Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Истоки хитрости и ее основное отличие от креативности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хитрость часто путают с изобретательностью, или творческой активностью,тогда как она не более чем тактическая махинация, за счет которой войну не выиграешь, но кое-кого обмануть сможешь. Поэтому имеет смысл прояснить истоки хитрости и креативности (изобретательности), и выявить на этой основе их различия и средства, которые используются в том и другом случае.

  
  
  Ключевые слова: сознания, самосознание, хитрость, обман, искажение, информация, воображение, интуиция, случайность, интерес.
  
  Все живые существа находятся в информационном потоке, формируя из него свой собственный мир, вкрапленный в общее для них бытие, состоящее из вещей и организмов, то есть - из пассивного и активного.
  В бытии каждое существо должно обеспечить для себя выживание путем добывания пищи за счет окружения, пожирая нижестоящие организмы и уворачиваясь от врагов, и тем самым стремясь улучшить собственное положение для самосохранения, а также обеспечить наиболее интенсивное размножение и регулярное питание.
  Одним из способов решения подобных задач является инстинктивное искажение информации, поступающей от одних живых существ в другие через их органы чувств.
  Например, цветы-хищники заманивают насекомых приятным запахом и возможность собрать нектар внутрь чашечки цветка, а затем закрывают лепестки и переваривают попавшее туда насекомое.
  Грифовая черепаха имеет на языке маленький отросток, которым она шевелит, подманивая мелких рыбок, думающих, что это червячок.
  Южноамериканская змея Кантиля обладает ярким, тонким и подвижным кончиком хвоста, напоминающим червячка, подманивая им мелких животных.
  С другой стороны, например, цикады и богомолы, имеющие в обычном режиме защитную окраску, в момент опасности обнаруживают яркую окраску, отпугивая хищника; хамелеоны принимают угрожающую позу и яркую окраску.
  Подобное искажение информации, которая проявляется среди живых существ, помогает им решать задачи выживания и адаптации к среде. Иначе говоря, живые существа для решения проблемы удержания поступающих в организм ощущений стараются инстинктивно обмануть другие существа, решающие аналогичные задачи в конкурентной борьбе за существование.
  Таким образом, обман есть инстинктивная форма искажения информации, проявляющаяся как эффективное средство выживания.
  Поскольку человек в своей основе - также природный организм, постольку и ему не чужд инстинктивный обман, например, в виде притворства, часто позволяющий улучшить его положение в обществе, избавиться от врагов и приобрести друзей.
  С приобретением самосознания человек существенно расширил сферу действия всего сознания. В частности, он оказался способен уже не чисто инстинктивно, но и вполне осознанно пользоваться искажением информации для достижения собственных целей. Например, подбрасывая ложную информацию противнику на войне, можно заманить его в ловушку и уничтожить.
  Такого рода осознанные действия на основе природного (инстинктивного) обмана стали называть хитростью, которая проявляется в разнообразных формах в зависимости от ставящихся целей.
  Рыбаки обманывают рыбу такой уловкой как разнообразные блесны.
  Женщины дурят мужчин умело наложенным макияжем.
  Торговцы вводят в заблуждение покупателей лукавыми приемами в виде ничего не значащих скидок на некачественный товар
  Философы обманывают простодушную публику софизмами.
  Экономисты и финансисты всегда хитрят с народом, предлагая ему верный способ улучшения жизни в форме финансовых спекуляций, обогащающих только их самих.
  Политики лукавят с публикой, обещая ей скорое улучшение жизни только для того, чтобы самим остаться как можно дольше у власти.
  Авантюристы всех мастей коварно обещают скорое обогащение участием в беспроигрышных лотереях и разного рода пирамидах.
  Словарь Ожегова не дает непосредственное определение хитрости, но указывает, что "хитрить означает действовать с хитростью, неискренне" [1].
  Энциклопедический словарь педагога дает следующее определение хитрости: "Нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в ловкости, обмане, лукавстве, тайном действии, скрытом поступке. Хитрость - способ обмануть бдительность противника или средство получить какой-либо желаемый результат" [2].
  Совершенно верно отмечая коренную особенность хитрости, заключающуюся в обмане, эти определения не указывают первоисточник хитрости, который, как нами отмечено выше, состоит в инстинктивном искажении информации, которая поступает от существа в его окружение, вызванном необходимостью удержания этого существа в существовании за счет тактических уловок, не имеющих отношения к стратегическим замыслам, на которые ни одно существо, кроме человека, не способно.
