Минул первый этап конкурса, в котором мы высказались оценками и словами о писательских стараниях друг друга. Конечно, немного огорчило меня отсутствие собственного опуса в финале, но утешением этому послужили несколько произведений в списке, за которые я поставил высший балл при голосовании или успел прочесть и "заценить" сверх "подсудной" группы.
И стало мне интересно - что же скрывается за остальными названиями рассказов-финалистов. Ведь часть из них обязательно попадет на страницы журнала в будущем, а некоторые публикации этого года меня, как читателя, в восторг отнюдь не привели. Из-за того, что попадались тексты абсолютно неправленые, - как было в конкурсном варианте, с откровенными смысловыми и стилистическими ляпами, так и в печать пошло. Несмотря на то, что на большую часть ошибок читатели обращали внимание авторов и в отдельных комментариях, и в обзорах.
Поэтому, ратуя, прежде всего, за литературное качество, я и решил, прочесть все произведения финала и высказать конкретные "претензии" в комплексном отзыве. Думаю, почти двадцатипятилетний стаж (правда, с перестроечным перерывом) подписчика и внимательного (по)читателя "Химии и Жизни" дает мне на это некоторое право.
Знаки препинания оставляю корректорам, сам грешен. От советов воздержусь, каждый автор знает, что и как он хотел сказать. А вот то, что мне показалось неудобочитаемым, нелогичным или откровенно слабым, отмечу. Если таковое обнаружится в процессе. И, конечно, постараюсь выразить общее впечатление, полученное при чтении каждого рассказа.
Созданный в деталях мир интересен, привлекают "вечные" вопросы, в очередной раз озвученные в произведении. Но особых эмоций мне это не принесло. Сюжет универсален и предсказуем. Нет в рассказе, кроме приключений, замешенных на любви, почти никакого соотнесения с сегодняшним существованием людей. Еще слишком откровенными и наигранными мне показались сексуальные моменты повествования.
Огрехи по тексту:
"Теперь они, чередуя длинные удары с короткими, попеременно колотили по стволу, и первоначальный звук, протяжный и низкий, сменился на резкий и отрывистый перестук - сигнал тревоги". - Представил, оперируя словами из текста, чем длинный удар отличается от короткого: первый - "протяжный и низкий", второй - "резкий и отрывистый". В этом случае предложение противоречиво. Либо дровосеки били, "чередуя длинные удары с короткими", либо "первоначальный звук, протяжный и низкий, сменился на резкий и отрывистый перестук".
"Рыбоед вернул приветствие..." - Смысл фразы понятен, но вот слово "вернул" чем-то мне не по душе, как будто "отказался".
"...захлопнула крышку портативного ноутбука". - Ноутбук и так - портативный компьютер.
"...барышень на биостанции". - Судя по дальнейшим упоминаниям о проводимых широких исследованиях, это была не биостанция.
"- Не называй аборигенов папуасами, - строго сказала Ольга. - Это совершенно удивительная цивилизация, уникальная, не похожая ни на одну, известную нам доселе" - Не очень почтительное отношение к папуасам, если учесть, что их "цивилизация" тоже в чем-то уникальна и, если второе предложение относится к аборигенам.
"Рухнул пронзённый копьём сержант, со стрелой в горле повалился на землю рядовой". - Нападали "рыбоеды", следовательно, в их арсенале не было копий и луков, а лишь остроги, о чем упоминается ранее.
"Тень метнулась наперерез - ножом под сердце. Другая - обухом топора по черепу". - Создается впечатление, что удары достались Клауну. Только дальше по тексту становится понятно, что это не так.
А это просто мысли "вслух":
"На базе сотня коммандос, они рассчитаются с этими подонками, сравняют с землёй их жилица, выжгут напалмом острова и перетопят лодки в речных и озёрных протоках". - Узнаваемый подход к решению проблем... Это единственный момент в произведении, экстраполирующий в будущее сегодняшние реалии. Однако сильно сомневаюсь, что землянам можно будет продолжать так себя вести и в космосе. Не доживут...
