Аннотация: Фоторепортаж из поездки в деревню Герасимово к автору "Записок чернорабочего разведки". Часть первая. Часть вторая здесь
Герои живут среди нас
Раньше в Тульскую область я ездил довольно часто: там были расположены два наших крупных завода: в Щекино и в Новомосковске. Кроме того, Тульская область это Куликово Поле и Ясная Поляна, это Поленово и Таруса и еще много мест, связанных с историей нашей Родины. В этот раз я ехал в деревню Герасимово просто навестить хорошего человека, с которым когда-то работал в одной организации и который потом стал легендарным советским разведчиком, а еще более потом - талантливым писателем, выступающим под псевдонимом "Максим Бодров" и публикующим свои "Записки чернорабочего разведки". Как сказано в предисловии (а в издательстве "Галлея Принт" вышло уже шесть книг этой серии) "Максим Бодров выступает в интригующе сложном качестве: он член глубоко засекреченной даже внутри самой разведки службы ГРАД - Группы Разведчиков Активного Действия. Невидимая рука ГРАДА направляет работу Максима на сбор сведений о враждебных России планах Запада по разрушению тысячелетней Российской государственности". Отец Максима родом из Лихвина, до которого от Герасимово рукой подать - он на другом берегу Оки, и его видно с нашего высокого берега.
Герасимово расположено на правом берегу Оки на самой границе Тульской и Калужской области, почти в середине основания треугольника Калуга - Козельск - Алексин или на линии Перемышль - Суворов, тоже на середине отрезка.
Ехать в Герасимово можно разными путями. Можно ехать через Тулу (чуть подальше), можно через Калугу (чуть поближе). Туда я ехал через Калугу,
обратно возвращался через Тулу, но с заездом в старинный город Одоев. Об Одоеве я собираюсь писать позже, пока несколько слов о Перемышле, рядом с которым проходит дорога на Герасимово.
Не все, наверное, знают, что есть как минимум три Перемышля. Самый крупный Перемышль (Пшемысль) сейчас находится на территории Польши, но это древний русский город, который впервые упоминается в 981 году в составе Киевской Руси. После разделов Польши Перемышль вошел в состав Австро-Венгерской монархии и был затем превращен в мощную крепость с гарнизоном в 140 тысяч человек. Во время Первой Мировой войны бои за Перемышль были особенно кровавыми: крепость Перемышль в 1915 году осадили русские войска и взяли его после ожесточенного штурма. Значение взятия Перемышля было столь велико, что сюда изволил пожаловать сам государь император Николай II.
Второй Перемышль находится под Москвой, недалеко от Подольска, на берегу реки Мочи, впадающей в Пахру. Он тоже часто упоминается в летописях и по преданию основан Юрием Долгоруким сразу после основания Москвы (в 1152 году). Сейчас там городище, активно изучавшееся археологами.
Наш Перемышль расположен километрах в тридцати к югу от Калуги, на полпути от Калуги к Козельску. Город древний, когда-то он входил в родовые владения потомков козельской линии князя Михаила Черниговского, героически погибшего в Орде и ставшего святым великомучеником. Долго находился под властью Литвы, но в 1493 году вместе с князьями Воротынскими, владевшими Перемышлем с середины XV в., переходит под власть Великого князя Московского. Затем здесь была крепость с восемью башнями, на 20 верст вправо и влево простиралась засека от крымских татар. Когда-то это был славный исторический русский город, вместе с Оболенском, Мценском, Мосальском, Медынью, Пронском и десятками других городов, защищавших Московскую Русь с юга. Сейчас Перемышль - село с населением около трех тысяч человек. Вот несколько фото окрестностей калужского Перемышля.
После Перемышля дорога Р-92 (ее вы видели на одном из этих трех снимков) уходит вправо, на Козельск и далее на Брянск к Егорычу, а наша местная дорога уходит влево, на Суворов. Город Суворов создан уже в послевоенные годы вокруг ГРЭС-19, работающей на местном угле Подмосковного буроугольного бассейна. Город вполне живой: есть работа - есть жизнь, та самая, которой нас хотели лишить, разрушая нашу промышленность и наше сельское хозяйство, а оно в регионе таки почти полностью порушено. О разрушении наших душ нашим самым свободным в мире телевиденеием помолчу: общеизвестно, кто самый большой враг нашего народа.
