Под логикой продажи мы подразумеваем обусловленный объективными причинами способ логистической обработки товара и торговли им. Таких способов ныне насчитывается заметно больше, чем их было во времена древности. Слишком уж изменился с тех пор мир. Например, потому что в нём теперь фактически не существует планетарных расстояний - имеется в виду, транспортные средства способны перемещаться в пределах планеты столь быстро, что путешествие на другой континент или в другое полушарие занимает не так уж много времени - обычно десятки минут максимум, и обходится не намного дороже, чем поездки в пределах одного города. В результате производителю зачастую нет никакого смысла продавать свой продукт через посредника в лице торговой компании - затраты на перевозку, погрузку-разгрузку, торговую логистику, торговая надбавка продавца для извлечения своей доли из прибыли - всё это заметно снижает конкурентоспособность товара. Проще реализовывать тот виртуально через собственный онлайн-магазин, отгружая и доставляя покупателям прямо с заводского склада. Однако не всё и не всегда люди желают приобретать виртуально, к тому же места торговли служат точками концентрации потребителя, пользование ими тоже даёт определённые преимущества, особенно для недорогой продукции, торговая наценка за которую невелика. Добавим к этому, что расстояния в современном мире всё ещё есть, просто они иные - межпланетные и межзвёздные. В общем, можно говорить о шести группах товаров, различающихся в компоненте перемещения от производителя покупателю и логике продажи: инозвёздных, инопланетных, виртуальных, визуальных, тестовых и непосредственных.
- Инозвёздные - доставляются из других звёздных систем. Межзвёздная доставка - дело не из дешёвых, да и по времени занимает немало - сам перелёт как минимум дни, а порой и недели, плюс, надо ещё дождаться, чтобы рейсовый грузовой корабль выполнил его, вышел на маршрут, не всегда и не везде звездолёты (подробней о которых см. раздел о транспорте) курсируют меж двух звёзд слишком часто. Посему скоропортящиеся и неоригинальные (производящиеся и местными предприятиями в достаточных количествах) товары инозвёздными не бывают. Зато всё инозвёздное воспринимается потребителем престижным, привлекательно для него, особенно если имеет выраженные специфику и колорит региона, где изготовлено, или принадлежит именитому бренду. Операции промежуточной транспортировки, погрузки-разгрузки и задействование торгового посредника для привозимой столь издалека продукции неизбежная необходимость. По прибытию к планете назначения её выгружают в космосе на орбитальные склады, а далее стараются развезти по наземным торговым точкам, или хотя бы перевезти на один наземный склад, так как транспортировка грузов с орбиты тоже требует некоторых затрат и финансов и времени, рациональнее всё-таки спустить вниз все сразу и хранить на земле, чем постоянно летать туда-сюда за малыми партиями. Широко практикуется заказ инозвёздных товаров по каталогам, когда человек приобретает вещь удалённо, а затем ждёт её доставки курьерской либо почтовой службой.
- Инопланетные - подразумевают наличие в звёздной системе более одной обжитой (заселённой людьми) планеты. Межпланетные перевозки гораздо дешевле, быстрее и проще межзвёздных, тут всегда постоянно курсируют и рейсовые космические суда, и частные, и даже есть такое понятие как космические дальнобойщики. Особенно плотным межпланетный транспортный поток становится в периоды противостояний планет, но и в другое время он нельзя сказать что слишком разряженный. Таким образом инопланетные товары не на много отличаются по стоимости от местных. Отличаются, но не очень. Если продукция доставляется крупным космическим кораблём, то как и в случае звездолётов она выгружается на орбите на склад, а оттуда уже развозится по торговым точкам или перемещается на наземный склад. Малые суда могут садиться непосредственно на планету, а дальнобойщики на своих мелких посудинках способны летать по обычным планетарным воздушным трассам, включая и внутригородские, то есть при желании довезут груз заказчику чуть ли не до двери.
- Виртуальные - имеется в виду, продающиеся удалённо, онлайн, по сети, сами товары, естественно, вполне материальны. Как правило хранятся на складе производителя, нередко продаются лишь в магазинах производителя, прежде всего в виртуальных, но так же небольших реальных при складах предприятий. В прочих местах торговли присутствуют по большей части виртуально, т.е. когда физически на полках и прилавках их нет, есть лишь доступная для просмотра информация о них - списки и каталоги с их изображением и описанием. После оплаты их доставляют в пункт выдачи магазина или же сразу на дом покупателю. Главная отличительная черта виртуального товара - нет никакой необходимости приобретать его вживую посредством личного прихода в торговую точку, проще и дешевле делать это через сеть, так как все его основные оцениваемые людьми свойства либо лежат в визуальной сфере (цвет, форма и т.д.), либо в информационной (технические и эксплуатационные характеристики), либо вообще не важны (товар упакован и не вскрывается при покупке, или хорошо известен потребителю и тому незачем повторно оценивать его).
- Визуальные - продаются преимущественно через посредника в лице торговых предприятий. Тоже виртуальны, но отличаются от истинно виртуальных товаров тем, что имеют качественную визуальную проекцию (транслируемое прямо в воздухе трёхмерное изображение, на вид кажущееся реальным предметом - пока вы не попытаетесь прикоснуться к последнему, вы не поймёте, что он ненастоящий, см. описание голопроекций в разделе о визуализации). Посему доступны для торговли наяву, вживую (не через сеть). Обычно в магазинах их располагают в специально отведённых для них отделах визуальной продукции, ну или как минимум на отдельных стеллажах и полках. Они выглядят в точности как вещь, которую изображают, что позволяет наглядно оценить их расцветку, форму и размеры, часто их даже можно как бы взять в руки и рассмотреть с разных сторон - если у трансляционного оборудования предусмотрена система взаимодействия с проекциями. При посещении магазина через сеть (онлайн) разница между визуальным и виртуальным товаром так же имеется - первый и там присутствует на полках виртуального торгового зала, тогда как второй просто содержится в каталоге в виде информации, и чтобы ознакомиться с ним, нужно выбрать его из списка и перейти на его описание. Фактически товар бывает визуальным лишь по четырём причинам: либо он малознаком потребителю, либо пребывает в жёсткой конкуренции со сходной продукцией других изготовителей и потому нуждается в дополнительной наглядной рекламе, либо у него эффектная упаковка, назначение которой привлекать внимание и бросаться в глаза, либо он должен быть доступен для просмотра в реальном масштабе. Его отличительная черта - с позиций восприятия он приблизительно одинаков для приобретения как вживую так и онлайн.
- Тестовые - в магазине содержится не сам товар, а лишь характеризующий его образец, который не продаётся, служа только для наглядности - его можно взять в руки, рассмотреть, потрогать, понюхать, опробовать и т.д. После оплаты аналогичный образцу экземпляр будет доставлен либо в пункт выдачи, либо покупателю на дом.