Кажется, кто-то уже отмечал, что рассказ очень сильно напоминает "Путешествие восьмое" из дневников Йона Тихого С.Лема. По крайней мере, там присутствует и галактическая Ассамблея, практически превратившаяся в судебный процесс, и виновники в "заражении" Земли жизнью, и алименты, и... то есть, все основные сюжетные ходы, использованные в этом сочинении.
Бывает, что идеи носятся в воздухе - кто раньше ухватит, тот и молодец. Но этой уже пятьдесят лет с гаком. Классика фантастики забывается и возрождается вновь, как Феникс.
Язык неплох. Концовка чуть-чуть добавила юмора. Но - после Лема...
Кстати: "...и просил депортировать меня..." - "депортировать" означает - изгнать, отправить в ссылку. Может быть, конечно, это намеренное использование понятия.
Спокойная, плавная, лиричная проза. Радужный язык повествования. Красивые метафоры и объемные фразы, рисующие картинки - отрывки текста, складывающиеся в итоге в цельное полотно сюжета о необычной работе главного героя и о людях, его окружающих. С легкими вкраплениями и полупрозрачными мазками фантдопущения, придающего рассказу дополнительный шарм и загадочность...
Единственное, что меня "царапнуло" - действие происходит "за бугром". В плане того, что у самого есть несколько хороших знакомых "из науки", отправившихся "туда" за лучшей долей, и много - оставшихся здесь и продолжающих работать.
Несколько стилистических придирок:
"Он помотал головой:
- Это полностью частная фирма, имена владельцев неизвестны, - воздух приятно шевелил чуть отросшие волосы". - Создается впечатление, что он мотал головой с приличной скоростью.
"Это будет стоить столько-то, пожалуйте в кассу", - высокий голос, низкий, сухо и деловито. - Два взаимоисключающих прилагательных, или фраза просто неправильно построена.
"Они пили пиво с мороженым..." - веселый коктейль, однако.
Сюжет довольно незамысловат, но искренность и живой язык миниатюры чем-то подкупают. По части патриотизма и интернациональности рассказ тоже, вроде бы, должен импонировать читателю, и поднятая тема близка и понятна многим. Но я не соглашусь с решением главного героя и его "оппонентов", что единственный выход в данной ситуации - бегство. Таким способом ничего не добьешься для страны, которую любишь, а ведь на этом и построен весь рассказ...
Текст не вычитан, встречается много грамматических и стилистических огрехов. Навскидку:
"...житель далекой Шу, прячущий жвалоподобное лицо за маской..." - Вряд ли лицо можно охарактеризовать как "жвалоподобное".
"Он шел за выскочившим невесть откуда роботом-проводником и было отчего-то очень тоскливо на душе". - Не хватает связки между частями предложения.
Да, никогда не думал, во что может превратиться "резиновая Зина" в будущем. Оказывается - в звездолет. И это вполне логичная концепция, принятая в рассказе для описываемой реальности, и конечно, только деталь сюжета, в котором главное - человек.
Но "деталь" тоже может превратиться в живое существо. Силой любви. Что в итоге и придало миниатюре главную изюминку.
Один "заусенец":
"...шлепая босыми ногами по ржавому полу". - Вряд ли для изготовления маяка применялись материалы, которые с течением времени могут подвергнуться коррозии.
Очень яркий и психологически точный мир создан в рассказе. Композиционные и сюжетные кирпичики четко пригнаны друг к другу, и стиль повествования красив и добр. И, хоть не очень веселая картинка открылась, но она гораздо лучше многих других вариантов "развития" человечества, предлагаемых современной фантастикой.
Не хочется верить, что думать и говорить паранормальные дети будут такими "взрослыми" словами. Хотя, что еще можно ожидать от десятилетнего ребенка, лишенного детства...
