|
|
||
Краткий курс Российской истории
Нет-нет, я не совсем сумасшедший. Историю России пусть пишут историки. Вы уже успели заметить, что в этой работе я говорю о моих впечатлениях от происходящего и о моих оценках многого из происходящего на наших глазах и только что произошедшего. В этом разделе я попытаюсь на нескольких страницах изложить, что же осталось у меня в голове после прочтения многочисленных трудов по Российской истории, сформулировать свое понимание этого многовекового процесса. Цель одна - попытаться понять: как могло произойти то, что с нами произошло; случайно ли это; что не так сложилось у народа-богоносца за прошедшие века; можно ли это выправить, или придется оставаться с этим, несложившимся, всю недолгую тогда историческую жизнь. Вот такая сверхзадача. Приступаем!
Сразу же хочу оговориться. Меня не очень волнует муссируемый сейчас некоторыми историками тезис о том, что истории у России не было, вернее, она была совсем не такой, как мы изучали ее в школе. Так же и тезис о том, что всю истории России переписали заново в XVII веке при Алексее Михайловиче с единственной целью - дать идеологическое обоснование династии Романовых. Переписали заново ученые немцы Байер, Миллер, Шлецер и иже с ними. Для нынешнего, да и для любого, наверное, поколения история - это один из важнейших мифов, на фундаменте которого покоится национальное самосознание. Событийная сторона истории воспринимается более или менее адекватно на отрезке в 300-400 последних лет. Дальше любая история все равно мифологизирована. В этом смысле не так уж важно, в каком именно году были призваны князья, сколько их было и звали ли их Рюрик, Синеус и Трувор, или как-то по-другому; беседовал ли Илья Муромец или Александр Свирский с Богом в виде Троицы или нет. Важно, что и как удерживает народная память, важно, как сам народ осознает свою историю и себя в ней.
2.1 Периодизация Российской истории и последовательность событий
Память сохранила со школьных времен, что история России прошла через следующие этапы:
- Киевская держава (от призвания князей в 862 году до прихода Батыя в году 1236).
- Улус Золотой Орды (от Батыя до Куликовсской битвы 1380 года, а фактически до отказа Ивана III платить дань Ордынскому хану в 1476 году и стояния на Угре в 1480 году).
- Московское государство (от Куликовской битвы или стояния на Угре до основания Санкт-Петербурга в 1703 году).
- Российская империя (от 1703 года до февраля 1917 года).
Потом вдруг стала ясной очевидная истина, что тот же ряд продолжили:
- Советский Союз (1922 - 1991).
- Постсоветская Россия (назвать ее демократической язык не поворачивается). Ее история началась сговором трех нечистых в Беловежской пуще и речью еще трезвого Ельцина на танке у нашего Белого дома. История этой России еще не только не написана, но даже и не сформулирована.
Давайте покопаемся в памяти.
2.1.1 Киевская держава
Славяне, жившие в районе сегодняшней западной Венгрии, западной Словакии и южной Польши, на той самой естественной границе, к востоку от которой январские темературы отрицательны, в силу ряда причин вдруг приобрели пассионарность, стали резко размножаться и занимаемая ими территория стала расширяться. На севере славяне дошли до Балтийского моря и остановились: идти им дальше было некуда. Те, кто был покрепче умом и покрепче физически, двигались на юг и на запад. На западе их остановили такие же пассионарные (варварские!) германские племена. Богатый юг, только что опустошенный готами, а затем гуннами, дал естественный приют этим пассионарным славянам, занявшим практически все Балканы.
Остальным двигаться было больше некуда, и они двинулись на холодный восток. Часть из них (тиверцы и уличи) заняли южные степи. Другая часть (поляне) вышла к Днепру у нынешнего Киева. Дреговичам достались болота Белоруссии. Ильменские славяне освоили район Новгорода. Радимичи и вятичи подошли к Оке, то вытесняя местные угро-финские племена, то смешиваясь с ними. Около Смоленска расположились северяне, дальше в верховьях Волги сели кривичи - путь из варяг в греки в это время уже существовал. Окрестности Белого озера занимало угро-финское племя весь (нынешние вепсы), а от Плещеева озера и далее сидели угро-финские же меряне. На своих местах были мурома, мордва и черемисы, а также моя любимая рязанская мещера. Совсем дальше жила чудь, за ней пермь и полулегендарные печера и югра.
