Предисловие: я таки понял, что мои слова о непонятно-ужастном народ таки прочел) Однако выводы правильные сделали не все. "Непонятно - так задумано" и "непонятно - так получилось" - две большие разницы.
Читал рассказ и невольно сравнивал с начало романа Лукьяненко "Геном". Ну, вот так уж получилось, что никого из более ранних фантастов не вспомнил, хотя наверняка они есть. Пронзительно-резкое окончание нормальной жизни. Собственно, в этом (имхо) и ужас. Сейчас похвалю: редко текст малого объема вызывает у меня положительные чувства. Сейчас не похвалю: в конце ну прямо хэппи энд (на мой взгляд). Тема "масок" практически не раскрыта, штамп получился. Киборг - плохо, человек - хорошо. Что за дискриминация) В общем, не понял я, почему быть сотрудником служб так уж плохо (разве что руки-ноги теперь железные). Это обидно, в определенном смысле, но совсем не тянет на ужас-ужас. Такое странно ощущение, что в мире не кризис-кризис, а просто кто-то наказал обывателей за провинность (а-ля нашумевшие Голодные игры, одним жрать нечего, другие как в Элизиуме живут). На мой взгляд, в этом плане ужаса в должной концентрации нагнести не получилось) (поступало предложение из глубин разума отобрать у женщин, уж простите, детородность что-ли... для наглядности). Т.е. нет, я понимаю, что в некотором роде героини перестали быть людьми, совсем перестали. Омашинизировались (трансгуманизм, ага). Но...они и ранее не отличались гражданской активностью... Т.е. наконец пришли и за ними. В какой-то момент мне даже почудилось, что героини к этому состоянию планомерно и шли) (Эпизод с Мыщкиной и отношение к одноклассникам) Хотя... возможно тут и другое, как молча гордая женщина терпит насильника, не рыдая и не крича (можно и плохого мужа вписать, суть не меняется, только в данном случае насильник - сама жизнь). Короче говоря, очень сложные характеры получились, есть о чем подумать.
Очень хороший цельный, хотя и немного перезатянутый текст про кошмар и любовь. Однако, да, быт вынужденных переселенцев показан из рук вон плохо... даже не совсем понятно, и зачем это, почему не просто полузаброшенный поселок (коих полно по стране бывшесоветсткой), в котором коротает дни героиня. Ну не в угоду ж коньюктуре, правда, автор?
Понравилась идея с платой за соединение со стороны героини. Категорически не понравилась мотивация маньяка своей банальностью. Мне кажется, он своей прямотой в намерениях несколько упростил и так недостаточную мистическую составляющую рассказа.
Хм... отличный стим-хоррор. Окончание несколько напомнило "исходную кодировку". Однако... так сказать "движка рассказа" так и не разглядел. Не до конца понятно, ЧТО произошло с героем, и совсем непонятно - ПОЧЕМУ. Первая мысль - он сам себя уничтожает за то, что струсил и не остался с любимой (ну и немного - что не спас всех и вся). Вторая - это просто наказание. Третья... С какого-то момента совсем я запутался, хотя мне это немного и понравилось)
Вот чего мне остро не хватило - мотивации монстрика из будки (особенно в свете модного нынче вдумчивого осознания мотивации отрицательных героев). Ну, т.е., она ж к нему в гости ходила, сокровенным делилась...типа. А он ее в карамель закатать обещает. Может я не доглядел где, а? И, да, произведение производит впечатление куска текста большего формата... особенно в открытой концовке.
Но уж очень хороши герои, особенно, почему-то, второстепенные)))
Начало показалось весьма неплохим (хотя антураж антикварной лавки в кабинете олигарха уже порядком поднадоел), затем, однако, повествование скатывается к односложным фразам и грубым штрихам/штампам, что начинает раздражать. Я понимаю, что автор хочет нагнести атмосферу, ускоряя темп и показывая героя все более грубым и циничным (поглощаемым злом), но уж очень в лоб решается задача. Да и обилие канцелярита и шаблонных фраз нисколько этому не способствует...
Эм... тут такое дело, нынче зритель/читатель хочет получить не просто ярлычки: плохой/хороший, но хоть капельку увидеть, как и почему так получилось (в последние годы практически все литературные и кинематографические удачи строятся на этом принципе). Идти против мейнстрима конечно, можно) Но не назад, а в бок)
Тема Наташи совершенно не раскрыта! Я в возмущении. В очередной раз баба во всем виновата( Да еще и умственно отсталая... Не те какие-то чувства вы пропагандируете, автор, ох, не те. Да, я заметил потом, что деревенские хорошего про Наташу не говорили, но тогда стоило бы вставить упоминание об этом в тот момент, когда режиссер подбирал главную героиню к своему фильму. Тогда бы и вопросов не возникло. Сам выбрал демона в силу своей гениальной испорченности, получите-распишитесь. В нынешнем же виде все напоминает запоздалую попытку автора выкрутиться за женоненавистничество)))
Однако, отдельное спасибо за, пусть и краткий, экскурс в авангардное кино. Всегда радует, когда автор работает с фактическим материалом.
