Просто Олег Владимирович : другие произведения.

Заметки по Рф фэнтези и фантастике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О забавных и не очень тенденциях в РФ фэнтэзи и фантастике. Я понимаю, что дискуссия будет скатываться в политическую сферу, но все же постарайтесь акцентироваться на литературе и ее тенденциях. Если вы пишете комм к какой-то конкретной заметке, то не забывайте ее указывать
    Последнее обновление 4.9.24

  

Вступление

  В свое время, задолго до войны, я пытался (под своим писательским ником) публиковать фэнтези критику. Опыт оказался печален, поскольку чуть ли не каждый оставлявший комментарий начинал с того, что я просто завидую "маститым" "талантливым" авторам и устраиваю черный пиар. Аргументов (естественно) практически никто не слушал, потому что: "какие могут быть аргументы, если у меня читателей/подписчиков меньше"? Типа, миллионы мух не могут ошибаться... А уж если "уважаемый" автор возвеличивает воображаемую Россию, то тут начинало биться "патриотическое сердце" и на защиту этого воображаемого величия вставали так, словно я оболгал каждого жителя РФ, да еще обвинил в самых мерзких преступлениях. И вот после прочтения очередного "шедевра", мне пришла в голову мысль размещать свою критику в своем "политическом" разделе, поскольку как минимум здесь в черном пиаре меня не обвинить.
  Хочу так же пояснить, что лично я читаю всякий мусор и графомань, поскольку это прекрасный пример как не нужно писать и чему необходимо уделять внимание. Т.е. учусь на чужих ошибках. и, конечно, оцениваю саму историю и фантазию авторов... И тут невольно приходишь к некоторым обобщениям. Вот им, и уделим некоторое внимание.
  

Заметка 1

  В последнее время в РФ стал очень популярен жанр альтернативной истории. В какой только период российской истории не забрасывала "судьба" россиян! При этом в каждом времени находится что подправить, чтоб возвеличить Россию... И получается, если суммировать, по мнению авторов, да и читателей, активно поглощающих данную литературу, Россия никогда не была великой и стать заметной и значимой она может только с помощью попаданческого читерства/жульничества.
  

Заметка 2

  Прогрессерство попаданцев в альтернативную Россию порой такое интенсивное, что невольно начинаешь думать, что автор количеством изобретений пытается компенсировать ущербность. Только не понятно свою (что не смог ничего изобрести в реале) или страны, что в реале не дала развиться изобретательству
  

Заметка 3

  Отдельной графой в попаданстве для меня идут попаданцы во Вторую мировую войну. Для меня это как прийти в семью, где погибли люди и сказать: "А давайте пофантазируем, что они не погибли и их защитили/спасли". У моих дедушки и бабушки погибла вся родня, оставшаяся на захваченных немцах территориях. У нас в семье хранятся письма с фронта того, кто не стал моим дедом. И я не один такой. В РФ (и в мире) полно людей, у которых сохранились личные связи с теми, кто не пережил тут войну. А многие бы просто не появились на свет, так как их родители встретились из-за той войны.
  Та война еще не отдалилась в истории так далеко, чтоб живущие забыли о личных связях с ней. Поэтому о ляпающих свои альтернативные версии про вторую мировую я, мягко говоря, ничего хорошего сказать не могу. Они как танцующие на костях в присутствии родственников покойных.
  Ну если не врубаетесь, то пишите книжку, по альтернативной истории СВО, как все закончилось победой РФ 1ого марта 2022, а потом поезжайте продавать книжку в Белгород и семьям погибших на этой войне. Может, они смогут найти понятные вам слова.
  

Заметка 4

  Фраза, которую я по-настоящему ненавижу - это "Русские не сдаются". Потому что я всегда вспоминаю немецкую кинохронику лета 1941ого и колонны пленных красноармейцев. Вот кто они в этих колоннах?
  

