Аннотация: Обзор на Конкурс Дракона, что в Таверне на Хрониках Средиземья. ОБЗОР ЗАВЕРШЁН
Обзор КЛАССИЧЕСКИЙ, без наворотов и нововведений.
Жёсткий.
Субъективный.
ИМХОшный.
По делу.
Заявки более не принимаются.
Тем, кому понравился обзор и кто хочет в течение некоторого времени получить обзор на другую работу, не принимающую участие в конкурсе, милости прошу на мои "Критико-критиканские заметки". Адрес нужен?
ПОЕХАЛИ!
1. Сударева Инна
После Пасхи
Пародия.
Она и есть.
К сожалению, только на две вещи, но - пародия. А вещи эти: "наши - там" и "наши - везде наши". Русского мужика (по мнению автора) кроме водки интересует разве что рыбалка/охота/карты/классный комп. А вот про баб - второй (а где и первый), в сущности, интерес у мужиков, авторы-женщины благополучно забывают. Если бы попала "на туда" девушка схожего "пролетарского покроя", то, наверное, её тоже интересовали бы сперва брюлики и "хаза". Мужики, мол, и "на воле" надоели, а в сказке хочу то, чего нет "в реале". Ну, может быть. Но вот сомневаюсь я, что говорю правильно! Вполне вероятно, что обобщённый интерес у женщин совсем иной, и попервой они хотят именно любви, а не брюлики-хазы? А раз уж тут, в этом рассказе, выведена эдакая обобщённая пародия на среднего статистического мужика России, то, как по мне, нужно брать и среднюю статистическую стереотипность. Здесь же - ближе к крайности. Бухарик, сквернослов, жену презирает... Грустно.
Переход в "мир иной" не оригинален, стандартен, но это оправдано аннотацией произведения. Дальше местами смешно, но лишь местами. Мужик с "везде всем болящим" оклемался как Распутин, чуть ли не мгновенно. Удивить его не удаётся, права качать начинает быстро, разочаровывается в "лафе" тоже непростительно быстро. А ведь русский мужик смекалист! И не нашёл спиннинг в непосредственной близости - пойдёт ломать палку и отдирать у дракона ус на леску. В общем, пародия-пародией, но уж слишком нарочита она, гротескно-аляповата, проста. Якорьки-раздражители расставлены по своим местам, но затронутый для высмеивания материал ничтожно мал.
К теме конкурса так вообще рассказ имеет очень опосредованное отношение. Если заменить дракона на великана и немножко подрехтовать - ничего в рассказе не изменится, а значит дракон тут - едва ли не самая лишняя фигура вообще.
В общем и целом, рассказ... удался не полностью. Для "отдохновения глаз" и приятного чтива на несколько минут он ещё тянет. На что-то большее - увы, ИМХО, нет.
Да, вот здесь рискну обратить внимание: "помнил хорошо Лампадов эту передачу, потому как была она любимой передачей его детства... Озеро увидел Миша" - я ошибаюсь, или здесь ещё и мастера Йоду зачем-то примешали? Зачем? Ошибка великая то есть.
2. Иванов Петр Дамианович
Обрести вновь
Гм. Давайте попробуем проанализировать.
Что мы имеем? Некогда сильный, гордый, легендарный народ драконов, нынче превращённый в жалких смертных. Когда-то они могли быть самими собой, да что-то изменилось в том мире, и они, кем-то за что-то униженные, обречены на вечное... что-то делание. Осталась лишь надежда на то, что вот именно это заклинание, едва ли не последнее из арсенала прежних властелинов, сумеет вернуть былую силу всему народу. Кто это заклятие должен произнести? Принцесса. Но как? Да фиг его знает, на этот вопрос ответ вы узнаете в конце квеста. Но из века в век, пока существуют жалкие остатки Народа в Вечном Городе (не Риме) принцессы учат заклинания и только тем и занимаются, что экспериментируют с ними - но ничего не выходит. Неправильная трактовка заклятия? Но ведь и молитву "отче наш" читают люди уже тысячелетия, а вот "избави от лукавого" далеко не у всех получается.
Ну да ладно. Сильномогучий, но глубокоуниженный Народ. Примем так. Руководит этими людьми Король. Хотя нет, просто король. С маленькой буквы. Он мало что знает о своих подчинённых, что несвойственно для руководителей целого государства. Он, главнокомандующий, не знает, каким образом организовывать оборону столицы, сваливая эту обязанность на подчинённых. Легко бросает на убой солдат, и даже не скорбит об их стопроцентной смерти. Он даже не может организовать безопасность своей родной дочери, позволяя ей оставаться в башне, имеющей непосредственный доступ к атакующим войскам. Нельзя уходить? Да ради бога, спрячьте у подножия.
Впрочем, не только король такой. Дочь, например, когда идёт - и не первый день - война, узнаёт о ней от... стражи? У неё нет ни нянек, ни служанок, которые всегда знают больше всех в замке? Не верю.
Ну да ладно, мы отвлеклись.
Нежить и нелюдь (а может, и людь) идёт войной на этих сильномогучих, но почему-то беззащитных, хотя и владеющих магией, существ. Зачем? Хотят уничтожить, странный вопрос. Впрочем, хватит и Принцессы. Ведь все знают, все почему-то знают, что именно принцесса - и далее по тексту. Великие пророчества, Порядок и уклад и так далее.
