Вы обратили внимание на карте, что целебные источники Никандровой Пустыни находятся примерно в десяти километрах от целебных источников широко известного санатория "Хилово". Между Хилово и Никандровой Пустынью есть лесная дорога, и многие из проходящих в санатории курс лечения целебной водой на всякий случай совершают паломничество к источникам Пустыни. Кстати, к этимологии названия местности "Хилово": дескать вода этих мест поставит на ноги и хилого. Другая версия производит это название от английского "to heal", что означает "излечивать, исцелять". Есть и ещё версии происхождения названия "Хилово". Название "Никандрова Пустынь" произошло от имени святого преподобного Никандра, псковского пустынножителя и чудотворца.
Коротко об истории пустыни
"...И прием крест, и последовал еси Христу: мир оставль,
в пустыню вселился еси, пощением же и бдением дар небесный восприим,
и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляюши:
темже и со ангелысрадуется, преподобие, дух твой."
Тропарь преподобному Никандру
Преподобный Никандр, в миру Никон Филиппович, родился примерно в 1508 году в Виделебье (отмечено на карте желтым цветом; там доныне сохранилась старая и красивая церковь). Постриг в монахи он получил в Крыпецкой обители, основанной выходцем из Сербии преподобным Саввой Крыпецким, чудотворцем. Но впервые Никон поселился на том месте, где сейчас Никандрова Пустынь, еще до пострига, уйдя из мира в поисках уединения. Пробыв в Крыпецком монастыре какое-то время, Никон, теперь уже инок Никандр, снова удалился в свою пустынь и провел там пятнадцать лет "в безмолвии, управляя иноческое житие и правило божественное неослабно исправляя...". Подвиги святого снискали ему почёт окрестных жителей, но он не искал славы и потому вернулся в Крыпецкий монастырь, неустанно трудясь там, в связи с чем возвысился от пекаря просфор и пономаря до должности келаря, по-нынешнему финансового директора и завскладом в одном лице.
Но правдолюбцы и правдоискатели ни в какие времена не пользовались благосклонностью начальства, не говоря уж об уважении коллег. Видя озлобление против него крыпецкой братии, преподобный Никандр опять удаляется, на этот раз на остров верстах в трех-четырех от Крыпецкого монастыря. Однако, монастырские власти не могли долго терпеть в его лице конкурента, который переманивал прихожан, и, спустя три с половиной года, повелели ему удалиться совсем. Святой в третий раз вернулся в свою пустынь, где снова прославился подвигами и чудесами. Скончался Преподобный в 1581 году, предсказав перед кончиной нападение на Псков поляков под водительством Стефана Батория. Мощи святого обретены в 1687 году, в праздник первоапостолов Петра и Павла в присутствии преосвященного Леонтия, епископа Тамбовского и других уважаемых священнослужителей.
Монастырь на месте Никандровой обители основан в 1585 году. "В лето от создания мира 7093 один человек пришел в пустынное это место, где раньше жил преподобный Никандр, принял от некоего иеромонаха монашеский образ, и наречено ему было имя Исаиа". В монастырь стала стекаться братия, которая упросила Исаию стать настоятелем монастыря. Митрополит новгородский Александр рукоположил Исаию в иеромонаха и в игумена, а также помог в устройстве обители. Грамота царя Федора Иоанновича с печатью новгородского воеводы князя Данилы Андреевича, датированная декабрем 7106 (1598) года, освобождавшая монастырь на вечные времена от податей и закреплявшая за ним пустоши, пашни и рыбные ловли, считается первым документом, свидетельствующим о начале пустыни. Большое участие в развитии монастыря принял царь Алексей Михайлович, пожаловавший монастырю новые земли, что укрепило материальное положение обители.
При Петре Великом положение монастыря ухудшилось. Указ Петра о монашестве от 1724 года, составленный Феофаном Прокоповичем, рассматривается многими как предвестник борьбы с русскими святынями, которая велась при историческом материализме. Феофан Прокопович и лично вмешался в деятельность Никандровой Пустыни, приказав изъять и утопить в Неве камень, служивший изголовьем преподобному Никандру, поскольку этот камень считался чудотворным и был предметом поклонения верующих. Правда, камень утопить не успели: Прокопович скончался раньше.
