|
|
||
Как всегда, времени нет. И, как всегда, тянет почитать. Ну, хотя бы, просто составить мнение, чем живет нынешний Джек. Как говорится, тыкая пальцем в знакомые и незнакомые имена. Много не осилю. По заявкам - вряд ли. Но, тем не менее...
Начинается обзорец с юморески. Ну что ж, хочется надеятся, что это хорошее предзнаменование. Что в этом году на БД будет меньше, чем ранее, чернухи и депрессняка.
Ах да, совсем забыл, надо же и по рассказу пройтись. Ну что ж, обычно тексты с подзаголовком "юмор" вызывают у меня априорное недоверие, переходящее по мере чтения в апостериорное раздражение. Этот же не вызвал. Уже хорошо. :) Недлинный, симпотный и приятный такой анекдотец. Так держать!
Конспективное описание заката цивилизации, вызванного изобретением Универсального Удовлетворителя Любых Потребностей. Термин мой, потому что Автор так и не придумала, как назвать сие устройство. Как оно работает, Автор тоже не объянила, чего, впрочем, и не требуется. Хотя, конечно, про изготовление колбасы из порошка я все понял (колбаса - вещь давно известная), а вот про изготовление "нужных" таблеточек против войн и насилия - ничего. Одно дело изготовить колбасу, другое дело - синтезировать "чего-то такое, которое само делает чего надо". На мой взгляд, описанное устройство на это не должно быть способно, а "табеткам", коль они уже создались, стоило уделить всю оставшуюся часть рассказа. Они сами по себе способны вызвать эффект "вымирания человечества", а не то, что на эту роль запланировала Автор.
Ну ладно, речь не об этом. Рассказ своей сухой конспективностью и легким сарказмом вызвал ассоциации с литературно-социологическими моделями Лема, во множестве рассыпанными по "Дневникам", "Кибериаде", "Мнимой величине" и т.п. Но увы, только ассоциации. Почему?
Ну, во-первых, я все время ждал от рассказа какого-нибудь забавного и парадоксального логического выверта, свойственного Лему. Не дождался: авторская логика прямолинейна, концовка предсказуема. Во-вторых, рассказу не помешало бы побольше... историко-культурного разнообразия, что ли. На мой взгляд, если уж упомянуто, что жителей этого мира интересовало "какие именно существовали Мистерии во времена Платона...", то уж растолковывать в конце, что "в моду вошла древняя Греция и Римские нравы" - излишне. Наконец, имеются чисто писательские глючки. Например, я бы понял логику фразы "не могли НЕ усмотреть тут Промысел Божий", но без "не" она мне кажется пустой. Или вот роботы, которых "наделали из компа". Это как? Разломали комп и из обломков понаделали роботов? Или вот еще: "получал колбасу и хлеб из порошка, типа биомассы". То есть, это колбаса и хлеб "типа биомассы", что ли? А еще "день рожденье". А еще "о котором писали фантасты и русские сказки" - т.е. сказки писательским творчеством занимаются? И т.п.
В общем, задумка, наверное, хорошая. Видно старание. Но этого ж мало... :(
Почти не встретишь на СИ-шных конкурсах более или менее удачного рассказа в жанре "космооперы". Этот - один из редких исключений. Тем не менее, как мне показалось, и он не идеален. Мне он напомнил романы Урсулы Ле-Гуин: такое же настойчивое и болезненное запихивание Читателя в новый мир, наполненный непонятными терминами и реалиями - околонг, хакки, Образ и т.п. Ассоциации же при этом какие-то католико-теологические: Доминус - бог, Кафедра - символ высшей религиозной власти и т.п. Так и ждешь, что введя все эти странные понятия, Автор начнет грузить Читателя какой-нибудь новой экзистенциальной философией с религиозным оттенком, как это, бывалоча, делали леди Ле-Гуин и Херберт. Но нет, в этом рассказе нахлобученный на читателя мир - всего лишь декорация, на фоне которой развертывается пусть и интересная, но короткая и незатейливая история. Фактически, даже не история, а - эпизод. Даже, пожалуй, анекдот.
И я, в итоге, разочарован. Пустоват рассказец-то для избранной формы повествования. А ведь написано хорошо, качественно. Похоже, дело просто в том, что короткий рассказ - не слишком подходящая форма для космооперы.
Неточности и корявости: "выстроились... с десяток девушек" - вульгаризм; "костёр выстрелил в небо бордовыми искрами" - а разве огонь ВОТ ТАКИМ бывает? По рассказу: задумка понравилась, исполнение - нет. С технической точки зрения - язык-то хорош, изъян в структуре текста.
