Аннотация: Дневник одного давнего путешествия. Памяти Владимира Павловича Воробьева
Светлой памяти хорошего человека Воробьева Владимира Павловича
По Керженцу
Краткий дневник нашего седьмого байдарочного похода с 6 по 19 августа 1993 года
Москва - Нижний Новгород - ст.Керженец (Беласовка) - река Керженец - река Волга - с.Макарьево - Макарьевский монастырь - река Волга - г.Лысково - шоссе Казань-Москва - Нижний Новгород - Москва
Протяженность маршрута:
- по железной дороге - 400 + 400 км
- на автомобилях - 5+15+90+10 км
- на самоходном пароме через Волгу - 5 км
- на байдарках - около 175 км
Предисловие из 2007 года
На праздники у меня отрубили Интернет, появилось свободное время, и я раскопал несколько старых дневников, в том числе, дневник байдарочного похода по Керженцу, который не был опубликован ни в Сети, ни в книжном формате. Одного из участников того похода, Володи Воробьева, уже давно нет в живых, и мне захотелось поставить дневник в свой раздел в память об этом необыкновенном человеке.
Володя был единственным сыном крупного руководителя одного из легендарных подмосковных заводов Министерства общего машиностроения (ракетной промышленности СССР). Воспитывался в строгости, рано стал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Работал водителем, таксистом, потом в автоколонне в Балашихе. Познакомились мы в Финляндии, где Володя был личным водителем большого начальника по линии тогдашнего Госкомитета по внешним экономическим связям (ГКЭС). После возвращения из Финляндии Володе предложили должность начальника таксопарка, но он отказался, вышел на свободу, купил себе автобус и долго частным образом возил пассажиров по маршруту Москва - Касимов. Затем этот челночный бизнес надоел, и Володя стал перегонять машины из Германии, приобщив к нему своего уже подросшего сына Павлушу.
Но и этот бизнес вскоре приелся, а неугомонная Володина душа рвалась к более реальному делу. Он купил себе трейлер и стал настоящим дальнобойщиком: возил грузы за Урал и на Кавказ. Володя никого не боялся и никогда не платил дань гаишникам. Правила он тоже никогда не нарушал - если стоит знак ограничения скорости "60", то он ехал ровно 60 км/час, хотя по этой деревне он мог бы промчаться не на четырех, а на двух колесах, наклонив машину: он это умел. Кстати, мою знаменитую "девятку", Боевую Слониху Мурку, мы получали в 1991 году в Тольятти как раз с Володей, и с ним же перегоняли ее, новенькую, по бандитским дорогам в Москву. Умер он совсем молодым, едва перевалив за пятьдесят.
Павлик окончил Московский автодорожный институт, женился, завел детей, успешно работает в бизнесе, естественно, в автомобильном.
Сева окончил Корабельный институт в Санкт-Петербурге, распределился во всемирно известный "Рубин" (ЦКБ-18), проектирует стратегические ядерные подводные ракетоносцы, участвовал в подъеме АПЛ 949-го проекта "Курск", публикует статьи в научных корабельных журналах. Мы продолжаем вместе плавать на байдарках: вот совсем недавно прошли реку Великую в Псковской области.
С Ланичкой они расстались. У Севы сейчас другая семья. Но Лани не пропала: высвободившись из-под диктата властного мужа (мой таки сын!), она нашла свое место в жизни и сделала хорошую карьеру. Наша внучка Сонгюль уже ходит в первый класс.
Но - вернемся в более светлые времена, в год 1993-й.
Общие замечания по маршруту
Выезд из Москвы в Нижний Новгород и возвращение в Москву из Нижнего Новгорода были спланированы почти идеально: поезд No.38 отходит с Ярославского вокзала в 23:20 и прибывает в Нижний в 07:50 утром следующего дня. Электричка до Шахуньи с остановкой на нашей станции Озеро отправляется в 08:50, а следующая - только около 18 часов. Дорога до станции Озеро занимает менее двух часов.
Обратный поезд из Нижнего Новгорода отправляется в 00:20 и прибывает в Москву на Курский вокзал в 09:00. На вокзале в Нижнем следует иметь в виду, что электрички в сторону Керженца уходят с Кировской стороны вокзала, то есть, последний вагон этой электрички приходится примерно на середину перрона, а первый находится в самом дальнем его конце, если смотреть от Москвы. По субботам и воскресеньям утренние электрички всегда забиты народом, тоннели подземных переходов узкие, давка невероятная. Вообще, вокзал бестолковый.
Можно ехать, как ехали мы: до станции Керженец. Электрички туда идут чаще, чем раз в час и не так переполнены. Правда, от станции до реки далековато: надо немного пройти вдоль путей вперед, перейти через пути вправо и дальше идти через поселок километра два-два с половиной по песку и в гору. Сбор байдарок следует производить чуть ниже запани и наплавного моста - иначе их придется обносить.
Река очень чистая, и почти до Волги можно смело пить речную воду. Родников почти нет, или мы их не замечали, хотя очень хотели. Вода в 1993 году была высокой, поэтому мелей, порогов и шивер не было заметно. Из опасных препятствий следует отметить:
- Шлюз разрушенной гидростанции примерно через два с половиной - три часа хода от стапеля. Пройти можно в самый правый слив, держась берега. Лучше обнести!
- Огромный и абсолютно непроходимый завал в Рустае. Здесь обязательный обнос метров триста по любому из берегов. Мы обносили по правому берегу.
