Гетла : другие произведения.

Гетла-обзор на рассказы Бд-16. Полуфинал плюс финал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.79*8  Ваша оценка:


  
   Что будет в моих обзорах? Субъективность, впечатления, сумбур и немного конкретики. Но постараюсь без вкусовщины, если рассказ не понравился, но литературные достоинства вижу, так и напишу.
   Зачем я это делаю? Что бы вы подумали: "да кто он такой, малек-первокурсник". Зашли ко мне и разнесли мой рассказ на молекулы, что бы автор берега чуял. Здесь смайл.
   Считаю, что бесполезной критики не бывает. Даже огульное охаивание, как минимум, безвредно, поскольку характеризует не рассказ, а критика.
   Заявки не принимаю. Наверное.
  
    Васильев С.В. Чёрная радуга   4k   "Рассказ" Фантастика
   Начинаю с цитат. Так понятней.
   "Экие кардебобели выделывают! Почище, чем мы когда-то. Жаль только, что сегодня нет грозовых разрядов. Этаких... с яркими и непредсказуемыми по конфигурации вспышками! Всё выглядело бы гораздо праздничнее, даже сказочно! Как раньше... 
   "Вот ведь беззаботное было времечко! А первая любовь! Конечно, теперь множество умников пыжатся разрушить выкристаллизовавшиеся идеалы... И, главное, ничего святого!
   Стронций Радонович чуть прищурился, пытаясь нейтрализовать навернувшуюся сентиментальную слезу
   Что не так в этих фразах? Некоторые называют это бафос - немотивированная смена стилистики. Дискурса, как сейчас говорят. В нарочито просторечивое предложение попадают слова из другого мира - "конфигурации", "выкристаллизовавшиеся", "нейтрализовать". Смотрится диковато.
   А как вам это? 
   Сквозь тектолитовую стену было видно, что погода портится. Небо на востоке стало заметно сереть. Причём с годами всё значительнее.
   Резкий переход со "здесь и сейчас" на "вообще и всегда". Если утрировать: "за окном шел дождь, причем с годами все сильнее".
   Идея рассказа понятна, какой-то изюминки не увидел, а стилистика слабовата. Не понравилось.
   Субботин В. дальше Соломбалы   11k   "Рассказ" Фантастика
   Стилизованно отменно. Что-то от Залыгина, от Крутилина, но круче. Это и не сильно комплимент, переоцениваем мы силу прозы двадцатого века. 
Форма крута. Содержание не справляется с этой крутизной. Рассказ, конечно, не цепь, которая равна своего самому слабому звену. Но все же, все же...
   Антиутопия, тридцать седьмой, лесоповалы и враги народа. В содержательном смысле повтор повторов. Хоть в двадцать второй век перенеси, хоть на Альфу Центавру. Фантастики ноль, если по сути. Тот самый случай, про который писал кто-то из критиков прошлого конкурса - наличие фандопа, но отсутствие фантастики. 
   Итого. Для любителей хорошей советской литературы двадцатого века - просто шикарно. Для тех, кому достаточно стиля - тоже. Для диссидентов - бальзам на раны.
   А лично мне... Стилистика просто именины мозга. За это спасибо.
    Кашпур В.В. Бд-16: Рассказ о любви   11k   "Рассказ" Фантастика
   Детская фантастика и детская проза, подарок из двадцатого века. Исполнено очень хорошо. Рефреном идет размышления о несерьезной влюбленности, детская реакция на чудо, уместно-обыденная, естественная. Юмор не натужный.
   Композиционно все просто и работает, придраться не к чему. Читается на одном дыхании, герои живые. Отличный рассказ.
   Если все-таки придираться... Название не слишком удачное, на мой взгляд.
   Калугина Л. Хочу ребёнка!   4k   "Рассказ" Фантастика
   Тип сюжета - "консервная банка". Это когда едем-едем и раз - все мы муравьи. Или лошади. Такие вот сюрпризы.
   У таких сюжетов есть шансы на успех. Как правило, в двух случаях, безупречной стилистики (впрочем, она способна вытащить хотя бы на средний уровень почти любой сюжет), либо в детективности, мистичности повествования, когда фокальный персонаж догадывается, что не так как-то всё идет, не сходятся, не срастается. И читатель идет за ним, сопереживая. А когда вот так, то чудится закадровый смех в скетч-шоу.
   Не понравилось.
   Бородкин А.П. Бд-16: Милая кошка Уродливый кот   8k    "Рассказ" Фантастика
   Блестящее начало, великолепно прорисованные малолетние мерзавцы - ясно, что в конце с ними будет не очень, но вот насколько? А потом и белая кошка, которая символизирует непорочное невмешательство. И выбор кота, и злость на себя, на нее, на них... Серьезная вещь, хоть и не в моем вкусе. То есть не та вещь, которую мне захочется перечитать, но сделана очень хорошо.
    Тишанская М.А. Девушка с кленовыми листьями   11k   "Рассказ" Фантастика
   Женская история, незатейливая и нарочито простоватая. Ни терзаний, ни проблем, слетал в прошлое, познакомился с девочкой, влюбился. Персонажи плоские, диалоги вторичны. Пробил будущее своей девочки - все отлично, готовы к свадьбе. Больше ничего и не скажешь.
   По форме - стереотип на штампе и тривиальностью погоняет.
   Немного цитат в подтверждение.
    Наконец наступил день отъезда.
   ,энергично работая локтями,
   Но в какой-то момент он понял, что не может больше обманывать Алю.
   И достаточно было одного взгляда бездонных серых глаз, одной ямочки на щеке, чтобы он пропал.
   На такую прозу наверняка есть читатели - я не из числа. Из плюсов - неплохая концовка, красивое название. Ну и кто-то наверняка скажет, что рассказ добрый. Не поспоришь.
   Авдеева Е. Бд-16: Эпстер на продажу   10k    "Рассказ" Фантастика
   А вот вам композиция с окольцовкой, со сменой фокальности. Отличный прием, кто понимает.
   Рассказывает битый жизнью космический волк свою историю, и веришь ей на слово - автор внимателен к деталям, да и рассказ не от себя позволяет немного поиграть с языком.
   Плавный вход, умеренно-тягучий текст. Сюжет не нов, но симметричен стилю, а это уже неплохо. На фандопе автор не циклится, да и условен он, этот фандоп. Любителям НФ можно не читать, короче. А мне рассказ понравился.
   Кондратова А.С. Бд-16: Благородное воспитание   11k   "Рассказ" Фэнтези
   На эту тему принято писать рассказы-анекдоты. Дракон, принцесса и рыцарь, где каждый ломает свои поведенческие шаблоны. А вот здесь не так.
   Нет, шаблоны ломаются. Но анекдот убран, вместо него не очень лобовая идея. Технически нормально, все вещи на своих местах. Есть много рассказов, в которых часть смыслов убрана в подтекст, и не всегда удачно. Здесь с этим проблем нет.
   В середине я немного заскучал, но концовка меня порадовала. Крепкий рассказ, приятно было читать.
    Калугин В. Бд-16: Супергерой   10k   "Рассказ" Фантастика
   Есть такие психологические тренинги, незнакомых людей помещают вместе, одному из них дают власть. Его задача - определить очередность выхода из тонущей подводной лодки (горящего здания и т.п.) Тот кто выходит первым, спасается наверняка, у второго шансов чуть меньше, последний гибнет почти точно.
   Здесь вводная другая, но посыл похожий. Кто-то должен рискнуть жизнью, что бы спасти остальных. Получился короткий, но зрелищный психологический триллер с классной развязкой. О людях и еще раз о людях. Рекомендую к прочтению.
   Медведева В.Ю. Бд-16: Судья   7k   "Рассказ" Фантастика
   Не устаю повторять. Пусть у вас не новый сюжет. Пусть банальный. Про Адама и Еву, про Страшный суд, про Колобка. Но если у вас не картонные герои, если умеете писать живым человеческим языком, если даете рассказу дышать, это не важно. А тут, увы, не тот случай.
   Вот первая цитата.
   " Инга была убита под самый Новый год, тридцать первого. Найдена она была у себя в квартире, со смертельной раной на шее. Следствие довольно быстро разобралось, что к чему. Преступник был определен. Убийцей был ее муж. Все улики были против него".
   Всем понятно, что здесь не так?
   А вот еще. "Узнав, что поручено оно ему, Петров обязан был отказаться, потому что находился с Ингой Ворониной в близких отношениях. Уже почти год. Но он не собирался заявлять об этом. Все это время они очень успешно скрывали связь, не было ни одного прокола. Признаться сейчас было бы просто глупо. Не говоря о том, что это сильно усложнило бы следствие".
   Это текст для передачи на НТВ. Закадровый голос. Почитайте вслух, убедитесь.
   Рассказ не понравился.
    Никитина И. Бд-16: Дедушка   7k   "Рассказ" Мистика
   Мистика, мистика и ничего кроме мистики. Дедушка умер, стал приходить и стучаться в дверь. Зачем и почему? Что хотел сказать автор?
   Написано в традициях литературы девятнадцатого века, где повествование всегда отстраненное, как бы "из зала". А добавить сюда эмоций героини, сделать ее фокальным персонажем, хоть от третьего, хоть от первого лица... И концовку, которая пояснит, почему дед приходил. Или хоть намек - рассказ бы выиграл. А так зарисовка, как бы слепок из жизни.
   По стилю - многовато штампов. Как пример: Полная луна лила свой холодный печальный свет на грешную землю.
   И эклектика лексическая. Чувствуя, как её охватывает противный липкий страх, девушка водрузила венок на прежнее место.
   Ну почему "водрузила"? Это же не знамя, не лавровый венок победителю. Осторожно повесила, может быть?
   Постепенно народ разошёлся, так как нужно было готовиться к поминкам. В итоге в комнате осталась одна Вера.
   Уберите отсюда "так как" и "в итоге" - мешающие канцеляриты. Будет луше.
   Автору пожелаем удачи и творческих успехов. При всех недостатках рассказ получился честный.
   Вишнева Е. Наша длинная секунда   12k     "Рассказ" Мистика
   Я читал "Безбожников" и это влияет. "Безбожники" были круче. Когда понимаешь, как автор может писать, требования к его текстам растут сами по себе, как грибы в лесу.
   Аномальные возможности как фандоп требовательны к логике - если ты такой сильный, почему такой бездеятельный. Причем и бездеятельность эту можно объяснить и тем усилить рассказ, это даже круче чем войны останавливать. А вот тут этого не видно.
   Главная героиня не показалась убедительной в своих поступках. И финал не просто открытый - распахнутый. Название не очень понравилось.
   Но. Стиль хорош (очень хорош!) и адекватен, Катерина и сын ее удались. Уровень рассказа значительно выше среднего по конкурсу.
   Вторая серия. Четвертое июня.
    Старух К. Создатель   9k   "Рассказ" Фантастика
   Рассказ начинается фразой: "Фра Эрранти остервенело продирался через заросли березовника".
   Очень символично. Потому как я сам чувствовал себя этим самым фра, продирающимся сквозь заросли текста. Это не то что бы недостаток. Легкость текста не есть само по себе достоинство (очень много тут у нас пустых и легких текстов), но при прочих равных дает читателю больше удовольствия. Хотя чего это я говорю за всех - дает. Вкусы разные.
   Но важно помнить - легкость текста, это способность удерживать внимание читателя, что бы увлекало, что бы вцепился взглядом и до конца. Как писал кто-то, "чтобы в туалет расхотелось".
   А тут только начинаешь разбираться, кто есть кто, так новая вводная. При этом сам текст стилистически опрятен, не сбоит; а сложность скорее сюжетная - слишком много всего наворочено. Плюс количество незнакомых слов-терминов-названий на единицу текста зашкаливает. Но "героически" дочитал до конца и даже что-то понял.
   Резюме. Догадываюсь, что это хороший рассказ. Сюжет запутан, но в конце ниточки связываются, ляпов явных не заметил. Безусловная фантастика, что уже чуть ли не редкость. Но не мое. Я ленив для таких рассказов.
  