Почему один герой "понял", а другой нет? Почему, вообще, белый человек - чужак в этом мире, - "понял"? Почему он "понял" вдруг и сразу, в то время как другим приходится идти к этому "пониманию" всю жизнь? Финальному эпизоду просто не хватает художественного обоснования. 90% объема посвящены описанию ритуала и "объяснялову" обстоятельств, а финал скомкан и не убедителен. Между ними надо бы втиснуть жизнеописание ГГ, но места уже не осталось. Конечно, 12 Кб и все такое. Тем не менее.
По нынешнм временам, необычный рассказ. По духу - старомодный, винтажный, наивный, примерно полувековой давности. Повеяло романтикой дальних странствий, "Легендами о звездных капитанах" Альтова, ранними рассказами Лема (например, "Молот") и чуть ли не "книгами знаний" Ляшенко и Свирина. Взять первых попавшихся, случайных людей, умеющих "что-нибудь" и послать их "абы куда", на разведку "незнамо чего". В пути - почти наверняка! - проблемы на ровном месте, встречные метеориты и взрывы реакторов, геройская гибель некоторых персонажей. А в финале - обязательно! - наполненный солнцем и воздухом счастливый новый мир.
Все это было модно лет 50 назад. Уместно ли сейчас, даже с налетом вполне современных "лирики" и "эзотерики"? Не знаю. По крайней мере, инфантильных оценок типа "я ничего не пОняла" и "так не бывает" рассказ точно не заслуживает.
Фэнтези? Сказка? Притча? Не важно. Написано, как всегда у этого автора, здорово. И со смыслом.
Хочется поразмышлять: Город просто развлекался, принимая на свои улицы и в свои дома новых жителей, а потом карая их за нарушение правил? Или он по-своему любил их, жестоко и эгоистично? И зачем он отбирал и спасал их - бунтарей на краю гибели, - чтобы принудить их к своему покою и своей рутине? Своеобразное Чистилище, вывернутое наизнанку. Вспоминается еще одно Чистилище, тоже вывернутое на "ничку", но чуть-чуть по иному - у АБС в "Граде обреченном". Не оттуда ли ноги растут? В общем, хороший рассказ.
З.Ы. По моему разумению, Виноградов-Марченко 0-1. :)
И снова образец изящной, отточенной почти до совершенства, стилистики. Впрочем, в исполнении Леданики трудно ожидать чего-то иного. По содержанию: и снова винтажность. Пахнуло рубежом 80-х и 90-х, когда страна стояла на распутье, и все наперегонки сочиняли вероятные и невероятные сценарии развития общества: или придет диктатура и все начнут маршировать на плацу? Или человечество размножится настолько, что люди начнут делать колбасу друг из друга? Или колбасу, вообще, запретят, а добровольные народные дружины начнут отлавливать нарушителей запрета? Или.... Или... Или... Судя по "развитию сюжета" реальной истории, пока ни один из вариантов не реализован, и не имеет потенции к оному. Поэтому рассказ, все таки, выглядит устаревшим лет на 20. Имхо.
И снова про космос. Видимо, "афтершоки" прошлогоднего юбилея космонавтики и пяти упавших российских кораблей. :) Жалко, если просто
"афтершоки". Надо раскачивать лодку развивать тему сильней и смелей. А то, блин, все хотят стать ельфами и вампирами, и никто, блин,
не хочет - космонавтами. :(
А вот ГГ этого рассказа хотел и стал. И потерял из-за этого семью. Настоящая Работа - в космосе ли, в море ли, в цеху ли, в лаборатории ли, на сцене ли - она жестока, она требует жертв. Но без людей, умеющих делать такую Работу, общество вымрет.
Может, не идеальный структурно (мне, например, не хватило _отношения_ ГГ к своей жене, а не только наоборот), но идейно - очень верный рассказ.
И снова про космос. И снова "жили были дед да баба, и не было у них детей". И снова винтаж. Только не полувековой, а примерно 30-35-летней давности: Павлов, Гуляковский, Тупицын; уже не разведка, но покорение Космоса.
Ну что ж, рассказ, действительно, с первых строк хватает, тащит Читателя через все свои 12 Кб, а потом с размаху бьет мордой об стенку :) Даже того Читателя, который ко всему готов, ибо знает и про "Солярис" Лема, и про "гигантскую флуктуацию" Стругацких, и про "генератор энтропии" Гуляковского. И это правильно. :))) Но, конечно, как мне показалось, надо было поселить героев на Станции, заставить их там пожить, понаблюдать всяческие чудеса, и лишь потом вместе с Читателем прийти к финальному выводу. Впрочем, Автору видней, а рассказ, все равно, очень неплохой.