Киев был основан не то местным паромщиком, не то славянским князем Кием с братьями Щеком и Хоривом и сестрой их Лыбедью. Славяне, жившие к северу от Киева были данниками варягов. Поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам. Легенда о призвании князей гласит, что в 862 году славяне прогнали варягов и перестали платить им дань. Демократический строй уже тогда почему-то не прижился и летопись говорит о том, что и не бе в них правды, и вста род на род (и) быша в них усобица, и воевати почаша сами на ся. Слава Богу, разгул демократии тогда продолжался недолго, и вскоре за море к варягам была отправлена делегация с челобитной: земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами. Те, конечно, поторпились прибыть.
Один из прибывших, Рюрик, основал собственную династию Рюриковичей. Наиболее выдающиеся ее представители были нашими царями аж до Ивана Грозного включительно, семьсот с лишним лет спустя после призвания самого Рюрика. То есть, наша история была тысячелетней еще при Иване Грозном! Другой, Трувор, династии не основал, но оставил после себя таинственный крест на собственной могиле в Изборске. Крест стоит и поныне, творит чудеса, что, однако не служит подтверждением существования самого Трувора. Третий варяг, Синеус, поселился на Белом озере, и после себя не оставил вообще ничего. Наверное, его просто не было, а был неудачный перевод с одного древнего языка на другой. Да и та летопись, в которой говорится о призвании князей, дошла до нас в списке 1377 года, говорят, скорректированном еще позже. Листы там какие-то вставные обнаружены. Но об этом мы уже говорили. Никакой роли это уже не играет.
Еще память удерживает из тех времен князя Олега, прибившего свой щит на вратах Царьграда и принявшего смерть от своего коня по одноименой песне Высоцкого: Злая гадюка кусила его - и принял он смерть от коня своего. Гадюка эта потом каким-то образом очутилась в известном произведении Ирины Чудновой Центр квадрата, правда, с другой миссией: спасти человечество от СПИДа. А еще память услужливо достает князя Игоря и его жену Ольгу, псковитянку, родившуюся в Выбутах, где сейчас стоит очень симпатичная церковь.
Игорь был данником хазар, а Хазария, согласно Гумилеву, была крупнейшим государством того времени, частично населенным и полностью управляемым евреями, державшими в своих руках значительную часть торговли Запада с Востоком, если не ее всю. Сам Игорь пожадничал, пришел к древлянам за данью во второй раз подряд, что и сейчас-то не очень принято, и они его немножко убили. Ольга, хотя и была позже провозглашена Православной церковью Святой равноапостольной великой княгиней Российской (она первой из русских крестилась в Царьграде в 955 году от патриарха Феофилакта и императора Константина VII Багрянородного) древлянам жестоко отомстила. Впрочем, по канонам того времени это было нормально.
Внук Ольги, Святой равноапостольный князь Владимир, жизнелюб и охальник, сын легендарного Святослава, разгромившего Хазарию и установившего свой порядок на Северном Кавказе, сам принял христианство из Византии и крестил всю Русь в 988 году. У нас появилась вера. У нас появилась идеология. У нас появилась история, продолжавшаяся до 1917 года. Мы стали окраиной империи, центр которой находился в нынешнем Стамбуле, Константинополе, Царьграде. Правда, единого государства у нас это пока не создало - вера была принята, но еще не осознана ни элитой, ни, тем более, обществом. Да и общества-то, пожалуй, еще не было. Наоборот, со смертью Владимира в 1015 году, начались усобицы, борьба за великокняжеский престол, прерываемая на какое-то время сильной личностью, этот престол занявшей - тем же Ярославом Мудрым (правил в 1019-1054 гг), Владимиром Мономахом (правил в 1113-1125 гг.) или Андреем Боголюбским, сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого. Андрей Боголюбский вообще де-факто переместил центр русской земли из Киева во Владимир, за что, вероятно, и был убит заговорщиками в 1174 году.
