|
|
||
Когда делала обзор по номинации "Этно", оценивать рассказы не входило в мои планы. Просто делилась впечатлениями о текстах. Жюрейский список надо оценивать. Здесь одними впечатлениями не отделаешься. Я изучила разные подходы к оцениванию текстов (большое спасибо Левину Б.Х. за его подборку: http://samlib.ru/editors/l/lewin_b_h/otcenki.shtml ) и, взяв на вооружение некоторые из них, составила свой список критериев оценки: 1. Тема. Мне очень нравится тема нынешнего конкурса. Поэтому буду уделять большое внимание вопросу соответствия теме. Насколько глубоко раскрыта она авторами. Почувствовала ли я, читая рассказ, нечто подобное:"О,ЗЕМЛЯ ХОРОША, ХОРОША, ХОРОША!" и "ГЛЯДЯ НА МИР, НЕЛЬЗЯ НЕ УДИВЛЯТЬСЯ!". Наверное, и об идее рассказа тоже уместно говорить именно в этом пункте. 2. Интерес, определяемый драйвом, темпом текста, зигзагами сюжета. Зацепил ли автор мой читательский интерес невидимым крючком и увлекает, куда ему пожелается. 3. Эмоциональность (насколько рассказ вызывает у меня-читателя сильные чувства, эмоции, сопереживание героям). 4. Художественность изложения, красота повествования. Стиль. У каждого он свой: у кого-то преобладают простота и лёгкость, у кого-то - остроумные сравнения и метафоры, у кого-то - богатство словарного запаса. Я обязательно обращу внимание на индивидуальные особенности каждого текста. 5. Живые герои. "Понятно, что картонным персонажам даже в самом маленьком рассказе никто сопереживать не будет" (Б.Олшеври). 6. Грамотность. Отсутствие пары запятых на оценке, скорее всего, не скажется, но не пройдёт мимо моего внимания. 7. Послевкусие. Или просто, говоря словами Васильевой Т.Н., понра... или не понра...
По каждому пункту рассказ может получить либо 1, либо 0 баллов. Вот и сложится в сумме максимальная семёрка. Или не сложится.2 Сержан А.Т. Остров Раб 31k Оценка:10.00*3 "Рассказ" Проза Едва прочитав аннотацию: "В 2011 году этот хорватский остров был посещен автором в ходе автопробега СПБ-РАБ", я сникла. Это же номинация "Вокруг света", а не привычная мне по обзорам трёх групп "Этно"! Как же применить к очерку все те критерии, которые я заготовила для художественной прозы? Но... делать нечего... бояре... 1. С первой и до последней строчки меня ни разу не покинуло восхищение уголком земли, с которым познакомил меня автор. 2. Автор очень сильно зацепил жалом рыбацкого крючка мой читательский интерес и разбудил неукротимую жажду путешествий. Было интересно всё: и море, и быт, и креветки, и удивительные фотографии. Я прочно сижу на поддеве. Хочу туда! 3. Эмоциональность. Больше всего боялась за этот, а ещё за пятый пункт. Какая в очерке может быть эмоциональность? - думала я. Ан нет! Автор - настоящий мастер делиться своими впечатлениями так, что я-читатель чувствую запах никогда мной не виданной рыбы "ослик", да что там чувствую - у меня слюнки текут! Ощущаю аромат смолы и цветов, покорно и радостно принимаю неизбежность лечения морской болезни "юличкой". 4. Лёгкая, остроумная манера изложения, изящный слог - это всё здесь есть. Не прошли мимо и достигли цели метафоры: я увидела "трудоголиков-джинов", и "сосуды песчаного пляжа", оценила "нежнейший туман тёплой, как парное молоко, воды Адриатического моря", и многое другое. 5. Живые герои. Просто приведу цитату. "В детстве, как все нормальные пацаны, я был подвержен пиромании. Рожденный под огненным знаком Льва, я поджигал все что могло гореть. Последний опыт, судя по ожогам на правой руке, был с изолентой приклеившейся к пальцам. С годами увлечение не прошло. Всю жизнь меня тянуло в литейные цеха, кузницы и сварочные мастерские. В доменные печи, горны, и под электрическую дугу. Считаю, что к зрелому возрасту, я отрастил в себе нормальную тягу к самосожжению. И ни обугленные пальцы в детстве, ни слезающая лоскутами шкура на плечах не становятся этому преградой до сих пор. Увы. Я не излечим. Именно это я услышал от женской и подавляющей части экипажа, покончившей с защитно-превентивными мерами против ультрафиолета. Поразительно, как меняются женщины, стоит им почувствовать хоть какое-нибудь превосходство над вверенными им мужчинами. Хозяйской рукой я был лишен фотоаппарата и всех связанных с ним регалий, а затем натерт кремом насильно и одновременно с обеих сторон". Куда ещё живее! 