Северус Снейп : другие произведения.

Руины и голоса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

Руины и голоса

  

окончание Приоткрытой двери

  
  
   - Смотрите. Здесь когда-то была волшебная школа. Теперь тут нет ничего, только древние камни, руины, в которых воет ненасытный ветер. Мертвое море плюет желтой пеной, и тусклое солнце чертит тени на обломках прекрасной мечты.
   Ибо время вышло.
   Куда ушло волшебство? Кто убил сказку на рассвете? Что сталось с ними, учениками и мастерами? Кто пережил страшную бурю, буйство мертвой стихии?
   Нет ответа.
   Никто не расскажет правды. Никто не почтит песней память павших. Тайна навеки останется тайной. Безмолвие и покой.
   Меж камней чернеет вход в подземелье. Если спуститься туда со свечей (электрические фонари гаснут), преодолеть сотню ступеней винтовой лестницы, можно отыскать тайник. Он, правда, уже давно перестал быть тайным. Там лежат свитки. Их края обуглены, часть отвалилась. Но если осторожно развернуть ветхий пергамент... Если - осторожно - заглянуть в вязь полуиcтаявших чернил... Если разобрать нечеткие, сбивчивые литеры...
   Нет, там нет правды. Однако и лжи там нет.
   Во всяком случае, не должно быть...
  
  
   Уваротов А.С. "Там, за дверью"
   И что там, за дверью? А ничего. Крылья? Спецэффект. Полет? С натяжкой. Чуть-чуть от земли, на пару дюймов. Текст легкий, язык неплохой, но сюжета нет.
   Судя по количеству присланных рассказов о полетах, есть предложение открыть лётную школу.
  
   Томских В.Ю. "Сломанный зонтик"
   Попытка зацепить внимание читателя известными по "Residence Evil" названиями - это единственная претензия. Удачно обыгран мотив экологической катастрофы локального масштаба. К счастью - без "зоны" а-ля Сталкер, мутантов, уродов и артефактов. Герой решается на Поступок. Правда, несколько удручает мордобой (ну что поделать, не люблю экшн). Бродяга хорош.
  
   Смирнова Е.С. "Сполохи зимы"
   Название не отражает сути. Язык - набор штампов. Мотив "оборотничества" чисто физиологический - в этом случае не работает, не цепляет. Превращение в зверя как проклятие - банально до слез. Тем не менее, есть атмосфера, ощущение присутствия. Есть зима. И две пары глаз.
   Глаза человека. Глаза зверя.
  
   Савицкая Н. "Синяки"
   Небольшое замечание: Васька никак не мог петь саги. Попробуйте спеть "Сагу о Ньяле" (проза, 300 топонимов, 700 героев...) - пожалеете несчастного. Если петь, то руны (финские песни) или висы (скальдический шансон). Это так, на всякий случай.
   Герои хороши, язык... хм... под ситуацию. Чего не хватило, так это... синяков. Не гематом или фольклорных уродцев. Именно хозяев болота, тумана и всей этой колдовской радости. Впрочем, дело, конечно, хозяйское...
  
   Пешкова Т. "Дальний путь"
   Романтика, ностальгия по природе, по простым радостям вроде пешего похода. Тоска по грязи, комарам и холодному дождю. Тихий страх наступающего техногенного прогресса. Плюс - придумка из серии "а вдруг..." на тему "Если бы люди перестали ходить пешком".
   Удачный финал.
  
   Monosugoi "НавьVision"
   Невероятное открытие в финале, что люди на самом деле - роботы, не столь уж невероятное, как, наверно, хотелось автору. Тождественность человеческих и "роботских" психических реакций - как ход известно давно, как самоцель - не работает (потому что нет героев, есть шаблоны). Извините, всё.
  
   Минасян Т.С. "Шаг вперед"
   Ощущение движения, пути. Нервно, не без того. Местами банально, но так и должно быть. Опасения и колебания героя выглядят естественно. Последние две строки разрушают все, что было прежде, и путь уводит ввысь.
   Тут, кстати, полет настоящий (мое-скромное-мнение).
  
   Миланна. "Обитель молчания"
   Путь героини, начиная от мысли о самоубийстве и заканчивая пробуждением дома, - достоверен и интересен. Ощущение горя, безысходности, веселого безразличия и злого, отстраненного любопытства. Визит к бабушкам и "объяснение" - несколько коробит. Финал - огорчает откровенно. Не фабула, а именно способ "реабилитации" героини. Скомкано и недостоверно. К тому же, непонятно, что с Артуром и его родичами. Они - просто детали для реализации идеи? И еще сильно раздражает привязка к религиозным табу. Это авторское убеждение или дань моде?
  
