Долго думала, чем бы еще заняться и решила создать музей Майки и ее друзей.
Кто же такая Майка? Литературная героиня? Маска? Реальное лицо? Второе я? Скорее, все вместе взятое.
Имя Майка возникло в конце 80 годов в рассказе "Общежитие" Так звали главную героиню, мужественно сражающуюся с последствиями несчастной любви. Постепенно Майка стала неотделимой частью меня самой. Так, порой, автор полностью сливается со своим лирическим героем.
Почему же я хочу создать музей Майки? Ответом на этот вопрос могут послужить строки их моей "Занимательной сексологии" .
"Наверное потому, что страдаю (наслаждаюсь?) легким раздвоением личности.
Тем, кто меня (нас) не знает (очень печально, что такие люди на планете еще существуют) довожу до сведения: Майка, которая теперь носит фамилию Ромм, родилась 29 декабря 1966 года. Когда-то давно она училась в Саратовском медицинском институте, имела кучу друзей и поклонников, была неизменным культмассовым сектором и лидером в любой компании.
Элла, которая раньше носила фамилию Титова, родилась 1 января 1967 года, окончила Ростовский медицинский институт, никогда не имела близких друзей, избегала знакомств с людьми и жила в уединении, чтобы не сказать, в полной изоляции.
Они любят разную еду, носят разную одежду, читают разные книги, слушают разную музыку. У них разные представления об этикете, морали и ценностях".
Ну, скажет случайный посетитель музея, все понятно, но что за путаница с днями рождения. Объясняю. Я родилась 29 декабря 1966 года, в поселке Шолоховском, Белокалитвенского района Ростовской области в единственном поселковом одноэтажном роддоме. Вторым, паспортным днем рождения я обязана своим родителям, которые записали меня в свидетельстве о рождении, как рожденную 1 января 1967 года, сделав, таким образом, на год моложе (вероятно, для отсрочки службы в армии )
Музей Майки
Если первое упоминание о Майке произошло в конце 80, то истинное ее появление на свет, помимо двух, указанных выше дат, можно считать 8 октября 2004 года. Именно в этот день было опубликовано стихотворение "Виртуальному тебе", которое явилось в некотором смысле точкой отсчета Майкиной литературной жизни.
Я полюблю Тебя наверняка. Сначала, от стихов Твоих немея И, представляя, что Твоя рука, Карандашу поглаживает шею. Я полюблю Тебя наперекор Своей судьбе, что в ухо шепчет: "Поздно!" Твоих стихов причудливый узор В мою канву вплетается по звездам. Не разорвать связующую нить, В ее тонах: лиловый, алый, рыжий. Как хорошо, что буду я любить! Как жалко, что Тебя я не увижу!..
Именно тогда Майка начала обретать своих первых друзей: Эллану, Алену, Вову Бродского, Вову Николаева, который в ответ на это стихотворение выразился так:
Дым волокнист над Влтавою-рекой, Собор Святого Марка, град бесстыжий, Не суждено мне обрести покой, Пока Я милой Майки не увижу!
Майке были свойственны добродушность, отзывчивость, душевность и вопиющая неграмотность. Ее ошибки стали предметом порицаний и попытками научить ее писать правильно, которые ни разу не увенячались успехом. Майка, знающая правила русого языка просто не успевала его применять - ее жизнь была сплошной ускоренной кинолентой.
Вот список наиболее распространенных Майкиных ошибок и очипяток:
Список типичных Майкиных ошибок и очепяток
рОвновесие - равновесие с проверочным словом ровный парАход - от выражения 'ходить парами' иноГАД - не проклятый капиталист, а иногда МеДсенат - меценат от медицинский сенат верблюд - неизменяющий муж всмысле от "верность блюдет" пОртнерша - партнерша по порно бизнесу гЕнИкология от слова гений лИлеять - ублажать от слова лилия раздрожают - от слова дрожь Полатка и полата - от слова пол ПрАщай! анАнимностью - естественно от онАнизм хотьбой - от слова хоть арфография - от арфа. титива - от слова тити хареи - от слова харя.
По этому поводу у Майки даже родилось следующее четверостишье-самопародия:
Да будь ты хоть филолог, хоть уборщица, Но если муза в твой мозг постучала Не заставляй читателя морщиться - Выучи орфографию хотя бы, для начала.
Музей Майки
Мы остановились на том, что Майка не дружна с орфографией. С пунктуацией, кстати, она тоже не дружна: запятых у нее либо слишком много, либо катастрофически мало. Еще одной характерной особенностью Майкиного письма является неправильное употребление сдвоенных согласных: они всегда сдвоены там, где не нужно и единичны там, где необходимы. Из всего сказанного видно, что Майка страдает элементарной дисграфией. ( Дисграфия -- определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.)
