Право отбирать игроков и продавать их в лучшие клубы Вселенской Гуманоидной Футбольной Лиги, конечно, благая цель... Забавно. Вообще - вроде бы даже юмор. Но в наличии все языковые ошибки начинающих вплоть до запятых между подлежащим и сказуемым. Правда, канцелярита мало. Что радует.
Мысль есть. Пожалуй, именно так и поведет себя могущественное существо, наделенное свободной волей. Но исполнение! Сборник ляпов. Особенно порадовала вот эта фраза: "Один из них был самым типичным юношей - ухоженным, причёсанным на косой пробор и с интеллигентным выражением ничем непримечательного лица". Интересно, а что подразумевает автор под определением "юноша нетипичный"? У меня в голове зарождаются непристойные мысли. Хотя, кажется, "нетипичным" автор считает хайратого неформала-рокера...
Тут невольно возникают картинки из моей бурной молодости, когда бритоголовые модники в спортивных штанах, увидев длинные волосы моих друзей-реконструкторов, неосторожно называли тех "нетипичными". В смысле - пидорасами. И потом события развивались как в анекдоте о том, как старый гопник наставлял молодого: "Если встретишь в лесу длинноволосого придурка в каких-то идиотских тряпках и с бусами, как у девки, да еще с палкой в руках - не дай тебе бог перепутать его с хиппи!" В общем, запнувшись о неудачное слово (вообще-то, по-хорошему, тут нужно "обычный"), мои мозги совершенно отказались воспринимать долгие и нудные рассуждения на тему проблем создания искусственного интеллекта.
А сколько философии вокруг понятия "свободная воля" можно было накрутить! Ведь весь прикол в том, что никто из людей в полной мере не обладает свободой воли...
Евгений - жмот! Почему этот рассказ на "Свободное творчество-Загадка" не подал, а приберег для "ХиЖ"? Был бы в финале еще один рассказ, которому я поставила бы "десятку". Потому что и загадка есть, и мысль есть, и стиль-образы есть, и постепенное, "по спирали", движение к отгадке... Хорошо сделано.
Интереснее всего вывод: "...просеивают людей, воображающих себя инопланетянами, в то время как следует искать инопланетянина, воображающего себя человеком". Второй раз эта мысль за последнее время мне встречается. У Димыча Чвакова в "Манном пудинге" и вот теперь здесь. Может, пришло время для того, чтобы перестать мечтать о том, что вдруг окажешься "подкидышем на этой земле", и научиться чувствовать кайф от того, что ты - человек? В основном взрослые мужики до этой мысли доходят, тертые, жизнью битые, но не потерявшие интереса к людям... те, которые, на мой взгляд, и есть настоящие инопланетяне.
Дальше... Михаил, вам сколько лет? Туплю на "сведения об авторе". Если "много лет проработал капитаном", то не сильно младше меня. На фото вы - лысый мужик. Да и цифры "6363" в мэйле намекают... Герой - тоже вроде наш ровесник, сыновья уже не маленькие. То есть родился ваш герой не позже где-то середины семидесятых...
И вот такой ляп:
"Но, на той экскурсии, его с приятелем почти сразу после начала сеанса выперли из зала, за то, что они, пользуясь темнотой, принялись кидаться попкорном, угодив директору школы в глаз".
Какой попкорн до 1991 года? Если и существовало такое чудо в СССР, то только у тех мальчиков, которым светило не ПТУ, а институт международных отношений, а кидаться им могли уж самые зажравшиеся детки работников спецраспределителей... Ну или, в особом случае, попкорн видели дети моряков, ходивших "в загранку"... Но герой-то у вас - типичный обыватель, не привязанный сюжетом к какому-нибудь из портов.
По стилю...
"...то ли действие(подлежащее)живительного напитка перестало работать(сказуемое)как надо".
То есть действие - работает? Это как?
Ну, а по смыслу... Вроде бы юмор. Старая идея - никакие инопланетяне не способны справиться с банальным алкашом. В общем, не понравилось.
С одной стороны, милый моему сердцу интерес к теме не-жизни.
С другой стороны, идея скрестить славянский и японский фольклор - это все-таки слишком. Возможно или в ироничном ключе, или на очень высоком уровне мастерства. Тут получился изрядный бардак.
