Аннотация: Собственно, критерии и обзор. Сначала навалом, потом - третья группа
Критерии и обзор конкурса "Блэк Джек - 14"
Добрый день всем.
Я, Михаил Рашевский (в СИ чаще всего выступаю под ником "ака Мых"), на конкурсе "БД-14" принимаю участие в качестве судьи в дополнительном списке. Почему не в основном списке, как в прежние года? По моей личной просьбе. В случае форс-мажорных обстоятельств мне могут поручить заместить кого-то из судей - и в этом случае придётся поработать в качестве судьи основного состава.
Но пока (а скорее всего на весь период конкурса) я на лавке запасных, что развязывает мне руки в плане выбора текстов для оценочного субъективного их суждения. Я не буду связан конкретной группой и могу выбирать тексты из общей массы поданных работ. Не собираюсь "работать по заявкам", потому не старайтесь выпросить отзыв на свою работу в комментариях. А кто не читал это вступление, а просто будет кидать ссылки в комментариях - сам себе злобный буратина.
Ещё одно преимущество судьи дополнительного списка: возможность не дочитывать до конца произведение, которое не понравилось. Судья основного состава обязан читать рассказ от корки до корки, чтобы вывести субъективно-объективную оценку произведения. Независимый критик, составляющий отзыв на произведение, также должен знать весь его текст. А вот те, кто читает рассказы конкурса без обязательного мнения о поданной работе, вольны не тратить время на прочтение всего произведения. И этой возможностью я буду пользоваться без зазрения совести.
Каковы же критерии оценивания текстов?
Произведение должно иметь в себе полноценную историю. Историю со смыслом. Пусть даже размытый набросок, но скрывающий в себе несомненный посыл. Я не требую оригинальности, с этим сейчас совсем туго, но даже набившую оскомину историю можно преподнести в совершенно непривычном, необычном ракурсе.
В произведении, если предполагается наличие внутренних самокопаний героев, должны быть продуманы психология поведения и адекватность речи и поступков этих героев.
Автор должен уважать своих читателей и не подавать на конкурс абсолютно безграмотные произведения.
Да в принципе и всё.
Если что ещё будет - допишу. А пока - погнали.
Сначала я прочитал престранную заметку от лица... то есть морды мухи. То есть как бы от души погибшей мухи. От души мухи, что стала частью коллективного разума, представляющей из себя паутинную сеть. Правда, это было странное насекомое. Обычно у мух - хоботок, но эта была явно мутант: "От ледяной воды в ручье сводило челюсти". Заметка так себе, ничего нового не преподносящая. Впрочем, есть неожиданный и более привлекательный ракурс. Муха - человек, паутинная сеть - интернет, паук - собственно, Интернет, а всё описанное событие - суть превращение обычного человека в интернет-зависимого. Если так - то ещё норм, но если так - то или писать нужно было, ИМХО, в стиле киберпанка, или развить больше мысль в заключительной части. Ну, например, о связи паутин между собой или о потребностях и извращениях отдельных паутинок и т.д.
Потом был какой-то унылый рассказ про унылых учёных.
Ещё что-то политическое, замаскированное под социально-политическую альтернативу. После прочтения этого рассказа я вспомнил, что можно ведь не дочитывать до конца то, что не нравится. Ок.
Наконец, рассказ Лобода А.Бд-14: Туарег показался более-менее... адекватным конкурсу, что ли. Первую половину я еле осилил, честно говоря. И не потому, что написано неважно, нет. Написано более-менее нормально. Без изысков, просто, но и не отталкивающе. Только вот фантастического элемента я в рассказе не видел напрочь. Аж до самой пещеры. Дальше, правда, начались события явно навеянные произведениями Стругацких про их многочисленных исследователей и т.д. Естественно, вызывает большущее сомнение сама ситуация, когда всю сушу на планете занимают пустыни. Это - самая большая фантастика в рассказе. Ибо в том многообразии климатических условий, что есть на планете, добиться "опустынивания" всей суши - для этого нужно изрядно постараться. Например, вырубить все леса и не давать природе возродиться. Абсолютно везде. И тогда лет через сто-двести, может быть, на большей части суши и получится добиться пустыни. Ещё что вызывает недоумение - так это то, как же тогда исхитряется существовать на планете жизнь. Ну, понятно, море-океан. Но ведь на суше, покрытой пустыней, выживут разве что змеи, скорпионы, насекомые в принципе и ящерицы. Уже верблюды не выживут: для них нужна пища, которой нет. Люди не выживут. Для них, как ни странно, тоже нужна пища, а её нет. Даже в самой глухой пустыне люди питаются всё же тем, что даёт им земля. Покупное по большому счёту, но ведь - выращенное. А если вся суша - пустыня... И последнее. Реконструкция планеты, пришельцы из другого времени, измерения... а всё равно изучают напряжённо жизнь и условия выживания в пустыне. Смешно. Даже сейчас этого материала на родной планете - невероятно много. Бери и изучай. Местные туареги, бушмены, зулусы и т.д., и т.п. То ли реконструкторы - люди недалёкие, то ли они с параллельной реальности, где пустынь нет и в помине.
В общем, как по мне, всё то нагромождение допущений и посылов в рассказе, совсем неубедительны. Но это первое произведение в конкурсе, которое претендует на звание "рассказ" вообще. Посмотрим, что будет дальше.
Дальше был рассказ, который начался за здравие - а кончился за упокой. Чваков Д.Морок Вроде бы как бы загадки, даже качественный мистик-хоррор с параллельными пересекающимися реальностями и ошибками в кодах вселенной, эдаким пробитием в дежа ву. А завершилось как бы нелепым подзатыльником про пернатых жён: а как я тебя, мол, разыграл! По сути, тематика рассказа не раз обыгрывалась что в литературных произведениях, что в кино. Но здесь хорошо подан настрой. Тревожный, с непонятками, такой, от которого мурашки по коже идут. Правда, как по мне, есть недоработки в деталях. Если жена из иного "кластера реальности", да и вообще иная реальность - то имеются, обязаны иметься хоть какие-то различия в поведении, тоне и манере общения, мелких детальках. А то вот есть глобальное материальное различие - мотоцикл, а всё остальное что, всё на своих местах? В гараже всё тот же набор инструментов и всё так же лежит? В доме всё так же, вплоть до мельчайших деталей? А ведь если иная реальность и жена от иных предков, то и повадки, и характер, и поведение - и, соответственно, набор предметов, условия нагляда за ними, да просто правила расположения их в пространстве могут оччччень сильно отличаться. Что ГГ уж всяко заметил бы. Не ночью - так утром. Автор же этот момент упустил. Или опустил.
