Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!(1912; фото — 1916) |
Игорь Северянин (псевдоним, автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарев) родился в Петербурге в семье военного инженера. Закончил четыре класса реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Поэзию любил самозабвенно, издавал за свой счет брошюрки (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Стихи особого отклика не имели.
В 1909г. одна из брошюр со стихотворением "Хабанера II" ("Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки!..") попала в Ясную Поляну. Лев Толстой был возмущён: "Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!"
"С лёгкой руки Толстого... меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, — в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие", — вспоминал позднее поэт.
Обычный тираж поэтических сборников начала XX века — 1-2 тысячи.
"Громокипящий кубок" (1913) выдержал 10 изданий общим тиражом свыше 30 тысяч экземляров
и продавался даже в годы первой мировой и гражданской войн, когда страна голодала.
На северянинских поэзоконцертах залы были переполнены. А.М.Арго свидетельствует:
Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом;
заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою,
никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф.
Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг,
вызывал определенную реакцию у контингента определённого типа. Все было задумано, подготовлено и выполнено.
Начинал поэт нейтральным "голубым" звуком:
Это было у мо-о-оря...
В следующем полустишии он бравировал произнесением русских гласных на какой-то иностранный лад, а именно:
"где ажурная пе-э-на"; затем шло третье полустишие: "где встречается ре-эдко",
и заключалась полустрофа двусловием: "городской экипаж" — и тут можно было уловить
щелканье щеколды садовой калитки, коротко, резко и чётко звучала эта мужская зарифмовка.
Так же распределялся материал второго двустишия:
Королева игра-а-ала
в башне замка Шопе-э-на,
И, внимая Шопе-эну,
полюбил ее паж!
Конечно, тут играла роль и шаманская подача текста, и подчеркнутое безразличие поэта, и самые зарифмовки,
которым железная спорность сообщала гипнотическую силу: "пена - Шопена, паж - экипаж".
Нужно отдать справедливость: с идейностью тут было небогато, содержание не больно глубокое,
но внешнего блеска — не оберёшься! Закончив чтение, последний раз хлопнув звонкой щеколдой опорной зарифмовки,
Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике,
которая в известной своей части таяла, млела и истекала соками преклонения перед "настоящей", "чистой" поэзией. [Конец цитаты]
Был основателем литературного течения эгофутуризма. В 1914г. эго- и кубофутуристы провели в Крыму олимпиаду футуризма.
Владимир Иванович Сидоров (Вадим Баян) — купец из Симферополя. Он предложил мне турне по Крыму.
Я дал согласие под условием выступления Маяковского, Бурлюка и Игнатьева.
До Симферополя из Москвы мы ехали с Володей вдвоём. Сидели большей частью в вагоне-ресторане
и бесконечно беседовали за стаканом красного вина.
Остановились вначале у Сидорова, потом перекочевали в отель, счета в котором оплачивал купчик.
Жили в одном номере — я и В.В.
Был провозглашен "Королём поэтов" в Московском Политехническом музее —
главной поэтической площадке России — 27 февраля 1918г. С.В.Спасский свидетельствует:
Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае.
Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодёжь. Читающим смотрели прямо в рот...
Северянин приехал к концу программы. Здесь был он в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической,
негнущийся и "отдельный". Прошел на эстраду, спел старые стихи из "Кубка". Выполнив договор, уехал.
Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами.
Не придавая особого значения результату, он все же увлёкся игрой. Сказывался его всегдашний азарт,
страсть ко всякого рода состязаниям.
— Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.
Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был Василий Каменский. [Конец цитаты]
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Через несколько дней "король" уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, предполагая к осени вернуться,
но надолго задержался. В 1920г. Эстония отделилась от России, и поэт оказался в вынужденной эмиграции
(называл себя не эмигрантом, а дачником).
В 1921г., оставшись в одиночестве после смерти матери, женился на юной строгой "эсточке" Фелиссе Круут.
Пытался вернуться в Россию, но жена была категорически против. ("Вернись домой: не дело для поэта
/ Годами жить без родины своей!"). Утешением были редкие встречи со старыми друзьями.
Берлин. 1922г. Осень. Октябрь на исходе. Сияет солнышко. Свежо. Идем в сторону...
— Или ты не узнаёшь меня, Игорь Васильевич? — останавливает меня радостный бас Маяковского.
Обнимаемся. Оба очень довольны встрече. С ним Б.Пастернак. Сворачиваем в ближайшую улицу, заходим в ближайший бар.