    Альтегин Е. Бд-16: Еще одна планета   12k   "Рассказ" Фантастика
   Техничный вход, блестящий выход, сильные диалоги. Хорошо прорисованный персонаж второго плана - Сема Золотухин с его "так сказать". Редкость для короткой прозы, где и первый план не всегда прорисован.
   Яркая, внятная вещь с понятной идеей. Читается легко. Два красивых сюжетных поворота, этакая боксерская "двоечка". Актуальная сатирическая тема в космической обертке.
   Это уровень.
   Ситуация как и с "Безбожниками" Елены Вишневой - читал рассказ автора на БД-15 "Они не готовы" и проникся. Но тут не скажу, какой текст сильнее.
   Ставлю штамп "Рекомендовано к прочтению".
  
    Человек Б.Л. Бд-16: Каждые 15 минут   11k   "Рассказ" Фантастика
   Серьезную автор поставил себе задачу. Идея хороша, но требует многого. Непросто на десяти тысячах знаков нагнетать атмосферу страха и сапиенса без какой-то событийности, особенно в условиях жестких ограничений на героя, которого, строго говоря, и нет.
   Это, кстати, фундаментальная проблема - отсутствие героя. Без героя рассказ делать тяжело.
   Как и многие прочитанные здесь рассказы, этот хорошо начинается, текст скользит без усилий, метафоры уместны. Но к середине начинаются смысловые повторы, хотя автор пытается (и удачно) регулировать ритм, вводя к середине рассказа больше коротких предложений. Не знаю специально, или так вышло.
   Конец правильный, но он и напрашивался. Вечный цикл.
   Я бы выделил (например, курсивом или отдельными кусками через пробел) фрагменты про станцию и все то, что не от первого лица. Но тут надо подумать, попробовать. Начиная с места "Тот ящик, что подключал ученый..." точно выделил бы через пробел - это вторая часть, которая объясняет все происходящее.
   По тексту.
   Человек умер, захлебнувшись своей кровью, но все же успел перенести ее на челнок. Ошибка в управлении, не кровь же он переносил.
   Кидают острые стрелы страха. "Кидают" и "стрелы" плохо сочетаемая связка. "Пускают", например, лучше.
   Числительные надо писать буквами в данном случае. Есть огрехи в пунктуации.
   Идея, повторюсь, хороша, исполнение вполне неплохое, но не отличное. По ощущениям - скорее понравилось.
   P. S. Подумалось, что такой текст хорошо воспринимать на слух.
  
   Шестое июня.
   Перед продолжением обзора, один факт. Рассказ "Зависть" - победитель прошлого БД, в лайт-голосовании занял девяносто второе место. Это по поводу разности вкусов.
    Курухуру Бд-16: Гринписец   8k   "Рассказ" Фантастика
   Очень смелый ход - закончить рассказ стихотворением, которое все объясняет. Обычно стихотворная форма в прозе играет роли второго плана, подчеркнуть атмосферу, придать объем герою. А здесь двойной удар - и стилистически удачно, и ставит точки над ё. Вот так сразу аналогов и не припомню.
   Текст хорош, герой узнаваем. Непонятно, почему автор не дал ему имя - бесконечные "он" несколько утомляют.
   С нарастанием напряжения тоже все в порядке, хотя объем позволял добавить в середине еще пару фраз, пару деталей умершей деревни. Но это я уже придираюсь, к хорошему тексту и требования выше.
   Название. Сначала не понравилось , все же правильно "Гринписовец". Но потом вспомнил анекдот про ценник "пирожки с вапидлом", где никакой опечатки нет. Так и тут - какой же он гринсписовец? Гринписец и есть.
   Резюме - отличный рассказ.
   P. S. Перешел на страницу автора и нашел там хорошие стихи. Особенно понравилась "Маршрутка".
  
   Зарубин А. Non plus ultra   12k    "Рассказ" Проза, История, Фантастика
   Интересная историческая проза с небольшой долей фантастики. Читаешь, и как сам плывешь на каравелле. Текст хоть и стилизован под историко-приключенческую прозу, не перегружен метафорами и описательностью деталей. Ждал другой концовки, хотелось чуть более подробностей про этот самый защитный периметр. Что бы железяку какую-нибудь инопланетную нашли, например. Впрочем, тогда это был бы уже другой рассказ, с акцентом на сюжетность, на загадку. А так получилось стильно и красиво - про людей и еще раз про людей. Слабо подкованным в истории людям, вроде меня, еще и шанс расширить свой кругозор. Не я один, наверное, вбивал в поиск "мыс Бохадор"
   Хороший рассказ, приятное послевкусие. И финальный аккорд удался.
  