С третьей стороны, все время раздражало стремление автора создавать стилизацию за счет кучи незнакомых слов. Ну не разбираюсь я в лисах-оборотнях и прочих японских сказочных реалиях! Поэтому картинка перед глазами никак не складывается. Не все же читатели нынче увлекаются анимэ настолько, что поименно со всем ками знакомы. Мне лично половину рассказа приходилось догадываться, что же автор имел в виду, словно я читала что-нибудь вроде:
"Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове".
С четвертой стороны, те слова, которые мне понятны, используются вполне удачно, по крайней мере, косяков в употреблении русских слов не попалось.
С пятой стороны, отдельные кусочки - очень неплохо. Например, в самом начале - про лепестки слив.
В общем, чувствуется потенциал. Главная претензия: не стоит пытаться впихивать в рассказ все, что знаешь, как в письменный ответ на контрольной. Экзотические термины надо вводить аккуратно, объясняя их. А тут - с самой аннотации: "История о предсвадебных хлопотах старого кицуне". И что за зверь этот "кицуне"? Я, например, без Гугля не знала, что это - всего лишь "лисица". Причем не обязательно фольклорная. На клетке в зоопарке, в которой будет сидеть обычная рыжая лиса, чернобурка или даже корсак, будет написано "кицунэ". Подозреваю, что японцы и песцовые шкурки тоже называют каким-нибудь производным от этого слова. Так почему бы не написать "старого лиса"? Читатель же не тупой, поймет, что, раз сказка, то не обычный лис, а особенный, сказочный...
Хм... Забавно. Альтернативная цивилизация тараканов. В принципе, идея не нова, насекомых подозревал на наличии у них коллективного разума, причем превышающего человеческий по уровню духовности, еще сам Лев Толстой, когда про "муравейное братство" писал.
Злободневна лишь проблема сотовых телефонов. Точнее, того, что те волны, которые используются в сотовой связи, как-то воздействуют на насекомых. Одно время в СМИ писали о том, что сотовая связь мешает пчелам находить ульи, и вообще - где много сотовых вышек, там пчелы постепенно выводятся. Не знаю, насколько правда. Одна из "экологических пугалок".
В остальном же...
Самое лучшее в рассказе - описание войны с тараканами. Смачно, с юмором и цитатами из старых анекдотов. Правда, в анекдоте были клопы и на старое место они принесли не чайник, а диван. Но разница небольшая. Все равно смешно.
Самое неудачное - прием, который применил автор: о научной гипотезе ГГ слышит от "друга детства" ни фига не понимает и не верит, а потом из СМИ узнает, что все, что ему рассказывал друг, - правда. В принципе, понятно: человеку - не специалисту в какой-то отрасли науки очень сложно написать о научных теориях так, чтобы не накосячить в деталях. Некая такая "фигура умолчаний", "ГГ-рассказчик" - словно Уотсон при Холмсе, как понял - так и записал, а с автора взятки гладки, автор тут ни при чем, это ГГ - тупой. Неудачный прием тут потому, что идею цивилизации насекомых можно было покрутить кучей интересных способов, вплоть до прямого контакта в прямом эфире рассказа. К тому же форма подачи научной идеи для "ХиЖ" (научно!-популярного журнала) в стиле "а вот мне один чувак по пьяни рассказывал" - это все-таки не совсем то, что надо.
Теперь по деталям.
Что легко правится. Неопрятность (чисто техническая) набора - ну не надо ПЕРЕД запятой пробел ставить!
Дальше - опять кое-где неудачное словоупотребление. Точнее, неправильная эмоция. С самого начала:
"Я зашел в Супермаркет купить сигарет и остолбенел. За стеклянными дверями бара сидел, не может, быть.... Ну, конечно же, он, друг моего детства Борька Хмелев".