Чуток "спотыканий" по тексту:
"...и согласны добровольно, ради науки, на себе и своих детях это всё испытывать..." - Сильно покоробило меня упоминание детей, хоть и "своих", в таком контексте. Тем более что и рассказ о том же.
"Того и гляди, контроль над паранормой совсем восстановится. "Больше занятия не прогуливаю,- решила девочка про себя". - Тут, мне кажется, есть противоречие.
"...сказала Маргарита Васильевна, оглядывая воцарившийся в кабинете хаос.- А ты почему не на уроке?" - Сама же учительница отправила ее проветриться.
Идея рассказа прекрасна, на мой взгляд, и реализация не подкачала. Хорошо прорисован характер героини, ее раздумья и чувства в процессе развития сюжета. В общем, мне очень импонируют мысли, нашедшие отражение в этом произведении. Вот только совершенно логичной концовке противится сердце, но... окружающий мир безжалостно убеждает разум в огромной вероятности такого развития событий. Как бы это, действительно, не стало в скором времени нашей реальностью.
Можно, кстати, провести некоторую параллель сюжетной линии рассказа с неоднократно звучащими призывами о введении обязательной анонимности на конкурсе ХиЖ. С соответствующими выводами...
Слог во вступлении мне показался немного перенасыщенным метафорами - слишком экспрессивен из-за этого. Больше ничего отвлекающего внимания при чтении не обнаружил.
Это пока не о самом рассказе. А, может быть, и о нем уже.
Как только начал читать, мне тут же пришла на память недавно появившаяся в продаже "Клавиатура для блондинок", с примерно такими надписями: "самая большая клавиша", "самая длинная клавиша", "совсем ненужная кнопка", "не помню, для чего эта" и т.п. Улыбнулся от души, читая текст, пронизанный ненавязчивым юмором с аллюзиями к узнаваемым людям и ситуациям.
Затем вспомнились булгаковский Штурман Жорж и персонаж, не помню какого-то штатовского фильма, занимающийся примерно тем же, чему предложили посвятить себя главному герою.
Вышесказанное отношу к несомненным достоинствам произведения. Так как имеет оно в большой степени и пародийный характер. После чтения осталось ощущение легкости и улыбки. Очень душевным и искристым получился рассказ, с оттенком доброй мистики.
Внезапное столкновение двух характеров, двух способов бытия и отношения к жизни и к людям... Да, так бывает. Рассказу веришь сразу, с первых строк. Очень реалистично выписаны все действующие лица и диалоги. И природа вплетается в повествование гармонично, подчеркивая эмоциональный настрой. Поддаешься по-очереди целой гамме чувств: от меланхолии неразделенной любви - к вспышке злости из-за непонимания другого человека, и до сострадания и желания помочь чужому горю.
Не помогли, ни тот, ни другой. Мало того, еще и влипли в историю, почти. А итог - опять бегство. Туда, где, почему-то кажется, всегда гораздо лучше, чем здесь.
Не знаю, у меня такие концовки оставляют пустоту в душе. Как будто строил трехмерный витраж из самоцветов, но чей-то камень превратил все в груду бутылочного стекла.
Мир рассказа и герой его хорошо прорисованы. Язык описаний легок для восприятия, отчего сюжет стелется под взглядом ровно-ровно и зовет за собой в странный город, который живет ровно год. До следующего стихийного бедствия, возвращающегося с неумолимым постоянством, словно гигантский маятник.
Есть в этой цикличности разрушения и строительства многое от сизифова труда. Хотя, с каждым новым возрождением города, его жители, скорее всего, изобретают и делают что-то новое, что помогает уменьшить ущерб. Наверное, кроме ожидаемой гибели дракона, у менестреля вызывает жалость и такая перспектива для людей, - потерять нечто большее, чем просто чувство опасности...
Раздумчивая вещь.
Последний абзац не вычитан, есть текстовые огрехи.