  Все эти хитрости, основанные на первобытном обмане, имеют отношение всего лишь к решению таких же, в сущности, примитивных (природных) задач, как создание максимального комфорта, наилучшего питания для себя и самых выгодных условий для размножения, чему способствует обогащение; доминирование над окружающими, что дает обретение власти, которое к тому же позволяет не только пользоваться всеми имеющимися благами, отнятыми у остальных, но и унижать соперников, получая при этом приятные, хотя и первобытные ощущения, несовместимые с человеческим достоинством.
  Иначе говоря, все средства хитроумного поведения для достижения целей обогащения и обретения власти, заключающиеся в различных махинациях, уловках, маневрах, проделках, увертках и т. п., ограничиваются лишь приспособлением к окружению. Поэтому они не связаны с достижением высоких целей развития техники, науки и культуры, то есть прогресса в форме поднятия самосознания человека на более высокий уровень в своем развитии.
  Так что заблуждением является распространенное мнение, что хитрость аналогична изобретательности, точнее, креативности, поскольку хитрость, относясь всего лишь к тактическим уловкам, не заглядывает далеко, разрешая только сиюминутные проблемы улучшения качества жизни, и тем самым не способна служить действенным средством развития самосознания, действуя сугубо для решения задач адаптации, то есть в пределах природного сознания человека, хотя и со знанием дела.
  Таким образом. если первоначальным источником хитрости в сознании человека является инстинктивный обман окружающих в качестве адаптивно-защитного средства выживания и улучшения позиции в собственной нише существования, что способствует лишь удержанию в существовании, то первоначальным источником креативности является стремление к новым источникам информации как средству развития, поскольку нежелание искать и потреблять новую информацию, ведет в итоге к вытеснению любого организма из занятой им ниши, деградации, и в итоге - к гибели.
  Действительно, в сообществе живых существ потеря стремления к изменению себя, пусть и инстинктивного, в соответствии с меняющейся средой, то есть утрата своевременного отклика на непрерывно идущие изменения, означает неминуемую гибель.
  Как результат, выживанию любого организма уже не в тактическом, а как бы в стратегическом плане способствует только влечение к новым ощущениям, отражающим меняющуюся реальность. Именно они провоцируют его развитие в соответствии с неизбежным сопротивлением окружающей среды.
  Однако развитие всех живых существ, кроме человека, протекает сравнительно медленно, поскольку их стремление к новому ограничено только инстинктами и рефлексами.
  Поэтому все эти существа вынуждены действовать по методу проб и ошибок, где основную роль играет случай. Именно этим вызвано столь медленное эволюционное развитие живых существ по сравнению с ускоренным движением человеческой популяции в сторону технического и культурного прогресса.
  Что же способствует наиболее интенсивному и быстрому развитию, которое проявляется только в человеческих сообществах?
  В сущности, единственным существенным отличием человека от всего прочего живого является осознание себя во времени, вырывающем его отчасти из состояния постоянной адаптивности.
  Это новое состояние превосходства над средой, которой он уже может управлять самостоятельно в соответствии с определенными планами и проектами, ставя себе всё новые цели, и не только утилитарные, можно объяснить появлением в его геноме иной программы, дополнительной к имеющейся программе роста, развития и функционирования организма. Эта новая программа рассчитана уже не только на приспосабливаемость к среде, а большей частью - на проектно-целевую деятельность организма, приведшую его со времени гоминидов к осознанию себя. То есть новая программа в геноме предполагает не только сугубо приспособительную активность в окружающей среде, но и планомерное изменение среды для своих целей, которые постепенно удаляются от прагматических в сторону развития науки и культуры, что способствует ускоренному развитию человеческого самосознания еще больше [3. Часть 3, ј5].
  Если в человеческом самосознании хитрость базируется на инстинктивном (природном) искажении информации (обмане) ради выживания в данный момент, то основа креативности заложена в стремлении живого существа максимально быстро реагировать на изменения окружающего, чему способствуют иные формы отражения действительности, в большей степени соответствующие происходящим изменениям. Поэтому любое живое существо вынуждено отрываться от имеющегося и искать новое.