И чего такого удивительного в том, что два человека, живущие в одном городе, встретились? С чего столбенеть-то? Вот если бы до ГГ доходили слухи, что этот самый Хмелев сел на 25 лет, эмигрировал на Марс или вообще помер - тогда понятно. А тут... Ну, разошлись у людей пути, ну, столкнулись они в какой-то забегаловке, когда у обоих было настроение поболтать... Да и в прошлом у них отношения были ровные, по крайней мере, ни о какой страшной ссоре или там конкуренции за одну девочку речи не идет. Зачем столько эмоций? Тут нормальный человек скорее постарается оценить, что годы сделали с ровесником (пузо, лысина, морщины, седина - что в наличии?). И спроецировать на себя ("Неужели я выгляжу таким же стариком?", или "А я по сравнению с ним неплохо сохранился!", или "Вот счастливчик - не берут его годы, каким был, таким и остался, а я...")
Несколько таких же эмоциональных неточностей есть и дальше по тексту. Все-таки нам, женщинам, трудно от мужского лица писать...
А вот этот прикол мне понравился:
"- Ты обращал внимание, в каких бумагах они сидят? Отчеты, статистика, периодика - газеты, разного направления рукописи, приказы, старые письма. Ты видел хотя бы одну особь в глянцевых или эротических изданиях?"
Конечно же, на самом деле тараканы прекрасно жрут целлюлозу, а вот гламурный "глянец" потому и "глянец", что бумага покрыта блестящей несъедобной для тараканов химической дрянью... Но смешно.
В общем, мило, с юмором, но композиционно недотянуто, да и стилистически не особо...
Идея интересная. Волновые формы жизни - то, о чем писалось немного. Но воплощение... Не знаю, как у кого, но у меня в момент чтения все время было ощущение, что автор очень хочет показать, как много он знает, какой умный и продвинутый. Термины там, где без них вполне можно обойтись, странные рассуждения о вещах общеизвестных, но в мире рассказа их знание считается почему-то привилегией лишь специалистов.
Вот, например, фраза:
"- Красиво! - произнесла Хельга, приникая к блистеру геликоптера".
Кто бы объяснил мне, зачем автору понадобилось употреблять подряд два редко встречающихся специальных термина, и почему нельзя было сказать просто: "к окну вертолета"? К тому же резонный вопрос: если у того летательного средства, которым пользуются герои, не просто окна, а именно блистеры, то на хрена к ним "приникать"? К оконному стеклу прижимаются, чтобы увеличить сектор обзора. Но блистер тем и отличается, что обеспечивает большой обзор!
"- Красиво, - согласился Гор, всматриваясь в отроги вулкана и продолжая пилотировать".
Тоже забавно. Слово "пилотировать" - слишком общий термин. По-хорошему, надо бы было уточнить, как и куда именно вел вертолет этот Гор. Облетал вулкан по дуге?
Есть и ошибки по, так сказать, матчасти. Например, существование растений при полном отсутствии микроорганизмов невозможно. Я - не специалист, просто периодически копаюсь в грядках да прочитала парочку научно-популярных статей о том, что происходит внутри компостной кучи. Так вот, любой процесс гниения, перепревания и вообще - превращения растительного мусора в усвояемые растениями химические вещества - это как раз работа микроорганизмов. Если они исчезнут, то почва очень скоро станет абсолютно бесплодна, и растения погибнут. Конечно, можно предположить, что в мире рассказа растения - тоже волновые иллюзии, которым не нужны удобрения, но именно сам факт существования таких странных растений и должен был в первую очередь озадачить биолога. А тут: "Растения не в счет, с ними все понятно".И что этой Хельге, интересно, понятно?
В общем, хорошо, что автор знает слова "торсионное поле". Но не стоит рассуждать о том, что НЕ знаешь, да еще вкладывать эти рассуждения в уста вроде бы как специалиста в данной области...
Опять - интересная идея и недотянутая форма. Многовариантность событий - то поле, на котором можно играть бесконечно.
А вот воплощение...
Образы есть, но зачастую неудачные.
"Она сидела на диване, и казалось, что прямо из коленок треугольничком растёт её лицо,а на лице - глаза, в упор уставленные на Артёма".
То есть получается, что глаза тоже растут. Причем "в упор уставленные". Какой кошмар! Девушка-ракообразное, у которой растут глаза...
Про "подняла уголками брови" тоже забавно. Это как?
И так далее, и тому подобное.
В общем, есть надежда, что автор еще научится обращаться со словами. А пока слова в тексте вытворяют всякие гадости, делая смысл далеко не однозначным. И совершенно не тем, который намеревался придать им автор.
