол, в котором его воспринимает разговаривающий с ним собеседник. И внутри этого диалога четко придерживаться родовых окончаний в словах. Иначе возникает ощущение, что автор рассказ написал, а прочитать после не удосужился. Либо герой Фея просто выпал из проверки.
С натяжкой могу отнести рассказ к фэнтези. Даже к готической. Постмодерн в нескольких ипостасях, мистика.
Итог: пришлось использовать весь спектр оценок. Честно признаюсь, низшие от меня получили рассказы, прямо названные в обзоре не соответствующими жанру конкурса. Далее оценки ранжировались по качеству текста, стилистике, глубине раскрытия задуманных авторами мыслей и наличия сюжетных поворотов.
Поскольку я была в числе преноминаторов конкурса, считаю, что все конкурсные работы в той или иной мере соответствуют требованиям Черного Единорога, то есть представляют собою готическое фэнтэзи.
При оценке рассказов я также руководствовалась следующими критериями:
- глубина соответствия конкурсным требованиям
- оригинальность сюжета
- художественность - насколько хорошо написано произведение
- послевкусие - произведенное на меня, как на читателя, впечатление
Разумеется, я могла не так понять замысел автора либо вообще не понять его, буду рада полемике и объяснениям.
Что касаемо оценок. Увы, по Правилам приходится использовать весь спектр, хотя, конечно же, финальные рассказы никоим образом не заслуживают низких оценок, но...
В общем, единица здесь - это не отстой и не "папа, не читай", это финальный рейтинг.
В обзоре я хочу поделиться своим мнением не как судьи, а как читателя - чем мне понравился или не понравился ваш рассказ.
Рассказ полностью соответствует требованиям конкурса - перед нами готическое фэнтэзи.
Произведение отличают хороший стиль и соответствующий ему язык повествования.
Правда, есть момент, когда язык чуть шероховатее, канцелярнее - абзац про Кайла.
Мне лично импонировала загадочность, возникшая с момента, когда раненый Кайл говорит в бреду нечто, пока непонятное читателю, но очень важное и опасное, потому и напрягшее Грету. Однако, не очень понятно, что за Голос глубин звал жителей в гору. Некий возникший в результате распространения вируса разум? Почему он так беспечен, что легко дал себя уничтожить? Неплохо бы немного прописать, что это за чудо такое? Почему оно не волновало людей ранее? Думаю, таинственный голос должен был посеять в народе настоящую панику, гораздо большую, нежели кошки-убийцы. Ну, и связь Голоса с кошками сложновато понять, если честно.
У меня сложилось мнение, что выбранному сюжету тесновато в представленных конкурсных рамках.
Хочется посоветовать автору поработать над правописанием прямой речи. И ещё пара замечаний:
Почтовыми фургончиками Грета добралась до перевала... -
думаю, фургончика хватило бы одного - какая почта на двести человек жителей?
И Рябая изо всех сил ударила ножом, который не выпускала из руки, прямо в средоточие этой любви.
Как она смогла определить место средоточия любви в кромешной темноте пещеры?
Если честно, в самом начале, когда Натаниэль говорят с Дитрихом об отражении, испугалась, что передо мной очередная научная лекция.
Рада, что ошиблась. Итак, девочка Джинни поддерживает жизненную силу своих родителей, как бы извлекая из памяти их образы. То есть, родители теперь - отражение её памяти. Вообще, довольно любопытный сюжет на грани фэнтэзи и мистики.
. Непонятно, почему Хоулов мучает их теперешнее состояние? Насколько я понимаю, они вполне материальны, разговаривают, и рядом с ними дочка. Ради неё разве не стоило бы всё вытерпеть? Мне думается, что мертвость родителей должна быть как-то более жестко прописана. Занавески и все прочее - не показатель. Хоулы как раз вполне живые - думают, письма пишут.
Со щетиной на рисунке несколько неудачный момент, если честно. Скажу откровенно: мне не понравился метод, каким Джинни заставляют отказаться от родителей. Сцена избиения Хоулом Стеллы, увы, неудачный момент рассказа. Здесь некий логический диссонанс.
Во-первых, если бы отец поднимал на мать руку часто, как девочке пытаются внушить, Джинни не могла бы этого не заметить. Во-вторых, чтобы родители окончательно стали мертвы, нужно стереть память о них, убрать отражение, а по сюжету у девочки должно сформироваться новое, страшное подсознание, и она сможет вызвать к жизни отца, избивающего мать.
А вообще, мне кажется, что каждый человек является отражением нашего сознания.
