Трудлер Алекс : другие произведения.

Письма о русской поэзии для Русской Тройки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки о номинации "Стихи" 2012 конкурса


   Здравствуй, дорогая Русская Тройка!
  
   Пишу тебе по поводу номинации стихов в твоём конкурсе "БЫЛЬЁМ НЕ ПОРОСЛО". Читал эту номинацию с огромным интересом и спешу поделиться с тобой своими мыслями. Начну по порядку.
  
   Хельга Лу в своём произведении "какая божья тварь долетит " являет обращение к Господу, в этом обращении она жалуется на упадок морали и нравственности в окружающем мире и призывает Господа вернуться из длительной коммадировки, так как тут так тяжко даже до середины жизни долететь, не говоря уже о жизни целиком. Произведение интересно тем, что начало и конец написаны прозой, а середина - в рифму.
  
   Лия Чернякова поместила на конкурс стих "Когда (песенки опыта -3)". Из стиха трудно понять, что такое песенки опыта 1 и 2, но, наверное, автор любит давать своим стихам порядковые названия, чтобы не запутаться самой, а лишь запутать читателей. Перефразировав строчки Ани Кудряшовой, вынесенные в эпиграф, автор повествует нам о том времени, когда ей не было столько лет, год она не придумала ещё, о месте она нам не признается. Но это всё безусловно былo. Или нет. Или да. Но что-то явно не случилось, игры не сыгрались, осколки не поразили сердца... Нужно сказать, что образный мир этого стихотворения необычайно красив: пурга "загоняла срам под ногти до звезд в глазах, до алмазных шахт, до звона земли в ушах." Притягивает и особый ритмический рисунок, который словно повторяет движения пурги. Обращение к Богу присутствует и в этом стихе, где птица небесная рвётся в грудную клетку с обрaщением "Даждь нам днесь" из прошлого. Где нас уже нет. Очень сильный текст.
  
   Тема Бога и иже с ним затронута в стихотворении Ольги Левской "Библейское ". Но лишь иносказательно, через родившегося младенца и его сны. Сны, где он родился в другом месте и другом времени, а в этом есть лишь маленькая кухонька, мать, врачиха, перерезающая пуповину. Путешествие души же бесконечно. Она будет кочевать из того мира в этот. Во сне. Очень хороший стих. Так и запишите, дорогая Русская Тройка.
  
   И стихотворение Бориса Барда "Курнуть О Вечном" не даёт нам забыть о Боге. Всё-таки поэты - люди верующие. Лишний раз в это убеждаюсь. В этом тексте автор сообщает, что в перерыве между вращением земли и движением рек, полей и небес, Бог зашёл к нему выкурить сигарету. Курнуть о вечном. На пять минут. Об этом собственно и стих. Он - даже короче.
  
   Имя Бога неоднократно поминалось и в "Одноклассницы. Диптих  " Даниэлы Долиной. Всё-таки на Бога надейся, а сам - не плошай. Стих в двух частях. Первая расказывает о бытовухе: рожала, уважала, бежала, стирала, рожала, читала... Вторая - о хранительнице, которая хранила тетрадку своих стихов, как переписку с Богом. А что ещё хранить? Воспоминания - они ненадёжны, а тело - бренно. Остаётся - душа.
  
   А вот текст Софьи Ролдугиной "Память  " словно разговаривает с текстом Даниэлы Долиной. Что же хранит память стреющей женщины?.. Дом, фотографии, письма, почерк на которых уже не узнать, детские дневники. Неужели всё это было? И с кем? И как это далеко! Печально...
  
   В стихе "Шабаш" Романа Радуша идет такое пьяное разухабистое веселье, что хоть святых выноси. Стилизация под стихи-песни СашБаша. К сожалению, слишком явная.
  
   Текст Тимоти Лирика "Перекур" - это некий симбиоз поэзии и прозы, где с одной стороны есть женщина, которая вытирает стекло, a а с другой - она же связывает себя с влагой на стекле, с пятнами, с гримом (где ложь, а где правда), с усталостью от жизни без любви. Она курит, и мысли o ненужности её в этом мире окутывают нас вместе с дымом. А потом приходят другие - ироничные мысли о дожде, чужих лицах и тюле на соседнем окне (а может и мне прикупить такой?). И она смывает пот со стекла. Даже лирикнулось что-то в ответ на этот стих:
   вот так и начинаешь понимать сущность природы вещей. дым сигареты навевает что-то, а в глубине перегоревших дней хохочет жизнь с ужимкой идиота... а после, взлетая в осеннее небо, разобранный на составные части, ты думаешь: эх, напиться где бы. да рай - для непьющих и некурящих...
  