А на самом деле что происходит? Апокалипсис, уничтожение всех и всё, и лишь случайно свершившееся пророчество переворачивает всё с ног на голову. Как всё-таки реализовалось пророчество? Тут мнения расходятся. "Никто из них не желал того же, что и я. Им просто в голову не пришло этого желать. Это же глупо для принцессы, признай, - желать спасти дракона" - в летописях осталась эта фраза, но кто её сказал - неизвестно. Принцесса желала спасти дракона? А кто выступал в его роли? Король? Вряд ли. Он бросился вслед за принцессой, то есть спасти его она не успела пожелать. Она хотела спасти дракона в себе? А как она догадалась то, что не могли догадаться сотни принцесс? Странно это всё.
В общем, автор, перемудрили Вы. И с подачей материала, и с реализацией возможностей.
Хм... Народ, превратившийся в одночасье в плотоядных ящеров... Такой так же обречён на вымирание. Вы можете представить себе город тираннозавров?
Стилистику - править нещадно. Предложений гусениц - с головой!
3. Власов Игорь Евгеньевич
Хроники Авалона: маг-дракон
Один из ярких примеров так называемых "марти-сью", ранняя лирично-героическая проза-эпопея, в роли ГГ обычно выступает автор. Он в большинстве случаев является атлетически сложенным суперменом, которого окружают прекрасные женщины и отвратительные чудовища. Он спасает мир и становится всамделишным героем. Ну, это в общих чертах.
Прочёл в общей сложности около 30 килобайт (пролог, первую главу и часть второй). Для составления мнения о произведении этого хватило.
Итак, всё стандартно: параллельный мир, в котором бал правит магия, наш мир, в котором магия отсутствует как таковая. Взаимодействие двух миров объяснять не имеет смысла, лучше почитать об этом. Удачно, на мой взгляд, вплетены в повествование аллюзии на земные легенды. Правда, всё больше англосаксонские: рыцари круглого стола, Артур, Мэрлин, леди Ровена и так далее, Грааль, меч в камне, даже хоббиты/домовые... Уверен, что их - легенд - вплетено больше, просто говорю о тех, которые распознал. Это - повторюсь - удачно. Всё остальное, а именно сам "переход в иной мир", психология поведения персонажей, их взаимодействие и сам квест - всё это очень слабо прописано. Детско. Мартисьюшно.
Да, знаю, найдётся сотня из ста десяти человек, кому подобная фэнтезя понравится. В сущности, больше половины из издающихся нынче книг практически такого содержания и направления. То есть у автора довольно приятственные перспективы по изданию данного опуса.
Но всё же я бы посоветовал обратить внимание на многие места в романе, которые ещё нуждаются в изрядной доработке. Как в сюжетно-логическом плане, так и в стилистическом.
Например, посоветовал продумать более реальное поведение и реальную реакцию ГГ на происходящее вокруг, на то, как именно и что с ним случается. Да даже на такие мелочи, как на одежду, в которой ему приходится ходить! Например, вот: "...ответил Андрей, торопливо одеваясь в холщовые домотканые штаны и рубашку, куртку и мягкие невысокие сапожки из оленьей кожи" - ничего странного не заметили? Вообще, без ТРУСОВ нормальный мужчина чувствует себя... неудобно. Да, можно быстро привыкнуть, но не заметить изменений вообще... Ни гульфика тебе, ни нижних штанов, кои в средневековье имели место быть и применяться у рыцарей... Нда.
Далее. Рекомендую серьёзно проработать речь, мимику персонажей, их движения, реакцию на слова. Оживите их! А то сейчас они выглядят как говорящие куклы. С донельзя графоманскими диалогами. Не живыми, увы.
Потом. Здесь не хватает внутреннего мира персонажей. Пара мыслей не в счёт. Линейные персонажи без собственной личностной психологии и собственных поступков, каких-то действий - это те же куклы. Вам не нужна дешёвая ролевая квест-аркада, вам нужен настоящий мир с его внутренними законами, взаимодействием и влиянием. Ой, только не говорите мне, что "всё это будет потом". Я прочёл чуть ли не авторский лист, но мира - не увидел. Плоские декорации.
И напоследок. Основательно прошерстите сам текст. Он захламлен предложениями-гусеницами, стилистическими ошибками. Например, вот один абзац:
"Знай же, о Рыцарь, что место, где мы сейчас находимся, носит гордое имя Авалон. Наш мир пропитан магией. Даже простые селяне используют ее в повседневной жизни для своих нужд, хоть магия их по нашим меркам и примитивна. Наш мир, благодаря живительной магии, благоденствовал тысячи лет. Но однажды некий маг, искавший другие Миры, открыл Дверь в Мир Драконов. И хотя маг успел закрыть Дверь прежде, чем был поглощен, на нашу беду несколько особей ворвались в Авалон. Эти твари питались магией, и в Мире, где кругом магия, они почувствовали себя как сыр в масле. Драконы поселились глубоко в горах, в долине, где жил вызвавший их маг. Сначала они просто жили там, впитывали в себя магиюнашего мира и плодились, плодились. Люди не сразу обнаружили их и осознали опасность. Просто однажды они почувствовали, что магиив мире не хватает, словно выкачали воздух. Почувствовали это и драконы и начали нападать на людей. Не ради мяса и крови. Ради магии"
Объяснять что-то надо?
И такое - сплошь и рядом.
В общем, работать над текстом и работать.
Но не забрасывать. Так как по сути интересно.
4. Леданика
Сказка для Крюога
Ироничный рассказ-пародия и аллегория в одном флаконе. Аллегория в сравнении "турнира сказок" и конкурса, например, этого вот. Про драконов. Пародия - на юмористическое фэнтези и ироническое фэнтези. И всё вместе - весёлый живой рассказ-диалог.