- Сразу за завалом в Рустае - большой мост. Мы проходили между третьей и четвертой опорой слева.
- Большой и длинный завал со сложным быстрым течением часа два хода ниже Рустая, там, где река, казалось, уходит влево, но влево тупик, а прямое русло завалено на расстоянии примерно восемьсот метров, течение быстрое и непредсказуемое, вход в это русло узкий и с поворотом. Здесь лучше провести, хотя мы прошли практически без потерь.
Почти по всей длине реки, кроме начального участка и участка непосредственно перед Волгой, большое количество сплавного топляка и просто коряг от упавших в воду деревьев: берега песчаные, вода легко их подмывает. Потери неизбежны. Запасайтесь клеем и заплатами. Байдарка должна быть проклеена. Зато такие золотые пляжи в средней полосе встречаются, пожалуй, только на реке Лух в Ивановской и Владимирской области. Но Керженец будет чуть получше Луха.
По сравнению с другими байдарочными реками, на Керженце почти нет обустроенных стоя-нок. Редко, где стоят столы. Навесов мы видели всего 4-5. Каменок и саун не видели вовсе.
Первые километров восемьдесят заселены: эти места были убежищем старообрядцев и хорошо описаны в литературе. После Рустая и до Валков населенных пунктов близко от воды нет совсем. Практически весь маршрут идет по лесу, лугов и полей нет до самой Волги. Грибы и ягоды встречаются повсеместно. Распространенное заблуждение, что ниже Рустая их нет. По моему мнению ниже Рустая места и богаче, и красивее.
В Волгу Керженец впадает широкой дельтой. Когда почувствуете близость большой воды (луга, огромное небо, синий лес на горизонте) - будьте внимательны. Широкий плес будет уходить прямо, влево пойдет что-то вроде старицы с тростником и обрывистым левым берегом. Выгребаете по ней метров триста и увидите, что она поворачивает в сторону, противоположную вашему движению до широкого плеса. Это уже Волга, ее левый рукав. Главный фарватер впереди за островом - увидите бакен и большие суда.
Если пойдете широким плесом прямо - потеряете час, а то и полтора.
Если будете стоять на Волге, то становитесь еще ниже, километрах в двух выше монастыря есть прекрасный лесок, а в нем оборудованные стоянки. Пристань в Макарьеве прямо у стен монастыря. Проходящие "Метеоры" идут на Нижний, всего пять или шесть рейсов в сутки. Билеты дают только во время стоянки судна. Угадать, есть ли места на "Метеоре" заранее невозможно. Нам не повезло - байдарочники, пришедшие до нас сидели трое суток, а после нашего отъезда могли сидеть и еще столько же.
Мы уплыли первым паромом в 07:30(!) в Лысково (то самое!) прямо с мокрыми байдарками. Паром грузовой, идет на противоположный берег по очень кривому маршруту, в залив у Лысково, около часа, и прямо на нем можно договориться с водителями, чтобы довезли до шоссе М7 Казань-Москва, до которого ехать от пристани километров десять. Там есть автовокзал, автобусы ходят прямо до Москвы (можно и до Нижнего). Мы голосовали на шоссе чуть больше часа и доехали до Нижнего на грузовике.
Маршрут очень хороший. Всего мы прошли его за 35 ходовых часов, не особенно надрываясь.
День первый
6 августа 1993 года, пятница
Керженец как река для байдарочного похода этого года был выбран еще зимой. Выбирали из трех рек: Керженец, Унжа и Ветлуга. На окончательное решение повлияли два фактора:
- доступность входа и выхода;
- красивый финиш у стен Макарьевского монастыря на Волге.
Унжа и Ветлуга, конечно, в верхнем течении, оставлены на потом.
Команда тоже складывалась не сразу, и в последний момент могло случиться так, что уйти могли бы мы втроем: я, Сева и Ланичка, или вообще вдвоем с Валентиной. Андрей со своей женой-бразильянкой решили проводить отпуск в Анголе (о чем оба потом пожалели). Хиппа с девушкой тянул-тянул, потом сослался на необходимость работать, чтобы обеспечить свою молодую семью, и отпал. Володя Воробьев улетел в Берлин и затаился там так, что даже его сын Павлик не поверил, что к нашему отплытию он вернется.
Как бы то ни было, ни уплывали мы вшестером: я, Сева, Ланичка, Володя, Павлик и Лайф, он же Собакер, он же Псятина-Кусятина, он же Блошиный Рынок - пятилетний красавец зрдель-терьер. Билеты - два полных купе - взяли заранее, запаслись обратными билетами из Горького (никак не привыкну к новым названиям: Петербург и Нижний Новгород!) на 18 августа на ночной поезд, накупили рыболовных снастей, курток-непромокашек, камуфляжных сеток и тентов, тушёнок-сгущёнок. Поленились только проклеить свою новую байдарку, за что впоследствии и поплатились.
Пятого августа (!) из Судака вернулись Сева и Ланичка, а из Берлина невзапно прилетел Вова Воробьев. Паша и Лайф были уже готовы, а я тоже с пятого числа был в отпуске. Всё складывалось. Шестого днем мы с Севой даже уехали в зону отдыха загорать и купаться, а около девяти вечера большой иностранный "рафик", "Мерседес" типа "Газель", забрал нас всех на Ярославский вокзал. Началось!
