Аннотация: Первая группа отборочного тура и вторая группа полуфинала
Приоткрытая дверь
Нет ничего страшнее приоткрытой двери
А. Хичкок
Intro
- Здравствуйте, - человек в черной мантии застывает на пороге полуоткрытой двери. - Вы вызывали?
Ответный кивок хозяйки кабинета. Короткий, безмолвный, исчерпывающий. Лицо по привычке скрыто цветастым веером, однако холодные глаза пронзительны - и приязни в них немного. Совсем немного. Легкая улыбка касается уголка рта человека, когда он проходит к столу. Белая химера рычит при его приближении. Чародейка успокаивает зверя, а веер её меняет цвет, наливается кобальтовой грозовой тьмой.
- Я недовольна вами, профессор Снейп, - без предисловий говорит она. - В своем деле вы специалист, и пока справляетесь со своими обязанностями. Однако...
Она замолкает. Несколько мгновений тишины. За окном ветер играет с волнами, и доносятся крики чаек. Шумят ученики. Что ж, думает человек в черном, они имеют для этого повод. Отныне они не просто гости в этих стенах. Они ещё не часть этой школы. Но их взоры меняются, когда они видят, как закатное солнце разбивается в витражах Большого зала...
Чародейка улыбается, и продолжает, почесывая белую химеру за ухом:
- Отношение к предмету, к школе, к ученикам. Особенно к ученикам. Прекратите их унижать.
- Унижать? - Снейп едва сдерживает смех. - Вам ли не знать, что такое унижать? И потом, я не хочу, чтобы кто-то подумал, будто у меня есть любимчики. Если я и считаю кого-то перспективнее прочих, то не спешу это афишировать в семестровых обозрениях, как сами-знаете-кто...
Смех. Двое смеются. От души.
- И все-таки, - Волшебница обрывает смех. - Порой вы бываете излишне жестким. А иные ваши решения приводят меня в замешательство. Позвольте, я угадаю...
Молчание.
- Вы не верите. Не верите в своих учеников. Не верите, что им удастся однажды, подняв глаза к небу, не увидеть над головой крыши... Не так ли?
Снейп пожимает плечами.
- Ничего не меняет моя вера или неверие.
- Я скажу вам кое-что. Исполнилось старое пророчество, что начертал огонь на камнях под этой школой. Странник пришел, он все таки пришел сюда из-за дальних гор, юноша со взором старика. Огонь ещё не признал его; но зато он открыл Имена.
Волшебница делает жест рукой, химера извлекает из шкафа свиток и протягивает Снейпу.
- Теперь все зависит от нас. Подумайте об этом.
Человек в черном берет свиток и, не раскрывая, направляется к выходу.
- Будьте с ними осторожнее, профессор.
- Я сделаю все, что будет в моих силах. Всего хорошего.
В темном коридоре не видно, как улыбается профессор Северус Снейп, фильтрующий в холодном подземелье чувства перешагнувших порог. Он улыбается, ибо лишь теперь начинается настоящая работа. Неправда, будто он не верит в учеников. Он не верит, будто имеет право их осуждать и поучать. Им это не нужно.
Им нужен разговор.
1
- Прежде, чем мы начнем... Буквально пару слов... Кому не интересно, могут выйти; так или иначе, "зачет" получат все... Благодарю.
Когда мы ставим точку - мы открываем двери. Мы приглашаем переступить порог. Мы предлагаем путь. Что там, за дверью? Куда уведет дорога? Что ждет за порогом?
И - кто может выглянуть оттуда?..
Конечно, важны тема, идея, стиль, сюжет, однако есть одна мелочь, без которой слова не оживут, и зелье не возымеет силы. Эту мелочь ученые люди называют суггестией; иные зовут это огнем или "морем в глазах". Я зову это приоткрытой дверью. Когда вкус написанных слов тает на губах, нездешний холод касается висков, а меняющийся взгляд пугает окружающих...
И - глаза. Оттуда. "Они приходят ночью к вам, демоны, духи, черные феи..." Я расскажу вам о ваших странниках. О героях, что не ведают ни покоя, ни смерти.
