За год жизни в СИ я успела поучаствовать в нескольких конкурсах. Мест призовых не занимала, но и разочарования не испытывала, просто относилась к происходящему как к игре. Наверное, я была неплохим игроком, не всегда сопровождаемым фортуной, но не лишенным азарта. Впрочем, много дороже выигрыша то, что конкурсы подарили мне друзей - интересных, умных, тонко чувствующих и милых моему сердцу людей.
В объявленном конкурсе "Сказки Зеленого Леса" я тоже решила поучаствовать. Родилась незатейливая сказочка Цвети, цветик, соцветьями. Дай, думаю, зашлю на конкурс, но не успела. И хорошо. Получила письмо от Гороховой Ланы с приглашением в жюри.
Очень неожиданным было для меня это письмо. Неожиданным и лестным. Приятно, когда тебя помнят. Я согласилась. А что? Судейского опыта у меня до сих пор не было. Отчего бы не попробовать? Новое всегда интересно. А сказку отправлю на Внеконкурс.
Преноминаторство
Ну вот, я не только в жюри, но и в преноминаторах. Фредди Славкин рассказал, как ориентироваться в Лесу, обещал, если заблужусь, найти и вывести на нужную тропку.
Первым заданием было решить, годится ли на конкурс сказка Крыховецкой Ирины Искать Ветра. Сказка должна быть с элементом неожиданности, обладать назидательностью и счастливым концом и, конечно же, недопустимо безграмотное изложение и прочие безобразия в виде ненормативной лексики.
Прочла. Недурно. Рассказ с необходимыми сказочными атрибутами, плавный слог, но вот сюжет рваный. Сначала Ветер с Царевной беседуют. Потом свадьба. Вдруг - прыг - и уже трехлетний Василек травку гладит. Нашла несколько ошибок-опечаток, некоторые места показались шероховатыми. Все собрала и от имени Преноминатора выдала свои замечания в комментариях к рассказу в надежде, что они помогут автору улучшить работу или, по крайней мере, подготовиться к оценкам и замечаниям жюри. И...
Вот этого я никак не ожидала! Ирина обиделась и даже сняла свою сказку с конкурса. А в комментариях беседа: "Вот они какие, преноминаторы. Не понятно, чего хотят." И т.д. и т.п. А я-то все по пунктикам расписала, чтобы все предельно ясно было. Но, видимо, получилось жестковато.
Только тут я поняла, что оказалась "по ту сторону баррикад". Поняла, что неизбежно мне придется не только хвалить, но и ругать и единицы ставить. Проблема для меня серьезная. Я ругаться не люблю, предпочитаю молча удалиться, чем доказывать свою правоту не слышащим. Но дезертировать - это и вовсе не мое. Поэтому...
В общем, вспомнила банальную истину, что если человеку что-то дается, значит это ему на данном этапе позарез необходимо. Зачем мне работа в жюри, я пока не знаю, буду разбираться по ходу дела.
А Ирине написала примирительный комментарий. Досадно, что она обиделась. Вернуть бы ее на конкурс, хотя призовое место, пожалуй, ей все равно не светит.
Увы, ответа не дождалась. Из всего этого вынесла урок: надо сменить тактику. Не стоит выскакивать с замечаниями, не дай бог пугливый или не приемлющий критику конкурсант подвернется. А если в каком-нибудь рассказе много ошибок будет, то скажу кратко об этом и предложу дальнейшую беседу. А уж автор пусть решает, беседовать или нет.
Дальше с преноминированием все было благополучно. В основном сказки попадались хорошие, практически без ошибок. Было несколько работ, которые я не пропустила бы на конкурс. Но в этом случае предлагала коллегам их посмотреть и сообща принять решение. Так что совесть моя чиста: в одиночку, лишь собственным произволом никого не отклонила.
Хочу отметить особенно понравившуюся сказку. Если бы случилось на этапе преноминирования ставить оценку, то поставила бы высокую.
Очаровательнейшая сказка. Маленькая, но емкая. Настоящая жемчужина.