В остальном же, впрочем, если убрать последний абзац, оборвать на полуслове - и вышло бы ух! А так, "ух" сменился "охохонюшки". Впрочем, если не читать последнее предложение - норм. Более того - пока из прочитанного самый качественно построенный текст. Рекомендую к прочтению, но предупреждаю об обломе в конце!
Прочитал рассказ-зарисовку, осколок явно большого или претендующего на большое произведения про виртуальный мир и задрота, вдруг в своей виртуалке повстречавшего хоть что-то настоящее. Ни на что не претендующее произведение.
Потом было произведение, которое я просто прокрутил по диагонали. Пустое. Про Что-то С Больших Букв. Совершенно неинтересное.
Последующий рассказ ФантомБд-14: Фантом можно выделить хотя бы за то, что в нём автор пытается втиснуться в тело своего главного героя. Идея ситуации далеко не нова: оматериализовавшиеся мысли человека спасают ему жизнь. Перед глазами сразу возникает картинка из какого-то сериала американского, не помню названия, как там во время второй мировой войны в один отбомбившийся самолёт попали снаряды зенитки - и заклинили сферу нижнего стрелка и шасси. По всему выходило, что садиться нужно будет на брюхо самолёта, но при этом обязательно должен будет погибнуть стрелок, который не может выбраться из нижней сферы стрелка. Оставалось жить мужику - пока не долетят. А он был начинающим художником. Ну и нарисовал самолёт их с шасси. А шасси возьми - и появись. Нарисованные, ага. Вытащили техники стрелка из заклинившей кабины, отошли от чудного самолта - и тут пропали шасси - и самолёт упал на нижнюю сферу, сплющив её.
Тут - то же самое. Материализованный пилот выдуманного когда-то литературного произведения сумел посадить космический аппарат. А сделал дело - пропал. Интересная история, хоть и не новая.
Странно, конечно, что в предсмертные моменты ГГ вспоминает только книги. Не родных, друзей, впечатления, эмоции какие-то - а книги. Значит, это было самое дорогое, что у него было в жизни. Несчастный человек, несчастный и одинокий. Но и такие бывают, что уж там.
Более ничего примечательного в рассказе нет. Скроен норм, история удобоварима, высказанные эмоции сомнительны, но скроен рассказ, повторю, норм.
В следующем произведении я думал, что всё банально окончится или вампирами/суккубами, или адептами рая/ада. Но вышло чуть-чуть по-другому, вышли сублимации одинокой женщины. Написано гладко, но интересно, ИМХО, лишь... одиноким женщинам.
Ещё один рассказ оставил меня равнодушным. Психованные биороботы, спрашивающие советы у дачников - каково? И окончание ни в пень, ни в колоду.
Дальше было что-то импульсивное, анимэшное с кучей героев, то появляющихся, то пропадающих. Кого-то спасающих, зачем-то ныряющих, что-то доказывающих. Мельтешение, которое, скорее, утомило, чем развлекло. А вот молодёжи может прийтись по нраву.
Милый ни к чему не обязывающий рассказ про отпуск умершего когда-то 42-летнего кумира, вернувшегося на Землю в теле юного себя же - слегка развлёк. Но и только.
Рассказ Днепровский А.А.Бд-14: Прекраснее всего вызвал массу протеста, потому я и решил немного остановиться на нём. Ну да, да, автору уже неоднократно, наверное, сказали, что Стругацкие этот сюжет описали намного раньше и намного талантливей, да не в этом дело. Кучка нелогичных декораций в рассказе вызвали небольшое раздражение. Они, как заусеницы, постоянно мешали читать дальше, и так и остались раздражителями - пришлось вот писать это, чтобы от раздражения отделаться.
Ну, например, первое же: "Человеческая техника перестает работать ... Они просто не функционируют. ... даже велосипед почему-то не едет. Так что - только ножками." - объясните мне, ради бога, почему велосипеды переставали работать? Я понимаю там, например, машины, самобеглые коляски, не говорю уже о всяких там флайерах и глиссерах - все они имеют двигатель, сложные конструкты и механизмы, которые под действием некоего поля или, не знаю, Частиц Мироздания, наноквантов глупости вселенной или чего-нибудь ещё отказывались работать. Топливо расщеплялось, газы сжиживались, а ядерная энергия скукоживалась и превращалась в мыльные пузыри. Пусть так. Но - велосипед? Там нет ничего сложного, там принцип действия основан на мускульной силе человека! Чему там ломаться и чему отказывать? Скажите, автор, а вот самокат тоже не ехал бы? Мгновенно покрывались бы ржавчиной колёса? Всё это вызывает лишь недоумение. Придумали бы планетарный запрет, например, или - традицию. Мол, путь очищения - было бы более приемлемо.
Дальше. Это самое "место" существует уже довольно продолжительное время - и никто не удосужился на границе, так сказать, зоны отчуждения поставить гостиницу для паломников с услугой вьючных собак или там верблюдов? Ой да не смешите меня.
И ещё одно из вызвавших недоумение. Тяжёлый меч. Люди давно летают от звезды к звезде, а мечи до сих пор тяжеленные и в ножнах? А почему не подумать футуристически? Уже сейчас есть лёгкие и прочные стали, металлопластики, комбинированные металлы, которые много прочнее и много легче традиционных. Складной какой-нибудь металлокерамический или полимерный клинок. Или вообще - самострел, композитный лук. Раз уж не можешь обращаться с оружием, так лучше, действительно, современный арбалет. Но тащить чёрт знает куда тяжеленный дорогущий... меч? Глупо.
Что до сюжета вообще и концовки рассказа - как-то... слишком банально. Непонятна причина отказа ГГ всё же перешагнуть черту. Тащился сотню км - и струсил сделать последний шаг? Страшно? Но страх не показан. Не переступил просто потому, что так не захотел автор. Неправдоподобно.