    Фетисов Д. Бд-16: Санитары пустошей   10k   "Рассказ" Фантастика
   Прием, когда фокальный персонаж личность одиозная и малосимпатичная, используется давно и успешно. Навскидку можно вспомнить "Парня из преисподней" у АБС и много чего еще. Главное условие - при всех недостатках героя, читатель должен ему сопереживать. Шаги в этом направлении автор предпринял, хотя сам факт чтения "трех мушкетеров" на моральный облик героя не повлиял; умения читать он стесняется, с опустившимися товарищами-бандитами солидарен.
   У рассказа нет четкой концовки, вот это огорчило. Вот если бы турист выдал эмоциональный спич на тему "они же люди, поймите - люди! Потерянные, опустившиеся, но люди, а никакая не фауна!"
То есть к двум фокусам добавить третий - вот это был бы объем.
   Вы уж простите, что нагло советую, но вот захотелось.
   Впрочем, и так хорошо.
   Резюме. Хорошо написанный рассказ с удачной сменой фокальности.
  
  
  
    Механник Г. Божич   12k   "Рассказ" Фантастика
   Начну издалека. Недавно попался в руки сборник американской фантастики, издание годов девяностых. Когда-то читал с удовольствием, а тут понял - масса откровенно слабых вещей, и еще столько же средних.
   А тут читаю БД и вижу рассказы, которые оставляют очень приятное впечатление. Таких не слишком много, конечно, но и не мало. Это радует.
   Так вот, "Божич", это третий рассказ из прочитанных, который не просто погулял в коридоре между очень понравился/не понравился. Это уровень.
   Начало и конец как взлет и посадка у опытного пилота, всё точно, всё работает. Подводка к развязке, подсечка. Язык, герои... Ну и идея, где много всего для размышлений, хотя и описывается простой формулой: "Должен, не должен, а плати".
   Заплатили все. Божич, Ева, Эстер.
   В избранное.
   Восьмое июня.
   Один из судей признался, что прочитал половину своей группы и почти всем поставил двойки. Заинтриговал, короче.
    Просвирнов А.Ю. Бд-16: Крикуны   12k   "Рассказ" Фантастика
   Итак, детектив. В провинциальный город, где произошло что-то очень непонятное, приезжает сыщик из столицы с девушкой-помощником. Местное начальство нервничает и недовольно. Стандартная завязка, сколько таких рассказов мы перечитали.
   Это не есть недостаток, после поднятия занавеса в театре глупо ворчать, "ну опять одно и то же". Первая половина читается хорошо, завязка, загадка, все на своих местах. Но уже к середине рассказа, с ходу набравшего высокий темп, у меня возникло ощущение, что темпа этого все равно не хватит, а концу, когда события просто посыпались как с телетайпной ленты, это стало очевидно. Как в анекдоте про русского автотуриста, не успевшего по требованию полиции затормозить в Лихтенштейне. Да, по многим рассказам на БД чувствуется, что им не хватило пресловутых 12 кб, но в этом рассказе, на мой взгляд, не хватило бы и авторского листа.
   В итоге потенциально интересный детектив в последней трети оказался синопсисом самого себя, решение загадки выдано читателю, когда он еще не успел втянуться в размышления. А идея интересная.
   По тексту есть придирки, но вкусовые.
   Писать автор умеет, дай ему развернуться, мог получиться отличный рассказ. Но развернуться было негде. Хорошее начало, но в конце получилось скомкано.
    Куншенко И.А. Бд-16: Татуировка на запястье   4k   "Рассказ" Фантастика
   Совсем короткие рассказы на БД редкость. Обычно это зарисовки, рассказы-настроение. А тут сюжетная вещь на 4 кб.
   Сотрудники некой спецслужбы (как я понял) разыскивают людей с татуировками рыбы на запястье. И немедленно их уничтожают. Такова завязка.
   Вход в рассказ резкий, никаких лишних и нелишних деталей, ну да, 4 кб. Поезд следует без остановок. То ли автор решил, что и так неплохо, то ли решил поиграть именно на этом объеме, поставить себе дополнительные трудности. Не знаю.
   Факт в том, что рассказ летит без пауз, многие вопросы остаются без ответов.
   И при всем этом, рассказ оставил приятное впечатление. Нарочитая скупость изобразительных средств как-то удачно легла в жанр. Может быть потому, что я либо понял замысел автора, либо придумал свой.
  
    Рожкова А. Двадцать четыре часа   5k     "Рассказ" Фантастика
   Миру осталось жить ровно столько, сколько написано в названии рассказа. Фандоп не новый, но интересный, позволяющий заглянуть, простите за штамп, в темные закоулки души. Или не очень темные. Или в светлые.
   Два фокальных персонажа, бывшие муж и жена. Первый выписан бесподобно, писать от лица "нехорошего человека" всегда интересно, есть где развернуться. Не понравилось разве что постоянное "ха ха ха", я бы заменил на какой-нибудь эвфемизм обсценной лексики, наподобие "туды в качель" у Ильфа и Петрова.
   С девушкой тоже все хорошо, но диалог с полицейским, на мой взгляд, тут не нужен, он ничего не добавляет к характеру героини. Ту же информацию (застрелился, оставил записку, жили пять лет) хорошо было бы подать в стилистике второй части текста, во втором лице.
   Вот ведь чудно же: "Предсмертная записка? Ты стал сентиментален, Сэмми".
   Понравилось, хороший рассказ.
  
   Продолжаем. Девятое июня. Двадцать пять рассказов.
   Пока судьи конкурса основательно пережевывают наши с нами работы, сдержанно радуясь обилию шедевров, "беспредельщики без лицензий" глотают не жуя. Посмотрел статистику своего небогатого раздела: у Гетла-обзора просмотров почти втрое больше, чем у конкурсного рассказа.
  
    Днепровский А.А. Бд-16: Бремя власти   12k   "Рассказ" Фантастика
   Хорошее начало, бодренький темп, скучать в процессе чтения не приходится. Очень похоже на развлекательную американскую фантастику а-ля "двадцатый век". Язык простой и внятный, за сюжетом следить интересно. Развязка тоже вполне органична, а последняя фраза так и вообще к месту. Концентрацией фантастического содержания рассказ может щедро поделиться с соседями. Герой ловчила и пройдоха, ну и ведет себя соответственно.
   Юмор ненавязчив и уместен: подборка вакансий, жрецы без проблем с лишним весом...
   Что не понравилось.
   "Нижняя челюсть упала на стол", банально и истерто.
   В диалогах многовато восклицательных знаков, особенно это режет глаз, когда "кричит" невозмутимая  Служащая Департамента Труда.
    -У вас осталось десять минут! - равнодушно отрезала чиновница и отвернулась.
   Тут еще и наречие "равнодушно" явно не к месту. Да и в целом, наречий многовато.
   Стилистические обороты уж очень "узнаваемы".
   Например:  "С тем же успехом можно было бы пытаться", т нее просто веяло холодом", "от ее зловещей улыбки у Антона мурашки по коже пошли".
   Можно списать это на сознательное стремление подстроится под "те времена", когда многие писали именно так, но БД не конкурс стилизаций. При этом я понимаю, что многие посчитают именно эти "старые, добрые штампы" достоинством рассказа.
   Итог. Легкое, развлекательное чтиво. Как раз для отпускного чтения.
  
   Флинт К. Бд-16: Идиллия   11k   "Рассказ" Фантастика
   Всякий рассказ вызывает разные мнения, рассказ юмористический тем более. Восприятие юмора более индивидуально. Иной критик признает не понравившийся ему рассказ сильным, но если ему не хочется улыбнуться при прочтении явно стебного произведения, он не будет играть в объективность.
   Я улыбался. Да, кое-какие гэги показались натужными, но атмосфера абсурда вполне удалась, а супервысокую планку автор, как я думаю, для себя не ставил. Не обязательно постоянно спасать спасуемых, мирить мир, любить любимых и конфликовать в конфликтах. Хороший рассказ, это всегда единство формы и содержания, как мне недалече напомнил один мудрый судья.
   А "Нолан открыл как-то Иде, что капитанский мостик - на деле не мост, а путепровод".
   Мне понравилось.
  
