Прежде чем приступить к обзору, давайте определимся с моим методом выставления оценок. Поскольку надо поставить разные оценки от 1 до 20, каждый рассказ я буду определять в следующие мини-подгруппы:
Группа 1. Потрясающие творения, пятёрка сильнейших в группе, получат от меня оценки от 16 до 20.
Группа 2. Интересные произведения, которым немного не хватает, чтоб стать шедеврами, получат оценки от 11 до 15.
Группа 3. Вещи малоинтересные, неоригинальные, с большим количеством ляпов и т.д., получат оценки от 6 до 10.
Наконец, группа 4. Абсолютно бездарные, вызвавшие отвращение или неприязнь, безграмотные и т.п., получат оценки от 1 до 5.
Окончательную оценку выставлю после ознакомления со всеми работами, но разглашать её не буду - так интереснее. К тому же, оставляю за собой право повысить или понизить рассказ в ранге на одну группу.
Начало получилось очень сильным и интригующим. Но автор так и не раскрыл тайны, как же мир докатился до жизни такой, и что за демоны бродят на поверхности, убивая людей. К тому же, общая атмосфера чем-то напомнила упрощённое "Метро 2033". Сейчас, конечно, подобные темы востребованы и популярны, но каждый автор должен вносить что-то своё и новое. Этим "что-то" как раз и могли оказаться демоны, но ружьё в итоге так и не выстрелило. Безусловно, общий смысл рассказа хороший, но уж слишком явный и поставлен над всем остальным - над действием, над сюжетом, даже над грамотностью - в произведении есть несколько досадных ошибок, затрудняющих чтение.
Пожалуй, группа 2. Если, конечно, найдутся пять безусловно сильных вещей, способных бороться за группу 1.
Раздел "Перлы": "Я светила вперед, чтобы Маусу было лучше видно, куда идти. Его фонарь светил плохо, наверное, батарея скоро сядет. Но потом я устала смотреть на согнутую фигуру компаньона, медленно пятящегося по коридору".
Банальная мыльная опера. Со всеми присущими ей штампами, которые так удачно спародировал когда-то Роберт Шекли в романе "Драмокл". Ничего нового, неожиданного. Могла бы показаться интересной идея с проклятием и тем, что его снимает, если б она не была такой надуманной и притянутой за уши. Сложно поверить, что прежним хозяевам замка "и в голову не пришло жениться на первой служанке". Элемент фантастики есть, но использован как костыль для построения незамысловатого сюжета. В последнем абзаце автор перечеркивает возможное приятное впечатление, которое могло бы остаться у поклонниц "Сумерек", фразой "и даже не знаю, для кого пишу и писала всю эту историю".
Скорее всего, четвёртая группа.
В раздел "Перлы" много фраз может войти, порадую парочкой: "Если в замке более чем два мужчины, то он обрушается, убивая всё, что ни есть в нём. А после восстанавливается вновь"; "смаковал каждое слово, растягивая его и едва не промурлыкивая".
Начнём с того, что вроде как "Белый Мамонт" - конкурс рассказов, а никак не отрывков из крупной прозы, тем более не конкурс глав. В качестве начала романа - очень даже неплохо, хотя что это именно постапокалиптика, толком не показано - так, мелкие отписки по поводу Большой Войны. Самое интересное здесь - способности Малыша, для которого, оказываться, активировать гранату силой мысли - раз плюнуть. Но уж слишком сумбурно и стандартно выглядит эта глава. С его-то способностями малец мог куда как большее, и нам открыто намекают - прочтите роман целиком, там всё будет. Но именно как рассказ, а не как глава, "Хороший день" всё же слабоват. Поэтому третья группа.
"Перлы": "Ред зло сплюнул под ноги (хочешь - верь, хочешь - нет, но было именно так)", к чему тут эти скобочки, я так и не понял...
"О-о-о, Джагернаут! Ты не отпускаешь меня даже на Земле!" - пожалуй, этим всё сказано. В одной этой фразе мог бы свободно уместиться весь рассказ, полный хаотичных мыслей и воспоминаний героя, странных снов и совершенно никчёмных, пустых диалогов. А также здесь можно увидеть множество: грамматических, орфографических и стилистических ошибок; непонятно зачем вставленных русскими буквами английских слов. И хоть как главный герой будет терзаться мучениями и плакать, но ближе к читателю он не станет, и всё тут. Потому что он уже продал свою Душу, чтобы стать самым богатым человеком.
Группа будет третья или даже четвёртая.
"Перлы": "если бы один червь не гложил его душу", "В отчаяний Джубасс начал избивать первого попавшегося под руку человека."