Заказываем что-то легонькое, болтаем.
В петербургском кабинете Северянина висел его аршинный портрет работы Маяковского. Уезжая в Тойлу,
поэт дал его вместе с личным архивом на хранение своему знакомому, спустя несколько месяцев убежавшему в Финляндию
и все бросившему на произвол судьбы. Разыскать и вернуть архив поэт не смог.
В 1931 году вышел один из лучших сборников поэта — "Классические розы". В 1930-34гг. состоялось несколько гастролей по Европе,
имевших шумный успех, но постояного дохода литературный труд не приносил. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936г.
Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...
В 1940г. поэт с горечью отмечает: "Издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя.
Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Игорь-Северянин умер от сердечного приступа 20 декабря 1941г. в оккупированном немцами Таллине
и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике — его печально-оптимистические строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
По материалам сайта Король поэтов Игорь-Северянин
Примечание: курсивом выделены цитаты из текстов поэта
Стихотворения публикуются по изданию:
Северянин И. Лирика. Минск: Харвест, 1999. — 448с.
|
|
Это было у моря
Поэма-миньонет
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
1910. Февраль
В грехе — забвенье
|
Ты — женщина, и этим ты права.
Валерий Брюсов |
Вся радость — в прошлом, в таком далеком и безвозвратном,
А в настоящем — благополучье и безнадежность.
Устало сердце и смутно жаждет, в огне закатном,
Любви и страсти; — его пленяет неосторожность —
Устало сердце от узких рамок благополучья,
Оно в уныньи, оно в оковах, оно в томленьи...
Отчаясь грезить, отчаясь верить, в немом безлучьи,
Оно трепещет такою скорбью, все в гипсе лени...
А жизнь чарует и соблазняет, и переменой
Всего уклада семейных будней влечет куда-то!
В смущеньи сердце: оно боится своей изменой
Благополучье свое нарушить в часы заката.
Ему подвластны и верность другу, и материнство,
Оно боится оставить близких, как жалких сирот...
Но одиноко его биенье, и нет единства...
А жизнь проходит, и склеп холодный, быть может, вырыт...
О, сердце! сердце! твое спасенье — в твоем безумьи!
Гореть и биться пока ты можешь, — гори и бейся!
Греши отважней! — пусть добродетель — уделом мумий:
В грехе — забвенье! а там — хоть пуля, а там — хоть рельсы!
Ведь ты любимо, больное сердце! ведь ты любимо!
Люби ответно! люби приветно! люби бездумно!
И будь спокойно: живи, ты — право! сомненья, мимо!
Ликуй же, сердце: еще ты юно! И бейся шумно!
1911
Увертюра
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
Январь 1915. Петроград
Запевка
О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1925
Классические розы
|
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
1843 Мятлев |
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слёзы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925
Вода примиряющая
Сам от себя — в былые дни позёра,
Любившего услад дешёвых хмель —
Я ухожу раз в месяц на озёра,
Туда, туда — "за тридевять земель"...
Почти непроходимое болото.
Гнилая гать. И вдруг — гористый бор,
Где сосны — мачты будущего флота —
Одеты в несменяемый убор.
А впереди, направо, влево, сзади,
Куда ни взглянешь, ни шагнёшь куда,
Трав водяных взлохмаченные пряди
И всё вода, вода, вода, вода...
Как я люблю её, всегда сырую,
И нежную, и ёмкую, как сон...
Хрустальные благословляю струи:
Я, ими углубленный, вознесён.
Люблю сидеть над озером часами,
Следя за ворожащим поплавком,
За опрокинутыми вглубь лесами
И кувыркающимся ветерком...
Как солнышко, сверкает краснопёрка,
Уловлена на острие крючка.
Трепещущая серебрится горка
Плотвы на ветхом днище челнока.
Под хлопанье играющей лещихи,
Что плещется, кусая корни трав,
Мои мечты благочестиво-тихи,
Из городских изъятые отрав...
Так как же мне от горя и позора
К ненужью вынуждающей нужды
Не уходить на отдых на озёра,
К смиренью примиряющей воды?..
Сентябрь 1926
Возмездие
Был дух крылат,
Бескрыло тело.
Земных палат
Не захотело.
Приобрело
У птицы крылья,
Превозмогло
Свое бессилье.
Все побороть!
Не тут-то было:
Крылата плоть,
Душа бескрыла.
1929
|