Идея не нова: дескать, все религиозные святыни - это остатки инопланетных артефактов. И египетские пирамиды, и сооружения древних майя - всего лишь какие-то технические конструкции, имевшие для инопланетян практическое значение. Но и на этом, уже весьма вытоптанном, поле можно бы было поиграть на разнице менталитетов. Однако не получилось.
Интонации внутреннего монолога ГГ - это интонации попаданки Мэри-Сью.
"Ирга вплела ленту в двенадцатую косичку и втянула воздух сквозь стиснутые зубы, чтобы не выругаться. Когда она проходила конкурс на жрицу, то не думала, что подготовка к танцу "Грехопадение" будет настолько доставать".
Ладно, молодежно-сленговое "доставать" еще как-то перенести можно. Но вот "конкурс на жрицу" вообще порадовал. Хорошо еще, что не кастинг.
В общем, есть такой фильм "Маленький Будда". Про то, как сущность умершего верховного ламы воплотилась не в ребенка-азиата, а в маленького американца. Так вот, там есть один смешной момент. Когда, согласно традициям, ламы нашли маленького аватару и предложили его родителям привести мальчика в Тибет, чтобы пройти посвящение, его отец выдает фразу: "А что? Карьера священнослужителя - не такая уж плохая". И вспоминает, что кто-то из родственников был весьма уважаемым пастором. У зрителей это вызывает смех - именно из-за того, что режиссер сумел показать разницу мировосприятия американцев и ламаистов. Сумел показать, как не сочетается понятие мистической веры со словом "карьера".
Написано ярко. Но вот глобальный пушной зверек - это уже как-то надоедать стало. И откуда только у авторов эта тяга устроить очередной "всемирный потоп", чтобы очистить Землю от скверны человеческого греха? Причем все опять по одному и тому же сценарию: остается какое-то число "праведников", которые имеют возможность поведать о том, каким плохими были люди. Впрочем, праведность всегда весьма сомнительна, в одном случае алкаш выживает, в другом - юрист. А толку? Было уже - и не помогло.
Может, хватит нас, грешных, всем скопом на тот свет отправлять?
Добротный критический реализм с небольшим налетом мистики. По композиции - нормально, по языку - я бы еще почистила, покрутила некоторые фразы. Особенно там, где пейзажные описания. "Из занятого серыми островками неба будто вываливался солнечный диск, с минуты на минуту готовый столкнуться с чернеющей вдалеке линией горизонта". По-моему, не очень удачно.
Мысль по поводу: если фантасты-эскаписты все чаще берутся за социальные темы, то, видимо, в обществе уже происходит процесс осознания людей принадлежащими себя к определенному классу. В общем, еще один сигнал о существующей бочке с порохом...
Впрочем, от Погуляя трудно ждать непрофессионального текста.
Другое дело - идея. Все-таки я отнесла бы этот рассказ к жанру антиутопии. Или даже аллегории. Развитие до абсурда, до последней кровавой точки сегодняшних тенденций.
Интересно несколько вещей.
Во-первых, то, что как сверхценность в рассказе показаны не какие-то созданные человеческими руками материальные блага, а чистая природа. То есть расслоение общества идет не по показателю уровня жизни, а по показателю ее качества. Можно иметь в гараже хоть десять машин и всю возможную бытовую технику, но если живешь под дымами коксокомбината - радости мало.
Во-вторых, интересны споры в коммах о том, кто все-таки прав.
В-третьих, нет ответа на самый главный вопрос: а куда вывозится мусор из Поселка? Куда вывозятся отходы тех производств, от которых получают доходы жители поселка? Куда вывозятся отходы тех производств, чью продукцию они потребляют? Так что разговоры о "сами засрали" - несколько преувеличены, на мой взгляд.
В общем, модель отношений стран "золотого миллиарда" и всего остального мира в миниатюре. Сомневаюсь, конечно, что внутри одной страны возможно такое расслоение. Все-таки, хоть у нас большинство уже забыло про Великую Октябрьскую революцию, но самые умные помнят. И не факт, что конфликт между "рыбохраной" и "браконьерами" не перерастет в более глобальный. Этим авантюристам хотелось рыбки. А следующей группе рыбка будет уже не нужна, им нужны будут жизни тех, кто стрелял...
