В суете нашей жизни мы редко обращаемся к иконам, плохо знаем историю русской православной иконописи. Ну, Андрея Рублёва ещё знаем по одноимённому фильму, Дионисия - уже меньше, Феофана Грека не знаем совсем.
"Нет ни малейшего сомнения в том, что иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо неё, не удостаивая её даже мимолётного внимания. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей её копоти старины".
Эти слова сказаны около ста лет назад, произнёс их князь Евгений Трубецкой во время публичной лекции (цитирую по изданию "Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи", М., типография Сытина, 1916, репринт). Во многом их можно отнести и к нашему времени. Сам я начал интересоваться иконами сравнительно недавно, увлёкся, и, когда выпадает свободная минута или есть причины для тяжёлого настроения, погружаюсь в мир иной, в мир чистых линий и чистых помыслов.
Мир русской иконы огромен. Как вы знаете, Православие само по себе строго канонично, не зря на Западе его называют ортодоксальным. Написание икон также подчиняется жёстким правилам, иконография образов задана заранее, многие иконы написаны по так называемым подлинникам, то есть, образцам, или прорисям. И, тем не менее, иконописцы искали и находили возможность для творческого самовыражения даже в таких тесных рамках традиции и канона.
Хочу поставить здесь фото нескольких известных мне икон, где иконописцы особенно ярко проявляли выдумку и даже смелость, в целом соблюдая установленные правила. Вот вверху приведена икона "Чудо Георгия о змие, в житии". Икона датируется первой половиной XVI века, то есть, написана при отце Ивана Грозного. Икона происходит из Богородице-Рождественского собора в вологодской Устюжне, что на реке Мологе. В Устюжне заканчивается байдарочный маршрут как по самой Мологе, так и по впадающей в Мологу чуть выше Устюжны милой и мало населённой таёжной реке Кобоже. Из моего очерка "Кобожа":
"В 1991 году мы выбрали Кобожу, в основном, из-за того, что нам очень хотелось увидеть своими глазами невероятную икону первой половины XVI века "Чудо Георгия о змие, в житии". Невероятную потому, что избитый сюжет со змием, которого Церетели даже изрубил для верности на куски, на этой иконе трактован совершенно по-другому. Георгий, победив змия, берет его в плен. Василиса Премудрая (и откуда она взялась на иконе, она же из сказок!) уводит змия на тоненькой верёвочке, наверное, в здешнюю исправительно-трудовую колонию общего режима. Удивлённые коровы не верят в будущую перекантовку чудовища (на свободу - с чистой совестью!) и шарахаются в угол иконы, а черненькая собачка отважно облаивает его, но тоже на всякий случай держится поодаль. Такой вот сказочный сюжет на православной иконе времён Василия III".
Вот расположение этого фрагмента на иконе:
А вот сам фрагмент более крупным планом:
Трагична судьба иконы, пережившей и опричнину Ивана Грозного, и Смуту 1605-1613 гг,, и торжество исторического материализма, и две Отечественные войны. Пережить демократию она не смогла. В 1994 году музей был ограблен, и эта поистине бесценная икона была похищена вместе с пятью другими уникальными иконами XVI века. Первая кража из краеведческого музея, расположенного в том же Богородице-Рождественском соборе, ознаменовала приход всеобщей свободы и произошла в 1991 году. Но тогда грабители были местные, не очень разбиравшиеся в искусстве, и ущерб музею был не такой значительный.
"Прошло несколько лет, и майской ночью 1994 года - новый налёт. Он буквально обескровил музейное собрание. Из Рождественского собора, в котором располагается районный краеведческий музей, вместе с "Богоматерью Одигитрией" пропало "Чудо Георгия о змие", датируемое XVI веком. В тайное путешествие не по своей воле отправился и лик покровителя всех странников Николы Угодника, чтимый устюжанами с 1540 года. (...)
Шесть святынь были похищены из музея Устюжны в 1994 году. Напоив сторожа до беспамятства, безбожники унесли иконы "Одигитрия Смоленская", "Никола Зарайский", "Чудо Георгия о Змие", "Троица Ветхозаветная", "Сошествие во ад" и "Параскева Пятница".
Тогда общий ущерб от кражи оценили в 2 млн. долларов. Сейчас одна "Троица" кисти Кирилла Уланова, датируемая 1690 годом, оценивается в 1 миллион евро".
Считается, что шесть икон были заказаны знатоками русской иконы для богатых буратин, живущих за рубежом, и вывезены в Финляндию под грузом древесно-стружечных плит, в которых была организована ниша для икон (размер икон до полутора метров в высоту и до метра в ширину, на себе не пронесёшь!). Далее их след терялся. Однако, три иконы разными путями удалось вернуть, причём, одну из них, "Троицу Ветхозаветную", возвращали со скандалом, в который оказались замешаны высокопоставленные музейщики. Но это уже совсем другая история, слегка приоткрывающая завесу тайны над исчезновением российских исторических ценностей. Об этой неоднозначной истории можно прочитать, например, здесь: http://www.kommersant.ru/doc/1987231