Еще больше ухудшилось положение монастыря в 1764 году, когда он, в числе сотен других российских монастырей был выведен за штат, и у него отняли значительную часть земель и монастырских крестьян. Однако, в 1792 году монастырь был возвращен в штат, ему вернули некоторые земли, и он стал получать дотацию от государства.
Расцвет монастыря связан с царствованием невинно убиенного императора Павла I. Оказывается, цареубийством у нас грешны не только большевики, тем более, что убили-то они не действующего царя, а старика-пенсионера Романова, которого от власти отрешили как раз любезные Западу либералы. Говорят, отрешили не без участия самого Запада: в частности, Николай Стариков убедительно показывает подлую роль англичан в этом процессе. Кстати, и у всех из себя политкошерных англичан по части цареубийства тоже рыльце в пушку, но они об этом предпочитают помалкивать в тряпочку: история, дескать, она виновата.
Богатые для Никандровой Пустыни годы пришлись на то время, когда настоятелем её был архимандрит Геннадий. Через влиятельного князя Петра Лопухина, имевшего псковское поместье, Геннадий был представлен императору Павлу, после чего царская милость не знала границ. Монастырь не только перестал быть заштатным, но фактически стал ставропигиальным и получал на своё содержание значительные суммы. Пустыни была пожалована даже ризница с крестами Ордена Иоанна Иерусалимского, Великим магистром которого был государь-батюшка. Считается, что к масонству принадлежал и сам император Павел, вступив в братство вольных каменщиков, еще будучи великим князем. Однако, в Пустыни с негодованием отвергают это обвинение, что вполне понятно.
При советской власти монастырь какое-то время продолжал действовать под прикрытием трудовой коммуны, затем инвалидного дома, хотя основные церковные ценности были реквизированы еще в марте 1922 года. Часть ценностей была вывезена еще раньше отрядом Булак-Булаховича, какое-то время занимавшим монастырь. В 1928 году монастырь был закрыт, а в начале 30-х годов разгромлен. Материал стен храмов и зданий монастыря был использован при строительстве военного городка 13-й танковой бригады, дислоцировавшейся в Порхове.
Во времена немецкой оккупации (1941-1944 гг.) в Пскове действовала Православная духовная миссия, начальником который был протоиерей Зайц, и ею были предприняты шаги к возрождению пустыни, однако, реального строительства не велось. После освобождения Псковской области от немецкой оккупации место монастыря и его целебные источники продолжали привлекать паломников. В 1992 году работники Порховского лесхоза поставили сруб над одним из источников и сделали над ним навес, а в конце 90-х годов они же восстановили часовню преподобного Никандра. В эти же годы к пустыни была проведена насыпная грунтовая дорога, которая сейчас поддерживается в очень хорошем состоянии.
Впервые вопрос о восстановлении Никандровой Пустыни поставил митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. В настоящее время он является священноархимандритом Пустыни, а повседневными делами под его руководством занимается наместник - игумен Спиридон.
Первым из храмов в монастыре в 2002 году была возведена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", вот эта:
Чуть позже была освящена церковь в честь святых царственных мучеников, вот она 19 июня 2012 года:
7 октября 2006 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, заложен Благовещенский собор, который был построен всего за четыре года, и в 2010 году, день памяти Преподобного Никандра, в Благовещенском соборе состоялось первое богослужение.
Сейчас завершается строительство одного из братских корпусов возрождённой обители:
Пока строители, трудники, послушники и монахи живут во временном посёлке, который находится прямо напротив обители, справа от неё, если ехать от Загоски.
Святые источники Никандровой Пустыни
Всего в Пустыни пять источников животворной воды, круглый год привлекающих паломников из самых различных уголков России: источник преподобного Никандра, источник святых апостолов Петра и Павла, источник преподобного Александра Свирского и источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. В часовне источника святых апостолов находится еще один источник - в честь Животворящего креста Господня.
Источник святых апостолов Петра и Павла
Это источник, самый близкий к Пустыни - до него всего с полкилометра.
Источник преподобного Никандра
К нему от обители ведут две дороги: одна совпадает с лесной дорогой в санаторий Хилово, другая - просто тропа от источника святых апостолов Петра и Павла. Я шёл по тропе через бывшее болото, хилый сосняк которого теперь сменился полнокровным лесом, правда, нижний ярус составляет жительница болот - голубика. Судя по всему, весной здесь воды по колено.