Иллюстрация к пословице "Человек предполагает, а бог располагает".
В общем, жили-были эльфы. Культурненько жили, даже гламурненько. Но вот их король однажды лязгнул языком: "Этот дворец испокон веков принадлежал моим предкам и навеки останется нашим родовым кровом". Вечность, видимо, обиделась, и сразу же во дворец эльфийского владыки в сопровождении положенных спецэффектов явился некий мокрый... в смысле - морской - дракон. Пришелец сходу перебил королевскую семью, а остальные эльфы, лишенные правильного руководства, ничего не смогли противопоставить захватчику. Дракон поселился во дворце, отожрался и обнаглел до того, что однажды ляпнул: "Я хозяин этих мест и буду жить здесь всегда". Но и на старуху бывает проруха, и на дракона найдется компания из троллей и гоблинов. По сравнению с эльфами, ребята эти, конечно, грубые и необразованные, но наглые, как танки. Да и за жизнь, в отличие от эльфов, не особо цепляются - не вечные же. Совместными усилиями эти фэнтезийные нацменьшинства радостно уконтропупили дракона. После этого устроили глобальную пьянку, на которой объявили завоеванную землю навсегда своей. Океан, которому не понравились летящие в него бутылки и прочий мусор, обиделся и начертал на песке глубокомысленную надпись: "Что вы знаете о вечности?"
На этом притча заканчивается, так как автор вряд ли может придумать напасть, способную прервать эпоху гоблинского владычества. Ведь эти зеленые - хуже тараканов, их и дихлофос не возьмет. Сила гоблинов в том, что они ни фига не знают о вечности, "всегда" для них означает - до ближайшей пьянки, а плодятся они быстрее, чем кролики, так что вместо десятка погибших вскоре будет пара сотен молодняка, радостно стремящегося к подвигам. Особенно если в колоде есть карта "Гоблинская матрона". (Впрочем, что это я... Видимо, в MTG переиграла... Мы сейчас вроде о литературной притче, а не о достоинствах черно-красной колоды...)
Правда, без ассоциаций с играми говорить просто не о чем. С литературной точки зрения весь текст - один большой штамп. Редко встречается такая рафинированная вторичность, но тут тот особый случай, когда для доказательства штампованности стиля можно цитировать каждую фразу. Если волны - то ленивые. Если валы - то вздымали. Если паруса - то белоснежные. Если ветер - то свежий. Если эльфы - то высокие... Видимо, словесные конструкции, усвоенные из прочитанных фэнтезюшек, уже готовыми блоками хранятся в голове автора. Плюс - куча канцеляритов и газетных штампов. Если берег - то живописный. Если возгласы - то радостные. Если процессия - то торжественная.
А вот этот пассаж так и просится в репортаж светского обозревателя:
"После проведения обряда началось шикарное пиршество, танцы и веселье. Король сам показал невесте и сопровождавшим ее эльфам роскошные чертоги".
(Не хватает только "копирайта" - "наш корреспондент Божена Рынска").
С точки зрения оригинальности мира - тоже пустота. Игровой стандарт. С точки зрения идеи... Не понимаю, зачем надо было огород городить, пословицу про то, что "бог располагает" все знают.
Единственное достоинство - отсутствие грамматических ошибок в том количестве, чтобы они мешали чтению.
В общем, не текст, а сплошное гламурное кисо. Я гламур не люблю. Очень не люблю, до неадекватности оценок. Гоблинов, правда, люблю нежно и искренне - что из "мотыги", что из "вахи". За то, что победа досталась зелененьким, накину один балл.
Если коротко, то яркий пример того, почему сейчас упала популярность "твердой" НФ.
Я ничего не поняла из того, что написано в первой части рассказа. Думаю, там показаны очень оригинальные и интересные технические решения. Но оценить их красоту я просто не способна. Образования не хватает. Как, подозреваю, у процентов восьмидесяти читателей. Химия - не самая распространенная профессия. Конечно, я по диплому - гуманитарий, но и технарь, но - специалист, скажем, по силовому электрооборудованию или по дорожному строительству - тоже поймет немного. Это здорово снижает литературную ценность текста.