Люблю перечитывать Р.Бредбери и, после такого эпиграфа, конечно, ожидаю от рассказа... тонкости в осмыслении бытия.
Почти получилось. Почти, потому что частенько запинался взгляд о какие-то неуловимые бугорочки, ступенечки в предложениях. То слова повторятся слишком близко, то речевой оборот слишком детский для шестнадцатилетнего героя... Но сюжет мне приглянулся, а это главное. Есть в нем цель и ожидание, что все можно изменить к лучшему, и действие, направленное на достижение цели. Даже ценой собственной и еще многих жизней, потому как деваться некуда. Позади - Земля...
Иначе, как воспринимать в космическом сюжете "княжеский крейсер", курение членов экипажа на его борту, панибратские взаимоотношения между людьми находящимися на службе и пассажирами. Но, как-то улыбки у меня все это не вызывало, до поры до времени. Вот концовка с "парадом суверенитетов" действительно позабавила.
Конечно, тут люди собрались грамотные в английском, но и перевод эпиграфа не помешал бы.
С первых же строк захватил меня сюжет. Легким налетом таинственности и обещанием чего-то мистического, или беглым приятным стилем с удачными включениями юморных реплик и "таких домашних" отрывков писем... Скорее и тем и другим.
Меткие, радужные метафоры придают тексту дополнительный блеск, ненавязчивый и неискусственный, а именно такой, что глаз радуется. И с большой любовью представленные читателю сослуживцы героини, и даже "кафедральная" и лабораторная утварь, тоже внесли свою лепту в восприятие рассказа.
Да, химия с мистикой могут смешаться в некий взрывоопасный коктейль, что нисколько не снижает его "вкусовых" и литературных качеств. Композиционное построение, стабильно дающее подпитку нарастающей напряженности сюжета квантами эпизодов, тоже на высоте. И неожиданная добрая и слегка скептичная улыбка концовки, мне очень глянулась. Ну, той концовки, которая еще до свадьбы и до доклада.
Однако и пара "заусенцев" нашлась:
"...особняк какого-нибудь прибитого в революцию графа..." - слово "прибитого" по отношению к человеку, даже если сильно не любить титулованных особ, очень портит впечатление.
"...объясняться с сонным вахтером, чтобы попасть вымершее здание..." - Пропущен предлог.
А сказки, хорошие, мудрые, всегда ко двору, потому что напоминают нам о детстве и отвлекают от взрослой серьезности бытия. Серьезности, которую мы сами же и придумали, и которая не стоит выеденного яйца, раз порождает глупость и безнадежную паутину проблем сегодняшнего дня.
И сказка очень помогает. Тем более, если сюжет узнаваем, но рассказан абсолютно по-новому, позволяя взглянуть на давние события с неожиданной стороны. И смена стилевого ритма на белый "гомеровский" стих приходится как нельзя кстати. Когда на одну историю накладывается другая, и они переплетаются накрепко друг с другом, создавая невиданный доселе узор... Печальный и торжественный.
В этом рассказе мне сразу начали попадаться на глаза всяческие неувязки, поэтому с них и начну:
"Ей что, раздала распоряжения и свободна, а Вадим, значит, отдувайся..." - странно, что герой думает о себе в третьем лице.
"Проблем с оленьей шкурой не было. Еще в юности, будучи в Сургуте, Вадим прикупил небольшой лоскут". - Кому это, интересно, понадобилось продавать лоскутами оленью шкуру. Скорее, кто-то подарил ему.
"Посему, как говориться..." - Ох уж, эти непослушные -тся и -ться...
"Анька ленива переключала каналы", "...а то, не бай Бог, дети наткнутся", "Анька решительно пересекла зарождающуюся ссору". - И вообще, беда с этими буквами.
"- Не знаю, - Вадим на негнущихся ногах направился к выходу из кабинета.
- Ладно, ступай уже. Не буду тебя мучить. - Генеральный закурил". - Очень смелый подчиненный, уходит раньше, чем начальство разрешило...