Рассказ очень качественный и интересный, чем-то даже перекликающийся с моим творением на этом конкурсе - и прежде всего стремлением уйти из города. Но здесь героиня сомневается в своих силах, и практически всё произведение посвящено её душевным терзаниям - в итоге под конец это становится несколько затянуто и абсурдно, к тому же, есть несколько мыслей и фраз, с которыми очень сложно согласиться. Да, героиня нашла новый мир, совершила свой побег - но точно ли это был побег? Ей никто не препятствовал, она бежала только от самой себя, и концовка рассказа даёт понять, что это удалось всё же не полностью. Ту же идею можно увидеть и в "Если бы...", но "Побег" в этом плане более продуман. Группа - первая.
"Перл", а точнее, видимо, описка: "целое государство из муравейников, связанных друг с другом длинными галереями... и их обители просто ненавидят чужаков".
Сколько уже было произведений на эту тему? Сколько ещё будет? И почему все они, как один, смешивают в себе религиозные представления о смерти, изменяя их до неузнаваемости? А в этом рассказе, помимо всего прочего, концовка настолько противно расписана, что вряд ли хоть один человек и хоть одна Душа согласятся с таким устройством мироздания. И ведь в рассказе ничего нового и интересного, по сути, нет, даже упомянутая концовка не выделяется на блеклом фоне всех этих Залов, Проводников и Ангелов. К тому же, рассказ довольно сумбурен, автор постоянно сбивается с мысли и, видимо, поэтому забывает правильно расставить знаки препинания, а также путает падежи, рода и вообще не особо дружен с русским языком. Группа будет однозначно четвёртая.
Перлы: "Было доказано, что Душа, что бы всё было правильно должна быть создана именно ночью, и потому в этом зале она вечна!", "вон та, чью зелёные глаза полны печали" и ещё множество...
На сей раз сразу начнём с перлов, которые либо намеренно вставлены для подчеркивания убогого юмора, либо даже не предусмотрены автором и превращают рассказ в фарс: "и нечего тут ко мне подлизываться, душа, если за душою - ни шиша!", "ворс-мажор, как по-научному говорится", "Мороз трещал стволами деревьев городского парка, как рота барабанщиков", "Птицы, неосмотрительно оставшиеся в Лукоморье, забились под стрехи крыш и срочно принялись паковать запасы сушеных мух и жуков к завтрашнему отлету на юг" - и это только в начале произведения, там дальше ещё очень много. И, по сути, в рассказе больше ничего особенного нету. Ни хоть сколько-нибудь интригующего сюжета, ни колоритных персонажей - одни бесконечные подколки, приколки и прочие несмешные шутки. Русское юмористическое фэнтези порой такое юмористическое, что аж плакать хочется. Группа будет третьяскорее всего четвёртая.
В этом рассказе хочется отметить две вещи: живой, хороший язык, и вечное желание отца Франциска перекреститься. Он вспоминает об этом постоянно, и тут же чертыхается и вообще ведёт себя как неверующий. Конечно, образ Франциска прописан хорошо, если он таким и задумывался, но насколько же он неприятен мне как читателю! Такому персонажу не сопереживаешь, он очень скучен и предсказуем. Именно поэтому образ Завальни и прочей "нечисти" более притягателен и колоритен. Да и момент, когда Франциск, глядя, как Завальня идёт по воде как посуху, думает "нечисть, что поделаешь", совсем не красит его как христианина. Концовка же рушит всё впечатление, и слова про храброго и истинно верующего Франциска из уст Завальни кажутся издёвкой над читателем, равно как и то, что он становится Хранителем. В общем, вторая группа.
Перл: "Ведьма взлохматила рукой пышные рыжие волосы, скользнула горячим как раскаленные уголья взглядом по Франциску, меж алых губ пробежал язычок, и иезуит почувствовал как вдруг стали тесны ему штаны" - настолько не вписывается в общий колорит рассказа, что вызывает недоумённую улыбку.
Лягушку поцеловать, чтоб она в принцессу превратилась, главный герой рассказа, пожалуй не сможет. Но вот прослушать от жабы целую поэму и спасти её, не особо заботясь о собственной жизни - это пожалуйста. А ксенофобия всё же лечится, и не надо никаких специальных таблеток, достаточно лишь попробовать понять того, кто отличается от тебя. В общем, рассказ хорош и интересен, единственное - несколько перегружен рассуждениями о космических скоростях и типах астероидов. Но, скорее всего, группа будет первая.
Перл, естественно, связан с недостатком произведения: "Вторая космическая скорость называется скоростью освобождения или убегания" - кто объяснит эту фразу (желательно сам автор), тот большой молодец.
