Дорогие конкурсантки! Я, как честный человек, обещала вам "шаг влево, шаг вправо..."? Пора сдержать слово и перейти к финальному выстрелу. По возможности, буду милосердна. Приму к сведению, что не специально этак писали, а просто оно само получилось. Ну, и смягчающее обстоятельство: ежели все-таки и вопреки всему читать интересно. На пользу авторам глубоко скрытая сентиментальность и мягкотелость Мары Левиной. Ей и собачку жалко, и, в особенности, кошку (родня). Мухи не обидит. Убьет сразу.
Дорогой автор, название рассказа - первое, что увидит (прочтет) читатель. Это своего рода программа произведения. Все равно, что название картины, оперы... Согласны? И вот, увидев рассказ "Простое", я по наивности ждала именно простогоповествования. О чем-то не вычурном, знакомом и оттого близком нам, женщинам. Пусть даже о том, что проштамповано печатью "женское счастье". Милые мои, помилосердствуйте:
- нет, он абсолютно жив, просто сейчас на работе
Ну, нельзя быть абсолютно живым, как и немного беременным.
- серо-голубые глаза смотрят с обожанием (это ребенок смотрит на маму) А проще можно?
- А еще эти серо-голубые глаза, смотрящие на мир с ухмылкой... (а это уже папа взглянул)
Жутко представить, чесслово.
-Я росла обыкновенным глазастым ребенком. В свои 25 лет успела многого добиться и вполне могла назвать себя профессионалом в своей области.
Получается, что обыкновенному глазастому ребенку в его 25 (цифрами числа не пишутся!) лет удалось многого добиться. Странный ребеночек в 25 лет. И опять "глазастый". Какая-то у автора непреодолимая тяга к описанию взглядов и всего, что относится к органу зрения.
Он оставил в моем сердце большую и выжженную пустыню...
Пафос заклинивает. И если вот ЭТО - мелодрама... Ну, не знаю.
Сил моих нет. Это не рассказ. Это испанский сапог для моей трепетной души.
Обманули. Попалась на названии, как последняя детсадовка на фантике без конфетки.
Заметим, это тоже мелодрама. Дайте мне страданий неразделенной любви! Дайте слез и "выжженной пустыни" предыдущего рассказа! Так нет. Только пожарились на солнышке (кстати, хорошо передано состояние "плавленого" дня), как тут тебя по голове: "Альтернатива солнечным лучам, еще более жгучая и невыносимая: гора немытой посуды, необходимость приготовления ужина и уборка квартиры". Да не может все перечисленное быть альтернативой солнечным лучам! В чисто физическом смысле не может. Написали бы, что мыть посуду и убирать квартиру в жару тоже не хотелось. Или героиня хроническая неряха? Не убирает неделями? Откуда у одиноко живущей девушки гора немытой посуды? Вот на таком споткнулась раз, потом на отрывках песенных текстов... В момент написания рассказа эти песни были в самый раз, полагаю. Но только для Вас, Селеста. При чтении они мешают, дробят рассказ.
Здравая мысль, вынесенная в аннотацию к рассказу, утонула в нескладушках, как в фантастически глубокой фонтанной чаше. Скажите, где есть такой фонтан - приеду посмотреть.
Любовь к длинной фразе не всегда оправдана. Иногда она только мешает восприятию текста. И, в этом смысле, автору есть над чем поработать. Но все же этот рассказ - не мелодрама. За несоответствие номинации балл сниму. Числа в литературном произведении цифрами не обозначаются. И "босоножками не хлюпают". Хлюпать может вода в босоножках. Все.
"Вот оно. Дождалась-таки", - подумала Мара Левина. "Доколе?" (с) Теперь точно будет мелодрама. Было счастье - и нет. Стало быть, будут муки и всё им сопутствующее. Муки были. Под коньяк. А что, под водку мучиться? В конце концов, мужчина состоялся: дом, семья с традициями, сын-умница в Америку поедет. Нет, все нормально. И про семейную жизнь по совести, без супружеской любви. Бывает. Но вот девочка, оказавшаяся потом невесткой ГГ... Ой, перебор. Ну, пусть автор мучается долгими зимними вечерами. И во сне ему является Маргарита, необходимость появления которой в финале рассказа вообще под вопросом. "То есть, абсолютно" (с) На мой взгляд, окончание рассказа несколько ненатурально выглядит. На это, конечно, автор может наплевать с чистой совестью. Он это придумал, а не я.
Да, и слеза была! Была слеза у Мары Левиной. Какие же, Господи, все честные и хорошие. Папа честно женился на маме, хоть и не любил. Честно растили сына. И мама была честна, уйдя к другому. И девочка Маша тоже под конец рассказа стала честной. Все-таки мир не столь ужасен, если в нем такие люди живут.
