Аннотация: Литобзор рассказов в конкурсу "Бес сознательного-2" - "Ветер и бубен"
Обзор некоторых рассказов из "Бес сознательного" - "Ветер и бубен", попавшихся на глаза
--
Back to the Universe - мутно. Церемония оживления Бубна, полет ко входу в преисподнюю, Книга с шаманскими знаками, вороны. Но интересно и страшно. Последняя фраза: "Я пришел из твоего сна. Я пришел разбудить тебя" - лучше не надо.
--
Hail to the Violence! - жуть, кровавый ужастик, очень злая мораль. Но захватывает. Много стилистических ляпов. "Его нельзя за это упрекать, нельзя упрекать за то, что..."
--
Аматоры vs архетип - хороший стиль, удачная передача тревожности настроения героев, потоки сознаний шикарны, правда, слишком выпячен мотив Эдипова комплекса - шрам на животе сразу толкает к подозрению, что ее обладательница - одновременно мать своего любовника. Зато ее убийство - неожиданно и сильно. Концовка - супер. Последний обзац - в лучших традициях Джойса. Оригинальное вплетение самого конкурса в сюжет.
--
Букинистический рассказ - слишком много Достоевского, даже прямые цитаты на поллиста. А там и Соня Мармеладова с мобильным телефоном, и убогий "идиот", готовый отдать журналец "Natali Wood" за отсос и Достоевского. Мораль - "лихорадка души", которой заканчивается сюжет.
--
Ветер над городом - нудно, никакого экшн, девушка-бурятка и ее репетитор, который устраивает концерт на балконе с ее бубном, пока не возмущаются соседи - не тема для обсуждения. Самое интересное место - рассказ о необходимости заняться шаманке математикой.
--
Во всем нужна тренировка - слишком все просто и чересчур много бубна, уж очень на заказ сделано. "Значит, закрываю глаза, представляю себе бубен - так звенит в ушах, что воображение не нужно. Теперь ти-хо-неч-ко тюкаю кончиками пальцев в один из колокольчиков и шепчу..." - очень смахивает на знаменитое "и щелкнул мысленно хвостом" из мультяшки про чертика. Мораль - "обязательно нужно тренироваться. Особенно - для игры на бубне". Как-то мелковато.
--
Волшебная сила молодости - многие, знаю, нахваливают, но мне показалось бредятиной, отходняком полным. Есть интересные стилистически места, но так - не запоминается абсолютно, отсутствие общего сюжета, идеи, героев. Словом, как в мозгу у описываемого Ивана Петровича от разрастания оплетшей его паутины - пустота.
--
Восход моего заката - стиль хорош, мысли тоже неплохи, но - абсолютно нулевой сюжет.
--
Все женщины - ведьмы? - трактат, перенасыщенный линками. Что-то среднее между серьезным исследованием и бытовыми историями. Если бы было первое, имел бы познавательную ценность, если бы второе - литературную. А так - фифти-фифти.
--
Де финита ля минор - добрая притча о ветре и бубне, их встрече и поиске смысла в звуках.
--
Знаки Смерти - где-то что-то такое было, какая-то фильма. Видения-страшилки - и затем жертва в реальности. И самоубийство в конце. В целом по стилю - это сценарий. Может, так и замышлялось.
--
Имитация имитации: Хроники Второй луны - вести с того света? Или из другого измерения? Вставка сна о пичанах и их проявлении на Земле - очень оживляет. Концовка - двойственна.
--
Казино оживает в полночь - сюжет в духе "Розмари". Рождение ребенка-дьяволенка в казино в результате частых призывов - не ново.
--
Казнь - конец понятен с первой строчки - счас пойдет опрокидывание привычных стереотипов, размазывание по стенке образа "защитника отечества", проклятие своим, слеза по казнимым фрицам. Так в точности всё и оказалось. Просто и безыскусно.
--
Ключ от дома - слишком наукообразное вступление, потом пошло живее, конец хороший, мысль интересная. Если бы первую часть подать в виде диалога, с вставками живой речи, а не мертвым языком - все было бы тип-топ.
--
Лейтенант Небесной канцелярии - байка-притча о домовом, незатейливая. Как и следовало ожидать, все оказалось сном. Мысль о том, что потусторонний мир существует, пока мы в него верим, где-то уже была.
--
Маски безумия - захватывающий рассказец, хорошо и психологично выписанный, но вплоть до мотива убийства, похоже на Юрия Андруховича - роман "Перверзия", вышедший в Москве в 2002 г. Тот же мотив Венеции, карнавала, таинственного исчезновения, поиска, сам стиль текста. Допускаю, что автор, может, и даже наверняка не читал сей роман и о существовании киевского писателя, скорей всего, не подозревает, тем обиднее, когда твою идею уже кто-то успел осуществить.
--
Обучальное кольцо - добрая легенда, немного затянута диалогами. Подсократить их - и сказка оживет.
--
Пусть сильнее грянет бубен - интересный поначалу сюжетец с камлай-грибами, употребляемыми шаманом перед трансом, плавно переходит в злобный политический пасквиль на Энгельса и его "Диалектику природы" - в общем, книгу довольно интересную. Но вот после его осмеивания - фраза "Стали даже поговаривать, что все это стучание в бубен - вообще сплошная липа и надувательство, и никаких таких "духов" в природе - не существует". Так на чьей автор стороне?
--
Скучно быть богом - жуткий по смыслу рассказ. Написанный затейливо - ниточки там, цветочки, облачка. Все в уменьшительном значении, а за этим стоит - конец человечества. "И последним, что я увидел, была чернильная нить, которая оборвалась над моей головой...". И над Богом кто-то есть - таков смысл. Верующие назвали бы рассказ кощунственным. Уж слишком несерьезный Бог. А в целом - имеет место быть.
--
Третья нога Монтеплю - забавно, смешно. Мир, где страшно признаться во временной потере третьей ноги, и вообще иные системы ценностей - впечатляет.
--
Тринадцатая звезда - крутая фантастика, исполненная по всем традициям жанра научной фантастики. С интересной идеей, оригинальными образами и сюжетом. Такой теперь сыщешь немного. Очень оригинально вплетен дотошный "ветер и бубен". И тема раскрыта - полнее не бывает.
--
Долг превыше всего - тут совершенно обворожил стиль. Вот несколько перлов: 'Рот протекал кровью:', ':притянул г-жу Л. твердостью своего любопытства:', 'Воздух вздрогнул, ветер радостно задул на юг:' и т.д.
--
Кап-кап - можно назвать рассказом о дерьме. Хороша фраза 'Я не творец' - это об авторе.
--
Кого что: - типа 'Потерянного рая' на пошлый лад, постмодерновая трактовка библейской истории, интересен образ плевы между мирами Бубен (это она).
--
Нереальность
- интересный психоанализ. Мотив предсмертных видений, конечно, довольно распространен (из последнего тут 'Мост' Иэна Бэнкса, ), но написано увлекательно. Мысль - о смерти можно догадаться лишь по возрастанию странности событий и мира вокруг тебя. Рассказ вызывает ощущение страха. Да, может быть и так. Как один из вариантов.
--
Осень в июне
- отсутствует концовка. А она - одно из главных достоинств рассказа.