Хороший, интересный рассказ с динамичным развитием сюжета и образов, с постепенным проникновением в мир и яркой концовкой. Но есть и один существенный недостаток - это "естественный отбор". Один из сотни мальчиков в башне Стражей, один из сотни Убийц, и так далее... Вот тут следует воскликнуть "не верю". Не верю, что мальчик, прошедший специальную школу обучения Стражей, мог быть так запросто загипнотизирован. И не верю, что Убийца не мог предусмотреть сразу, что его соперником окажется Стратег.
Так или иначе, группа будет первая. И, что приятно, ляпов и перлов в рассказе не обнаружено.
Далёкое будущее, всегалактическая религия подорвана и никто уже не верит, а тут ещё и умирает Император, который, к слову, в рассказе был заявлен как "бессменный наместник Творцов". Естественно, между двумя сыновьями тут же разгорается конфликт, и при этом оба, абсолютно наплевав на жизни миллиардов подданых по всей галактики, начинают войну друг с другом. И всё это было бы хорошо и даже интересно, если бы не две вещи: постоянные орфографические и смысловые ошибки, а также немотивированные поступки героев. Оправдать их в рассказе абсолютно нечем, особенно когда старший брат переходит от мирных намерений к военной диктатуре и начисто забывает о традиции и религии, за которые ратовала его любимая Изабелла. Вторая группа.
"Перлы": "Из комнаты вышел далеко немолодой высокий человек, возраста", "клинок же офицеров младших чинов являлся обыкновенным кинжалом и имел малую пользу в качестве оружия", "Также тщетно проверить насколько хватит энергии тамошних звезд" и др.
Надо вам сказать, что аннотация и первые строки рассказа вкупе с его названием сразу создали негативное впечатление. Заповеди, выделенные жирным шрифтом, вместо подчёркивания смысла рассказа кажутся совершенно неуместными к тексту. Если автор хотел взять их в качестве эпиграфа, надо было оформить курсивом и справа. Если же это неотъемлемая часть произведения, то она совершенно не вяжется со всем дальнейшим. Автор превратил Гавриила в Гава, посмеялся над религиями, заодно использовав текст как религиозную пропаганду, тут же посетовав на неисполнение людьми "инструкций", то бишь заповедей. И в конце всё это дело превратилось в Апокалипсис и Страшный суд. Замечательно, поучите пятёрку по религиоведению, единицу за сюжет (точнее, за его жалкое подобие), и билет в четвёртую группу без права подняться выше.
"Перлы": "Возникли разночтения, религиозное разделение, атеизм, сексуальная революция и, простите, Голливуд...", "Таблица "Финансы" полностью поглотила подрубрику "любовь к ближнему", графа о прелюбодеянии поменяла название на "Сексуальные потребности"", ""Твою медь!" - ахнул Гав." и т.п.
И снова сразу с "перлов": "Маразм как говорится, крепнул", "Особенно когда один из маронов в виде не зашибленного до конца таракана, загнал меня в ванну и перерезал в доме все провода, изолировав тем самым от общества". А как вам "гиена огненная"? После этого хочется воскликнуть словами из рассказа: "Ой, что за маздец?!!"...
Смешно-то оно, конечно, смешно, если бы не было так грустно. Единственное, что более-менее спасает рассказ со столь непритягательным названием - это его нацеленность на аудиторию геймеров. Поклонникам ММОРПГ рекомендуется, всем остальным лучше даже не пытаться читать - будет не смешно, неинтересно и не понятно. Я знал человека, который описал с куда более приличным юмором и интересным сюжетом свою любимую онлайн-игру, так что здесь точно четвёртая группа.
Очень красивый, интересный и впечатляющий рассказ с четко прослеживаемым, выверенным сюжетом. В принципе, язык, стиль и персонажи на высоте, если не считать пары грамматических ошибок и небольших шероховатостей в некоторых фразах. Автору хочется дать совет произвести вычитку рассказа вслух, чтобы понять, где же именно предложения построены не очень удачно и как их лучше исправить. В целом - замечательно. Первая группа.
Перлы: "Распухший язык, синяк на шее и остекленевшие глаза говорили, что она мертва" - на днях с точно такими же симптомами в местную больницу поступил изрядно подвыпивший и наглотавшийся какой-то дряни мужчина. В результате его удалось привести в чувство.
Начало рассказа, признаюсь, покоробило. Спросите любого лектора, будет ли он так говорить, и уж тем более станет ли он произносить слова "я кончил". В качестве перла - первая же фраза: "Итак, нам с вами выпало счастье родиться на пороге новой эры в биологии", если её произнести вслух, можно понять, в чём тут дело. Так что совет вам, как и предыдущему автору - вдумчиво прочитайте вслух весь рассказ. Где споткнётесь, подумайте, не ошибка ли это и нельзя ли как-то исправить. Особенно это касается диалогов, можете даже с друзьями разыграть их по ролям. Ещё один перл: "Вам замуж надо детей работать учиться" - и это говорит психиатр, и далее он продолжает общаться без запятых. Если так и задумано, то надо было отметить что-то вроде "скороговоркой произнёс он".
