Гинзбург Мария : другие произведения.

Головы в карамели и противогазах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Инквизитор, Минасян, Штерн, Финн, Фоменко, Рэйн, Бондарева, Львова. Обзор закончен.


Лисичка Полярная

ГОЛОВЫ В КАРАМЕЛИ И ПРОТИВОГАЗАХ

  
   Всех приветствую. Перед вами - судейский обзор конкурса Укол Ужаса 7. Обычно я разбираю рассказы в том порядке, в каком их авторы заявились на обзор, но в этот раз структура будет иная. Причина этого будет объяснена в конце первой порции обзора.
  
   Ink Visitor. Игра с неполной информацией
  
   Технически крепкий рассказ, грамотный и складный. Интересна личность рассказчика ;). Некоторые вопросы по логике повествования все же возникают. Так, автор щедрой рукой понавесил на стенах рассказа ружей, которые, на мой взгляд, не выстрелили.
   Ружье первое - очень ярко и хорошо проведена аналогия между Севериным и Ирой и Поездом и Каруселью. В тот момент, когда Настя, уже уходя из гостей, видит надписи на стене "ДОРОГА" и "КОЛЬЦЕВАЯ", и нечеловеческие силуэты, аж мороз по коже продирает. И что? Никак не продолжены эти рельсы, упираются они в бурьян. Брат с сестрой, насколько мы понимаем из дальнейшего повествования, не имеют ни малейшего отношения к Настиным кошмарам - парк аттракционов даже не показывается им. Так же мы не находим ответа на вопрос, кто же это в ночи шлялся по квартире и вытворил эту мерзкую штуку в коридоре. Я уже не говорю о самом главном - за что же, черт подери, за что утАпили милую Настю? Почему Поезд выбрал именно ее?
   Герои, разумеется, могут не знать ответов на эти вопросы - но читатель должен иметь возможность это понять.
   А так, выскочило неизвестно что, убило неизвестно почему... Не хоррор это.
   И, возвращаясь к серой и пушистой личности рассказчика, опять же возникает нестыковка. Кот мог слышать беседу гостьи с хозяевами - а откуда, как он знал все остальное?
   Большая часть рассказа посвящена детективно-мистическому расследованию. Хоррор может пересекаться с детективом, но детектив все-таки - это отдельный жанр. Да и в качестве детектива... Вот, дана зацепка на эпическую игру Doom. Дальше это никак не срабатывает, пересечений нет. Точнее, как. Возможно, в тексте есть дальнейшие пересечения, но они понятны только тем, кто в эту игру играл. Несмотря на популярность приключений Макса Пейна, они известны далеко не всем и не каждому. Если по ходу текста имеются дальнейшие отсылки к игре, кроме пятерых картежников, надо ненавязчиво сообщить об этом. Как угодно, хоть через мысли Насти, хоть от лица рассказчика.
   Плохо, когда из кустов вдруг выскакивает рояль; но еще хуже, когда рояли кругом заботливо расставлены, рассказано об их фирме-производителе и нелегкой судьбе под руками детей, терзающих гаммы - а ни один из них на поверку не играет.
   Некоторые стилистические замечания:
  
   и шумели так, что могли бы спугнуть стаю медведей, даже будь те при полном параде - в валенках и с балалайками.
  
   Неуместные ухарские кривляния
  
   напротив "Соснового бора" Шишкина и "Незнакомки" Крамского в простых деревянных рамах, торчали из-под аляповатого щита с гербом перекрещенные сабли, но между картин на цепочке раскачивался, подвешенный за кольцо, штык-нож.
  
   Перебор с запятыми. Причастный оборот ПЕРЕД определяемым словом запятыми не выделяется; это деепричастный оборот выделяется всегда. Да и сама фраза... Зачем, зачем вы так накрутили? (И не только ее одну). Спокойно, неторопливо можно описать обстановку - двумя-тремя фразами.
   И, last but not least, ребята, я вас всех прошу - не играйтесь вы с оформлением! Не надо! Истратьте эту энергию на сам текст, а не на рюшечки к нему. Самый простой, обычный формат. Мне же все это сводить в сборник. Я когда скачивала, текст Иквизитора пошел кракозябрами, я их удалила, не задумываясь, и только сейчас, голосуя, увидела, что одного из финалистов я не читала вообще.
  