  В самосознании человека это стремление к новой информации в своей крайней и наиболее действенной форме может быть выражена во влечении к принципиально новым решениям, максимально ускоряющим темы развития человеческих сообществ, а главной характеристикой этого стремления - креативности - является неочевидность находок, то есть они появляются не в результате формально-логических подходов, а вне их, поскольку последние находятся в пределах имеющихся знаний и методик, а имеющимися знаниями креативность только пользуется в качестве подпорки, пытаясь решать задачи вне рамок известного, предвидя изменения среды и опережая их собственными находками, которые даже могут изменить саму реальность неожиданным образом.
  Наиболее характерным примером подобных выходов за пределы традиционных знаний в сферу неочевидного являются эпохальные изобретения и открытия, давшие миру электричество, атомную энергию, компьютеры, а в искусстве - оперу, гармоничные симфонии, вводящие человека в состояние самоуглубления и завороженности, живописные полотна, оживляющие прошлое, великолепные образцы поэзии, заставляющие читателей рыдать от восторга.
  Самосознание позволяет каждому человеку обращаться уже к новым средствам для проявления креативности по сравнению со средствами природного сознания, основанными на методе проб и ошибок, правда, с разной долей успеха.
  Важнейшим средством проявления креативности является воображение.
  Дополнительная программа самосознания, представляет верхний информационный контур - контур творческого воображения. Она появилась в незапамятные времена у нескольких видов приматов, переведя их в разряд гоминидов, то есть достаточно самодеятельных существ, способных благодаря этой программе, настроенной на искусственное преобразование среды, использовать собственное воображение без адаптивных ограничений, давая простор как продуктивным соображениям о будущем в виде планирования и моделирования собственных действий, представляя их ментально, так и фантазиям, которые большей частью оказываются бесплодными в отношении их реализации, но, тем не менее, иногда превращающимися в новые изобретения, научные открытия, необычные, но впечатляющие формы искусства [4].
  Такие фантазии, построенные не на песке, а на прочном фундаменте накопленных знаний при определенных свойствах и действиях индивида попадают в разряд озарений (интуиция), оказываясь наиболее продуктивной дорогой к находкам в виде неочевидного знания, то есть знания, не вытекающего непосредственно из известных правил и соотношений
  Именно интуиция, приводящая к новым образам, сначала смутным, а потом приобретающим более отчетливые формы, обеспечивает наиболее значимые сдвиги как в процессе познания, так и в искусстве, производя первоначально искомый объект (явление, закономерность, предмет искусства) в его образной цельности, хотя и без деталей. Но эти детали можно прояснить аналитически и экспериментально потом, тогда как неочевидное знание уже появилось в виртуальном виде, который можно с течением времени перевести в чертежи, картину или скульптуру.
  По-видимому, основными компонентами интуиции (для этого состояния более точным является термин "озарение") является, во-первых, опыт, то есть набор проработанных так ли иначе моделей, готовых к немедленному применению: без опыта ни знания, ни умения, не помогут мгновенно или даже растянуто во времени решить возникшую проблему в определенной сфере; во-вторых, равноценным компонентом интуиции (озарения) является ввод человеком самого себя в состояние озарения, что часто происходит автоматически в стрессовой ситуации опасности или, наоборот, в моменты расслабления, и даже во сне, но чаще в моменты пробуждения (кстати, появление озарения в минуты пробуждения в немалой степени определяется подключением к работе мозга некоторых других центров, обрабатывающих информацию, как-то: двигательных центров; центров, управляющих зрительными функциями); в-третьих, озарение наступает только при четком целеполагании, которому должны соответствовать определенные "технологические" наработки.
  Вместе с тем озарение может быть вызвано и искусственно при соблюдении указанных трех позиций, примером чего являются действия шаманов и колдунов.
  Обычный человек также, бывает, входит в подобное состояние неожиданно для себя самого, получая иногда ответы на вопросы, которые он не смог решить известными методами. Этот как бы автоматический вход в состояние озарения означает и автоматический выход из него, что само по себе сохраняет его личность.
  Подобное состояние, не контролируемое человеческим разумом, именуется вдохновением. Оно имеет различные формы и достигается, как правило, независимо от самого человека в моменты стресса, расслабления, полусонного состояния и прочих необычных состояний.
