Зачем он вообще возрождается, этот Феникс? Так должен был бы называться этот очерк, если бы у меня было намерение написать полноценную критическую статью. Но поскольку речь идет только о кратком обзоре для объяснения выставленных оценок, скажу только, что одним из важнейших критериев для меня было наличие не только "восставшего из пепла", но и какого-то смысла в этом "восстании". И сразу оговорюсь - все нижеследующее - личное мнение одного из судей. Да, было достаточно трудно оценить рассказы, конечным эффектом которых должна быть реплика - Ну надо же, и такое бывает! Поскольку такого не бывает, искушение понизить оценку, невзирая на литературные качества, конечно, возникало. И в результате всей этой борьбы критериев, победила все-таки идея - т.с. осмысленность рассказа, а также интерес для меня как читателя и достоверность деталей, как психологическая, так и бытовая. И поскольку прочитано все, то начну, как и полагается сверху по порядку:
1.Рэйн О.Когда-то и не здесь - Понравилось. Интересный мир, прописанный до мелких деталей. Начинается повествование в духе "Прощай, Гульсары!", но постепенно вписывается в мир и заканчивается хэппи-эндом на философской ноте. И с исчерпывающим объяснением: как его, это человечество не меняй, а оно все равно возродится, потому что во вселенной что-то должно происходить. И должны быть во главе угла простые человеческие ценности. Оценка будет высокой.
2.Тихонова Т.В.Кубик Рубика, кошки и мыши. - И здесь оценка будет высокой. Не новый, по сути, альтернативный апокалипсис с хорошей идеей - зачем-то же до самого конца надо оставаться человеком? И только апокалипсис поможет понять, кто же с тобой рядом. Что же, думаю, ради этого конец света устраивать не стоит, а рассказ читать было интересно.
3. Прудков В.Торпеда совести. - Очень современная идея. Можно сказать очень своевременная: о том, что без торпеды у нас коррупцию не остановишь. Написано как детектив, читается с интересом. И атмосфера хорошо создана, гнетущая. Опять же автор очень вовремя остановился, не давая окончательных ответов. Не понравилось одно - попытка найти американский след. Ни к чему, имхо, тут намеки на тлетворное влияние запада, этот враг не снаружи, а внутри. Оценка будет высокой.
4. Тадер О.Где заканчивается линия электропередач - Приятный атмосферный рассказик, несложный. Не совсем по теме, но с местным колоритом, хорошо написанный и с мыслью - Сеньке очень хорошо надо присмотреться к шапке перед тем, как ее мерить. Оценка будет высокой.
Начало слегка отпугнуло, но дальше рассказ себя оправдал. И правда - наши пограничники всегда на страже). В крайнем случае и в городе порядок наведут, и прессу призовут к порядку, и музейным работникам помогут. Персонажи слегка картонные, но к событийному ряду претензий нет.
6. Политов З.Доминантный признак. Непростой и достаточно интересный рассказ в детективном стиле о неизбывной привлекательности Зла. И ощущение возникает, что привлекательности именно для прекрасных дам. Однако проблемы поставлены серьезные, и написано неплохо: то есть, начинается с ужастика и логически заканчивается психушкой. Зло, оно возрождается. Повыше среднего, пожалуй.
Достаточно простой рассказ о непростых вещах. Именно этот рассказ пронизан вопросом "зачем?", на который героям так и не удалось ответить. Идей показалась интересной - о смысле обывательской жизни, о границе зависимости от чужих мнений, да и вообще, зачем оно это все? Поскольку рассказ читался сразу после Рубика, воспринялся как антагонист - до конца бороться или до конца сдаваться? Но смысл восстания из пепла в рассказе безусловно есть, поэтому, несмотря на безыскусность изложения, оценка будет достаточно высокой.
Один из тех рассказов, после чтения которых хочется сказать: - ну надо же! То есть, написано хорошо, есть интересные детали, неожиданные ходы, читаешь с интересом, а прочитав, спрашиваешь себя, к чему было все это нагромождение событий. Чтобы показать, какую сложную комбинацию воскрешения продумал вампир, страдавший о т неразделенной любви? А попроще это было сделать никак нельзя? И ГГ при этом обязательно нужно было загореться идеей графоманского романа о любви своей бабушки - романа, замечу, обреченного на самиздат, поскольку такое в наше никто не напечатает, получить деньги, прождавшие его двести лет, а потом обязательно лизнуть абстракционистский шедевр? Скажем так, имхо, рассказ полон ружей, которые все выстрелили и все попали не туда, поскольку мишень забыли поставить. По оценке, между 7 и 8. Тема конкурса в рассказе, безусловно, воплощена, а вот идеи в нем найти не удалось - разве что о безусловном вреде писательского труда.