Человек хорошо или даже слишком хорошо знающий Майку, Светлана Беляева (Малыш) так писала в своих воспоминаниях:
Потом были тетрадки твоих стихов - небрежные каракули, множество грамматических ошибок, которые еще раз доказывали твой талант от Бога - некогда тебе было думать о внешнем, когда душа расплескивала себя в стихах.
Сказано, конечно, диферамбически, но Майка обожает комплементы, похвалы и серенады под балконом. Впрочем, эта чисто женские штучки, а Майка очень часто заявляла о себе как о женщине с большой буквы. Думаю, здесь уместно, наконец поместить Майкину фотографию, дабы не знающий ее читатель смог понять с кем имеет дело.
Музей Майки
По уже упомянутому Малышу, портрет Майки укладывался в следующую схему: подвижные глаза, кривая улыбка, аристократические руки, светлая прозрачная кожа, королевская осанка.Кстати, о Королеве...
Узнаете? Это Майка. Назвать себя Королевой, да еще с большой буквы, значит взвалить на свои хрупкие плечи тяжеленную ношу. У этой ноши, кстати, есть конкретное название - перфекционизм.
- А зачем, в сущности, тебе королевский титул?-спросила однажды Майку выше упомянутая Малыш. - Ты же знаешь какие это трагические судьбы - у представителей державных семей. Я что-то не слышала, чтобы они были счастливы... Но Майка, в сущности, очень смелый, хотя и авантюрный человек, вряд ли ее пугают выше написанные истины.
На эшафот взойти и бровью не моргнуть И помолиться напоследок Богу. И за любовь пойти в последний путь - Вот Королевы истинной дорога.
Это своеобразный девиз Королевы Майки.
Музей Майки
А теперь несколько стихотворений на Королевскую тему. No Copyright: Элла Титова-Ромм Майка, 2005
Королева Разбитых Зеркал
Я когда-то жила в мире белых и черных квадратов, Где наивные пешки за счастьем шагали вперед, Где корону достала сама по огромному блату, Потому что король был типичный пройдоха и жмот. Я ходила по жизни, обычных запретов не зная, То вперед, то назад, с каждым шагом смелей и смелей. Но дворец возвела я, увы, на бракованных сваях И влюблялась всегда- хоть ты тресни - не в тех королей. И пресытившись скоро плодами запретного древа, Я построила замок из очень надежного льда. Ерунда, что я Снежной тогда назвалась Королевой, И что сердце мое не растает уже - не беда. Радиола в углу завертела иную пластинку, Только новой любви не сумела я пламя задуть, И растаяло сердце беспомощной маленькой льдинкой. Стало пусто в груди. Но зато и не больно ничуть. Я в кривых зеркалах заточила себя, словно в раме, Но они раскололись, как брошенный об пол бокал. И теперь я хожу по осколкам босыми ногами, И теперь я зовусь Королевой Разбитых Зеркал.
2005/04/24 Стихотворение было опубликовано в журнале "Я" (Нью-Йорк, 2005) и альманахе "Мост" (Сан-Диего, 2008)
Низложение
У твоей Королевы сегодня уперли корону И казну растащили во время вечерней молитвы. Кто на трон возводил, тот теперь объявил вне закона, И осталась она без регалий, без войска, без свиты. Посрывали наряды - холщовую робу всучили И терновый венец нацепили, все клятвы нарушив. Слава Богу, сломать не сумели ей хрупкие крылья, Хоть и плюнуть успели в такую же хрупкую душу.
Сама себе королева
Я сама себе королева: Вот надвину на лоб корону, Вот налью себе для сугрева - Не перечьте, кого затрону. Будут казни и будут плахи. Пожалею потом? Да, ладно! Принцы, рыцари, падишахи, Да и свита, чтоб не повадно. Не ругайте меня без толка, Тиранию не шейте, братцы - Сколько пищей не балуй волка, Он все в лес норовит сорваться. Вот и все. В королевстве пусто - Словно после аборта в чреве...
...Под петлей закачалась люстра - Не грустите о Королеве...
На шахматной доске расставлены фигуры. У каждой свой удел и свой особый шаг. Заметил пешке слон: - Куда ты лезешь, дура! Она ему в ответ: иди, мол, сам дурак! Но вот выходит ферзь, а проще - королева. Фигуры пали ниц, надежду затая. Но к ней не подойти ни справа и ни слева - Она одна на всех, а стало быть, ничья. А пешки, что с них взять? Стараются напрасно. Плетут себе стихи, от счастья обалдев, И вряд ли сознают, как все-таки опасно Влюбляться без ума в подобных королев. Я партию свою сыграла, как сумела - То королевой вдруг, то пешкой становясь. Но шахматы мои давно лежат без дела, И только песнь о них, пожалуй, удалась...