Заметка 5

  Мне в какой-то степени забавно, что читатели испытывают гордость за альтернативную фэнтезийную Россию. В их сознании, похоже, сбоит понимание того, что и глупо гордиться чем-то нереальным/выдуманным, и то, что иди страна альтернативным путем развития, то это получилась бы совсем другая Россия
  

Заметка 6

   Довольно много авторов не шибко понимают, что фантастика и фэнтези - это лишь декорации для действия. Им, видимо, кажется, что читателя интересует не сюжет, а какие магические/фантастические приблуды они могут выдумать. Это непонимание дает довольно забавный перекос в книжках от 'технарей': они посвящают чуть ли не целые главы описанию ТТХ выдуманных устройств, потом описанию выдуманных неполадок, а потом тому, как лихо починить выдуманную неполадку у выдуманного устройства. Некоторые авторы настолько увлекаются этим процессом, что у них герой только и делает, что постоянно меняет свое вооружение/тех.обеспечение. Причем старое не использовалось, а просто поменялось на новое. Зато сюжет пополнился еще одним ТТХ, описанием его поломки и ремонта...
  

Заметка 7

  Если не брать попаданцев в советский период истории, то я не могу припомнить книжку с альтернативной Россией без монархии. Причем не просто монархией, а абсолютной. Такое ощущение, что авторы поголовно не учились в школах и не знают о тех проблемах с абсолютной монархией, которые приводили к революциям. Вот взять, для примера, последнего Российского императора. По отзывам современников в личном плане вроде как Николай II был неплохим человеком. Вот только способностями управлять страной не обладал. Да и вообще, вроде как особыми способностями ни в чем не отличался. Ну и получилось, что получилось...
  И так получалось не только в Российской истории. Это всегда проблема, когда целая страна зависит от желаний и хотелок одного человека (Это я сейчас не про Путина, а в принципе). Потому что в такой системе отсутствуют элементы контроля. Ведь даже у очень умных и рациональных людей есть недостатки. Или просто плохие дни случаются. И бодуна можно такого натворить... Собственно, зачем мне это все расписывать. В распоряжении читателей, как мировая история, так и художественные произведения, которые наглядно показывают, что абсолютная монархи в какой-то момент начинает тормозить развитие страны.
  Возможно, кто-то захочет мне возразить, показав на прекрасно себя чувствующие абсолютные монархии ближнего востока... НО при этом нужно понимать, что это самочувствие достигается не развитием своего общества, а покупкой за нефтедоллары достижений западного общества. А если нынешнего царя-эмира-короля сменит какой-нибудь глубоко ударенный в религию наследник, то на всех нынешних достижениях поставят большой жирный крест. Потому что нет никаких гарантий, а есть только абсолютная власть...
  И вот зная все это о нашем реальном мире, мы открываем книжку и читаем об очередной альтернативной вселенной, где Россия передовая сверхдержава с абсолютной монархией. Какая вероятность такого безоблачного развития? Ноль целых, хрен миллионных.
  Впрочем, не исключаю, что такая 'любовь' к абсолютной монархии и закрывание глаза на ее недостатки идет от простого упрощения своей 'писательской' работы. Типа 'пипл схавает'. И похоже хавает
  

Заметка 8

  У описывающих альтернативную Россию авторов нередко идет подчеркивание, что герои используют именно российский бренд. Особенно если речь идет об автомобилях. Кто-то даст пару предложений, поясняющих, какая это хорошая вещь, кто-то добавит воображаемые техно магические характеристики, а кто-то еще нафантазирует историю создания, которая к сюжету ни пришей, ни пристегни.
  Собственно, я совсем не против того, чтоб у России (что альтернативной, что реальной) были свои хорошие марки автомобилей или чего-то еще. Речь не о том, и даже не о том, насколько умело авторы вплетают это в сюжет. Речь о том, что такое выпячивание только лишний раз подчеркивает, что такого в реальной России нет.
  Чтоб полнее ощутить, о чем я говорю, представьте, что читаете про альтернативную Германию, где автор начинает описывать машину марки Мерседес, рассказывая насколько хорошая эта машина. Естественно, это выглядит глупо, поскольку в нашей реальности и без этого описания Мерседес воспринимается именно как хорошая машина. Причем немецкая. Поэтому не нужны ни описания, ни подчеркивания, что это именно немецкая машина. Но если в вашей альтернативной Германии Мерседес плохая машина, вот тогда вам необходимы дополнительные описания насколько машина плоха, чтобы разбить ассоциации у читателей, и они поняли ,что в вашем альтернативном мире эта машина плохая. А потом после чтения такой книги вы выходите на улицу видите Мерседес или даже садитесь в него и острей ощущаете то, что в реальной жизни совсем не так как в той альтернативный Германии. И хорошеет на немецкой душе.
  Как вы понимаете, с альтернативной Россией и воображаемыми российскими брендами ситуация получается абсолютно иной.
  Или кто-то считает, что начитавшиеся об альтернативной России россияне испытывают жутко положительные эмоции, выходя на улицу и четче понимая, что крутые российские машины живут только в фэнтези?
  