6 и 7 опускаю без комментариев. Зря боялась. К очерку, произведению из номинации "Вокруг света", выбранные критерии вполне применимы. Оценка: 7. 3 Буденкова Т.П. Шаман Монгуш 17k "Рассказ" Мистика Ага! Любимые мои шаманы! 1. Хороша земля! Я увидела жаркое лето, почувствовала много солнца. Хороша земля! И многое в ней неведомо. Картина Мира не так проста, как кажется. 2. Мой читательский интерес зацепился уже за название. Сама писала рассказ про шорского шамана. Было интересно сравнить. Интригу вызвало упоминание героя о рассказе старого шамана и последовавших за ним событиях. Затем интерес всё больше и больше умело подогревался автором: Всё, что Монгуш рассказывал на рыбалке, правда! Читатель уже плотно сел на крючок и заразился нетерпением Бориса узнать тайну: Что же должно случиться, чтобы старый шаман в неурочный час отправился к тел ыяш? А вот дальше в рассказе произошло то, что принято называть обманом читательского ожидания. Видимо оттого, что Борис нарушил запрет и уединение шамана, помешал камланию, мы так и не узнали тайну Чингисхана, его преемника и собаки. И нам остаётся только догадываться о значении обрывочных видений незадачливого персонажа. А жаль. 3. Эмоциональность. Да, сильные эмоции вызывает желание прикоснуться к тайне, и ещё более сильные - досада и разочарование, оттого что этого не произошло. 4. С удовольствием обнаружила приём, который в современной прозе встречается не часто, - звукопись: В шорохе раскачиваемых дуновением ветерка ветвей ему явственно послышалось: ""С-слыш-ш-шь? Слы -ши-шь?" И ещё: Вот какое-то насекомое жужжит? Нет, нет, это другой звук. Шелест и шорох ив на берегу смешивались с этим звуком, мешая определить - откуда он исходит. Борис замер на месте, прислонившись спиной к толстому стволу. Минута, другая и он скорее почувствовал спиной, чем услышал: бум, бум, бум. Глубокие, размеренные звуки набирали ритм. Он сделал шаг в сторону. Теперь уже и земля наполнилась этим ритмом: бум, бум, бум, отдавалось во всём теле. А ещё этот звук... гудящий и звенящий одновременно. 5. Герои - все: и Борис, и шаман, и его жена - живы, ощутимы. 6. Ошибок не нашла. Обратила бы внимание автора на отсутствие пробела после тире при оформлении прямой речи. 7. Автор, допишите рассказ! Интересно же! Да, я читала в комментах, что это лишь часть из трилогии. Но всё же хочется законченной мысли и идеи. Вы же ставите литературный жанр - рассказ, т.е. художественное произведение малой формы, описывающее завершённое событие. А чем же оно завершилось? Обещанием других тайн в других рассказах? Но ведь так недолго и сорваться с крючка читательского интереса, выплюнуть его разогнувшееся жало и утонуть в омуте недоумения... Оценка: 5. 4 Васильева Т.Н. Марийка и цветок купальский (М) 21k "Рассказ" Фэнтези
- 1. Чудесная сказка из белорусских земель. Описание быта, говор местных жителей, плавная напевность повествования создают атмосферу прекрасного уголка планеты. Это о нас, славянах.
- 2. Читательский интерес подогревает сказочный сюжет с неожиданными поворотами. В славянском фольклоре существует немало сказок о мачехе и падчерице. Было интересно узнать, что нового автор привнесёт в эту известную тему. Неожиданностью явились для меня сказочные превращения героев: и самой девушки, и её родителей.
- 3. Автор умело управляет моими читательскими эмоциями. Героиня - трогательная девушка Марийка - вызывает симпатию, сочувствие и сопереживание. Вместе с ней я ужаснулась, когда коварная Ядвига обманом лишила её красоты и молодости, вместе с ней порадовалась, найдя родителей в добром здравии, да ещё и в новом качестве, порадовалась, что обрела суженого, да ещё какого - князя Дажбога!