Эдакий неумёха "краснопиджачник"-браток крадёт мастера и заставляет его под угрозой физической расправы научить азам искусства, в котором мастер - дока. Мастер тоже не лыком шит, он - как минимум двухслоен. Внешнее - испуганное, увлечённое спасением собственной шкуры, но наделённое смелостью и даже наглостью существо. Второй - сам созидатель, творящий сказку из всего окружающего. Эдакий демиург в сочинённом им же королевстве. Приплетите сюда конкурс сказок/фэнтеи и преподавательские азы написания шедевра а ля графоманус вулгарис - и вы поймёте, о чём это произведение.
Единственно где как по мне так недосмотр. Вот, дракон несёт в лапах этого лаки-счастливчика. Несёт неизвестно сколько времени, но тот успевает изрядно промёрзнуть. И что делает человек, очутившийся вновь на земле? Он "я был занят - внимательно рассматривал окружающие горы в тщетной попытке определить, куда это я прилетел". То есть задеревенелость членов тела уже не в счёт, холод мгновенно куда-то пропал. Что-то тут не так.
И всё же хорошо, что автор разбирается в том, как именно нужно писать диалоги! Не нужно прокручивать вверх и отсчитывать реплики, чтобы узнать, кто именно и что говорит - так любят шифровать диалоги в своих опусах молодые "дарования". Всё на виду с вводными объяснительными дополнениями. Хорошо, что автор вообще - умеет писать! И то, что написано - читается легко и непринужденно.
Рекомендую. Автору - решпект!
5. Никитин Дмитрий Николаевич
Драконы Циолковского
Классическое, умное НФ! Давно такое не читал, но прочитал с огромным удовольствием, ведь написано замечательно. Не заумно: знания и новые данные преподнесены дозировано. Не заунывно: действие раскручивается со всё большей скоростью, доходя до пика, обрываясь на взлёте. И с правильной, чуть "взвешенной" концовкой, оставляющей читателю недосказанность и намёк на неоднозначность финала.
Что больше примет читатель? То, что драконы - это порождение больного ума профессора? Или что это визуализированные отражения неких сверхсущностей? Что хотели они? Поставить человека на место? Раздавить как микроба? Куда делись? Улетели уничтожать Землю или ушли провожать в последний путь Куланека? Что будет дальше?
Вопросов много, но ответы автор не даёт, что правильно. Заработал ум и воображение, читатель? Значит, ты на правильном пути, ты - жив!
Из тапок. Орфографию ещё прошерстить. Например, здесь: "-Дело в том коллега, - голос профессора..." не хватает запятой. Дальше не вылавливал, бо зачитался.
Автору решпект и уважуха!
6. Сергей Олегович
Оборона Шавера,эпизод 2
Бозе мой, что творится, что творится! Вселенский Армагеддон и Апокалипсис, перемешанные с Великой Битвой Всех Времён И Народов.
Когда-то давным-давно, когда деревья были большими, а школа всё не заканчивалась, я начал писать свой первый роман. А потом второй. И - там тоже было вот такое! Не в той же компании, но та же идея - Битва с большой буквы. У меня сошлись на поле боя миллионные современные армии, и десять сюжетных линий на всех восьми 96-ти листовых тетрадях продирались через эти битвы и войны. Правда, у меня был чисто футуристический антураж - 2138-ой год, как-никак. Но вот и Орда была (генетически выведенные мутанты), и маги (люди со сверхвозможностями). В общем, я писал то, что не прочёл до тех времён и что хотел прочесть. Романы так и назывались: "Битва" и "Битва-2". Даже сейчас можно достать, например, тетрадь с надписью на обложке "Битва-2. Тетрадь 4. Части 8-9". Да-а-а, времечко было. Сейчас это читать невозможно.
В этом, рассматриваемом опусе, я увидел схожие черты с моими теми романами. Тоже битва. Не такая, но такая же! Сборная солянка из героев произведений наших и не наших фэнтезистов, их основных противников, существ, упоминаемых в произведениях... перемешано всё это с военной техникой всех времён и народов, тактикой и стратегией всех возможных рас и народностей, густо сдобрено фантазией автора. Идёт война. Наших против не наших. Порядка против Хаоса. Хороших против нехороших. Всех против всех. Только вот почему-то к "нашим" попал Саурон, гоблины, орки, тролли, а к "хаосникам" - големы, эти упорядоченные меха-паропанковские машины, обычно изготовляемые гномами.
Можно ли как-то охарактеризовать это произведение? Нет, нельзя. Потому что оно специфично и предназначено для узкого круга тех, кто писал в своё время боевики, кто любит такой оксюморонистый гротеск фэнтези-фантастической бойни и кто время от времени думает о том, что было бы, если на тролля, например, навесить горное орудие и выставить против слонячей кавалерии... или приладить к дракону ракеты и выставить против него мага с лазерным наведением. Да, специфично. И да - это для меня. Я с громадным удовольствием проглотил эту бойню, не поперхнулся и... с нетерпением жду продолжения!
Так. Давай попробуем проанализировать. А то не совсем всё в голове укладывается.
Итак, человечество живёт, пока ему даёт жить дракон. Как только существование человечества становится неоправданным, его уничтожают и начинают новый виток. По новому пути. Уничтожает дракон, начинает, опять же, дракон. Дракон - как феникс человечества. Сгорает до пепла - и возрождается из него. Снисходит до человечества возможностью их существования. Это понятно. Или неправильно осмыслено.