Шла борьба за влияние - и за территории - с печенегами, принявшими ислам, с половцами, с поляками, сблизившимися с католическим Западом в XI веке, в период окончательного раскола христианства (1054 год) на западную ветвь (тогда католичество) и восточную (наше православие, пока византийское). Воевали с язычниками, упорно не принимавшими христианство. Воевали и с самим Константинополем, но неудачно. В Европе же в это время гвельфы боролись с гиббелинами, власть церковная с властью императорской. У нас это тоже будет, но в другой форме и гораздо позже - лет на пятьсот. Рухнул гигантский Халифат. Начались крестовые походы. Вызревал степной гигант, объединенный гением Тэмуджина, более известного под именем Чингис-хана, и простой и понятной всем идеологией Ясы. Время Киевской Руси подошло к концу.
Прежде, чем перейти к другому периоду, давайте посмотрим, как была организована жизнь в стране в период Киевский.
Сначала князь кормил дружину, добывая прокорм в кровавых набегах на соседей и собирая дань со своих подданных. Часть этой дани уходила наверх - у кого варягам, у кого хазарам. То есть, наши с вами сегодняшние традиции криминального рэкета и чиновничьего кормления восходят к очень и очень глубокой древности. Зов крови, так сказать! Чуть позже князь обзавелся собственным хозяйством, где общее руководство было за его огнищанами, тиунами и другими чиновниками. Административным, политическим и военным центром был княжеский двор. Роль митрополита, присылаемого из Царьграда, была в этот период достаточно скромной.
Подсечно-огневое земледелие постепенно сменялось трехпольным. Сеяли озимую и яровую рожь и пшеницу, выращивали репу (картошка появится спустя лет семьсот, при Петре Первом), овес, просо, ячмень. Из болотной руды плавили железо. Распространено было скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Земли хватало всем. Начали складываться монастыри, однако, монастырское хозяйство еще не было значительным. Ремесла процветали в крупных городах, и этих городов было уже более десятка: Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Ростов, Ладога, Псков и некоторые другие. Ремесленники были, в основном, свободными, как и крестьяне-общинники. Не вполне свободными были смерды, закупы и холопы. Статистических данных по социальному составу память не сохранила. Вспоминается только, что купечество, тогдашние челноки, тоже процветало, а всеобщей грамотностью народ еще не был отягощен: грамотность и рукописное книжное дело не выходили за пределы монастырей.
Высшей законодательной, а также исполнительной властью был сам князь. Он же творил суд, скорый и правый. За преступление следовал штраф продажа. За убийство штраф был повышенным и назывался вирой. Только два преступления карались высшей мерой - потоком и разграблением: конкрадство и поджог. Осужденного изгоняли из дома, а его имущество разграбляли. Зощенко в его Голубой книге особенно возмущали штрафы за мордобой: три гривны в пользу князя, хотя морду в данном случае били вовсе и не князю.
Вот, практически и все, что удерживает моя память обывателя о Киевской Руси.
2.1.2 Улус Золотой Орды
В 1258 году в Англии придумали первый в мире парламент - основу демократии. К этому времени Руси было не до парламентов - она была успешно завоевана, и управлялась потомками великого Чингис-хана, входя в его гигантскую империю, в ее небольшую часть, называвшуюся Золотой Ордой со столицей в Сарае на территории нынешней Волгоградской области. Сама империя простиралась от берегов Тихого океана почти через весь азиатский континент до Балкан и Средиземного моря. По-настоящему сопротивлялась хану Батыю, пришедшему на Русь в 1236 году, Старая Рязань, стертая Батыем с лица земли и вынужденная переместиться на ее нынешнее место, почти за сто километров, да еще небольшой городок Козельск. Были разрушены Владимир, Торжок, в меньшей степени Чернигов и Киев, еще до сражения оставленный своим князем.