9.Ковалевская А.В.Театральные сезоны на Марсе
Художественное воплощение идеи о том, что красота спасет Марс. Может быть. Написано неплохо, читается достаточно интересно, хотя, по моему вкусу, излишне аллегорично. Автор, не задумываясь, сбросила всю работу экипажа на автоматику, а поскольку нештатные ситуации сюжетом не предусмотрены, персонажам только и остается, что расслабляться театральными мистериями. Показался совершенно излишним отрывок о том, что носители искусства - это именно "звездные дети". Понятно, что у автора есть какие-то претензии к воспитанию звездами поздних детей, но неужели же незвездные дети творцами быть не могут? Рассказу, имхо, несколько не хватает психологической и бытовой достоверности. Оценка чуть выше средней.
Что ж, этот рассказ и вопрос "зачем?" заставили взяться за цитатник. Итак, " Прошлое зло обличать ни к чему. Какой смысл обличать то, что уже само себя разоблачило? Это конформизм. Это значит покрывать новые болезни, новую ложь, новую несправедливость". Так говорил Жан-Поль Сартр. Соглашусь с ним и я. Зачем здесь политика? Зачем приписывать поэту творчество под давлением политического шантажа? Не надо навязывать творцу революционные убеждения, но причин написания поэмы могло быть немало. Да не напиши он ее, так бы и остался одним из множества очень неплохих, но мало кому известных сейчас поэтов, которыми была так богата эпоха. Хотя, конечно, автор имеет право на собственное мнение, на собственный антураж и на наркомов - вампиров. В каком-то случае это мнение совпадет со взглядами читателя и критика, в другом не совпадет. В моем случае не совпало. И даже достоверность деталей в данном случае рассказ не спасает. Оценка будет чуть выше средней.
При всем уважении к автору, типичный рассказ с идеей "И такое бывает". Автору удалось в достаточной мере стилизовать язык под деревенский говор, внести в повествование бытовые детали, однако некоторая вторичность сюжета о множественности миров и отсутствие хоть какой-нибудь философии и морали превращают рассказ скорее в байку, чем в новеллу. Можно было бы даже сказать в юмористическую байку, если бы юмора было побольше. По моим ощущениям, чуть выше среднего.
Рассказ соответствует теме конкурса скорее в прямом, бытовом плане. Первое впечатление - автор собиралась написать большую повесть о любовной драме главной героини, но в последний момент передумала и, обрубив начало и конец истории, отправила ее на этот конкурс. Поэтому мы встречаем в тексте множество неразвернутых намеков на сложную семейную жизнь с покойным мужем, несколько возможных вариантов дальнейшего развития сюжета, а в конечном итоге, повествование обрывается где-то посередине, обогатившись не сыгравшими персонажами и сюжетными линиями, так и не дойдя до кульминации. Поскольку мысль после прочтения только одна - "И такое бывает" - то и оценка чуть выше среднего.
13.Аноним. Неизвестная величина
При чтении рассказа сразу вспомнилась цитата из незабвенных братьев: "Роковая страсть. Разбился. Зря". Вот именно. Рассказ написан в духе позднего романтизма. То есть, его даже трудно отнести к определенной эпохе - по бытовым деталям, вроде бы, наше время, а по гипертрофированному накалу бушующих там страстей, ощущение, что восстал из пепла Виктор Гюго: хочется встать и запеть "Белль". Не верю. Главный герой не вызывает ни симпатии, ни сочувствия - ни его поведение, ни любовь, ни хладнокровное подсчитывание шансов на успешное убийство, ни смерть. И, имхо, никаких неизвестных величин - читателю абсолютно ясно, что симпатизирующие друг другу "остальные двое" убьют именно ГГ. Туда ему и дорога. Оценка средняя.
14.Урмас С.Сестра
Рассказ в каком-то смысле спасает достоверность бытовых деталей и настроений. Сюжет более чем прост, и, если оценивать объективно, не слишком интересен. Водитель такси развлекает разговорами обеспеченную клиентку, зарабатывающую на жизнь "продажей любви". Дама, под настроение, подумывает начать новую жизнь, но без энтузиазма. ГГ указывает ей путь к светлому будущему, некоторым образом фантастический. Читается неплохо, после прочтения задумываешься - а оно вообще ей было надо? Образ владеющего тайными силами главного героя типичен для русской литературы - человек, способный повелевать мирами в эзотерике, не способен в реале найти себе приличную работу по специальности, и, будучи физиком, подрабатывает извозом. Ему ли давать советы другим? Оценка средняя.
15.Ефимова М.Мо Киле-Киле
Экзотическая притча. Модное в этом сезоне переселение душ. Не могу сказать, что мне удалось постичь африканские добродетели главного героя и сложные перипетии его путешествия по колесу перерождения, однако что-то хорошее в его душе, наверное, было, раз уж ей удалось так надолго задержаться в этом мире. Оценка чуть выше средней - все-таки экзотика требует некоторой эрудиции.