А вот вторая часть рассказа печальна. Оказывается, что все это затевалось только ради войны. Дескать, атмосфера Венеры - идеальная маскировка. Грустно. Хотя и реалистично. Человек - существо прагматичное, и заставит оторвать задницу от Земли его может или угроза голода, или желание доминировать над врагами. А романтика великих открытий, упоение властью над природой... кто сейчас о романтике вспоминает?
Еще одна вкусная штука. Не рассказ, скорее - зарисовка, миниатюра без начала и конца. И написана только для того, чтобы был повод рассказать о том, что скрывается внутри камней. "Веганец" совершенно ни при чем, он - не больше, чем повод. Действия как такового нет, сюжета нет. Конфликта тоже нет. Разница в способах существования "веганца" и ювелира не приводят к даже к намеку на конфликт. Даже на самом высоком уровне. Все пути хороши, если они ведут вперед. Так что остаются одни разговоры да описания. Но красиво. Неумелые авторы обожают вкраплять в свои описания сравнения с драгоценными и поделочными камнями. Это пошло. А здесь, наоборот, камни являют картины мира, и это не сравнения, а то, что в них действительно сокрыто до поры. А герои - лишь оправа для камней, ради которых, собственно, и писался рассказ. Хотя с умницей-ювелиром мне бы хотелось пообщаться.
Я загрузилась. Забавно, хоть и попахивает "хливкими шорьками". Но реалии вводятся достаточно корректно и, главное, понятно. В первых двух фразах, конечно, перебор, а дальше - вполне можно догадаться, что значит то или иное слово. "Тут были и косточки Клора, убить которого сложно, но вскрыть и извлечь Трофей практически невозможно".Видимо, "Клор" - некое живое существо, обладающее панцирем, который требуется вскрыть, и скелетом - раз у него есть косточки. "Маринская улитка" - тоже понятно, некая ушастая улитка-переросток.
В общем, не так уж страшно, понять можно. Тем более, что незнакомыми словами называются несуществующие реалии, да еще краткое описание дается, которое позволяет эти реалии воспринимать в сравнении со знакомыми.
Конечно, рассказов о столкновении двух цивилизаций - пруд пруди, и по поводу того, что носители разума не обязаны выглядеть гуманоидами, тоже сомнений нет. Но играть на этом поле можно бесконечно, все зависит от фантазии автора и его целей.
Что НЕ понравилось, так это весьма своеобразная пунктуация. Если это - тоже попытка передать "нечеловеческую" природу героев, то очень и очень неудачная.
Да, большие буквы для обозначения чего-то значимого - тоже показатель слабости автора. Не стоит ими злоупотреблять.
А это - неожиданная вкусняшка. Автор вообще незнакомый... Единственное - плохая первая фраза: "Поздний февраль - странное время, особенно в этой части страны". Ничего странного нет. К тому же "поздний февраль" не говорят, слово "поздний" применимо только к названию времен года или времени суток. По-хорошему, надо первую и вторую фразы объединить: "Конец февраля - время на грани холода и тепла". Впрочем, эффектно начинать всегда трудно. Совет еще из журналистской практики - пока не научишься формулировать смысл в одной фразе, нужно писать, как пишется, а потом просто "убивать" начало, все эти "заходы из-за печки".
А дальше - без особых огрехов, мысль разогналась и течет так, как надо.
По композиции хорошо, взвешенно получилось.
Теперь по смыслу. Только один вопрос: автор сам ходил стопом? Вот эта фраза: "Устав месить ногами талую грязь обочин, Мистик сошел на мокрый от тумана асфальт" мне почему-то подсказывает, что ходил. Потому что это - та ДЕТАЛЬ, которую не придумаешь, не пощупав реал "вживую".
Плюс... Не знаю, но у меня такое ощущение, что байку про Кровавого Ворона и про гонки в полнолуние я краем уха слышала. Наряду с байкой о женщине-драйвере и о красном "Запорожце"... "Стопный" фольклор. Это - не упрек, фольклор - достояние общественное...
В общем, рассказ понравился, хоть он и не без огрехов по стилю.