Разумеется, сказка. Эмоционально - пронзительная. Стилистически - почти совершенная, хотя глючок: ...получает горячую маску на лицо - чтобы не путать с "теми" масками, нужно другое слово. Компресс?
А вот идейно... Мне почему-то упорно приходит в голову определение: "политическая" сказка. Сказка, порицающая конформизм. Но что предлагается взамен? Побег за реку? Кому как, а мне позиция: "я устал жить в дерьме, меня здесь ничто не держит" - претит. А вот главгероиню, похоже, тоже ничто не держит, кроме устоявшихся привычек. Живет одна, занята только работой, а вокруг одни подлецы в масках. Страшный мир. Страшные люди. Страшная жизнь. И страшная гибель. А почему Автор не заставила свою ГГ попытаться найти среди подлецов - нормальных людей? Так не бывает, чтобы их не было.
Не буду врать, что мораль мне понравилась. :(
Не оригинально, см. вот это.
Забавно. Пожалуй, понравилось. Легкая такая юморесочка на былинную тему.
Но, на мой взгляд, если уж стебаться, то с каменным выражением лица. Если уж сочинять стилизацию, так должна она выдерживаться от первой и до последней строчки. Легкий налет современного гламурного жаргона (например, "бесит она мальца") мне показался проколом.
Ну, в общем, традиционная для Димыча саркастическая фантасмагория. При первом прочтении бросилось в глаза "идентифицировать время" - совершенно нелепое словосочетание, впрочем, и весь этот абзац довольно коряв. В остальной части текста, вроде бы, грубых глюков не замечено - небось, Димыч свои-то рассказы перед выклыдыванием не только фломастерами раскрашивает. :)
Честно говоря, сверхидея этого рассказа меня не тронула. Возможно, ехидное старческое брюзжание с упоминанием не только современных банкиров-кровопийцев, но и ревматросов вкупе с опричниками, найдет своего Читателя. Я не среди них. Или просто мне не хватило вдумчивого и последовательного развития авторской мысли, слишком уж скомкана концовка на фоне банковских злоключений протагониста. А раз не хватило - то вижу только брюзжание. Сорри. :(
Почему бы не обозреть рассказ, который оценен аж 69 раз? :)
Итак, очередной, 12345-ый по счету образ смерти. У одних авторов она старуха с косой, у других - прекрасная девушка, у третьих... у четвертых... и так далее. А вот здесь она - женщина с одуванчиками. Ну, и что? Я как-то не увидел в этой сказке ничего, кроме попытки красиво соригинальничать. Извините.
Мдя... Возможно, у меня слишком богатая фантазия и я вижу те аллюзии и намеки, которые Автором не планировались, но... Но мне почему-то очень захотелось увидеть этот рассказ в финале, и, главное, чтобы Воха Васильев на него отзыв сочинил. А я бы запасся попкорном. :)
Впрочем, насчет выхода в финал - это еще писями по воде виляно. Написано хорошо: буква к букве, слово к слову. Образы яркие. Фабула, сюжет и сверхидея (по крайней мере та, которая лежит на поверхности) - довольно традиционны, если не сказать: банальны. На мой взгляд, не все достоинства этого рассказа лежат в литературной плоскости, так что турнирная судьба его не очевидна. Пожуем - увидим. :)
И снова выворачивание наизнанку библейских мифов. Рассказ построен на сопоставлении и противопоставлении двух шоу: распятия 2000-летней давности, срежисcированного необыкновенно прозорливым Пилатом, и современного роскошного церковного обряда, соблюдаемого "по инерции". Собственно говоря, авторская мысль ускользает от меня. Попыток ниспровергнуть христианские мифы, опираясь на контргипотезы типа: "все это сказки, Христа вообще не было"; "Иисус остался жив и просто убежал"; "Христов было двое - одного казнили, другой убежал" - было многие тысячи, и если этот рассказ является всего лишь очередной такой попыткой, то: 1) зачем здесь подробное описание современного обряда; 2) "контргипотеза" подана при помощи слишком сухого описания. Или Автор хотел сказать что-то иное? Например: обряд ценен сам по себе, ибо тысячелетнее соблюдение его создало и поддерживает в душах верующих "ментального Христа", равноценного "тому"? Или имел место намек, что сам Пилат был Богом, только этого не заметили? Или, наоборот, Дьявол управлял им? Ох, глубоко же зарыта сверхидея этого рассказа. Если она есть...