Заметка 9

  Фантазируя об условиях в могут жить герои книг авторы очень часто не понимают о чем они пишут. Правда, для иллюстрации хочу взять пример не из фэнтези, а ЛР, где героиня начинает жаловаться о том, что ее сожитель (богатый) каждый день надевает чистую рубашку и ей приходится их ежедневно гладить и это ее подбешивает. Т.е. у писательницы полное непонимание и того что рубашки надо часто менять (ведь потеем постоянно), и того что на работе, особенно руководитель на большой должности, должен быть выглядеть опрятно-солидно, а самое главное она не понимает, что этот человек как-то решал этот вопрос с рубашками до встречи с главной героиней 😊 И если он богатый на самом деле, то просто платил за сервис чтобы ежедневно иметь такие рубашки. А если она вынуждена ему гладить, то он совсем не такой богатый, как нам пытаются изобразить.
  С фэнтези такие яркие примеры подобрать сложнее, поскольку автор всегда может сказать: 'Мой мир, мои правила'. Это так, но придумывая правила, нужно понимать их суть. К примеру, в произведении одной... (не хочу называть ее писательницей, и графоманшей не хочу) дамы, попаданка в какую-то знатную особу нокаутирует забравшего к ней плохиша-принца, потом сбегает из дома, потом возвращается с помощниками, потом увозят не пришедшего в себя принца. И все это происходит незаметно в усадьбе 'нафаршированной' слугами в течение одной ночи. Тут явное непонимание и сколько понадобится времени на эти действия, и то, что незаметно от слуг такое не провернешь.
  С описанием слуг вообще у авторов не редки проблемы, поскольку частенько они не продумывают, какие работы те должны выполнять, где эти работы выполняются, сколько те работы занимают времени. А то читаешь, ГГ живет со слугой в двух комнатах, но при этом слуга куда-то пропадает, чтоб починить/зашить одежду герою. Кстати, и одежду откуда-то приносят, словно шкаф с одеждой где-то отдельно 'живет'.
  Другой пример, это не понимание, что если общество придерживается этикета обращения на 'Вы', то значит переход на 'ты' может иметь особое значение. Возможно, это способ унизить человека обратившись к нему по имени как к прислуге, или просто показать, что он находится ниже по статусу, или в случае разных полов продемонстрировать намек на какие-нибудь интимные отношения. С появлением попаданца/попаданки значение в обращении не потеряется.
  Предложение же слуге, чтоб тот обращался к хозяину/господину на 'ты', в глазах слуги не поднимает его до 'все люди равны', а принижает хозяина до его уровня. Это примерно такая же разница как 'бороться, чтоб богатых не было' или 'бороться, чтоб нищих не было'
  Безусловно, подобные финтифлюшки в обращении нашему современнику из бесклассового общества не привычны. НО когда очередной попаданец предлагает окружающим перейти на 'ты', автор не только подчеркивает, что его герой - человек простой, но и глупый, неспособный сообразить, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут, и 'упрощение' для 'аборигена' может означать совсем не то, что для него.
  Для осознания, насколько наше понимание простых вещей может отличаться от восприятия 'аборигенов' (особенно если речь идет в попадание в дореволюционную Россию), рекомендую посмотреть в 'Комментариях к Евгению Онегину' Юрия Лотмана описание Пушкинского времени. К примеру, слова Онегина о своем секунданте "малый честный", являлись не похвалой своему секунданту, а недвусмысленным обвинением секунданта Ленского.
  