Мучает другой вопрос: с чего бы это, почему вдруг и главное - что за внезапный толчок? Причина такого вдруг-психоза? Его пробудили к жизни из небытия какие-то тени... причём почему-то четыре. Но кем он был до рождения? Пришёл искрой от матери или вообще не рождался, а просто время от времен забывает всё, что его связывает с истинной сущностью? Почему такого изменения с ним не произошло раньше? Сдерживали родные? Но он на своём жизненном пути, уверен, оказывался в ситуации, когда один и со спиртным, один и в печали, один и без денег. Случалось! А не случилось. Почему? Почему так вдруг? Просто потому что надо развивать сюжет? Слабая привязка.
Дальше. Изменения происходили с человеком постепенно, и он какое-то время находился на грани, но вполне себя осознавая. А ведь нормальный человек что делает, заметив в своём организме изменения, влияющие на его здоровье? "А утром вообще что-то выскочило на спине. Это что-то перевешивало Валька назад". Обращается к врачу. Что делает ГГ? Ничего. Почему? Безумие пришло позже. Да и для безумного он мыслит неадекватно осознанно. Так почему же не обратился к врачу? Потому что надо оправдать сюжет?
В общем, всё это неоправданно.
Как не оправдано и, например, разрушение явно несущих стен - и не разрушение здания в целом; присущие Медузе Горгоне "окаменевающий взгляд"; слабая психологическая раскрутка ГГ, его внутреннего мира. Ну нет там надлома, оправданного надлома. Недостаточно отображены изменения в человеке и мотивация этих изменений.
В общем, считаю рассказ очень недоработанным. Или я не совсем его понял.
8. Аура А.Д.А.
Дракон для Андрюшки
Хорошая, добрая, детская сказка.
Такую с радостью включил бы в сборник сказок для детей. С обязательным изучением в школе, в начальных классах, там, где люди только формируются и где избавляются от своих страхов, меняя детскую шкурку на подростковый мягкий бронежилет.
Только вот не торкнула меня сказка. Не потому, что я циничный взрослый толстяк, изживший свои страхи или приноровившийся с ними жить в унисон. А потому что скроена сказка хорошо, но - стандартно. Акценты расставлены в нужных местах, но складывается такое впечатление, что расставлял их скрупулезный робот. "Улыбочка, поворот головы на пятнадцать градусов, шаг вперёд". А импровизация?
Всё просто, слишком просто для отличного рассказа. Пока только - хорош, а вот до "отлично" не дотягивает.
Что особо не понравилось?
Первое. Антуражно событийный псевдоплагиат - так бы я назвал. Уютное местечко, школа, обиженный мальчик, сказка, иные миры и влияние иных сказочных миров на обиженного мальчика... Ничего не напоминает? "Newer ending story". Видели этот фильм? Запал в душу? Вот и я о том же.
Второе. Нет индивидуальности в диалогах. Есть три голоса, которые разговаривают устами одного человека слишком похожие и правильные фразы. Да, дракон чуть ироничен, но лишь чуть. Но девушка даже не мечтательно-сентиментальна, как должна быть девушка в её возрасте. Но мальчик даже не восторженно-пуглив, как должен быть парень в его ситуации, несмотря на то, что не поддался страху. Но дракон не задиристо-чуть дик, как должен быть, в принципе, нормальный мудрый зверь. Есть три голоса... автора. Что не есть хорошо.
Третье. Нет надлома там, где он должен быть. Нет исчезающего страха. Есть два события: мальчик и дракон, мальчик на физре. А где полёт и восторженный вопль избавившегося от страха парня? Где подначки одноклассников и решительный шаг к канату? Где пик и писк? Не, ребята, с таким раскладом слишком просто и почти не назидательно.
Сказка хороша. Но прочитал - и забыл, в душе якорьков не осталось.
9. Лойт
Дельтаплан и кошка
Сказка с двойным и - что важнее всего - непредсказуемым окончанием.
Это импонирует. Это мне понравилось.
Вообще ощущение - как от осенней ноябрьской мороси. Серо, туман, кочки, мшистые стены и холод. Чуток "Шагающего Замка Хоула", чуток почему-то польско-литовского колорита с характерными "пше" и "зд" в словах. Не знаю, почему. Привет из детских печальных сказок.
Здесь хоть окончилось всё сравнительно хорошо, но - печально. Сказка погибла, сказка убита серой реальностью, коварностью и ложью. Склонив голову, дракон, который на самом деле не нуждался ни в ком, но нуждался в тепле и уюте, вновь посрамлён и обманут в лучших чувствах. Зло не наказано, да и не надо.
Печально. Но реальнее, чем в сказке.
10. Ермаков Роман Владимирович
Чего хочет дракон
Интересный рассказ, затрагивающий внутреннюю сущность коварного по сути существа (sorry за тавтологию). Существо ненавидит людей, охотящихся за такими, как оно? Ненавидит. Что оно делает? Уничтожает их поодиночке или самых сильных из них? Слишком долго. А вот коварно натравить их друг на друга и тем самым убить кучу зайцев - это можно. Это - если повезёт - сделает работу десяти драконов.
А совсем не для любовных утех нужны ему принцессы (извращение!) и не чтобы съесть их нежное мясо (там того мяса - кожа да кости!) и даже не в качестве заложницы (всё время следить за ней?). А вот так. Чтобы послужила камнем преткновения.
И правильно. Это... по-нашему.
Есть несколько тапок.
Вызывает сомнение сие: "Прямо в платье невесты". Вообще-то в средневековье специальных "платьев невесты" не было. Было просто новое, первый раз надеваемое красивое платье и совсем даже не обязательно белого цвета. А вот как дракон тогда вычислил на свадьбе
саму невесту, если все девушки там были в благопристойных нарядах?