Речь идет о незнакомых существах, но их устремления понятны. Маленький трогательный Люмрик - совестливый ребенок, который очень любит свою маму и не хочет ее огорчить. Он многого боится, но душа его чиста, поэтому он все-таки способен парить над землей. Мудрая Габа, хоть часто ругается и кашляет, зато хорошо пахнет и может научить верному Пути. Босоногая Солька вроде бы случайно, не нарочно помогает Люмрику, а ведь именно так и происходит с настоящими друзьями.
Назидание, конечно же, мы слышим из уст Габы: "Пока ты видишь вокруг себя грязь, ты не видишь облаков. Пока ты думаешь о грязи, ты замечаешь только грязь! Забудь про грязь. Забудь про лужи. Забудь про землю. Думай вверх!!!"
"Думай вверх" - как это точно и необходимо каждому из нас. Спасибо, Виталий, за чудные слова! Людям свойственно уделять чрезмерное внимание проблемам, мелким, покрупнее, глобальным. Мы хотим избавиться от черноты, но думаем именно о ней. А чтоб выбраться, надо думать о светлом, думать вверх.
Разумеется, мне очень захотелось посмотреть, что же еще написано этим автором. Заглянула в раздел, нашла несколько симпатичных миниатюр, а девиз, выведенный автором в качестве аннотации к разделу, показался мне очень близким: "Если уж бороться, то за добро, а не против зла..." Мне не нравится само слово "бороться", но уж если приходится это делать, то, конечно, нужно не против, а за.
Известная метафора. Люди живут в клетках, но некоторые стремятся летать, и это дается немалой кровью.
Миниатюра построена таким образом, что подразумевает беседу, отсюда вопросы. А вот ответы могли бы быть, пожалуй, более развернутыми. Отчего бы не рассказать о личностных особенностях мечтающего о полетах мальчика, о его жизни?
Мне нравятся миниатюры, сама пробую их писать. И не раз получала замечания по поводу чрезмерной лаконичности. Мне казалось, что я написала достаточно, зачем еще что-то добавлять, зачем разжевывать. В общем, в своем глазу не то, что в чужом...
Екатерина, благодарю Вас за возможность понять многие вещи. Надеюсь еще не раз встретиться с Вами в лесах, полях и городах СИ.
Есть, оказывается управа на жестоких начальников-хамов. А все потому, что клочочек доброты есть в самой безнадежной душе, хоть и приходится этот клочочек вытаскивать на свет божий с помощью нечистой силы.
В общем, назидание и счастливый конец, а также некоторая неожиданность в сказке присутствуют по полной программе.
Пара замечаний. Андре, посмотрите, как следует первое предложение, его надо подчистить, с прилагательными разобраться (видный - солидный - упитанный - (!) вспыльчив). И еще героиню Вы то Олей, то Аленой называете. Мне кажется, это разные имена.
И снова строптивой особой занимается гражданка Темной страны. Наверное, для того и созданы нечистые, чтоб людей уму-разуму учить.
Принцессу немного жалко, хоть и поделом ей. А потому сказка как будто продолжения требует. Или не сказка, а сердобольный читатель. Когда же принцесса, бедненькая, зелененькая, снова человеком станет?
Исполнена сказка очень хорошо. Я, читая, получила эстетическое удовольствие. Спасибо, Елена.
Мечты современного подростка, не очень умного, умеющего видеть лишь радужную пленку на поверхности жизни, не понимая ее происхождения. И вот этот бедолага встречается с самим собой, повзрослевшим и поумневшим. Но что-то ему эта встреча как-то не в прок пошла. Разумения, видать, еще не достаточно. В связи с этим не углядела я счастливого конца в сказке. Назидание дано опосредованно: смотрите на плохого мальчика и будьте умнее.
Татьяна, спасибо, что прислушались к преноминатору и внесли некоторые изменения в рассказ. Преноменировала Вас не я, но в обсуждении участвовала.
Неплохая интрига задана в рассказе. Начала читать - надо же! Фантастика. Народ на чужой планете работает на износ и только в краткие минуты отдыха может взглянуть на оставленную Землю посредством портала.
Ба! Да мы же в сердце той самой Черной страны, с представителями которой встретились в сказках Е. Малиновской и А. Сир. Мало того, страна, оказывается, находится под контролем Всевышнего. Это уже утешает.
Впрочем, основная мысль рассказа в другом: одно доброе дело может исправить череду дурных и грешника превратить в Ангела-хранителя. Спасибо, Елена, за такую оптимистическую нотку.