   Гайворонский Ф. "Эра совершенного человека"
   Пафосная гуманистическая проповедь. Хорошо написанная, не без того. Читать - нет, не скучно. Но моральные терзания героев, осознающих свое цивилизационное, культурное и интеллектуальное превосходство, вздохи по поводу того, как трудно быть богом, - утомляют. Жаль, что первобытные люди так и остаются первобытными (Ада - не герой, а предмет мебели, артефакт, если хотите, - нет психологического облика). Их как-то не спросили, что они думают по этому поводу. И еще, скажите, вы действительно стыдитесь, что 35 тыс. лет назад "наши предки" спасли вид от вымирания?..
  
   Крымов О. "Банк"
   Задумка с использованием техник Вуду для работы с нерадивыми клиентами - смешно, забавно. Так бы еще деньги выбивать с тех, у кого задолженности по коммунальным услугам. Но - не зацепило. Какая разница, как?..
  
   Юдин Б. "Душевное"
   Возвращение к родным корням. Возвращение церковных реликвий. Народные ритуалы и суеверия. Торжество живой природы, древнего язычества, вечное возрождение. Настоящее.
   Душевное...
   ...Как же, ждите. Мало того, что финал переехали КАМАЗом, да справкой от ГИБДД, так еще и герои деревянные. Какой хозяин?.. Хозяина за версту должно быть видно. Да и не сделал он ничего такого, чтобы стать хозяином. Нет испытания. Нет проверки. Значит, и остального тоже нет...
  
   Ясинская М. "Убий"
   Воинственный феминизм, впрочем, с самоиронией (или мне показалось?). Героиня - понравилась, настоящая. Читается - ярко, интересно. Финал несколько смутил. Наркотик подарил ей забвение, спасение от мучительной смерти, семью, детей... быть может, даже счастье. Но...
   Не потеряла ли она саму себя?
  
   Голдин И. "Журавлики"
   Прекрасный рассказ. Правда, не знаю, согласуется ли он с японской фольклорной традицией и мифологическим видением мира в целом, но вряд ли это важно для прочтения логического и психологического пласта. Все и так понятно. Месть? Возмездие? Трудно сказать. Война - всегда аморальна. Были ли правы японцы, когда бомбили "Пёрл Харбор?" Были ли правы американцы, когда бомбили Хиросиму? Дело совсем не в том.
   Мир живет совсем не по тем законам, что человек. В старину бывало так, что один отвечал за весь род, за все племя. Тем более, если носил с виновным одно и то же имя. Теперь - не так. Теперь мы придумали индивидуальность, личную ответственность. Вот только земле - обожженной, униженной, оскверненной - это ни о чем не говорит. Земля - живая, и ей больно. И тогда выходят из чрева Праматери мертвецы. У них хорошая память, и они будут мстить. Не то чтобы они были очень уж сердиты. Просто... журавлики всегда возвращаются весной.
   Лети, Журавлик.
   Лети...
  
   Erelchor. "Он останется"
   Автор бесстыдно (впрочем, надо сказать, умело) давит на жалость. Попробуйте-ка сказать, что не любите животных (инородцев, гомосексуалистов, "Макдоналдс"...) - увидите, что случится. "Либералы" забьют зонтиками насмерть. Да и этот "Закон Волка" - как же не вспомнить Волкодава с его Правдой веннов... Опять же, щенки... ой, простите, дети. Дети - это святое. Чужих детей не бывает. Скажем НЕТ убийству детей в кадре. Всё в порядке, всё работает. Эмоциональный пласт стабилен, но (мне так показалось) - безличен.
   Претензия к финалу. Когда девочка в 12 лет осмеливается перечить матери, защищая подобранного на улице щенка - это вызывает уважение. В 16 лет это воспринимается совсем иначе. В 16 нет ничего противоестественного в таком поведении; это не страшно. Кроме того, это легко списать на пресловутый переходной возраст...
   Продолжайте в том же духе. Общество защиты животных обязательно даст вам медальку.
  
   Граф М. "Все что угодно"
   ...Как в том анекдоте: "Софочка, золотко, выходи, за тобой пришли..."
   Имена ("импортные") не соответствуют языку ("русско-народный"). Не видно бездны. Автор испугался спуститься самому? Герой (Ричард) - скучный. К нему не возникает никаких эмоций. "Пустая порода" - очень точно сказано. Сэми... гм... проворен, слов нет. Но и уважения к нему не возникает. История о мелких карликах. Брр.
  