Продуктами запаслись, как никогда - одного черного хлеба взяли двадцать караваев, спирт на этот раз был без бальзама, сала и сгущенки очень много, а еще был кисель - украшение походных вечеров и дождливых стоянок. Ну, конечно, макароны, спагетти, вермишель, рис, пшено, гречка, мука, килограммов семь сахара, шоколад, картошка и банок тридцать - сорок тушёнки.
На вокзале, как только стемнело, народ стал подбираться поближе к груде наших вещей, на которых мы восседали и частично возлежали: при обилии всякой шпаны вечером на вокзале люди с байдарками представляют оазис спокойствия и законопослушания. Платформу объявили всего за полчаса до отхода поезда, пришлось побегать, но для начала это было в удовольствие, после целого года сидения в конторе. На собаку имелся отдельный билет, прямо так и написано: "от ст.Москва, до ст.Собака" или "от станции Собака до ст.Горький" - посмотрите сами.
В купе разместились спокойно - два свободных места! Лодки и рюкзаки незаметно как-то разошлись по отсекам и верхним полкам. Поехали!
День второй. 7 августа 1993 года, суббота
Проснулись где-то в районе Дзержинска. Какая могучая промышленность - трубы, градирни, башни, колонны, эстакады материалопроводов. И всё это на километры, и всё это дымит, окутывается паром, глухо ворчит, как сытое многомерное чудовище из фантастического романа. И всё это задумано людьми, спроектировано людьми, построено людьми людьми, которых давно уже нет в живых. А другие люди, которых мы хорошо знаем, не очень и затейливые в целом-то люди, наши соседи по лестничной клетке и наши попутчики в автобусах, владеют всей этой громадой. Владеют не в смысле собственности, а в том смысле, что они знают внутреннюю логику, значение и назначение каждого движения, происходящего внутри каждой клеточки чудовища, каждого его вздоха, более того, они управляют ими и даже являются первопричиной.
Нижний Новгород из окна вагона мало привлекателен. Тот же унылый пейзаж городских задворок, те же бесконечные неприбранные склады, гаражи, товарные базы, те же озабоченные, уже с утра усталые люди в одежде цвета пасмурного неба - владельцы и первопричина. Суббота. Восьмой час утра. Разгар дачного сезона.
Выгрузились спокойно, расположились на перроне со всем скарбом. Володя повел гулять изголодавшегося по столбам пса. Солнечно. Бодро.
Вокзал бестолковый. Приличного расписания нет. Схемы маршрутов нет. Выход на платформы через узкий тоннель. Вход в этот тоннель еще уже. Давка. Электрички объявляют за десять минут до их отхода. Но у нас пока уйма времени - больше часа до ближайшей в нашем направлении, успеем.
Вещи перебрасываем на свою платформу прямо по путям, так гораздо ближе и без давки. Справляемся у рыбаков, как доехать до станции Озеро.
- А мы сами туда едем! Держитесь около нас.
Держимся. Но когда объявили, что электричка уходит с нашей второй платформы, но с ее Кировской стороны, и рыбачки, подхватив свое нехитрое снаряжение, бросились вдоль по платформе, мы поняли, как жестоко обошлась с нами судьба. Конечно, сделать несколько ходок по платформе и с вещами мы успели. Но втиснуть эти вещи, себя и собаку в битком набитый тамбур было уже невозможно.
Помахав вслед ушедшей электричке, начинаем все сначала. Ждать надо до шестнадцати с чем-то. Ждать не хочется. Принимаем волевое решение: едем до станции Керженец, электричка как раз подходит. Это далековато от реки, да и путеводитель не советует, но другого выхода у нас нет. Втискиваемся в оба тамбура последнего вагона и куда-то едем, почти два часа.
Понемногу становится свободнее, есть шанс за короткое время стоянки на Керженце выбросить вещи и сойти самим. Помогает весь тамбур: все уже знают, что мы москвичи, что идем по Керженцу, что мы молодцы, и путь у нас будет счастливый.
Станция Керженец. Такая же, как две с половиной тысячи других. Пустые пути. Змеящиеся рельсы. Какие-то случайно брошенные вагоны. Небольшой и пустом домик с кассой и фанерными лавками в зале ожидания. Идем искать машину.
Тепло, солнце плещется в не успевших просохнуть после вчерашнего дождя лужицах вместе с отражениями потемневших деревянных заборов и лоснящихся крыш рубленых пятистенок. Метрах в двухстах от станции виднеется изгиб асфальтового шоссе. Пусто. Протарахтел мотоцикл и свернул в деревню. Автобус. На всякий случай машу рукой, не очень и надеясь на успех. Останавливается: "Извини, еду в другую сторону. Буду возвращаться - возьму". Самосвал я останавливал уже уверенно, зная, что остановится и отвезет. В кабине я, молодой водитель с красивым профилем султанского нукера и женщина лет тридцати пяти. Объезжаем вокруг станции и приближаемся к путям с другой стороны. Володя бежит навстречу, машет рукой, пытаясь остановить машину - а она уже остановлена и занята! Не повезло ему сегодня!
Грузимся сами, из рук в руки передаем пса и - поехали! Самосвалы нас еще не возили! Ехать всего минут пятнадцать. Хороши бы мы были, если бы потащили все это своё, включая байдарки, на себе! Выгружаемся. Водитель Андрей просит заехать к нему и сфотографировать сына, наследника. Почему не заехать? Очаровательный малыш месяцев двух-трех на руках у отца и оба такие серьезные! Снимки отправил сразу по возвращению в Москву.
Возвращаемся к лодкам. Всё готово. Предстартовое волнение и чуть-чуть усталости.