Хоть и юмористическая задумка неплоха, а текст совсем сырой. Герои получились картонные, их диалоги - простоватые, картинки сцен - серые. Лишена сказка какой-то новогодней искристости, лунного света и декабрьского морозца, - словно оконное стекло без палехских узоров изморози, за которым только асфальт, гаражи и пасмурное небо...
Что за "средний мир" в названии, я так и не понял. И концовка мне показалась не совсем логичной. Дед Мороз должен только что возникнуть, "в отместку" на слова мальчика, а он, вроде как, просто проснулся.
Хотел было попридираться, начав чтение с "запинки", но быстро забыл об этом, втягиваясь в сюжет. Странноватое увлечение пациента и загадочное существо постепенно раззадорили мое воображение, как и докторское в рассказе.
Стиль изложения довольно приятный, хотя, в некоторых местах текста мне пришлось "тормознуть", чтобы "покрутить на языке" предложение или целый абзац, для правильного понимания смысла. Но это, скорее всего, мои собственные заморочки, так что выделять их незачем. Описания место действия, участников событий, психологической подоплеки их поступков и предложенных доктором объяснений феномена, вполне достоверны и увлекательны.
Так же как и довольно оригинальная неожиданная концовка. "Подсыпавшая" чуть-чуть сарказма на хлещущий через край людской рационализм.
Да, а запнулся я в начале вот на чем:
"Случай оказался не из простых, и ограничиться стандартными советами не удалось бы?" - Так и не понял, кому задан этот вопрос.
Искусственный пес с добрым именем нарисован так искусно (прошу извинения за кажущуюся тавтологию), что ему невольно начинаешь сопереживать, как живому существу. И сопереживание длится почти до самой финальной сцены, а потом сменяется на холодок страха, ледяными осторожными пальцами пробирающийся по коже спины...
"Что, страшно, одинокий путник?!" - Так высказался герой одного мультфильма, и я повторяю вслед за ним.
Рассказ напомнил мне другой, читанный давным-давно:
Жил однажды некий дрянной субъект, который очень сильно насолил своему знакомому. И этот приятель решил его убить, но так, чтобы ни у кого не возникло и тени подозрения. Субъект жил уединенно, дом охраняла злобная собака, и подойти к ней, не рискуя быть разорванным в клочки, мог только хозяин. Однажды он вышел прогуляться по набережной, где к нему пристали несколько пьяных молодых людей и, схватив за руки, вкололи ему в ягодицу шприц с неизвестной жидкостью. После чего сразу же отстали. Субъект в испуге ринулся в полицию, оттуда в больницу, уверяя всех, что ему ввели яд, но анализ крови не подтвердил его предположения. Успокоенный, он вернулся домой, и там его загрызла собственная собака.
Дело в том, что знакомый тот был биохимиком и изобрел на досуге состав, который всего лишь изменил запах человека.
К чему это я? Да и сам не знаю. Наверное, зацепило повествование, вот и представил, что будет, когда вернутся хозяева Экзюпери, а они ведь почти не виноваты...
Вот и попался, наконец, рассказ, читанный на первом этапе конкурса. Можно проверить, осталось у меня в памяти что-нибудь от него. Да, основную сюжетную линию помню. Девушка, ее лица-настроения, невесомые до того, что порыв ветра смог подхватить их и унести неизвестно куда... И что-то мне показалось не так, не пришлось по душе в ее действиях. Вспомнил, - мне хотелось, чтобы в итоге героиня попыталась научиться управлять своей мимикой и эмоциями, снова сделаться настоящей. А она всего лишь находит уцелевшую маску.
Следующий, уже знакомый рассказ. Они, оказывается, идут друг за дружкой.
Этот, конечно, тоже отложился в голове. Идея мне показалась интересной - о преемственности земных культур. Подумалось, что, как и в людских поколениях, знания накапливаются и передаются постепенно во времени, таким же образом эта передача должна осуществляться в "поколениях" цивилизаций.