При историческом материализме, да и до него, вхождение русскоязычных территорий в империю Золотой Орды однозначно трактовалось как монголо-татарское иго. Великий сын великих родителей Лев Николаевич Гумилев, поставил под сомнение эту концепцию - и я склонен с ним согласиться, хотя стереотипы, вбитые с детства и вошедшие уже в подсознание, дают о себе знать. Почему-то битва суздальцев с новгородцами по одноименной иконе или кровавая расправа Мстислава Изяславича над киевлянами, или последовавшая сто лет спустя резня, устроенная в Киеве же Андреем Боголюбским - это междуусобица, это свое. А вот моноголо-татары - это иго, это чужое. Небось, когда варягов призывали, не думали о сохранении национальной самобытности! Тем более, что татаро-монголы оказали не самое маленькое влияние на формирование нашего национального характера.
Взять хотя бы идею о едином царе, самодержце. Конечно, влияние Византии в этом вопросе существовало всегда. И тем не менее, общение в ханской ставке (а русские князья были там более чем частыми гостями, учились, так сказать, придворному этикету) не могло не сказаться на выработке практических навыков, освоении механизмов и усвоении положительных сторон центализованного управления. Тем более, что Византия в эти времена медленно, но неуклонно деградировала, а Константинополь был взят и разграблен крестоносцами еще в 1204 году.
Идеология Золотой Орды, Великая Яса, была близка и понятна любому простому человеку. Вот что пишет Лев Николаевич Гумилев об этом уникальном источнике монгольского права. Так, по Великой Ясе, каждого предателя, то есть человека, обманувшего доверившегося ему, предавали смертной казни. (...) Точно так же смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Например, встретив любого соплеменника в пустыне, каждый монгол был обязан (!) предложить ему попить и поесть. (...) Кара смертью была воздаянием за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное во вред ближнему, троекратное невозвращение долга. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.
Кстати, недавно прочитал где-то, что если бы у нас сейчас ввели шариатский обычай рубить за кражу руку, то уже на следующий год рубили бы протезы. Это надо прочувствовать!
Гумилев поставил еще вопрос об агрессии Запада. Мы как-то подзабыли про Тевтонский орден, ставший Ливонским. Насильственное окатоличивание Прибалтики по логике событий не могло Прибалтикой закончиться. Дальше - Изборск, Псков, Новгород, Торжок, Тверь. Александр Невский разбил псов-рыцарей на Чудском озере, но это - выигранная битва, тактический успех. Выиграть войну он вряд ли смог бы при всей его личной отваге и святости.
В условиях, когда среди русских западников находились люди, которых можно было купить и использовать в борьбе против Отечества, надежный союзник на Волге был вдвойне необходим русским княжествам, - пишет Гумилев в работе От Руси к России. Кстати, обратите внимание, как западник - так можно купить и использовать. И не просто использовать, а против своего Отечества! Что это - неустойчивость клонов к эпидемиям? Еще одно свойство национального характера? Западная технология экспансии, с успехом примененная у нас некоторыми олигархами и мировой общественностью? Загадка! Не надеясь на память, которая не удерживает ничего между Евпатием Коловратом и Дмитрием Донским, обращаюсь к авторитету Льва Николаевича Гумилева.
Александр Невский поехал на поклон к Батыю, стал его приемным сыном. Этот подвиг был оценен значительно позднее, когда Православная церковь причислила Александра Невского к лику святых. А факт родства Александра с Батыем, пусть и не кровного, дал основание Гумилеву утверждать о союзе Руси с монголами. Я не склонен поддерживать этот тезис, поскольку наличие баскаков хана даже в таких отдаленных местах, как Устюг, еще не ставший Великим, подтверждено документально, а с союзников дань не собирают. Баскаком Бугой был устюжский святой Иоанн Устюжский, женившийся на местной красавице Марии и принявший крещение. Кстати, другой устюжский святой, Прокопий Устюжский, был немцем по национальности. Баскаком был и дед Пафнутия Боровского, очень почитаемого на Руси святого. Правда, принявшая ислам Орда, не требовала того же самого от Руси. Наоборот, в Сарае было учреждено подворье православного епископа Сарского, который играл определенную роль в замирении постоянно грызущихся князей.
