Заметки на полях баталий: 4 рота.
(краткий обзор конкурсных рассказов 4-ой группы)
Кантор Т.Э.
Ой вы, гой еси добры молодцы! Исполать вам, красны девицы!
Широко раздолье полей Средиземья, да на одном поле мы по зову лунному собралися, со
всех земель съехалися. И стоим на том поле ратью обширною, войском измеренным.
А у войска того - ряды ровные, по пятнадцать-шестнадцать воинов в группе поделены. И в каждой группе - бойцы
серьезные, грамоте великой и малыя обученные, в схватках сетевых закаленные, божьим даром мифотворчества наделенные.
Внимательны взгляды их на своих супротивников, да придирчивы рецензии обоюдоострые и хорошо заточено оружие боевое - перья самописные, да клавиатуры электрические.
Ждет их битва лютая. Битва лютая, да не до крови. Не смертное побоище, но забава молодецкая...
Ну, с богом!...
Добре, добре красная девица изготовилась, для сугреву чарку меда сварила знатную...
Идея:
Не пройти в рай тому, у ног чьих грех смертный хвостом виляет... Ну да то давно уж известно.
Сюжет:
И снился молодцу, осьмнадцати лет отроду, сон. И проснулся он, и решил, что не жить более ему на белом свете...
Язык:
Очень читабельный, легкий, внятный.
Основные замечания:
"Очепяток" и других "блох" не обнаружено.
Ну, если только концовка меня лично слегка смутила. Нет бы ГГ, осознав грехи свои, встал на путь исправления, так сказать, попытался бы что-то изменить... А то как-то уж очень безвыходно получается: судьба есть судьба. И остается только пулю в лоб. Но это мое личное мнение, на нем не настаиваю.
Общее впечатление:
Мило, хорошо написано. Тема конкурса соблюдена, хотя фэнтези, по крайней мере, в классическом варианте я не обнаружила.
Вообще различные варианты осмысления или использования "божественных мифов", если можно так выразиться, похоже, частые гости в
рассказах многих авторов. Жаль только что лично меня данная зарисовка никак не задела. Ничего нового, что заставило бы задуматься на предлагаемую автором тему я в рассказе не увидела. Думаю,твердая "4" по пятибалльной шкале, но не более.
Вот и еще одна красна девица пожаловала: в доспехи изо льда хрустального закована, снегом да
метелями укутана. И сияет меч-кладенец ледяной: врагам на устрашение, знатокам - на любование.
Идея:
Ах! молодость, молодость... Даже в смерти вам чудится мечта о любви и чуде.
Сюжет:
Чего только не привидится в миг между жизнью, смертью и... снова жизнью.
Язык:
Красиво, но местами несколько слишком, на мой вкус.
Основные замечания:
Мелкая блоха: "Им двоим нет места в одной реальности". Похоже, не хватает запятых. Если не ошибаюсь, желательно
следующим образом: "Им, двоим, нет места в одной реальности".
Общее впечатление:
Неплохо, но... снова мимо. Выпад снежного оружия не только в сердце мне не попал, но даже не ранил.
Разве что кожу слегка оцарапал, да и то - врядли. Пожалуй, "3" по пятибалке.
А вот и сама княгиня киевская пожаловала. Посмотрим, посмотрим, каким оружием на сей раз сражаться изволят...
Идея:
Сама идея подобного посмертия не нова. Лично мне сразу вспоминается, например, американский фильм 2001 года "Другие" с Николь Кидман в главной роли. Но, тем не менее, у госпожи Леданики получилось эту идею осмыслить по-своему и, забегая вперед, скажу: мастерски.
Сюжет:
Живет где-то матушка Добски. И есть у нее трое детей: два сына и дочь. Каждое утро встает, матушка,
затапливает печь, готовит завтрак, будит детей... Вот старшенький уже в переходном возрасте - начинает капризничать, спорить с
матушкой...
Живет где-то матушка Добски. И есть у нее двое детей: сын и дочь. И плюс еще один песик...
Язык:
Великолепно! Прекрасно подобранный и отточенный инструмент для выражения избранной автором идеи. Ничего лишнего, все в меру и все на
месте.
Возможно, некоторым покажется сложноватым для восприятия, но стоит только погрузиться в предлагаемый мир и... каждая новая
фраза властно и мощно направляет читателя по дороге, предлагаемой автором.
Основные замечания:
Не возникли.
Общее впечатление:
Порадовала, княгиня! Низкий поклон и почтение автору. Рассказ заставляет думать, задавать вопросы и тут же пытаться самому отвечать
на них. После прочтения остается очень мощное впечатление. Хорошо выписанный образ мира, точнее его кусочка.
