|
Рубрика будет посвящена такому странному явлению нашего времени, как фантастика в сети. В самом деле, серьезные люди придумали Интернет для того, чтобы быстро и удобно обмениваться полезными данными. А фантасты (да и не только они) туда, в Сеть - свои творения. Что за безобразие? Скоро на стенах лифта начнут рассказы писать, вытесняя молодежь!
Но, уж коли в Интернете размещают тексты не только начинающие авторы, но и вполне знаменитые, придется воспринимать это явление как факт, даже изучать, чтобы не было потом мучительно больно...
Мы постараемся рассказать о том, на какие сетевые ресурсы стоит обратить внимание, что за писатели там обитают, какие конкурсы проходят в интернете (а их много - хороших и разных), попытаемся анализировать тенденции развития сетевой фантастики.
Итак, начинаем. Пристегните ремни. Видимо, отправной точкой изысканий послужит вопрос: кому и зачем это надо?
С читателями вроде бы все ясно. Зачем потребителю он-лайн роман, который можно купить в магазине? Затем, что не все готовы сразу приобрести толстую дорогую книгу. Есть, конечно, поклонники того или иного писателя, внимательно отслеживающие появление всех новинок. Это понятно. Ну, а если автор неизвестен вам? По слухам - неплохо пишет. Но слухам доверять - с пустыми карманами ходить... Проще и эффективнее зайти в Интернет, скачать парочку рассказов-повестей восходящей звезды, чтобы потом (уже в офф-лайне, отключившись от сети и не тратя денег) спокойно "прицениться": а стоит ли вообще покупать книги этого писателя? Достоин ли он внимания?
Итак, резоны читателя вполне очевидны. Интернет - это дешевая возможность получить информацию об уровне того или иного автора.
А какой резон писателю выкладывать творения в сеть? С молодыми авторами тоже, в принципе, все понятно. Начинающий графоман, неспособный оценить уровень собственного мастерства, обязан стремиться в Интернет, чтобы представить тексты широкой аудитории. Только так можно получить адекватное представление о том, стоит ли продолжать "топтать клавиатуру"...
Впрочем, на этот счет существует и другое мнение. По сути, ясно, что для достижения настоящего успеха потребуется несколько лет непрерывного творческого роста. Только спустя время, добившись несколько публикаций, автор скажет себе: "Я сделал это!" А если резкое слово убьет стремление писать в самом начале?
И все же, при грамотном подходе, Интернет способен помочь автору - хотя бы тем, что более опытные коллеги подскажут: на какие недостатки обратить внимание, над чем работать, куда податься с хорошими текстами.
Особая статья: известные, публикующиеся авторы. Корректнее сказать - писатели. Они, как правило, не размещают свои работы в сети целиком, но винить их в этом нельзя - их связывает контракт. Издательство тоже можно понять: оно вкладывает деньги и хочет быть уверено в том, что сможет получить прибыль на книге. Поэтому, обычно у писателей в Сети - лишь части изданных романов.
И все же, поговорив о размещении текстов в сети начинающими и маститыми, хочется перейти к главному, что объединяет всех.
Помню, как после одного из концертов Ю.Шевчука "взгляд" телекамеры, скользивший по сцене, с которой убирали стойки с инструментами, задержался на лице Юрия. Он сидел на стуле. Вдруг - поднял руку, провел по глазам. И стало видно, как он устал, вымотался после нескольких часов "живого звука". Через миг понимаешь - это и есть счастье. Контакт с залом, лица зрителей, аура, захлестывающая и заставляющая отдавать - именно сейчас, именно этому концерту и этим зрителям - все. А потом - опустошение.
Мы, авторы, лишены такого контакта с залом. Не видим глаз "зрителей". Придумывая героев, подвергая их по ходу действия различным испытаниям, доводя книгу до хэппи энда или трагической развязки, мы вкладываем в героев часть души, но, увы, не видим сопереживания тех, кому адресован наш труд.
Как-то раз, беседуя с писателем, у которого к тому моменту было три изданных книги, я поинтересовался: "Зачем ты разместил тексты на "Самиздате" Мошкова?" И услышал ответ: "Знаешь, у меня печатались рассказы в "Искателе" и "Звездной Дороге", у меня вышли книги тиражами по 10 000 экз, но за все эти годы я не получил ни одного отклика. Ни одного! А на сайте за пару месяцев - столько людей высказали мнение!"
В этом - суть. Нам всем, как начинающим авторам, так и писателям, очень важен "контакт с залом", нам нужно, чтобы люди говорили то, что думают о книгах... Мы по-прежнему не видим глаз... Но благодаря Интернету у писателей появилась уникальная возможность - услышать читателя. Теперь, "проглотив" книгу и еще находясь под впечатлением, продолжая жить болью и радостью героев романа, читатель может (не выходя из квартиры и не расставаясь с банкой пива или чашкой кофе - кому что удобнее) зайти "в гости" и сказать все, что он думает об авторе, героях, сюжете...