Тоже неплохо, хотя идея далеко не нова. И скорее фэнтезюшная, чем фантастическая. В принципе, об этом уже было - у Сапковского, там, где про магов-магичек, про то, что красавица Йенифер - на самом деле - уродливая горбунья... Впрочем, у фантастов-романтиков тоже немало о том, что в будущем все люди станут стандартно-красивы.
Другое дело - вопрос о том, что настоящее, а что - случайное, что душа, а что - оболочка, что же "на самом деле"...
Рассказ или исторический очерк? По форме и лексике, скорее, последнее. Хотя, подозреваю, Изобретатель и Ирландец - плоды фантазии автора. Вопрос только один: зачем? Неужели в истории науки не было примеров таких же "несвоевременных" изобретений, которые можно использовать для той же цели - показать, как хрупка судьба прогресса, как зависит она от экономики и интересов ее генералов?
Не знаю даже как оценить. Интересная фант-идея, но при этом чисто женская, раздражающая меня реализация. Что делать с паранормальными способностями, если они вдруг откуда-то взялись? В традиции НФ - попытаться их использовать, пробовать и ошибаться, ввязываться в приключения и удирать от "сильных мира сего", которые, без сомнения, постараются использовать тебя, как козырную карту, спрятанную в рукаве. ДЕЙСТВОВАТЬ.
А тут...
Героиня не делает НИЧЕГО.
Мало того, совершенно идиотская травля, устроенная ей любовницей мужа, превращает героиню в неврастеничку, которая ни разу не задает себе вопрос: "А чье место, собственно, она, по мнению звонящей, занимает? Кому она перешла дорогу? Если уголовнице-соседке или любовнице мужа, то какие претензии? Они не имеют права на ее место. И пусть только попробуют что-то сказать против!"
В общем, "страдательный" характер героини в сочетании с свалившимися на нее паранормальными способностями на выходе дали - пшик. Пустоту.
В остальном... В остальном - грамотно, относительно стильно... Не даун, но и не лидер.
Интересный вариант игры вокруг парадоксов времени.
Правда, претензия та же, что и к предыдущему рассказу - идеологическая. "Какое-то время я наслаждался размеренной бюргерской жизнью, утренней выпечкой, кофе и прогулками". "Какое-то время мы жили, словно в раю. Славное безмятежное буржуйское общество!" Неужели это то, ради чего можно убить, причем убить женщину, которой только что пользовался? А ведь правда - именно ради этого, ради "славного безмятежного буржуйского" существования, ради возможности потреблять, ничего не давая взамен, и убивают.
Но как надоели герои, для которых такая жизнь - идеал!
Да и исполнение...
"Дорожка, усыпанная красной галькой, вела через узорчатые ворота в сад, усыпанный розами различных цветов".
Трудно найти другой эпитет, что ли?
В общем, меня уже начинают доставать тексты про людей, которым "ничто человеческое не чуждо", а по сути - про дерьмо, которое не стыдится того, что оно - дерьмо, потому, что все такие и вся жизнь - дерьмо...
Порадовало исполнением. И косяков особых нет, и интрига закручена. Качественно.
Одна заковыка - не люблю тексты о чужом "прогрессорстве" на Земле. Что-то в этой идее есть такое... подленькое. Страх полностью отвечать за все, что происходит на планете. Надежда на то, что появится кто-то сильно-могучий и вразумит нас, сирых и убогих: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами".
Очень красивая фантазия. Порадовало выражение "выспать яблоко". Единственное, чего не хватило, к такой теме больше бы подошла более филигранная стилистика. Для какого-нибудь экшна такого стиля достаточно, а вот для фантазии на грани сна и реальности - нет.
- Ты один из немногих(,) кого я выбрал на этот раз...
Многие люди думают, что Человек (-) повелитель Природы и венец её.
Ну и так далее...
С грамматикой тоже грустно...
А по содержанию...
Ну, сколько можно, а? Великие Создатели, Ретрансляторы, Атланты, древние исчезнувшие цивилизации, некий Избранный из числа нынче живущих... Скучающие девицы на этой идее строят сопливые фэнтезюшки (Избранной оказывается некая "серая мышка", которая после Откровения становится умницей-красавицей). В зависимости от увлекательности приключений бывшей "мышки" такие любовные романы иногда даже можно читать. Но строить на этой идее рассказ? Или это - стеб и конспект расхожих штампов "современной мистики"?