А в целом, рассказ хороший. Отдельное спасибо за эпизод с колдуньей, посмеялся от души. И даже заинтересовало: а остался ли у девушки этот дар в дальнейшем?
И вроде написано интересно, читается вполне легко, но вот только зачем? Зачем этот рассказ - чтобы показать, как нечисть боится рассвета, или как нельзя подвыпившим мужикам ночью по лесам шастать? Не говоря уж о том, что игра в карты шла до самого утра, и мужик умудрился всю свою одежду проиграть. А ведь, ежели ночь июльская, то и не так уж много на нём вещей могло быть. В общем, рассказ слишком прост, да и сюжет не блещет, концовку легко предугадать. Третья группа.
Перлы: "Звезды перемигивались меж собой о чем-то своем, о звездном", "Глубоко вздохнув, решил Терентий, что пора домой возвращаться", и далее по тексту...
Задумка рассказа, несомненно, интересная и верная - пища, сдобренная химикатами, у людей, питающихся дарами природы, вполне может вызвать аллергию, удушье и прочие описанные реакции. Плюс новая версия Содома... Но вот всё остальное в рассказе выглядит неправдоподобно. Люди, построившие целый город и тут же пытающиеся скрыть высокие технологии, удивляются, почему это местные жители проявляют чрезмерное любопытство. Сами обитатели планеты принимают сборку роботов за людскую вакханалию. Выглядит это смешно, если не сказать глупо. Поэтому вторая группа.
Перлы: "-- А как же твои бесстыжие глаза смотрели на все это, Чанан? Почему не отвернулся ты стыдливо?- спросили слушатели. -- Сначала я растерялся, пытаясь сообразить, что происходит.", - видимо, со зрением у него не очень. "ходила по городу целый день, по своему обыкновению, заглядываясь на мужчин" - по своему обыкновению заглядывалась на мужчин или ходила по городу? А чего только стоила фраза "Насилуйте меня, жену, и моих невинных дочерей! Но я не отдам вам гостей на поругание!"...
К такому рассказу даже и не знаешь, как относиться. Мысль, которую доносит до нас автор, понятна и вполне вписывается в современное общество, но вот средство преподнесения этой мысли... Орфография и построение фраз хромают на обе ноги. Сюжет скачет как загнанная лошадь, при этом сама смерть героини не описана, есть лишь сухая констатация факта. Рассуждения о субкультурах и попытка сравнить их с проститутками, которые "эпатируют общество", вгоняют в ступор. Конечно, есть в рассказе свои достоинства, но нужно очень сильно поработать над композицией и орфографией. Поэтому третья группа.
Перлы: "А может быть даже хозяйка салона, восседавшая за низким журнальным столиком с закинутыми на него ногами", ну и много разных фраз с нерасставленными в них знаками препинания.
Столь любимая многими брутальная мужская проза. Грязь, БТРы, контрактники, стрельба-пальба, мутанты... Выделить что-то из этой стандартной массы очень сложно. К преимуществам рассказа можно отнести лишь концовку и хороший, грамотный язык. Особых перлов мною не было обнаружено. Но как-то всё-таки нужно было автору больше заострить внимание на главном герое и Лизе, так как эти персонажи всё-таки не до конца прописаны в произведении. Так что совет всем поклонникам подобных творений - больше сопереживания героям, экшен от этого не пострадает, зато будет в произведении приятная на вкус приправка. А пока что вторая группа.
Очень интересная детская сказка, которая наверняка придётся по вкусу не только девочкам. Но есть несколько моментов, над которыми нужно поработать, чтобы получилась действительно легко читаемая детская история: например, домовой не должен так заумно рассуждать и сыпать словами вроде "аллегория". Нужен более грамотный текст с не провисающими в воздухе фразами. Совет, который уже давал ранее: почитайте вслух не только детям, но и сами себе. Вторая группа.
В перлах в основном мелкие ошибки вроде: "ни питается", "девочка испуганно отшатнулся", ну и просто главная жемчужина: "Дерево Мира - это мировое дерево, пронизывающее три мира - небо, землю и подземный мир; служит туннелем между миром людей и сказок".
Общий вывод:
Группа получилась очень разрозненная. Есть много откровенно слабых текстов, есть хорошие задумки, испорченные различными факторами, от построения фраз до сюжетной структуры. В группе 20 именно Белых Мамонтов, ярко выделяющихся среди остальных, мало - больше "средних" текстов. Так что группой смерти двадцатую не назовёшь, есть четыре ярко выраженных лидера плюс пятый текст, который, скорее всего, пятое место и займёт. Засим прощаюсь, до новых встреч, уважаемые авторы и читатели.