Потом: "Но пару дней назад до него дошли слухи, что в пещере у дракона спрятана пленница. Молодая знатная красавица". Откуда могут такие слухи появиться? Кто-то заходил в пещеру? Но он туда никого не впускал. Кто-то видел, как дракон несёт пленницу? Но тогда интерпретация слуха была бы иная.
"Рыцарь взвалил ее на плечо, крякнул и понес к выходу, пот тек ручьями" - а что, в девушке было под центнер весом? Не, я понимаю, конечно, сорок с лишним лет, старик и всё такое. Но полсотни кг для истинного рыцаря - это, извиняюсь, ничто. Полный доспех столько весил, а тренировались они, бывало, и по полдня в нём. А в походе не снимая прыгали вверх по скале на штурм замка. И ничего. А тут... крякнул, пот ручьями. Недооцениваете вы уровень физической подготовки рыцарей, автор!
Ну, и ещё чуток по мелочам.
И - стилистика нуждается в правке конкретно. Вот, например, кусок абзаца: "...Ее сердце ровно и спокойно бьется - он успокоился, шумно выдохнул. Ему стоило стольких усилий не повредить ее. Его когти больше подходят кромсать это хлипкое тело, чем принести сюда в целости и сохранности. Но она нужна ему живой, хоть он ее и ненавидит ничуть не меньше, чем любого из людей. Дракон, стараясь не поцарапать крылья о неровности стен, вылез на свежий воздух. Он терпеть не мог пещер".
Что-то объяснять нужно?
11. Ханами Тая Владимировна
Горыныч
И в прошлый раз мне понравился этот рассказ. И в этот раз ничего не изменилось. Нравится. И всё тут.
Чем?
Своей глубиной. Через простые вещи и простые действия показать глубину - это не у каждого получится. А заложить мысль, которую видишь - а описать не можешь - так и вообще у единиц.
Так вот и с этим рассказом. Ну и как тут вынуть мысль из рассказа? Какая главнее? Та, что "не судят книгу по обложке"? Или "сколько забаве не длиться, а придёт беда - и забавы прочь"? А может "враг моего врага - мой друг"? Или "глубока и неопознана душа славянина, неопознана даже им самим, а измеряется лишь тоской и лишь вечной"? Или ещё из нескольких?
Я... не могу выделить ту самую мысль, которая должна быть первой. Или главной. Здесь рассказ заставляет чувствовать, прислушаться к чему-то в себе. Прислушаться - и задуматься. О чём? Ну, это уж вам решать. Просто прочтите.
Да, вот здесь не совсем согласен: "Но дракон не стал уничтожать труса" - ничего себе "трус", если к дракону идёт и останавливается только на время.
12. Дениженко Светлана Владимировна
Дракон с его глазами
Просто.
Всё просто, анимэшно и предсказуемо. После их расставания могло быть только два варианта - или они встретятся друг с другом и разберутся по-своему, или кто-то из них просто будет погибать. Желательно - от руки этого вот любовника-соперника. Тогда можно вставить сцену голливудского прощания-плача. Но пошло по первому сценарию. И - да, да, да, - конечно, они сразу и тут же полюбили друг друга вновь.
Непонятно, конечно, как человек-девушка превратилась в дракониху, а если она всегда могла, то почему человек-дракон об этом не знал/забыл. Непонятен "висюк" с трагичной не объяснённой ситуацией. Непонятно (но хорошо понятно по законам жанра анимэ), почему об этом враге белом драконе узнали вот только что, ведь, наоборот, слухи о "равности" должны бы просочиться давно, нагнетаться, а потом вот только сейчас начать реализовываться. Непонятно... А в принципе, всё понятно здесь. Слишком патетичная, слишком простая женская вещь о несчастной счастливой любви.
Пару самых ярких тапок: "В доли секунды резким движением она вскочила на ноги, замахнулась мечом, готовясь нанести сокрушительный удар" - это движение в принципе невозможно в реальном мире. Хотя бы потому, что доли секунды идут только образы по нервам к мозгу, распознаются, потом - приказ мышцам на реакцию, потом - в нашем случае - долгий (после сна мышцы расслаблены) разогрев/сокращение мышц, и только потом губительный прыжок, рвущий не готовые к таким резким нагрузкам сухожилия и мышцы, движение рук к ножнам, выхватывание из ножен меча, стандартная стойка, замах. Это уже несколько секунд. А не доли их. Попробуйте за доли секунд просто выхватить меч... попробуйте, а потом вскочить на ноги, и т.д. Не получится. Даже у профессионала такие действия займут несколько секунд.
И ещё - серьёзно править орфографию! "В них было и изумление, и ужас и что-то еще" - заметили ошибку? А таких по тексту достаточно.
Как для рассказа, написанного человеком, чьи произведения созданы в жанре "фэнтези", причём женского и романтического фэнтези, этот - чуть ли не поворотный пункт. Очередная ступень. Причём хорошая такая, добрячая ступень вверх. Мозаика временных пластов, многоходовка сюжета, игра с персонажами, некоторые другие новые вещи у автора - это в плюсы.
А вот выбор самого сюжета и подстраиваемость под общелитературные, общефантастические штампы - это в минусы.
Почему я так категорично думаю?