"Химия и Жизнь" - научно-популярный журнал. Но это не значит, что в разделе "беллетристика" там должны печатать отчеты с научных конференций. Вообще, такая форма подачи идеи - наихудшее, что можно придумать для изложения какой-то идеи. Нет, вру, еще хуже - лекция, вроде как в предыдущем рассказе. Но и "научная дискуссия" - то, что заставляет зевать на третьем абзаце.
Теперь по содержании...
Опять туплю: это стеб или всерьез? С умным видом изложенная идея "человечество зажрут вши"... А что, мыться наши потомки разучились? Нет, конечно, "Тиф разносит вша - точка и ша!" Но в России с этой напастью разобрались сразу после окончания Гражданской... Неужели потомки будут тупее?
Ух ты! Только что жаловалась одному человеку, что мою грешную "Мышь" никто не понимает, а тут квантовые теории - всего лишь первый шаг к раскрутке фантазий.
"Документальный" стиль, конечно, напрягает с непривычки. Хотя им и Стругацкие не брезговали, и Юлиан Семенов. Признанные, так сказать, классики...
А вот идея игрока-демиурга, по-моему, несколько снижает уровень гармонии мира. Хотя - не знаю. Шиваиты вон тоже считают, что Шестирукий всего лишь играет...
А ведь действительно неплохо. Такая вот байка о материализованном эгрегоре...
Сколько таких баек бродит в народе! "Городской фольклор" - тема еще совершенно не изученная.
Стиль очень неплохой, ненапряжный такой, повествовательный. Такое бывает, когда грамотный, хорошо образованный и много читающий качественной классики человек решает рассказать о том, что хорошо знает. Есть стандартные для старой публицистики штампы. Например, "ковать победу... кровью прокладывать путь к победе..." Ну, как было принято писать в центральных газетах. Но уже подзабытый стиль, сейчас - не массовый, и потому не особо раздражает.
Последний абзац - тоже интересно. Именно выход на понимание эгрегорности героя.
Единственная претензия к рассказу - его неспешность, отсутствие внутренней динамики. Действие развивается плавно, описания подробны и дотошны. Создается ощущение, что рассказ - не самостоятельное произведение, а кусок из большой повести или романа. О целях экспедиции сказано вскользь, о прошлом и будущем героя вообще ни слова. Такой стандартный "ученый белый человек" в южноамериканских джунглях.
В остальном - достаточно интересная ситуация и немного ироничный по отношению к человеческому способу мышления вывод.
Уже знакомый по финалу "Возвращение домой" рассказ. А что, журналу не помешают тексты старые, вычитанные, вылизанные и обкатанные на конкурсах. Понравился мне этот "Халявщик" и на прошлом конкурсе, и сейчас кажется одним из лучших в группе. Недостаток, по-моему, только один (если это можно считать недостатком) - контакт цивилизаций проходит на таком не пафосном, бытовом и вообще индивидуальном уровне, что остается слишком много вопросов.
Ну и повышенная тревожность ГГ в отношении его предположений о том, что же нужно Халявщику, по-прежнему не столько напрягает, сколько печалит. Люди настолько не любят друг друга, что и от "чужих" ждут только пакостей. Каждый судит по себе...
Написано хорошо. Хотя начало - этот грешный ученый совет - показалось мне каким-то излишне пафосным. Впрочем, не знаю. Видимо, это сделано для обоснования решения доктора Нечаева. В общем, странное ощущение от этого рассказа. Печальный он. История сохранила имена победителей, а на этом конкурсе уже второй раз попадаются рассказы об ученых-неудачниках. Этот написан получше, но все равно грустно.
Жутик. Мир, в котором человека можно отличить от робота только расковыряв его до состояния полной нефункциональности. Антиутопия? Или просто приснилось под воздействием нашей грустной жизни?
Напоследок - достаточно стандартный, но при этом забавный кусочек космооперы. Герои симпатичные, выпуклые такие. Могли бы отработать не один рассказ, а добротный роман. Хитрый выверт с ограничением каналов связи - тоже приятно. У военных и пиратов разная психология.
В общем, такой роман про космических каперов читала бы с удовольствием.