К моему удивлению, здесь растет даже морошка, более характерная для архангельских и вологодских лесов:
Внутренний вид часовни над источником преподобного Никандра:
Я уходил, а зажженная свеча еще долго освещала суровые лики святых, которым молился и сам Преподобный.
Источник преподобного Александра Свирского
Это самый отдаленный (до него километра три от обители) и самый популярный источник: при нём есть купальня, а вода источника славится целебными свойствами. Дорога к источнику идет таким же лесом, выросшим на месте бывшего болота, то светлым сосновым, то мрачным и тёмным еловым. Иногда слева от дороги сосновый лес, а справа - еловый.
Метров за двести до источника грунтовую дорогу сменяет лежнёвка из тонких жердинок:
Это Святые ворота источника: слева икона преподобного Никандра, справа - преподобного Александра Свирского, дважды являвшегося Никандру и особо почитаемого в обители.
Это сам источник: его сруб примерно три с половиной на три с половиной метра. За ним - две купели, справа мужская, слева женская. Вода в купели из источника стекает по жёлобу.
Вода в источнике прозрачная и имеет насыщенный голубой цвет. В то же время цвет воды в жёлобе (как и тонкий осадок на стенках вёдер) - жёлтый. Парадокс!
Это вид от источника на небольшой алтарь (здесь нет часовни) и на Святые ворота. В алтаре тоже можно поставить свечи. Здесь же приводится тропарь преподобному Никандру, часть которого я поставил эпиграфом к этой заметке.
Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
Этот источник находится прямо при въезде в обитель, справа от шлагбаума. У меня почему-то нет его фото, но воду из него я набирал: её не пьют, но она помогает от глазных болезней и ею промывают глаза. Просто необходимо человеку, уже более десяти лет страдающему от очков!
Монастырское кладбище
Монастырское кладбище находится за обителью, метрах в двухстах от неё, справа от дороги к источнику преподобного Александра Свирского. Несколько фото кладбища:
Более старое монастырское кладбище находится в селе Любовец на полдороге от Загоски.
Жизнь в обители
О жизни в обители я ничего не знаю Просто несколько фото, сделанных в середине дня 19 июня 2012 года.
Личное
В Никандрову Пустынь я собирался давно: на карте Псковской области карандашом отмечено её примерное местонахождение (я ошибся на несколько километров - Пустынь находится южнее, примерно там, где заканчивается зеленая линия моего маршрута). Я не ожидал, что в истории Пустыни встречу столько пересечений с моей судьбой, пересечений случайных и мимолётных, но, как вы знаете, количество может однажды перейти в качество.
Преподобный Александр Свирский, образ которого дважды спасал преподобного Никандра во время его борения с бесами, известен мне давно: много лет назад я несколько дней провёл в Свирском и даже писал о монастыре его имени в работе "Ладога".
О Крыпецком монастыре, где преподобный Никандр был пострижен в монахи, я прочитал давно, еще в советские времена, в маленькой желтой книжице "Псковская земля". Там было написано, что монастырь разрушен, находится среди болот, и даже пешком дойти до него трудно. Но, вернувшись из Косово, я путешествовал на машине по Псковской области и в Псково-Печерской лавре узнал, что основатель монастыря, преподобный Савва, - выходец из Сербии, возможно, из Косово, духовного центра Православной Сербии. Слава Богу, со времени издания книги "Псковская земля" к монастырю была проложена хорошая насыпная грунтовая дорога, и я оказался в монастыре. Случайно в это же время в монастырь с рабочим визитом прибыл владыка Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, прибыл без антуража, на простой "Волге". Я подошел под благословение, и владыка благословил меня искупаться в источнике, по преданию вырытом самим преподобным Саввой.
Не удивительно, что первый сруб на источнике в Никандровой Пустыни поставили именно лесники: схожая ситуация была со Святым колодцем не так далеко от моего Хмелинского кордона в Тамбовской области.
Вряд ли совсем случайно и то, что мощи преподобного Никандра были обретены в присутствии преосвященного Леонтия, епископа Тамбовского.