Вознесенский В. "Вечный человек"
- Мое имя - Самаэт... Самаэт Латор. Я хочу исповедоваться.
Усталость, обреченность, мертвящее равнодушие. Слова, произнесенные по привычке. Лицо - серое, бледно-синие глаза, полные полурастаявшего льда, однако, присмотревшись, можно увидеть скалистые изломы под покровом безразличия. Что-то осталось от прежних дней, что-то держит, не позволяет бродяге согнуться - хотя как знать, не лучше было бы ему впасть в милосердное забвение...
- Здесь не храм. Здесь школа. Да и не поможет тебе исповедь, добрый человек...
Самаэт растягивает непослушные губы в улыбке и заходится в безумном смехе. Смехе, так похожем на рыдание.
- Можешь войти, - говорит мастер Привратник. - Но твои чары тут бессильны, а чужие чары могут обжечь памятью...
Самаэт Латор - потерявший все, вечный человек, вечный странник, - переступает порог. Свечи мигают, когда он проходит мимо.
По Библии нам известен мотив Агасфера, Вечного Жида. Самаэту в качестве наказания тоже дана вечная жизнь. С той разницей, что у него есть надежда на благосклонность богов. Проявится ли эта благосклонность в "заслуженном покое", или в обретении великой силы, или ещё в чем-то - этого мы не знаем. Так же, как не знаем и того, какие же грехи он искупает. Мы не видим его грехов, не видим его-во-грехе. Соответственно, не работают два мотива: а) прошлое героя и б) катарсис героя (либо его попытка) в процессе исповеди. И ещё - Самаэт Латор уводит в темную ледяную комнату, в четыре бесконечные стены из тьмы и вьюги, и оставляет там. Потому, конечно, он может войти в школу. Но мало что найдет здесь. Герой настоящий. Но - слишком много общих фраз.
Что ты не досказал, Самаэт Латор?..
Вознесенский В. "Ледоколы"
Ещё один ледяной рассказ. Стремление, путь, привычное дело, которое надо сделать. Невидимый колдовской перекресток, который не следует пересекать. Встреча человека с нечеловеческим, магическим, опасным существом, которое в сей час обладает великой властью. Встреча на нечеловеческой территории, где человеческая вера или неверие ничего не меняет. Спасение в последний миг...
В то же время - игра, обыгрывание возможности значения слова "ледокол", одно значение (и ощущение) нам дает текст и контекст песни, другое - образ фольклорной твари, которая иногда не может пробиться сквозь лед. Впрочем, это удачная игра, поскольку вызывает не только смысловые, но и эмоциональные реакции.
Герой испугался - и в этот миг он покидает нас.
Жутко, хотя и местами комично.
Вербовая О. Л. "Чем пахнут деньги"
...Её забрали вчера, пожилую женщину с безумными глазами. Никому не нужны пророки, никому не нужна их правда. Деньги не пахнут, это известно даже малым детям. Хотя им лучше этого не знать. За ней следили с сочувствием. Смердят не деньги, смердят поступки. Она не виновата, за что ей это? Она не изменилась, она не изменит гниющий мир, и потому ломается сама. Её путь - также в четыре стены.
Страшно, на самом деле - страшно. Нет выхода. Каждый день кого-нибудь увозят.
Мы можем что-нибудь сделать, чтобы воняло чуть поменьше?
Скуркис Ю.О. "Колдунья"
Дверь в прошлое? Нет, скорее - дверь в иное, в игровое иное, у которого есть правила, и лучше их знать, если хочешь выжить и преуспевать - как, впрочем, и в любом ином игровом поле. Колдунья без колдовства, ибо колдовство - не игра... входи же, Еухения, несчастная колдунья, жертва слухов и нелепых ошибок. Входи, если не хочешь, чтобы решали за тебя...
Нулоннэ Э. "Зимние сказки"
Они пришли вдвоем - Сказочник и Принцесса. Нездешние огни метались в их глазах, седая зима следовала за ними. Они бежали от чего-то... и к чему-то.
- Что вы ищете здесь? - спросил мастер Привратник.
- Сказки, - ответили они в один голос. Без улыбки.
- Тогда вы пришли по адресу, - вместо Привратника ответила белоснежная химера. - Можете войти.