  Механизм интуиции заключается в таком сочетание высшей (самосознания) и низшей (природной) форм сознания, при котором сознание начинает работать так же автоматически (без длительных размышлений и логических построений), как это происходит у животных для их выживания, и вместе с тем в эту автоматическую схему сравнительно кратковременно подключаются все наработки человека в виде приобретенного опыта в данной сфере, имеющихся знаний и умений с определенной целевой направленностью.
  Подобное сравнительно кратковременное гармоничное слияние целевых программ самосознания и идеальных для выживания программ низшего сознания, уже не противодействующих друг другу, как обычно, а работающих в унисон, например, помогая человеку спастись от той или иной напасти, отражает их обоюдный интерес к поиску выхода из экстремальной ситуации, тогда как в обычных обстоятельствах их интересы и устремления, как правило, расходятся, что с очевидностью просматривается в противоречивых действиях каждого человека.
  Если вольное или невольное обращение человека с определенной целью к собственному низшему сознанию не противоречит устремлениям последнего, связанным в основном с выживанием организма, то человек получает нужное ему, если, конечно, он поймет ответ.
  Для этого и требуется соответствующий опыт.
  Человек в своем самосознании отодвинул низшее сознание на второстепенный план, и тем самым значительно оторвался от среды, став субъектом в текущем времени. Иначе говоря, он понял, что находится во временном процессе со всеми преимуществами этого понимания, но при этом утерял былое единство со средой.
  Однако низшее сознание в нем не исчезло. Значит он, в принципе, способен временно переместить его на первый план, то есть войти в него, но без утери высшего сознания, не забывая, кто он на самом деле, и, благодаря этому, в определенный момент выйти из низшего сознания, точнее, сместить его снова на второй план [5].
  Другим средством проявления креативности является более или менее осознанное использование случайности, поскольку она сродни неожиданности, а значит, неочевидности.
  Однако непосредственно использовать случайность как для созидания, так и для разрушения невозможно, поскольку она при постановке цели в текущем времени не присутствует в сознании человека, и не может быть им учтена. Собственно, поэтому вмешивающиеся в конкретные действия человека происшествия или явления, о которых он не знал, либо просто посторонние факторы, которые он мог заметить, но не придавал им значения, квалифицировались им как нечто стихийное. То есть, чтобы использовать случайность требуется, как минимум, время для понимания ее характера и возможного приложения.
  Насколько это важно для расширения информационных потоков, ясно из произвольного характера случайности: раз случайное происшествие сродни неожиданности, то случайность выпадает из известного ряда текущих событий и, возможно, наличных знаний. Иначе говоря, случайность вполне может быть явлением, неочевидным и посторонним для базы данных человечества, находясь вне известного порядка.
  Стало быть, случайность - это непосредственный сосед неочевидного нового знания, и через нее можно его достигнуть, а не через логику или комбинаторику. Поэтому случайность и неочевидное новое могут довольно естественно сойтись, если отстраниться от традиционных методов исследования и воспользоваться некоторыми приемами использования случайности для собственных целей, которые описаны в статье "Как привлечь случайность и воспользоваться ею в процессе творчества?" [6].
  Фундаментально случайность есть нечто внешнее, точнее, постороннее, более близкое к хаосу, чем к порядку. Ее независимость от устоявшегося может перекроить порядок совершенно невообразимым образом и тем самым обозначить неведомое еще и поэтому принципиально новое знание.
  Однако проявить себя так случайность может только через осознающее себя существо, которое не удовлетворяется имеющимся сознательно, и поэтому способно к выбору только того, что его интересует, ставя себе цели, в отличие от всех прочих живых организмов, стремящихся к лучшим условиям существования инстинктивно.
  Более высокая степень креативности связана уже с получением принципиально нового знания, которое является неочевидным, то есть никакие сочетания известных знаний, никакие умозаключения в форме формальной логики его дать не могут, так же как эксперименты, направленные на совершенствование известного.
  Получается. что неочевидное знание действительно связано со случайностью, и объяснение этого заложено в том, что и неочевидное новое знание, и случайность находятся за пределами известного, то есть проявляются как непредвиденное [там же].
  Кроме того, для человека всегдашним средством для проявления креативности является интерес, который, по существу, есть неизбывное влечение к новым формам реальности, которые он не только может отметить, но и сконструировать самостоятельно.