   Текст Виктора Мясникова "Баллада северной дороги " относит нас в суровую пору критического реализма и жосткого хоррора, где сидят в грязи мертвые рабочие, а мертвецы-охранники охраняют их труд. Работа внатяг (не путать с работой внахлыст или внахлёст). Но городу-саду здесь уже не зацвесть на костях. Только стук молоточный по шпалам. И мертвые с косами. И тишина.
  
   Александра Ковалевская в своём тексте "Музе художника " пытается передать с помощью поэтической речи то, что художник Александр Исачёв передал с помощью кистей, красок и других изобразительных средств. Судя по картинам художника - он был большой эпикур и жизнелюб. Вот и Александра отдала дань локонам, плечам, губам, рукам-лебедям, страстной паре грудей (а надо сказать их художник рисовал с особенной любовью практически нa каждой второй картине) и шёлку на бедрах, который ничего не скрывает, а даже наоборот...
   Одним словом,
   Незабвенное, сладкое, пьяное
   И святое и грешное, рьяное,
   Сердце рвущее, бешено-пенное...
   Большое впечатление на автора произвели картины художника. О чём автор с нами радостно и поделился.
  
   A Эзрас Эли в "Вечер в Иерусалиме " делится с нами своим Иерусалимом, где нет Завтра, а прошлое застыло в настоящем: в раввинах, муэдзиннах, священиках. Они не меняются и не изменятся. Люди вечером идут каждый к своему богу и все думают о своём, но наверное вряд ли думают о Доброте. Вечер склоняется и прячет в рощах нового Иуду. Завтра - новый день, но он ничем не отличается от предыдущих.
   Очень сильная третья строфа в этом тексте и немного послабее концовка, так как она словно отдаёт предпочтение определённой конфессии, делая стих из чего-то общего, более частным.
  
   Не знаю откуда у Карин Глейзер такая болезненная страсть к февралю, но и в "Февральская хандра, души отдохновенье...  " она вновь обращается к этому короткому зимнему месяцу. Стих посвящен февралю целиком и полностью. Здесь и февральская хандра диктует те же вдохновенья лени, что и тридцать лет назад, и февральский гороскоп так же ведёт по линиям судьбы, и февральские стихи - такие же как раньше, одним словом, всё сводится к тому, что февральское дитя так же как и тридцать лет назад демонстрирует нам свой февралький ренессанс. Невольно смотришь на календарь - а февраль уже прошёл...
  
   Читая стих Ирины Ермоловой "Охота на волков", думалось: а чем же он отличается от известной песни Высоцкого. Да всем отличается! Ну, конечно, их нельзя сравнивать. Высоцкий бы обиделся. Поэтому я и не буду. Комментировать этот стих я тоже не буду. Потому что тогда обидится автор.
  
   Татьяна Кузьмина в своём тексте "сова " описывает нам страдания совы перед последним выстрелом охотника, который не жалеет вольную птицу и грозит убить красоту природы. Но на самом деле это конечно аллегория. Это так автор свою лирическую героиню зашифровал. В сову, которая ещё взлетит над горизонтом. Окольцована она. Счастьем на час. Не робей, путь ей, зов ей, пищей... Стрелять в красоту - нелепо, утвержает автор. Но почему-то не верится.
  
   Владимир Новиков пишет нам короткую фронтовую записку "Случай на копе", где словно в похоронке для внука сообщает от лица своего ЛГ, что его убили в бою, а через ржавую каску пророс бессмертник (вспомнил стихотворение Гавриленко "Бессмертник"). Он надеется, что его внук-следопыт найдёт эту каску и поздоровается с ним через года: "Здравствуй, дед!" Это очень трогательно.
  
   Ратмир представляет нам стихотворение "Циклоп ", которое уносит читателя в аллегорический мир мифов древней Греции, где последний циклоп поёт свою печальную песню любимой. Стих перенасыщен символистическими образами, такими как: "грёзы ночи", "амфора дня", "зловещая тревога", "алая тоска" и инверсиями:
   Я циклоп, хитроумным поверженный богом,
   обитающий в темени боли, зловещей томимый тревогой.
   Логические неувязки встречаются то тут то там. Так он то сражается с быстроглазым героем, то повергается хитроумным богом. В середине текста он выставляет себя, как "Я последний циклоп, ослеплённый любовью", а в конце он наливает тоской свой единственный глаз " по ошибке рекомой любовью". Почему рекомой? Ослеплённой же сказано было...
   Если добавить к этому довольно примитивные рифмы, повторения и "загулявший" ритм, то картина вырисовывается не сильно приятная для автора.
  
