|
|
||
Мы являемся свидетелями удивительного научного открытия Джорджа Сороса - рефлексивность гуманитарных процессов. Это открытие может благотворно повлиять на наше самосознание и помочь нам упорядочить наши общественные отношения, а именно - установить соотношение открытости и закрытости общества. Это, в свою очередь, откроет нам возможность разумного строительства нашего будущего |
Эта статья написана под впечатлением мыслей Дж. Сороса, изложенных им в его книгах:
- "Сорос о Соросе. Опережая перемены",
"Soros on Soros. Staying Ahead of the Curve",
- "Алхимия финансов. Рынок: как читать его мысли" и
"The alchemy of finance. Reading the mind the market" and
- "Крах капитализма".
"The capitalism collapse".
Все книги Дж. Сороса представляют единый замысел. Поэтому в статье приводятся цитаты (в кавычках) из этих книг со ссылкой (Дж. С.) без их разграничения по книгам и страницам. В кавычках также представлены иносказания, но их в статье немного. Это для создания удобства при чтении статьи.
Следует подчеркнуть, что Дж. Сорос пишет интересно и живо. Материал, раскрытый им в книгах, - уникален. Он интересен и творчески, и житейски. Меня, как изобретателя, тронуло его удивительное научное открытие - рефлексивность. По-моему, именно рефлексивность является ключом к успеху Дж. Сороса и пониманию его открытого общества.
Одним из вдохновителей Дж. Сороса в его философии был Карл Поппер. В этой статье приводятся цитаты из книги Поппера:
- "Открытое общество и его враги"
"The Open Society and its enemies".
Цитаты из этой книги (в кавычках) имеют сноску (К.П.)
Данная статья рассчитана на широкий круг читателей. Если Вам неприятны математические формулы (в статье их мало), то пропустите их. Они, всего лишь, иллюстрируют основной текст.
1.0. Рефлексивность естественных наук
Уже существует потребность в общей теории рефлексивности. Эта
статья - всего лишь шаг на пути создания такой теории для
исследователей и естествоиспытателей. Дано предварительное
определение областей применения рефлексивности.
1.1. Наблюдение рефлексивности
1.2. Математическая интерпретация рефлексивности
1.3. Сфера распространения рефлексивности
1.4. Рефлексивность естественных наук
2.0. Открытое (закрытое) общество
2.1. Общие понятия
2.2. Открытое общество
2.3. Закрытое общество
2.4. Сосуществование закрытого и открытого обществ
Статья зарегистрирована во Всероссийском Научно-техническом Центре (ВНТИЦ) 19 апреля 2002 года под номером 72200200011, опубликована в бюллетене номер 2 "Идеи. Гипотезы. Решения" ВНТИЦ 2002 года.
Эта статья публикуется по образцу, зарегистрированному во ВНТИЦ, с исправлениями.
Уже существует потребность в общей теории рефлексивности. Эта
статья - всего лишь шаг на пути создания такой теории для
исследователей и естествоиспытателей. Дано предварительное
определение областей применения рефлексивности.
Понятие рефлексивности ввел Дж. Сорос. Он обнаружил эту закономерность
по результатам большого практического материала и своего жизненного опыта.
Это научное открытие, родившееся в гуманитарной сфере, относиться ко всем
сферам человеческой деятельности. Следует отметить необычность этого
научного открытия по сравнению с традиционными, нам известными. Оно
целиком и полностью связано с человеком, его мышлением и деятельностью,
оно раскрывает природу нашего воздействия на наше будущее.
Рефлексивность сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Можно
сказать: "Идея рефлексивности витает в воздухе". Еще в детском возрасте,
начиная знакомиться с окружающим нас миром, мы вынуждены компенсировать
ограниченность своего кругозора за счет своих догадок, представлений и
заблуждений. Мы искусственно, зачастую гадательно, достраиваем свое
представление о картине мира. Это нам необходимо для принятия
"обоснованных", как мы считаем, решений при наших целеустремленных
действиях. При этом мы сталкиваемся с рефлексивностью.
Рефлексивность - явление интересное и опасное. Этим явлением интуитивно
люди пользовались всегда. Неосознанность этого явления природы подарило
многим людям массу удивительных сюрпризов и приятных неожиданностей.
Это же явление многих свело с ума, довело до отчаяния, банкротства или до
полного краха. Рефлексивность - причина многих самоубийств.
Дж. Сорос пишет о рефлексивности: "... наше понимание мира, в котором мы
живем, является внутренне несовершенным. Наши решения в действительности
оказывают влияние на ситуации, которые нам необходимо понимать для
принятия решений. Существует несоответствие между ожиданиями людей,
принимающих участие в событиях, и реальным результатом этих событий.
Иногда это несоответствие столь мало, что им можно пренебречь, но в другие
моменты оно настолько возрастает, что становится важным фактором в
определении хода событий."
