Малоизвестные иконы. София Премудрость Слова Божия
Полное название этой уникальной иконы "София Премудрость Слова Божия, Отечество и избранные святые". Она сильно отличается от канонических икон Софии Премудрости Божьей, например, вот от этой:
Датируется икона второй половиной XVI века и происходит из Тарногского района Вологодской области. Недалеко от Тарногского и Кичменгского городков мы плавали когда-то по реке Кокшеньге. Хранится эта икона в Вологодской картинной галерее.
Не буду вдаваться в другие важные и уникальные детали этой иконы, в частности, в портрет самого "Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым". По Писанию Бога никто не видел (Ин. 1, 18) и видеть не может, потому изображать его не очень-то политкошерно. Обращу внимание лишь на одного избранного святого - вот этого, с собачьей головой. Есть такой святой в нашей церкви!
Это святой Христофор. Так говорит о нём Православие:
"Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. - отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя её, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.
Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов - людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово "канинеи" происходит от латинского canis - собака. Когда же будущий святой был крещён, он приобрёл человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку".
Святой мученик воин Христофор был казнён около 250 года н.э. при императоре Деции.
Католики трактуют святого Христофора несколько по-иному:
В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как "Христоносец", изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В "Золотой легенде", своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.
Cуществует теория, прослеживающая связь святого Христофора с ацтекскими обычаями. Связь эта очень интересная: "Христофор" - буквально "Несущий Христа", несший Его через реку, за которой находится ад, во время сошествия Иисуса в ад для вызволения грешников. То есть, Христофор - это тот же Харон, более древний греческий бог, заведовавший у греков переправой через реку забвения Стикс. Ещё более древний брат-близнец Христофора - Анубис, египетский бог смерти и возрождения всего живого. Он тоже собакоголов. Ацтеки же считали, что собака знает, где покоятся души предков, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведёт ее точно к месту упокоения. Подробнее здесь.
Такая вот история с неожиданным продолжением - почти до календаря майя. Особенно интересно то, что икона эта северная, а с Севера, не с Карпат, как утверждают многие, пришли предки славян. Пришли, когда там был совсем другой климат и водились мамонты. Может, и ацтеки оттуда же.
"Много есть на свете, друг Горацио, чего не знают наши мудрецы..."