Именно этим привлек меня сюжет, и еще довольно хорошо прописанными "историческими" фрагментами.
А этот рассказ, почему-то, не сразу всплыл в памяти. Пришлось снова вернуться к чтению. Ну что ж, несколько первых абзацев напомнили сюжетную канву.
Умело написанная история искусственного человека, продолжающего жизнь своего почти погибшего прототипа, странным образом "аукнулась" с моим конкурсным опусом. Не иначе, резонансные явления существуют не только в физике, но происходят и с мыслительными процессами различных людей.
В рассказе упор сделан, прежде всего, на психологическую составляющую. С интересом прочел я повествование и в первый раз и сейчас, но опять осталось ощущение некоторой затянутости действия.
Захватил меня рассказ напряженностью сюжета, оригинальной задумкой, интересными мыслями и красочными четкими описаниями. Главное, что испортило впечатление - желание и готовность взрослого человека убить ребенка. Да, это не простой ребенок, он - монстр и спокойный "стиратель" людей, но...
Даже решившись на такой поступок-преступление, человек не может медлить и пускаться в длительные "киношные" разговоры со своей жертвой, лишая себя единственного реального шанса - внезапности. Ведь он понимает, с кем имеет дело, хоть и не до конца, как мы узнаем из финальной сцены.
Нравятся мне чем-то такие истории. При всех, легко исправимых, недочетах этого рассказа, указанных в обзорах первого этапа конкурса, искренность, задушевность и чувство переживания за человека, сделавшего для других очень многое, перевешивает. По крайней мере для меня.
Об этом я написал и в своем комментарии: "Душевная, очень теплая и человечная история. Выписана с любовью, легкими мазками авторских фраз, среди которых встречаются и настоящие, на мой взгляд, жемчужины: '...загорелое небо...', '...дом продрог без людей...'. Очень не хватает сегодня таких произведений..."
А вот и моя группа подоспела. В ней я успел выхватить всего ничего произведений, из пятерки финалистов - вообще, только явного фаворита, поэтому читаю рассказ впервые.
Акцент, сделанный на неуловимых, с первого взгляда, различиях в интонациях и значениях, с которыми произносится героем слово "по-настоящему", западает в память и не отпускает до самой концовки произведения. Что и дает как раз возможность ухватить одну из смысловых сюжетных линий.
Еще очень понравились мне такие рассуждения: "Ты спрашиваешь о вещах, которые всегда казались мне естественными и единственно правильными, и я вижу, как ты искренне пытаешься их понять - но если их нужно понимать и объяснять, значит, не такие уж они естественные, верно? И вслед за тобой я все чаще задумываюсь: и в самом деле, почему у нас все именно так, а не как-нибудь по-другому? Может, не так уж у нас все и правильно?!" С ними (рассуждениями) мои мысли сходятся на сто процентов.
И до чего рациональный мир описан - все рассчитано и отрепетировано заранее. Поневоле захочется завыть. И сделать не важно что, но - против.
А читатель все же остается с вопросом - как поступит Благородный? По-настоящему или... по-настоящему? - "Вот в чем вопрос!" Отличная концовка.
Одна придирка:
Вставка об истории "развития" цивилизации на Новой Весне показалась мне тяжеловатой и затягивающей все повествование.
Море, небо и полет... Свобода, которую можешь дать себе только ты сам. Пока в нее не вмешаются высшие силы. А может, попробовать заставить их работать на себя...
Еще одна история "объясняющая" древние мифы. И как объясняющая - с отменным вкусом, живым языком, образными метафорами, емкими диалогами, тонким юмором... Так, что-то я расхвалил(ся) не на шутку...
Но ничего тут не поделаешь. Блестящая концовка и здесь решила все за меня.