По замечанию Дж. Сороса это - неполное изложение его идеи, слишком велики
трудности при этом изложении.
Дж. Сорос уточняет: "Рефлексивные процессы, которые становятся
исторически значимыми, как правило, бывают сначала само усиливающимися,
а затем самоуничтожающимися..."
"Рефлексивные процессы, которые компенсируют сами себя прежде, чем
достигают масштабов бума, не становятся исторически значительными; тем не
менее они могут происходить чаще, чем полномасштабные бумы, приводящие к
кризису" (Дж. С.).
Другими словами, рефлексивность - это наше с вами влияние на наше будущее
посредством нашей повседневной деятельности в соответствии с нашими
представлениями о действительности, а не в соответствии с ней самой.
Наши представления, как звено запаздывания, придают нашему поведению
шатающийся вид, и если мы не будем учитывать, что "мы пьяны, то при
движении мы можем свернуть себе шею". Это очевидно, но как ни странно, на
это не принято обращать должного внимания.
Давнее советское предположение, что "революции являются локомотивами
истории" на сей день господствуют только в бестолковых системах, участники
которых не имеют ясного представления о реальной жизни, не имели и иметь не
хотят. Такую бессознательность и опьянение их лидирующие и основные
участники должны поддерживать у всех участников искусственно, а такое
всеобщее заблуждение (или безумие) может быть обеспечено только
неукоснительными и тоталитарными мерами.
Рефлексивность возникает в неравновесных условиях, когда участники не
имеют (или не могут иметь) ясного представления о происходящем, пребывают
в состоянии иллюзий. При этом они, в результате своей деятельности, согласно
своих ошибочных представлений, оказывают влияние на происходящее, а через
него и на свое будущее. Все это приводит к различной глубины кризисам.
Один из таких наиболее значительных кризисов может стать роковым для всей
системы или для источника дезинформации. В первом случае, рухнувшая
система заменяется иной, как правило, соседней, а во втором - происходит
революционное достижение равновесия.
В любом случае это значительные потрясения и непродуктивные издержки. Дж.
Сорос предлагает "рефлексивные события объяснять и предсказывать".
Для понимания рефлексивности еще раз взглянем на эту проблему,
основываясь на личном жизненном опыте.
Каждый из нас действует в соответствии со своими представлениями о жизни и
о своем будущем. Свое будущее мы делаем уже сейчас. Мы не можем делать
что угодно. У нас есть вполне определенные условия и наши возможности,
пользуясь которыми мы действуем. Мы вправе менять составляющие своей
жизни или, по крайней мере, поддерживать их на неизменном уровне. Это
возможно при условии, что мы не ошиблись в своих возможностях и с нами в
будущем не произойдет ничего неожиданного, непредусмотренного и
выходящего за пределы наших возможностей.
В реальной жизни будущее для нас закрыто. Мы делаем будущее вслепую.
Наши прогнозы на будущее весьма приблизительны. Ведя активный образ
жизни, осваивая новые, зачастую неведомые для нас, области деятельности,
мы сталкиваемся с непредсказуемыми явлениями. Становится очевидным, что
мы ошиблись в своих прошлых действиях. Мы сделали не то, что следовало
сделать, но мы все же это сделали.
Наша прошлая деятельность, воплощенная в результатах, достигнутых сейчас,
для нас вполне реальна. Именно на эту реальность мы обращаем внимание.
Полученный результат "как пахучая тропа для муравьев" ведет нас дальше.
Результат вселяет в нас уверенность. Мы сами для себя проложили этот путь и
сделали это вслепую.
Рано или поздно мы можем обнаружить, что вышли из реальной жизни, уже
ничего полезного не делаем, свои возможности мы растратили, а полученные
нами результаты не адекватны реальной жизни... "Тропа", проложенная нами
"как бессмысленными муравьями", ведет в "никуда" или еще хуже "в костер".
Чем быстрее мы обнаружим это и примем меры для исправления, тем лучше
для нас.
Наилучший вариант - это всегда сверять свой жизненный путь с реальной
жизнью. Не исключено, что теория рефлексивности и следствия из нее
позволят нам это делать.
В этом повествовании результатом рефлективности является наше ложное
строительство и наш выход из реальной жизни по "тропе", построенной нами же.
Правда, есть другая жизненная позиция - не выходить за рамки известного и
хорошо проверенного, не предпринимать ничего нового, избегать каких-либо
знакомств как среди людей, так и среди явлений природы. Но Вы скажете, что
это невозможно. Возможно, именно по такому наивному принципу живут многие
люди и даже существуют целые государства. Этот курьез подробнее освящен в
отдельной статье "Открытое (закрытое) общество" (см. далее).