- Непосредственные - затруднительно продавать виртуально, так как потребитель предпочитает оценивать их не только визуальным способом, но и к примеру тактильно, осязательно, обонятельно, ощутить вес, запах, мягкость-жёсткость, пушистость, упругость, сгибаемость, податливость, удобство, комфортность и т.д. И они не тестовые - какой экземпляр выбрал, именно тот и забираешь.
В принципе непосредственные товары не ограничиваются для покупателя лишь вариантом личного прихода в магазин. Некоторые из них доступно покупать "мобильно" - вызываешь робота-коммивояжера к себе домой и выбираешь. Такая услуга достаточно широко практикуется, иногда платно, иногда и безвозмездно, особенно если вызывающий относится к доверенным или постоянным клиентам. И даже виртуально многие непосредственные товары не проблема приобретать - с возможностью полноценной апробации. При условии, что вы богаты. Потому что только богатым по карману обзавестись СГИ (системой глубокой интеграции, см. раздел о системах интеграции). СГИ позволяет ощущать виртуальность как явь, поддерживает большинство ощущений - обонятельные, осязательные и др., порой даже вкусовые. Правда нужен ещё и виртуальный магазин, обеспечивающий у продаваемых вещей физические характеристики, в точности соответствующие настоящим - чтобы и на ощупь, и по запаху, и по характеру действия всё было один в один. Но обладателей СГИ относительно много - около 1% от всего населения империи, это значит, на каждой планете их минимум десятки миллионов. Не удивительно, что и онлайн-магазины, позволяющие изучать ассортимент непосредственно, повсеместно имеются, они вполне заурядная вещь для современной описываемому периоду действительности.
Места торговли можно посещать двумя способами: виртуально и реально. У каждого из двух есть своя специфика, о которой мы и попытаемся сейчас рассказать. Виртуальный способ выделяется прежде всего необременительностью - не нужно никуда идти, посиживаешь себе дома, а то и на работе. И выбираешь. Это удобно. Другое же его характерное свойство - наличие вариантов собственно посещения. Которых у него насчитывается целых четыре.
- Информационный - просматриваются списки товаров, с возможностью сортировки и поиска, позволяющими отсеять ненужное и выделить нужное.
- Игровой - вы в качестве трёхмерного персонажа попадаете в виртуальный магазин - пространство с торговыми залами, никак не связанное с внутренним устройством какого-либо торгового заведения материальной действительности. Это может быть абсолютно фантастическое фэнтезийное место, где доступно перелетать с одного этажа на другой, телепортироваться, с волшебными или сюрреальными декорациями, и т.д. Главное, что представленные там товары продаются вполне реально - выбери, оплати, и тебе привезут аналогичное на дом, ну или съездишь потом в пункт выдачи и заберёшь. Функции поиска и сортировки при игровом посещении тоже имеются, но работают несколько иным образом - отсеянные ненужные торговые залы исчезают, как и ненужный товар с полок. Возможны два режима погружения в виртуальную среду - персональный и общественный. Первый делает незнакомых посетителей скрытыми друг для друга, в нём вам доступно лицезреть лишь тех, с кем вы совместно пришли. Во втором виртуальное торговое предприятие представляет из себя полноценное общественное место, вы видите всех зашедших в таком же режиме пользователей, а они видят вас и могут с вами взаимодействовать.
- Визуальный - вы виртуально посещаете настоящий магазин. В нём попросту установлена сеть из видеосенсоров (видеокамер), что позволяет выстраивать в реальном времени его точную компьютерную копию. Сортировка при визуальном посещении либо затруднена либо вовсе отсутствует, а вот поиск всегда есть, только он перемещает не желаемые товары к вам, а вас к ним. Поддержка персонального и общественного режимов здесь как правило тоже имеется.
- Трансляционный - вместо того, чтобы в виде трёхмерного персонажа шляться по виртуальным или визуальным торговым площадям, вы просто отображаете их стеллажи с нужными товарами рядом с собой. Это практичнее, быстрее и менее обременительно. Например, захотел купить конфет - высветил дома на видеостене прилавок с кондитерскими изделиями (видеостена - покрытая качественными видео-отображающими обоями стена в квартире, заменяет людям описываемой эпохи телевизор, см. подраздел о современной квартире раздела о современном городе), и выбирай сколько хочешь, даже и масштаб при желании будет ничуть не уменьшен, фактически один в один, словно ты реально в магазине рядом с настоящим прилавком.
Сюда же пожалуй отнесём и автоматические закупки - это не совсем вариант посещений, скорее способ снизить нужду в них. Но всё ж таки тоже выполняемый через сеть шопинг. Если вы изо дня в день покупаете некие одни и те же продукты, незачем ежедневно наведываться за ними в магазин даже виртуально. Достаточно настроить функцию авто-закупки, и по расписанию в определённое время они будут приобретаться для вас автоматически программой без вашего непосредственного участия. Так можно покупать не только ежедневно - как угодно: и еженедельно, и ежегодно, или даже единично. Хотите чтобы через пять месяцев ровно в полдень вам привезли расчёску для усов? Нет проблем, задайте это программе уже сейчас, ещё и скидку получите, если зарегистрируете своё намеренье в торговой системе столь заранее. Крайне популярны у населения и автоматические закупки "по запросу". Требуется единожды указать, что, где и почём вы желаете регулярно приобретать, и далее каждый раз когда необходимо, просто приказывайте осуществить покупку, и всё, например вы говорите хелперу (хелпер - многофункциональный персональный прибор-помощник, см. раздел о хелперах): "мне нужна булка хлеба к шести вечера", а он уже знает, какого сорта и в каком магазине искомая булка вас интересует, и заказывает там её.
В принципе варианты есть и у реального способа посещения. Их всего два: сходить в магазин самому или послать за покупками робота (как правило для этих целей используется бробот - специализированный для благоустройства домашнего быта вид робототехники, подробней о которой см. раздел о роботах). Иные из роботов весьма сообразительны, им вполне по плечу не только выполнять функции курьера, забирая закупленные вами виртуально товары из пункта выдачи, но и лично осуществлять покупки, в том числе порой даже "на своё усмотрение", когда они не следуют некоему вашему списку пожеланий, а сами выбирают за вас для вас, скажем, хотя бы продукты питания, зная ваши вкусы и пристрастия.