  В частности, значение интереса отметил еще К. А. Гельвеций: "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" [7, с. 34].
  Неудовлетворенность человека в его самосознании требует большего, чем эффективность действий, комфортное существование, высокое положения, она толкает его к чему-то запредельному, нереальному, нелогичному, то есть тому, что показало бы ему самому и всем окружающим его неординарность, вызвав прежде всего уважение к самому себе.
  Отсюда возникает осознанный интерес в виде стремления ко всему необычному, удивляющему, возмущающему или даже пугающему, как, например, молнии в грозу, или к такому вроде бы бессмысленному занятию как альпинизм, что отражается в понятии "интересное", которое сближается с утилитарными стремлениями только для самых ограниченных индивидов, но даже и они способны и желают необыкновенного, находя свой интерес, например, в потустороннем, отражающийся в их вере в неведомое, которое привлекает их райским блаженством после смерти, а при жизни дает им чувство превосходства над неверующими, коим не ведом экстаз веры и прикосновения к чудесному и, значит, самому высокому.
  Противоположные им личности - интеллектуально развитые и достаточно образованные для того, чтобы разбираться во многом и действительно что-то понимать в избранной сфере деятельности, - предпочитают искать свой интерес в какой-то необычности, которую они не понимают, но хотели бы разгадать, например, сделав открытие или изобретение.
  Так, Леонардо да Винчи построил прототип вертолета, написал до сих пор не разгаданное изображение Моны Лизы, Франклин изобрел громоотвод, Фуко - маятник, Лев Толстой написал "Смерть Ивана Ильича".
  При совпадении способностей и интересов возникающий эффект, подобный резонансу, приводит человека к творческим находкам (креативности), так как ему в этом случае иногда удается найти действительно новое как в технике, так и в искусстве.
  Между этими крайностями располагаются все остальные персоны мира, интерес подавляющего большинства которых заключается не столько в необычном, сколько в сфере удивляющего или возмущающего их, - как правило, в границах потребления определенного массового продукта.
  Это может быть мода, политика, спорт, зрелища и прочие области воздействия на человека, далекие от высоких стремлений, но приносящие этого типа людям удовольствие, которое всегда связано с притоком в той или иной мере новой информации.
  Вместе с тем в подобных интересах и в связи с ними, эти обыватели, сводят себя большей частью не к субъектам деятельности, а объектам воздействия, служа, по сути, чужим и, очень часто, корыстным интересам, позволяя зарабатывать всяким проходимцам на себе.
  Тем самым выявляется еще одна категория субъектов действия, пытающихся заставить остальных служить своим интересам, и их можно обозначить как паразитов, поскольку единственным их интересом является стремление к удовлетворению самых примитивных (животных) потребностей - наилучшая еда, красивые самки, доминирование над соплеменниками. Всем этим они замещают культурные ценности и этику общего поведения, лицемерно проповедуя для остальных исполнение выгодных только для них правил и норм, а также отвлекая массы от уничтожения их самих как типичных и сознательных паразитов предоставлением всё новых предметов потребления. [3. Часть 1, ј4].
  Таким образом. интерес есть не только влечение к новому, необычному, но предметы этого влечения разделяют общество на определенные страты - одних влечет к соблазнительно-примитивному, где может найти место применения хитрости для достижения подобных утилитарных целей, других - к высоким технологиям или духовным ценностям, а уж достижение этих целей неизбежно потребует использования творческих подходов.
  И если животно-примитивного, но естественно-приятного, такого как власть или комфорт, можно достигнуть во многих случаях с помощью хитрости, то придумать телефон, интернет, выиграть войну за счет правильно избранной стратегии, открыть Америку или закон всемирного тяготения за счет хитрости не удастся.
  
  Библиография
  
  1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. 2003.
  2. Энциклопедический словарь педагога. dic.academic.ru.
  3. Низовцев Ю.М. "Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном (сборник. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  4. Низовцев Ю.М. Каков механизм воображения, не открытый наукой до сих пор? 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.proza.ru
   "Ключ к непознаваемому (сборник)".
  5. Низовцев Ю.М. В чем же тайна гениальности, до сих пор неразгаданная? 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  6. Низовцев Ю.М. Как привлечь случайность и воспользоваться ею в процессе творчества. 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.proza.ru
  7. Гельвеций К.А. Об уме. Москва., 1938.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"