Для кочевника-скотовода АРКАН является одним из главных орудий производственной деятельности, широко использовался на охоте и в бою. Известен со скифских времен, археологи находят посуду с рисунками аркана (Чертомлицкий курган, IV в до н.э.), применялся почти всеми народами Сибири и степной полосы России.
В занятии выпаса или перегона больших стад скота постоянно случаются ситуации, когда животное нужно остановить (поймать лошадь) и обездвижить (болезнь животного, клеймение, отбор на продажу или убой и др.), для этой цели и применяют аркан (лассо).
Это орудие представляет прочную лесу (веревочную или волосяную) с петлёй или костяным (деревянным) кольцом, которое называют "рыскалом", длина аркана примерно 20-25 метров. Аркан хранится и используется в свернутом виде, для применения по отлову животных, через петлю пропускается конец лесы, и формируют круги (наматывают), первый круг диаметром 0, 7 м. или в метр, остальные в диаметре уменьшаются, так, чтобы создавалась плотное кольцо, удобное для броска.
К животному (домашнему, дикому, диких лошадей было много) приближаются на дальность броска и накидывают аркан на шею, останавливая, сваливая животное на землю и запутывая арканом ноги. Этим достигалась безопасность пастуха, животное не могло нанести человеку физическое увечье.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь, АРКАН
Корень: аркан. Значение - веревка с петлёй на конце, сделанная для бросания вокруг цели и стягивания ее при натяжении веревки.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от тюркск.; ср.: тат., крым.-тат., казахск. чагат. arkan "толстая веревка, канат", балкар. arqán "лассо".
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1975
АРКАН. "Привел перед приказную избу приказные избы толмачь Василев Михайловъ на АРКАНЕ лошадь рыжу десяти лет. 1654 г.".
в) В других этимологических и толковых словарях - аналогично, одни исследователи производят термин из тюркского лексикона, другие - из татарского языка.
К "тюркскому" языку относят 5 тюркских языковых групп, в каждой из которых от 3 до 10 субгрупп, единого тюркского языка не существовало никогда, такая же ситуация, как и со славянским и прагерманским языками.
Происхождение древнетюркской рунической письменности VIII-X вв. не определено, по сходству знаков, общему стилю, направлению письма (справа налево) и совпадение фонетических значений, исследователи предполагают родство его с ранними видами СЕМИТСКОЙ письменности: БИБЛЕЙСКОЙ и ФИНИКИЙСКОЙ (читай - еврейской, авторы избегают применять слово "еврей" и пользуются "родственной" терминологией).
2) Прослеживаемая история АРКАНА
а) Википедия. Сарматы
"Довольно часто античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня.
Иосиф Флавий (евр. историк, 37-100 г.) пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4); ("Аланин издали накинул на него аркан и утащил бы его с поля брани, если бы царю не удалось вовремя переґрубить мечом веревку и таким образом спастись").
Павсаний отмечает то, что "на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы" (Описание Эллады, I, 21, 5).
Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что "аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага" (О разрушении Иерусалима, V)".
б) "На вооружении племен Северного Кавказа (Хазарский каганат) были АРКАНЫ, что документируется письменными источниками" (В.Н. Каминский, И.В. Каминская-Цокур. Вооружение племен Северного Кавказа в раннем средневековье. Ист.-арх. альманах, выпуск 3. Армавир, 1997).
в) Хазарский каганат
Экономика Хазарского каганата была оседло-скотоводческой, ремесло обеспечивало только внутренние потребности, отгонное скотоводство являлось главнейшей отраслью, значительную часть территории составляли степные просторы и пастбища. Коневодство было распространено повсеместно, анализ артефактов (рисунки, металлоизделия) показывает, что ЛОШАДЬ в быту преобладала, в оседлых районах разводили крупный рогатый скот, в степных - овец.
Торговля Хазарии была по преимуществу транзитной, ассортимент товаров, вывозимых хазарами, был незначителен: "Хазары не производят ничего, и не вывозят ничего, кроме рыбьего клея" (Истахри и Ибн-Хаукаль); "Из Хазарии происходят рогатый скот, овцы и бесчисленные рыбы" (Хадуд ал-алам, географ. трактат 982 г.).
* Как этнос татары организовались в XIII-XIV вв. на Волге, исследователи отмечают важную роль в формировании татарского народа средневековых государств - Волжской Булгарии (исламская традиция) и Хазарского каганата (еврейская традиция).
3) Обобщение и вывод
а) В нашей общей истории АРКАН - орудие и оружие кочевых народов, занимающихся скотоводством, предмет фиксируется со скифских времен. Античные письменные источники упоминают аркан, который использовали в причерноморских областях. Позже, в средневековье, различные племенные формирования Хазарского каганата использовали аркан, в русском языке термин фиксируется с XVI-XVII вв.
Таким образом, предмет и слово его обозначающее имеет международное значение и не может быть отнесено к какому-либо племенному языку, а скорее всего, связано с религиозно-торговым языком ИДЕОЛОГИИ.
Как известно в Хазарском каганате (первое государственное формирование на Волге) государственным языком был иврит, а официальной идеологией - иудаизм; часть населения Хазарии исповедовала также ислам, где религиозный язык - арабский (арабский и иврит - родственные языки, много общих корней).
б) Исследователи не опираются на священный язык иудеохристианства, предпочитая выводить смыслы из племенных бесписьменных языков, которые никто не знает.
Еврейский Бог - ЕСТЬ, а терминологии Бога - НЕТ, разве такое возможно в сознании человека. ОБРАЗ, сформированный ОДНОЙ идеологией, отделен от ТЕРМИНА этой идеологии??? Так не бывает!
Вывод
Целесообразно проверить связь слова с терминологией иврита и библейскими образами.
4) Терминология иврита
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита, и выделим корни.
АРКАН = АР + КАН; у нас сразу же выявляются рациональные корни иврита.
Общий вид
а) АР+КАН = ивр. ЙАРА יָרָה бросать, метать + КИНЕН כִּנֵּן наматывать, обматывать; термин сообщает нам функцию, которую исполняет предмет, БРОСАЯ - ОБМАТЫВАЕТ.
2 Цар. 11:20: "разве вы не знали, что со стены будут БРОСАТЬ (ЙАРА) на вас?"
Таким образом, очевидно, что термин АРКАН составлен из двух корней иврита - ЙРА бросать, метать + КИНЕН (термин Талмуда) обматывать, что собственно и раскрывает нам функцию предмета - связать животное на расстоянии, не приближаясь вплотную (уберечься от травмы).