Аннотация: О Деде Морозе и Святителе Николае Чудотворце
Вся правда о Деде Морозе
Через несколько дней в связи с выступлением по телевидению всенародно избранного президента произойдёт смена года: останется в прошлом тяжёлый високосный 2012-й год и начнётся год 2013-й. Но уже сейчас в детских садах, школах, в залах Домов культуры замечены персонажи с белой бородой, посохом и мешком с подарками - многочисленные Деды Морозы. Правда, в связи со всеобщим вытеснением наших исконных обычаев и традиций чужими, западными, всё чаще и чаще вместо нашего Деда Мороза нашим детям подсовывают ихнего Санта-Клауса. Чем Дед Мороз отличается от Санта Клауса? Вот что пишут знатоки:
Прежде всего, у Деда Мороза "...густые серебристые волосы и седая борода (длинная). Одет в длинную шубу, по щиколотку или по голень. Шуба, по данным большинства источников, должна быть красной, расшитой серебром (восьмиконечные звезды, кресты и другие традиционные русские орнаменты) и отороченной лебединым пухом (замена пуха на белый мех также допускается). Короткую шубу носит Санта Клаус; длинную, но синюю - Морозко. У Деда Мороза шуба подпоясана белым поясом с красным орнаментом.
Что у Деда Мороза под шубой? Белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). В то же время сейчас на цвет брюк Деда Мороза не обращают особого внимания или делают их красными, под цвет шубы, что неправильно.
На голове у Деда Мороза - красная шапка, расшитая серебром и жемчугом. Форма шапки - полуовальная, а не колпак, как у Санта Клауса, и не круглая, как у Владимира Мономаха. Никаких помпонов, бубенчиков; оторочка шапки - белым мехом или лебединым пухом, с треугольным вырезом надо лбом. На руках - трехпалые белые перчатки или варежки, расшитые серебром. На ногах - серебряные или красные сапоги с приподнятым носком, каблук небольшой, скошенный, или вовсе отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые валенки.
В руках у Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой, завершается он изображением месяца или головы быка (символ власти, плодородия и счастья).
Хотя официально установлено, что Дед Мороз живёт в Лапландии по адресу www.santamail.com , это, скорее, резиденция ихнего Санта Клауса. Наш Дед Мороз живёт вот по такому адресу: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу, а интернетом он не пользуется: трудно набирать на клавиатуре в трехпалых рукавицах. Однако, все европейские, а частично и азиатские Деды-Морозы, как бы их там ни звали, восходят к общему первообразу, и этот первообраз - святитель Николай, реальный живой человек, епископ, который жил и работал в Мирах Ликийских, в Малой Азии, на территории нынешней Турции. По-турецки Миры сегодня называются Демре, и я бывал там не один раз.
В Мирах сохранилась церковь 9-го века, построенная на месте того храма, в котором служил святитель Николай Мирликийский, Николай угодник, Никола - любимый святой русских крестьян. В представлении большинства искренне верующих из простого народа Пресвятая Троица это близкие и понятные Никола, Богородица и Иисус Христос, а отнюдь не нераздельные и неслиянные Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух. Вот эта церковь:
Так она выглядит внутри:
Не люблю фотографироваться на фоне памятников, но здесь я попросил местного турчонка снять нас с Валентиной у стены храма, в котором служил святой, чьё имя я ношу:
Превращение Николая Угодника в Санта Клауса произошло в Европе в средние века, скорее всего, в Голандии, так как святитель Николай считается покровителем моряков: при жизни он совершал многочисленные чудеса, в том числе, спас однажды моряков от кораблекрушения. Вот что пишут об этом знатоки:
"Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас всю семью от позора. Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошёл обычай в ночь перед днём поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай "сместился" во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в весёлого сказочного старика".
Но вернёмся к самому святителю Николаю Угоднику. Его официальное житие можно найти здесь: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6767.htm. Давайте посмотрим, каким разным его изображают на иконах.
Вот уже известная нам икона - реверс выносной иконы из Дедовой пустыни недалеко от Тотьмы:
Сравните с фреской в конхе ниши храма в Мирах Ликийских:
Кто из них больше похож на русского мужика?
Вот икона Николы из Сербии, из Косово. Мне подарили её мои друзья - прихожане православной церкви в селе Лешак:
А вот Св. Николай чудотворец в житии, вологодская икона второй половины XV века (из каталога "Вологодская икона):
Совсем не похож на Деда Мороза!
Эта икона Николая Чудотворца - тоже подарок моих косовских друзей. Она привезена со Святой горы Афон, оттуда до Косово чуть больше трёхсот километров.
А это Дионисий, фреска конхи дьяконника храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря:
Один и тот же святой, а какие разные лики!
Ещё более разнятся лики Николы Угодника, изображённые на псковских иконах.
Вот, например, Никола с накрашенными губками:
Это известная икона "Никола с житием, Василием Великим и Феодором Тироном", она датируется 1337 годом. Происходит из церкви в селе Виделебье, из того самого села, в котором родился преподобный Никандр, основатель Никандровой Пустыни. Правда, родился он в 1508 году, полтора века спустя после написания иконы.
А это Никола с глазками, губы тоже накрашены (иконописец Алекса Петров, икона из церкви Николы на Липне близ Новгорода, датируется 1294 годом):
Сравните со строгим Николой с выносной иконы Воскресенского Череповецкого монастыря (конец XIV - начало XV века):