Знание закономерностей рефлексивности обеспечит нам успех в новых,
творческих и неведомых ранее делах.
Дж. Сорос, как удачливый первооткрыватель, обратил внимание на это
явление, дал ему название и первоначальную формулировку. Им же сделана
попытка математической интерпретации этого, пока еще загадочного явления.
Дж. Сорос при описании рефлексивности ввел две взаимозависимые функции:
y = f(x) - функция обдумывания (когнитивность), или другими словами -
мышление участников, эта функция от независимой переменной x - ситуации.
x = ф(y) - (ситуация) функция участия от независимой переменной
y - мышления участников.
Математически справедливо, что
Трудно возразить по поводу правильности этих формул. Можно сказать, что
первооткрывателю виднее. Но это - математические формулы, которые мы
можем анализировать, и, согласно имеющихся математических знаний, мы
можем вывести ряд следствий. Достоверность полученных следствий укажет
нам на справедливость формул Дж. Сороса, абсурдность следствий -
сомнительность формул.
Итак
Видно, что f и ф - взаимообратные (обратные или круговые) функции. Сразу
отпадает предположение, что f и ф - независимы друг от друга и могут в
результате взаимного влияния создать множество конечных результатов.
Согласно формул, вполне определенное обдумывание, представление и
заблуждение, воплощенное в действие в реальных условиях, приведет в
будущем к единственно возможному результату.
Если представить правильные (идеальные) представления о текущем процессе
и о ситуации в будущем за фоновую функцию F, а рассматриваемый объект в
виде аргумента z, то возмущение (ситуация x=ф(y)) у функции F(z) будет
вызвано рефлексивностью деятельности участников. Это возмущение (участие
и как результат - ситуация в будущем), как было показано - обратная функция
от ошибочности (обдумывания).
Так это в реальной жизни или нет - судить практикам, в первую очередь,
самому Дж. Соросу.
Если справедливость этих формул все же подтвердится, то по ним можно
корректировать наше поведение, а именно учитывать функцию нашей
ошибочности на стадии обдумывания. Если определить результат участия
x=ф(y) - конечную ситуацию или ее искажение, как функцию его неадекватности
реальным условиям, то функция обратная ей была у нас функцией нашей
ошибочности на стадии обдумывания y = f(x) при принятии решения. Таким
образом мы, при выработке последующих решений, можем учесть функцию
своей ошибочности (когнитивности).
Если предложенное следствие формул рефлексивности обнаружит их
неверность, то можно говорить о "плодотворной ошибке по Соросу". Ошибке,
относительно которой мы можем скорректировать формулы рефлексивности.
Даже на уровне математической абстракции, дело намного сложнее, чем
только что описанная схема. Фоновая функция F(z) может подвергнуться
деформации от рефлексивного воздействия ошибочности участников. Это
может произойти при осуществлении многоступенчатого фонового процесса
(или при его непрерывности).
Если мы сможем контролировать процесс на каждой ступени и, следовательно,
исправлять нашу ошибочность, допущенную при обдумывании, то
предложенное следствие и его применение может быть полезным. Но если
процесс состоит из закрытых для нас ступеней или этапов, каждый из которых
является новой функцией (уже не идеальной и неправильной), то
первоначальную функцию обдумывания (когнитивности) определить будет
нелегко. Но все эти проблемы можно использовать как удобства.
При справедливости формул Дж. Сороса, можно организовать все процессы
(или операции), подверженные рефлексивности, в виде двух параллельных
одинаковых процессов, но с разным числом промежуточных ступеней. Для
компенсации ошибочности один из параллельных процессов должен иметь на
две ступени больше или меньше. Тогда результат двух рефлексивных
процессов будет свободен от ошибочности обдумывания, так как сопряжение
двух функций, одна из которых имеет степень минус единицу относительно
другой, в каждом из параллельных процессов даст их взаимную компенсацию.
Фоновый идеальный процесс в своем результате усилится от слияния фоновых
составляющих в каждом параллельном процессе.
Функция в степени минус единица будет получена (как математическое
следствие) как двойная функция от взаимообратной, а именно - нашей
ошибочности. Таким образом наша ошибочность компенсирует сама себя.
Можно продолжить перечень следствий из формул Дж. Сороса, но это
целесообразно сделать после экспериментального подтверждения описанных
следствий. После подтверждения формул рефлексивности или после их
коррекции.
Математические формулы рефлексивности позволят по-новому взглянуть на
принципы взаимного равновесия, например, рынка или политической ситуации.
Новая версия теории равновесия, с учетом рефлексивности, обеспечит ее
применение, там где раньше это было невозможно или сомнительно. Будет
сделан еще один шаг по освобождению человечества от кризисов, революций и
войн.
1.0. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
1.1. Наблюдение рефлексивности
1.2. Математическая интерпретация рефлексивности