- 4. Красота изложения сказки проявляется в словесном рисовании образов героев: Марийка и Ядвига, как небо и земля - одна светловолосая, зеленоглазая, тоненькая, другая - волосы, как воронье крыло, глаза темные, кость широкая. Или: малюсенькие феечки в полупрозрачных нарядах, в волосах распущенных у кого банты завязаны, у кого цветы вплетены; в ненавязчивом применеии местечковых словечек, в незримом присутствии огромного количества невидимых персонажей, таких, как Болотники, Озёрницы, Цмоки-великан, Чернобог, Ох... Их не видно, но они где-то рядом, сказочный мир наполнен ими, кажется, чуть свёрнёшь в сторону от дороги, пойдёшь по любой из тропинок - обязательно встретишь кого-то, кто уведёт сказку в другое русло. И существование таких потенциальных витков сюжета или притаившихся новых сказок придаёт тексту дополнительное очарование.
- 5. Герои - все без исключения - даже поросятки Вацусь и Домусь, фенечки, уж не говоря о Марийке, её родителях - выписаны тщательно, с любовью и надолго останутся в памяти. И главная злодейка - Ядвига Зыгмантовна , вся почерневшая, глаза, как угли тлеющие, и старуха Воспа - образы запоминающиеся.
- 6.
- 7. Понра...
Оценка: 7. 5 Долгая Г.А. Царица амазонок 21k "Рассказ" История
- 1. Легенда об амазонках! Конечно, это в тему! Интересно в познавательном плане: почему город возник именно в этом месте. Оказывается так мало для этого нужно: чтобы укусил в шею комар, в костёр опрокинулось блюдо с рыбой, и его искры напугали дикого кабана. Вот оно - предсказание оракула!
- 2. Читательский интерес не ослабевал от начала и до конца чтения. Интересно было понять, что же послужило такой резкой перемене, почему гордая и независимая Эфессия легко, за одну ночь переменила направление жизни своего амазоньего племени. Так послушно вняла словам богини? Или возобладал разум и предвидение гибели в случае неудачного решения? Инстинкт самосохранения? А может, это была любовь? Тогда хотелось бы побольше романтики. А то просто заключили деловое соглашение.
- 3. Вот и не хватило мне эмоций. Тревога за судьбу рода - основное чувство героини. Ненависть к чужеземцам - мужчинам. Нелёгкий выбор: умереть, стать рабынями или жёнами. Из всех зол выбирают наименьшее. Это нормально. Смирение перед неизбежным.
Но... Хотелось бы побольше романтики! 4. Солнце закатилось, окрасив на прощанье и море, и небо в розовый цвет - цвет надежд, радости и женственности. Царственная пара, сияющая в последних лучах светила как боги, оставила берег моря и направилась в город, стены которого только поднимались ввысь, обещая стать великим творением талантливых зодчих. Красиво! 5. Андрокл - хорош! Живой, человечный. Эфессия - холодна. Даже это: При мысли о ласках Эфессия почувствовала, как ее сосок напрягся, груди стало тесно под плотной тканью одежд. "Я всего лишь женщина! - подумала царица. - Если мне так хочется любви, то, что же с моими юными амазонками?!" звучит просто как констатация физиологической потребности. Но, может, именно такой и подобает быть царице? Лично мне не хватило мотивации, заставившей героиню поступиться прежними принципами и круто изменить жизнь своих соплеменниц.
- 6.
- 7. Общее впечатление - понравилось.