Искупаться бы - но мой опять текущий нос категорически возражает против этого удовольствия. Гораздо более потом я понял, что это аллергия, и всё грешил на насморк.
Но - поплыли.
С Богом!
Третий час дня. Река неожиданно мягкая, вода прозрачная, четко просвечивает ярко-желтое песчаное дно. Берега приветливые. Много праздного народа на пляжах - сегодня выходной и прекрасная погода.
Через каждый километр попадаются то базы отдыха, то пионерские лагеря, то просто дачные поселки. Постепенно луга и прогалы сходят на нет, по обоим берегам начинается коренной лес: сначала лиственный - дуб, осина, кое-где береза, потом хвойный, но не темный, как в Подмосковье, а светлый, высокий, с преобладанием сосны. Много молодого леса посадки пятидесятых-шестидесятых годов, видно, что рубили здесь много, благо река сплавная, а дальше по Волге можно везти куда угодно. Но главное, что не только рубили, но и сажали, и сажали аккуратно: молодой лес, вымахавший метров под двадцать, густой, без проплешин и залысин.
Проплываем мост автодороги из Семенова, которая дальше идет на Ветлугу, на Красные Баки и Шахунью. До Ветлуги отсюда километров восемьдесят, вряд ли больше. На берегах машины, палатки - народ культурно отдыхает. Пока не попалось ни одной байдарки. Надо сказать, что по сравнению с вологодскими и калининскими (тверскими!) реками Керженец гораздо менее обжит туристами. Вряд ли виной тону дождливое лето. Причина, скорее всего, в корягах, которые на реке являются основным - и очень беспокоящим - препятствием.
Плывется легко. Гребем, с удовольствием ощущая нагрузку на мышцы, отвыкшие от работы и сейчас ее просто жаждущие. Пес, у которого есть и еще одна популярная кличка "Чемодан", устроился в грузовом отсеке Володиной байдарки так, будто всю жизнь проплавал. Равнодушно смотрит на уходящие назад берега, оживляясь только при виде какой-нибудь собаки, кото-рую, конечно же, нельзя пропустить не облаянной строго, но не сердито. После того, как долг исполнен честно и до конца, можно просто подремать на дне лодки. Тогда со стороны и не заметишь, что в грузовом отсеке кто-то есть.
После прошлого года, когда мне пришлось большую часть пути по Мологе грести одному, этот поход просто наслаждение: мы в трехместном "Таймене", а Сева и Ланичка, молодые и задорные, толкают лодку вперед так, что она выходит на редан и вот-вот полетит. Вечереет. Пора думать о ночлеге. Вот пройдем разрушенную гидростанцию, что уже виднеется и шумит впереди, и будем выбирать местечко поуютнее. Все-таки сегодня устали: пока бегали по перронам в Нижнем, пока грузились-разгружались, пока собирали байдарки. Да и плывем уже порядочно.
Идем смело - не раздумывая и не выходя на берег для разведки. Идем по главной струе - здесь глубже. Идем уверенно: в прошлом году и не такие пороги проходили! Идем нагло, за что тут же и получаем своё: лодка цепляет днищем две арматурины, которые пронзают ее насквозь. Сила инерции еще тащит лодку вперед, и она, пропоротая, останавливается. Караул! Выбрасываюсь в воду, дергаю лодку назад, она сходит с арматурин, подвсплывает, и я толкаю ее вперед, в струю. Сева заруливает медленно погружающуюся байдарку к берегу. Оба с Ланичкой успевают выйти почти сухими. Володя с Павликом и Лайфом спокойно проходят справа, как им подсказывают сердобольные зрители из рыбаков, и тоже утыкаются в берег.
Теперь выйти на сушу. Стою на каких бетонных блоках - то ли фундаменты под турбину, то ли остатки подводной части стен камеры. Течение тащит вперед, под слив. Туда не хочется! Прохожу чуть правее, преодолевая напор воды, переливающейся через блоки, и балансируя на узкой бетонной кромке. Вот кромка заканчивается, прыгаю в воду. Дно, слава Богу, близко, не глубже метра. Выбираюсь на берег. Ребята уже вытащили байдарку и носят наверх вещи. Володя гуляет пса - так надо, он привык писать во время прогулок.
Лодка порезана в двух местах - одна дыра около метра и другая сантиметров сорок. Множество мелких рваных ранок. Ну, это забота завтрашнего дня. Сейчас надо срочно развести костер, поставить палатки, разложить вещи, просушить продукты, сделать ужин - всё это в короткие полтора часа, оставшиеся до темноты.
Хорошо, что спальники и основные вещи уложили в непромокаемые мешки из-под карбамида: тканый полипропилен с гладким полиэтиленовый вкладышем, лучше не придумаешь - прочные, легкие, герметичные. Чуть хуже с рюкзаками. Новый зеленый "Тrekker", привезенный из Флориды? великолепен для пеших походов, но совсем не годится для байдарочных. Да еще в этой году впервые укладывали муку, сахар, крупы не в полиэтиленовые мешки, которые рвутся от соприкосновения с банками в общем рюкзаке, а в тканые - возить крупы в двухлитровых полиэтиленовых бутылках из-под напитков мы еще не умели. Приходится теперь рассыпать все на пленке, сушить, пересыпать в новую тару, которой, конечно же, не хватает. Намокли бинты - сушим их на деревьях. Развешиваем майки, джинсы и другую одежду, которую везли в рюкзаках.