Рассказ соответствует конкурсным требованиям, читается с интересом, стиль повествования выдержан.
Смущает фраза:
- Я и сам не в восторге от того, что мой меч бесполезен здесь.
Исходящая от полковника майору. Меч? В какое время происходит событие?
Рассказ с глубокой философской моралью, заставляет задуматься о цене жизни. Мне, как любителю загадочного, понравился и созданный в рассказе мир, и образ Синеглазой, слегка затушеванный, нарочито нераскрытый, несущий в себе благоговейное преклонение и трепетный ужас одновременно. Да и неважно, в принципе, кто она. Можно предполагать разные варианты - чужестранка, мутант, появившийся в результате эволюции или эпидемий, инопланетянка или вообще некий потусторонний дух, в любом случае - своеобразное спасение, ниспосланное горожанам в обмен на потерю частицы души, потерю личности. Смею предположить, что в дальнейшем трудами Синеглазой перед нами возникло бы общество этаких безликих марионеток.
Немного странно, что лишь одна Арви почуяла неладное и воспротивилась общему порыву. Хотя, ощутив страх, что несет в себе маленькая "штопка" на локте, кто знает, как поступил бы, тьфу, тьфу! Каждый из нас.
Рассказ написан великолепный языком, читается с интересом, оставляя хорошее послевкусие.
Сначала о хорошем. Хороша идея, хотя и не новая. Выдержан стиль, разумеется, это - готическое фэнтэзи. Читать было интересно, и, хотя сразу было понятно, кто же он - Темный Властелин, финал понравился.
Что откровенно не понравилось - возраст главных героев. Ну, не верю я в силу и ум шестнадцатилетнего Вернона и, тем более, его младшего, тринадцатилетнего брата Кая. Поверьте, автор, рассказ был бы много сильнее, будь герои постарше, хотя бы, каждый на пару лет.
Недописан, не раскрыт образ мсьера Далтона - он заслуживает большего, как человек, в доме которого были воспитаны братья.
По-настоящему жутковато было, пожалуй, пару раз - когда на ополченцев шли оживленные магом мертвяки и потом, когда в финале Кай все понял.
Есть, на мой взгляд, логические нестыковочки.
Итак, все темные силы стягиваются к Причалу, куда их манит корона Владыки Тьмы. Наши герои тоже рвутся к причалу, чтобы биться с Тьмой.
Что же мы видим по сюжету?
Огры сцепились в битве с войском некоего Урвинда, что закончилось плачевно для людей. Допустим, объяснить появление огров в этой местности ещё можно, нам не поясняется, кто они такие, но, понятно, что Урвинд оказался на их пути к Причалу. Возникает вопрос: с чего вдруг огры потом идут от Причала, навстречу нашим героям? Они просто не могут этого сделать, их манит сила Короны туда к реке, а не обратно.
Второе - лавина камней, похоронившая огров. Сколько же и на каком расстоянии нужно было скинуть камней на двести тел, бредущих по ущелью? Я лично этого не представляю. Как и самой техники организации такой крупномасштабной лавины. Если же это были крупные куски скал, то герои наши упали бы следом.
В целом, рассказ очень даже неплох. И особо хочу подчеркнуть фразу, вроде незаметную, но практически одну из главных, кульминационных, после которой ждешь - вот-вот свершится нечто ужасное...
Какой храбрый господин... - прошептал некромант, опускаясь на колени, - мой прекрасный злой господин.. .
Городское готическое фэнтэзи на грани реала и мистики. Собственно, можно и поспорить о жанре, но не хочется, потому, как фэнтэзи здесь как щепотка перца в наваристой ухе - мелочь, но крайне важная. Нестареющие Кошкинд со Стрельниковым да упоминание об эльфах-гоблинах. Кстати, последние здесь явно не в тему - чужеродные они данному сюжету. Хотя, как некое сравнение с темными и светлыми силами, хороши, конечно. Ну, и старение Кошкинда после смерти Стрельникова - тоже фэнтэзийно.
Главное - читается рассказ на одном дыхании, хотя время-то описывается далекое и трудное, да и красивостей, присущих фэнтэзи, практически нет (и хорошо, что нет).
А ещё мне понравилась тонкая ирония, скользящая в сюжете рассказа - чего только стоит данное мальчику имя!
Если честно, вообще, не поняла рассказа, пока не прочла комментарии и обзоры. Отдельно спасибо Макарке и Гыррру - раскрыли глаза, скажем так. Но получается рассказ на любителя - кто-то также, как я, не сумеет вникнуть в идею сюжета, увы...Поэтому, мне кажется, немного бы раскрыть тайны, подтолкнуть читателя к тому, что за Дьявол приходит к Хранителю, и что за вино они пьют...