Оценка: 5. 6 Долгая Г.А. Эфес: прошлое и настоящее древнего города 19k Оценка:10.00*3 "Очерк" История 1. Тема дана в названии. К этнографическому конкурсу подходит на все 100%. 2. Читательский интерес возник уже задолго до чтения текста. Очень хорошо, что на одну тему написаны два разножанровых произведения! 3. Удивительно, но этот очерк, путевые заметки вызвал у меня более сильный эмоциональный отклик, чем художественное произведение на эту тему! Наверное, это происходит оттого, что автор позволил себе высказать здесь именно своё отношение к этому месту, к истории, мне передалась его взволнованность перед при соприкосновении с древностью, а в рассказе про амазонок авторские чувства спрятаны глубже. Что же привлекает нас в ныне мертвых городах, что чувствуем мы, оказавшись среди развалин домов и храмов? Простой человеческий интерес, причастность к истории, любопытство? Едем ли мы за тридевять земель специально, чтобы увидеть своими глазами древний город, почувствовать его дыхание, стать на мгновение частичкой его жизни или просто покупаем экскурсию, дабы развлечься, отдыхая на пляжах дорогих курортов? Неважно. Важно то, что город продолжает жить вместе с нами. И учит тех, кто задумывается, созерцая руины, одной непреложной истине - все в жизни преходяще, нет ничего вечного и неизменного! 4. Эмоциональное восприятие автора прошлого и настоящего древнего города чувствуется во всём тексте и очень украшает его. Очень нравятся мне вот такие авторские ремарки: Можно представить себе как хозяин богатого дома, пол которого украшен широкой лентой мозаики, с нетерпением просвещенного человека стремится в библиотеку, чтобы погрузиться в чтение древних фолиантов, а быть может, использовать это как предлог для того, чтобы по подземному переходу из библиотеки пробраться в Публичный дом, что стоит напротив. И пусть жена рассказывает подругам, какой у нее умный муж, как он любит читать книги! 5. Одним из главных действующих лиц этого произведения, помимо города и легендарных личностей, стоящих у истоков его основания, является автор. И мне очень симпатичен этот герой своим неравнодушием, ощущением причастности к истории. А что касается Эфессии - здесь автор поясняет, что потомкам неизвестно, ответила ли амазонка на любовь Андрокла. Здесь это пояснение приемлемо. А в художественном тексте это место осталось неясным. Может, добавить туда чуточку вымысла и оживить героиню? 6. В первом рассказе Эфессия - с двумя с, а в этом - с одной. Как правильно? 7. Понравилось очень. Спасибо, что позволили прикоснуться к вечности. Оценка: 7. 7 Мудрая Т.А. Виррейтман и Ногамин 10k "Рассказ" Сказки 1. Австралийские легенды и мифы - это интересно! Редко и экзотично. Понравилась идея: "свою жизнь превратить в цветы"! 2. Читательский интерес. Всегда интересно читать что-то для себя новое. Австралийские мифы - как раз такое чтение. Кроме того, автор подсмотрел у австралийцев особенность видеть мир под совершенно непривычным углом и воспользовался этим, как приёмом подачи материала. Не просто, что вижу, о том пою. А подвести к явлениям природы, в том числе и непонятным, своё, совершенно оригинальное объяснение и непостижимую логику! 3. Эмоциональность. При несомненном владении материалом, я чувствовала некоторую отстранённость автора при его изложении и глубоко спрятанную иронию. Это кажется парадоксальным и одновременно импонирует. 4. И тут что-то странное нашло на него. Он крикнул странным голосом. Мне такие повторы не нравятся. Земля без украшавших ее цветов выглядела голой и опустошённой, Цветы стали легендой, которую старики племени рассказывали молодежи. Это шипение призвано показать шершавость земли, которую лишали цветов? Мне кажется, если убрать слово украшавших, то оставшееся словосочетание Земля без цветов - будет действовать сильнее эмоционально. Впрочем, не настаиваю. 5. Герои. С Ногамином всё ясно: околпачили доверчивого парня. А вот героиня... Логика её поведения непостижима: Виррейтман огляделась вокруг и заметила, что к ее лагерю подходит мужчина. Тогда она положила бумеранг и копье рядом с собой, легла в пыль лицом вниз, скрестив перед собой руки, и стала ждать, когда мужчина подойдет к ней. Думала-гадала: для чего это она делала? Завлекала так парня? И на деревья лазила... Всё ради цветов? И не даёт покоя этот зажаренный в земляной печи кенгуру, оставленный где-то на пыльной дороге... 6. Грамотность 7. Общее впечатление - понравилось. Но... странные они там все в Автсралии... (шутка). Оценка: 6. 8 Мудрая Т.А. Встречи и расставания 25k "Рассказ" Сказки 1.Полное соответствие теме конкурса. Мифы о сотворении земли, неба, гор, рек и радуги существуют у каждого народа. И все они по-своему самобытны и вызывают большой интерес. 2. Сначала спотыкаешься на всех этих трудных именах, разбираешься, кто есть кто, и кто чей ребёнок. Читательский интерес возрастает, когда ты начинаешь понимать, что горы и реки - похожи на людей. Встречи и расставания - это подходит к жизнеописанию не только людей. Подобно человеческому ребёнку, который при рождении (и не только) доставляет матери боль, приносят боль родителям и дети земли и неба. 3. Эмоциональность. Вот это очень сильное место: - Останься со мной, останься в мире света, - сказал он. - Я никогда не видел такой красивой женщины, как ты. Я сильный, я буду о тебе заботиться. Тебе понравится наш мир. - На небе холодно и пусто. А у нас летом тепло, потому что солнечные лучи заглядывают даже под деревья. И зимой у нас тоже тепло, потому что в наших очагах пылает огонь. В лесу поют птицы, смеются мужчины и женщины. Пойдем со мной! - Откуда ты знаешь, как там - в небе? Может быть, куда лучше, чем здесь? Я буду постоянно скучать по нему, и ты будешь несчастлив со мной, - сказала девушка. Почему-то очень часто люди, начинающие совместную жизнь, пытаются заставить своих половинок отречься от всего того, что им было дорого до встречи с избранником, пытаются перевоспитать и переделать, превратить половинку в отражение себя. Но ведь это неинтересно: жить рядом со своим отражением. Размышления автора на эту и другие темы находят во мне эмоциональный отклик.