Такая вот милая сказочка о лепреконе (то бишь забугорном домовом), который помог одинокому протагонисту познакомиться с будущей женой. Написано хорошо, тщательно и симпатично, и почти наверняка, порывшись в прошлых Джеках и ХиЖ-ах можно будет обнаружить Автора этой сказки, только под другим ФИО. У меня есть 2-3 предположения, но проверять их нет времени.
Сказочка милая, да какая-то неглубокая. Разве одиночество только от того приключается, что где-то что-то "не сложилось", и всех делов-то - "сложить", а лепрекон чуть-чуть подтолкнет теорию вероятностей? Увы. :(
А вот сказочка-близняшка предыдущей, только не про лепрекона, а про кошку, в которую вселился инопланетный разум, который не стал главгера кушать, а вместо этого стал с ним жить-поживать. В отличие от предыдущего рассказа, гость оказался более пассивен и эгоистичен и, в общем-то, решал исключительно свои, а не главгерские проблемы, а потом, как и персонаж предыдущей сказочки, сделал главгеру ручкой. Да, ну и знакомить одинокого главгера он тоже ни с кем не стал, впрочем, послужил косвенным поводом такого знакомства. И опять: легкая, неглубокая, так-себе-почитать историйка.
Не плагиат, конечно. Просто сюжеты подобного рода стали современным штампом.
"Что это было?" (с) Запах очень симпатичный, пахнуло американской фантастикой 50-х годов, не то Азимовым, не то Сильвербергом, не то Кларком. Такое вот, непопулярное в современной фантастике, ощущение бесконечно глубокой, трансцендентной, равной Богу иной сущности, обитающей где-то там - за созвездиями и галактиками, и взирающей оттуда на человека.
Но все это - лишь какие-то обрывки и намеки: и кто-то зачем-то не пускает за пределы Системы, и чьи-то везде следы, и кто-то вроде бы богоподобный и жестокий, а на самом деле сравнительно легко победимый (почему, кстати? и сразу запах Кларка пропадает) на Энцеладе... Намеки есть, а полноценного рассказа не получилось, имхо. 12 Кб не хватило? :(
Автор умудрился в 12 Кб втиснуть и спорт, политику, и этику, и любовь, и даже этнографические наблюдения. :) Но в какой футбол они играли, почему на фигуре спортсмена солнечные блики (он что, в доспехах?), почему земляне - убийцы, какого черта главгер полез в постель к местной "розовой кофточке", кто и как позволил ему гулять по чужой враждебной планете, почему его не запинали до смерти, действительно ли это "волшебная" кошка? Впрочем, последний вопрос - риторический, но все предыдущие имеют место быть и внятного объяснения в тексте рассказа не получили.
А ну-ка? А что будет на этот раз? Девочка в мясорубке? Высохший труп в дальнем углу супермаркета? Мертвецы, гуляющие по гостям? Тощая лысая японка, выцеживающая в рюмку радиоактивное молоко из голой груди?
Ах нет, на этот раз: две козы (вообще, подразумевались, видимо, два барана), испытавшие массу "приключений духа" перед новыми воротами, и "приключений тела" - за оными. А, в общем, чего только не приключается с теми, кому делать не хрена! :)
Довольно распространенный лет 30 назад, а сейчас незаслуженно забытый жанр "инопланетной фантасмагории". А ведь в нем не только Лем творил, но и,например, Варшавский, Силецкий... да многих вспомнить можно. С другой строны, тематика, мягко говоря, не свежая. Помнится, лет 5 назад, не то в 2007, не то в 2008 я начал подсчет перевертышей про сотворение мира, размещенных на Джеках и ХиЖах, а на сегодняшний день пальцев для загибания уже не хватает.
Впрочем, расказ добрый, разноцветный, позитивный, и прочитать его стоит хотя бы в качестве лекарства от депрессушки и ипохошки.
Скучноватая и предсказуемая история о том, как ученые, пробурив сверхглубокую Кольскую скважину, наткнулись на Ад, с которым завязали взаимовыгодные торговые отношения. Туда, в преисподнюю - всякий шлак, оттуда нам - каких-то съедобных уродов, которыми можно торговать на рынке. Увы, текст воспринимается как урезанное, непоследовательное, неудачно скомпонованное изложение одного из рассказов Роберта Шекли... а может быть и Саймака? Ну, в общем, где между двумя помойными урнами образовался межзвездный портал, и герои с немалой выгодой для себя обменивались через него мусором, огрызкам и дохлыми кошками.