А вот следующий рассказ Баев А.Лёгкая нотка ванили оставил, наоборот, приятные впечатления. С одной стороны, оно как бы само собой напрашивается, всё это "телевидение с запахом", особенно после появления всех этих 7D, 8D... 25D кинотеатров. И, скорее всего, частенько уже упоминалась такая вот возможность смотреть фильмы, передачи и шоу с запахами. "Живые мертвецы" с вонью трупного разложения или там онлайн-новости с городской свалки - это, конечно, та ещё "радость", но вот погулять по виртуальному ботаническому саду в пору цветения сирени или посетить ресторан с гриль-баром, уплетая при этом вермишель быстрого приготовления - это совсем другое.
Я думал было возразить, мол, далеко не все смотрят телевизор даже сейчас, но упоминание автора о запахах как о заложенном в изображении коде, как невидимый на плёнке звук - это многое меняет и оправдывает. Да, могут ставить смэл-заглушки на входящий сигнал в сети, но ведь и запаховые вирусы несложно замутить. Да, можно попытаться отказаться от запахов в кинотеатре, но не запретишь ведь себе не реагировать на коды, заставляющие мозг направлять в нужном направлении нейроны. Это я уже начал мысль автора продолжать. В самом деле, если звук - это всего лишь волна определённой частоты (и таки большой вопрос в том, слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?), свет - это те же волны разной длины, то ведь и запах - это всего лишь химический процесс, обрабатываемый рецепторами и мозгом. Возможно ли его запрограммировать и органично вплести в передаваемую картинку задним фоном? Если или когда это произойдёт - это будет революция в мире передачи информации электронным путём. Вирус, пожирающий твой комп со стойким запахом нужника. Порносайт, подсаживающий на себя посетителей как цветок - пчёл. Ну или вот такое манипулирование сознания наборами запахов.
Интересный рассказ. Думаю, пройдёт в финал.
Дальше был рассказ о глупом чуваке, возомнившем себя Декстером, но совершенно не заботящемся о собственной безопасности. Шляться по квартирам соседей даже не ночью, оставлять их там мёртвыми, оставлять свои следы и отпечатки пальцев, тут же идти домой и не путать следы... очень недалёкий молодой человек. А "демон" этот его слишком анимэшэн.
Дальше был забавный рассказец о времени. Нет, в самом деле хороший! Отдыхной такой. Как оказалось, всё очень просто, но ведь замах был - колоссальный. А всё оказалось слишком просто. Жаль.
ИТАК, к сожалению вашему (и моему - частично) свершились форс-мажорные обстоятельства, и теперь мне предстоит судить целую группу, то есть быть судьёй основного состава. Всё равно по участвующим расскам вычислите, какая, потому сразу сообщу - третья группа.
Теперь придётся писать на каждый рассказ отзыв, но тут уж заметите по ранжиру и по настрою, что мне понравилось, а что нет. Некоторые рассказы я прочитал ранее, и теперь, если они мне не нравились раньше и я на них не составлял подробного комментария, придётся перечитывать их вновь. Если, собственно, читал и составлял подробный отзыв - просто скопипастю отзыв на сюда.
Как правило, перед чтением я врубаю какую-нть Музычку, чтобы занимала уши, но такую, чтобы не отвлекала.
Сегодня меня пропёрло на олдскул и ретро-хиты, потому врубил одновременно Луи Армстронга и подборочку песен конца 19-го начала 20-го веков. Впрочем, тут же сменил на классную инструментальную подборку Harmony Relax. Слова вс равно отвлекают, а в этой подборке лишь инструменталки, без слов. Поехали, что ли?
Ранее я этот рассказ читал, и он оставил меня равнодушным. Вот что тогда я о нём сказал: "Прочитал рассказ-зарисовку, осколок явно большого или претендующего на большое произведения про виртуальный мир и задрота, вдруг в своей виртуалке повстречавшего хоть что-то настоящее. Ни на что не претендующее произведение". Что ж, попробуем заново освежить впечатление.
Ну что я могу сказать...
Всё это действительно было уже описано, и описано намного лучше. И показаны разрушение человеческих судеб и чувств, когда человек уходит в виртуальный мир, и расписаны все возможные коллизии и взаимодействия между реальным и виртуальным, отношение реального к виртуальному и наоборот. Из ближайшего: Лукьяненко, "Матрица". Так что то, что в этом рассказе, уже заведомо всё устарело и обсосано до мелочей.
Всё те же задроты и неудачники в реальной жизни, которые уходят в виртуал, чтобы хоть чего-то в придуманной жизни достичь. Всё та же обманка пикселей и кажущееся превосходство и ощущение значимости в несуществующем придуманном мире. Мечта любого слабака и карьериста. Секс-стимулятор с эффектом тридцать три дэ.
Только вот здесь неудачник по жизни зачем-то перетаскивает свой неудачный мир в виртуал. Казалось бы - безграничные возможности, создай то, что желаешь, как хотел бы. Но ГГ - дичайший затворник и интраверт, он воссоздаёт своё гнёздышко неудачника и в виртуале. Вот только в виртуале он способен это гнездо преобразить из обители одиночки в место обиталища счастливого по жизни человека. Обмануть себя в несуществующем мире - а потом перетащить самообман в мир реальный. Увы, этого человека ждёт бесславный конец. Он вскоре окончательно запутается, где всё же реал, а где - нет. С таким-то подходом.
Кстати, вообще виртуал здесь несколько странен. Люди туда уходят, чтобы отдохнуть. ГГ же изводит себя там до усталости: "Если честно, я уже порядком устал от обилия выставленных напоказ женских прелестей". Казалось бы, чего проще: задал начальные параметры - и иди по меткам-подсказкам. Ан нет, будет ходить день, неделю, тратить нервы даже в виртуале и даже в виртуале оставаться неудачником... зачем?