Еще в двадцати километрах от Перемышля Калужская область заканчивается: граница с Тульской областью проходит здесь по реке Свободь.
Метрах в двухстах от моста через Свободь следует поворот направо, на село Доброе, до которого от поворота километров пять по твердой, но разбитой дороге. Потом, после бывшего пионерского лагеря, а ныне детского оздоровительного лагеря "Суворовская нить", и эта дорога заканчивается, а на Герасимово идет уже нормальная песчаная грунтовка, правда, сильно размытая последними ливнями: рельеф здесь достаточно сложный.
Зато виды окрестностей просто потрясают своей красотой, масштабом и своей внутренней сопоставимостью с душой каждого русского человека. Пойма Оки здесь очень широкая, дорога идет примерно по середине десяти - двенадцатикилометрового склона к реке, когда-то засеянного гречихой, пшеницей и ячменем, а сейчас пустующего и заросшего ярким цветочным разнотравьем. Слева от дороги тянутся сосновые перелески, иногда переходящие и на правую сторону. Хорошо видны селения, расположенные на левом берегу Оки, такой же склон которого, окаймленный синей из-за расстояния лентой засечных лесов, открывается перед взглядом. Это подлинно русские места:
Деревня Герасимово сейчас существует больше как дачный поселок для жителей Москвы, Тулы, Калуги и других городов: организованного хозяйства здесь больше не существует, хотя по утрам еще кричат петухи, а на трубе одного из домов красуется симпатичный петушок из жести:
Вид на деревню при въезде в нее по нижней дороге (всего в Герасимово ведут шесть грунтовых дорог!):
Это выезд из деревни по верхней дороге:
Тем не менее, в Герасимово еще сохранились следы его былого величия, богатства и самобытности, которое пока узнаваемо:
Но в целом деревня приходит в упадок, и скоро этих следов уже не останется: что не разрушат дачники, довершит крапива:
А когда-то это была настоящая русская деревня с травой-муравой, плетнем и даже собственным прудиком, по которому плавали гуси-лебеди и в котором водились (и сейчас водятся!) золотые караси.
Новое неумолимо вторгается в живую ткань русской деревни, основного источника духовной силы нашего народа.
Правда, в самом Герасимово чеченцев пока нет: они живут в соседнем большом селе Доброе, которое мы проехали и в котором свернули на песчаную грунтовку, ведущую в Герасимово. Доброму по некоторым данным более 800 лет. Вот что пишет об этом селе сайт Суворовского района Тульской области:
"По берегам Оки и ее притоков еще и сейчас кое-где возвышаются курганы. В результате долгой обработки земли большинство из них распаханы, всхолмленные гривы земли кое-где напоминают о них. В результате археологических исследований установлено, что это - погребальные курганы наших прямых предков - вятичей. (...)
Сравнительно большое количество курганов у села Доброго объясняется тем, что здесь в наиболее благоприятных условиях - обилие ручьев и речек, впадающих в Оку, оседло жила сильная родовая община. Она занималась земледелием. Но земли было немного, так как ее при тогдашних примитивных орудиях приходилось с великим трудом отвоевывать у лесов и болот. Продуктов земледелия не хватало для пропитания и люди занимались охотой, рыбной ловлей, бортничеством - сбором меда диких пчел.
С улучшением орудий труда родовая община распадалась на отдельные семьи самых близких родственников. Таким образом, появилось поселение вдоль речки. Дальнейшее становление и развитие поселения связано с основанием монастыря.
Монастырь закрепостил крестьян, отобрав у них значительную часть пашни, угодий, лесов и лугов и превратился во всесильного церковного феодала. Монастырские земли неимоверно раз-рослись. В 1764 году они были отобраны в казну, а монастырские крестьяне образовали особую группу государственных крестьян. (...)
Монастырь сохранил за собой леса, луга, сады, огороды, рыбную ловлю. А в XIX веке он вновь получил сотни десятин пахотной земли и лесов. Крестьяне, освободившись от крепостной зависимости, ввиду малоземелья, уходили в города на сезонные работы.