Такая красивая, душевная идея, почти мечта, о возможном "обоюдовыгодном" симбиозе двух рас, обратившаяся вдруг кошмарным сном реальности. Наверное, мы должны сами справляться со своими проблемами, наверное... Но почему-то остается чувство неудовлетворенности после прочтения. Добрая сказка рассыпалась в прах.
Двойственное впечатление осталось у меня от рассказа. И раздумья...
Стиль очень хорош, но местами "съезжает". Юмор в репликах героев, да и в самом тексте, кажется немного натянутым. И еще пара "зацепок":
"Блок А17, ну да, конечно. Это займет уйму времени, неужели нельзя понять столь элементарную вещь. Я справлюсь с проблемой за полчаса, думал Джим, ускоряя шаг". - Мысли героя обычно отделяются кавычками.
"Джима охватило чувство странной эйфории, волнительной и безмятежной". - Вот не нравится мне слово "волнительной", какое-то оно "глянцевое", что ли.
Наверное, я скажу сейчас нечто не очень удобное по нынешним временам, не относящееся напрямую к сюжету, но навеянное им.
Разделяю, по большому счету, мысли и чувства рассказа, написанного бойким, хорошим слогом, но с одной, тоже немаленькой, оговоркой. Человек должен творить, если он может и хочет это делать. Однако, не должно быть, по моему мнению, искусства ради искусства, и "сотворить" что-то стоящее можно, только набравшись жизненного опыта. В работе на общее дело, в служении на благо общества, в самоотдаче себя для других людей.
Нет, не уподобляюсь я одному киногерою, в его словах: "Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она работала у токарного станка". Хочу лишь сказать, что только гении могут "позволить себе" творить "с пеленок", потому что весь мир, с его радостями и бедами уже находится в их разуме, по велению свыше или по прихоти природы. А обычные люди, не обделенные талантом, должны сначала пройти жизненную школу и научиться многому, чтобы их творчество приносило радость и пользу другим. Да и учиться-то, по сути дела, нужно не переставая.
А теперь к самому рассказу. Нарисованный мир очень реален, хотя основа его насквозь бутафорская. Именно этим он и отражает нашу действительность, и вызывает желание оттолкнуть ее. И опять герой не находит ничего лучше, чем бегство, вместо созидательной переделки существующей реальности. Конечно, остаться на месте - для него означало смерть, и другого выхода в этой ситуации у него просто не было. Поэтому теплится все же надежда, что, вырвавшись "из окружения", он не превратится в отшельника, погруженного лишь в созерцание и смиренно дожидающегося кончины, своей или всего света.
Но, может быть, он тоже один из гениев, которые выше мирской суеты...
А вот и фаворит нашей группы. Взглянем еще разок на него.
Идея рассказа о "случайном встречном", свитая со старым сюжетом в новой интерпретации, мне пришлась по душе.
Передать свои чувства другому, именно те, которые и нужны ему сейчас. Передать так, чтобы вернуть его к жизни, так, чтобы защемило сердце. Чтобы даже деревянная кукла смогла превратиться в мальчика...
Надежда, которой буквально дышит рассказ, становится почти осязаемой и ее хватит на всех, кто захочет "прикоснуться" к повествованию.
Сон длиною в жизнь. Где, когда случается с нами то, что делает существование пустым и никчемным. От кого, или от чего заражаемся мы безразличием к себе и к людям...
От пустоты, которая всегда ждет рядом, - отвечает рассказ на эти мысли. Один раз дал слабину, махнул рукой на все - и она поглощает тебя без остатка. Если бы можно было вернуться, - но "горячего камня" нет на свете. Как не будет и того, что привиделось, если смог пересилить себя вовремя.
Вот к таким размышлениям подвигнул меня сюжет. И все же, не хватает, мне кажется, в нем некой изюминки и новизны. Совсем чуть-чуть не хватает.