Какому же способу покупать люди более отдают предпочтение - виртуальному или реальному? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Казалось бы, всякому торговому предприятию безусловно выгодней продавать онлайн. Ведь тут очевидная существенная экономия и на аренде торговых площадей, и на работниках, обслуживающих торговые залы. Однако крупные торговые комплексы (мегамагазины, супермаркеты) всегда стараются завлечь покупателя к себе именно реально. Это не значит, что они неохотно продают через сеть - продают они всегда охотно, лишь бы продать, но... такова их стратегия. Считается, первый шаг в превращении потенциального клиента в собственно клиента, гражданина в покупателя, происходит на стадии попадания его на территорию торговой деятельности, где сам вид товара уже служит неплохой мерой воздействия, обостряющей желание покупать, провоцирующей это желание ощущением возможности обрести что-то новое и почувствовать себя более счастливым и удовлетворённым. В виртуальный магазин завлечь граждан попросту сложнее, а воздействие товаров на них намного слабее выражено, так как они воспринимают те лишь зрительно, часто не в масштабе, и мало погружены в особую атмосферу бойкого торгового места, не чувствуют бурлящую жизнью суету потребительских масс, не видят довольные лица уже купивших что-либо. Если в небольших магазинах дешевле приобретать через сеть, в крупных скидку гарантируют именно реальным посетителям. Это один из основных способов завлечения, правда всё же не главный. Главная фишка мегамагазинов - возможности для досуга. Фактически они в действительности не совсем магазины, всякий из них правильней называть торгово-развлекательным центром. Это всегда комплекс, где торговые и развлекательные площади плотно перемешаны, там можно не только заниматься шопингом, но и посетить шоу, концерты, спортивные и увеселительные мероприятия, аттракционы, детские площадки, открытые конкурсы, места для семейных или романтических прогулок. Счастливые люди тратят больше и охотнее, чтобы удержать, продлить и усилить ощущения счастья. Очень выгодно, когда побывавший на игре любимой спортивной команды болельщик, выходя со стадиона, попадает в торговый зал. Особенно если его клуб сегодня победил. А если и проиграл, так он снизит негативный фон своего настроения. Неплохо (для торговой компании), когда детские аттракционы соседствуют с отделами игрушек и кондитерских изделий. Покупать в торгово-развлекательных центрах никто не заставляет, можно просто прийти и хорошо провести время, но кто хорошо его провёл, наверняка что-нибудь да приобретёт, если не вещь, то хотя бы еду и напитки. Бывают, конечно, места развлечения и отдыха, свободные от торговли, позиционирующие эту свободу своим достоинством, культурной продвинутостью, приверженностью идеалам спорта или искусства, чуждым чрезмерному меркантильному началу. И всё же "не свободные" практикуются чаще. Потому что они выгоднее, сулят больше доходов, а там где есть шанс на доход, обязательно найдутся и те, кто не захочет упускать его из-за каких-то там идеалов и культуры.
Последним средством завлечения покупателя в крупные торговые центры служат рекламные пробы и дегустации. Приходя туда, неизменно существует вероятность, что вам задарма обломится нечто, чего вы ещё никогда не пробовали. Если производители, выпустившие новый продукт, хотят сделать его более популярным и узнаваемым, нередко они распространяют его образцы бесплатно, и конечно же именно там, где присутствует более всего собирающихся и желающих тратить. В самых крупных местах торговли. Это выгодно всем: торговый центр как правило либо компенсирует часть расходов производителям, либо даёт им некоторые преференции за проведение каждой такой акции, потребители довольны и соответственно охотней приходят, через что и сам торговый центр увеличивает свою прибыль. Благодаря приборам идентификации (см. раздел о ПИ) бесплатные образцы всегда распространяются строго направлено. Дорогой товар не будут предлагать на пробу бедняку - всё равно покупать он его впоследствии не сможет, одному и тому же гражданину не подарят одинаковые продукты дважды - в первый раз он их пробует и узнаёт, а во второй уже просто потребляет на халяву. К слову, бесплатные образцы распространяются не только непосредственно. Далеко не редкость, когда человек, совершив закупки через сеть, среди доставленных ему товаров обнаруживает и подобные небольшие но вполне приятные сюрпризы. При современном обилии продающих и продающегося иногда рекламные дары - единственный способ сподвигнуть тех из потребителей, что склонны к консерватизму, на пробу. К тому же торговые компании ведут статистику покупок каждого своего клиента и попросту знают, кого перспективно одаривать, а кого это впустую потраченный продукт. Перспективные обретают бесплатное намного чаще.
Логика продажи товара во многом зависит от него самого. Некоторыми его видами невозможно торговать иначе чем реально, другие, напротив, сбывать через реальные магазины, как говорится, себе дороже. Ниже приводится перечень основных видов товаров с описанием специфики их продажи.
- Пищевые продукты - включают в себя множество подвидов: хлебобулочные, мясомолочные, рыбные, фрукто-овощные, кондитерские, консервированные, концентрированные, напитки, и др. Здесь различают привычные и непривычные товары для конкретного покупателя. Привычные он почти всегда закупает виртуально. Если же он желает чего-то нового, либо продукт, который может себе позволить лишь в редких случаях и потому плохо знает, существует большая вероятность, что он посетит магазин реально, дабы ориентироваться на собственные ощущения: аромат, аппетитность, визуальную привлекательность, или даже просто на свою реакцию в виде вдруг пробуждающихся сильного любопытства и интереса к каким-то отдельным предметам продовольствия, провоцирующим острое желание их попробовать, узнать, каковы они на вкус. Многие люди признают, что любят покупать пищевые (и не только) товары вживую, что сам процесс выбора из множества чего-то неизведанного, неиспробованного, манящего обещанием новых особенных гастрономических ощущений, им приятен.
- Одежда - отличается от остальных видов товара тем, что фактически неразрывно сочетает в себе виртуальный и реальный способы приобретения. Чаще всего её сначала подбирают онлайн при помощи траинга (надеванием на свой виртуальной образ, см. подраздел о видео-зеркалах раздела о визуализации), а определившись в выборе отправляются в магазин, чтобы убедиться в удобстве и пригодности по размеру понравившейся вещи путём её примерки наяву. В большинстве своём современная одежда конфигурируема, т.е. доступна для настройки как минимум по цвету и рисунку, а порой и по размерам отдельных частей, глубине складок, форме, и т.д. Это ещё одна причина, почему её гораздо рациональнее и удобнее выбрать через траинг. Ведь в виртуальности скорость реконфигурации у всякого наряда мгновенна, тогда как в реальности не всегда удовлетворительно быстра.