   Татьяна Минасян. Оттолкнуться от дна
  
   Стилистически здесь все более-менее гладко. Тема есть, если искать. Автор опытный, думается, и ждешь уже от него чего-то качественного, приятного сердцу. Но лучше никогда ничего не ждать.
   Ситуация семейного абьюза описана ярко, впечатляет. Однако, опять же, остаются вопросы. Как сказал Ангел в серии "За что мы деремся" на вопрос Спайка: "Так что же он искал?" - "Ответы".
   Ответов на некоторые вопросы, которые у меня возникли, я так и не нашла в тексте.
   А именно.
   Автором создан шикарный образ отвержения неудобного ребенка родителями, а впоследствии и мужем. Выпуклый и очень точный. Мертвые, механические люди, давящие каждую искру жизни на своем пути. Не путем грубых окриков и насилия. нет. Но образ этот, увы, не привязан ни к чему. Я почти до самого конца думала, что мне вот-вот объяснят: они, родители главной героини - роботы? демоны? Это вообще все - только аллегория? Но, увы, мне так и не объяснили. Родители ее съехали на кладбище - как-то чрезвычайно вовремя, удобно получилось, и для автора, и для героев... их замочила дочь любящая? ее муж? они вообще приснились ей? Нет ответа.
   Сцена двойного самоубийства тоже впечатляет, в хорошем смысле. Опять же, я искала, я ждала объяснений. Что муж оставит ее подыхать в ванне одну. Что еще что-то. Но нет. Героиня героически спасается, и, видимо, начинает новую жизнь. Почему она спаслась? Я имею в виду, по внутренней логике рассказа? Классический хоррор довольно прямолинеен в этом вопросе. Но бывают и извивы. Она что-то поняла там, в ванной? Умереть ради любви можно, но она могла понять, что ни родители, ни муж никогда не любили ее. Или что ей это все только приснилось... Тем не менее, никакого объяснения. Логический провал, не единственный, но самый крупный, в структуре данного рассказа.
  
   Виктория Штерн. Конечная
  
   Первая тема раскрыта, прям вот с кинематографической точностью. Но сам текст очень путаный. Непонятно - все эти события, описанные в тексте, это воспоминания несчастного человеческого обрубка, в который в итоге превратился главный герой? А что же делать с атмосферой всеобщего, глобального конца, довольно удачно созданной в тексте? Он в инферно тогда должен оказаться, это же самая, самая, последняя остановка.
   Так же в финале присутствует рассказ, автор которого схожим образом подошел к решению аналогичной художественной задачи. Там тоже есть некоторые вопросы, но сам рассказ вышел сильнее, ярче.
   И да, как любит говорить наша Стрелочка - "не страшно".
   От слова "совсем".
  
   Вы дошли до финала, и это значит, что ваш текст в любом случае оказался на голову выше всех остальных в вашей группе. Это, в любом случае, достижение. И, возможно, кто-то даже получит призовое место; мнение одного судьи не является решающим. Также я хочу сообщить, что состав сборника "Укол Ужаса 7" утрясается, и будет сообщен если не до оглашения оценок финала, то одновременно с ними. Я тут задавала много вопросов - а вот когда состав сборника станет известен, у многих возникнут вопросы ко мне. Они, в отличие от моих, не останутся риторическими.
   Ответы - выше.
   Татьяна Финн. Маски
   Рассказ очень атмосферный. Прочность вымышленной реальности создается деталями, но с другой стороны, их не должно быть слишком много, чтобы придуманный мир не рассыпался в мозаику. Здесь с этим все в порядке.
   Рассказ о том, как невыносимые условия существования сначала уничтожают отношения между людьми, а потом - и самих людей. Упорная, гордая простой рабочей гордостью мать и не менее настойчивая дочь превращаются в одинаковых роботов.
   И это самый настоящий ужас, да. Хоррор может происходить в любых условиях; автор здесь выбрал постапокалипсис, первую тему, но рассказ все равно остался ужасным.
   О хороших рассказах трудно писать много; вот у меня помечено при чтении "пара ляпов", но не отмечено даже, какие...
   Фоменко. Наташа
   К этому рассказу есть ряд вопросов, как стилистических, так и по логике повествования.
   Начнем со вторых.
   Так что же там все-таки произошло? Наташа была Злом или жертвой похоти взрослых мужиков? Насильники всегда будут объяснять, что не смогли устоять перед животной развратностью десятилетней слабоумной девочки, и вообще женщина есть сосуд Зла, но автор ни разу не дал возможности высказаться самой Наташе. Между тем, от ответа на этот вопрос зависит дальнейшее развитие сюжета. Если Наташа действительно была дьяволом среди людей, почему она так долго сдерживалась? Почему она никак не проявляла себя ДО съемок фильма, а и после ограничилась только убийством насильников, а не всей деревни, к примеру? Данный тип действий больше похож на месть, притом обоснованную, а не на разгул Зла во всей красе. С этой точки зрения и сам герой является насильником - любой, кто возбуждается от порно, в котором показано изнасилование, ничем не отличается от того, кто насиловал в реальной жизни.
   Это очень тонкая граница, этическая; я в курсе, что многим авторам подобные мысли даже в голову не приходят, но тем не менее.
   Из более мелких претензий. Вскользь упоминается ночевка в доме Панина. Дом бы пуст, заброшен, или же герой вступал в какие-то коммуникации с его жителями? Если дом был пуст, он зашел в пустой дом и лег там спать, об одном этом можно рассказ написать. Да и Наташа после этого вряд ли бы покусилась на героя...
  
