Антология бессознательного журнала СамИздат. Выпуск первый
Пилотный номер. В этом выпуске - несколько добровольцев нашей перевалочной базы: Кошка, Юбер Алекс, Тави, Руж Дмитрий, Владимир Щепак, Андрей Плесков, Корнев Юкрид.
Тексты этой рубрики носят не критический, а ознакомительный характер. Это своего рода путеводитель по всему Бессознательному Самиздата.
Антология будет выходить регулярно. Периодичность зависит от возможностей организаторов раздела.
Дело принципиально новое. Очень хотелось бы услышать мнения читателей: насколько информативен наш путеводитель, чего в нем не хватает, достаточно ли удобные условия для навигации он создает.
Желающие добавить свои (или чужие) материалы для рассмотрения - добро пожаловать в нашу Перевалочную базу.
Произведения Перевалочной базы просматриваются организаторами по мере возможности, подходящие по тематике и литературным качествам будут включены в последующие выпуски АБ СИ.
Цитируемые произведения распределяются по рубрикам: мир души необъятен, аспектов у него много. Рубрикация позволит читателю выбрать те вещи, которые ему ближе, найти попутчиков на пути внутреннего поиска.
Итак.
Плесков Андрей. "Ограниченная номенклатура смыслов".
В некотором роде программная вещь. Автор задается вопросами цели и смысла, много веков волнующими Человека разумного. Рассказ отчасти перекликается с учением дзэн, выстроен тоже вполне традиционно: диалог между учителем и учеником. Подвергаются сомнению и пересмотру догмы, принятые в социуме по умолчанию.
"Глупцы обвиняют друг друга в воровстве собственных идей, так выплескивая в мир свою алчность. Мудрые же знают, что способность приходить к одинаковым смыслам есть проявление феномена их Ограниченной Номенклатуры. Суть его в том, что при всем кажущемся многообразии смыслов, их действительное количество весьма ограничено. Действительные смыслы есть достояние, доступное тем, кто способен принять его в себя и трогательно возделывать полученное с тем, чтобы вырастить собственную породу обретенного смысла, пропустив его через личный опыт и естество."
Кошка. "Серое кино".
Сценарий - набор миниатюр (кадров). В кадре Он, Она и лишенное смысла серое существование: мельтешение плоских теней на плоском экране, отношения, сведенные к основным инстинктам и рефлексам на раздражитель. Картинка с очень жесткой графикой.
"Серым безлюдным днем они лежали - оба в черных осенних пальто - друг напротив друга над большой лужей и смотрели на свои отражения.
Он тронул лужу пальцем - его лицо в воде покрылось рябью:
- Надо утопить тебя в этой луже. Надо утопить тебя в этой вонючей луже.
Он опустил руку в серую жижу:
- Ты будешь вонять. Ты будешь вонять помоями и собачьей мочой.
Он посмотрел на свою грязную ладонь и провел ею по волосам.
- Лысая певица.
- Дурак.
Крупный план: вялые полукружья ряби на поверхности лужи.
Кошка. "Зачем?"
Миниатюра. Поток сознания, сиюминутный болезненный импульс на фоне механистичного быта.
"Мы пишем тексты и думаем, что тексты пишем мы.
На самом деле, когда их пишем мы - получается просто хороший текст. Может быть, очень хороший. Даже, возможно, замечательный. Но в нем будем только мы - как удобренная прованскими травами курица на плите: вкусно - сожрали - забыли.
А мы - кто? Временные насельники. Невежды - потому что не знаем - зачем?
Писать должен кто-то - нами. Кто знает - зачем все.
Корнев Юкрид. "Total forget"
Поток сознания. О свободе и несвободе. О метаниях человека от одной зависимости к другой. Кто твой истинный хозяин - алкоголь, потерянная любимая, здравый смысл, вопиющий к тебе из глубин истерзанной личности? И можно ли вообще без хозяина?
"Tabula rasa. Вот волшебные слова которые ты должен запомнить. Blank them all, fucker!
Забыть все... Амнезия - всё что тебя спасет. Кто я? Где я?
Забудь и будь счастлив. Чего вы здесь делаете, люди? Чего вам от меня надо?
Я простой советский октябренок. Я человек... всего-навсего, обычнейший зауряднейший человек, никому ничего плохого не сделавший. Чистый лист.
Кто ты?"
Тави. "Попытки понять".
Когда мир становится плоским, он ощущается как отражение чего-то большего. Тогда кажется что здешний "ты" - тюрьма: кара, испытание или нелепая случайность, а истинный "ты" - нечто большее, позабывшее себя.
"Но теперь самое сложное - решить: случайность это или задание, ошибка (Бога? судьбы? временных пластов?) или необходимый этап. Потому что если ошибка - то я должна искать пути назад (вернее, вперед). А если мне нужно что-то сделать здесь... то я должна понять - что?
(и ведь неспроста меня так не устраивает мое тело. Я просто не верю, что оно мое)
А наверно, это очень просто - понять. ТО, к чему меня тянет. Пытаться чему-то научиться.
И - искать свою реальность...или же строить ее вокруг себя?.. "
Корнев Юкрид. "Пять воспоминаний о папе".
Попытка интроспекции. Все мы родом из детства. Бытовой фрейдизм в картинках: когда закладываются основы личности - и как они закладываются; откуда "ноги растут" у наших фундаментальных установок, слабостей и пороков, и как приходит понимание, когда в глазах собственного сына видишь отражение собственного отца...