Принцесса опасливо покосилась на химеру, что издевательски ухмылялась со стены. Сказочник приобнял девочку, чтобы хоть так защитить от пристального хищного взгляда, но сам не выдержал насмешки чудовища, и отвел глаза. Химера знала, почему эти двое пришли сюда, и что у них за спиной, и что они потерпели поражение в своей войне.
Рассказ любопытный, хотя изобилует вторичностями и отсылками. Да и полная версия мне понравилась больше. Остается лишь вопрос: почему все-таки "сказки", а не "сказка"? Что важнее: сказки Автора или сказка об Авторе? В первом случае Автор - инструмент; во втором - герой. Пусть каждый решит сам, что ему ближе...
Маслов И. А. "Ландскнехт Вадим Тихонов"
Открывается дверь - и вокруг кипит горнило сражения, щедро льется брага жизни, трещит луна ладьи, и падают ясени битвы, сметенные бурей валькирий...
А потом мир замирает - и дыхание пресекается, ибо настал час гибели. Затем - холод и пламень, и возрождение, и память, острая как лезвие меча, вспарывает тебя молниеносно и безжалостно...
Из боя в бой, из века в век, по колесу, как и прочие, но - ничего не забывая. Вечный Воитель известен по знаменитому фэнтези-циклу Майкла Муркока, по творчеству Кея (король Артур из "Гобеленов Фьонавара"), и для каждого из них рано или поздно наступал момент воспоминания. При желании можно найти и другие культурные корни этого образа. Другое дело, что вряд ли кому это надо для понимания рассказа: он свободен от интертекстуальной шелухи. Правда, возник вопрос: в каждой ли его жизни появлялась Женщина Воина, или он встретился с ней спустя много перерождений? Вопрос не праздный: одно дело, если герой движется по кругу, и другое - если повторное обретение любви окажется слишком сильным, чтобы остаться в "кровавом и страшном кольце". Трудно сказать, стоит ли отвечать на этот вопрос в тексте. Однако намек не помешал бы...
Герой входит в замок. Привратник пропускает его без лишних вопросов: он слишком хорошо умеет читать взгляды. Ему навстречу идет Самаэт Латор. Двое вечных - лишенных забвения - смотрят друг другу в глаза. Сердце успевает ударить трижды.
Они расходятся, улыбаясь.
Позже они будут пить в Северной башне, а череп-светильник, мигая огоньками свечи в пустых глазницах, станет ворчать:
- Вадим Тихонов не представился бы как русский.
- Это, интересно, почему же? - усмехнется Воитель.
Череп скажет с умным видом:
- Само понятие "русский" (через два с) возникло уж никак не раньше Петра Великого; в то время в Европе уже никто не использовал бастарды. Смоленск к тому времени уже был под властью Великого Московского княжества, так что Вадим скорее представился бы как московит; впрочем, для понимания рассказа это не важно. И еще: скрамасаксы - длинные ножи - использовали континентальные саксы, британские же саксы - во всяком случае, в эпоху викингов - уже вовсю сражались мечами каролингского типа...
Воитель обрушит на болтливый череп обух секиры, и тот (череп, не обух) обратится в пыль.
- Лучше живется тому, чьи знанья не слишком обширны, - рассмеется Воитель.
Макдауэлл А.К. "Дерево"
Выход - в пустую, уютную, ужасающую клетку. Чем клетка отличается от дома? Дом - это клетка, где тебя ждут. Ждут те, кто любят (она приносила ему тульские пряники, которые он запивал пастеризованным молоком). Чтобы увидеть это, надо потерять дом, сына, дерево (тогда он стал рассказывать своей мертвой матери о дереве, и древо проросло сквозь холодное тело, и достигло кроной звезд). Дерево - это основа дома, стержень мира, и вместе с тем - страж, межевой знак, и ещё это Мать. Побег от реальности, от человечности, разбитой в осколки политикой и работой (рутиной?), бездумный и безответственный побег, роскошь безумия (это всё уже было сказано; наверно, вы помните...).
Химера смеется, человек в клетке заходится криком.
- Где мой сын?! - крик обрывается в шепот.