   Боушев Е.М. "Человек умер"
   "Ломать дверь - и все! Мы добра ему хотим!" - да уж, воистину силы Добра не ведают преград...
   Забавно. И грустно. Что же, разве мертвецы - не люди? Разве нет у них прав гражданских? Выходит, нет... Удручает буффонада по поводу смерти человека (в том смысле, что автор относится к тексту слишком легко; устраивает буффонаду там, где больше подошел бы сарказм). Финальный образ вообще лишний. Это уже не смешно, но и далеко не страшно.
  
   Бережной С.В. "Торговец цветными улетами"
   Цвета - есть. Улета - нет. Проблема эмоциональной (иногда как вариант - духовной) атрофии уже давно обыгрывается фантастами. Подмена эмоций и ощущений биохимией - это полбеды. Беда - что проблема, поднимаемая в тексте, вряд ли столь же существенна для автора, как для его героя (имеется в виду проблема всего авторского мира, а не трудности персонажа с законом). Это не личное. Это просто придумка.
  
   Таронга "День Домового"
   Марсианские домовые? Почему бы и нет? Удачное и очень веселое соединение фольклорных мотивов и ультрасовременных антуражных штучек. Домовой - реликт дремучего язычества, пережиток эпохи мрака и суеверий. И, однако же, он ухитряется оставаться собой даже в условиях всеобщей компьютеризации, и даже выполнять свой долг. Слава, слава домовым эльфам!
   "Добби в президенты!" (с)
  
   Баимбетова Л. Короли и пиво
   Не очень понятно, почему короли, а не король, ну да ладно. Зато красиво. Красивая, пусть и несколько романтичная история любви, предательства и верности. Ведьма проходит испытание, да и не только она. Есть вещи, которые превыше нас. Пусть даже сперва кажется, что это лишь глупый секрет пива...
   Уж не Бёрнсовой ли балладой навеян рассказ?
  
   Возин А.А. "Улов"
   "Ловцы душ человеческих..."
   Интересные образы для состояний души и эмоций, только все равно - игра. Никогда не доводилось видеть, чтобы душу поймали без непосредственного контакта. Ловец всегда смотрит в глаза рыбке. Пусть даже и с безразличием. У ваших рыб нет глаз.
   Хорошего улова.
  
   Ватлин Д.В. "Все мои я"
   Раздвоение личности? О, сейчас это лечится. Психоанализом. Хотя я предпочитаю методы начала прошлого века. Мотив "многих Я" был у Олди в каком-то из романов "Бездны Голодных глаз". Впрочем, это, наверно, совпадение.
   Мир жесток, плох и немыт. А еще в нем никто никого не понимает. А еще в нем войны, эпидемии, кризис экологии и группа "Звери". А еще... Да, на это можно давить, ибо нам всем кажется, что ВСЕ-ОЧЕНЬ-ПЛОХО. Главный герой имеет власть избирать достойных. Приятно, черт возьми, носить шерифскую звезду и дубинку! "Новый мир" (рай, оптимум, к которому приучает нас христианство) оказывается доступен не столько достойным, сколько знакомым (о, сколько бед наделало это кумовство...) - так, шахид имеет право на место в раю для себя и семидесяти родичей. Романтика, эскапизм, тоска смертная.
   Конечно, надо творить миры. Но зачем же делить их на сорта, к тому же - необоснованно?..
  
   Мичурин А.А. "Гуманизм"
   Забавно. Остается понадеяться, что когда-нибудь наука дорастет до такого уровня, чтобы использовать как можно больше биоматериала для блага общества, невзирая на несовместимость (это основная трудность). Другое дело, что вряд ли мальчуган хлопнулся бы в обморок. Приведу несколько примеров. Недавно довелось слышать, как один мальчик, лет 12, увлеченно рассказывал, как на Новый год засунул коту большую петарду "Черная смерть" в анальное отверстие, и что потом осталось от животинки. Другой рассказывал, как на даче отрезал лягушкам лапки. Хотел, мол, кастрировать, но не нашел необходимых причиндалов. А при посещении восьмиклассниками анатомического музея у детей (особенно у мальчиков) наблюдалось невероятное (причем искреннее, а не нервно-истерическое) веселье.
   А еще есть чудесный мультик "Happy tree friends"...
   Наши дети весьма талантливы в смысле практики любви к ближнему своему, что не может не радовать.
  
   Медведь В. "Солька и пузый шар"
   Отличный предпоследний абзац. Я пропустил начало: это у вас лягушки? Или какая-то другая дрянь? Функциональная дифференциация шаров выглядит забавно, но не более того, и на текстообразующий элемент не тянет. Цветок хорош.
  