- Мебель - способ её продаж сильно разнится в зависимости от того, для чего она предназначена и какие функции выполняет. Ту, на которой сидят или лежат, человек вряд ли станет покупать через сеть, сначала он захочет убедиться в её удобстве. Посему она дороже прочей, мебель вообще габаритный товар, а эта в дополнение к складским требует ещё и значительных торговых площадей. Продавцы идут на разные ухищрения для минимизации проблемы габаритности, зачастую мебельный магазин - весьма продвинутое в плане технической оснащённости место, хранящее тестовые образцы плотно друг к другу в барабанных или секционных многоярусных конструкциях (называются мебельной парковкой) - по желанию покупателя сложная механика извлекает из оной конструкции нужный экземпляр мебели и приводит его в положение, удобное для апробации. Тестовые образцы всегда непохожи по форме, двух однотипных, различающихся, к примеру, лишь окрасом или декоративными элементами, среди них в магазине не найти - оформление подбирается либо виртуально, либо визуально - через наложение цветовой голопроекции на образец или же генерацией его полной голопроекции после того, как покупатель опробовал его и пришёл к положительному решению о возможности покупки. Иное дело мебель для работы или хранения вещей: столы, шкафы, стеллажи, тумбы - всё это людям важно более всего размерами, дизайном и декором, компонента физической комфортности здесь попросту отсутствует. Такие вещи удобнее выбирать дома визуальным способом - если у покупателя есть собственный голопроектор (прибор, создающий реалистичные трехмерные изображения прямо в воздухе, см. раздел о визуализации), проблем у него не возникнет, сгенерирует проекцию мебели прямо в том месте комнаты, куда она предположительно будет установлена, сразу оценит и габариты, и сочетаемость стиля с прочими предметами и с отделкой помещения. Если голопроектора у него нет, продавец с удовольствием предоставит ему таковой на пару-тройку часов бесплатно - главное соверши покупку (ну и ещё имеется прокат). Но естественно, далеко не все подходят к выбору обстановки для жилья столь тщательно, немало граждан приобретают её без особых затей онлайн.
- Бытовая техника - то есть предназначенная для семьи и дома: холодильники, кухонные печи, разнообразные кухонные устройства для готовки (комбайны, электромясорубки и т.д.), посудомоечные машины, стиральные машины, аппараты утилизации мусора, кондиционеры и климатстаты (климатстат - продвинутый собрат кондиционера, улучшает общий микроклимат жилища, см. раздел о современной квартире раздела о современном городе), медсканеры (медсканер - средство домашней медицинской экспресс-диагностики), бытовые роботы-помощники разных типов - от чистильщиков и уборщиков до почёсывателей спины (чего только не бывает), броботы, и т.д. Здесь казалось бы всё понятно, здесь важны прежде всего технические характеристики и цена, значит виртуальный способ покупки должен быть оптимален. Однако компонента семейного назначения вкупе с достаточно высокой стоимостью электромеханических изделий для дома, требующих сочетать в себе качество, надёжность и долгий срок службы, разрушают логику подобных рассуждений. Взять к примеру броботов. Для людей со средним достатком это большая покупка, это событие, посему состоящие в браке конечно полетят всей семьёй в магазин и будут долго с удовольствием выбирать. А вот тот, кто одинок, напротив, вероятно приобретёт виртуально - к чему утруждать себя лишними поездками.
- Персональные устройства - это техника уже скорее личного, чем семейного употребления, к ней принадлежат прежде всего приборы для коммуникации, доступа к информационным ресурсам и просмотра-прослушивания медиа-контента, но так же и многие другие: для создания собственного медиа-контента (видео, фото, анимации, виртуальных объектов с запрограммированным поведением), генерации декора (формирования визуальных и акустических эффектов, меняющих вид и шумовое оформление помещений), усиления двигательных функций человека (ускорения перемещения, усиления мышц), видеорегистрации событий, видеонаблюдения и защиты от такового, идентификации окружающих и защиты от таковой себя, выявления степени правдивости чужих речей и препятствования в определении правдивости собственной речи, сенсорные и детектирующие приборы различного назначения (поисковые, навигационные, химические, радиационные и т.д.), средства автоматизации управления технической и информационной средой (упрощают взаимодействие с окружающими бытовыми устройствами, от осветительных до сложных кибернетических), средства интеллектуальной и справочной поддержки (строятся на базе искусственного интеллекта, снабжают владельца по его запросу либо по собственной инициативе советами и подсказками, актуальными в текущей ситуации). И бесконечно многое другое. Как покупается подобная аппаратура, зависит от обстоятельств: что конкретно она такое, кому нужна и для чего. В целом не менее трёх четвертей её продаж осуществляется виртуальным способом.
- Детские игрушки - приобретаются по-разному. Если хотят устроить чаду праздник, нередко это происходит непосредственно, так как посещение мегамагазина для ребёнка само по себе уже вполне знаменательное событие благодаря наличию там детской развлекательной инфраструктуры. В прочих случаях доминируют виртуальные покупки.
- Питомцы - животные, GM-животные, животноподобные роботы (см раздел о домашних роботах), декоративные симбиоты (см. раздел о симбиотах). В массе своей потребитель предпочитает выбирать их вживую.
- Медиа (литература, музыка, фильмы) - в основном приобретается онлайн.
- Парфюмерия - незнакомую вряд ли кто-то станет покупать виртуально, человек должен оценить её привлекательность что называется "носом" (впрочем продавца ничуть не затруднит послать кибер коммивояжера к добросовестному клиенту на дом, и ещё есть именитые бренды, в которых не сомневаются). А вот за уже известным тебе парфюмом нет никакого смысла тащиться в магазин лично, проще заказать его по сети.
- Косметика - многую косметику ныне можно опробовать посредством траинга. Но не всю. Кроме того, женщины любят шопинг. Так или иначе она всё же более онлайн продукция.
- Спортивные товары - покупаются чаще вживую.
- Медицинские, гигиенические товары - безусловно виртуальный вид товара.
- Оружие, средства самозащиты - оружие, собственно, в свободной продаже отсутствует. На руках у населения его нет. Совсем никакого, даже охотничьего. Ведь охота давно запрещена (подробней о чём см. раздел о мясоводстве). Что касается средств активной защиты (травматиков и парализаторов), чтобы обрести право их приобретать, требуется пройти ряд психологических тестов и получить разрешение на ношение у властей. Фанаты всего околооружейного любят поторчать в магазине, подержать каждый образец в руках. Те, кто просто хочет усиления собственной безопасности, выберет и закажет нужное через сеть.
- Аэромобили - для большинства слишком крупная покупка, такую человек как правило совершает поэтапно - сначала определится через виртуальный просмотр, сравнит характеристики, затем припрётся вживую оценить ощущения от пребывания внутри, а далее закажет у производителя желаемую модель в желаемой комплектации. Доставки здесь никакой нет, аэромобиль - автоматическое транспортное средство, пилот которому не нужен, прилетит к хозяину само.