Да и вот это: "Дорогой, ты когда в последний раз её мыл?" - выглядит после осознания того, что показанная картинка - нереальна, что этот мир - нарисован - несколько странновато. То есть этот "продавец", за которым тоже стоит реальный человек ну или программа, зная, что придирка по сути - нереальна из-за нереальности "чистоты" или "грязноты" в виртуале... всё равно идёт на уступки, скидки и т.д. Элемент игры? Псевдореалистичность? Разве что. Иначе, получается, продавца развели как лоха. "Эй, чувак, ты сегодня задействовал патч "чистота и блеск"? А у тебя последняя версия визуализации стоит?" и т.д.
В общем, как по мне, работа слабо проработана в плане смысловом и кажется оборванной. Возможно, что-то интересное и вырисовалось бы в продолжении истории, хотя "всё уже написано до нас".
Вот честно говоря, если бы не знал, что Паша - мужик, да ещё и не пацан, а нормальный такой мужик, то подумал, что сей "рассказ" написала девчонка пубертатного возраста. Ну. На худой конец, парня. Того же возраста.
В самделе, рассказ - ученический, и попросту ни о чём. Нагромождение пустячных действий, скрупулезное перечисление никому, кроме двум парням на базе, не нужных визуальных наблюдений. Опять-таки мелкая фантастическая придумка и самое что ни на есть поверхностное её осмысление. И т.д., и т.п.
Я не понимаю, зачем на постоянно ломающейся космической базе нужны люди, если приходящую информацию намного проще, быстрее и правильнее сумел бы отсеять любой, существующий даже сейчас, компьютерный фильтр. Зачем ещё и активистки какие-то туда прилетают, на стратегический, по сути, объект, на котором осуществляется цензура. Где крутятся сведения, от которых зависят судьбы держателей того мира. Что за странное попустительство?! Детки играют в игрушки - а внизу рушатся по их желанию империи. Слишком нереальная обстановка и слишком слабая продуманность ситуации.
А главное: в чём смысл всего описанного? Ведь ни о чём же!
Этот рассказ я тоже раньше читал, и оставил о нём следующее мнение: "Дальше был забавный рассказец о времени. Нет, в самом деле хороший! Отдыхной такой. Как оказалось, всё очень просто, но ведь замах был - колоссальный. А всё оказалось слишком просто. Жаль". Проверим впечатление.
Стыдно признаться, но я забыл сюжет рассказа, прочитанного несколько дней назад. Может, это и хорошо, ибо в этот раз читал произведение как в первый раз.
И увы, последний абзац опять напрочь всё испортил. Вроде бы выстраивалась пусть абсурдная, но всё же интересная и перспективная вселенная, в которой люди научились (да, да, чушь, ну да ладно!) выщимлять из окружающего пространства такое не поддающееся овеществлению и консервации понятие как "время". И вроде бы научились его обрабатывать, производить и употреблять там, где его недостаточно.
И пусть даже порой возникает сомнение в видении автора "субстанции время", как то: "Яркие брызги рассыпаются вокруг и оседают токсичной пылью", ну или вызывает странность того, что до сих пор на токсичном производстве людей работодатели умудряются держать без должной защиты: "Работника, по неосторожности хватившего лишку вредных паров или вдохнувшего пыли сверх меры...", но всё равно, задумка в целом интересная. И даже возникшая потом малопонятная и малообъяснимая коллизия с собой существующим - тоже приемлема. Ломать мозги - так ломать.
Но последний абзац... сводит на нет всё то приятное впечатление (и ожидание должной развязки), что было ранее. Всё сводится к банальщине и бытовухе.
Рассказ про местного осовремененного ведьмака. Можно даже сказать, рассказ-пародия на второсортные фильмы ужасов.
Впрочем, "наш" ведьмак - мужик без страха и упрёка, без эмоций и чувств. Ручкается с мертвяками, всех на подотчётном участке знает, но почему-то до сих пор умудряется попадаться в ловушки. Подстроенные, правда, кем - непонятно. Мертвяками? Для того, чтобы кровушки попить? Ну так слабы что-то попытки. Судя по тому, что даже двое упокоенных могут завалить ведьмака, то, взявшись хотя бы десятком, уж точно давно избавились от надоевшего охранника и потом - воля.
В общем, это не мертвяки тупые, это авторская задумка такая слабая. Слабо продуманно тут всё. Например, экипировка ведьмака. Казалось бы, вот уже и старость, а чтобы к ружью присобачить фонарик - до этого не додумался. Вот и получается "Прохор внимательно всматривался в тени, во мраке таилась опасность, но отступать он не собирался..." Прохор тупой? Не Прохор.
Слабо продуманы мотивы и поведение мертвяков. Уж слишком они с многочисленных зомби-проектов списаны. А точнее, с компьютерных игрушек. Шутер от первого лица. Идёшь, стреляешь. Всё. В рассказе, правда, лута нет. Да и мертвецы все какие-то... слишком простые, что ли.
Слабо представлен быт и окружение сторожа. Внутренний мир - пуст. Внешний наталкивается на священника, уборщиков, и опять же - лишь мельком, а это неправильно.
Я бы назвал это главой чего-то большого, ибо как самостоятельное произведение на рассказ сие не катит. Слишком размыто, просто и недоговорено.
Тэкс, ну шо, сегодня рванём не меньше, а то и больше?
Попробуем.
Для начала создадим нужный музыкальный фон. Пусть это будет громадная дискография "Music From The World Of Osho". Ровно, гладко, релаксирующе и мелодично.
В кои то веки попаданчество происходит не в июнь 41-го. Хотя, тут не попаданчество, а временные коллизии, но весьма похоже.
Поначалу рассказ казался ученическим, так много было зацепок (но об этом чуть позже), потом стиль повествования слегка начал напоминать произведения конца 19-го - начала 20-х веков. Уэллс, По... кто там ещё? Но потом вновь всё скатилось к мальчишеству и банальщине. На всяческие логические, стилистические ляпы и заусеницы просто перестал внимание обращать. Махнул рукой. Что в итоге? Ну, альтернативка. Современники, правда, эффекта бабочки не учли, потому судьба современности из-за их альтруизма неизвестна. Как рассказ представленное произведение слабо, больше похоже на воплощение зудевшей ещё никем не занятой задумки. А от чтобы сюжет превратил в полновесное произведение поданную зарисовку, придётся долго и вдумчиво работать.
Дабы не быть голословным в придирках, возьмём всего лишь первые пару абзацев.