   В стихотворении Елены Разбойниковой "Старый дом" нам показана картина обветшалого дома, который был покинут своими прежними обитателями, уехавшими в поисках лучшей жизни, оставив дом тихонько угасать под натиском природы и времени. Стих сильно портит повторы того, что дом ещё помнит смех, таит обиду, а годы всё идут. Ставни то разбиты, то сбиты наспех. Глагольные и прочие грамматические рифмы тоже стих не украшают. Концовка провалена полностью с добавлением в музыку мотивов (каких? а музыка - это не мотивы?).
  
   Татьяна Мудрова балует читателей текстом "Кобылицы Последнего Дня   ". Стих сразу же привлекает необычным графическим рисунком. Уже с первых строчек понимаешь, что имеешь дело со стилизацией под арабскую поэзию или под европейские вариации на тему арабской поэзии. Обыгрывается ституация, когда Пророку привели в дань пять кобылиц, которые поперемено то сталь (оружие), то травы, то драгоценности (камни, жемчуг), то явления природы, то явления божьей гневной любви. Очень элегантно и красиво сделан стих. Порадовался за автора. Единственно, что мне помешало - это некая нелогичность/непродуманность последовательности в описании воплощений гневной любви. Начинается со смерти, через суд, мольбу, расплату и прощение.
   Но в целом - очень качественный текст.
  
   О белой печали падения белого снега рассказывает в ствоём конкурсном тексте "Белая печаль "Александр Голиков. Это лиричный пейзажный стих, где автор добивается эффекта возникновения печали при чтении стихотворения многократным повторением прилагательного белый: белый город, белый снег, белый свет, белое утро и, наконец, белая печаль.
  
   Текст Кирпичёва "Хлопнет " делится с нами переживаниями последнего холостяка. Все друзья остепенились, оженились, а он дожил до седых волос бобылём. И не вырвать друзей из "порочного" круга семьи и детей на холостяцкую вечеринку. У них свои заботы - семейные, а тебе эти заботы - ножом по сердцу. И так постепенно избавляешься от друзей и товарищей. Один. Это, конечно, грустно.
   По тексту особых замечаний не возникло за исключением повторяющейся рифмы во второй и третьих строфах и многочисленного стихотворного мусора (это, ведь, уже, всё), которым изобилует стих.
  
   Стихотворение Травоядного Льва "Пересечение миров " рассказывает нам о встрече двух спутников в поезде: стареющего поэта и некой юной девушки "навеселе". Мимолётная встреча двух поколений, где каждый занят своими проблемами. Девчушка удивлена тем, что этот немолодой уже человек тратит своё время на стихи, а он хотел бы, чтобы она показала ему как перестать плести вдоль унылых просторов великой страны эту бесконечную нить вдохновения, которая преследует везде и повсюду. Очередное столкновение "отцов и детей". Написано неплохо.
  
   Стихотворение Татьяны Ворониной "На парад коченеющих кленов" затрагивает военную тему. Чечня. Здесь лирическая героиня стиха призывает ворону прокаркать ей песню и взять её в свою стаю, чтобы наплакаться там допьяна. Как спасти своего воронёнка от ужасов войны, от автоматной очереди, от смерти?! Текст наполнен трагизмом и не избежал некого пафоса гражданско-военной лирики. Если раньше обращались к журавлям, то теперь к вороне. Другие войны, другие времена, другие образы. Но мать всегда остаётся матерью и ждёт своего сына. Только бы дождаться живого. Эту боль матери автору удалось передать. Технически стихотворение исполнено на высоком уровне. Но сильно тянется к стилистике военных стихов второй половины прошлого века.
  
   Печалью лирической героини делится с нами Лаки в стихотворении "Беспокойное ". Метель за окном, метель будней, а на душе тоска и тишина, дым сигареты навевает что-то, снова тоска, снова грусть, снова хочется убежать в себя от себя. А время идёт, стих тянется, тоска растёт, пустота пустеет, а тишина захватывает, душа прячется по углам. Да, беспокойный стих. На одну сигарету столько тоски не хватит. Душа не вынесет.
  
   Наполнено плачем безутешной вдовы стихотворение Ирины Ильиной "Разговор с портретом". Причитания слышны практически в каждой строке, где лирическая героиня обрашается к ушедшему в мир иной мужу. Плач, страдания, письма, воспоминания, снова плач и обещания скорой встречи. Поэтому наверное и количество местоимений в отдельно взятом стихотворении зашакаливает. Портит впечатление и обилие глагольных и неточных рифм (снег-лет, пока-одна), которые автор использует наряду с правильными рифмами.
  