Стихотворение было опубликован в газете "Русский базар" (Нью-Йорк, 2005) и сборнике "Мост" (Сан-Диего, 2008 г)
Музей Майки
Совершенно правильно будет сказано, что стихотворение "Рыбка в банке" одно из самых популярных когда-либо созданных Майкой творений.
Это не только "стихотворение", которое было отобрано "Мишей Ромом"для "Общей тетради" (странно, право, что в такой серьезный альманах он поместил именно его) и опубликовано в других источниках.
Не трогай меня, не трогай! Смотри я надела шубу, И шапка из белой норки украсит мою бекрень. А ты без еды и зрелищ сиди, раскатавши губы: Сегодня я рыбка в банке, и мне раздеваться лень.
Но кроме всего прочего, это стихотворение, так же как и "Королевская пешка" отображает Майкину сущность: смотрите, любуйтесь, но руками не трогать - я ничья.
Музей Майки
Так откуда же у "ничейной" Майки появляются стихи, которые можно встретить на женских форумах в паутине Интернета, подобные этим?
1.Плен
...Кaсаясь меня губами, чуть слышно, почти с опаской, По бархату белой кожи пройдешься едва-едва, Во мне разбудив желанье томительной долгой лаской... А то, что случится дальше, понятно как дважды два. Я брошу к ногам ногам одежды беспечно, легко, игриво, Свои открывая тайны, от взглядов твоих пьяна, Подставлю свои кораллы волне твоего прилива: Войди же в меня скорее! Изведай меня сполна. Когда разомкнутся бедра навстречу любви и силе, И стройные ноги цепко сомкнут за тобой кольцо Под слезы, под вздохи, всхлипы, на грани мечты и были Горячий румянец страсти покроет мое лицо. Теряя на миг сознанье, забыв обо всем на свете, Хватая губами воздух, глазами теряя свет, Успею сказать: "Любимый!" и рыбой, попавшей в сети, Почувствую, что спасенья из этого плена нет.
2005/08/06 Стихотворение опубликовано в 6 номере журнала "Настоящее время" (Рига, 2005)
2.Пирамидка
...Пирамидкой на прочный остов опускаюсь в немом экстазе, И рисуют ночные блики на стене силуэт крыла. И не дремлет луна свидетель наших маленьких безобразий, Спать не хочется ей ни капли, а хотелось бы - не смогла.
...То исторгнуть тебя пытаюсь, к небесам подаваясь телом, То впускаю все дальше, дальше - в недоступность своих глубин. И забыв обо всем на свете, мы уходим к иным пределам, Где внезапно спиралевидный распрямляется серпантин.
...На огромных небесных пяльцах месяц вышит суровой ниткой. В каплях воска застыл подсвечник, покрывала примят покров. Не нанизанные колечки полусобранной пирамидки Закатились в далекий угол. Спи, любимый, хороших снов...
05.05.09
Музей Майки
Да ничего удивительного в этом нет: она ведь в банке, и к ней не подойти ни справа, и ни слева.
Банка это внутренний мир, внутри которого Майка чувствует себя как рыба в воде. Однако барьер, возведенный Майкой не помешал ей открыть свой внутренний мир читателям Самиздата, особенно членам так называемого СИ Америки: Саше Габриэлю, Леше Березину , Боре Борукаеву, Мише Этельзону, Дине Британ, Дваину в миру Ефиму, Рите Бальминой, Лёне Котляру и Майку Джи.
И это не удивительно, ведь банка прозрачна, а значит, формально отделенная от внешнего мира, Майка оставалась и остается открытой для окружающих.
Музей Майки
- Как ты это совмещала - жить одной жизнью, а сочинять себе другую? Этим вопросом Малыш поставила Майку в тупик. И действительно как? А главное, какой ценой?
Нити из прошлого тянутся, тянутся: Красные, черные, синие, белые. В непостижимость двуликого Януса Мысли играют мои ошалелые. Рифмы двусмысленны в стихотворениях, И не понятно к чему многоточия. Факты погрязли в сплошных расхождениях - Все эфемерно, нечетко, непрочно. Я С дуру ли, спьяну, уже и не вспомнится, Понаписала такого, что верится Каждому слову беспечной любовницы - Нежной и хрупкой, как тонкое деревце. Каждому слову покинутой женщины - Жертвы разлук из мирка привокзального. Там, где слова в предложения скрещены, Столько придумано мной нереального. Я виновата и жду наказания, Самообман заслужил правосудия... ...Так помяните минутой молчания Всех героинь моего словоблудия.