   Терехов А.С. Бд-16: Ненужный персонаж   12k   "Рассказ" Проза, Фантастика
   Диалоги. Какие роскошные диалоги. Это же мини-пьеса, скетч. Сумбур, скажете? Так это жизненный сумбур, это шажок в сторону театра парадокса, где люди говорят, как в жизни, но на сцене это кажется фальшивкой. Повторы, рефрены (хорошая актриса; мама, это твой ребенок) - все в точку.
   Вы скажете, что рассказ это не пьеса. И будете правы. Но я не могу сейчас внятно сформулировать, чего не хватает этому хорошему рассказу, что бы сталь очень хорошим. Какой-то большей внятности перед финалом, нагнетания неправильности происходящего? Может быть. Но - не знаю.
   Очень понравилось, рекомендую.
   10 июня. Наступает пятница на Земле. Продолжаем. Напоминаю, что если я критикую рассказы, это не значит, что считаю свой лучше всех. Отнюдь, как говорили когда-то. Перечитал тут "Оформителя" и понял, духовку выключили, не потыкав в блюдо вилкой. Хозяйкам на заметку.
  
    Краснов А. Бд-16: Канава   9k   "Рассказ" Фантастика
   Я бы поставил этому рассказу высшую оценку. Несмотря на пунктуацию, несмотря на недочеты, на вторую часть, которая куда слабее первой; сплошные, неразбавленные диалоги, как правило, выглядят "нефотогенично". Но тут вдруг подумал: а ведь как бы неправильно сделанные, эти диалоги с задачей справляются. Нет, не буду объяснять всем, что их следовало убрать в фокал. Рассказ живой, что еще надо? Мне хочется воспринимать его целиком.
   Мальчики играли в канаве. Один вылез из канавы первым и погиб. Второй вылез позже и увидел... Впрочем, прочитаете сами.
   Тема отмщения подана без сложных гарниров из пафоса и клятв. Никаких слезодавилок. Потерявший всё отнимает всё у других. Забрали мой мир - платите своим миром.
   - Ты просто так и не вылез из той канавы! Ты всё ещё сидишь там, как ты не понимаешь этого?
    - Возможно, что и так.
   Это сильно. Хочется сказать: "Вы же сами ничего не сделали, что бы вытащить его из этой канавы". И увидеть недоумение - "а причем здесь мы?"
   Не вытащили из канавы - вытаскивайте из пропасти. Себя.
  
   Матюхин А. Сердце   12k   "Рассказ" Фантастика
  
   Да, это фантастика. Вживляли люди чипы, вживляли, потом навживлялись, хотят вернуть свои органы обратно. Человеческие глаза вместо искусственных, например. Эволюция по спирали.
   Тема богатая и просторная, есть, где развернуться. И завязка хороша - бригада подпольных спасателей откачивает неудачно проинсталлированных особей.
   Главный герой Глеб не фокален, рассказ ведется от лица напарника. Для детектива это нормально (Доктор Ватсон, ау), но для передачи эмоций персонажа, его характера, не лучший вариант.
   Возможно, именно отсюда в диалогах ГГ избыток наречий и деепричастных оборотов. И "ни словечка в простоте". Глеб не говорит. Он бурчит, бормочет, цедит (иногда злобно), злоупотребляет курением и огрызается.
   Примеры: буркнул он, пуская сизое облако дыма... процедил он, выпуская вместе с дымом облачко пара...пробормотал Глеб и зарядил в сигарету свежий картридж...злобно процедил он, потирая виски...огрызнулся Глеб.
   Сказализм, как он есть. Все это не делает персонажа объемным, скорее наоборот - плоская фигура с нарисованными смайлами.
   Линия пост-киберпанка выдержана неплохо, даже хорошо; концепция будущего мира подана штрихами, но штрихами яркими. Верю.
   Переход на любовно-лирическую линию резковат, а мораль - "все ваши беды от того, что вы нихрена не знаете о настоящих чувствах" - это таран в лоб. Повтори смело подвиг Гастелло.
   Кому-то наверняка не понравился посыл "сердце=душа", тем более, что это антиутопия, а не сказка Гауфа "Холодное сердце". Но данность сию вполне можно списать на пресловутый "эффект плацебо", девушка могла и не разбираться в биологии. Кто знает, как там у них с образованием.
   Итого. Неровный рассказ с интересной идеей.
  
   12 июня, воскрсенье. Бесплатный совет всем участникам конкурса - пишите обзоры. Это же игра, развлечение. Пишите, задавайте вопросы, недоумевайте, возмущайтесь, восхищайтесь, пожимайте плечами, хмурьтесь, брызгайте слюной и лейте слезы. Но - только по отношению к рассказу. Не к автору. Ибо "этот шмель не летит, он исполняет полет шмеля; этот столетник дня не живет, он тем и забавен".
   Францен О.А. Карантин   5k   "Рассказ" Фантастика
   Автор попросил меня об отзыве, я отказал, но потом согласился. Рассказ прочитал три раза. Как говорил персонаж Марка Твена, "даже устрица на моем месте поняла бы больше".
   Какие-то космолодки возвращаются на Землю, в карантине у них возникают нелады с вербальными коммуникациями. Ругаются матом, как я понял. Проблема. Вот и всё.
   Возможно, это не мой уровень. Возможно, это стеб - опять-таки, тонковатый для меня. Все остальные версии для автора будет обидны.
   Несколько цитат:
   Раскрываю тайную операцию против секретной! ( так начинается рассказ)
   Новый спутник, войдя в тень пролетавшего ангара, вдруг исторгнул серенький шкафчик... 
   терпели большую тесноту... 
    Капитан Лось, разбуженный бортовым компьютером, увидел на экране большую Землю и явно хотел радостно заорать, но на него заорало красное "СТОП!". Ниже приказ космоцентра: молчать (вдруг на корпусе жучок), других не будить (молчания не будет); убрать парус и панели, зайти в глухой ангар, где все получат указания инспектора Дубина; режим секретности, за нарушение закрытый космос...
   больно дёрнулся мой сосед...
   Итог. Почти ничего не понял.
  
    Inspektorpo... Бд-16: Die Zaubermelodie   12k   "Рассказ" Фэнтези
   Название можно перевести как "Колдовская мелодия". Жанр рассказа указан фэнтези, в поджанрах позиционируются хоррор и трэш, но мне жанровая сущность произведения видится на стыке мистики и криптоистории.
   Хоррора я не почувствовал. "Он пугает, а мне не страшно", писал Горький про Леонида Андреева. Так и здесь. С фэнтези как-то тоже не очень. Есть подозрение, что автор не слишком точно позиционирует жанр своего рассказа.
   История написано внятно, без стилистических изысков, но язык не назовешь простоватым - вполне адекватен содержанию. Сюжет разворачивается в среднем темпе, ключевые эпизоды как-то особо не выделены, что, на мой взгляд, работает против рассказа. Сцена с удушением девочки - ключевая, в общем-то - подана как бы походя. Усилить ее можно было композиционными средствами - например, пустив рефреном через весь рассказ, в виде коротких флешбеков.
   Есть ощущение, что рассказ "не вылежан", что он написан слишком быстро, что автор не успел проникнуться собственной историей. Косвенно это подтверждают опечатки:
   свидания с Кристель оставались неотъемлемой часть жизни
   Мелодии приходят без предупреждения, не спрашивая времени суток, а композитор ловит ее за хвост, сохраняя в голове и перенося на нотный стан.
   ...и стилистические и смысловые огрехи:
   Но Шуману уже 44 года (числительные пишутся буквами в этом случае)
   в музыке деревьев и животных
   Шуман смотрит на окружающую какофонию.
   Но читается рассказ не напряжно, концы связаны, эмоций, разве что, маловато. Порадовало точное отношение автора к деталям биографии Шумана, например, случай с появлением в доме будущего тестя Кристель вполне мог быть; Вик в реальной истории не хотел себе Шумана в зятья.
   Итого получилась вполне себе история, меня, впрочем, как-то не зацепившая.
   P.S. У таких рассказов априори как минимум одно достоинство - повод познакомиться с биографией знаменитых людей.
  