   Виталий Антонов представил на конкурс стихотворение с оригинальным названием "Звериная охота". Чтобы наверное не путали с птичьей охотой или рыбной охотой... По ходу текста выясняется, что объект охоты - лось. Охотники только что убили лосиху и лосёнка, а потом стих рассказывает, как убивали лося: щелчок, выстрел, дым, удар в грудь, кровь, любовь, смерть. В конце автор показывает, что настоящие звери - это люди, которые убивают зверей. Конечно, сбои размера, ритма, переход с женских ударений на мужские, грамматические рифмы (не забыть бы про кровью-любовью), стилистические ляпы - всё это не позволяет по достоинству оценить стих написанный сердцем.
  
   Текст Ирины Клеандровой "Победители" отсылает нас к военной теме. Парад победы 9 Мая. Сам не раз в детстве был свидетелем, да и дедушки-бабушки, пока могли, брали нас, внуков, на этот парад. Помню чувства восторга и теплоты, которое исходило от стариков, шагающих под музыку "День Победы". Стих Ирины одновременно и торжественный, и насыщенный образами и трагический. Очень тонкая грань, так как всегда рискуешь скатиться в пафос и безвкусицу (а-ля Газманов и иже с ним), но автор избежал (почти) подводных камней этой темы. По-моему. Отмечу находки-образы: "Мнемозина листает страницы, пробираясь извивами кровью написанных фраз", "ищут отсвет весны в искореженных временем лицах", "сеет искры набат, тишина подгибает колени". И конечно удачная концовка венчает этот стих.
   Из неудач отмечу повторения живых в первых и вторых строфах (созывая живых, за плечами живых) и рвущуюся к небу мольбу (все-таки пафоса не избежала).
  
   Тихон Осторожнер показал нам "Огород заброшенный. ". Честно, я пытался найти в этом стихотворении огород, но не нашёл, поэтому оставлю название на совести автора. Есть лошадь, ветер, время, небо, буря, а вот огорода нет. А и правильно, что огород городить. Стих перенасыщен метафорами и образными связками, которые вытекают одна из другой бесконечным потоком сознания. Поэтому воспринимается как некая река, которая течёт, перемешивая мысли из "пустого в порожнее" (цитата). Написано красиво и символично. А точку в названии обычно не ставят...
  
   "О причине старческой сутулости" нам сообщает Ирина Грановская. Как выясняется причин несколько. Но на самон деле причина одна - время, которое сгибает нас в подкову, чтобы подвесить её над дверью. А дальше время лишь слегка меняет свой известный список в котором и одиночество, и память с сошедшей на нет любовью до гроба, и фантом чувств, который проявляется всё реже, и позёрство. В этом, конечно, своя шутка бытия, но обмануть её невозможно и всё лишь повторяется по кругам (возвращаясь на круги своя) перед прыжком в ничто, которое хочется назвать бесконечность. Но рука не поднимается. Образный мир стиха богат и изящен. Пожалуй лишь некая повторяемость "заменяя, сомкнёт, свернув, сменяя, свернёт" говорит об излишней зациклинности автора на одном образе, который не удалось до конца обыграть.
  
   Летний деревенский пейзаж описан в стихотворении Ядвиги "По течению  ". С первый же строк автор подкупает необычной ритмикой и свежими строчками, рисующими яркие картины летнего луга, где пчёлы, облака, бычок, аист, небесный чан (вот-вот грозящий грозой), рыбак, щурящий глаз на Днепр - все рисует память, которая приходит из детства. И проходит мимо нас.
   Мне очень понравилось, как легко и свободно автор обращается с текстом: "духмяно пахнет и стрекочет воздух", "небесный чан, пресыщенный водой", "полёвка в норке спит, сопит сторожко". Всё это очень радует пресыщенный глаз критика. Хорошая работа.
  
   Последним письмом будет "Письмо из осаждённого города " Jacqueline De Gueux. Стихотворение рассказывает о послании адресованном захватчикам из собственно осажденного города. Автор письма (ЛГ) повествует о том, что они (защитники, гарнизон цитадели) будут биться насмерть за каждый переулок, каждый дом до последней души и взывает к христианским чувствам нападающего. Дескать, зачем тому развалины и тлен. Но призыв, судя по всему, остался без ответа. Город пал.
   Что не понравилось: излишняя напыщенность (высокопарность) слога, перенасыщенность будущим временем (будет, будем, будем) и большое количество словесного мусора (лишь день, лишь руины, еще есть, пока есть, пока есть, это всё, и так далее).
  
   На этом закругляюсь.
  
   Всё.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"