Аннотация: Что приходит в пустую голову в бессонные ночи накануне праздника Богоявления Господня
Праздник Крещения Господня
Как известно, 19 января Православный мир (и всё прогрессивное человечество!) празднует Крещение, отмечает праздник Богоявления Господня. Многие думают, что в этот день Иисус Христос крестил первых своих последователей на реке Иордан в нынешнем Израиле. Оказывается, это не совсем так. Даже совсем наоборот: в этот день сам Иисус Христос принял крещение из рук Иоанна Крестителя, которого путают с другим Иоанном, одним из учеников Иисуса. Иоанна Крестителя ещё называют Иоанном Предтечей: он был одним из пророков, предвещавших приход Мессии. Более того, он был не чужим Иисусу: его мать Елисавета приходилась родственницей Пресвятой Богородице.
Я бывал на реке Иордан у места её выхода из Тивериадского озера. Сейчас не смог найти своих фото из Ярденита - комплекса зданий и сооружения для христианских паломников на предполагаемом месте бывшего Крещения, но пару моих фото тех мест привожу.
- Это Тивериадское озеро (оно же Галилейское море, оно же Генисаретское озеро) недалеко от выхода из него реки Иордан.
- Это сама река Иордан - как наша тамбовская Цна в Татаново.
- Это мои попутчики в той поездке - я всегда кого-то подвожу по дороге.
- Это тамошние израильские окрестности. Возможно, такими же они были во времена Иисуса Христа.
В ранней христианской Церкви крещение совершалось раз в году, в пасхальную ночь, и каждый человек, готовящийся ко крещению торжественно читал Символ веры, исповедовал его принятие. В 325 г. в городе Никее (нынешнем турецком Изнике) собрался первый Вселенский Собор, и на нем был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры. Так пишет https://www.pravmir.ru/simvol-very/ .
Я много путешествовал по этим местам (типа вот: http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/cappadocia.shtml ), но в Никее побывать не довелось. Меня самого крестили в младенческом возрасте, и Символ веры я, конечно, читал гораздо позже.Тем не менее, Символ привлекал меня давно, в частности, вот этот его элемент:
"...Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася...".
Привлекал тем, что мне было непонятна процедура (и смысл!) разделения моментов воплощения Иисуса и Его вочеловечивания. Тот же Правмир.Ру даёт такой перевод церковнославянского текста Символа веры:
"...Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком...".
То есть, стать плотью и стать человеком опять разделяется.
Вчера вечером пытался выяснить этот вопрос у моей соседки - она известный богослов, авторитет - но так и не смог внятно сформулировать сам вопрос. Более того, не смог воспроизвести нужный отрывок из Символа веры. У меня сейчас серьёзные проблемы с кровоснабжением мозга, память западает, и хорошо, хоть помню своё имя. А тут разволновался: одно дело, когда перед глазами экран и клавиатура, и совсем другое - когда молодая, умная (и, кажется, свободная!) соседка! В общем, мучился не знаю, как.
Решение пришло свыше во время обычной бессонницы между полуночью и вторым часом ночи. Там, в Символе, нет разделения моментов воплощения и вочеловечивания. Вернее, оно есть, но совсем не такое, как его трактует Правмировский перевод Никейского текста.
Иисус, будучи Сыном Божиим и в то же время единосущным Отцу, принял плоть и получил тот облик, в котором мы Его зрим на иконах.
Вочеловечивание Иисуса означает не то, что Он стал человеком, а то, что Он вошёл в человеков, вошёл в людей, овладел их сознанием - и владеет до настоящего времени.
Одновременно был снят ещё один мой вопрос к Символу веры: почему там между моментом воплощения и моментом распятия для Христа не обозначено никакого заметного действия. А это целых тридцать лет и три года!
Оказывается, оно таки обозначено: это вочеловечивание, это процесс овладения сознанием тогдашнего населения.
Возможно, если бы я смог сформулировать вопрос моей соседке, ответ был бы получен несколько другой.
Но тут - Богоявление.
Канун праздника Крещения, который и у нас на Хмелинском кордоне отмечался особенным ритуалом.