"Майской ночью 2012 года английский траулер... Секунды ожидания казались Боунсу вечностью. Вот в тумане прорисовался силуэт возвращающейся лодки, ещё несколько ударов вёсел - и на борт поднимается спасённый мужчина..." - допустим, капитан в это время стоял на палубе и опирался на ограждение. Иначе вряд ли в железном нутре траулера водоизмещением несколько тысяч тонн в шуме и лязге механизмов возможно услышать крик человека, находящегося как минимум в нескольких десятках метрах от борта. Допустим.
Но вы уверены, что в современных траулерах лодки до сих пор вёсельные? Думаю, давно либо надувные с мотором, либо просто - моторные. Какие удары вёсел? И ещё - вы знаете, что нынче принято переговариваться между собой членам команды по рации, мобильному телефону. Так как там нет сети, то сто пудов - рация. Тогда зачем ждал и терзался в сомнениях?
В общем, уже сразу момент абсолютно непродуман.
И так далее, и тому подобное.
То простой капитан захудалого траулера на глазок определяет подлинность билета столетней давности, надо же какой X-man. То канонический учёный-затворщик вот так вот навскидку изобретает машину времени - и не пользуется ей годами... В общем, сумбур, нагромождение и полный мрак.
Ну и напоследок. "Он тенью скользнул в рубку, и бутылка метко опустилась на затылок рулевого" - ну, допустим, тогда рулевые всё же были одни в рубке, хотя вот на военных судах на мостике вокруг них обычно туча народу. Я даже поискал аутентичные фотографии того времени. Нашёл одну. И вот судя по ней - попробуйте-ка подобраться к рулевому незаметно?
Вообще, как по мне, юмору на конкурсах фантастики делать нечего. ИМХО, у них ничтожные шансы на выигрыш. Разве что сюжет и ситуация в рассказе будет многогранна и с претензией на!
Здесь же - осовремененная фэнтези-сказка с кучкой гэгов и приколов. Такими приёмами нынче пользуются писательницы ЖЮФ. И, надо сказать, они довольно успешны. Во всяком случае, именно в этом произведении нет перегибов и откровенных занудств. Текст написан легко, читается влёт, и всякие возможные вопросы решаются по мере текста.
В общем, автор, спасибо за несколько минут отдыха!
Может быть, я просто не замечал, бо не читаю НФ и НФ-боевики, и такого написано валом, а может и в самом деле на это не обращают особого внимания, но вопрос ментальной борьбы и даже ментальной агрессии не особо встречается в литературе. Впрочем, это я дал лишку. Всяческие ментальные удары, воплощённые в чём-то материальном, с надоедливой периодичностью мелькают в анимэ. Там, правда, в основном фэнтези и мистика, а тут - закос под НФ. Я, кстати, в своё время как-то тоже написал произведение, где чужие друг другу формы жизни держали друг друга на расстоянии, угрожая ментальным ударом.
Организационно произведение написано с огрехами. Большущий провис в середине и резкий обрыв в конце - это не есть гуд. Возможно, кому-то и будет интересным столь длинный диалог, в котором члены экспедиции играют в шерлокхолмсов в то время, пока их товарищ томится в плену и в любой момент может лишиться жизни, но лично я прочитал его просто из чувства долга. К сожалению, если бы не ремарки, кто именно произносит фразы, то и невозможно было бы определить, кто есть кто среди беседующих. Нет индивидуальности и стилизованности персонажей. Разве что пьяница слегка выделяется своей медвежьей нерасторопностью и топорностью фраз. Остальные же - пацаны, студенты-ботаны, что нашкодили - и теперь обсуждают произошедшее. Психологии в диалоге тоже маловато. Не чувствуется настрой, накал страстей, досада, радость догадки, а ведь должны! В общем, тут автор слабо поработал.
По сюжету... он проходной. Ну, встретили, ну, вместо контакта пошли колошматить тут же образовавшегося врага, а потом вместо - вновь! - попытки контакта - новое нападение. Как это... по-человечески.
Кстати, вопрос.
"Один нашли случайно полгода назад, другой - в результате операции по "зачистке"" - а нельзя было проследить по камерам, нацепить жучок и отметить, где бывает пьяница периодически, ведь за самогонными аппаратами всё равно нужно следить?
С литературной точки зрения произведение так себе. Извините, но прочитал - и забыл.
Колебания, действия человека на грани, эдакого полуреального и в то же время самого что ни на есть реального самоубийцы показаны хорошо. Может быть, правда, не хватает нерва, эдакой психинки. Всё же должен быть у человека страх! А его нет. Всё слишком ровно происходит, последовательно. Практически без волнения. Или атрофировался страх перед такой смертью, или здесь всё же своё видение поведения ГГ автором.
И конец ГГ тоже более приемлем, если можно так выразиться. По сути ГГ - слабый человек, если решение о "переселении" в виртуальный мир может принять лишь под действием алкоголя. Да и вообще самоубийцы - люди слабые. Вот и ещё один не устоял перед соблазном.
Единственно что не вижу - будущего сего персонажа. Будет жить-поживать виртуально-реальной жизнью... до первого ребута системы? Скорее, так. Узаконенная "Матрица".
Это я читал, и тогда рассказ показался мне отменным. Понравилась задумка и исполнение.
Пересмотрел произведение - впечатление не изменилось. Засим просто скоипрую сказанное ранее с небольшими выкупировками:
"... рассказ ... оставил... приятные впечатления. С одной стороны, оно как бы само собой напрашивается, всё это "телевидение с запахом", особенно после появления всех этих 7D, 8D... 25D кинотеатров. И, скорее всего, частенько уже упоминалась такая вот возможность смотреть фильмы, передачи и шоу с запахами. "Живые мертвецы" с вонью трупного разложения или там онлайн-новости с городской свалки - это, конечно, та ещё "радость", но вот погулять по виртуальному ботаническому саду в пору цветения сирени или посетить ресторан с гриль-баром, уплетая при этом вермишель быстрого приготовления - это совсем другое.