Продавец (он же менеджер торгового зала) - это индивидуум или система, работающие непосредственно с покупателем, помогающие ему определяться в выборе товаров, уведомляющие его об условиях, на которых товары могут быть ему переданы, включая размеры оплаты, гарантии производителей и права потребителей, а так же регистрирующие его согласие на оные условия. Акты купли-продажи могут осуществляться как непосредственно, так и виртуально, соответственно и продавцы исполняют свои обязанности одни вживую, другие удалённо, через коммуникационное (при помощи связи) или игровое (погружением в виртуальную среду в облике трёхмерного персонажа) взаимодействие с клиентом. Существует четыре основных вида продавца: человек, робот, фантом и тень. Каждый из них обладает рядом уникальных особенностей, о которых стоит рассказать поподробней.
- Человек - обеспечивает живое межличностное общение, что востребовано у определённого процента потребительских масс. Порой способен привлекать покупателя авторитетностью, просвещённостью в вопросах выбора и эксплуатации товаров конкретной группы. Либо умением понравиться, пробудить к себе симпатии качествами характера, обаянием, остроумием или даже внешностными данными (хотя и от антипатий не застрахован). В торговых компаниях, где для работы продавцами задействуются исключительно люди, это всегда позиционируется как некая фишка, как проявление заботы о клиентах и выказывания им особого уважения. И некоторые потребители действительно ценят подобное отношение. Когда робот уделяет вам внимание - ну и что, он же просто машина, он всем его уделяет, он так запрограммирован, а когда человек-продавец ведёт себя с вами вежливо, корректно, доброжелательно, искренне старается помочь, этим он доказывает вам, что вы важны. Помогает вам почувствовать вашу значимость. Так же живой персонал даёт преимущества в социально-гражданской сфере - государство уважает торговые предприятия, не имеющие ни одного искусственного продавца, как обеспечивающие работой ближнего своего, и приводит в пример прочим, а заодно одаривает льготным налогообложением, профсоюзы не стоят у них над душой, угрожая предать анафеме за каждое лишнее рабочее место, отданное вместо людей техническим существам, разнообразные общественные движения вроде зелёных или роботхейтеров (т.е. роботоненавистников, см. раздел о роботхейтерах) гарантированно не будут доставать, и даже наоборот, весьма вероятно станут принципиально хаживать только сюда за покупками. В целом человек гибче, изобретательней, способен на инициативу и творческий подход. Плюс он важен для выстраивания служебной иерархии - если освободилась вакансия более высокого ранга, на которую робота или программный искусственный интеллект не поставишь, откуда, спрашивается, брать на это место специалиста, как не из поработавших годы на менее престижных должностях сотрудников-людей, знающих всю подноготную производственного процесса, проявивших себя, доказавших свою преданность и стремление трудиться на благо компании. Основные недостатки человека: ему надо платить зарплату, у него нормированный рабочий день, надо предоставлять ему оплачиваемый отпуск, давать сверхурочные или позволять не работать в праздники и выходные, он может допустить ошибку, заболеть, уволиться, предать, переметнуться к конкурентам, совершить преступное или противоправное деяние, в том числе на рабочем месте и против компании-нанимателя. В труде с низкими требованиями к творческим и интеллектуальным способностям, где для исполнения профессиональных обязанностей возможно применять относительно недорогие искусственные системы, живой работник обходится заметно дороже неживого.
- Робот - в теории роботы-продавцы бывают двух видов: человекоподобные (под чем подразумевается внешняя неотличимость от людей) и прочие. Однако это в теории. В действительности роботы человекоподобного класса в качестве сотрудников магазинов - весьма редкое явление. Дело вовсе не в том, что они сделаны из синтетической плоти и потому стоят на порядок дороже функционально сходных аналогов из пластика, композитов и металла. Не настолько уж их цена и высока, чтобы быть не по карману даже мелкому бизнесу. Дело в традиционно не слишком позитивном отношении к ним населения. Для обывателя они определённый раздражитель, кому-то конечно и нравится, но есть и те, кто воспринимает их крайне негативно. Массовое же применение их в пределах одной торговой площадки и вовсе может быть расценено в обществе как некий вызов себе. Потому для всякого торгового предприятия дешевле, спокойней и проще применять обычных (не человекоподобных) роботов. Человекоподобные всё же встречаются в особых местах, например в отделах детских игрушек, выступая в роли продавца - доброй феи, прекрасной принцессы или одноглазого пирата, в общем, там, где востребованы яркий образ и ролевое поведение. Ещё в закрытых магазинах, обслуживающих только высшую социальную прослойку, они вполне могут присутствовать - представители элиты склонны к эстетике и часто не прочь усиливать её в том числе через внешностное совершенство обслуживающего персонала (выполненные в виде людей роботы всегда идеальны в плане облика). Вот пожалуй и всё. Добавим, что это всегда личные роботы. Как известно, человекоподобная робототехника бывает только двух классов - личная и разумная (см. соответственно разделы ЭБ о личных и разумных роботах). Но разумную точно не стоит искать среди работников торговых предприятий. Потому что она-то как раз исключительно дорога. Её удел - быть домашними питомцами миллионеров. Так или иначе именно обычных (не человекоподобных) роботов правильней всего рассматривать в качестве среднестатистического механического продавца. Применяются они магазинами очень широко, почти в любом встретите вы хоть одного, а в огромных торговых центрах их неизменно без счёта. Несомненными достоинствами робототехники являются низкие (по сравнению с зарплатой работнику-человеку) расходы на техобслуживание, ненормированный рабочий график, отсутствие выходных, безусловная гарантированность бесконфликтного уважительного отношения к окружающим, надёжность, повышенная конфиденциальность при работе с клиентами (не имеющей души и осознанности машине всё равно, что вы приобретаете и зачем, она не посмотрит на вас свысока и не расскажет никому, потому ей доверяют личные данные покупателей для упрощения общения с ними, - историю их покупок, определённые сведенья о них из баз данных госучреждений, и т.д., и покупателей это совершенно не напрягает). У роботов одинаковой модели часто существует возможность переносить актуальный опыт (накопленные за годы трудовой деятельности персональные знания) с одного на другой, что позволяет избежать процедуры обучения новых механических сотрудников при их покупке, им просто копируется память давно работающих экземпляров. Это чрезвычайно удобно. Отрицательные стороны робототехники: меньшая чем у человека гибкость мышления, отсутствие творческого подхода к решению насущных задач, неспособность к решению принципиально новых задач, которым её ещё не обучали, малый уровень контакта с собеседником - она говорит со всеми одинаково, тогда как опытный продавец-человек может менять и стиль поведения, и темп речи, и словарный состав речи, реагировать на личностные особенности клиента, подстраиваясь под него, что в торговом деле немаловажно, может немножко (а кто и много) приврать и приукрасить, если сильно нужно, если начальство требует максимальных продаж любыми средствами. Робот врать и приукрашивать не станет, в него закладывают точные сведенья, а если он выдаёт их с искажением, значит налицо факт мошенничества, чреватый разнообразными штрафными санкциями. Опять же общественность и власти слегка поддавливают предприятия, предпочитающие искусственных работников естественным - потерю рабочих мест из-за излишней автоматизации профсоюзы, политики и общественные движения не оставляют без внимания. Иногда роботы могут подвергнуться агрессии со стороны чересчур негативно относящихся к человековытесняющим устройствам личностей. Или стать объектом диверсии (злонамеренного вывода из строя), осуществлённой конкурирующей фирмой либо роботхейтерами - пусть это и крайне маловероятно, но всё же не исключено в современных реалиях.