Может рассказ и нельзя отнести к классической фэнтези - скорее к философской фантастике, - но лично для меня это скорее "плюс".
Однозначная "5" из пяти. Достойный претендент в мой личный топ-лист.
А вот вослед девицам красным и богатыри, наконец, пожаловали. Да не с пустыми руками, а с охапкой цветов. Что ж, поглядим...
Идея:
За все надо платить. И за сделанный однажды выбор - тоже.
Сюжет:
Современные экономические реалии на постсоветском пространстве и деревенская ведьма, на закате своей "карьеры" предлагающая помощь молодой соседке. Жизнь за жизнь, и смерть - за смерть.
Язык:
Ровный, хорошо читабельный; логичный, без лишних изысков и "красивостей".
Основные замечания:
Пожалуй, только по поводу вопроса предопределенности и свободы воли, который затронут автором в данном рассказе. НО сразу же хочу отметить, что это не замечание как таковое, и тем более - не замечание к рассказу или его автору. А скорее мысли по поводу...
Дело в том, по моему убеждению, любая гадалка или ясновидящий, видят не судьбу, как неизбежную последовательность событий, а некий, возможно наиболее вероятный, вариант развития событий. Т.е., фактически, речь идет о некоем вероятностном пространстве. Сообщая же человеку о том варианте будущего, который был увиден гадателем, тем самым программирует человека на исполнение именно этого варианта.
Так, например, и в данном случае: если бы героине не было сообщено про хризантемы, то как бы сложилась ее судьба? Ведь именно телефонный разговор про хризантемы и волнение, испытанное героиней при этом, возможно и стали косвенной причиной ее гибели. В нормальном, не стрессовом состоянии она, возможно, удержалась бы на ногах при рывке поезда и не погибла бы в конечном счете?
Лично мне было бы интересней при рассмотрении данного сюжета остановиться на этих вопросах, рассмотреть другие вероятностные лини развития
предлагаемой ситуации, заставить в том числе и читателя самого искать и находить пути выхода для героини.
Но, повторюсь, это не столько замечание, сколько просто личное мнение по поводу...
Общее впечатление:
Очень реалистичный, понятный и знакомый - увы - многим мир современности. Характеры и поступки главных героев психологически обоснованы,
хотя с принимаемыми ими решениями в предлагаемых ситуациях каждый из читателей может не соглашаться или соглашаться по своему усмотрению.
Тем не менее, лично мне чего-то не хватает в этом рассказе. Возможно, большего накала страстей, большей прописанности психологических моментов - таких как сомнения героини в процессе выбора, отсутствия или наличия у нее (вполне самостоятельной и предприимчивой, судя по описанию,
женщины) попыток найти другие пути решения проблемы. История рассказана скорее в русле простого изложения событий, нежели эмоционального сопереживания своим героям.
Если уж ставить некую оценку, то, скорее всего, где-то между "4" и "3". Но все-таки ближе к "4".
А вот и еще один добрый молодец, кулаком себя в грудь бияше, да удалью молодецкой похваляючись, на поле выезжает, да коня своего стременами понукает. А конь-то чудной! В гриву трава морская вплетена, очи из тьмы полуночной зеленью сверкают, а копыта из земли воду выбивают...
Идея:
Честно говоря, я особой идеи не заметила. Похоже на еще одну страшилку. Разве что вспомнить изречение с одного из офортов Ф.Гойи: "Сон
разума рождает чудовищ"? А если бессонница?
Сюжет:
Бессонница, как уже было сказано. А в таком случае - чего только не привидится замутненному сознанию. Правда название рассказа намекает,
что это, мол, не сознанию привиделось, а просто некий кошмар заблудился и не к тому человеку приперся не вовремя. Но в самом рассказе об этом ни слова...
Язык:
Плохо читабельный. И снова: "Автор хочет писать красиво". А получается - увы. Сложные, громоздкие предложения в самых
эмоционально-напряженных местах. Остается впечатления трудночитаемого текста, когда читателю местами приходится, просто-таки, продираться
через все эти излишества и "красивости".
Основные замечания:
Стилистически несколько зацепила при прочтении фраза: "Услышав, что Кирилл сел на кровати, ребенок повернулся к нему; в грязных лохмотьях, с
зелёной, местами облезшей, кожей утопленника, закрытыми глазами и оскалившимся острыми зубами ртом, он производил такое впечатление, что Кирилл не смог даже закричать - язык прилип к нёбу, и горло издало лишь тонкое сипение". Предложение получилось у автора слишком громоздким и плохочитабельным. Особенно, почему-то, лично меня цепляет "оскалившимся острыми зубами ртом" - в этом месте пришлось остановится и перечитать фразу пару раз заново, что бы "въехать" что и чем конкретно оскаливалось.