Я думал было возразить, мол, далеко не все смотрят телевизор даже сейчас, но упоминание автора о запахах как о заложенном в изображении коде, как невидимый на плёнке звук - это многое меняет и оправдывает. Да, могут ставить смэл-заглушки на входящий сигнал в сети, но ведь и запаховые вирусы несложно замутить. Да, можно попытаться отказаться от запахов в кинотеатре, но не запретишь ведь себе не реагировать на коды, заставляющие мозг направлять в нужном направлении нейроны. Это я уже начал мысль автора продолжать. В самом деле, если звук - это всего лишь волна определённой частоты (и таки большой вопрос в том, слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?), свет - это те же волны разной длины, то ведь и запах - это всего лишь химический процесс, обрабатываемый рецепторами и мозгом. Возможно ли его запрограммировать и органично вплести в передаваемую картинку задним фоном? Если или когда это произойдёт - это будет революция в мире передачи информации электронным путём. Вирус, пожирающий твой комп со стойким запахом нужника. Порносайт, подсаживающий на себя посетителей как цветок - пчёл. Ну или вот такое манипулирование сознания наборами запахов.
Набор давно реализованных штампов. И о том, насколько схожи муравьи (да и вообще организации насекомых) с людьми; и о том, что муравьи могут быть носителями высшей цивилизации; и о том, что цивилизации всяческих насекомоподобных давно наблюдают за нами, используя наших мурашей в качестве разведчиков... И наделяли муравьёв чувствами, и делали из них людей. Блин, да всё это уже было, было, было.
Может, правда, для кого-то и покажется чем-то новым и интересным. Но не мне, извините, автор.
Эпично. Эдакий триллер каменного века, где собрались маньяк, выживающее племя, жертва, благородный защитник... Голливудский набор. Даже борьба со злодеем и спасение в последние мгновения.
Впрочем, набор этот живуч, стандартное развитие сюжета всё ещё работает и держит в напряжении именно там и именно тогда, когда этого и требуется. В общем, всё более-менее нормально.
Наверное, самым сложным для автора было выдержать примитивный стиль "неандертальского" повествования.
Закручено изрядно. Не в том, что детективный сюжет сложен, его-то и вовсе нет, а в том, что намешано личностей, миров, психологических и физиологических разборок и т.д. Было интересно следить за развитием мысли: куда завернёт, в какую сторону направится внутреннее разбирательство и к чему в конце приведёт. Ассоциации "разум человека" = "целая вселенная" и "разум человека" = "совокупность его внутренних личностно-поведенческих отражений" тоже вполне приемлема.
"Казнь" через внутреннее решение проблемы, конечно, необычна, но вот в эффективности её я не особо верю. Впрочем, может, она ещё и не закончена, и внутренние разборки - лишь часть наказания перед абсолютной аннигиляцией? Я не знаю.
Как и что может сделать фармацевтическая компания "вверх по течению" от деревни, чтобы люди там, в деревне, напрочь все поменялись? Отравить воду настолько, что у людей начались и до сих пор продолжаются глюки? Или сам воздух? Но даже если бы было так, то люди, съездившие в другой регион на неделю-две, "воскрешали" бы. Не может быть за два года только трое таких вот "ездунов". Люди ездят на отдых, к родственникам. Люди общаются с другими по телефону и уж за два года можно было не одну сотню раз обмолвится про каких-то там вурдолаков - и тем самым всполошить родственников и заставить их принять соответствующие меры. Да что угодно могло произойти!
Но здесь насквозь закрытое общество со своей загадкой, которую воспринимают очень серьёзно и заставляют так же серьёзно воспринимать всех остальных. Типа Твин Пикса какого-то.
Вышло ли автору придать рассказу мистичности и сумел ли он нагнетать в должной мере страх? Нет. Ни то, ни другое. Рассказ вышел каким-то сумбурным с набором непонятных и не сочетаемых смысловых штампов. Вурдалаки - они вообще-то превращаются из людей в волков и загрызают тех напрочь, а тутошние какие-то квёлые, за два года едва ли трёх "загрызли". А до того грызли коров, ну надо же.
И вообще, оказывается, всё это глюки. И нормально все всё это воспринимают.
Нет, нет и нет. Рассказ, чтобы из него сделать хоть что-то стоящее, нужно конкретным образом переделывать.
Этот рассказ я читал ранее и оставлял на него такой отзыв: "Последующий рассказ ФантомБд-14: Фантом можно выделить хотя бы за то, что в нём автор пытается втиснуться в тело своего главного героя. Идея ситуации далеко не нова: оматериализовавшиеся мысли человека спасают ему жизнь. Перед глазами сразу возникает картинка из какого-то сериала американского, не помню названия, как там во время второй мировой войны в один отбомбившийся самолёт попали снаряды зенитки - и заклинили сферу нижнего стрелка и шасси. По всему выходило, что садиться нужно будет на брюхо самолёта, но при этом обязательно должен будет погибнуть стрелок, который не может выбраться из нижней сферы стрелка. Оставалось жить мужику - пока не долетят. А он был начинающим художником. Ну и нарисовал самолёт их с шасси. А шасси возьми - и появись. Нарисованные, ага. Вытащили техники стрелка из заклинившей кабины, отошли от чудного самолёта - но тут пропали шасси - и самолёт упал на нижнюю сферу, сплющив её.
Тут - то же самое. Материализованный пилот выдуманного когда-то литературного произведения сумел посадить космический аппарат. А сделал дело - пропал. Интересная история, хоть и не новая.
Странно, конечно, что в предсмертные моменты ГГ вспоминает только книги. Не родных, друзей, впечатления, эмоции какие-то - а книги. Значит, это было самое дорогое, что у него было в жизни. Несчастный человек, несчастный и одинокий. Но и такие бывают, что уж там.
Более ничего примечательного в рассказе нет. Скроен норм, история удобоварима, высказанные эмоции сомнительны, но скроен рассказ, повторю, норм."
Перечитал. Возникло сомнение, почему так дознаватель сокрушается от того, что не может воспроизвести картинку произошедшего, ведь в корабле обязательно должны быть "чёрные ящики", а так в сущности впечатление не поменялось. Скажу лишь, что данное произведение относительно нескольких прежде прочитанных выглядит на более высоком уровне по составлению сюжета, закрутки и игры словообразами.