Еще одна экзотическая притча, еще более запутанная и по китайским мотивам. Причины, побудившие автора связать желание женщины помочь слепому отцу и сложные отношения древнего китайца с его любовницей, мне так и остались непонятны. По-видимому, это просто ход для привязки воскрешения феникса. Честно скажу - без китайской экзотики рассказ мне понравился бы больше, поскольку в нем есть мораль, пусть и не новая: надо быть добрее, это улучшает карму. Оценка чуть выше средней.
Рассказ в старых НФ традициях - о том, как всеми забытый ученый добился успеха, сделал великое открытие и, надо понимать, теперь сможет отыграться за все напрасно прожитые годы. Скучновато. Понравился только образ тещи главного героя. Оценка средняя.
Чего только нет в этом рассказе! Волки-оборотни, приключения в канадских лесах, история виноделия, герцог, его собака и домашний врач. Про вина читать было интересно, все остальное - перебор. Леса и оборотней вообще можно было бы убрать. И про любовь к крашеным блондинкам тоже - в конце концов, ГГ может любить натуральных блондинок, просто в этом заведении их не нашлось. Ну, или денег на них не хватило. Но главное - к чему все это было? Это ведь не популяризация дорогих вин, а значит, автор опять-таки хотел сказать только сакраментальное "и такое бывает". Оценка средняя.
19.Чернов Е.И. София
И в этом рассказе откровенный перебор. А ведь начало, с потусторонними разговорами, казалось таким многообещающим. Но автор, к сожалению, не ограничился этой линией сюжета. В него совершенно неорганично вошли (вломились) папский легат педофил, католический священник, мертвая невеста, колдун некромант, и новгородский витязь. Даже если не учитывать, что исчерпывающая критика нравов католической церкви дана уже в Декамероне Бокаччо, все равно подобный избыток переселяющихся душ делает рассказ громоздким, а мораль несколько расплывчатой. Ничего не вышло, потому что до Реформации оставалось 142 года? А потом? Неужели все было хорошо и правильно? Да, и сказка с мудрой Софией себя не оправдала. Жаль. Оценка будет средней.
20.Бочаров А.Фата-Моргана "Москва-Одесса"
Честно признаюсь, рассказ не понравился. Ни в рассуждениях о нелюбви главного героя к Москве, ни в странностях одесской встречи какой-либо идеи обнаружить не удалось. Ну да, ГГ открыл для себя временную петлю - тема, модная в фантастике лет 40 назад, сейчас уже себя исчерпала. Да, возвращение любимой девушки, которую читатель уже записал в покойницы, заставило его вновь полюбить родной город. А в финале опять петля. Осталось только ответить, кто и зачем это сделал. Если это понятно, то слава богу. Оценка ниже средней.
Еще один рассказ, о котором сразу скажу - не мое. Не вдохновили религиозные воззрения автора - сложная мешанина из ангелов-хранителей и переселения душ. Картонным показался главный герой, которого мать в одиночку растила до 20 лет для того, чтобы он смог убить побольше душманов, а потом сам умереть, оставив ее без поддержки на старости лет - потому, что он так решил. И поражает неоправданный оптимизм финала, когда два ангела, о чем-то весело беседуя, бодро удаляются с поля боя. И все это, увы, не оставляет места даже для средней оценки.
Рассказ поражает необъективностью и предвзятостью. Как говорил кто-то из великих - Истина зависит от точки зрения. Вот и здесь так. Ведь другой автор может также проникновенно описать страдания десятков погорельцев, живущих в бараках с больными маленькими детьми из-за того, что эгоистичный старик не желает переехать в новую комфортабельную квартиру, занимая одним организмом немаленькую жилплощадь. Его ведь далеко не на улицу выселяли. Конечно, мне могут возразить, что и многие олигархи занимают немало места на этой земле, но ведь речь идет не о вселенской справедливости, а о данном конкретном случае и об объективности автора. А сцена убийства множества ни в чем не повинных строителей, которые пытались просто выполнить свою работу? Да так даже самый гуманный в мире суд не судит - ведь убивать надо было тех, кто отдавал приказы. Да, в мире справедливости нет. Нет ее и в этом рассказе. Наверное, нет и в моей оценке, которая будет ниже средней.
Рассказ на тему "Чужие". Чужой - значит, плохой. Русские солдаты воюют против злых пришельцев. Несмотря на постоянные оглядки на русскую ментальность, сюжет построен по законам американского боевика: белокурые друзья, темноволосые враги, ГГ- суровый герой, единым усилием решающий главную проблему войны. Мир в рассказе черно-бел: никаких рефлексий и лишних рассуждений о вселенском гуманизме: увидел врага, убей! Ну, и все остальное, что отцы командиры приказали. Другой идеи обнаружить не удалось. Читать не слишком интересно, потому что все предсказуемо. Рассказ на любителя, я к таковым не отношусь. Оценка ниже средней.