Возможно, это место лучше звучало бы следующим образом: "Услышав, что Кирилл сел на кровати, ребенок повернулся к нему. Весь в грязных
лохмотьях, с зелёной, местами облезшей, кожей утопленника, закрытыми глазами и ртом, оскалившимся острыми зубами... Он производил такое впечатление, что Кирилл не смог даже закричать - язык прилип к нёбу, и горло издало лишь тонкое сипение".
Вообще, автору свойственно построение длинных предложений и, почему-то, использование в качестве разделителя между смысловыми частями этих
предложений точки с запятой. Следующее предложение автора подтверждает мою мысль: "Нащупав трясущимися руками выключатель, он зажег ночник; темнота мгновенно отскочила назад, спрятавшись от тусклой двадцати пяти ваттной лампы, а на месте ребёнка
оказался большой зелёный пакет". Почему бы в данном случае не написать два раздельных предложения? Например, так: "Нащупав трясущимися руками выключатель, он зажег ночник. Темнота мгновенно отскочила назад, спрятавшись от тусклой двадцати пяти ваттной лампы, а на месте ребёнка оказался большой зелёный пакет".
Впрочем, не настаиваю.
Общее впечатление:
Увы, лично у меня рассказ оставил довольно негативное впечатление. Во-первых, при всей его сюжетной завершенности воспринимается,
почему-то скорее как набросок, зарисовка, а не полноценный, профессионально выписанный рассказ.
Во-вторых, загроможденный "красивостями" язык мешает до конца погрузиться в атмосферу предлагаемого автором страха.
И, в-третьих, идея, заявленная в названии, не раскрыта вовсе. А жаль. То же, что описано - вторично и неоригинально.
Оценка: три с минусом. Увы. Впрочем, автор возможно в будущем сможет поработать над рассказом и сделать его гораздо более интересным
и оригинальным. Будем надеяться.
А ты что за богатырь? Али ты красная девица? Али сам... "нездешний" пожаловал?..
Идея:
Ой! Как же все непонятно, но интере-есно!..
Сюжет:
А я вот к мельнику пойду, да умершую верну...
Язык:
Стилистически выдержан. Почему-то вызывает ассоциации со стилистикой некоторых китайских средневековых городских рассказов, с которыми
(правда в переводе) довелось однажды познакомиться.
Основные замечания:
Не возникло.
Общее впечатление:
Повторюсь: "Непонятно, но интересно". Возможно скорее зарисовка, набросок, а не полноценный рассказ. Но очень атмосферно, есть настроение. Есть некий, почти незнакомый лично мне, авторский мир. То, что речь идет не о людях понятно с самого начала. Но я, например, так и не смогла до самого конца разгадать: о ком же именно? Что за существа? На основе каких мифов рождены герои рассказа?
Мне понравилось именно этой загадочностью и еще атмосферностью. Оценка - твердая четверка, а то и с плюсом.
А вот снова девица-краса, до полу коса. Выступает уверенно, взгляд долу не прячет, а если надо - тои на коне поскачет...
Идея:
Ну что сказать? Есть он, есть - мир духов. И есть медиумы, которые могут... Вроде так.
Сюжет:
Серые будни, серый дождь. Тоска. Боль утраты. И вдруг - не надежда даже, а так, ее отблеск.
Язык:
Хороший, выдержанный, читабельный. Короткие, местами рубленные фразы в первой половине рассказа прекрасно
передают настроение и состояние главной героини.
Основные замечания:
Не возникло.
Общее впечатление:
Очень впечатляюще по настроению. Тема и сюжетное решение, конечно, выбраны несколько спорные и у многих (особливо, как мне кажется, мужской
половины читателей) могут вызвать некие все-понимающие ухмылки, но исполнено мастерски. С чем автора и поздравляю. Качественная, профессиональная вещь.
Думаю, твердая "4" по пятибалльной системе автору обеспечены. А, глядишь, и выше...
_________________
Фух! Притомилась я что-то, на народ глядючи. Пора и в шатер походный - чайком побаловаться, да на боковую. А посему откланиваюсь, если уважаемые позволят. Утро вечера мудренее, там и дальше сказку сказывать про битву великую будем.
А пока прощевайте, други-поединщики! И не гневайтесь, коли чего не так разглядела, али обидное слово молвила - не по злому умыслу, но лишь пользы для...