Ребята ставят палатки. Внизу под обрывом шумит слив плотины. Берег высокий, по берегу мощные березы, дальше сосновый лес. Параллельно реке грунтовая дорога, за ней низинка и опять лес, смешанный, крупный. За ним - опять виднеется река! Оказывается, в километре впереди река заворачивает назад и плывет метрах в четырехстах от самой себя, но уже в другую сторону. Недалеко стоят две палатки автотуристов. В излучине реки у костра какое-то пьяное сборище: туда-сюда по дороге мотоциклисты катают захмелевших девок. Субботний вечер. Культурный отдых трудящихся.
Какая-то прорва комаров - крупные, наглые, вездесущие. А я ушел за дровами в шортах! Проведешь рукой по ноге - десятки комаров просто сметаешь, как метлой. И тут же другие десятки впиваются в ногу с удвоенной энергией. Кровопийцы проклятые! Ничего, вот сейчас вернусь на площадку, намажусь американской противомоскитной мазью из тропического комплекта "зеленых беретов", будете знать, как кусаться!
Будете смеяться, но американская мазь не помогла. Нашего комара так просто не возьмешь!
Ужин готовится медленно: еще не знаем, где что лежит, кто что взял с собой из продуктов. Выделяем "дежурную сумку", куда теперь складываем запас продуктов на текущий день, чтобы не рыться в огромных мешках. Собираем вместе крупу к крупе, тушенку к тушенке. Через полтора дня сможем готовить трапезу с завязанными глазами, почти автоматически.
И наконец-то ложимся спать - ну, и денек сегодня выдался!
Живу в палатке один, такого никогда еще не было. Просторно, конечно, но чего-то не хватает. Темно. Мотоциклы освещают замкнутое пространство палатки своими фарами, треск их моторов нарастает, и кажется, что через мгновение они наедут на палатку. Нет, пронесло. Только начинаешь засыпать - опять. И, наконец, проваливаешься в густую и теплую пустоту. И как-то сразу же воздух становится свежее, и палатка заполняется розовым светом зари, и медленные звуки утра возвращают действительность. Керженец, три часа вниз от станции, порванная байдарка, голодная, слава Богу, пока еще спящая орава. Пора вставать.
День третий.Восьмое августа 1993 года, воскресенье.
Вчера на веслах шли три с лишним часа. Плотность поселений была довольно высокой. Запомнились следующие названия деревень: Беласовка (это рядом со станцией, где мы встретили самосвал), поселок мехлесхоза, Дорофеиха, Выдреевка, Гавриловка и прямо за ней ГЭС светлой памяти имени места гибели байдарки,
Время 05:45. Утро ясное, тихое. Погода обещает быть неожиданно хорошей. Ребят будить рано: пусть поспят, вчера устали, а впереди еще весь маршрут.
С удовольствием побродил по росе, любуясь открывающимися видами на реку в ее излучине, на наш лагерь, сонный и теплый среди мокрой травы, на соседние палатки, прикорнувшие на пригорке над плотиной. Искупался ниже плотины. Вода, несмотря на раннее утро и слабость от насморка, показалась теплой. Тихонько, без топора, развел костер и поставил варить рисовую кашу. Ребята еще спят. Есть время заняться байдаркой. Стянул нитками, зачистил и намазал клеем самую большую - метровую! - дыру. Хорошо, что позавчера мы с Севой купили много клея "88", а в комплекте лодки есть длинные куски резины.
Ровно в восемь бужу ребят. Встают медленно и неохотно. Только пес с удовольствием мельтешит около костра. Так же медленно и лениво проходит завтрак. В промежутках между едой и мытьем посуды одну за одной накладываем заплаты на байдарку. Кажется, только Лайф не принял участие в заклеивании лодки. Все перемазаны в клее по локти, а он не отдирается даже с песком.
Уходим в двенадцать. Проходим село Покровское, потом опять какие-то базы отдыха и лагеря. Часа через полтора останавливаемся: захотелось есть. Лодки не разгружаем. Сало, хлеб, колбаса и чай на небольшом костре. Двадцать минут сна, глубокого, крепкого и - вперед! Времени около четырех часов. Теплый воскресный день. Рядом проезжая дорога, поэтому все окрестные села с приезжими гостями - на берегах. Вода высокая, чистая, идем ходко, лавируя между многочисленными корягами.
Погромыхивает. Набегают тучки. Яркий дневной свет гаснет. Природа нахмуривается и замирает. Причаливаем на минутку, достаем непромокашки - в этом году запаслись всем необходимым для жизни под дождем - и плывем дальше. Меня продолжает мучить насморк. Вечером будем лечиться по народному рецепту: спирт с перцем. Небо с треском разлетается на мелкие части, и осколки его достигают земли, вернее, воды, сплошным потоком. Минут двадцать продолжается этот беспредел. Новые непромокашки, закамуфлированные под тропический лес "Rеаl Тгее", держат превосходно. Отсеки закрыты тентом. Жить вполне можно!
Так же быстро все успокаивается: небо проясняется сначала в небольших разрывах, а потом просто над вымытой рекой сияет солнце. Как ни в чем не бывало! Идем дальше. Проходим Мериново, Взвоз, опять какие-то лагеря, спортивный клуб не то "Зеленый огонек", не то "Зеленый змий". А может, "Полет" - не успели разглядеть. На площадке идет баскетбольный матч. С реки видны головы и плечи зрителей, да иногда мяч взметнется над площадкой под истошные крики болельщиков. Самих игроков не видно. А, может, их и нет?