Химера протягивает клубничный пломбир на палочке.
- А ты думал - будет легко?
Рука - сквозь прутья.
- Идем! - говорит Сказочник; огонь ещё не добрался до его рисунков.
- Ты... ты - не тот...
- На вашем месте я не стал бы привередничать, - замечает Снейп. - Держитесь, мы вас вытаскиваем...
И он проходит сквозь прутья.
Химера, сидя на покинутой клетке, вкушает дивный шербет и мурлычет:
- Я тоже буду ждать тебя...
...Если без лирики - хорошо обыграна мифологема Дома, Сына/Матери и Дерева. По ощущениям напомнило Кафку, поднимается примерно тот же пласт проблем. Не без шизофрении, но так даже веселее.
Удручает отсутствие диа- и монологов. Это делает текст безличным. Однако диалоги и монологи в таком тексте, без изменения художественной цели, - это уже, популярно выражаясь, высший пилотаж...
Логут М. "Костер фламэлле"
- Что ещё за "фламэлле" такое, всем ведь понятно, что имеется в виду фламенко...
- Не ворчи, дай послушать...
Дверь открылась навстречу огненному цветку танца, расцвеченному черно-алым, точно закат. Серж Странник - желанный гость в Северной башне. Его игра завораживает, струны сыплют звезды, брызжет морская пена, и сквозь электронную вязь литер прорывается мелодия. Серж не задержится тут надолго. С рассветом он уйдет, как и всякий менестрель. Пока он здесь - мы рады ему...
Язык рассказа местами кажется шаблонным. Однако на ритм это не влияет.
Китовский М. "Культ кошки"
Зверь, Человек, Бог. Бог, Человек, Зверь.
Зверь.
Бог.
Лишнее слово - Человек.
Они гуляют сами по себе. Им ведомы тайные тропы и тайная магия. Их глаза открывают янтарные двери к чужим звездам. Им поклоняются, их боятся и ненавидят. Наверное, на то есть причины.
Вот только дружить с ними - труднее всего.
Вопрос: превратил ли волшебный комок шерсти людей в кошек, или в людях проснулась кровь и память кошек-предков? Второе означает, что свобода есть в каждом, просто иногда слишком глубоко она спит.
Язык рассказа довольно простоват, что несколько удручает...
Дунаева Ю.В. "Память"
...А затем она выбежала на распутье. Две двери. Здесь найдешь - там потеряешь. Жизнь - это бесконечный торг. Судьба никого не обвесит и не обсчитает. Боль - и память. Память - и боль.
Простота и сила. Бытовые мелочи. Обида. Страх. Житейская мудрость вызывает оскомину. А куда денешься?..
Тот, Кто стоил Дом, смотрит на Инну.
- Где мой сын?! - кричит Инна старой колдунье с глазами химеры.
Чудовище жмурится и отвечает ей голосом матери:
- Доченька, я не виновата, что ты не вышла замуж...
- У меня есть мать?.. - растерянно шепчет Инна.
- Я рискну заметить, - произносит тысячелетний ворон по имени Знающий, - что Судьба - это не торги. Товар не подлежит возврату.
- Птица права, - говорит Самаэт. - Встань с колен, добрая женщина. Мы приняли твою исповедь.
- Встань с колен, - вторит Вадим. - И иди же сюда.
И тогда Тот, Кто строил Дом, протягивает ей руку.
Казалось бы - еще один рассказ о том, "а если вдруг...". Но душа (о, это мугловское словцо - психология) героини перед нами, как мотылек на ладони. И это прекрасно.
Мы, конечно, не выбираем судьбу. Нет.
Мы её испытываем.
Плюс Д. "Солнце Заката"
Да, конечно. Добро пожаловать в радугу. Любить не обязательно. Желательно не жаловаться.
Шагнув за порог - соскальзываешь в никуда. Много слов, цветов и звуков, много измерений и проекций. Много шумов. А что-нибудь, кроме шумов, тут есть? Нет?
Ну, тогда прошу прощения...
- Где Сортировочная Шляпа? Почему?!.. Что?.. А, про любовь...
Не смешите. Любовь - любовью, морковь - морковью, а мишура - мишурой.