Рассказ с абсолютно фатальным исходом, из-за незавершенности финального аккорда. Вернее, завершенность присутствует, но герои пришли к тому, что предвидели сразу. Значит, им так и хотелось жить. А мне этого почему-то не хочется.
Читается с интересом и находит отклик в сознании. Однако текст не вычитан. Пропуски букв, частые повторы слов, нелады с оформлением прямой речи - снижают целостность восприятия. Немного инфантильными выглядят у героев разговоры, для сорокалетних мужиков, и, тем более, для людей с интеллектом гораздо выше среднего. "Ненормативные" словечки и постоянные повторы этого "на фиг", мне сильно намозолили глаза. Но когда узнал, что парни балуются наркотиками, все стало ясно. Наверное, поэтому они и согласились на эксперимент - опять сбежать из реальности.
И вот такое, чисто профессиональное замечание:
"В голосе его я услышал напряжение электрических проводов". - Как услышать напряжение проводов, я не представляю. Шипение или потрескивание электрических разрядов - можно.
Знакомыми местами повеяло от рассказа с первых же строк. Зима родная. Снег. Небо, "нахлобученное на землю" облаками. Короткие, рваные фразы - хорошо. Сначала.
Действие начинает разворачиваться, на грани узнавания. Можно, конечно, сделать вид, как перед полотном экспрессиониста, и сказать: О-о! А можно задавать вопросы, типа: "Так если по червонцу за проехать, чего бы и не гладкие?" - Не понял фразу - похоже, в ней что-то пропущено?..
Но нет, вопросы задавать тоже не хочется.
Потому как захватывает нагнетаемое напряжение сюжета. Выстраивается цепочка ассоциаций. И смысл уже где-то рядом. А не ухватишь до конца, ускользает. Вместе с морозом. Под всепоглощающей жарой. Которая дает начало новой жизни. Но ненадолго. И не для всех.
Если живешь в доме-тессеракте, четырехмерном кубе, то соседей можешь никогда не увидеть. Потому что они живут в другом мире, за тысячи парсеков от тебя. И потому, что не хочешь их видеть. Но вот приходит Она, и мир начинает меняться, увеличиваясь до размеров Вселенной и, одновременно, уменьшаясь до живого домашнего очага. А там, глядишь, и соседи через окно позовут к себе в гости, или постучат в твою дверь. Когда пойдут часы...
Загадочный и притягательный кэрроловский мир звучит в этой сказке. Но в ней гораздо больше доброй грусти и надежды. Надежды на то, что все будет хорошо...
* * *
Да, положительно мои ожидания оправдались в значительной, и даже в огромной степени. Сильные претенденты собрались в этом году - интересных и качественных рассказов оказалось много. Так что, к сожалению, часть произведений останется за бортом ХиЖ. Но на этом их путь к читателю не обрывается...
Ведь главное, на мой взгляд, что дает этот конкурс участникам - творческую подпитку, возможность поучиться кое-чему друг у друга, читая и оценивая рассказы и подготавливая и анализируя обзоры. Ну, и просто нормальное человеческое общение тоже дорогого стоит.
В заключение хочу назвать произведения, которые мне хотелось бы перечитать на страницах журнала в следующем году:
1. Маленькая победа Розы О-Коннор
2. Никнеймы крепдешиновой островитянки
3. Агриппина
4. За твоей спиной
5. Музыка последнего дня
6. Экзюпери
7. Первая заповедь дуэлянта
8. Коварное время
9. Мусоропровод
10. Шарманщик и буратинка
11. Выгодный кредит под низкие проценты
12. Скрипучая хибарка
Перечень мог быть шире, да лимит закончился, а жюрейный будет и того меньше, судя по итогам конкурсов прошлых лет. Порядковый номер рассказа в данном случае ничего не значит, кроме очередности по списку финала. Мнение судейского корпуса о самых достойных узнаем в декабре. Интересно будет сравнить.
Ну, вот и все, что я хотел сказать. Не обессудьте, коли, что не так, это всего лишь одно из мнений.