Ну, возьмём сюжет. Уберём, не скрою, хороший ход с перетеканием персонажей людей/драконов и мальчиков/девочек. Может, правда, слишком уж заставлено трагичными маячками "сестра-человек", которая погибла давным-давно и "псевдосестра-дракон", которая сейчас является олицетворением всего живого и выжившего в этом мире. Да, есть что-то печальное, грустное в такой замене, но вот прочитав рассказ, понимаешь, кто есть кто и возникает недоумение: почему такая странная, необъяснимая сцепка? Зачем она нужна, если не оправдывается привязанность к ассоциациям? То есть если сказку рассказывает 50-ти летний дядя своей воспитаннице-дракоше, ассоциируя себя с собой прошлым, то к чему эти давно изжившие себя покровительственные улыбки и презрительные фырканья? За всё это время у него вряд ли останутся такие не совсем позитивные ассоциации. Одна печаль, любовь. Да и те настолько истлеют, что вряд ли доживут в том виде, какой показан. А если это всё же те самые "прошлые" события, то ни к чему событийные связки типа "Ничего не осталось. Только серый жирный пепел". В общем, как по мне, тут небольшой "перемудрёжь".
Ну так вот. Если оставим ассоциации, то как по мне тут или густо окропить связками-митификаторами, или, наоборот, чётче разделить. А вот если (представим себе) уберём-таки эти антуражные вставки, то что остаётся в остатке?
Общепринятый фантастический штамп. Люди достали из небытия то, что их и погубило. Навскидку подобные реализованные сюжеты: "Власть огня", "Парк Юрского Периода", "Обитель Зла" и многие, многие другие. Учёные, не умеющие думать аналитически. Учёные, не соблюдающие меры предосторожности на объекте, где производят биологические опыты. И так далее. В жизни такое слабо возможно. А в фантастике - почему бы и нет? В этом рассказе не хватает разве что присутствия военных и их личной заинтересованности в выведении новой породы сверх-боевых псевдолюдей. Напрашивается так... А ведь по логике событий такое развитие их мало возможно.
Сама связка человек-дракон в мире фантастики тоже достаточно распространена. Вспомнить даже некроманта Фесса с его Рысью. "Человек - худшее из зверей" - избито так, что места живого не найти. И в довершение - повисший в воздухе негативный финал. "Все люди подохнут, и так им и надо". Большое спасибо. Очень проникся.
Нет, повторюсь, как для автора - данный рассказ очень и очень шаг вперёд. Как для жанра в смысле чего-то нового и интересного - ничего такого я не вижу.
Несколько конкретных тапок.
"разрывает саму ткань бытия" - вот бы таких фэнтезийных штучек поменьше в постапокалиптических техномагических рассказ! Или неоправданных логических вывертов. Например, мысли, по сути, 10-летнего парня о глазах: "Почему они такие странные? Огромные, пугающе мудрые и наивные одновременно. В них все сокровища мира и пустота неизвестности" - да по логике вещей у десятилетних таких мыслей вообще не должно быть!
Текст править на предмет пунктуации! Например: "Человек смотрел сквозь закопченные стекла, мутным остановившимся взглядом..."
Ну, про это уже обсуждали: "Маленькая девочка в абрикосовой пижаме разрисованной медвежатами сидела на кровати".
Вот такой вот не совсем позитивный отзыв об рассказе. Но тебе, Сташи, и не нужны одни дифирамбы, правда? Или я ошибаюсь?
14. Полторацкая Александра Игоревна, Неуймин Александр Леонидович
Драконотворец
Забавный лёгкий рассказец, вся суть которого сводится к "матричному" "ложки нет".
По сюжету рассказа ситуация возможна только для фэнтезийных романов типа "наши-там" и "эпическое совмещение реальностей" в стиле "городское фэнтези". Неплохо такие вещи опубликовываются, но только в виде крупных произведений. Там ещё возможно подогнать логику произведения под не требовательную молодёжную аудиторию. Мало-мальски логически размышляющий читатель от такого разворота событий, конечно, будет только плеваться. Чуть ироничное, чуть женское, чуть детское фэнтези. Не больше.
На самом деле, ну разве мужик, прошедший армию, поверит, что девчонка тащит его в кусты для обучения магическому искусству? Или после двух-трёх предложений этой "торкнутой на всю голову эмо" не пошлёт её куда подальше? Позовёт санитаров? К чести мужика он почти ничего и не делает. Может, тащится внутри себя, нам это авторы не показывают. А вот то, что мужик даже мысли не допускает, что это могут быть съёмки какого-то прикола скрытой камерой, или эта девчонка - просто контуженная на всю голову ролевичка-толкинистка, перечитавшая фэнтези, это уже перебор. Ну, существует смутная надежда, что парень - такой же, как она, увлечён сказками и живёт в придуманном им мире. Но опять же, авторы даже намёком нам это не показывают.
Наивный юноша (не проработанность характеров персонажей), напористая "без чёрных очков" последовательница фэнь-шуй ("второе" - чётко по их учениям) (не убедительная логика событий), рояли в кустах, малопродумываемость деталей... Это не делает чести рассказу. Над ним ещё работать и работать. Разворачивать и разворачивать в роман, ибо... смотрите выше.
Только прошу подумать над следующим: "Наконец нежным зеленоватым флером раскинулся хвост, и в руках Лиз уселся настоящий живой дракончик" - не может здесь быть дракон настоящим и живым. Для его функционирования и "живизны" необходимы внутренние органы, сложная нервная и мышечная система, костный каркас. А что создаёт Лиз? Объём, форму, цвет. Она рисует изображение, обманку, морок. Но не "настоящего живого".
Да, да, возможно и у меня излишне чёрные, а то и двойные очки на глазах, но подобная фантазия для меня слишком сыра и легковесна.
Кстати, спасибо за смачный образ: "-- Н-нет, я не это имел в виду...прости, - Денис душно покраснел".