Более того, Лев Николаевич отсчитывает начало нового периода в истории России не с Куликовской битвы, а именно с правления Александра Невского, считая князя Александра родоначальником новой этнической доминанты - альтруистического патриотизма. Об этом поговорим чуть позднее. Пока же отметим, что известны примеры, когда один человек, получив энергию непосредственно из совокупного биополя, стал родоначальником суперэтноса. Тем не менее, Александр Невский таким человеком, по-моему, не был, что, впрочем, никак не умаляет его выдающихся личных достоинств.
Факт вхождения русских княжеств в империю Золотой Орды не сразу изменил политическую картину территории. Вражда князей друг с другом продолжалась и даже разгорелась с новой силой. Теперь каждый считал своим долгом съездить в Орду, настучать на своего соперника, обвинив его в работе на камбоджийскую разведку, и вернуться со своей же дружиной, но уже с ханскими смотрящими и ярлыком от князя, дающим право на собственное вокняжение. Вернуться, чтобы начать устанавливать у строптивого соседа свой конституционный порядок, огнем и мечом, как водится. Потом историки приписывали этот огонь и эту кровь злым татарам. Иногда хан вызывал какого-нибудь князя, оклеветанного соседом, к себе - и тут уж либо пан, либо пропал. Так пропали в ставке хана Михаил Всеволодович, князь киевский и черниговский, Михаил Тверской, соперник Москвы и некоторые князья помельче, что все-таки не подтверждает приятную сердцу, но вряд ли реальную идею о союзе. Как, собственно, и ярлык на княжение.
В ходе этих междуусобиц понемногу образовалось несколько крупных центров: Рязань, Тверь, Суздаль с Нижним Новгородом, Новгород Великий, чуть позже усилилась и выдвинулась на первый план Москва. Одним из факторов усиления Москвы были внутренние проблемы Золотой Орды. Идеологии Великой Ясы было достаточно для завоевания огоромных территорий. Для освоения и удержания их в рамках единой империи этой идеологии оказалось недостаточно. Какую-то роль сыграло и принятие ордынцами Ислама, идеологи которого была несколько иной, чем идеология великого Чингис-хана. Орда стала распадаться, а ее составные части враждовать друг с другом.
Вторым важнейшим фактором усиления Москвы было значительное усиление влияния православия. На всех русскоязычных территориях и в самом Сарае действовала его окрепшая иерархия, постепенно, но неуклонно отрывавшаяся от своего византийского корня. Начался бурный рост монастырей - из подмосковного Радонежа в Заволжье, на Нурму и Комелу, на Белое и Кубенское озеро, Сухону и далее в Великую Пермь. Началась колонизация ранее не освоенных славянами территорий, а их до Тихого океана было очень и очень много, столько, что задача их освоения стоит сейчас с той же остротой, что и шестьсот-семьсот лет назад.
Но усиливалась в это время не только Москва. На западе возникло мощное литовское государство - Великое княжество Литовское, историю которого нам в школе почему-то не преподавали. А зря! Как сейчас выясняется, это было тоже русскоязычное и тоже в значительной мере православное государство. Его выдающиеся деятели Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Кейстутис, не говоря уж о более позднем Ягайло, оказывали на развитие тогдашней истории ничуть не меньшее влияние, чем наши Иван Калита или Дмитрий Донской. Да собственно, значительная часть территорий, которые мы до сих пор считаем родными для себя, управлялись этим Великим княжеством: Минск, Полоцк, Волынь, Подолье, Киев, Смоленск, Вязьма, верховья Оки - все это Великое княжество Литовское. Оно образовалось в первые десятилетия XIII века. В конце XIV века, в 1385 году, Великое княжество Литовское заключило унию с Польшей, а в 1569 году создало с Польшей единое государство, империю Речь Посполита, просуществовавшую почти двести лет. Но мы немного отвлеклись.