И этот рассказ я читал раньше и даже имел дискуссию с автором. Мой отзыв был следующий: "Наконец, рассказ Лобода А.Бд-14: Туарег показался более-менее... адекватным конкурсу, что ли. Первую половину я еле осилил, честно говоря. И не потому, что написано неважно, нет. Написано более-менее нормально. Без изысков, просто, но и не отталкивающе. Только вот фантастического элемента я в рассказе не видел напрочь. Аж до самой пещеры. Дальше, правда, начались события явно навеянные произведениями Стругацких про их многочисленных исследователей и т.д. Естественно, вызывает большущее сомнение сама ситуация, когда всю сушу на планете занимают пустыни. Это - самая большая фантастика в рассказе. Ибо в том многообразии климатических условий, что есть на планете, добиться "опустынивания" всей суши - для этого нужно изрядно постараться. Например, вырубить все леса и не давать природе возродиться. Абсолютно везде. И тогда лет через сто-двести, может быть, на большей части суши и получится добиться пустыни. Ещё что вызывает недоумение - так это то, как же тогда исхитряется существовать на планете жизнь. Ну, понятно, море-океан. Но ведь на суше, покрытой пустыней, выживут разве что змеи, скорпионы, насекомые в принципе и ящерицы. Уже верблюды не выживут: для них нужна пища, которой нет. Люди не выживут. Для них, как ни странно, тоже нужна пища, а её нет. Даже в самой глухой пустыне люди питаются всё же тем, что даёт им земля. Покупное по большому счёту, но ведь - выращенное. А если вся суша - пустыня... И последнее. Реконструкция планеты, пришельцы из другого времени, измерения... а всё равно изучают напряжённо жизнь и условия выживания в пустыне. Смешно. Даже сейчас этого материала на родной планете - невероятно много. Бери и изучай. Местные туареги, бушмены, зулусы и т.д., и т.п. То ли реконструкторы - люди недалёкие, то ли они с параллельной реальности, где пустынь нет и в помине.
В общем, как по мне, всё то нагромождение допущений и посылов в рассказе, совсем неубедительны. Но это первое произведение в конкурсе, которое претендует на звание "рассказ" вообще. Посмотрим, что будет дальше."
В процессе дискуссии выяснилось, что пришельцы - из будущего этого же мира, и решили они возродить планету. А я всё же не понял, как вообще планету довели до такого уже в 17-ом веке и раньше и как умудрились выжить на континенте при этом.
Ну да ладно. Выживают и в пустыне, это правда. Но не умудряются при этом развить науку настолько, чтобы выйти в космос и изобрести машину времени.
Это я не уподобился "временным зомби", как в рассказе, это мне сам рассказ так понравился. Идея недостатка кислорода в результате некоего катаклизма в космосе и угроза выживания живых существ внутри запертого пространства мне знакома. Я сам на эту тему давным-давно рассказ писал. Так что идею в самом рассказе принял на все сто.
Немного непонятно, конечно, каким макаром службы планеты, на которую летят наши "герои" прознают, что на борту - заражённые неким вирусом организмы, которые можно вылечить антидотом, а не просто выкинуть на помойку. Может, и сообщили на планету назначения о проблеме, не знаю, в рассказе об этом ни слова. Но в любом случае дальнейшее произошедшее вполне вписывается в какой-нибудь "Dead Space". Для пущей убедительности не хватает, правда, аутентичных для вурдалака мыслей, ибо то, что мы читаем - это мысли обычного, только очень голодного человека, а ведь сыворотка думалку, небось, тоже изрядно покорёжила.
Но и без этого расск изрядно порадовал. Спасибо, автор.
Хороший рассказ. Добрый. В меру стилизованный под детские впечатления, но лишь в меру - и это правильно.
Были или нет, есть или нет на нашей земле эдакие добрые защитники Лада в семье и общине - то неведомо, но на это хочется рассчитывать, верить уж хотя бы в это! На фоне того, что происходит в моей стране, хочется призвать на помощь хоть инопланетян, хоть древние мудрые силы, чтобы они добавили разума тем, кто противостоит друг другу.
Жаль, что это только сказка. А впрочем, не живёт ли в каждом из нас этот добрый мудрый защитник мира и порядка, который вошёл в нас, слился с нами ещё в детстве? Привнесённый туда родителями, дедушками и бабушками. Теми, кто помнит горечь и боль больших войн и гражданских противостояний, кто понимает, что с младых лет нужно взращивать в человеке добро и миролюбие?
И в конечном итоге все противостояния в мире заканчивается тогда, когда здравый смысл и вот этот вот мироутоитель в душе возобладают над тягой к разрушению. Не так ли?
Читал рассказ и раньше. Тогда он не вызвал у меня восторгов, и я про него написал следующее: "Дальше был рассказ о глупом чуваке, возомнившем себя Декстером, но совершенно не заботящемся о собственной безопасности. Шляться по квартирам соседей даже не ночью, оставлять их там мёртвыми, оставлять свои следы и отпечатки пальцев, тут же идти домой и не путать следы... очень недалёкий молодой человек. А "демон" этот его слишком анимэшэн".
Перечитал.
Как сценарий для небольшого комикса - пойдёт, как задумка для односезонного анимэ - тоже. Как самодостаточное произведение - нет. Написано слабовато, над рассказом много и вдумчиво работать.
И вновь мне повезло с тем, что рассказ я читал раньше. И составил большой развёрнутый отзыв. Перечитал. Перечитал отзыв. Решил так и оставить, ибо лучше чем сказано уже - не скажешь.
"Рассказ Днепровский А.А.Бд-14: Прекраснее всего вызвал массу протеста, потому я и решил немного остановиться на нём. Ну да, да, автору уже неоднократно, наверное, сказали, что Стругацкие этот сюжет описали намного раньше и намного талантливей, да не в этом дело. Кучка нелогичных декораций в рассказе вызвали небольшое раздражение. Они, как заусеницы, постоянно мешали читать дальше, и так и остались раздражителями - пришлось вот писать это, чтобы от раздражения отделаться.