Тем более, что стиль изложения искупает "занозы" текста. Понравилось изложение, короче. Легко. Но к мелодраме толькоблизко.
Мелодрама. С ужасами. Или наоборот. Вот ведь какой жанр, что хочешь выдержит. А я - только слабая женщина. Но прониклась. Особенно вторым абзацем. И последним. Ибо в середине многого не поняла. Давайте, Тата, попробуем разобраться.
Итак. ...Кажется, день клонился к вечеру... Под ногами пыль, в воздухе пыль... Хочется сесть и никуда больше не идти... Тяжесть за плечами... А говорят, своя ноша не тянет - еще как тянет, если она в половину собственного веса... Уже не в первый раз мелькнула мысль: "Зачем весь этот кошмар?!" А ведь это только начало... Комары, отсутствие горячей воды, чужие лица... Выдержит ли? Нужно выдержать... Теперь придется. Обратно уже не убежать...
Героиня в концлагерь попала? Или в партизанский отряд? Или пошла в поход? Или к родне в деревню уехала? Где такие страшные места? Я туда - ни ногой.
Мысли метались в смятении, не находя за что зацепиться: привычный мир неумолимо рушился... И, когда казалось, вот-вот хлынут слезы, она увидела его.
Комары и отсутствие горячей воды - вот причина крушения мира. Кто там про озоновую дыру и глобальное потепление пищит?
Он стоял посреди дороги, насмешливо скривив губы. Весь такой высокомерно-надменный... Плакать сразу расхотелось. Абсолютно.
Тата, я поняла: они встретились в заповеднике посреди Вселенной. Где же еще? Больше негде. Там идет странная война, на которую он постоянно уходит от ГГ. Что на грубом языке землян просто означает "ходить налево". Впрочем, задумалась. Может, у нас тоже такая война идет, а мы и не знаем?..
И депрессия, возвраты-уходы. Со счета сбилась. Как же надо самой себя унизить... Нет, я верю, что такое бывает. Но унижать себя из чувства собственности? Противно, но вернуть мужчину, как собачку? "К ноге, Тузик!" Извините, сочувствия героиня не вызывает. За самодостаточной женщиной мужчина пойдет сам. Делаю скидку на молодость героини и на вероятную близость темы автору.
Без обид, уважаемая Тата. Второй и последний абзац, а между ними кратко о больном (что вытекает из второго же абзаца) - и чудненькая миниатюра бы получилась. Попробуйте, ради интереса, проделать сей эксперимент. Просто для себя. И крылья - это хорошо.
Кто обещал, что будет легко? Не удивлюсь, если и меня сейчас готовы отправить к комарам. И чтоб вообще без воды. А сиди тихо и плачь о крушении привычного мира. Больше пользы будет.
"Эт точно", - как говорил товарищ Сухов. Особенно когда собственная материнская любовь (героини) граничила где-то ближе к учебнику по педагогике: так - надо, а так - не надо.
Граничить где-то ближе к учебнику - страшное дело. Не заступиться за себя, даже за собственного ребенка. И еще много чего страшного есть на свете. Например, быть благодарной алкоголику-мужу за то, что тот спит на полу. В то время как двое детей спят в своих кроватках.
Слабо верится в то, что женщина ушла из дома своих родителей, забрав детей (так следует из текста, я поняла). И еще в то, что родители должны были дожидаться жалоб дочери на избиения. Он ее "шёпотом лупил подушкой"?
Но и со вторым мужем не легче:
Четыре года бессильной тоски и отчаяния, бессонных ночей и жгучей обиды. А ещё - захлёстывающего предвкушения счастья. Ведь оно, именно с эти человеком, казалось таким реальным, стоит ещё чуть-чуть потерпеть...
Чтобы четыре года вот такого и - "захлестывающее предвкушение счастья"? Это клиника. Не ко мне.
Простите, Незванная, но сюжет убил все возможные прелести стиля. Хотя, ради объективности должна сказать, что запиналась о "подводные камни" текста. Но не много. Пунктуации не касаюсь.
И чего Вы ждете от меня, Дуняша? Обзора ждете. Или нет? Но я уж не отступлю. Держите.
Мило. Блохи мелкие и не очень подвыловлены, текст подчищен. Может, чего и пропустили. Но учебное пособие все же получилось. Дай бог героине счастья в следующий раз. Она же теперь теоретически подкована. И подруга знает как "сделать правильно". Если что. Практически опробовано. Но будет ли этот "следующий раз" у героини, если: С одним соглашусь "Все мужики козлы". Тут и поставим точку.
Именно. Точка.
P.S. Как-то и сказать больше нечего. Ни плохого, ни хорошего. Потому что хотелось большего. Почему-то думаю, что автор на это "большее" способен.