- Фантом - виртуальное псевдоразумное существо, Homo Virtualis, считающееся технической формой жизни (см. раздел о фантомах). Обладает творческим потенциалом, гибкостью мышления, фактически не уступает в компоненте разумности людям. Вроде бы всем хорош, но... Больших "но" здесь наблюдается целых пять. Во-первых, ему требуются условия труда, такие же, как человеку: нормированный рабочий день, выходные, зарплата, отпуск. Он всё равно обходится заметно дешевле живого работника, для виртуальной торговли это отличный вариант, однако сравните с роботом и почувствуйте разницу. Кроме того, как и человек, он способен переметнутся к конкуренту, совершить преступление, и т.д. Во-вторых, к нему неоднозначное отношение в обществе, проблемы с профсоюзами и роботхейтерами его нанимателю светят ничуть не меньшие, чем роботопользователю. В-третьих, фантомы попросту не везде есть. Они имеются лишь на 26-ти планетах (из 158-ми, обжитых людьми), т.е. только там доступно использовать их труд непосредственно, нанимать их в том или ином качестве, в частности персоналом сферы торговли. В четвёртых, они слегка отличаются от человека устройством психики, вследствие чего уровень взаимопонимания между ним и ими чуточку ниже, чем хотелось бы, особенно в контексте работы, связанной с общением. Самые талантливые продавцы, способные впарить что угодно кому угодно, тонко чувствующие настроение и характер покупателя, это всегда люди. Ну и в пятых, фантом обладает осознанностью мышления и личностью. Посему, как и продавцу-человеку, ему не доверяют конфиденциальные данные клиентов.
- Тень - сгенерированный системой виртуальный персонаж-продавец, управляемый ИИ (искусственным интеллектом). Не личность и не имеет осознанности мышления, но неизменно в той или иной степени персонифицирован, т.е. притворяется обладателем личности и сознания. Благодаря чему при общении с ним воспринимается полноценным разумным индивидуумом. Это обычный программный помощник, только не чисто голосовой, а наделённый обликом человеческого (ну или иного) существа. Тенью его называют именно оттого, что он имеет визуальную оболочку - видимое виртуальное тело. Иначе его бы звали просто ИИ, или интеллектуальной поддержкой, или информ-консультацией. Его достоинства все те же, что и у робота: ненормированная эксплуатация, отсутствие зарплаты, возможность оперировать персональными данными покупателей без нарушения конфиденциальности. При этом не возникает проблем ни с профсоюзами ни с роботхейтерами, никому и в голову не придёт считать деятельность программного обеспечения конкурентом людям, вытесняющим их в труде. Оно просто элемент технического оснащения предприятия. Недостатки у тени опять же сродни роботу - отсутствие гибкости и творческого начала в решении задач. Правда в отличие от него она ещё и виртуальна, пригодна только для онлайн использования. Но в этом же и её преимущество - нематериальность делает её крайне дешёвым инструментом. Ведь ей не нужны ни техобслуживание, ни пространство для размещения и хранения. Интересная особенность тени - она неизменно подстраивается под конкретного покупателя внешним обликом. Если тот парень, она будет в виде красивой девушки, если девушка - станет прекрасным собой парнем, если же покупатели зашли парой, выберет себе пол случайным образом, приобретя внешностную заурядность - не будет излишне смущать красотой, и заодно поубавит обаяния в поведении. Так же всякому клиенту как правило позволяется задать ей собственные требования параметров внешности - как минимум пол, но иногда и большее - тембр голоса, цвет волос и др., а то и выбрать конкретное обличье, дабы в последствии, в следующие его приходы, она являлась к нему только в таком виде. Тень - самый часто встречающийся вид продавца в онлайн магазинах. Особенно в тех, где бывает много посетителей. Потому что она тиражируема - нарастил мощность программного процесса, и всего делов, генерируй ещё её экземпляры, тогда как человек, робот и фантом - количественно ограниченные работники, у любого торгового предприятия их всегда определённое число.
Пожалуй стоит выделить и ещё два вида продавца. Во-первых копию человека (см. раздел о биокопировании). Копии в торговом бизнесе используются без особого энтузиазма, и только на периферийных планетах, но бывает. В плане рабочих качеств они не слишком отличаются от обычных людей - вследствие коррекции поведения им свойственна большая пассивность, зато они терпеливее, их рабочий день длиннее, и главное, им не надо платить зарплату и предоставлять отпуск. Во-вторых, фактическое отсутствие продавца тоже можно считать одним из его вариантов. Скажем, самообслуживание. Или заказ по сети без коммуникации с кем-либо из представителей магазина. Или когда некий ИИ следит за порядком, принимает платежи, удостоверят, что товары оплачены, а не украдены. Но никакого тела, даже виртуального, у него нет, и личность из себя он не изображает.
Кроме видов самих продавцов важно так же рассмотреть виды их присутствия - то есть формы, в которых они контактируют с покупателем.
- Физическое - продавец действительно пребывает в реальности и может физически взаимодействовать с клиентами. Для этого он должен быть не бесплотен - обладать телом. К физическому присутствию способны только человек и робот.
- Проекционное - или, иначе, визуальное присутствие. Посредством голографического оборудования транслируется голопроекция продавца (реалистичное изображение, демонстрируемое прямо в воздухе). В результате он кажется абсолютно настоящим. Нематериальность накладывает на него некоторые функциональные ограничения, например, он не сумеет подать вам что-либо, но по большому счёту это несущественно, главное, с ним можно разговаривать, что собственно от продавца обычно и требуется, а если позволяет отображающее устройство, он будет способен ещё и ходить рядом с вами, сопровождать, указывая нужные отделы, товары, и т.д. Проще всего проецировать тени, так как те генерируются программой, программа управляет их хождением, фокусировкой и направлением их взгляда, всегда не проблема подстроить изображение под конкретную ситуацию. С фантомами, роботами и людьми всё чуть сложнее, их надо снимать (преобразовывать их видеосъёмку в проекцию), а им в свою очередь поставлять видеоданные с правильного зрительного ракурса. Но и это в современных реалиях особых затруднений не вызывает, есть такая штука, как видео-реконструкция (о которой см. раздел о хелперах) - технология наложения видеоданных человека на его виртуальный образ. Она давным-давно отработана, копеечна в плане необходимого технического оснащения. И всё же проецирование иных видов продавцов кроме теней не очень распространено.