   Стилистические и грамматические ошибки:
  
   Я привыкший
   Диалектное выражение, не вполне допустимое в литературной речи.
  
   состроить физиономию полную гармонии и понимания
   Криво
  
   Если в начале беседы он старался всеми силами произвести на меня впечатление знатного мсье из лучших французских и английских клубов, то сейчас эмоции частично овладели им
   Тоже довольно распространенная ошибка: вы рассказываете, а надо показывать. Читатель должен быть и сам в силах оценить манеру поведения мсье, его характер и цели. Да, и "эмоции частично овладели им" - это вообще без комментариев.
  
   Он длиться всего десять минут.
   Честное слово, разницу между -тся и -ться надо понять только один раз, дальше никаких проблем не будет.
  
   В кустах валялся вагончик карусели в виде круглой головы с жутковатой улыбкой на ржавом лице, смотрящем в камеру.
  
   Слишком много накручено в одном предложении, кто куда смотрел?
  
   На заднем плане в яме лежала Наташа. Лицо ее выражало спокойствие и умиротворение. Сверху на нее лилась вязкая темная масса
   Слушайте, вы пишете не протокол, не гоняйтесь за осторожной точностью.
  
   Мрачность фильма и его атмосфера с легкостью выполняли свое задание
   Какое, позвольте спросить?
  
   мужчина стоял у ног голой Наташа на
   Опечатка, видимо - но имеем несогласование падежов
  
   а голова была словно с тяжелого похмелья, то есть я мог почувствовать контуры мозга в черепной коробке
   Контуры мозга, боже мой
  
   я не стал подыгрывать его тщеславию знающего
   Тоже очень криво
  
   Дальше все пошло, как по маслу: выставки, галереи, показы и в следствии предложение
   в следствии делают обычно только одно предложение - то самое, которое "смягчает вашу вину"
  
   Бюро встретило меня современным уютом
   Как это? Есть несовременный уют?
  
   мне на пол жизни хватит
   а еще у жизни есть потолок. Но некоторым хватает только на пол, да.
  
   исчез с поля зрения
  
   Во-первых, из поля, а во-вторых, там в самой фразе ошибка в управлении - из чьего поля зрения исчез объект?
  
   Олеся, прижавшись ко мне, тихо посапывала. Ее рыжие волосы приятно пахли шампунем. Я выбрался из ее оков и начал одеваться
  
   БДСМ? Самое интересное не показали, как всегда!
  
   Как выяснилось в последствии
  
   Да оставьте вы уже этот союз в покое, если он вам не дается!
  
   Этой же ночью Вера стала свидетелем постельной сцены Лаврецкого, Наташи и Коняева (мужчины с перерезанным горлом). Нисколько не скрываясь, оба мужчины тяжело дышали над обнаженной Наташей. Вера тут же вернулась в палатку
   Я не знала, что теперь даже дышать надо, скрываясь... Все-таки сцену изнасилования придется описать.
  
   я назвал его "сранным бездушным мешком с деньгами".
   Одно "н"
  
   Начинало темнеть. Я сделал последние фотографии и пошел к машине. Внезапно среди деревьев я увидел силуэт. Это была голая девушка. Она стояла, опираясь о ствол дерева, и смотрела на меня. Я окоченел. В глазах вдруг потемнело, а колени подкосились. Страх сдавил голову. Я раскрыл рот. Сомнений не было: между деревьями стояла Наташа. Я сделал шаг в ее сторону. Наташа зашла в тень дерева и растворилась
   Вот это хорошо, нагнетаете вы неплохо
  
  
   Прошло около часа, прежде чем я решился поехать обратно. Я остановил машину у дома Панина. Выйдя, я постучал в окно. Во дворе залаяла дворняга, но никто не вышел. Я обернулся. -
   Об этом я уже упоминала; если есть собака, значит, есть и хозяева дома, которые ее кормят итд. Есть чувство, что в повестовании пропущен кусок
  
   отменила какую-то важную встречу с нашим адвокатом
   Либо какую-то, либо важную
  
   Следующие два часа я смотрел фильм и мастурбировал
   Мужчина, по-моему, может только онанировать... не принципиально, впрочем. Напишите вы "дрочил", к чему эта медицинская бездушность?
  