Кстати, автора данного текста тоже можно обругать. :) Сделать это очень просто - надо всего лишь запомнить слова: "Фантастика у Мошкова". Адрес http://fant.lib.ru. На страничке вы увидите ссылку на статью, которую читаете. Заходите в гости, высказывайте мнения. Нужно ли вам он-лайн общение с молодыми авторами и со "звездами"? Важно ли читателю обмениваться комментариями с писателями? Кстати, мы будем рады услышать от вас, на чем следует сконцентрировать внимание в материалах рубрики, о каких ресурсах рассказать, о каких конкурсах.
Ну а пока начнем рассмотрение сетевых "турниров" с самого известного - конкурса сайта "Русская фантастика". На сленге - "Рваная грелка", или "Грелка". Происхождение названия - отдельная история, возможно, мы вернемся к ней позже.
Имя Вадима Нестерова - ведущего конкурса, координатора "Грелки" хорошо известно многим авторам, обитающим в Сети. Очень грамотный менеджер. Благодаря четкой работе Вадима и вэб-дизайнеров конкурс всегда проходит на высоком уровне. "Грелка" проводится на форуме "Нуль-Т" (www.rusf.ru/nul-t/) "Русской фантастики" два раза в год, весной и осенью. Схема примерно такова: Арбитр задает тему, в сжатые сроки (обычно - за 2-3 дня) авторы, пожелавшие принять участие в соревновании, пишут рассказы по объявленной теме и по электронной почте шлют их Вадиму Нестерову. Координатор закачивает рассказы на сайт. Принимающие участие в конкурсе авторы читают все тексты соперников и присылают топы (списки лучших работ) координатору. Баллы суммируются. Объявляются рассказы-победители.
Изюминка конкурса - в анонимности. Авторство рассказов становится известно только после подведения итогов. Голосуя за то или иное произведение, голосуешь именно за текст, а не за магию имени.
Зачем это нужно? Это нечто вроде разминки, в которой могут попробовать силы начинающие авторы, состязаясь с профи. Для молодежи - это возможность "засветиться", для маститых - просто круг общения, среда.
Мне довелось трижды играть на конкурсе. На состязаниях арбитрами последовательно выступали С.Лукьяненко, Г.Л.Олди, Н.Перумов.
В первой "Рваной грелке" в апреле 2001 года принимало участие 32 рассказа. Во второй (октябрь 2001 г.) - 61, в третьей (март 2002 г.) - 84, в четвертой (октябрь 2002 г.) - 113 рассказов.
Хороша видна динамика роста числа игроков. На четвертой "Грелке", когда количество текстов перевалило за сотню, конкурс прошел в два этапа... До этого момента самым представительным конкурсом (по числу рассказов) был "Блэк Джек" (110 текстов). Но о "Джеке" - не сейчас.
Взгляд на "Грелку" человека, трижды ударенного резиновым чудовищем.
Первый, несерьезный. Страшно... Впереди - мэтры, именитые писатели. Того гляди - затопчут. Стеной встали, не пущают даже взглядом прикоснуться к святыне. А молодые? Сзади напирают! Мечтают порвать резиновое изделие, а заодно - всех, кто на пути оказался. Не ровен час под руки попадешься...
Что в итоге? Спереди - стена, сзади - давят. Думаешь уже не о том, как выиграть приз, а о том, как выбраться живым из этой бойни. Кругом бандерлоги! Всякий раз после финиша конкурса говоришь себе, как медведь Балу из "Маугли": "И как это они не разорвали меня на сотню маленьких медвежат?" Так становятся опытными писателями... :)
Взгляд второй, без улыбки. "Грелка" - нелегкое испытание для авторов, особенно молодых, начинающих, тех, кто сомневается в себе. Рассказы на конкурс представляются анонимно, критики можно огрести - по первое число, и даже не узнаешь, кто тебя обругал и насколько по делу. Приходилось встречаться с тем, как вполне грамотные, толковые ребята, не получив высокого места на конкурсе, испытывали шок. У них просто опускались руки... Правда, некоторые вообще не придают значения позиции в итоговом рейтинге. В конце концов, если автор не умеет "играть блиц" (создавать рассказ на заданную тему, да еще в короткие сроки), это не значит, что он не умеет писать. И все же...
Один из ярких примеров: Лора Андронова. Впервые в жизни сыграв на третьей "Грелке" и разделив там 58-61 место (из 84-х), Лора на время потеряла веру в себя. Помню, как тяжело переживала неудачу...
С тех пор прошло всего полгода. За это время ее опубликовали "Звездная Дорога" и "Уральский следопыт", состоялся "Блэк Джек", финал которого судил С.Логинов, и на этом конкурсе рассказ "Черная полоса" занял первое место! А Лора как победитель получила от Святослава книгу с автографом: "Не зазнавайтесь. Новых успехов!"
Такова судьба автора: падения и взлеты. О "Блэк Джеке" мы поговорим позже, а в этом номере газеты вниманию читателя предлагается рассказ Л. Андроновой "Черная полоса", а также рассказ Сергея Рылова (он же А.Рыбкин) "Роман, похожий на улитку" (текст занял на "Джеке" третье место).
Осталась лишь сотня печатных знаков, чтобы сделать финал статьи. Дорогие читатели! Заходите в гости! Об остальном поговорим в следующий раз. :)
| |