- 4. Красота изложения.
Около озера остался лишь убеленный снегом Тонгариро, чьё название означало "Холодный южный ветер уносит мой дым". Это очень красиво! Озеро стало таким волшебным, когда полюбило одну звезду. Это была не простая звезда - такая яркая, что другие звезды не осмеливались приблизиться к ней из страха, что их красота померкнет в ее лучах. А этот кусочек - менее удачен из-за повторов. Изобилие непонятных для русского читателя слов всё же напрягает, рассеивает читательское внимание. Это не придирки именно к этому автору. Мне тоже в конкурсном рассказе не удалось избежать подобной перегрузки текста. Поэтому и для себя тоже делаю вывод, что в стилистике нужно находить какую-то золотую середину, чтобы увлечение этносом не украло красоты восприятия. 5. Герои - хороши. 6. Грамотность 7. Общее впечатление. Понравилось. Итоговая фраза: блеск! ...жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на злость и огорчения, а смерть, завершающая достойную жизнь, похожа на сон, который нисходит на того, кто устал. Оценка: 6. 9 Ледовский В.А. Архитектурная история Красноярска 16k Оценка:5.80*5 "Очерк" Публицистика 1. История одного города. Очень качественно сделанная история. Чтобы не росли мы иванами непомнящими, чтобы не пренебрегали наследием предков. Теме конкурса соответствует. 2. Нельзя сказать, что читается на одном дыхании, но читательский интерес подогревается ровным огнём авторского отношения к предмету написания. Интересны факты и даты, история отдельных домов и улиц. 3. Эмоциональность. Язык повествования скуповат на эмоции, но за этой сдержанностью чувствуется причастность автора, пробивается через строчки любовь к городу, и тревога о его будущем, и боль потерь: К сожалению, не все эксперименты можно считать удачными. Город продолжает терять объекты архитектурно-исторического наследия. В частности, мост через Енисей вместе с Эйфелевой башней на международной выставке в Париже 1900 года был признан самым выдающимся инженерным сооружением современности и отмечен золотой медалью. В 2001 году мост включили в Предварительный Список объектов Всемирного наследия, что не помешало его разобрать на металлолом при уже действующей власти. Время не щадит никого: ни людей, ни город. 4. Красота изложения. Безликость хрущевских панелек и брежневских девятиэтажек разбавляют архитектурные комплексы центра города, Стрелки, Театральной и Предмостной площадей, Академгородка. Стадион острова Отдыха - словно огромный корабль викингов посередине гармонирующей ему размерами сибирской реки. Гармонирующей размерами - мне не очень понравилось, а вот корабль викингов - впечатляет. Красноярск, словно перемолотая катаклизмами горная порода, образован зданиями разных стилей и времен, и этой гигантской массой врастает в ландшафты речной долины, отрогов Саян и равнинных просторов. Образно и красиво! 5. Герои. Главный герой, разумеется, - город Красноярск. И он мне-читателю очень симпатичен. Но и герой второго плана - автор очерка симпатичен не менее. Импонирует его сдержанный патриотизм. 6. Грамотность в норме. 7. Общее впечатление. Понравилось! Оценка: 6. 10 Васильева Т.Н. Novem 12k Оценка:8.42*4 "Рассказ" Мистика 1. Начинаешь читать и будто падаешь в круговерть горячечного бреда простудившегося человека. Постепенно из мельтешения обрывочных фраз и воспоминаний рождается образ героя - месяца. 2. Читательский интерес вызывает загадка, интрига, о чём идёт речь. А потом, зацепив невидимым крючком, автор затягивает меня в настоящее исследование. Здесь и гороскоп, и выдающиеся личности, рождённые в ноябре, и отношение разных народов. 3. Эмоциональность. Насколько сильные чувства сумел вызвать у меня автор? Я родилась в апреле. Поэтому не очень люблю осень. Осенью я эмоционально умираю. А к людям, рождённым под знаком Скорпиона, отношусь с некоторой опаской и недоверием. Все три Скорпиона, с которыми близко пришлось общаться в жизни, несмотря на обаяние, шарм и ещё кучу достоинств, оказались людьми ненадёжными и весьма коварными. Как и сам месяц ноябрь. Конечно, это мои, личные заморочки. 