   Не смотря на то, что я видел этот фильм
   Да что же вам так не даются предлоги?
  
   Охотникам за сенсациями тут не место, потому что причиной убийства был холодный расчет, в качестве наживы выступала оригинальная запись фильма, смонтированная лично самим Лаврецким
  
   Это вообще как из другой реальности.
  
   Рэйн О. Раз пришла ко мне любовь
  
   Рассказ сильный, технически крепкий, падежи тут расставлять не приходится ;).
   Что понравилось: структура. Две линии событий, идущих из разных точек времени и в итоге нагоняющие друг друга ("обратная фуга", классический пример такой структуры - "Братья Карамазовы", Достоевский). Однако для рассказа это немного тяжеловесно; лучше всего такая структура смотрится в крупных формах. Сама использовала ;).
   Что, на мой взгляд, на будущее надо иметь в виду, улучшить и доработать.
   Во-первых, каждой женщине - по мужчине! Идея слияния двух сознаний воедино (в одном теле, в данном случае), под каким бы соусом она не подавалась, является патологической. И вредной. Временами у вас герои говорят то, что нужно автору; так нельзя. Наличествует классический "одноногий мальчик со слепой собачкой", автор давит на жалость, задействуя самые мощные рычаги психики; в данном случае это мать, потерявшая ребенка, и заменяющая родную дочь - призрачной. О такой ситуации любая мать спокойно думать не сможет; как тут написал Фоменко, "эмоции частично овладеют ей". Этот прием считается дешевым.
   Быт в лагере беженцев не описан, не проработан; он остается картонным, небрежно размалеванным задником. Надо было собрать материал, что же вы, поленились?
   И там будет еще одно крупное замечание, но это уже в порядке разбора самого текста.
  
   Над воротами - металлические буквы "Рассвет", гнутые и проржавевшие, хотя когда-то явно лакированные и красные
   "Хотя" - это предлог противопоставления, с ними аккуратнее надо быть. "Гнутые" не является антонимом к "лакированные", а "проржавевшие" и вообще по смыслу близки к "красным".
  
  
   Или по кустам тут бегали, получали, так сказать, первый сексуальный опыт.
   О речевых характеристиках героев я уже говорила; вот - наглядный пример. Сильно пьющий электрик из местного поселка? ТАКИМИ СЛОВАМИ?
  
   - Прости, красавица, - вздыхает сзади Дима, застегивая штаны. - Уж очень с тобой хорошо, трудно себя в руках держать
   Сколько ему лет? И он же пьет. Это все удлиняет процесс.
  
   светя себе на лицо фонариком
   Это будет очень неприятно
  
   Весёлая Балка, где они жили, была районом суровым, совсем слегка городским, на самом отшибе длинного, вытянутого вдоль реки Волгограда.
   Фразу можно было и покрасивше сделать
  
   Лера вскочила, ужаленная непонятным ужасом. Она почувствовала на себе взгляд из темноты. Как будто на площадку, где они сидели, незаметно опустилось холодное облако чьего-то внимания, злого и безжалостного
  
   Общее пожелание. Не рассказывайте; ПОКАЗЫВАЙТЕ. Так, чтобы читатель сам ощутил это облако внимания...
  
   Давай тут же увидимся, через три дня
   Лучше "в пятницу" или как-то, а потом пояснить, что "это же еще через три дня!"
  
   что его брат-близнец погиб в Афгане, и с тех пор он страшно кричит во сне
   Мертвец, который страшно кричит во сне - это ппц.
  
   взгляд человека в дорогом сером костюме буравит её спину, проворачивается между лопатками, как тёмный клинок назгула
  
   Поверьте палачу из пыточной бригады Саурона - если у вас между лопаток как-то вдруг окажется назгульский клинок, вам не то чтобы станет трудно дышать - вы дышать перестанете. И как он проворачивается, не почувствуете уже. Да и зачем его проворачивать, если туда воткнуть? Ровно между лопаток, между прочим, позвоночник.
   Излишняя красявость, в общем.
  
   и вправду поправилась за лето
   Так за лето или за смену?
  