Здесь нет ни солнца, ни заката.
Вообще-то говоря, задумка (отцы - дети, общее - различное, открытие всех дверей) тянет на повесть как минимум. Но... когда об этом говорят так, в общих чертах, становится малость смешно, а вообще-то говоря - скучно.
Вы, конечно, правы в одном - двери открыты. Пока что...
Дар-н-Лай. "Новогодняя сказка - про Маленького Молка"
Они выпрыгнули одновременно - молчонок, лисёнка и медвежонка, а ещё маленькая девочка в курточке поверх полосатой пижамы. Они пришли не через дверь - ещё чего! - а через окно. Рям при этом перевернула табурет, тот задел вешалку, ну а вешалка упала на застекленный стеллаж с книгами. Стекло звонко разбилось, с верхней полки свалился здоровенный черный том. При падении он открылся и заорал так, что посыпалась штукатурка.
- Ой! Что теперь будет! - воскликнула Даша.
- По норам! - скомандовал Молк. - Кто не спрятался - я не виноват...
Лись нырнула под стол, Рям залезла в пустую бочку, Молк спрятался за чучелом василиска в углу, а Даша так растерялась, что превратилась в морского котика. В этот момент дверь распахнулась, и в проеме показались три собачьи головы. При виде Пушка книга перестала выть: зверек был известен своей привычкой погрызть обложку понравившегося фолианта...
- Вылазьте, - сказал Пушок. - Из-под стола торчит чей-то рыжий хвост. Никогда не видел такой странной компании: волк, лиса, медведь и морской котик...
- Я не котик, - возразила Даша, шлепнув хвостом по полу.
- А я не волк, - добавил Молк, вылезая из-за чучела.
- Нет, конечно, - кивнул Пушок тремя головами. - Вы маленькие дуралеи. Как вас угораздило влезть в кабинет профессора Снейпа?
- Мы просто играли, - пояснила Лись. Рям молчала: ей было очень стыдно...
- И что теперь с вами делать? Вообще-то по инструкции мне полагается разорвать вас на маленькие кусочки...
- Дача взятки должностному лицу при исполнении... Ну что поделать... - Пушок вздохнул, почесал за ухом и сказал, - бегите-ка отсюда. Прямо, направо и наверх. В Северной башне сейчас весело, а в Большой зал пока не заходите.
- Спасибо, - и только зверят и видели...
...Это отличная сказка, наивность и доброта которой выглядят естественно. Забавные зверята (только не очень понятно, почему все-таки молк, а не волк, ну да ладно...) Не все понятно с лешим, как-то он слишком быстро меняется, не хватает связующего звена (абзаца? предложения? пары слов?) По остальному претензий нет.
Нет, простите, все-таки есть.
Заставлять морского котика скакать по снегу - тянет на садизм.
Шутка, конечно.
Читай В.Н. "История о Лисе Леньтяшке и Лисе Нехитряшке"
Возле школы стоит Гремучая Ива. Как-то сидели на ней два ворона, зовут их Знающий и Помнящий. Знающий чистил перья, Помнящий ел сыр, который ему послали боги. Под деревом пробегал Лис. Увидел он, как ворон ест сыр, и вспомнил, что еще не завтракал. Знающий заметил лиса и сказал:
- Привет тебе, хитрец. Я знаю твою историю. Хочешь сыра?
Тот покачал головой.
- Нет, спасибо. Я совсем не люблю сыр.
- Я тоже, - сказал Помнящий. Сыр к радости лиса упал на траву. Помнящий сказал:
- Когда-то давно, в Средние века, люди создали сказки о животных, перенеся на них свои обычаи и законы, радости и беды, привычки и образ поведения. Они говорили в иносказательной форме о том, о чем открыто сказать было опасно. Традиция эта жива до сих пор.
- Хотя, - заметил Знающий, - сегодня можно открыто говорить о чем угодно. И сказка нашего лиса - явно не из "запретных".
Лис не расслышал, о чем шла речь, ибо, подхватив сыр, понес его в нору, лисятам...
Единственный момент, который кажется спорным, это когда Леньтяшка сосет молоко, предназначенное лисятам. В этой связи включаются несколько нежелательных подтекстов.