2007/10/19
Майка, готовая "на эшафот взойти и глазом не моргнуть" ждет наказания за обман. Или самообман?
Я ТЕБЯ создала, собирая из важных примет, По которым найти собиралась реальное счастье Я придумала голос, увидела то, чего нет, И своих заблуждений я жертва и лгунья отчасти. Я искала любовь, и надеждой и верой жива, Создавала ее на зеркальных полях монитора, Наделяя всесильем и страстью простые слова, Превращая в нетленность обрывки пустых разговоров. Кто осудит меня за попытку эфир оживить? Я сполна заплатила за то, что мечтала о чуде. Разрублю узелок, и развяжется тонкая нить Между двух полюсов. Между двух не устроенных судеб.
11.30.06
Это, конечно, о "Прошлом"., Но, как умозаключил Дж. Сантаяна "кто не помнит прошлого, обречен на его повторение". Что ж, в таком случае, давайте вспоминать только хорошее. К примеру, вот это: Агатакристовское (10 белых людей и Майка)
Одиннадцать поэтов в Нью-Йорке тусовались, Но Майка вышла замуж - вдесятером остались.
Напился Бриф, как зюзя, ему б не пить, так нет ведь! Одни проблемы с Брифом - и их осталось девять.
Старалась Дина очень, но шарм ее несносен. Сиди-ка Дина дома - и их осталось восемь.
У Лёни есть работа ночная. Он совсем Не знает передышки, и вот уже их семь.
Жена у Фимы, дети, племянник, теща, тесть, Он семьянин прилежный - друзей осталось шесть.
У Этельзона бизнес, к нему не приставать! Он занят, занят, занят - поэтов стало пять.
Пропал куда-то Боря - ни дома, ни в эфире, Его украла Муза - осталось их четыре.
Джи Майк стихов не пишет, а ведь писал порою. Фотографов не любит - их стало только трое.
Березин на гастролях дает поэтам жару, То здесь, то там концерты - и их осталась пара.
Забудь про Габриэля - он слишком знаменитый...
Без дела и без цели одна осталась Рита.
Музей Майки
Точнее сказать, одна осталась Майка, которая поменяла экзальтированный, взбалмошный, как она сама, Атлантический океан на более спокойный и умиротворенный Тихий.
Музей Майки
Значит "взбалмошная, экзальтированная, порой непостоянная, эксцентрическая особа" (по Малышу)это все Майка? Но разве этот портрет может характеризовать Королеву? Вот именно так и начинается раздвоение личности...
Взбалмошная не взбалмошная, но гиперактивная это уж точно.
Первая встреча Самиздата.
Вторая встреча Самиздата.
Международная встреча Самиздата.
(Огромное спасибо Муратову Сергею за анимацию и эти коллажи)
Музей Майки
Не случайно Сергей Муратов изобразил Майку в виде многорукой Шивы, не случайно.
Нет, наверное, такой области в творчестве, где бы Майка себя не попробовала.
Особенно это касается литературы и музыки.
Первая публикация в детском журнале "Костер" сменилась стихотворением в местной газете под заголовком "Проба пера", затем публикацией в Ростовском "Комсомольце" в статье о поэтах Белой Калитвы. После эмиграции последовало издание двух поэтических сборников "Ненастье" (2001) и "Прошлое"(2007) , а так же участие в коллективных поэтических сборниках, публикации в газетах и журналах. Одновременно с этим организации встреч, фестивали, проведение и участие в конкурсах.
В музыкальном плане Майка всегда пела и писала песни. Пела в хоре музыкальной школы, в квартире, в эстрадном ансамбле, в ансамбле политической песни. Попробовала свои силы в эстраде, шансоне и даже рэпе.
Музей Майки
Единственное, о чем Майка ужасно сожалеет это то, что она не умеет рисовать. Зато она умеет придавать форму старым конвертам
и использованным коробкам.
А что же дальше? К чему все эти и без того известные факты, фотографии и стихи? Разве музеи создаются при жизни? Неужели Майка собралась подвести итоги и самоуничтожиться? Вопрос остается открытым. Чтобы не случилось, хотелось, чтобы вы запомнили ее взбалмошной, непредсказуемой, фонтанирующей, яркой. Вспоминайте Майку хотя бы иногда и простите ей самодостаточность и свободу от всех и вся...