4. Язык произведения прост и доходчив. 5. Герои. Не сразу догадаешься, что главный герой рассказа - месяц ноябрь. Это интересно само по себе: герой - месяц! Можно ещё больше добавить из русского земледельческого календаря: листогной, полузимник, грудень. Но то, что ноябрь - ворота зимы и сумерки года - я почувствовала. Пацанёнок понравился. 6. Грамотность Лежу на печи, слушаю, глаза смыкаются, от развешанной рядом сырой одежды идет легкий пар, я незаметно засыпаю. dd> Сквозь сон понимаю: Новем пришел. Разумеется, эти закорябзики на оценку не повлияют. 7. Общее впечатление: понравилось. Оценка: 5. 11 Ильина И.И. Маленькая победа 24k "Рассказ" История, Приключения 1. Фрагмент истории города Таганрога - через историю любви. Конкурсная тема слегка отодвинута на второй план, но всё же присутствует. 2. Читательский интерес подогревается тревогой за двух влюблённых, за родителей и других жителей объятого войной города. 3. Эмоциональность. Я солидарна с автором в патриотических чувствах, меня тронула история любви. И впечатлил подвиг Макара, о котором он постеснялся рассказать, но о котором по сей день живут в народе легенды. 4. Красота изложения. Язык повествования ровный. Особенных находок я не заметила. 5. Герои: и Макар, и Нюра, симпатичные, живые люди. Но есть какая-то неувязочка в их отношениях: Любовники расстались на площади: Нюра - домой, в слободку, что за Рыбным базаром, Макар к бурмистровой палате. Нюра в белой косынке сестры милосердия показалась еще красивее и недоступней. Кажется, что эти два предложения имеют взаимоисключающий смысл. 6. А еще через час томительного ожидания, когда воображение Макара рисовало свадьбу, он знал - Нюра его любит и пойдет за него, увидел отчалившую от причала лодку. Не очень удачной показалась конструкция этого предложения. Томительное ожидание вступает в противоречие с воображением, рисующим свадьбу. И знаки препинания я расставила бы иначе. А еще через час ожидания, когда воображение Макара рисовало свадьбу - он знал, Нюра его любит и пойдет за него - увидел отчалившую от причала лодку. 7. Общее впечатление: понравилось. Оценка: 5. 12 Ильина И.И. Ночь на Ивана Купалу 28k Оценка:8.87*14 "Рассказ" Фантастика 1. Каких только чудес не случается в ночь на Ивана Купалу! Этот рассказ об одном из них. 2. Читательский интерес подогревался переплетением этнографического и мистического, прошлого и настоящего. Несколько неоправданным показались повторные погружения героев в воду. Не поняла я, зачем нужно было тонуть три раза. Вполне хватило бы и одного. Финал: Альбатроса мы видели живым, а ваша лодка превратилась в корабль. А теперь забудьте и никогда никому не рассказывайте эту историю. Аннушка счастливо улыбнулась. - Как хорошо! Для меня осталось загадкой, почему так сказал Виктор? Он владел информацией в большем объёме, чем читатель? И ещё вопрос: чему счастливо улыбнулась Аннушка? И что будет дальше с Аннушкой и Ивашкой? (Ладно, последний вопрос - риторический.) 3. Очень жалко крепостного Ивашку. 4. Стилистических находок я не увидела. 5. Из всех героев лучше всех прописаны тётушка Варвара и её беспринципный братец. Про Аннушку можно сказать: решительная. А вот Ивашка не вызывает никаких чувств, кроме жалости. Какой-то невидный он. Хотелось бы получше разглядеть Ундину и Старого Матроса. Но автор сделать этого не позволил. Мелькнули эти герои мимолётно и скоропостижно скрылись в тумане. 