- Виртуальное - подразумевает пребывание в виртуальной среде в образе трёхмерного персонажа. Любой вид продавца для этого пригоден, но если тень и фантом естественные представители виртуальной реальности, человеку и роботу придётся туда погружаться, управляя своим персонажем словно в видеоигре. Так как онлайн торговля ныне неотъемлемый элемент бытия, для многих работающих в магазинах людей виртуальное взаимодействие с покупателями - обыденность, рутина. А вот для роботов оно почти не практикуется, ведь робот и тень суть одного и того же, оба руководствуются искусственным интеллектом, при том что тень, не имея физического тела, стоит гораздо дешевле.
- Коммуникационное - общение с клиентом производится по связи. Чаще всего это видеосвязь, но иногда и аудио, изредка может быть даже текстовой.
Из всех видов продавцов человек и робот наиболее универсальны, так как могут работать и в реальной и в виртуальной среде. Впрочем и программные существа - фантом и тень - не слишком уступают им в этом при условии наличия у работодателя качественного визуализирующего оборудования, способного отображать голографические проекции. Тень и робот существенно отличаются от фантома и человека отсутствием осознанности и личности, что позволяет доверять им конфиденциальную информацию о клиентах. Благодаря чему, а так же встроенным программам статистического и психологического анализа, этим двоим проще выполнять функции консультанта, им не составляет труда установить предпочтения конкретного лица и соответственно гораздо легче посоветовать ему подходящий товар. Ещё одно их важное качество - они мультиязычны, умеют разговаривать на всех существующих языках. Интересно отметить, есть покупатели, которым по нутру общаться только с истинной личностью-продавцом, именно с человеком или хотя бы с фантомом, есть те, кто напротив, чувствует себя комфортней, когда продавец - машина и с ним не нужны ни вежливость, ни стеснение, ни некий межличностный контакт при общении. Правда всё же наибольший процент среди граждан империи составляют те, кому совершенно всё равно, кто их обслуживает.
Потребительское консультирование (ПК) - это устоявшаяся система оказания помощи потребителю в выборе товара. Для людей описываемого периода она очень важна, фактически 99% из них без неё чувствуют себя беспомощными, теряются, не способны определиться в предпочтениях, испытывают сильнейший стресс от необходимости самостоятельно решать, что лучше приобрести из многого сходного. ПК принято подразделять на пользовательское и профессиональное. Первое есть помощь потребителей друг другу и производные от этого, оно прежде всего проявляется в специализированных сетевых форумах, где народ оставляет свои отзывы о пользовании той или иной купленной вещью, о её достоинствах и недостатках. Второе основывается на профессиональных службах, предоставляющих свои услуги за деньги или безвозмездно. Далее мы рассмотрим наиболее востребованные виды ПК.
- Сетевые форумы - важная часть потребительской культуры. Люди, простые обыватели, описывают все аспекты пользования приобретенной ими продукцией, делятся друг с другом информацией. Недовольные или напротив, довольные, изливают сюда все свои эмоции, выставляют оценки товарам и компаниям. На каждой планете всегда существует главный планетарный потребительский форум, поддерживаемый и обслуживаемый планетарными властями. Порой крупные бизнес-структуры организовывают и собственные отдельные форумы сходной масштабности, если не удовлетворены главным, считают его лживым, ангажированным, коррумпированным, либо просто привыкли сами всё контролировать. Правда это сложно и затратно, потому что речь идёт не о каком-то банальном сайте (банального в сети тоже всегда хватает, но ему никогда не обрести настоящую популярность), а о серьёзном ПК-предприятии. Как правило на планете бывает не более двух-четырёх общепризнанных массово посещаемых потребительских форумов. Каждый из них обязательно имеет службы по выявлению лже-потребителей, распространяющих недостоверную информацию в рекламных, дискредитационных или злонамеренных целях. Иногда эти службы бывают крайне изощрёнными, включающими в штат даже частных детективов, криминальных психологов и агентов для соцопросов. Отметим, что ныне фактически невозможны анонимные действия в сети. Часто допускается подписываться псевдонимом, но для сервисных и административных структур никогда не секрет, какому реальному лицу псевдоним принадлежит. Это значит, забаненный форумом юзер гарантированно не сможет более оставлять на нём свои посты. Но сможет при желании оспорить бан в суде - потребительские форумы - полноценная общественная среда, пользование которой есть неотъемлемое право граждан. Заниматься там самодурством и самоуправством администраторам возбраняется по закону.
- Тестовые компании - профессионально тестируют продукцию разных производителей, сравнивают её, анализируют качества, достоинства и недостатки, и выводы публикуют в открытом доступе в сети. Здесь следует выделить крупные тестовые компании, как наиболее правдивые и значимые - каждая из них бренд, авторитет, который уважают и к которому прислушиваются. Авторитетность собственно говоря и является их главным капиталом, приносящим доход через доверие и интерес обывателя. Хотя безусловно и материальная база - количество специалистов-сотрудников и специализированного оборудования - имеет для них значение. Известно, что мелкие тестовые структуры склонны к недобросовестности - часто выдают желаемое заказчиком их услуг за действительное, а их техническое оснащение оставляет желать лучшего в плане надёжности и точности. Крупные фирмы тоже не откажутся от денег производителя, если тот желает приплатить, чтобы результаты тестов приукрашивали реальность, только наивный этого не знает, однако приукрашивают они всегда чуть-чуть, в меру, несущественно для потребителя.
- Экспертные компании - эти проводят анализ продукции максимально тщательно, с позиций не потребителя, а профессионала, подвергают тестовые образцы нехарактерным чрезмерным стрессовым ситуациям, нагрузкам, воздействиям и т.д. Они никогда не сравнивают два образца разных изготовителей, сортов или моделей, зато тестируют один и тот же товар по множеству экземпляров, то есть их выводы значительно менее зависимы от случайностей, и выражаются не в сопоставлении, что лучше, что хуже, и насколько, а в абсолютных величинах: такое-то изделие выдерживает то-то, состоит из того-то, имеет такие-то пределы, обладает такими-то качествами и не обладает такими-то. Подобные услуги дороги, обычно их заказывают производители чего-либо, чтобы доказать превосходство своей продукции, иногда и состоятельные потребители, желающие выяснить, соответствует ли некий элитный продукт заявленным в нём высоким стандартам, и даже тестовые компании - последние всё равно существуют на деньги спонсоров или торговых сетей, тратят на исследования не свои, им не жалко. Экспертные компании редко подтасовывают результаты, здесь всё в точных цифрах, а значит проверяемо, доказанный факт ошибки или намеренной недобросовестности нанесёт по репутации фирмы серьёзный удар. Максимум, на что они идут, это округление погрешностей измерений в выгодную для щедрого клиента сторону.