Пользуясь всеобщим вниманием к матчу, парень с девушкой уединились в лодке в полукилометре ниже базы. Окликаем, спрашиваем, как там дальше по реке. Оказывается, стоянок здесь раньше, чем через час не предвидится. Перед ближайшей стоянкой река раздваивается и левый рукав непроходим.
Идем дальше. Входим в правый рукав, за ним плёс, поворот налево и вот он - красивый правый берег, высокая поляна, на ней береза, большая и стройная, а чуть выше - мощная сосна. Тычемся в берег, разгружаемся, ставим палатки, готовим костер - ежедневные хлопоты, которые отнимают много времени, но и составляют прелесть похода: пустое и необжитое место вдруг превращается в почти родной дом, куда возвращаешься с предощущением убежища. Сегодня мы гребли четыре с половиной часа - семь с половиной с начала похода. Это около сорока километров.
После ужина ухожу по берегу вниз вдоль реки. Метрах в трехстах еще одна пустая стоянка, стол, на нем толстая восковая свеча. Первым движением было зажечь ее, потом почему-то поосторожничал. Совсем темно. Звездная ночь. На несколько мгновений тишину раскалывает шлепок крупной рыбы - и опять только цикады, монотонный звук которых уже перестаешь воспринимать как посторонний и ощущаешь такой же частью ночи, как звезды, ветер, как внезапно возникшую на фоне прогала ветку березы.
До завтра.
День четвертый. 9 августа 1993 года, понедельник
Ночью прямо на нашу стоянку выехали два мотоциклиста. Выскакиваю через аварийный выход палатки, специально сделанный на такие случаи, когда появляешься с противоположной стороны от входа и, в зависимости от обстановки, или незаметно уходишь в темноту, или...
На этот раз обошлось - случайность, ехали в Большое Оленино, это километрах в трех отсюда, решили спрямить путь. Тоже удивились, увидев на обычно пустом месте такой большой лагерь.
Три часа утра. Темно. Сердце бешено колотится от вчерашнего лечения спиртом с перцем - это лекарство требует осторожности. Но дышится уже легче, в теле теплая сухость. Ми-нут десять брожу по лагерю, любуюсь звездами размером с крупную вишню на фоне белесого неба. Чем больше всматриваешься, тем оно становится светлее от тех далеких звездочек, что сначала просто неразличимы. И снова сон, уже не тревожный, как с вечера, а ровный и спокойный в ожидании еще одного погожего утра, еще одного дня пока удачно складывающегося похода.
Шесть утра. То же место, что и ночью, но как все ярко, открыто и радостно! Праздничная поляна, чуть дымящая розовым туманом река, и потоки солнца везде, куда только достают его нежные лучи. Как хорошо!
Иду испытывать новый спиннинг. Заброс. Еще заброс - и почти сразу рывок, бросок в сторону. Леска, звенящая, как струна, метнулась и описала блеснувшую на солнце поверхность какого-то очень сложного порядка, и вот уже трещит тормоз катушки, и пульсирует кровь, а рука потихоньку вращает ручку, выбирая леску. А ты стоишь уже метрах в пяти от того места, где все это случилось, и как, а главное, когда туда попал, никому не объяснишь. Щучка. Не очень и большая, но какой всплеск эмоций, какие новые пространственно-временные отношения тебя и этого ослепительного утра, тебя и этой еще несколько дней назад незнакомой реки, тебя и твоего "Я", тебя и всех тебе известных людей, а еще тех, которых тебе только предстоит узнать. Вот это и есть жизнь! Жизнь. Жизнь в Большом Мире Природы.
Ребята просыпаются по одному. Завтрак, как всегда, на мне. Бегаю от костра к плесу, пытаюсь изловить того жереха, который своими мощными шлепками о воду не давал покоя всё утро. Бесполезно. Не та техника. Не та тактика.
Каши сварилось мало - засыпал всего две кружки пшена, а надо было четыре: народ у нас молодой, активный, прожорливый.
Сегодня никуда не плывем: больно уж хороша погода. После завтрака Лани с Володей уходят за грибами - и приносят буквально через час столько, что тут же захотелось сварить настоящий грибной суп. Знаете, как сварить настоящий грибной суп? Если больше ничего нет, то достаточно следующих компонентов:
- грибы (желательно белые, в крайнем случае, подосиновики или маслята);
- вода, лучше всего живая, родниковая, но годится и чистая речная;
- картошка;
- лук, лавровый лист, соль.
Грибы тщательно промываете и варите бульон. Если это белые грибы, то варить минут пятнадцать-двадцать. Одновременно обжариваете картошку, нарезанную мелкими кружочками. Потом жарите лук, и, когда он почти готов, в этой же сковородке жарите грибы, вынутые из бульона. Потом все это кладете в бульон и варите, пока не будет окончательно готова картошка. Солите и кладете лавровый лист. Всё. Можно есть, и попробуйте оттащить кого-нибудь за уши.
После такого сытного обеда все разбредаются, кто куда. Сева строит из песка крепость - любимое занятие, не наигрался в детстве, и у него здо-рово получается! Устраиваем над столом тент: ставим опоры, крепим расяжки, всё, как положено. Пусть теперь идет дождь, ужинать можем в очень комфортабельной обстановке. Прибираем стоянку - мусор накапливался поколениями, а теперь, когда все подметено новой метлой, разложено по местам, да еще тент так аккуратно натянут и не бросается в глаза, вдруг стало так уютно, так хорошо, что хоть и завтра не уходи. Но - размечтался, Одноглазый! Завтра - вперед!