6. - Вот, взрастил, все жалел: "Сиротиночка, без мамки растет!", - строя презрительные рожи и слегка пришепетывая, произнесла из угла молчавшая до сих пор благообразная женщина. Несколько раз читала рассказ, каждый раз запинаюсь на этом месте. Молчавшая до сих пор? Или - до сих пор благообразная? Двусмысленность можно легко убрать, немного изменив порядок слов в предложении: - Вот, взрастил, все жалел: "Сиротиночка, без мамки растет!", - строя презрительные рожи и слегка пришепетывая, произнесла из угла благообразная женщина, молчавшая до сих пор. 7. Осталось ощущения недоговорённости. Но, может, это и хорошо? Оценка: 5. 13 Свидерская М.И. Законы Несауалькойотля 39k Оценка:9.70*5 "Рассказ" История 1. С первых же строк толстый, напоминающий объевшуюся змею, караван зацепил моё читательское воображение. Я с удовольствием совершила вместе с караваном путь до древнего Теночтитлана, побродила по его улицам, полюбовалась архитектурой, окунулась в атмосферу истории. Особый интерес вызвали судебные заседания. Суд скор - без нынешних проволочек. Наказания - суровы. Но, по-видимому, справедливы. 2. Читательский интерес, умело подогреваемый автором (за что будет казнена царица?) не покидал меня на протяжении всего чтения. Измена - это сильнейший конфликт, мощный двигатель сюжета. Но вот уже описан путь в город, где должна состояться казнь, описаны чувства детей осуждённой матери, а мы так и не знаем, что же там произошло. И, наконец, вот оно, раскрытие тайны: Мои люди допросили нескольких, оказалось, что в измене замешен весь двор. Чальчиуненцин имела много любовников, она отдавала приказы скульптору, и тот делал статуи, создавая памятники им... сластолюбцам, а потом их убивали, по ее приказу. Глаголы несовершенного вида: имела, отдавала, делал, убивали, - говорят о длительности, по крайней мере, некоторой продолжительности преступных деяний. Первоначальное впечатление о том, что измена кратковременная, сиюминутная, о которой узнали только что, которая явилась для всех неожиданностью, - рассыпалось. Теперь я понимаю, что измены были многочисленны, задействовано много людей. У меня появились вопросы: как о таком образе жизни царицы не знали раньше? Как это могло оставаться незамеченным длительное время? Почему собрались казнить преступницу только что? Или дело об измене было сфабриковано? Возникает сомнение: либо автор чего-то недоговаривает, зная больше, чем поведал читателю, либо... Несаульпилли оболгал жену. 3. Сильные эмоции вызывают: История неверной жены, её детей. Мудрость правителей. Не случайно именно в этом городе люди из самых удалённых мест спешат провести судебные процессы. Неизбежность наказания, которую осознают все. Никому не избежать кары за преступления и проступки. 4. Красота изложения. Образны и красивы описания: Самые яркие, какие только жили на земле, огненные бабочки порхали по стенам, символизируя вечный образ солнца. Иногда казалось, что они вот-вот оживут, как многочисленные души принесенных в жертву людей, и взметнуться вверх, к небу.( взметнутся - это я замечаю попутно) Прохладная Роса немного капризно надула губы и кокетливо вздохнула: Мне кажется, выделенное слово - лишнее. Я понимаю автора: всё в этой удивительной стране кажется нам потрясающим. И всё же советую подобрать синонимы, чтобы избежать навязчивых повторов. Но потряс путешественников дом другого бога Буквально - через абзац: И дворец тлатоани потрясал своими размерами - Ещё чуть ниже: Его потрясло сообщение, что весь двор сестры был замешен в измене. И ещё: Рынок Тлателолько потрясал не только размерами - целый остров, на котором размещались торговые ряды. Потрясало количество людей, какое он вмещал - двадцать пять тысяч человек, в столице чичимеков - городе Тескоко проживало на пять тысяч больше... Через три строчки: Потрясала относительная тишина и порядок 5. Персонажи живые, сочувствую всем: и гордой царице Чальчиуненцин, и её обманутому мужу; сопереживаю Прохладной росе и Макуилмалинальтцину. Думаю, отношения между этими последними разрешат конфликт между домом Тескоко и Монтекусомой II. Наверное, в предвидении этих отношений, точнее, во всём сценарии разрешения щекотливой ситуации и заключалась мудрость не только написавшего восемьдесят законов Несауалькойотля, но и его почти тёзки - Несаульпилли? Не случайно ведь именно в этот город привёл он людей для совершения правосудия? 