  
   14 июня, вторник.
  
    Aspergers S. Kilroy was here   12k   "Рассказ" Мистика
   Рассказ скорее понравился, чем нет. Игры со смыслами и языком автору удались, хорош рефрен с Жаклин, читается не то, что бы очень легко, но внимание мое автор держал, не отпуская. Выражаясь футбольным языком, автор уверенно вышел из группы, но на этапе финальных матчей, текст стал растворяться сам в себе, язык ближе к концу выглядит более раздетым, а смыслы более лобовыми. Когда именно? Пожалуй, после этой фразы: Заслонённая подрамниками Жаклин отворачивается, такса спрыгивает с её колен.
   Если я правильно понял, это предложение, которое при первом прочтении не показалось мне несущим особую смысловую нагрузку, при втором кажется не просто важным - необходимым. Впрочем, это лишь предположение.
   Рассуждения героя о предназначении искусства выглядят органично, особенно повторюсь, в первой части рассказа.
   Рассказ, безусловно, по уровню ближе к топу, будь я судьей, оценка была бы высокой.
   Еще пара замечаний-рассуждений.
   Есть случаи, когда иноязычное название оправдано, где-то я об этом читал. Но вот припомнить эти самые случаи не могу. Далеко не всякий читатель знает историю с Килроу (или полезет в гугл за этим знанием). Называть так рассказ, это как в брачном объявлении зашифровывать номер телефона через уравнение из высшей математики.
   При этом связь названия с содержанием не просто просматривается, но и дает дополнительную пищу для размышлений.
   И начало. Отвлеченное, отстраненное, не очень живое - до фразы "Коулу Стаффу шестнадцать"А потом уже вкусно.
  
   Филиппова Е.Л. Бд-16: Очень маленькая дверь   12k    "Рассказ" Фантастика
   Очень хороший первый абзац. Лучшего входа и не придумать. Идея подается с легким ироничным юмором, до поры, до времени рассказ уютно себя чувствует в созданной автором атмосфере. Но потом идут диалоги с другими Иринами, текст начинает дробиться, спешить, сбивается на излишнюю информативность в ущерб ритму.
   Кого-то, возможно, покоробила фраза "две клуши нашли друг друга", но тут не вижу психологической недостоверности, заместитель начальника внутреннего аудита это еще та должность, а в мифы, что характер формируется до пяти лет, пусть верят нянечки детских садиков.
   И концовка неплохая, хорошая даже. Хотя и не хватило глубины, остроты какой-то.
   Рассказ получился несколько сыроватым, 12 кб маловато для задумки, на бОльшем объеме можно было бы отшлифовать. Подробнее показать размышления героини, например. Но читается легко. В целом, впечатление приятное.
   P.S. Вспомнился фильм "Семьянин" с Кейджем.
   P.P.S. Исправьте опечатку: Пока заместитель начальник отдела банковского аудит
   P.P.P.S. А какие пакеты доставляются банкам-клиентам?
  
   Сторонка Ж. Тонкости геологоразведки   12k   "Рассказ" Фантастика, Сказки
   Сказка. Простая, с порога ни на какие глубокие мысли не претендующая. Развлекалочка. Кто скажет, что это плохо?
   Коротко говоря, получилось. И "баба-Яга", занимающаяся йогой и жестко мстящая бывшему любовнику.
   И Иван-дурак, который от скуки шляется по лесу и выдумывает себе сказки про лягушек-царевен.
   Да и Костик, поданный всего несколькими мазками - начальник-вахтер, лапающий маленький кусочек власти, который ему достался.
   Легко и незатейливо. Плюс.
   16 июня, четверг. Любительские обзоры обновляются все реже, в оффтопике обсуждают футбол, на сцену не спеша выходят судьи. Как в знаменитой игре: "Наступает ночь, просыпается мафия".
    Ледовский В.А. Нереида из созвездия Рыб   12k   "Рассказ" Фэнтези
   Ладно сделанная история из серии "Еще раз про любовь". По языку напомнило рассказы из журнала "Юность" в начале восьмидесятых, что-то такое трифоновское, может быть. Есть ощущение, что автор понимает, как именно он умеет, и держится за это умение; рассказ мастеровит, основателен, но не ждите от него каких-то резких поворотов. И концовка, несколько притчевая - вполне ожидаема.
   Если что и зацепило неприятно, так это история с регулярными попытками самоубийства героини, в результате чего она увлеклась моржеванием. Выглядит нереалистично, инородно - да анекдотом приклеенным выглядит, прямо скажу.
   Итог - получилась немного старомодная проза хорошего уровня без претензий на шедевральность или эпатаж.
  
   Ёжик Ф. Бд-16: Последняя песня   12k   "Рассказ" Фантастика, Фэнтези
   Главный герой борется с ведьмой в ее собственном игровом мире. Правила игры выглядят не совсем обычно, участники используют в качестве орудия песни, но вот какие именно песни сильнее и как ими орудовать прописано не очень внятно. Я ждал, что к концу рассказа герой найдет принцип, по которому создан мир, и победит ведьму каким-нибудь красивым способом.
   Но у читерши-ведьмы все схвачено и задушено, шансов нет и не будет. Ведьма предлагает герою работать на нее, он соглашается. Не сказочная концовка, прямо скажем. Больше на жизнь похожа.
   Язык не без погрешностей, жемчужинами не сверкает, но и плохим его не назову. Средний уровень по конкурсу или чуть выше.
   Что хотел сказать автор? Думаю, ничего он сказать не хотел. Поразвлекался, песни любимые вспомнил. Это не упрек - задолбали высоколобые умники с вопросами "зачем ты писал этот рассказ". Захотел и написал. Другое дело, что отсутствие внятной идеи должно чем-то компенсироваться: сюжетом, яркими образами, языком. Этой компенсации я не увидел.
   Цитирование песен сыграло против рассказа. В общем случае так и бывает.
   Итого, скорее не понравилось.
  
   Чваков Д. Бд-16: Забытая рукопись   12k   "Рассказ" Фантастика, Мистика
   Если говорить о вкусах, то криптоистория не мой любимый жанр. Но этот рассказ мне понравился. Более того, он в меня попал, как попадают в мишень. Дело даже не в языке, не в умелом погружении в атмосферу эпохи - да, технически всё исполнено отлично. При прочих равных зафиксировал бы эти параметры, выставил бы свой условный и никому не нужный высший балл, снабдив комментарием - "уровень очевиден, но не моё".
   А тут в яблочко. Может из-за любви к пушкинским строкам, да и историю с пятой главой я помню с молодости. Хотя мало этого, мало.
   Не знаю.
   В тройке лучших по шкале Гетлы.
    321 Песнь менестреля о первой любви и разбитом сердце   12k   "Рассказ" Фэнтези
   Неторопливое, несколько старомодное повествование, стилизованное под вчерашний день. На эту старомодность работает всё - от названия до языка. Ну и отстраненный, авторский взгляд, так называемое "нулевое" повествование, без намеков на фокальность, как писали давным-давно.
   Язык адекватен содержанию, не без огрехов, но вполне хорош. Композиция линейная, все на месте: завязка (наиболее удачная часть рассказа, на мой взгляд), раскрутка, финал. Но герой не получился живым, не веришь ему, не сочувствуешь. Даже убийство его не трогает меня как читателя - зачем вообще его убивать? Историй про любовь и смерть подобного рода написано много, и автору надо исхитриться заполучить эмоции читателя на этом не самом благодарном материале.
   А без живых героев получилось, скорее, хорошее литературное упражнение, стилизация, если хотите.
  