И опять "шеклиевские" мотивы - обмен разумами со своей прошлой инкарнацией. Оказывается, вокруг этого можно завязать очень яркий, интересный, детективный сюжет. Хороший рассказ. Был бы отличный... но мотивация персонажа, отплатившего главгеру черной неблагодарностью и пытавшегося склеить его жену, показалась мне... эээ... несколько натянутой и не слишком убедительной.
Почему молнии сверкают беззвучно? Почему паук не впрыскивает желудочный сок в муху, а раздирает ее? Кто таков главгер, почему он ограничен в сроках? Куда делась человеческая цивилизация? Почему выжили слоны и крысы? Что означают последние две строчки? Боюсь, ответа не будет. Это же постмодернистско-сюрреалистиченская притча... наверное.
Увы, остались впечатления назойливой красивости и показного глубокомыслия.
Если так можно выразиться: недопостапокалипсис. Подобными сценами мы пугали друг друга лет 20-25 назад: скоро еды не будет, воды не будет, к власти придут нацисты и начнут бить жидов, на улицы выйдут пролетарии и разграбят магазины, и так далее, и тому подобное. Предощущение чего-то подобного лилось со страниц журналов (Стругацкие, Тополь, Кабаков...), с экранов ТВ, из уст соседей по очереди. А как получилось на самом деле, мы знаем.
Так вот, меня почему-то оставила равнодушной атмосфера (а кроме атмосферы, ничего более не просматривается, даже фантэлемента) этого рассказа. Нет, я не считаю что "у нас все путем" и "все будет ништяк". У меня есть собственное ощущение предапокалипсиса, но оно совсем другое. В терминах четвертьвековой давности его не опишешь.
Традиционый для этого Автора "причудливый сюр". Мир сухопутных людей - больной, умирающий, исковреканный, грязный; и мир воды - чистый и всеисцеляющий. Первый убивает себя сам, а второй может помочь, но не спешит делать это. По разным причинам. Но раз есть "изгои", не находящие понимания в "своем" мире, и их становится все больше и больше, значит... Впрочем, ничего это пока не значит.
Красивый рассказ. Но сложный. И неоднозначный.
И все таки, это не рассказ, а первая глава какой-то легкой, приключенческой повестушки про мутантов из отравленого полигонной химией озера. Вот повестушка получилась бы увлекательной, особенно, если оформить ее в духе небезызвестного японского ужастика "Легенда о динозаврах". А в коротком, рассказовом виде... не знаю. Простовато.
Бррр... Вот расказец, так рассказец. Пожалуй даже, для финала. Чувствуется, конечно, какая-то неуверенность в слоге. Речевые характеристики персонажей несколько смазаны. Например, "в колонию угодил" - это книжная фраза, а "халявщиков убирать" - смесь профессионального жаргона с простонародным лексиконом. "Придиралась в Сеньке" - опять книжная фраза. И т.п. То есть, едут-то разные люди, из разных социальных слоев, а разговаривают по-киношному или по-книжному. Но все равно, рассказ очень и очень хороший.
Увы, прежде всего бросилась в глаза неудобоваримость слога. "Тебе не объять своим дотошным математическим умом, насколько велика задумка Бытия" или "левитацию практиковать" - с чего это мать со своим сыном разговаривает, словно профессор философии с аудиторией? А предложение, начинающееся с "Мягкая полутень" пришлось трижды перечитать, прежде чем расплел все эти сложноподчиненные и сложносочиненные кудри и добрался до смысла. Или вот, оксюморончик: "отличался неукротимой энергией и... засыпал, едва коснувшись головой подушки". Потом обратила на себя внимание скомканность концовки. Все это, конечно, минусы.
А, вообще, конечно, романтично. Замечательно, что на нынешнем БД попахивает старой фантастикой. Вот и этот рассказ напомнил что-то из 60-х (Журавлеву, например), когда казалось, что вот-вот "чистое знание" превратится в "производительную силу", и мы полетим к звездам.
Прочитано не так уж и много рассказов, но общее вчепятление о нынешнем конкурсе составить уже можно.
Хороших расказов немало, но такого, чтоб прям "ах", не встретилось ("Дорога в никуда" и "Другой человек" близки, но чуть-чуть недотягивают).
Нет и скандалов, даже "Ленин-вампир" особых эмоций не вызвал. (Ну Ленин, ну вампир. А еще он гриб. Ну и что?)
Слабый, но ощутимый позитивчик вызвали забытые ароматы фантастики прошлого.
Но общее впечатление от нынешнего конкурса: "умеренность и аккуратность". Хорошо ли это? Плохо ли? Не знаю.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"