Прочел (я совершенно серьезно) 3 раза. К сожалению, части аллюзий и аллегорий так и не понял. Каюсь.
Питер Пен... Собственно, мне и раньше данное произведение казалось хоррором в чистом виде, и я никогда не мог понять, как это может быть детской сказкой. Как минимум, сложной драмой о подростковых комплексах и взрослении. Вам удалось весьма органично и точно классифицировать Питера и банду)
Хорошая психологическая драма. На сценарий для полного кадра, наверное, не потянет (исключительно по объему действия), а вот для того самого любительского авангардного из "Наташи" - самое оно. Возможно, выйдет шедевр. Не шучу.
"а потом героине просто надоело играть в жертву" - вот именно в данном случае даже не хочется увидеть какое-то мотивационное событие, которое заставило героиню полюбить жизнь. Просто капля стала последней.
Написано хорошим, русским, понятным языком. И неплох переход от еще нормального психического состояния героя к новому порядку) Но есть несколько вопросов. И первый из них относится к проклятой политкорректности. Что ж вы все вешаете на "Наташу"?) Не все психи одинаково полезны для хоррора)
Второй к логике - что стало переломным моментом в болезнесоме ГГ? Просто встреча с паровозиком? Тогда...следует неутешительный вывод об общем пофигизме современных психиатров, таблеточками, понимаешь, хотели отделаться от буйно-помешанного. За треш в ванной отдельное спасибо (искренне чувствую себя виноватым как человек, имевший отношение к выбору картинок для темы (как и все судьи). Хотя уж очень экстравагантно выглядит сей эпизод, будто нарочно (понятно, что оно так и есть) прилепленный к тексту.
Читал и вспоминал анекдот про Кащея) Однако, не совсем понятно, каким образом товарищ эмпат в 10 степени мотивировал самоубийц на поступок (а именно это следует из окончания произведения). Т.е.. ну ок, сторожа в парке он практически убил, но предыдущие то жертвы? ГГ ж сам вспоминает, что не в первый раз. Да и эпизод с девушкой - как то не вериться, что они шли-шли, он открыл шевелящуюся сумку и она сунула туда руку...Интрига-интригой, но и достоверность должна иметь место быть. А она тут принесена в жертву желанию удивить читателя. Ну и если уж совсем копать глубоко - а почему герою нужны были именно самоубийства для познания истины)? Почему он не устроился "тупо" в хоспис или реанимацию, да мало ли где частенько погибают/умирают люди.
Как-то сильно впечатлил длиннющий диалог учителя и девочки. Утомляет соображать, и быстро начинаешь путаться - кто что говорит. Кое-кому из судей наоборот показалось легким, а я вот такой тугодум...
Очень радует сюжет, не очень радует жанр - это не хоррор, это современная сказка с элементами сюрреализма. Хорошая такая, постмодернистская почти.
Ибо тема жертвенности и походов на тот свет за собственностью одна из сильнейших в мировой культуре.
И я, как и прочие судьи, не понял - почем самолет) К нему подталкивает разве что эпизод с падением людей с платформы вниз, но с таким же результатом они могли падать в адъ. С мотивацией, поведенческими императивами и внутренней логикой (кроме разве что упомянутого транспортного средства) вопросов нет.
Послесловие:
Из основных тенденций этого года я бы отметил постепенный и уже достаточно явственный отход от кошмарок-треше-страшилок в массе подаваемых в первые годы конкурса. Рвотных сентенций все меньше, либо они поданы с правильным соусом (и где то даже с подспудным желанием несколько потроллить судей, что я бесспорно оценил))) В остальном произведения все больше тяготеют к психологической драме, либо сюрреализму. Лично я считаю это большим плюсом, потому как думается мне время чистого мистического хоррора а-ля Говард/Лавкрафт постепенно уходит и жанр развивается (расширяется) в стороны, начиная цеплять краями соседние (а иногда и вовсе далекие) жанры. Эволюцию всегда наблюдать приятно! Спасибо огромное авторам за интерес и к конкурсу, и к жанру! Успехов и (надеюсь уже скоро, ибо кое-кому из участников пора пробовать свои силы в "полном кадре") изданных книг