   Суббота, 25 июня. Поздравляю всех участников полуфинала. И себя тоже. Поехали, а то не успеем.
    Mindal Бд-16: Жена воина   9k   Оценка:8.00*4   "Рассказ" Фантастика
   Начинается рассказ неторопливым повествованием из жизни дикого, но не слишком симпатичного племени. Муж умер, жена идет к шаману узнать, как он там, в краю богатой охоты. В процессе решается присоединиться к мужу, для чего надо вслед за милым отдать концы. Такая вот была бы мрачноватая история, не реши автор сделать из нее анекдот.
   Тут у каждого свои ассоциации, безусловно. Мне вот вспомнилась песня из юности. Которая "эх, судьба, свечи огарок, воробей в руке, дверь открыла Мане шмара в рыжем парике". Когда финал так нагло выламывается из канвы повествования, получается сюжетная эклектика.
   В части языка рассказ тоже грешит смешением стилей. Сквозь стилизацию под "предания старины глубокой" пробиваются фразы из явно другого лексикона, например:
   Это хорошая новость для Таноны, потому как расстались они не очень.
   Женщина поправляет бусы, разглаживает юбки. Какой ляжешь, такой и встанешь.
   Еще кое-какие вещи поцарапали: Яиру знал, что она скоро явится, потому ждал, облокотившись на дерево; Не страшно идти к Яиру, когда за пазухой позванивает.
    Аремилитина Ю.Т. Вне рекламы   11k    "Рассказ" Фантастика
   С самого начала действие перенасыщено завязками, сбивающими читателя с толку: пожар, технические каналы без рекламы, каналы с рекламой, заседание суда, завтрак с женой... Перекорм, так это называется. Плюс сам язык тяжеловат, ненужные наречия (зловеще, нежно), восклицательные знаки, не слишком удачные метафоры (Огнеупорное стекло рассыпалось мириадами пылинок), нестройный ритм (в третьей части огромная фраза-абзац выглядит слоном в той самой лавке).
   Неестественные фразы, как, например, эта:
    - А где гарантия, что после следующего рекламного блока ты вернёшься на место? - отнекивался длинноволосый парень. - И мне не придётся до конца заседания одних присяжных показывать? (Попробуйте вслух произнести. Не говорят так люди).
   Плюс путаница со временем, герои перескакивают с настоящего на прошедшее и обратно (говорю я, сказал я).
   Предположу, что автор сознательно зарядил текст клипово-многокадровым настроением - в концепции полусумашедшего мира рассказа это уместно. Но, на мой взгляд, получилось не слишком удачно, нарушать правила нужно уметь, это уже высший пилотаж.
   А сама идея очень хороша, она и вытягивает рассказ. И концовка удачная.
  
    Батлер О.В. Кафе "Оптимист"   11k    "Рассказ" Фантастика
   "Не рассказывать, а показывать", учат нас умные книжки про ремесло сочинительства. А вот и пример, как это надо делать. Никакого закадрового текста, никакого фокала - только невидимая камера. Автор рисует картинки, и у него это здорово получается. Я вижу этот рассказ. Умело вставляемые детали постепенно, без спешки, формируют тягучую атмосферу бессмысленности странной прогулки героев, которая никогда не кончится.
   Где-то в середине рассказ снижает темп и чуть проваливается - возможно, эпизод с крысой в кафе можно было сместить ближе к концу, слишком уж он подсказывает отгадку.
   По языку все гладко и уместно. Каких-то откровений рассказ не несет, но ему и не надо - заданная планка взята. Понравилось.
   Бондарева О.И. Бд-16: Растущие вглубь   12k     "Рассказ" Фантастика
   В "Хлорофилии" Андрея Рубанова люди постепенно превращались в растения. Здесь ситуация схожая, но знак другой, позитивный. Верхний слой - физиологическая зависимость от земли, от почвы сменяется другим, более метафоричным, и посыл "Но что бы стоять, я должен держаться корней", как пел Гребенщиков, удобно укладывается в канву рассказа, придавая ему нужную глубину.
   Вещь добрая в обоих смыслах. Читается хорошо, ненатужно. Такие рассказы можно перечитывать, их приятно видеть в каком-нибудь сборнике - тональность верная, фальши нет.
   Заметил опечатку: В уголках глаз копится усталость, из-за чего он словно бы разучился быть беззаботным.
  
   Воскресение. На дачах все, небось? Работайте, день год кормит. А я в санатории. Романов не завел, собутыльников отшил. Продолжаю развлекаться.
  
   Бондаренко Т.А. Бд-16: Калимба в форме черепахи   12k   "Рассказ" Мистика
   Есть сделки по типу "выигрыш - проигрыш", есть "выигрыш - выигрыш". А есть и "проигрыш - проигрыш", о чем нам и напоминает автор, и напоминает вполне доходчиво.
   Второе лицо настоящее время - часто ли мы видим такой прием? Интимная подача и дает и требует - кстати, чаще всего этот прием используется в жанре "эротическая фантазия". Не спрашивайте, откуда я это знаю.
   Вот и здесь ждал чего-то из серии потерянной любви; мужчины призрака (вспомнился по ходу чтения фильм "Приведение"), убитой горем и частично повредившейся разумом женщины. А дождался куда лучшей концовки. Здесь автор молодец.
   По тексту все правильно, но без изысков и к середине рассказа я немного устал, мне думается, эта стилистика предполагает более эмоциональный язык. Но финал докручен чисто, разве что вербализация звуков музыки как последнее предложение не считаю лучшим вариантом.
   Хорошо получилось. Особенно, сюжетно хорошо. По-настоящему неожиданная развязка.
  
   Ветнемилк К.Е. Тилигент хренов   12k    "Рассказ" Фантастика
   Рассказ при первом прочтении не понравился.
   Аннотация, во-первых. "Это ни разу не с.т.а.л.к.е.р, скорей уж Балабанов. А мораль совсем моя".
   Аннотации такого рода нужны к фанфикам. В других случаях читатель и сам поймет, что это, что не это, и чья тут мораль. Ну, должен понять.
   Во-вторых, это именно фанфик. "Пикник на обочине", язык скопирован с фокала Рэдрика, который Шухарт - никаких экспертиз не надо. А к фанфикам у меня отношение... Не то, что бы плохое - сложное. Вторичность тебя сразу в минус вгоняет, а минус этот компенсировать надо удвоенным плюсом. Язык не твой, чем брать-то? Только идеей. Или не только?
   И вот тут я начал читать снова и проникаться.
   И не идеей про заплутавший санаторий, который не ведает, что творит, хотя задумка вполне живая. Главный герой меня заинтересовал. Это ведь не Шухарт, это тот самый парень, сын Барбриджа, который орал "Счастье всем даром" за секунду до смерти.
   И перевернулся рассказ.
   Нет в ГГ никакой крутости, понты одни. Он фокален, но врет сам себе, он так привык. И отца он не убивал, и никого не убивал, хотя и хотелось. И заиграл рассказ, ухнул в свою глубину.
   Да, фанфик. "Змеиное молоко" Михаила Успенского, земля ему пухом, тоже фанфик. Но на каком уровне сделан, а?
   А здесь и стиль снят отлично. На пять. Шероховатости есть ("Говор чудной? Я только пожимаю плечами" - надо, плечами пожимаю), но это на придирчивый взгляд. А ведь много и жемчужин - "Это в каком дворце хрустальном надо было родиться, какие лимоны-апельсины жрать, чтобы такой дурак вырос?!"
   Не знаю, вкладывал ли автор этот смысл, да и не так это важно. Я - как читатель - увидел сына Стеревятника в другой развилке судьбы.
   Круто.
   P.S. Обрез мелкашки - не убеждает как оружие. Или это тоже замысел?
  
    Гетла Бд-16: Оформитель   12k     "Рассказ" Фантастика
   Автор заложил сложную композицию револьверного типа, дозировано намекая в ходе эпизодов на интересную концовку - дабы читатель не заскучал. Решил поиграться тропами и попытаться нарисовать на ограниченном пространстве живых героев. Возможно, получилось - уважаемый критик назвал одну из героинь "уж очень мерзкой", для автора это комплимент.
   Кончилась эта вся мистерия темой "прогрессоры у нас" с пунктирно намеченной фрустрацией ГГ по поводу своей работы. Волобуев - то есть, Дон Румата - вот ваш меч.
   Рассказ и понравился, и нет.
   Понравился, ибо все-таки это мой рассказ.
   Не понравился - по аналогичной причине.
   P.S. Пить с врачами чревато - можно дойти до раздвоения личности и "оборезть" собственный текст.
   P.P.S. Маркетинга не бывает много )))
  
   Продолжение завтра. На очереди рассказы "Голоса в тишине", "Рождество" и "По обоюдному согласию". Может и еще кто. Сортировка алфавитная - по авторам. Если кто хочет по заявке - легко.
   Играйте в БД.
  