Иду гулять по лесу. Осыпи каменки - есть такая ягода, правильное её название костяника, но у нас ее называли каменкой. Лет тридцать, без преувеличения, я не видел такого количества этой ягоды. Попадается черника и даже переспелая земляника. Конечно, по дороге набираю грибов - вечером будем есть их уже в жареной виде.
Удается немного поспать на солнце, накрывшись дырявой маскировочной сетью - очень удобно: не так жарко, как в палатке, и немного спасает от комаров. С этой стоянки днем сплю только под сетью, если вообще выпадет возможность поспать.
Приходит мысль опробовать настоящую сеть - перед отъездом купил китайскую нейлоновую сеть. Побраконьерим! Потеряли часа два, распутывая сцепившиеся нити, узелки и прочее. Такая великолепная тренировка и испытание для терпения. Идем ставить, намотав на два березовых кола. Не тут-то было: сеть не снимается с кольев. Те же узелки сцепились друг с другом, теперь уж намертво. Слава Богу, проплывают местные жители на железной (!) лодке, которую прячут в кустах. Отдаем сеть им, может, пригодится. Славный конец блестящей идеи. Долой дилетантов!
День пятый, 10 августа 1993 года, вторник
Сегодня длинный день. Уже стало привычным вставать в пять утра. Пытаюсь поймать того самого жереха - пока бесполезно. После часа безуспешной и очень нервной работы - то заброс на куст, то зацеп, то внезапный всплеск хулиганящей рыбы в десяти метрах, а блесна в это время в другой части плеса - после целого часа удовольствия ухожу к костру варить завтрак.
Бужу ребят в семь часов. Завтрак в хорошем темпе, мытье посуды и - собираем лагерь: сегодня будем плыть и плыть.
Удается сняться в девять, это очень неплохо. Значит, уже привыкли к походной жизни, значит, будет больше личного времени и впечатлений от похода. Задача минимум на сегодня - пройти Хахалы, задача-максимум - Лыково.
По дороге стоим несколько минут, снимая блесну, которую Павлик "посадил" на куст, когда пытаемся ловить на "дорожку". С байдарки это сделать трудновато! Лайф обеспокоен общей суетой и на время просыпается, приподняв мохнатую любопытствующую голову.
Поворот, сразу за ним еще один поворот - проскакиваем роскошную черемуху, усыпанную крупными, светящимися изнутри гроздьями. Надо вернуться! Наваливаемся на один борт, тянемся к нависшим над водой веткам, набиваем рты, набираем в запас и уходим довольные. Минут через пять до меня доходит, что справа за фальшбортом уже не лежит мой любимый спиннинг с японской, только что купленной катушкой. Возвращаемся еще раз, галсами утюжим метров пятьдесят реки вниз от поворота - бесполезно: слишком глубоко, слишком быстрое течение. За все надо платить. За черемуху. За разгильдяйство.
Слева виднеется деревня. Наверное, те самые Хахалы. Вспоминаем Мордасы из прошлогоднего похода по Мологе, упражняемся в остроумии на тему Хахал-Махал. Турбаза. За ней еще деревня, спрашиваем название - говорят, Хахалы. По кругу мы, что ли, плывем? Возникает идея кольцевого канала - ловушки для байдарочников со сменяемыми декорациями по берегам. И тётки, сидящие на лавочках вдоль берега каждый раз в новых платках и сообщающих новые названия одному и тому же месту. Чего только не придумаешь от праздности на воде!
Оказывается первые Хахалы были вовсе не Хахалами, а носили скромное название деревня Лещево. Настоящие Хахалы только что пройдены. Но и то хорошо!
В конце прямого длинного плеса на высокой сосне с засыхающей вершиной огромная хищная птица полурасправила крылья, отчего стала похожа на культуриста, демонстрирующего бицепсы. Беркут? Рядом, чуть ниже, самка в нормальной позе царицы - угрожающее достоинство с агрессивным ве-личием и надменностью. Подходим ближе - взлетают. Размах крыльев для беркутов маловат, но "пальцы" концевых перьев крыла очень уж огромны. Успеваем заметить характерный вырез хвоста. Подорлик?
Уже в Москве по "Определителю птиц фауны СССР" нашел, что это обычный черный коршун, довольно редкая птица, живет у воды. На Керженце вторую пару черных коршунов мы видели еще раз гораздо ниже за Рустаем, ближе к Волге.
Времени 13:05. Три с лишним чистых ходовых часа. Подустали. Высокий левый берег после крутого поворота направо. На противоположном берегу пляж, выше него пологий склон, еще выше просторная поляна, за ней сосновый лес. Роскошный вид во все стороны. Наш берег покрыт редкой паутинкой коровьих тропок. Где-то недалеко жилье.
Быстрый костер. Пока. Ланичка готовит обед, успеваю побродить по окрестностям. Сложный рельеф. Густой лес. Не успевшие зарасти дороги, когда-то проезжие для "Зис-5" и "Газ-51". Странные ямы, похожие на шурфы золотоискателей, часть из них залита водой. Большие озера со сложной линией берегов, скрытых липовыми и осиновыми зарослями. Опять изобилие каменки. Под липами грибы - дубовики, белянки, белые грузди, которые растут на копках под землей и вылезают на поверхность, поднимая на шляпке целый пласт дерна. Эти грибы тоже редко встречаются в Подмосковье, а они лучшие после рыжиков для засола.
