Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Слово к читателю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В ноябре 2003 года в издательстве "Русь" вышел второй том двухтомника, посвященного трагедии с атомным подводным крейсером "Курск". Он называется "Курск". Операция "Подъем". Мне довелось активно участвовать в работе над книгой. "Слово к читателю" - это написанное мной предисловие ко второму тому. Публикую в первоначальном варианте. В книге он дан в чуть сокращенном виде. Фото из книги. Мое выступление на презентации первого тома - книги И.Д.Спасского "Курск" здесь


Слово к читателю

  
В Росляково [Из книги]
   Двенадцатого августа 2000 года в 11 часов 30 мин в Баренцевом море в точке с координатами 69 град 37 мин 00 сек северной широты и 37 град 34 мин 25 сек восточной долготы в результате развития аварии, приведшей к детонации боевых зарядных отделений торпед, трагически погиб принимавший участие в учениях Северного флота атомный подводный крейсер "Курск", тактический номер К-141. Лодка, изуродованная чудовищным взрывом в носовом отсеке, легла на грунт в 108 милях от входа в Кольский залив на глубине 116-118 м. Гигантский современный боевой корабль стал братской могилой для 118 членов экипажа.
  
   Страна содрогнулась. Шакалы от средств массового оболванивания населения немедленно удвоили свои усилия по очернению флота, Вооруженных сил, руководства страны. Были предприняты многочисленные и очень искусные меры, чтобы использовать трагедию как информационный повод для подрыва того политического курса, который породил у населения даже еще не оптимизм, а скорее, надежду на оптимизм. Но и в условиях этого информационного террора руководство страны, командование флота не потеряли хладнокровия. Были мобилизованы все средства, надо сказать, скудные после десятилетий разрушительных реформ, задействованы все ресурсы - научные, технические, производственные, финансовые, человеческие, наконец. Лодка была поднята. Морякам, до конца выполнившим свой воинский долг и геройски погибшим на боевом посту, были отданы последние почести. Их родственникам была оказана необходимая помощь. Устранена потенциальная угроза экологической безопасности региона. Из произошедшей трагедии были сделаны необходимые выводы.
  
   К сожалению, собственных ресурсов не хватило для подъема лодки. Пришлось обращаться за иностранной помощью, что само по себе унизительно для державы, пока еще претендующей на то, чтобы называться великой. Страна, первой вышедшая в космос, создавшая первоклассный океанский флот, уникальные атомные подводные ракетоносцы и сейчас еще, двадцать с лишним лет после своего создания, не имеющие аналогов в мире, оказалась не в состоянии поднять свой погибший корабль, лежащий у своих берегов на глубине, которая была намного меньше, чем длина этого корабля. Лодка была поднята и доставлена в док Северного флота в поселке Росляково консорциумом российских и иностранных фирм, возглавляемым ФГУП ЦКБ МТ "Рубин" и голландской фирмой "Mammoet".
  
   Консорциум проделал гигантскую работу в фантастически короткий срок. Была отработана схема подъема, ранее не применявшаяся на практике в полном объеме и в таких масштабах. Были выбраны и почти полностью переоснащены плавсредства для подъема, разработано, изготовлено и испытано оборудование и оснастка, во многом уникальные, не имеющие аналогов. Были отработаны способы подводной резки обрезиненного корпуса лодки, изготовленного из высокопрочной стали, выдерживающей гигантское давление при погружении лодки на сотни метров, создано программное обеспечение для заново разработанных систем управления подъемом. Были продуманы тысячи мельчайших деталей работы с объектом в экстремальных и опасных условиях.
  
   Опасных потому, что на корабле находились два атомных реактора, правда, заглушенных в момент аварии безупречно сработавшей автоматической системой защиты. Опасных потому, что по обоим бортам корабля находились в своих контейнерах двадцать три крылатые ракеты 3М-45 "Гранит", каждая из которых смертельна для такого крупного корабля, как авианосец, для борьбы с которыми она, собственно, и предназначена. Опасных потому, что водоизмещение подводного крейсера не то чтобы сопоставимо с водоизмещением авианосца, но и не так уж намного меньше: длина "Курска" 155 метров, ширина 18 метров, высота тоже 18 метров.
  
Боевая служба продолжается [Из книги]
  
   Конечно, одни голландцы, при всем уважении к их высокому профессионализму, хорошим организаторским способностям, при всех их возможностях неограниченного доступа к любым техническим средствам, производимым любой фирмой в любом уголке земного шара, одни голландцы никогда не смогли бы решить задачу безопасного подъема корабля и доставки его в док. Они вообще не смогли бы решить эту задачу без активного участия российских предприятий и специалистов, проектировавших и создававших лодку, специалистов, обеспечивающих пока еще живой и действующий военно-морской флот России.
  
   Роль российских предприятий заключалась не только и не столько в предоставлении голландцам исчерпывающей информации о конструкции корабля и особенностях его элементов. Сам выбор схемы подъема, во многом определивший успех операции, способ крепления захватов, определение числа подъемных связей и распределение усилий, прилагаемых к этим связям, прочностные расчеты, моделирование динамики взаимодействия двух гигантских объектов, соединенных гибкими связями, при волнении на море до пяти баллов и само определение этого безопасного для проведения операции предела, а также десятки и сотни других важнейших элементов проекта подъема были разработаны российскими специалистами и отработаны на российских стендах в российских лабораториях.
  
   Эта книга написана российскими участниками операции подъема "Курска": крупнейшими специалистами военно-морского флота, Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", создавшего сам проект атомных подводных крейсеров 949А, к которому относился погибший "Курск"; специалистами Севмашзавода из Северодвинска, где был построен и спущен на воду крейсер; специалистами ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, ведущего института страны в области теории судостроения; специалистами 40-го ГосНИИ аварийно-спасательного дела министерства обороны РФ; специалистами РНЦ "Курчатовский институт", разработавшего ядерную силовую установку крейсера. Книга - уникальный документ, свидетельство очевидцев, свидетельство специалистов, свидетельство непосредственных участников создания, эксплуатации и подъема трагически погибшего крейсера.
  
   Книга ставит последнюю точку в ответах на большинство вопросов, связанных со случившейся трагедией. Она без сомнения является одним из самых авторитетных источников по всем вопросам, связанным с операцией подъема, доставки в док и последующего изучения аварийного крейсера, свидетельством тщательности и детальности проведения прокуратурой следствия на объекте аварии. В то же время книга - это документальное подтверждение того, что унижаемая, уничтожаемая, по сути обреченная отрасль подводного судостроения страны еще жива. Жива, пока живы и работают уникальные специалисты, профессионалы высочайшего класса, опыт которых - национальное достояние и национальная гордость России.
  
   Дай же Бог, чтобы их опыт, полученный при подъеме атомного подводного крейсера "Курск", больше никогда не пригодился, чтобы никогда больше не возникала необходимость в проведении операций такого рода.
  
   Бессмертен подвиг моряков "Курска". Память о нем сохранится в веках. Века сохранят и память о научном и техническом подвиге тех, кто бросил вызов стихии, кто доказал величие человеческого духа, его превосходство над слепыми силами природы. Этой книге уготована судьба памятника. Книга памяти. Книга-памятник.
  
  
Рубиновцы. В бороде - мой сын [Из книги]
   26.12.2003 г
   Санкт-Петербург-Москва
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"