   Понедельник, 27 июня. Первые два рассказа - по заявкам, остальные по алфавиту. Время не ждет.
   Не уверен, что успею дать даже короткий отзыв на все рассказы полуфинала. Есть желание - подавайте заявку.
   Фишкин К. Бд-16: Переезд   12k    "Рассказ" Фантастика
   У советских писателей-деревенщиков в семидесятых годах прошлого века (и не только у них, конечно) в ходу был сюжет о переезде родителей - обычно, старенькой мамы - из деревни в городскую квартиру, к сыну или дочери. Непринятие городского быта, тоска по малой родине, конфликты с невестками-зятьями, обострившиеся в новых условиях - таким был стандартный набор деталей для подобных рассказов, обходящихся, как правило, без сюжетных изысков.
   Вот и здесь такая же история. Фандоп условен и даже искусственен, герои узнаваемы, финал и не собирается притворяться неожиданным. Успех рассказа находится в прямой зависимости от созданной автором атмосферы.
   Первая часть с описанием технологического прорыва в сельском хозяйстве Канады эмоционально ровная и не слишком трогает. А вот с момента появления момента Марии в новой квартире рассказ предстает в более выигрышном свете, уж простите за штамп. Появляется живой человек, при этом сделано всё умеренно, спокойно, без перегиба, без аффектации. И история оживает.
   Язык ровный, уместный. Диалоги грешат "сказализмом", но почему-то глаз это не режет. Некоторые наречия тоже показались лишними, наречиям вообще свойственно утяжелять текст.
   Пара замеченных шероховатостей.
     "- Господи, - подумала Мария,". Если подумала, то это не прямая речь.
   "вскормленная белой молокообразной эмульсией".
   Но - рассказ получился. Не на отлично, но вполне хорошо. Объемная история. Мария вышла живой.
  
   К.Марсо Бд-16: Бетонная кошка   11k   "Рассказ" Фантастика
   Очень удачное название. Просто супер. Заводит рассказ с полуоборота и сопровождает текст до финиша, помогая читателю придумывать свои оттенки смыслов. Язык "подобран по фигуре", но кое-где чуть торчит и чуть колется. Что не заслоняет общего впечатления - целому хватает силы обнулить частное. Часть смыслов спрятана между строк, но спрятана умерено, без перегибов. И так продолжается до финала, а финале ружья стреляют. Тот, кому верила, предает, и предохранители сгорают, и бегущая через рассказ "справедливость" взрывается, материализуется в открывшихся сверхспособностях.
   Последняя фраза с первого прочтения показалась неудачной, искусственно приклеенной. Но сейчас уже так не кажется - вот эта нарочитая наивность, простоватость - "о справедливости решила больше не думать" - можно трактовать как защитную реакцию психики ребенка, - тертого, битого жизнью, но ребенка, - пережившего нечто сверхъестественное.
   Отличный рассказ.
  
   Данни Р.Р. Бд-16: Голоса в тишине   12k   "Рассказ" Фантастика
   В полуфинале нет рассказов, со старта разваливающихся под собственным весом. Вот и "Голоса в тишине" - спокойное, чуть меланхоличное повествование, соблюдающее скоростной режим и дорожную разметку. Вежливое, внятное, не оставляющее лакун. Главный герой обстоятелен в своих рассказах о мире, в котором ему отведено не лучшее место. Ослик Иа со своим чертополохом. Впрочем, нет. Ослик эгоцентричен, а Картер-201 сочувствует и в меру сил помогает талу - местной фауне, с которой у него налажен ментальный контакт.
   У них много общего - покоряются судьбе, даже не пытаясь попробовать против течения. Молчаливы и добры. Как-то само вспомнилось - "жили они несчастливо, но, слава богу, и недолго".
   Ровный и спокойный рассказ, окрашенный в депрессивные цвета. Такой же и главный герой. Скажут ему завтра переквалифицироваться в мясники - повздыхает и пойдет точить нож. Как-то не получается мне ему сочувствовать.
   Меня никто не будет слушать. Людям не нравятся такие открытия.
   И в конце: Я сделаю, все что смогу, чтобы помочь им. Я обещаю!
   В ходе микрообзора уже родилась фраза: "Вот обидно, техника автора сомнений не вызывает, а рассказ вышел "околоноля".
   Но тут меня осенило.
   Ребят, это чеховский персонаж. Это кухонный диссидент, это же попадание в десятку. Всё на месте, всё работает - парень отлично умеет понимать, но ничего не может. И не должен он сочувствие вызывать, он раздражать должен, он должен заставить задуматься читателя - "сам-то ты не такой? Точно не такой? Себе-то хоть не ври".
   И мне не важно, что вкладывал автор - я увидел так. Имею право.
   Судил бы в Лайте - шесть или семь.
  
    Дзета С. Бд-16: Рождество   11k   "Рассказ" Фантастика
   Только подумал, что маловато на БД экшена, а тут и он. Сюжет описывать не буду, дабы не плодить спойлеров. Финал умеренно-неожиданный или умеренно-ожидаемый - тут уж кому как. Написано не без иронии  (-Черт возьми, эта тварь прикончила Джозефа! К кому же мы теперь пойдем на рождественский ужин?), но и без претензий на оригинальность. Последняя фраза вполне на месте и ставит внятную точку.  
   Средний уровень. Свой читатель у таких рассказов есть всегда - даже при обилии киношных аналогов. Язык неплох, со своими находками, хотя и перенасыщен сложноподчиненными предложениями и ненужными наречиями и эпитетами, например "Найджел громко заревел", Его грозный голос заставил Найджела содрогнуться.
   Герои картонные, но замысел других и не предполагает. Легкий рассказ для отдыха.
  
    Жакова О. Бд-16: По обоюдному согласию   10k     "Рассказ" Фантастика
   Лев Толстой сказал про произведение Леонида Андреева "Рассказ о семи повешенных" - я бы за такую тему не взялся. Суть не в том, что не взялся бы, думаю, подчеркнул Лев Николаевич не новую мысль - "Раз уж замахнулся на серьезную тему - соответствуй".
   Рассказ я прочитал еще на раннем конкурсном этапе, ощущения были двойственными. Перечитал сейчас, с условным карандашом в руке - то же самое. Обязывает тема. Сильно обязывает. Но позитив при прочтении преобладает.
   Начинать с монолога всегда непросто, а тут и подавно. Вот так, сразу, без подготовки, без разминки хлестнуть одними эмоциями, когда читатель еще не в теме... не одобряю такой вход.
   Далее у автора задача показать психологизм героини, её изменения, переосмысление ситуации с разрывом. Не скажу, что полностью получилось, но тут же спрашиваю - а многие бы смогли сдать этот экзамен на отлично? То-то и оно.
   Выделю два штриха. С репортерами, отношение к огласке ситуации. И про историю болезни, тоже правильный ход.
   Последнюю фразу сделал бы покороче, более емкой, пусть читатель додумает детали. Условно - "здравствуй, это я...".
   Пишу об этом потому, что и тема серьезная, и рассказ понравился. А еще и потому, что захотелось самому попробовать написать что-то в этом духе. Автору спасибо.
  