После еды тридцать минут сна под масксеткой. На противоположном берегу загорают парень с изящной девушкой. С ними собака-афганка, тоже красивая. Лайф переругивается с афганкой через реку громко, но лениво. Жарко. Спускаем вниз веши, купаемся и уходим. До Лыкова еще около двадцати километров.
Проходим небольшую деревушку по правой стороне. Отчаливают две байдарки - семья: бабуля, муж, жена вся из себя и двое детей. Стараемся оторваться подальше, чтобы получить свободу выбора места для ночлега. Ничего себе! Пять здоровых лбов - но с трудом, с большим трудом отрываемся метров на триста, что занимает почти час на веслах. Ничего себе, бабуля! А может просто сопротивление воды возрастает пропор-ционально кубу скорости, а расход энергии идет в еще большей степени? Проходим поворот, останавливаемся на пляжике со следами цапель и даем себя обогнать. Пусть им!
И опять на воде. Слева на возвышении большой лагерь, насчитали десяток байдарок. Наверное, школьники. Мы их увидим еще раз завтра, а потом уже тольок на Волге.
Наконец, проходим Лыково - старинное лесное раскольничье поселение. Высокий левый берег скрывает дома и улицы, но завтра я приду сюда фотографировать и зайдусь от тоски по детству: слишком похоже на те места, в которых я вырос.
Лагерь ставим километрах в двух ниже Лыкова на левом берегу в лесу. Утром будет темно и неуютно: солнце часов до десяти скрыто за лесом. Сегодня шли более семи часов.
День шестой. 11 августа 1993 года, среда
Сегодня не плывем. Слишком хорошая погода для этого лета, чтобы отдавать такой день реке. Ранний подъем. Купание. Традиционная каша. Павлик с Володей уплыли на противоположную сторону за грибами еще до завтрака. Пес, конечно, впереди с озабоченным видом. Не заблудились бы!
Лагерь стоит метрах в сорока от воды, там, где пологий берег заканчивается ступенькой, а пляж и кустарник переходит в редкий лес. Посередине костер на белом песке. Если смот-реть на костер,а река будет справа, то прямо, в кустах ивняка стоит палатка Севы и Ланички, накрытая камуфляжным тентом. Между этой палаткой и моей - яркий молодой сосновый лес и метров трид-цать расстояния. К реке моя палатка стоит правым своим боком, а вход ее смотрит на сосновый лес и веревку с сушащимся бельем. Сзади от костра палатка Володи, Павлика и Лайфа, большая с красным верхом. У костра несколько бревен для сидения и между ними тоже бревна, служащие столом. Мы проводим здесь два рассвета, две ночи и два вечера. День, который приходится на промежуток, в лагере мы почти не бываем - расходимся, кто куда.
Чуть вверх от лагеря по реке в глубине леса метрах в трехстах озеро, большое и красивое лесное озеро с утками, желтыми кувшинками, ряской и лягушками. В полукилометре вниз по реке в нее входит протока из второго озера, еще большего по величине, вытянутого и извилистого. Вдоль берега этого озера дорога, когда-то езжая, а сейчас просто обозначенная глубокими колеями, уже оплывшими от времени и заросшими травой. Если пройти между озерами, удаляясь от реки километра на три, то выходишь в настоящий беломошный сосновый бор, прорезанный той же дорогой, обнажившей песок на склонах небольших волнистых холмов. В самом беломошнике грибы перезрели - дождей не было больше недели - а вот чуть ниже, там, где по кромке лиственного леса идет русло ручья, сейчас вы-сохшего, но в половодье живущего короткой и очень активной жизнью, прямо в его песчаном русле, укрытом от прямого солнца и еще слегка влажном, и растут грибы.
В итоге этот день характеризовался грибным безобразием. Володя с Павлушей набрали полное ведро, да еще я принес столько же. Варили суп, жарили на огромной сковородке почти без картошки, ели до отвала сами, угощали ребят, сопровождаемых двумя прелестными собаками: Пургой и Агатой, - неожиданно появившихся у нашего костра с лукошками, до краев наполненными брусникой.
Лайф балдел: после дней и дней почти полного собачьего одиночества - сразу две изящные и тоже изголодавшиеся по приличному обществу подружки. А мы пили спирт, закусывали салом и грибами и обсуждали реку, погоду, жизнь в Москве, жизнь в Нижнем Новгороде. Разошлись около десяти, когда уже темнело. Ребята сказали, что их стоянка за вторым поворотом реки, завтра гуляем у них.
День седьмой. 12 августа 1993 года, четверг
Проснулись рано. Солнышко. Купание. Костер. Каша. Привычный, установившийся, ненавязчивый ритм похода, когда всё складывается, когда есть продукты, когда одежда сухая, а будущее - радужное, когда не надо особенно спешить, но и на месте не сидится.
Уже который день обсуждали проблему флага. В лагере должен быть флаг - иначе, какой это лагерь? Теперь вопрос из вопросов: каким должен быть флаг? Красным? Трехцветным? Пиратским? Все варианты отвергнуты, все аргументы исчерпаны. Поднимаем символ нашего времени - батон колбасы, на него равняемся, ему отдаем честь. Сегодня право поднять колбасу на нужную недосягаемую высоту заслужил Павлик. Заслужил тем, что в отличие от остального обленившегося населения лагеря, быстро встал и быстро собрался.