Вот где название рассказа оправдывает содержание. Пресненько. Тут бы соуса пикантного. Или чтобы на зуб попала горошина перца. А не пришлось бы читающему лишние запятые выковыривать, как мясо из зубов после еды. Да и мясом там не пахнет - вегетарианство заполонило все. Душевная преснятина героини, ее жизнь по плану, который никогда не исполняется... На фоне этого совершенно не верится в какие-либо чувства Ксю к мужу. Тем более в любовь. Автор же на этом настаивает. Но как-то не очень получилось у него меня в том убедить. Как читателя. Финал рассказа понятен был с самого начала. Грызть ей капустный лист в гордом одиночестве удивительно гармоничного, осознанного и цельного человекадо конца ее дней.
А мне что-то горчички захотелось. Или аджики. Чтобы полной ложкой из огромной миски. И без хлеба.
Хризантема, как Вам удалось сварить кашу из всего этого - ума не приложу.
Откуда взялось:
--
Не понятно, откуда приезжали каждый день молодые люди. Они работали вместе или учились? Тем более, вечернее платье Вали - ее обычная одежда или нет? Вскользь упомянуты репетиции и концерт. Неплохо бы об этом рассказать подробнее.
--
Откуда взялась девочка в конце рассказа? Вдруг явилась, как чёрт из коробочки. А чуть бы рассказали, в нескольких фразах о ней. Это бы сделало рассказ живее и, простите, достовернее.
Не может быть:
--
С чего бы это Алексей приводил бывшую подружку Валентины на Ее пенек (как-то "Ее пенек" звучит не очень. Может, "на их любимое место"? Суть не меняется, а звучит лучше. Подумайте, Хризантема)? Реально было бы увести ее в другое место, где Валентина вряд ли появилась бы. В любом случае, Алексею встреча с Валентиной совершенно ни к чему. Тем более странно, что ему приходилось откуда-то приезжать туда. Ну, не может этого быть.
Мистика:
--
Просто места не хватит процитировать сцену с дождем и ледяной ивушкой. Ой, вряд ли, автор, вряд ли.
НО: мелодрама, ничего не скажешь. Потому (обычно снимаемый за несоответствие жанру) балл останется при Вас.
А затем побежал вдоль берега прочь, вобрав голову в плечи, как подлец...
Подлецы бегают по-разному: и трусцой, и переваливаясь по-утиному. Поверьте, нет однозначного "аллюра подлеца". Может, так:
А затем побежал вдоль берега прочь, вобрав голову в плечи. Подлец...
Ох, Ника... Я не специально выбирала Ваш рассказ. Он мнепопался. Так бывает. И люди расстаются по глупости, и рассказы в обзор попадаются совсем не те, которые бы хотелось. Судьба.
Автор - в данном случае это Вы - писал не для себя. То есть, аудитория как-то просчитывалась. Уж простите за термин "просчитать". А как иначе? Вы же сказку для детей не будете писать, как эротический рассказ? И сюжет, и выражения будут соответствующие. А у нас на конкурсе, вероятно, сплошь молоденькие девочки, только что вылупившиеся из Университета (кстати, почему это слово у Вас с заглавной буквы? Он ведь не единственный в мире)? Но даже девочкам хочется настоящего. Понимаете, есть шоколад, а есть сладкая плитка. Вы бы шоколадку предпочли, я думаю. А нам почему-то сладкую плитку предлагаете.
И несоответствия.
Мысли уносили ее далеко - в прошлое почти пятилетней давности.
... Тогда она еще училась в Университете и казалась себе (теперь по прошествии многих лет) несмышленым ребенком, который попал в сказку.
Пять лет - это "по прошествии многих лет"?
Она ушла из газеты, в которую ее в свое время пристроил Максим, и после окончания вуза пошла, работать ассистентом режиссера на телевидение. Благодаря трудолюбию и невероятной самоотдаче через пару лет она стала режиссером. Прежде застенчивая Алена трансформировалась в твердого, а иногда даже жесткого руководителя съемочным процессом. На ее счету было несколько телевизионных программ и собственных проектов. В безуспешных попытках забыть свою первую любовь, она вся отдавалась работе и была самым настоящим трудоголиком.
Так, девочка закончила ВУЗ года в двадцать два. Ага, и в двадцать четыре года уже режиссер, и несколько ТВ-программ и собственных проектов? Честь и хвала даже не ей, а ее начальству. Просто бюст перед входом на телевидение.
И все такое розовое-розовое. Но через тернии.
Чтоб и ей неделю пострадать, и ему чуть руки на себя не наложить. А потом ... Алена и Максим сидели на полу в пустой квартире, крепко обнявшись, под звуки прекрасной песни Джорджа Бенсона "Ничто не изменит мою любовь к тебе".
Я могу съесть пирожное. Даже два, если это настоящий эклер. Но тут я, кажется, сладкого переела. И поперхнулась запятыми, кои живут себе, где хотят.