   Макдауэлл А.К. "Дуэль"
   "Но в том и состоит умение барда - заставить всех услышать то, что слышит он сам", - наверно, вам лучше знать, но это далеко еще не то умение, которое Умение. Этому не так тяжело научить и научиться, достаточно иметь слух. Совсем иное дело - не заставлять каждого, не подчинять, а раскрыть каждого для него самого. Пример: альбом "Быть шутом" группы "Tamlin". Это, впрочем, субъективное.
   Музыка в рассказе присутствует, она слышится, и внутренние монологи лирического героя усиливают звучание. Однако есть ритмические сбои, небольшие огрехи по звучанию. Местами слишком много шумов. Перечитайте вслух. Я могу ошибаться, но мало ли...
   Виват дуэлянтам!
  
   Л.О.Ш. "Заблудший сентябрь"
   "Надо понедельники взять и отменить..."
   Почему именно сентябрь? Почему не любой другой месяц? Почему не день недели, не время суток? Вы так и не показали, чем сентябрь отличается от остальных месяцев, почему он важен, почему без него год неполон... Где, с позволения сказать, сентябрьская магия? А мотив взаимопроникновения миров - хорош как ход, но не как проблема.
  
   Калашников В.В. "Монстр"
   "Размышлизмы". Чудовища визуально эффектные, вызывают эмоциональный ассоциативный отклик. Но нет реальной жизненной ситуации. Не символической, а сюжетной. Нет психологических образов, деталей, что делает восприятие текста отстраненным.
   Финал удачен.
  
   Хан "Кто-то"
   Когда герой отправляется на поиски мудрости "к магам и отшельникам", текст рассыпается. Все, что было до того, передано через детали. Это - видно, слышно, осязаемо. Этому я верю. А что случилось с ним в странствии по горам? Как снизошло к нему озарение, пробуждение, недеяние, что там еще к нему снизошло?.. Этот фрагмент - слабое звено текста. Поэтому не очень-то вериться в произошедшую перемену. Да и сам сюжет... гм... Мне запомнился лишь дождь и ощущение отстраненности.
  
   Джи М. "Наш дом"
   Анекдот:
   "Глист-сын: Папа! А что ж мы тогда в заднице сидим?
   Глист-отец: Это наша Родина, сынок..."
   "Смрадный туннель" - а что не "Вонючий"? Учитывая лексику и культурное пространство героев, это наверняка подошло бы больше.
   Герои-мальчишки хороши, а девчонок не видно. Честное слово, они как куклы. Поэтому я не очень верю, что они вернулись в дом. Дом - у Гены, у старика Иваныча. Но не у Кати с Таней.
   А в чем сюрприз?
   "У нас будут детииииииииииииииииии!" А мы-то знаем, что для этого надо. Не так ли?
   Home, sweet home...
  
   Фост О. "На мосту"
   Красиво. Несложная, в общем-то, история, рассказанная смертью и судьбой в ночном городе, на обычном и волшебном мосту. Расцвеченная магией сумерек, где пересекаются два мира: один, в котором можно с удовольствием прогуливаться по вечернему мосту, и второй, где от наркотиков умирают дети. Данс Макабр. Барокко.
  
   Яна Р. "Счастливая"
   Хорошо. Психологические детали, бытовые мелочи, создающие атмосферу, ничего лишнего. И очень хороший момент с искушением. Глаза из сна, из зазеркалья, голодные и жадные... Да, истинное счастье не обменяешь и не купишь. Его можно только потерять - или обрести в улыбке сына...
  
   Дар-н-Лай "Подснежниковый мёд"
   Прекрасная сказка. На первый взгляд, в ней нет конфликта. Но я верю в одиночество маленького молчонка, в созидательную силу его творчества, в жажду дружбы и простую мечту. Если умеешь дружить, то найдешь общий язык и с вылепленным из снега зверьком, и с настоящим.
   Это не рассказ, а мультик!
  
   Емелюшка "Маленькие детки - маленькие бедки"
   Паранормальные способности как детская игрушка отнюдь не вызывают умиления. Скорее недоумение: ну и что? Какая разница, шалят детишки фэнтезийными файерболами или спичками? В масштабе разрушения? Ну-ну...
  
  
   ...Если раз в году вы проведете ночь на руинах волшебной школы... Если прислушаетесь... То, быть может, увидите, как Герои и Создатели вступили в битву друг с другом. Герои не хотели подчиняться Создателям, а последние возомнили себя Повелителями. Мастера не смогли остановить побоище. И хохотала Та, чья крылья некогда были пеплом, и бумажный журавлик прощался с гибнущими во тьме.
   Быть может, вы захотите открыть эту дверь. Быть может, вы услышите шепот теней и голоса героев. Быть может, вы захотите проследовать тропой сквозь бездну моря и неба.
  
   Может быть...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"