   и он дергает ножом, и Лера видит, как ее кровь струится в белую чашу.
   Ноги сразу холодеют, тело спешно отключает сигнальные системы, понимая, что повреждения необратимы и смерть неизбежна. Лера мычит и дергается, слабея
  
   В финале есть такой рассказ - "Испытатель". Там автор добросовестно проработал материал, узнал все, что смог, про ощущения при разных видах смерти. А вы, опять же, не стали париться. Видимо, планировали выехать на той самой всеобъемлющей жалости? Не будет милосердной автоанастезии. Мозг, сука такая, он всегда хочет выжить; единственная мысль, которую он не хочет понимать - что иногда это бесполезно. Он будет бешено накачивать адреналин. А Лера - метаться, биться, зажимать руками дырку и вообще вести себя непристойно
  
   говорит будущий кандидат в президенты Петр Репин
  
   Ой, не смешите меня. Нет у нас будущего. Ни кандидата, ни...
   В общем, не вяжется с существующей реальностью. Вот у Кинга в "Мертвой зоне" это вполне реально воспринималось. А у нас - нет.
  
   Такова манифестация моего господина
   Выговорить сложно, даже сумасшедшему
  
   На сегодня все, остались только двое авторов, ждущих своей очереди - Бондарева и Львова. Очень может быть, что продолжение обзора состоится завтра. В любом случае, не позже понедельника.
  
  
   Бондарева. Солнечная, 5
  
   Первая тема решена примерно теми же художественными средствами, что и у Штерн, подход до удивительного похож - но более удачно сделано. Точно так же герой в итоге оказывается умирающим куском мяса, но это последнее, о чем думаешь, когда читаешь начало рассказа. Образ проворного хищника сделан достоверно. Грамматических и особенных стилистических огрехов нет.
   Тоже есть вопросы ;), но это скорее так, пожелания.
   Мне кажется, что если бы не самолет разбился, а с рельс сошел поезд (в реальной жизни), это бы более удачно ложилось бы в символический ряд рассказа. Это объясняло бы направленность предсмертного бреда героя. Дался вам этот самолет, право. Даже сюжет менять не надо; сели в поезд, например, ДЛЯ того, чтобы приехать в Питер и там уже сесть на самолет и полететь в Турцию. И не доехали. Для вящей достоверности можно пошукать по сети, недавно вроде был теракт с подрывом поезда в нашей стране (не тот, когда машинисту удалось удержать состав, а другой). Какую фантастическую реальность вы бы не создавали, не гнушайтесь собрать материал для более плотной и изящной привязки к настоящей реальности. Как говорится, если врешь, будь очень точен в мелочах ;), и тогда основной лжи никто не заметит.
   Второй вопрос, который, как мне кажется, неплохо бы заострить, как-то почетче сделать... создается отчетливое ощущение, что мама-то у нас ведьма. Ну, добрая, "которая колдовала лишь иногда, и то для собственного удовольствия" (с) ;)). Что она каким-то образом проследовала за близкими людьми в инферно, точнее, пограничный мир, в котором они оказались, и сумела вытащить хотя бы своего ребенка. Разница между богами и демонами очень сильно зависит от того, на какой стороне вы сами находитесь; судя по тому, как бескомпромиссно вы осуждаете "ловких" людей, вы придерживаетесь "светлой" стороны. Ну, ок; можно эту сцену оформить как мать бьет там поклоны в церкви, "отмаливает" близких после чего рассказ был бы нахер выкинут с конкурса не потерплю я православной пропаганды на своем ресурсе но технически, и такое решение является вполне приемлемым. А сейчас логическая неувязка получается, провисает сюжет немного.
  
  
   Львова. Моль
  
   Единственный перевертыш на этом конкурсе, удивительно, обычно их бывает больше. Мода прошла, что ли? Итак, перед нами пример "охоты на охотника". Написано хорошо, бойко, логически все увязано, вторая тема формально есть - парк аттракционов, отрезанная голова. Нет вот этих "зловещих облаков холодного внимания", все достаточно удачно показывается, читатель сам может ощутить ауру, которую создает автор - а не рассказывает о ней ("теперь давайте, бойтесь ;). Не вполне понятно, как личинка проникла в тело героя, понятно, что это как-то связано с мусорным баком, но это мелкий огрех, не сильно цепляет. Опытный читатель хоррора сам себе все объяснит за вас - демоны проникают только в ту душу, целостность которой уже повреждена, туда, где для них есть место, и т.д. Но если бы вы - в следующих работах, разумеется - как-то... одним движением кисти, не особо заостряясь, у вас это хорошо получается - все же объяснили бы, почему герой стал такой тварью, это пошло бы произведению в целом только на пользу.
  
   Хочется сказать всем большое спасибо за участие; год от года мастерство участников конкурса только растет, и это очень приятно видеть.
   До встречи в следующем году ;)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"