Ну, например, первое же: "Человеческая техника перестает работать ... Они просто не функционируют. ... даже велосипед почему-то не едет. Так что - только ножками." - объясните мне, ради бога, почему велосипеды переставали работать? Я понимаю там, например, машины, самобеглые коляски, не говорю уже о всяких там флайерах и глиссерах - все они имеют двигатель, сложные конструкты и механизмы, которые под действием некоего поля или, не знаю, Частиц Мироздания, наноквантов глупости вселенной или чего-нибудь ещё отказывались работать. Топливо расщеплялось, газы сжиживались, а ядерная энергия скукоживалась и превращалась в мыльные пузыри. Пусть так. Но - велосипед? Там нет ничего сложного, там принцип действия основан на мускульной силе человека! Чему там ломаться и чему отказывать? Скажите, автор, а вот самокат тоже не ехал бы? Мгновенно покрывались бы ржавчиной колёса? Всё это вызывает лишь недоумение. Придумали бы планетарный запрет, например, или - традицию. Мол, путь очищения - было бы более приемлемо.
Дальше. Это самое "место" существует уже довольно продолжительное время - и никто не удосужился на границе, так сказать, зоны отчуждения поставить гостиницу для паломников с услугой вьючных собак или там верблюдов? Ой да не смешите меня.
И ещё одно из вызвавших недоумение. Тяжёлый меч. Люди давно летают от звезды к звезде, а мечи до сих пор тяжеленные и в ножнах? А почему не подумать футуристически? Уже сейчас есть лёгкие и прочные стали, металлопластики, комбинированные металлы, которые много прочнее и много легче традиционных. Складной какой-нибудь металлокерамический или полимерный клинок. Или вообще - самострел, композитный лук. Раз уж не можешь обращаться с оружием, так лучше, действительно, современный арбалет. Но тащить чёрт знает куда тяжеленный дорогущий... меч? Глупо.
Что до сюжета вообще и концовки рассказа - как-то... слишком банально. Непонятна причина отказа ГГ всё же перешагнуть черту. Тащился сотню км - и струсил сделать последний шаг? Страшно? Но страх не показан. Не переступил просто потому, что так не захотел автор. Неправдоподобно".
Притча. Оборотень внешне - это дикий волчонок внутри. Остатки человечности - не заросшие волосами части тельца вовкулаки. И убийство не изменившего природе матёрого волка - это отрицание своего внутреннего "я", взращённого за годы отшельничества, отказ от дикости и готовность вернуться в цивилизацию - но лишь с этой вот девушкой.
Ну, это то, что я себе придумал.
Что до подачи, то она топорна и неудачна. Здесь, так как рассказ-притча подаётся от лица восточного рассказчика, то и должна быть речь, ИМХО, стилизована да даже под те же сказки 1001 ночи или под притчи об Насреддине. Без такой стилизации и без акцентировании внимания читателя на конкретных знаковых вещах рассказ кажется недоделанным и под конец и вовсе оборванным.
А не рано ли для юношеского максимализма? Ну ладно, я бы поверил в такую обиду и в такие чувства по отношении к матери у 14-16-ти летнего, но чтобы десятилетний уже настолько обижался на то, что мать до сих пор считает его всё ещё глупым мальчишкой... Впрочем, мне знакомы эти ощущения, как каждому, кто прежде был мальчишкой, которого не хвалят вовремя за то, чем он дичайше гордится. Но! Но столь резкая обида на отношение любимой мамы в таком возрасте - скоротечна. В обычных семьях, с обычными детьми. Ну не зацепляется надолго обида в том, кто искренне любит своих родителей! И, если этот мальчишка всё же нормальный, то скоро он остынет и станет искать пути для того, чтобы сообщить своим родным, где он и что с ним. Ну а если это обиженный на жизнь волчонок... то непонятны причины появления и укоренения в нём всех этих "волчьих" чувств.
И ещё что. Ну не станет пацан искать тщеславия и удовлетворения своего чувства превосходства! В таком ещё, в сущности, нежном возрасте, не до таких пагубных чувств. ИМХО, нормальный пацан сначала бы созвонился, а уж потом когда-нибудь что-нибудь и искал в сети. Хотя... онлайн-игры действительно в этом плане портят человека, так что возможны варианты. Вывод? Родители, держите подальше своих детей от компьютеров. Иначе они променяют теплоту ваших рук на мёртвые пиксели.
Повествованию не хватает возрастной аутентичности. Рассказ ведётся от парня 10 лет от роду, но пока неизвестен возраст, воспринимаешь рассказчика как минимум двадцати пяти-тридцатилетнего дядьку.
Довольно неразумно отсылать единственного носителя вакцины в поход, не объяснив ничего и не позаботившись о потомстве в посёлке выживших. Это не то чтобы даже глупость - это предательство. А если бы пацан так испугался "зомби", что, убегая, свернул себе шею? А если бы перестрелял половину "зомби", возомнив себя Рэмбо? Разве так делаются дела? Шаман выкинул щенка в озеро, заставляя его плавать, но не все щенки способны понять, что от них требуется - и многие гибнут. Так и этот "щенок".
Да и вообще странная ситуация. Почему две группы нормальных людей разделены не только болезнью, но и взаимной ненавистью и страхом? Разве нельзя ограничиться разными поселениями и вот такой вот, но гласной взаимовыручкой и взаимопомощью? Наверняка, легче. Но не по законам произведений про зомбоапокалипсис. А как по мне, в такой ситуации возобладало бы взаимопонимание и взаимовыручка. Если, конечно, люди не совсем скурвились до дикарей.
До чего же много развелось нынче рассказов, зарисовок и оборвышей, что произрастают из анимэ, из мультяшек и второсортной голливудщины. Да и не только рассказов - и романов, да-да, умудряются в подобном рвано-адреналиновом, но совершенно поверхностном стиле писать целые романы. Казалось бы, чушь, такое не пройдёт, такое не будут печатать, ан нет - печатают влёт, сериями! И графоманы, что пишут подобные скороспелки, считая очередной гонорар, обманчиво считают себя писателями, не понимая, что, по сути, они как были графоманами, так ими и остались.
К чему сей ни к чему не обязывающий спич? Да просто из той же оперы подделка. Смесь очень посредственного анимэ и компьютерной игрушки. Ни сюжета, ни глубины, ни характеров, ни правдоподобия. Бессмысленный клишированный боевичок.
Впрочем, нынче пипл и не такое схавает. Так что смелей, автор, такое вполне себе издают. Удачи!