   Среда. 29 июня. Обзоры обновляются все реже, на полуфиналистов "гуру БД" решили не размениваться. А я юнга, куд я денусь. Но - отказываюсь от алфавитного подхода. Наугад или почти.
   Рубцова Д. Французские имена   7k    "Рассказ" Фантастика
   Герои-персонажи мечутся, страдают, любят, но из-за нерешительности писателя теряют друг друга, да и и себя. На этой теме можно играть в разных жанрах, но этот жанр нужно выбрать. И автору, и его героини, которая тоже автор. Рекурсия, да.
   Начать рассказ легче, чем закончить - такой вот незатейливый вывод делаешь в ходе прочтения доброй трети конкурсных бойцов. Вот и здесь - уверенное начало, некоторое торможение в середине и нарочито размашистый, разудалисто-цирковой финал.
   Может автор так и задумал - ведь и у его героини все сначала было с рассказом нормально, но потом не задалось. И махнула рукой - пусть кроме пришельцев еще и вампиры, гулять так гулять. Если это действительно авторский замысел, то снимаю шляпу - но только перед идеей. По форме, в этом случае, следовало куда сильнее утрировать и скоромошничать, "кот из дома - мыши в пляс".
   Ведь и фразы стебные есть, например "но земные войска, как это обычно бывает, быстро проиграли". Добавить бы абсурдности.
   Техника автора сомнений не вызывает, рассказ до определенного момента читается азартно, но в финале - да и в ходе всего текста - автор не смог, на мой взгляд, определиться с посылом, с жанровой сущностью - драма это или фарс.
    Лаевская Е.Г. Бд-16: Теория разумного эгоизма   10k    "Рассказ" Фантастика
   Еще один рассказ из моего личного списка лучших. Непростая и не затертая идея, два четких фокала, каждый со своим языком. Да, так и надо, но многие ли умеют?
   Выигрышность темы безусловна - каждый из нас может примерить ситуацию на себя. И примеряли, и будем - жизнь и здоровье родных суть сверхценность. За сильным размахом ждем сильного удара - и не ошибаемся.
   Реализация. Жестко, достоверно, без слезодавилок. Победе в конкурсе не удивлюсь.
   Из того, к чему придерусь - только в пятом абзаце происходит гендерная идентификация первого фокала... извините, происходит безусловное понимание, что рассказ начинается от лица мужчины.
   Ну и финальный абзац. Александр Грин, придумавший фразу про "умерли в один день", мог ей злоупотреблять на правах авторства (в трех рассказах, если память не изменяет). Здесь хотелось более жестко-современной концовки.
   Удачи.
  
    Эверстов М.С. Кеб добряк   7k    "Рассказ" Фэнтези
   Да, это опять не фантастика. И формально, и по сути - жесткая проза на вечную тему. Война убивает души.
   К слову - недавно пересматривал фильм "Мой сводный брат Франкенштейн". Там тоже про это.
   Повествование от лица наблюдателя, рассказ-монолог. Штука непростая. За технику - пять с маленьким минусом. Композиция обязывает держать читателя за все места, в том числе и деталями личности рассказчика, которые можно передать только на полутонах, на мелочах. На оборотах речи, на словечках характерных. Очень сложная задача. Попробуйте, кто не пробовал.
   В остальном - всё на уровне. Есть неоднозначность в тексте, но и глаза она режет только потому, что текст планку задал крутую.
   Придирочки, раз уж оценка по высшему разряду
   "Денег он принес кучу. Тут я не говорю".
   Не звучит. Там несколько таких фраз. Это же аудиорассказ, в определенном смысле, он звучать должен. Да, понимаю автора - максимально приблизить текст к "как бы" жизни. Но литература не жизнь.
   Написал и подумал - а может так и лучше. Может, это я не догоняю уровня. Да.
   дирала юбку". То ли опечатка, то ли автор так решил. Умеющим писать позволено многое.
   Дорога в финал, буду болеть за этот рассказ.
  
   Семикова Л. Бд-16: Спасти кролика   12k    "Рассказ" Фантастика, Сказки
   "В сущности, это был очень грустный рассказ", как писал Фазиль Искандер про свои литературные дебюты.
   "Сказка", указал автор поджанр, но как-то невесело от таких сказок.
   Глупо говорить про полуфинальные тексты, что рассказ написан складно - других тут почти нет. Фокал сугубо отрицательного ГГ в меру осторожно раскрывает нам драму планеты, на которой осталось всего триста тысяч жителей - кстати, фраза "три десятка тысяч жителей" лучше подходит для отчетов Госдумы, которым важнее скрыть, а не показать.
   Развлечение одно - смотреть как убивают кроликов, которые совсем и не кролики.
   Техника рассказа на уровне... впрочем, я повторяюсь.
   О чем рассказ. Не получается сформулировать идею в одном предложении.
   Спасти кролика? Защитим слабых? Всех съедят?
   Нет, есть тексты и без идеи. Или без конфликта, как любят писать некоторые судьи.
   Они живут и питаются собственным языком, но в одном случае - язык заставляет забыть о сюжете. А в данном варианте что-то "мешает мне верить в эту латынь".
   Хорошо написанный рассказ. О чем, я не понял.
  
   Четвертое июля, воскресение. Из рассказов финала в мой обзор не попали три: "Беспредел", "Клака" и "Признание". Вот ими и завершим сезон.
  
   Шауров Э. Беспредел   12k    "Рассказ" Фантастика
   В каком-то смысле, это идеальный рассказ. Очень точное сочетание боевика (а их и не было на конкурсе, разве что, "Рождество") и социальной проблематики, базирующейся на не новой, но органично укладывающейся в показанный мир идеи бессмертия.
   В первой части несколько мельтешило в глазах от терминов; вроде бы и обычное лексическое развлекалово в рамках темы, но небольшой перебор, на мой взгляд.
   Можно - по гамбургскому счету, всё же финалист, да и текст сильный - придираться к деталям.
   Со стороны чужого квадрохода выстрелили снова. Мартин ответил наобум.
   "Пальнул наугад... разрядил скорчер на звук". ИМХО, лучше. "Наобум" слово из другого багажника.
   "Тело в коконе компенсатора испытало мгновенный шок, словно мясо, продавленное через решётку чудовищной мясорубки"
   Чрезмерная метафора, да еще в начале рассказа; когда читатель более склонен к буквальности, когда еще не вошел в рассказ. Но тоже не критично.
    - Пошёл ты, - прохрипел Мартин.
     Следующие восемь минут, не обращая внимания на боль в разорванном боку,
   Ну почему, восемь? Я понимаю замысел - счет идет на секунды, но режет взгляд этот минутный подсчет.
   Вторая часть четко дополняет первую: разъяснения вписываются постепенно, а идея "честного соревнования" кажется мне вполне логичной - пассионарность системы надо поддерживать. Вполне могли договориться о таких игрищах - наподобие Олимпиады будущего. И фиксирование возраста отлично вписалось, усилило рассказ.
   Короче. Автор мастер, читал с удовольствием.
   P.S. А название-то какое удачное, а? Привычное слово играет сразу в двух фокусах. Блеск.
  
   Осокина Я. Бд-16: Признание   8k    "Рассказ" Фантастика
   Начало - деревенская проза с точно подобранной интонацией. Постепенно, очень постепенно, автор внедряет в рассказ фантэлемент в виде могущественных и нехороших инопланетян, понимание обреченности жителей земной колонии приходит не сразу.
   И это правильно - если, условно говоря, вставить в начало рубку нашего космолета, раскрыв читателю все карты, переключения на нарочито мирную пастораль будет выглядеть куда хуже. Вроде банальность пишу, а вот не всякий автор умеет попридержать козыри до нужного момента.
   Рассказ получился. Объем, персонажи, ритм, язык. Техничный финал. Не подкопаешься. Не стал автор замахиваться на масштабное полотно, с задумкой справился. Мне разве что имя Лакуп не приглянулось, выламывается из текста.
  
   Ролдугина С. Бд-16: Клака   8k    "Рассказ" Мистика
   Если вы не знаете значение слово "клака", рекомендую узнать - снимет часть вопросов. Смесь фантастических способностей героини с вполне обыденными деталями (повышение, зарплата) даёт интересный эффект рутинной и даже не очень любимой работы, повседневность вытесняет фантэлемент на обочину, и уже не удивляешься, не задаешь себе вопросов - не мелковаты ли масштабы деятельности Яси.
   А вот работа у нее такая. Работа. С трудовой книжкой, премиями, отпусками. Никакой не ангел-хранитель; клака, просто клака.
   Ну ладно, не просто.
   Язык вкусный, хочется попросить добавки. Финал подогнан по размеру.
   Отличный рассказ, который при втором прочтении еще и выигрывает.
  
   На этом Гетла-обзор прощается с вами, спасибо, что читали. Всем удачи!
  
  
  

Оценка: 6.79*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"