15. Губкина Дарья Геннадьевна
Убить своего Дракона
Забавный рассказец-аллегория. Рассказ-ассоциация. Рассказ - не побоюсь этого предположения - предчувствие. Да, да, возможно, схватка состоялась у автора давным-давно, но ведь состоялась! Возможно, она впереди и очень близко, и ещё предстоит (Ра! Ра! Ра!) победа. А возможно, это случилось совсем с иным человеком, с тем, кого наблюдал долгие годы.
Знавал я всяких, учась в Академии, и видел разные ситуации. Видел защиту диплома чудака, который для храбрости выдул перед защитой полбутылки водки - и защитился-таки! Видел другую защиту, на которой от первого вопроса человек попросту упал в обморок от волнения. Держал кулаки за девчонку, которая никогда не умела выступать и впадала в ступор, но на защите магистерской так блеснула, что её тут же забрали в самый прогрессивный и денежный отдел НИИ. Да, многих видел и знавал, засим подобная ситуёвина мне очень знакома. Боязнь с собственными страхами, со всеми этими драконами (а обычно они нападают стаями!) - это вечная тема и вечная война. Никогда только победоносная, отнюдь. Зачастую наоборот. Организм человека слаб, тело - очень слабо, а разум - слабее всех их вместе взятых. Так что драконы наших комплексов очень любят устраивать в нас гнёзда. В каждом из нас. А побороть, победить одного из них - несомненно, подвиг.
Хороший рассказ. Но всё же легко предугадываем. Я к середине уже догадывался, о чём идёт речь, а многие, может быть, и с начала "вошли в тему". И тем не менее читать было интересно. Зачитался. Мне, бросившему аспирантуру, всё же интересно всё то, что могло было быть со мной.
Стиль повествования чуть прыгающ, но терпимо.
И - да, пунктуация ещё нуждается в правке. Например: "О том, что что-то все-таки не совсем обычно, Енка впервые задумалась после празднования "экватора"".
И - не совсем согласен с тем, что "дракончик" "родился" только после поступления в ВУЗ. Пусть на сцену она вышла впервые только на выпускном, но ведь перед классом выступать (стих на память, урок у доски отвечать) ей приходилось не раз. А спортивные соревнования? А пионерские лагеря и т.д.? Возможностей - хоть отбавляй! Так что, ИМХО, дракону много больше лет, чем он может казаться.
16. Датыщев Владимир
Изменить себя
О, это не рассказ даже, а как минимум сжатая повесть. Слишком спрессованные участки информации, событийный экшн, иногда перемежающиеся "романными" описаловами. Жизнь и смерть молодого, да что там молодого - новорожденного дракона! И даже не одного. А может и всего мира. Драма, что тут говорить. С вложенным немалым контекстом. Даже не знаю, чего тут больше: "поживёшь с нами - позеленеешь", "от любви до ненависти - один шаг" или "миру мир, войны не нужно - вот такой девиз у дружбы".
Все люди - твари. Все драконы - твари. Нужное подчеркнуть. А сторону, за кого становиться, выбирать тебе. Ибо и те, и эти хороши. С волками жить - по волчьи выть. "Наши" драконы терпят такое, что только по "Катаринам" и цунами, уничтожавшим целые страны, понимаешь, насколько мы, люди, ненавидим друг друга. А у драконов на нас ненависти, как всегда, мало. На всех не хватает.
Рассказ получился выпуклым, многогранным, чем и импонирует. Драконы - не самые злобные чудовища, даже готовы идти на компромисс, хоть и подлые и лживые твари к тому же. Люди - такие же подлые и лживые, но не все и даже честнее крылатых. Уж если они ненавидят змеев, то не скрывают этого. А драконы - могут и обмануть. Только и обманывают.
Любовь и смерть переплелись в рассказе многократно, словно драконьи хвосты. Поведение психа-мазохиста Гриагурра тоже вполне себе понятно, чего не скажешь о других представителях его рода. Тупят в самые важные моменты, вдруг по своей прихоти меняют свой же Закон и т.д. но в общем и целом вполне правдоподобно.
Чем закончилось? Это достоверно неизвестно. Или разбились насмерть влюблённые драконы, или всё же перешли в иную реальность. Выбирать, опять же, читателю.
А по тексту видно - не хватило размера. Но, может, после конкурса хватит?
Из тапок: текст ещё править и править! Стилистика хромает на все четыре лапы, логика иногда даёт сбои (например, непонятно, почему вместо того, чтобы завладеть и подчинить золотые прииски драконы крадут его у людей), не совсем выпуклые персонажи. И убери стих. Право слово, не нужен он.
Да, "сэру Мыху ... посвящается" - гы, спасибо, приятно.
17. Лазаренко Денис Григорьевич
Брак
Очень ранний и очень молодёжный рассказ. Юмора мало, "понтов" - много. "Претензий на..." нет вообще, предугадываем, небрежен в исполнении.
В общем и целом - байки, придуманные наспех и соединённые воедино.
Композиция рассказа рваная. То - малозначимые длинные и совсем ненужные диалоги, то - почти мгновенная драка с кучей трупов. То - выпускник магической академии, то вдруг - трёх опытных магов-таможенников завалил. Повторю. Опытных таможенников. Которые за пару мгновений или за одно заклятие узнают, что в сумке у контрабандиста и подумают не раз, а стоит ли ввязываться в драку. Ну и другие такие огрехи. ГГ-Рэмбо ("высади меня вон на тот холм, я с ними разберусь"), драконица - лягушка-переростыш, такая же стерва, как и все стервы и т.д.
Текст написан оченьнебрежно. Весь набор ошибок начинающего автора в наличии: и стилистика, и пунктуация, и речь персонажей ("Пипец") - всё нуждается в глубинной переработке.
Пока же, извините, автор, здесь не о чем говорить.