Никогда не любил сказки для взрослых...
Чернов А.А. "Ведьма"
Туман и голоса в тумане. И дверь - из влажной серой дымки, где кончается мир. Ключ от этой двери - настой колдовских трав, что не имеет ни рецепта, ни названия. Мир мертвых. Мир вечно живых. Есть ли разница?
Наверное, это очень страшно, когда обыватель доходит до такого состояния, когда эти понятия теряют значение. И ведьма для этого не нужна.
Образ хранительницы не раскрыт, хотя потенциально важен. Конечно, можно её видеть и такой, но тогда действительно не важно, жив ты или мертв. Её работа - не магия, но рутина. Остается пожать плечами и пожелать удачи.
Чеботарева О.В. "Амелия"
- Пожалуйста, поставьте чашку на стол. Спасибо.
Одержимость - ключ от маленькой забитой кухни на третьем этаже, вредный скорпион на чашке, остатки сна, темный зал - слова, обещания, придуманные образы. Две ипостаси: профанная и сакральная. И выход в безжалостное черное небо космоса, и Солнце, как самая яркая звезда, что никогда не упадет. Зачем тебе Солнце, Амелия? Зачем?..
Упоминание о дарении Солнца вначале излишнее: кольцевать фабулу можно и без него, зато требование солнца в финале действует сильнее.
A-San-Ri "Собиратель медалей"
Несчастные мутанты. Открываются створки лифта, и перед нами выход в США, где в ходу рубли (чрезвычайно забавно: поздравляю с инфляцией в миллионы пунктов). "Грузия - это далеко в России" - тоже забавно. Для среднего американца - пожалуй, да. Но мы-то не средние американцы, мы-то знаем, где находится Грузия...
Это так, к слову.
Героев не видно ни разу. Мелькают гипертрофированные мутантские достоинства: хоботы, клешни, щупальца, лишние либо недостающие пальцы, уши, глаза. Вонь пластмассы и пепел.
И сцена "договаривания" с мертвецами. Её нет, а могла бы сделать рассказ по крайней мере забавным.
С другой стороны, если мертвых этого мира заботит, не покосилось ли надгробие...
Аминь, Америка!
Бимаев А.В. "По ту сторону зеркал"
Дверь, которая ничем не выделяется на фоне окружающих стен. Можно спокойно пройти мимо. Но помните: Тот, Кого называют Отец Лжи, может обидеться, если его назовут лжецом. Ибо он никогда не лжет. И когда дверь открывается - сверкание зеркал ослепляет.
Мы долго и часто ходим по Зазеркалью. Открыл ли его безумный отец Алисы, или волхвы Китеж-града, или герои древних сказаний, что смотрели на отражение в воде - и видели много больше?.. Не важно.
Они выходят из огня, из зеркал, из вони большого города.
Анастасия уже однажды была в лабиринтах зазеркалья - и потому они никогда её не отпустят. Она видела, как корчится в огне человек, бывший её отцом. Она потеряла ребенка, которого ненавидела, и, потеряв, полюбила. Она поверила старой немецкой поговорке, что "городской воздух делает свободным", и попала в добровольное рабство, отвратительное, как и тысячи лет назад. Она устремилась вверх против течения лет, заплатив немалую цену: боль, ненависть, безразличие, яд... но устояла.
А он был с ней, он провожал её, горько улыбаясь.
Она думает, что все кончилось хорошо...
"Наивная", - думает Странник, что ведает вкус крови Христовой.
Какая-то часть её души навеки останется с ним.
По ту сторону зеркал.
Прекрасно.
Бескаравайный С.С. "Приемная смена"
Пыль клубится в воздухе. Расплавленный шлак, словно огненный змей, стремится по канавкам, и шипит, вырываясь из труб. Смердит. Черная сажа въедается в веки.
Они изобрели новое оружие. Оружие, изготовление которого требует человеческих жертв. Что с того, что жертвование всегда выглядит несчастным случаем. Другое дело, что куда проще и дешевле послать на фронт не одного "голема", а сто молодых и здоровых комсомольцев.