Позволю себе парочку замечаний. Надеюсь, автор их воспримет адекватно. Собственно, замечания ничтожные, можно на них и не обращать внимания. "Замелькали города, деревни, губернии" - несколько нарушена иерархия, что ли. И еще, Елена, посмотрите, пожалуйста, последний абзац первой главки. Там столкнулись слова: "других" и "другие".
Королева оказалась не только придирчивой, но еще и не способной на настоящие чувства. Как же так! Влюбилась в принца и вместо того, чтобы попытаться его удержать, лишь подумала "А с этим сорвалось!" Симпатии эта особа, увы, не вызывает. Вот если бы провести ее через испытания... Тогда сказка должна увеличиться раза в три, а королева обязана стать великодушной.
Принц, вроде бы, действует правильно: победа не должна быть легкой, иначе какая же она победа. Но, с другой стороны, в своей любви он под стать королеве. Любил-любил, горы ради избранницы свернул и вдруг разлюбил.
Что-то взгрустнулось мне. Где же счастливый конец?
Милая сказочка для совсем маленьких детей. Хорошо, что есть папы, которые верят своим детям. Замечательно, что есть папы, которые умеют слышать своих детей, умеют рассказывать им сказки.
Я непременно возьму эту историю в свою копилку. Надеюсь, Виктор, Вы не будете против?
Удивительно красивая притча. Зло верит, что оно вечно, и радуется собственным мерзостям, которые пугают людей. Но Провидение мудрее, однажды оно превратит мусор в цветы, и зло прекратит свое земное существование, окаменеет и рассыплется пылью.
Спасибо, Елена, за оптимизм и мудрость.
Я увидела в вашей миниатюре несколько орфографических и пунктуационных огрехов. Присмотритесь внимательно.
Настоящая сказка для взрослых. А еще - замечательная иллюстрация в книжку по психологии семейных отношений. Незатейливо, но точно, и хорошим языком написано. Правда Оля получилась несколько сладенькой, но, наверное, это в данном случае вполне уместно. А то не выползти Вике из собачьей шкуры, если возлюбленная сына окажется стервозной или хотя бы равнодушной особой.
Правда, ну и приснится же такое! Все мы, оказывается бараны, а настоящие люди живут совсем иначе, правильнее, полнее и достойнее. А Земля, словно остров Утопия, так далеко, что проверить, реальна ли она, все равно не получится.
Рассказ построен по правилам жанра. Автор предлагает не только картину оптимального варианта людского общежития, но и показывает пути достижения благоденствия. Странник настолько убедительно рассказывает об увиденном, что читатель, как и главный герой сказки, начинает верить в возможность совершенствования.
Однако политизированные произведения не всем по вкусу. Вот и я предпочитаю наивные сказки о царевнах, серых волках и прочих фантастических выдумках. Увы.
Хорошо написанная сказка-игра. Путешествия симпатичного котенка и его друзей наверняка понравятся маленьким детям.
Я была просто очарована толкованием слова "принцесса": "Из книжек Тишка знал, что принцесса - это дочка какого-нибудь царя или короля, девочка в симпатичном платьице с золотой короной на голове и грандиозной способностью влипать в неприятности".
Однако это не то, что требовалось конкурсом. А именно, отсутствует повествование, обращенное в большей степени к взрослым, с соответствующими неожиданностью и назиданием.
Но, не зависимо от оценок жюри и конкурсной судьбы сказки, кладу ее в распечатанном виде в особую папку. У меня там лежат истории, которые или я сама люблю перечитывать, или предлагаю почитать своим друзьям.
Симпатичная сказка. Маленькая сказочная повесть с главками для прочтения в один присест. Хороша и для самых маленьких и для совсем взрослых. Каждый почерпнет свое.
Оказывается, чтобы стать Драконессой (милый неологизм), надо как следует поработать. Правда, некоторых может расстроить и даже обидеть тот факт, что для превращения дракона в человека достаточно предать друга. Конечно, читатель, привыкший к Ариллиану и Лючии, как к родным, хотел бы, чтоб по сериальным законам девочка оказалась достаточно взрослой, а Дракон обратился в красавца Иванушку. Но не так все задумано автором. И кто сказал, что драконесса - спутница дракона? Ведь поэтесса вовсе не жена поэта, она сама творит стихи. Как творит полет Драконесса. Правда, все-таки жаль, что Дракон чуть-чуть не дотянул до счастливой развязки.