- Частные критики - те же потребители, как и публикующие своё мнение на форумах, с той лишь разницей, что обладают остроумием, ораторским или писательским талантом, харизмой, знаниями, доступом к тестовому оборудованию или закрытому тестовому информационному ресурсу. В общем, как-то выделяются на фоне толпы. Главное их качественное отличие - популярность той или иной степени. У них есть "Имя", их мнением интересуются, хотят узнать, "а что думает тот чувак", их читают, слушают. Их считают честными и независимыми. Случается, они и правда такие, даже несмотря на явный интерес к ним со стороны рекламных агентств и торговых компаний, старающихся заполучить их и поставить на зарплату как внештатников.
- Профессиональные критики - живут потребительской критикой, это их хлеб, основной источник дохода. Бывает, они независимые и работают "на себя", то есть предлагают свои услуги заинтересованным компаниям, газетам, журналам, медиа каналам и т.д. Бывает, служат в фирмах, занимающихся потребительскими вопросами. Они известны (как минимум в узких кругах специалистов), компетентны (или слывут таковыми), их мнение имеет вес, к ним прислушиваются. Их тоже считают честными, хотя логика и подсказывает, что честный критик - это тот, кто лучше прочих скрывает свою ангажированность.
- Сертифицирование и стандарты качества - несколько иная сфера деятельности, но её можно смело относить так же и к потребительскому консультированию, так как её результат есть удостоверение качества товаров и услуг, позволяющее потребителю легче определяться в выборе. Бывают как государственными, так и частными, к примеру все крупные корпорации имеют собственные стандарты качества и сертификацию их соответствию, чтобы не платить за это кому-то третьему и не зависеть от степени его объективности. Потребитель сам вправе решать, доверяет он тем или иным стандартам или нет. Государственная сертификация качества дело преимущественно добровольное, только некоторые виды товаров подлежат ей обязательно - что не мешает частным компаниям даже и их дополнять её ещё и собственными сертификатами. Потому что это отличный способ показать свои уважение и ответственность потребителю, ну и к тому же неплохая реклама.
- Рейтинговые агентства - составляют потребительские рейтинги сходной продукции разных компаний, сравнивая её по какому-то одному признаку, или по ряду признаков, или по всем мыслимым и немыслимым признакам - бывает по-разному. Не делают сами ни тестов, ни экспертиз, они просто выполняют тщательный статистический анализ информации, свободно распространяемой в сети.
- Клиентская рекламно-аналитическая поддержка - мощный инструмент помощи потребителю в выборе товара, подробно описан в подразделе о влиянии средств идентификации на общество раздела об идентификации.
- Информ-консультирование - продвинутый аналог справочной службы, знает всё (в пределах разумного), ответит на любой вопрос (с той или иной степенью достоверности в зависимости от того, куда вы за консультацией обращаетесь), в том числе на потребительские темы. Скажем, если спросить, что лучше, тот продукт или этот, искусственный интеллект либо человек-диспетчер просмотрят все доступные на сей счёт сведенья в сети и озвучат вам своё мнение, в кратком виде или развёрнутом, по вашему желанию. Упрощённо говоря, информ-консультирование избавляет пользователя от нужды самому выполнять поисковые запросы и изучать их результаты. В современном мире сеть - бесконечность терабайтов всевозможных текстовых и видео ресурсов, самостоятельно просмотреть их все и отсеять нужное от ненужного, ложное от правдивого, рациональное от бредового непрофессионалу тяжело и времязатратно.
- ИИ-поддержка - интеллектуальное сопровождение пользователя. Последнему обычно даже не нужно ничего спрашивать, ИИ (искусственный интеллект) следит за его действиями, анализирует их и предоставляет подсказки и справочную информацию. К примеру, взял человек в руки пакет сока, а ИИ ему тут же говорит: "не рекомендуется к покупке, в данном магазине другой производитель проводит рекламную акцию, предлагая сок сходного качества на треть дешевле, кроме того, конкретно у этого пакета скоро истекает срок годности". ИИ-поддержка может быть как услугой, предоставляемой за деньги специальными фирмами, так и функций, заложенной в техническое устройство - купил его, заплатил один раз, и пользуйся сколько хочешь бесплатно. Второе практикуется гораздо чаще. Получение советов и подсказок от ИИ-поддержки осуществляется через хелпер (см. раздел о хелперах).
Следует понимать, ПК - это инструмент влияния на умы, безусловно им хотят пользоваться производители для извлечения выгоды. Ни одно экспертное или частное мнение не может быть стопроцентно объективным и надёжным, потому что всегда здесь присутствуют деньги и чья-то заинтересованность. Работающие в сфере ПК люди тоже хотят жить хорошо. Если эксперт за мзду немножечко приукрасит действительность, никому хуже от этого вроде бы не станет, а ему самому очевидно станет лучше. Если модераторы потребительского форума "случайно" не заметят явно рекламную направленность сообщений некоего пользователя, ничего особо фатального не произойдёт, его голос не так уж и различим среди миллионов голосов других граждан. Даже ИИ-поддержка может быть чуть искажена, умышленно преувеличивая предпочтительность одних товаров над другими, ведь всякая программа, включая и такую сложную, как искусственный интеллект, кем-то создаётся, и порой эти "кто-то" не против подзаработать (несмотря на риск репутационных потерь и уголовной ответственности за мошенничество). Именно в сфере ПК процветает интуитивный сговор (скрытое сотрудничество двух сторон, осуществляемое "по наитию", без непосредственных контактов меж ними, см. раздел о преступности), не столь выражено, как в журналистике, но тоже существенно. Тем не менее, в целом потребительское консультирование приносит огромную пользу, так как всё же преимущественно говорит правду, искажая её лишь слегка и временами. Иначе никто не стал бы ему внимать. Главный его недостаток наверное как раз в его основном достоинстве - оно так хорошо умеет выбирать за человека, что последнему практически не нужно думать и принимать решения (во всяком случае, в компоненте потребления), он привыкает полностью полагаться на ПК и без оного зачастую чувствует себя беспомощным. Особенно проявляется это у пользователей ИИ-поддержки и клиентской рекламно-аналитической поддержки. Такова плата за технический прогресс, за экономию времени и комфорт.
Читать далее: Раздел 29. "Спорт"
В оглавление