Заметка 10

  Одна из вещей. о чём частенько забывают (не понимают) авторы, пишущие о попаданцах в альтернативную Россию, что язык в этой альтернативной России будет отличаться от того языка, которым они пользуются. Это легко понять, понять, вспомнив о том, что существуют, как минимум устаревшие слова, заимствованные слова, и естественно новообразованные слова. Об этом должен знать любой закончивший школу человек. По сути, язык альтернативной России будет отличаться от нашего языка примерно так же, как русский отличается от других Славянских языков. И чем раньше по времени эти языки разделились, тем более непохожими они станут. Именно родственные языки показывают то, какими разными путями может идти развитие одного и того же языка в разных условиях.
  Особенно хочу отметить влияние прогресса в скобках технического или магического закрылись на язык. Это не только появление новых названий, но также изменение значений слов, которые теперь будут означать, какие-то другие предметы или новые действия, связанные с новым прибором входящим в жизнь. Также в языке альтернативной России должны появляться словесные обороты, связанные с альтернативной историей, с книгами/фильмами, ещё с какими-то культурными событиями/явлениями. Впрочем, авторы нередко играют на том, что альтернативной России непонятны некоторые современные нам выражения но практически никто не вспоминает о том, что какие-то выражения принятый в той России должны быть непонятны нам. А ещё меньше вспоминают, что слаба выражения альтернативной России должны начать загрязнять речь попаданца.
  Так что, если вы читаете книгу, где попаданец пользуется альтернативной русским как к своим родным то вы сразу понимаете, что автор чего-то не понимает. Опять же автор должен держать в голове пример родственных с русским языков. Условно представьте, что человек попадает в Словакию или Польшу. Слова похожи, значение слов близко, но сходу просто и свободно общаться не получиться.
  У попаданцев в прошлое тоже, должны быть проблемы с языком. Здесь не только придется узнавать значение кучи устаревших слов, но и сама манера говорить (которая зависит от сословия) другая. Вы со своим русским будете звучать как иностранец, и далеко не факт, что вас смогут понимать.
  PS: Возможно, вы удивитесь, но даже русский, времен СССР не совсем совпадает с тем языком, на котором вы говорите. Слишком много названий, терминов, понятий, фраз, появилось с момента развала СССР 😊
  