И не очень понятно, почему женщина все время лежит и лежит - не встает вообще? Я понимаю, вечная ночь любви, но это получается только, когда приходит Хранитель, а все остальное время - кто эта женщина? И ещё, мне не очень понятен смысл рассказа - ну, вампир, ну пьет кровь, и что дальше? Поэтому, все же я вижу в рассказе некоторую незавершенность. Хотя написано, так скажем, сильно.
Черный, беспросветный мир. Как маленький лучик света - грубоватое, но заботливое отношение Дорна к Ариндту, тяга к общению с мальчиком химика Саора. Думаю, одна из важнейших мыслей сюжета - нет ничего страшнее одиночества.
Жаль, мы почти не видим, что за мир окружает наших героев, хотя из повествования можно сделать выводы, что невыносимо жестокий, поэтому и приходит всё к страшному финалу. Жутко представить мальчика в клетке с мертвыми мужчинами, бывшими ему почти родными.
У меня только маленькое сомнение, даже два. Как Дорн выкормил младенца? И почему Гред не избавился от мальчика раньше?
Сюжет сбалансирован на грани с реализмом, но это, безусловно, готическое фэнтези.
Караваны, пустыни, невольницы, ифриты, оймане... Рассказ необычайно колоритен, выдержан в стиле хорошей восточной сказки или легенды.
Есть моменты, вызвавшие вопросы. Понятно, что при передвижении по пустыне дорога каждая капля воды, да и пища на вес золота. Но ведь Аль-Джамшад не безусый юнец, рассчитать объемы воды и пищи для каравана и пленных рунийцев должен был заранее - тащить по пустыне полуголодных людей для последующей продажи? Кто же их, несчастных, изможденных потом купит? И ещё. Девушки ехали на верблюдах? Сколько же запасных верблюдов было в караване? И почему Аль-Джамшад держал при себе Бенги? Ведь он же враг? Нелогично.
Еще маленькое замечание - восточный колорит, имена девушек не сочетаются с местом их проживания - Каменек - слишком по-славянски звучит, как и имя старшей сестры - Ирена. Как и вот эта фраза
Сыне Божий, ты не защитил в родном краю...
А вообще читается с интересом, несмотря на некоторую затянутость текста, хорошо выписаны образы девушек и ифрита, что говорил с ними в виде светящегося силуэта. И порадовал финал, как глоток свежей воды после нагнетаемой Самумом безнадежности.
Что безусловно понравилось - атмосферность, стилистика. Отличное описание схватки Старшего и Младшего с мулло. И идея - кто-то должен защищать людей, причем, чаще всего их имена остаются неизвестными, как здесь, в сюжете.
Проблема рассказа - в недосказанности. Что за мулло? Откуда взялась и чем грозит людям, живя тихонечко в доме под яблоней? Мне думается, у цыган могло хватить сил самостоятельно с ней расправиться. Хотя, возможно, для этого нужны некие особые силы, какими обладают, например два героя - волкодава. Опять же странно, что они расспрашивают у барона об её местонахождении - где же собственное чутье?
Вообще, я не любитель боевиков. Но язык рассказа настолько хорош, что прочла с удовольствием, понравились даже все сцены схватки. Хотя страшно не было.
А вот здесь, безусловно, готическое фэнтэзи. Загадочно, мрачно, с глубокой философией.
Особую пикантность рассказу придает обезличенность образов. Главный герой здесь - просто Человек. Неважно, какое у него имя, чем он занимался, от кого бежал, он - этакий собирательный образ человека, попавшего из огня в полымя.
Также неважно, кто же они, собранные в странном доме то ли люди, то ли мертвецы, превращающиеся в птиц. У меня возникла мысль, что это - души умерших, потому что главный герой, лишенный пищи и возможности выбраться из клетки, в которую сам себя заточил, практически был обречен. А может, он уже умер, когда вошел в полуразрушенный дом, где все подлежит разложению? И в финале душа его летит над землёю пестрой птицей?
Нагнетаемая мрачность временами заставляет поеживаться, но светлый финал согревает.
Единственно, что я бы изменила - первую треть рассказа, где Человек все ходит и ходит, туда-сюда, поднимаясь и спускаясь по лестницам.
Рассказ, который при желании можно отнести к 100-процентному реализму, а можно - к фэнтэзи, если признать, что нам представлен некий выдуманный мир, о чем говорят имена и некоторые другие моменты.