"Мы в Ульяновске, на дедушкиной даче - второй этаж пустая пахнущая краской комната с голой солдатской кроватью. Сквозь заляпанные окна пробивается молочно-мутный свет.
Я и папешник, сидим на кровати и, периодически отталкиваясь ногами от пола, прислушиваемся к скрипу натянутых поперек кровати пружин.
Папа оглядывается по сторонам и заговорщицки говорит мне, я по-кошачьи пытаюсь прижать уши к голове, дабы уловить все оттенки его доверительных полутонов...
- А вот на таком вот чердаке, наверное... - папа поворачивается ко мне - какой-нибудь маньяк-людоед разделывал свои жертвы... "
Корнев Юкрид. "Уроды".
И еще одна попытка самоисследования, уже не бытовая, а фантасмагорическая. Кунсткамера внутренних уродцев. Альтер-эго друзей и знакомых у нас на виду, их можно коллекционировать и рассматривать. Может, они и не помогут понять, как выглядит ваш собственный урод, но, по крайней мере, вы будете точно знать, что у вас он тоже есть...
"Вот они - колышутся в стеклянных цилиндрах, плавно помахивая эмбри-анальными ручками. Вот они - тайные комплексы, страхи-переживания моих знакомых, друзей, врагов, женщин, мужчин, бесполых чудовищ - всех, всех, всех...
Каждого я собирал на кончиках пальцев, по крупицам пьяных откровений, оговорок, немотивированных поступков, жестоких истерик, нескромных вопросов, расширению зрачков, жестов, плачу и смеху... "
Кошка. "Соблюдение формальностей".
Идея Внутренного врага в традиционной мистической подаче.
Как происходит падение: то ли сначала человек продает душу темным силам - и начинает творить зло, то ли творит зло в силу собственной природы, а темным силам уже ничего не остается, как платить за содеянное...
"Виски привычно обожгло горло.
- Отпустила б ты меня... Передала б какому-нибудь мужичонке...
- Обойдешься, - она глотнула коньяку и опять закурила. - И потом - ты мне нравишься: у тебя хорошие данные. Я планирую тебя на свое место - когда будешь готов.
- А сама куда? На повышение?
- Нет. Туда, где покой...
- А где покой?
Опять отвернулась к окну. Я знаю, что она сейчас прячет. Черные глаза. Я не люблю, когда у нее такие глаза - и она их прячет. Наверное, я никогда не пойму, почему она это делает. "
Тави. "Звучащие внутри".
Внутренний враг не просто персонифицирован, у него голос и личность любимого человека. Две души в одном теле, кому-то придется уйти...
"-- не смотри вниз.
-- Мне не страшно.
-- Все равно. Ты разобьешься.
-- Я разобьюсь, даже если буду смотреть только на небо. Я все равно упаду, и ты это знаешь.
-- Не надо так. Я люблю тебя, и ты будешь жить.
-- Если ты меня любишь, ты прыгнешь вместе со мной.
-- Но я не хочу умирать!
-- Тогда это не любовь."
Юбер Алекс. "Шизомод или Это другое лево, старик"
Социальная запрограммированность - и попытки индивидуума вырваться на свободу. Все сильнее давление ментальных блоков, все более радикальные средства приходится применять личности для того, чтобы освободиться от навязанного мировоззрения, мироощущения, образа действий и жизни...
"Холод разливается по плечу, из уже онемевшей руки... Так холодно - не потому ли пошел снег? Белая крупа кристаллической воды, кружась, противно тает, оседая за воротник... Шипит и плюется, ошпаренным котом, испаряясь над казенной частью тяжелой граненой иглы. Дифракционные разводы голограммы на пусковой кнопке наконец сливаются в картинку - щупальца враждебной жизни, прорвавшие оболочку... Может быть, оболочку вот этой капсулы."
Руж Дмитрий. "Шавасана и шизофрения"
Две личности совмещены в человеке. Одна живет во сне, другая - наяву. На границе сна и яви отработавшая личность распадается на куски, и из кусков собирается новая комбинация - та, что будет действовать следующие пол-суток...
"Утро! утро... Открываются глаза. Зачем - возникает первый вопрос. Обман - глаза еще закрыты. Пытаюсь уже что-то сделать. Инстинкт. Жить, жить!.. Вдруг взрывается мысль: я есть, я есть именно здесь, и ... был здесь несколько часов назад, ... был здесь недавно ... был всегда ... наверняка всегда!.. Кто-то тянется из еще не досмотренного сна в уже бродящую жизнь: достает; колет, зверея перед смертью;
Холодный пот; щелчок - нет, это сон.., его нет, есть я.., есть ... сейчас.., и больше никогда! Только сейчас, в это мгновенье!! - просыпаюсь. "
Щепак Владимир. "Гадание на сигаретах"
...Абсурдна цель, абсурден и сам ритуал. А как иначе, когда жизнь превращается в кошмарный сон, в котором нарушены причинно-следственные связи, и адекватное человеческое действие приводит к непрогнозируемым результатам...
"Так и было! Я будил девчонку, когда знал, что маньяк идет. Он пришел... Но я не смог разбудить. Он схватил веревку, закинул ей на шею, а она сидит за рулем.
Я кричу, газуй! А машина едва тащится. Тогда я прыгаю в машину, хватаю такую же веревку, и его душить. Наконец машина рванула, и голова у маньяка отлетела.
Мы с ней пошли... А машина с маньяком едет, это он за рулем был, оказывается. "
Авторы и составители ждут ваших отзывов.
|