Хочется еще отметить приятный язык сказки, мягкий юмор и руку явно не новичка в сказочном жанре. Не важно, кто написал сказку, важно, что написал хорошо. Хотя не терпится все-таки узнать Кто Это.
P.S. Есть одно место во второй главке, которое несколько царапнуло мой читательский глаз. Посмотрите реплику Короля.
Вот наконец-то стало известно, откуда берутся сказочные персонажи. Некоторые из них приходят на Землю через фантастический Портал, некоторые являются просто людьми.
Кощей оказался совсем не страшным мучителем, а дипломатичным пришельцем. Василиса не только Прекрасная, но еще и довольно Премудрая, знает, как с Царевичами обходиться, чтоб они по верным тропам ходили.
Однако в чем мораль сей сказки? Что-то я не поняла. Хотя читать было не скучно. Правда, слегка мешали ошибки, которых не так уж и много. Не обессудьте, Сергей, примите мою просьбу. Подружитесь, пожалуйста, с частицей "то", не путайте ее с аналогичным местоимением.
Вполне реальная история о мытарствах дальнобойщиков, сдобренная, однако же, сказочным элементом.
Великолепная выдумка, настоящее научно-фантастическое изобретение, отданное почему-то не отечественному производителю (а жаль!), - "деды морозы полиуретановые на биологической основе". Но самое замечательное то, что они способны самостоятельно конфеты и прочие сладости производить и не могут существовать без детей. Поэтому-то измотанные службой и дорогой люди занялись благотворительностью. Действительно, как не подарить сказку детям, если есть такая возможность.
Концовка рассказа кажется несколько натянутой, но обусловлена конкурсом и просто добрыми человеческими побуждениями.
Бедная, бедная Женька! От деревенской безысходности угораздило ее полюбить бестолкового Петьку-милиционера. Но, если человек настоящий, то он способен на многое. Замечательные слова, Евгений: "настоящее мужество не в том, чтобы с мечом и кулаками накинуться на зло и вбить его в землю по самую макушку, а в том, чтобы изо дня в день, из часа в час противостоять постоянному давлению зла и не уступить, не сломаться, не сунуть голову в петлю..."
У меня по тексту пара вопросов. Почему "печеклод", а не "печник" или хотя бы "печеклад"? Отчего такие большие абзацы? Мне кажется, что текст легче воспринимается, когда разбит на кусочки-абзацы.
Ирина, я помню Вас с Рождественского конкурса. Подкупает лиризм и богатый, плавный язык Ваших произведений.
Эта история, путешествие на крыльях Мнемозины, наверняка у многих пробудит свои воспоминания, услужливо окутает шарфом ностальгии, вызовет грустную улыбку.
Но сколь бы ни был обворожительным рассказ, конкурс есть конкурс. А у него свои требования. Увы.
Мне было трудно читать. Своеобразный язык рассказа, выбранный автором сознательно, в частности для того, чтобы создать атмосферу легкого юмора, может, кому-то и понравится, не спорю. Но мне было тяжело.
Однако надо отдать должное, сказка написана в духе конкурса.
Люблю романтические истории, а потому склоняю голову, милый(ая) Граф Минна. Вы очень верно подметили: чтобы привлечь, надо не привязать, а отпустить. Как трудно бывает порой это понять. А ведь надо, иначе жизнь будет выписывать досадные кренделя, что даже феи не помогут.
Итоги
Милые конкурсанты! Поверьте, я нисколечко не кривлю душой, когда признаюсь в самых добрых чувствах. Это первый конкурс, на котором я выступаю в качестве жюри, а все первое особенно дорого. Я очень внимательно прочла каждую сказку, заглянула в раздел каждого автора, поинтересовалась другими произведениями, но пока без комментариев. Мне хочется, чтобы каждый вышел в финал. Но игра есть игра.
Не хочу ставить единиц и двоек, поскольку считаю, что откровенно плохих работ нет, в каждой можно найти какие-то плюсы, каждая может найти своего читателя. Но я вынуждена это сделать. Не обижайтесь!