Новая глава в истории Доброго началась в 80-х годах прошлого столетия. В это время здесь была построена церковь, одна из крупнейших в уезде. При ней открыли церковно-приходскую школу".
А вот до какого состояния довели потомки эту церковь. Снято 20 июля 2008 года:
Вы обратили внимание на монастырь, сыгравший определяющую роль в развитии села Доброе. Это Лихвинский Покровский (Добрый) мужской монастырь Калужской епархии, расположенный на берегу Оки примерно в километре от села Доброе и основанный, судя по всему, князем Иваном Юрьевичем Одоевским в середине XV века. Конечно, я не мог пропустить такую возможность и побывал в этом монастыре, вернее, своими глазами увидел то, что от него осталось.
"Покровский (Добрый) монастырь надобно признать едва ли не самым старым из всех доселе существующих в Калужской губернии... и возник он или вновь основан после первого татарского погрома". Монастырь упоминается в летописях с 1477. Вокруг монастыря были отличные охотничьи угодья, которые принадлежали владетельным одоевским князьям. В 1563 году в Добром монастыре побывал Иван IV, ездивший по южным крепостям и засекам с инспекцией. Царь нашёл монастырь в отличном состоянии, приспособленным к защите "украинных" волостей Московского государства от литовцев и татар. В 1613 казаки сожгли монастырь. Вскоре отстроенный заново, он был вновь разрушен поляками полка А. Лисовского (1615). Н. Демидов в начале XVIII в. пожертвовал сюда 400 пудов железа со своего тульского завода. В соборной церкви хранилась чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре ежегодно собирались две ярмарки, а в селе Доброе насчитывалось в конце XVIII в. до 700 жителей" (http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/dobry_mon.html
При историческом материализме в монастыре устроили автомастерскую, а в храме хранили удобрения. Недавно руины монастыря переданы Православной Церкви. Когда-то он выглядел вот так:
Сейчас территория монастыря выглядит вот так:
А Покровский собор вот так:
Ни колокольни, ни Вознесенского храма, упоминаемого в книге "Православныя русския обители" издания П.П.Сойкина 1910 года, не сохранилось. На территории монастыря много захоронений, возможно, среди них находились и могилы князей Одоевских (Синодик монастыря упоминает имена 88 князей рода Одоевских и множество княгинь и княжон).
Единственным насельником монастыря, которого мы там встретили, был трудник из Оптиной Пустыни Юрий (Георгий).
Юрий рассказал, что при начавшейся очистке территории монастыря было найдено много надгробий, могильных плит, а также останков (черепа и кости) людей. Найденные останки были торжественно захоронены с соблюдением всех правил благочестия, и над этой братской могилой был поставлен деревянный крест.
Сам Юрий несет в монастыре послушание, полученное в Оптиной Пустыни от его духовного наставника, отца Антония (на снимке из монастырского альбома отец Антоний справа, с киотом. Аскет!).
На вопрос, как сам попал в Оптину пустынь, Юрий прямо и как-то буднично ответил: "Надоело таскаться по зонам". Рецидивист, особо опасный преступник, сидевший в Воркуте и на Колыме, сейчас он, по его словам, "стал на путь исправления". Здесь он занят делом: плетет сеть.
Ока течет под стенами монастыря, а продукты из Оптиной Пустыни сюда привозят раз в неделю, но что-то запаздывают: хлеба уже не осталось, а Юрию еще надо кормить приблудного пса, который помогает ему охранять нехитрое пока монастырское хозяйство.
Но вернемся к началу, к Максиму Бодрову, который был моим хозяином в Герасимово, и вместе с которым мы пришли в монастырь. В начале заметок вы видели фото вот этой часовни:
Это часовня Святителя Николая, поставленная в память о 119 моряках, погибших на АПЛ "Курск". Построена она в Герасимово на земле и на средства самого Максима. У Максима была и личная причина поставить памятник погибшим морякам: его сын, тоже подводник, погиб при исполнении служебных обязанностей в 1986 году.
Но об этом в следующих заметках.
20-24 июля
Москва - Калуга - Перемышль - Доброе - Герасимово - Суворов - Одоев - Тула - Москва