Заметка 11

  Основная, как мне кажется, причина популярности попаданческой литературы в том, что наши современники слишком высокого мнения о своих способностях и знаниях. В качестве примера хочу упомянуть различных, попаданцев мастеров фехтовальщиков.
  Любой, хоть немного занимавшийся спортивным фехтованием (да и просто спортом), знает, что спортсмены натаскиваются на инстинктивные действия. Вот только мало кто задумывается на что направлены эти инстинкты. А их суть в том, чтоб нанести укол первым в соответствии с правилами.
  Не защитить себя, а нанести укол первым по правилам. Причем 'нанести укол' в случае шпаги и рапиры на самом деле означает, оказать достаточное давление на кнопочку, находящуюся на кончике наконечника. Этот нюанс явился причиной появления такого приема как флик: удар рассчитан на изгиб твоего оружия. Историческая/боевая шпага так не изогнется, да и если бы изогнулась боевая эффективность такого удара очень низкая. (Его порой вообще не чувствуешь.) Т.е. часть приемов современных фехтовальщиков уже откинули. Далее, современные шпажисты настолько нацелены на опережение соперника, что даже держат шагу с французской рукояткой за самый кончик (за гайку). При таком хвате выдержать какой-нибудь 'мясницкий рубящий' удар невозможно. А ведь боевой шпагой вполне можно наносить рубящие удары. Кстати, рапиристы массово предпочитают рукоятку пистолетик, которая весьма отличается от боевых шпаг. Опять минус умений современников.
  Я уже ушел в детали, а начать стоило с истории спортивного фехтования, которое было тренировкой для боя. Именно это отражается в правиле 'право на атаку' у рапиры(и сабли): если соперник начал атаку первым, то ты должен взять защиту, прежде чем атаковать в ответ. То есть приучали думать прежде всего о защите. Причем на рапире считаются удары только в корпус, видимо нашло отражение то, что это более серьезные ранения, чем в конечность. Фехтование же на шпаге появляется позднее и именно как спорт по принципу: давайте считать только кто первый нанесет укол (быстрей на 0.04сек), отменив 'право на атаку' и будем считать все тело...
  Причем на рапире считаются удары только в корпус, видимо нашло отражение то, что это более серьезные ранения, чем в конечность.
  Т.е. рапирист не имеет инстинктов думать о конечностях, а шпажист не шибко заточен на защиту (бой на саблях - 'воспроизводит' конный бой). А теперь начинайте фантазировать: вышел рапирист против мушкетера, а тот ему 'неправильный' укол в руку. А шпажист первым задевает руку соперника, а через 0.05 секунды получает сталь в живот, поскольку его укол не остановил начавшуюся атаку. Безусловно, фехтование со времен мушкетеров развивалось и в чем-то современные фехтовальщики превосходят лучших мастеров прошлого. НО развивалось фехтование именно как спорт, а не как что-то, что сохранит тебе жизнь. Поэтому ненужное для спорта безжалостно отбрасывалось и оставлялось исключительно то, что принесет очки.
  Возможно, читающий мои заметки уже ухватил мысль, что выработанные инстинкты у спортивного фехтовальщика могут сыграть с ним злую шутку в смертельном бою. Но ведь это еще не все. Насколько, к примеру он, привыкший вести бой в пределах фехтовальной дорожки будет хорош против представителя испанской школы, который будет кружить вокруг соперника, чтоб атаковать с углов? А как насчет 'кинжала' в левой руке? А разная (причем нестандартная) длина оружия и вес?
  Кстати, стоит добавить такой нюанс, что современные фехтование проходит исключительно в спортивных залах, а фехтование в естественной среде имеет ряд особенностей: солнце в глаза, плохая видимость вечером, трава или грязь под ногами. Да и одежда: те же сапоги не лучшая замена для кроссовок 😊. Удобство одежды на завязках и ремнях, по сравнению с резиной тоже сомнительно.
  Безусловно, занимавшийся фехтованием (тем более профессионально) может освоить отсутствующие у него техники, но на это нужно время. Уйма времени. Попаданцы же начинают крошить своих соперников с первых страниц, да еще поясняют, что привыкших к смертельным поединкам бойцов крошат, потому что занимались рафинированным спортом в комфортных условиях...
  А теперь подумайте, будет ли какой-нибудь супер-пупер фехтовальный чемпион фантазировать о мнимых победах, если у него этих реальных побед вагон и тележка? 99% - нет, поскольку он свою крутизну себе и всем уже доказал. Делайте сами выводы о тех, кто мечтает о мнимых/победах достижениях. И думайте не только о фехтовании.
  PS: Хочу подчеркнуть, что речь шла только о спортивном фехтовании. Так поклонники исторического фехтования, скорей всего более приближены к 'духу прошлого', но мне трудно судить о нюансах того, чем я не занимался.
  
  

Заметка 12

  Сюжет большого числа попаданческих произведений очень сильно напоминает простенькую аркадную игрушку. Вот тебе дали героя с определенными умениями и путь-дорогу-лабиринт, по которому нужно бежать, собирая звездочки/сердечки/бонусы. Зачем бежать, не важно, главное собрать всего, да побольше. Насобирал их N-ное количество - перешел на новый уровень. То есть книга закончилась, началась вторая, где проапгрейтиный (но тот же) герой опять бежит, собирая новые плюшки. Но в игре интерес подстегивается тем, что можно проиграть, а вот в попаданческих сериалах этого не предусмотрено. В какой-то момент автору такая беготня надоедает, и он бросает серию, берясь за нового попаданца, который ка-а-ак побежит, собирая свои плюшки для перехода на новый уровень.
  Эти авторы забывают, что суть художественного произведение в том, что сюжет должен держаться не на количественных, а качественных изменениях. Должны поменяться взгляды героя, или его понимание ситуации, или отношение к происходящему... Хоть что-то, что качественно отличало бы его от простого коллекционирования плюшек.

    Продолжение следует


Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"