18. Никитаева Виктория
Сказ о вреде поедания принцев
Извините, но я не дочитал. Слишком не моё.
Стёб, заводной юмор, добрая или не очень сказка с нарастанием экшена, даже площадный, кабацкий юмор я бы прочитал до конца.
А вот гламурную суперженскую плюшевую сказку - увы, не смог. Драконы, ведущие себя как мелкие чиновники 19-го века или недогусары начала того же века, сибариты и виноватистые зазнайки. Принцесса, чуть стервочка, чуть капризуля, чуть гламурная прожигательница жизни, действующая как та самая принцесса из сказки про 12 месяцев. И так далее. Рафинированный сюжет, милые дамские приключения... нет, не моё, извините.
А вот женщина и особенно девушкам - да, это всё воспримется "на ура".
19. Первунин Дмитрий Владимирович
Пути Господни неисповедимы
Зачитался...
Рассказ больше всего похож на краткий пересказ анимэ. Причём настоящего героического анимэ, но всё же made in USA. Они больше упор делают на движение и изменение внешнее, чем на изменение внутреннее и многоярусность изложения, как это делают японцы.
А анимэ я люблю. Хоть маде ин Джапан, хоть откуда.
Засим - понравилось!
Простенько, да. В сюжетном плане. Тут особых изысков действительно не наблюдается. Есть планеты, на которых выращивают драконов. Драконы здесь - супермобильное оружие массового поражения. Дешёвое, но не менее смертоносное, чем ядерный арсенал. Зато экология получше будет. Но драконы ведь ещё и живые существа, имеющие душу, привычки, желания, чувства и т.д. Они тоже хотят Жить. Своей Жизнью. Свободными существами. Люди им этого не дают, драконы восстают, их уничтожают, но не совсем... В общем, дальше всё в лучших традициях СССР: угнетённые рабы пытаются сбросить ярмо мучителей, терпят поражение, в самый критичный момент им на помощь приходит дух уничтоженного давно дракона и спасает молодняк во славу будущей империи драконов.
Зрелищно. Чем и захватывает.
Но просто. Эта простота сюжета и логики не позволяет слишком высоко ценить данное произведение. Прочитал, сказал "хорошо!" - и забыл. Как зрелищный блокбастер. Сходил в кинотеатр, оставил энное количество денег за право посмотреть удачные спецэффекты - и забыл. До следующего блокбастера.
А вот после просмотра фильмов с Мыслью ещё и задумываешься над поданным мэседжем...
Кстати, а разве душу можно интерпретировать как материальный объект? Иначе как её можно "расщепить": "Они научились многому, и вряд ли твой дух сможет возродиться, пройдя через квантовый расщепитель"?
20. Рысенок Дэн
Купи Принцессу
Блестящая находка! После вступительной речи дракона я чуть со стула со смеху не упал. Драконья сводническая фирма типа брачного агентства - это что-то!
Здесь, в принципе, не о чем говорить, кроме комплиментов (которые говорить я не мастак). Этот рассказ надо читать и получать стопроцентное хорошее настроение.
Рекомендую!
Решпект автору!
21. Сергей Олегович
Последний вылет
Грустный рассказ.
Я уже немного знаком с этой вселенной, со вселенной, придумываемой автором. Сборная солянка из всего, что читано, а именно - всё, что может бить, крушить, ломать. Все против всех. Наши против ненаших.
А здесь - уже конец этого противостояния. Да, может произойти что-то невероятное, как любит это делать Ник Перумов "и тут я из последних сил так быдыщь, быдыщь!"
Но по логике противостояния - конец. 40-50 км и орды наступающих, гибель последних супертяжеловесов - и всё это зря, зря. Просто, чтобы погибнуть именно в бою.
И ведь выхода не видно, и надежды нет.
Тяжёлый рассказ, но правдоподобный. Было такое в истории и не раз. Просто не любят люди о таком думать. Мы, человеки, не любим проигрывать. "А в конце все подохли" ассоциируется у нас только с недругами. Когда это происходит с нами, мы это не любим обсуждать. Думать об этом. Читать об этом. Может быть, эмо, конечно, другого мнения...
Ну да ладно. "Будем жить!", как говорил, умирая, один герой в очень правдивом и очень трагичном фильме под названием "жизнь".
Да, вот о чём советую подумать, коли приспичит делать из всего этого роман. "...Под контролем союзников оставался только небольшой пятачок в тридцать-сорок квадратных миль возле точки перехода, на котором сгрудились беженцы..." и "С минимальными интервалами взлетали и садились самолёты и вертолёты, торопясь вывалить свой смертоносный груз на головы хаоситов" - не верится, что на таком мелком клочке оставшейся в руках суши могут скопиться неисчислимые склады боеприпасов. Где? Если там войска, аэродром, беженцы - и "с минимальным интервалом". Ну, час, ну, полтора... Но дни? Ведь битва длится дни, а то и месяцы. В общем, тут просчёт.
А всё равно - наши победят! Пусть не на этом свете, но всё же!
22. Омина Милла Николаевна
Из жизни героев и их авторов
О! Я читал этот рассказ раньше, до того, как поступила заявка. И я - один из шести, которые поставили крест на участии рассказа в основной номинации конкурса.
Но не потому, что рассказ написан плохо - он написан блестяще! А потому, что он не соответствует главному условию конкурса - ГГ или сюжетообразующий должен быть именно дракон. Здесь же - иная ситуация. Здесь - рыцарь и автор, но не дракон и автор. Если в качестве одного из ведущих диалог был именно дракон, то расск влетел бы на конкурс. Влетел бы...