6. Грамотность. - Как записано в восьмидесяти законах Несауалькойотля (пропущена запятая) тебя приговаривают... 7. Общее впечатление. Понравилось. Захотелось почитать продолжение. Оценка: 6. 14 Ледовский В.А. Танцующие города 27k "Рассказ" Фэнтези 1. Очень оригинальный подход к раскрытию конкурсной темы. Страны, танцы, легенды. Очень красиво! 2. Читательский интерес не ослабевал ни на минуту. 3. Текст очень эмоциональный. Эмоции завораживают, увлекают не только танцующих партнёров, но и музыкантов, свидетелей страсти, заражают читателя. Кумпарсита - поистине вертикальное выражение горизонтального желания. Если вальс - эротика, то танго - это почти животная страсть, взрывающая неудержимым желанием пах, соски, губы. И если не исчерпать себя танцем до изнеможения, расплатою будет нервный срыв. Или вот ещё: Музыкантам я заплатил вперед, и они стараются вовсю - уже не для танцующих, а изливают бурлящую и в них страсть, предчувствуя близкую развязку разворачивающейся на их глазах драмы. Потому что девушка очарована пришлым мужчиной, а её давний ухажер наливается граппой и сжимает в потной ладони рукоять раскладного ножа. Танго - это самый близкий к кровопролитию и смерти танец. О последнем предложении - попутно к пункту 4. Однажды мне сделали замечание, когда я начала предложение подобным образом: с Потому что... Сразу два оппонента обратили на это внимание, один из них утверждал, что классики себе такое не позволяют, а второй даже назвал такое усечённое предложение, по сути являющееся второстепенным предложением по отношению к предыдущему - предложением-кастратом. Тогда, в своём рассказе, я исправила. Теперь вижу, что не я одна допускаю подобные вольности. Это просто рассуждения, может быть, пригодятся автору. 4. Красота изложения. Нравятся мне вот такие сравнения и метафоры: заколыхала щеки и грудь смешком пухленькая баронесса; кружились двумя прильнувшими друг к другу лепестками - черным и снежно-белым. Пухлый рот Феникса выстрелил быстрой итальянской скороговоркой, после чего граф свысока победно оглядел собравшихся вокруг него людей. А здесь одно из выделенных слов кажется лишним. Калиостро умер, так и не сняв своего заклятия. Впрочем, его могилы в природе не существует, потому, возможно, и он еще существует в каком-либо виде. А вот такие повторы - не нравятся. 5. Граф Калиостро - полковник Феникс. Но и юноша, обречённый навеки "томиться желанием и танцевать каждую ночь до тех пор, пока Бог, или я, не освободят вас от этого проклятия", - тоже возрождающийся Феникс! Обличья таинственного танцора - очень яркие образы с одной, общей для всех сущностью. А как хороши девушки! 6. Грамотность Русский князь с неистощимым кошельком, и не обремененный семьей. По-моему, запятая лишняя. Словно вампиры, которых, как говорят( не хватает запятой) полно в вашей Трансильвании. 7. Общее впечатление: отличное фентэзи! Оценка: 6. 15 Свидерская М.И. Окрестности древнего Кулуакана 9k Оценка:9.70*8 "Рассказ" История 1. Это фрагмент? Очень симпатичный отрывок из большей формы, удачно вплетается в тему конкурса. Забавные игрушки-рыбки-головастики! 2. Интересно про рыбок. Интересно про людей, их быт, нравы. 3. Очень эмоционально: Глубина встретила подруг уколами тысяч ледяных игл. Ужалила. Оглушила. Запузырилась. Проснулась. Взорвалась фонтанами брызг. Ослепила яркостью дивных сочетаний красок, ничем не уступающим земным. Автор заражает читателя. Так и хочется нырнуть в эту удивительную воду! 4. Красота изложения 5. Герои: и девушка Илланкуэ, и её подруги - очаровывают молодостью, здоровьем, способностью и умением видеть и ценить красоту природы. Несомненно, в этом заслуга рассказчика. 6. Грамотность 7. Общее впечатление: понравилось.