Куликовская битва 1380 года знаменовала рождение новой Руси - Руси, осознавшей себя как единое общество, как единую нацию. Руси, осознавшей свой будущий гигантский потенциал единого государства. Я был на Куликовом Поле. Пронзительные русские места. Вольная степь. Широкий простор. Щедрая земля. Необъятные горизонты. Русская земля. Русская душа. Россия.
Само иго продолжалось еще более ста лет, его формальным окончанием считается разрыв Великим московским князем Иваном III Васильевичем ханской грамоты об уплате дани. Произошло это в 1476 году. В 1480 году последовал безрезультатный карательный поход хана Большой Орды Ахмата, закончившийся стоянием на Угре. Дальше были мелкие набеги, в основном из Крыма. Через семьдесят с небольшим лет еще один Иван Васильевич, молодой Иван Грозный взял Казань, а затем и Астрахань. Больше значимых соперников у России на севере и востоке не оставалось аж до самого Тихого океана.
Прежде, чем перейти к следующему периоду, интереснейшему периоду Руси Московской, кратко остановимся на нескольких моментах. Первый - хозяйственный. В 1257-1259 гг монголы провели перепись русских подданных для упорядочения взимания дани. В городах дань брали со двора. В деревнях - с хозяйства, причем, брали целиком с деревни, а уж та разверстывала на плуги и сохи. Православное духовенство дань Орде не платило никогда. Кроме главной, царевой дани, выхода, была еще дань торговая - тамга, извозная - ям, дань на содержание ханских послов - корм и другие, всего четырнадцать видов ордынских тягостей.
Естественно, надо было кормить не только Ордынского хана, царя, но и своего местного князя, а он, хотя и зависел от князя Великого, но кушать хотел каждый день, а понятия дотационный субъект в Великом княжестве почему-то отсутствовало. Само собой разумеется, хотел кушать и сам Великий князь. Вся эта надстройка кормилась, естественно, за счет населения, которое вынуждено было вкалывать и вкалывать, как оно вряд ли вкалывало позже, при Петре Первом, или даже при Иосифе Виссарионовиче. Причем, вкалывало, заметьте, не на себя, а в основном, на дядю, что вряд ли способствовало творческому отношению к труду, становившемуся трудом прибавочным, если кто помнит, что это такое, и все более подневольным.
Второй момент связан с моралью и правом. Православная мораль, внедряемая клиром в сознание темного населения, не убий, не укради, не возжелай, несколько отличалась от морали, вытекающей из Великой Ясы. Двойная мораль давала широкий простор для особо одаренных людей. Шизофрения сознания, зародившаяся в тех еще условиях, аукнулась потом в советские времена. Мораль официальная, вернее, две официальные морали, были для внешнего употребления, для города. Основная масса населения, деревня, жила собственной моралью, выработанной и отшлифованной веками. С уничтожением деревни был уничтожен и источник этой морали, и ее носители.
Право тоже было двойным - для внешнего употребления в отношениях с Ордой и для своих лапотников. Элита сжилась с лицемерием и двуличием. Да и византийские корни сказывались. В Европе, помните, в эти же времена процветало рыцарство, обладающее собственностью, свободное от большинства налогов, подсудное особым судам. Рыцарство обладало собственной моралью, предполагающей отвагу, смелость, верность, щедрость, культ возлюбленной и другие не самые последние качества. У них дворянство, элита, вышло из рыцарства. У нас - из князьков, из бояр, из активистов-самовыдвиженцев вроде Меньшикова в Березове. Но об этом потом.
Третий момент тоже очень важен. В Золотой Орде вместе со славянами несли все тяготы те самые меря и весь, мещера и мурома, мордва и черемисы и многие другие племена и народы. Общая судьба, общее хозяйство, общее управление, общий язык не могли не сближать народы, и народы естественным образом сближались. Все-таки, за двести лет народилось двадцать новых поколений, а это очень и очень много. То, что потом стало русским народом, в основе своей имело мозаику от варягов до евреев-хазар, от тюрок до угро-финнов. Собственно славянский элемент вряд ли был даже доминирующим.
Переходим к следующему периоду нашей истории, к периоду Московского государства.
(продолжение здесь).
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"