У человека когда-то была вера. Потом он её забыл, и только страшное производство воскресило в нем бесов иррационального. Это то, что хотел сказать автор. Но автор не знает, как человек теряет веру. Чтобы потерять - надо обрести.
...Человек идет со смены. В его глазах никогда не было Бога. Он - как и голем - рожден в цеху и для цеха. Вне чрева металлургического чудовища он не существует.
Герой недостоверен. Произведение явно конструкторское. Впрочем, рассказ позабавил.
Боевой-Чебуратор. "Проводник"
Стеклянная дверь ресторана открывается, и улыбка Незнакомки (плачь, несчастный Иллион) разрушает мир. Схема, громоздкая выверенная конструкция шатается, а её творец наблюдает, и монетка может упасть на аверс или реверс, может стать на ребро, а может и зависнуть в воздухе. Ибо ныне возможно все.
Не так ли?
Грохочущий экспресс останавливается прямо перед носом.
- Следующая остановка...
И странная улыбка Проводника.
Претензия: фабула чуть растянута. Сократить бы тысячи на полторы знаков. Впрочем, конечно, дело хозяйское.
Астапенко О.А. "Уроки покаяния"
Некогда тут сидели дети. Ученики - но прежде всего дети. Ты помнишь их?
Ритуал покаяния дал совсем не тот эффект, который... совсем не тот.
О чем ты умолчал?
Коль скоро есть, в чем исповедоваться - говори. Но не надо играть. Бог далек, священник чужой, и не имеет значения, простили ли тебя покалеченные ученики. Мне доводилось наказывать нерадивых учеников. Это были те, кто упорно брался не за свое дело. Но талант никогда не оставался незамеченным. А ты - ты видел талантливых? Не верю, что их не было.
...Старик шел по школе, не прислушиваясь к барахлящему сердцу. Он смотрел в глаза юным воспитанникам, и взор его был исполнен светлой грусти.
Претензия: по моему скромному мнению, слово "покаяние" в названии - лишнее. Если, конечно, автор не специально привязывает мораль рассказа к христианским традициям.
Анн Ф. "Сквозь мутные линзы..."
Хо-хо, еще один теологический трактат.
Лестница (в небо) на крышу. Ангел и бес. Пара фраз. Обида ангела (детский сад), огорчение дьявола (механизм работает не так, как надо). Полет - это падает ангел с разбитым сердцем. И пантеон мертвых богов приветствует его на земле.
Спасибо. Теперь я точно знаю, кем был коллега Фрейд.
Ра. "Мой фрегат"
Кто в детстве не мечтал бороздить моря и океаны под парусом, тугим от ветра?..
...Его заметил Ландскнехт. Фрегат шел ходко. Его стремительно настигал шторм.
- Песья голова на голубом поле, - недоуменно произнес вояка. - Кто это?..
- А это важно? - усмехнулся Странник. - Это тот, кто, наконец, решился уйти за горизонт. Найдет ли он тут свой приют? Что скажешь, Проводник?
- А проверим! - и Проводник, опережая мастера Привратника, выбрасывает в окно монету. Монета взрывается снопом сигнальных искр. Алые сполохи выхватывают из штормовой тьмы хищный оскал белой химеры.
Фрегат меняет курс.
Собака на знамени заливается радостным лаем.
- Все в сборе? - спрашивает Снейп, когда со сходней стаскивают одного-единственного человека; его выдуманная команда погибла, а в его глазах - усталость и грусть.
- Отнюдь нет, профессор, - ухмыляется химера.
- Что ж, тогда мы подождем...
Voronkov M. "Ticket to the Moon"
Исповедь сумасшедшего. Причем играющего сумасшествие, отталкиваясь от ряда знаков и символов. Вообще-то говоря, это постмодерн. Кто как, а я не могу поддержать эту игру.
Добро пожаловать на луну.
Тищенко В.Л. "Распутывая нити жизней"
Обман и самообман. После чего мы ломаем героя. Это не столько распутывание нитей, сколько их разрубание. Впрочем, читается интересно.
Средин Н. "Победитель не получает ничего"
Веселая плутовская история. Правда, не то чтобы очень художественно сильная. Да и финал, если откровенно, ожидаемый.