Аннотация: Продолжение серии статей о Русской Доктрине. Начало здесь. Текст Доктрины здесь.
Русская Доктрина. Приватизация и ее последствия
Ваучерную приватизацию, проводившуюся Чубайсом под присмотром его проворовавшихся американских советников, вполне можно назвать ограблением тысячелетия. В итоге этой аферы общенародное достояние, создававшееся трудом, потом и кровью нескольких поколений русских людей, оказалось в руках компрадорской олигархии, а в значительной мере уже выведено за пределы России.
Я уже писал об этой афере в заметке "Чубайс, верни мою долю!", но я тогда не до конца понимал, насколько преступными были действия тех, в чьи руки попала страна, еще не пришедшая в себя от радости по поводу кончины исторического материализма.
Как пишет Русская Доктрина, государство вообще не имело права проводить приватизацию в том виде, в каком она была проведена. Государство в России не является собственником тех активов, которые пошли под топор приватизации - они являлись общенародной собственностью, и государству было лишь доверено управление приватизируемым имуществом. Вообразим на одну минуту, что Союз швейцарских банков начал бы "приватизировать" по российской модели (то есть путем продажи по бросовой цене) доверенное ему в управление имущество частных лиц. Это и был бы аналог российской приватизации
По мнению авторов Русской Доктрины для того, чтобы приватизированная собственность обладала значительным ресурсом легитимности, необходимо соблюдение следующих условий:
1) Реальное широкое общественное согласие в отношении проведения приватизации и ее границ.
2) Приватизация не наносит ущерба имущественным и другим интересам населения государства.
3) Приватизация осуществляется на принципе оплаты приватизируемого имущества по его реальной стоимости.
4) Приватизация не наносит ущерба экономике.
Все перечисленные условия выполнялись при приватизации в развитых странах и КНР, и ни одно из них при проведении приватизации, по крайней мере, крупных предприятий, в России не выполнялось.
Процесс раздела бывших советских активов, несмотря на разнообразие форм "приватизации", по сути, сводился к одному: растаскиванию на составные части длинных хозяйственных производственных цепочек и комплексов. При этом все, что не подлежало быстрой реализации, деградировало и отмирало. На этом пути не формировалось и не могло сформироваться реального собственника, имеющего представление о реальном применении и о реальной цене своего актива. Это были не собственники, а барахольщики, которым достались куски разобранного автомобиля - кому бампер, кому руль, кому бак. Такой собственник понятия не имеет, что ему делать с этим бампером, если не сдать его в металлолом.
Принципиальное значение имеет реакция рынка на ресурс легитимности, сопряженный с приватизированной собственностью. Если этот ресурс низок, рынок проявляет тенденцию оценивать эту собственность по крайне низкой цене (которая назначается с учетом возможности национализации, особого налогообложения и т. п.), то есть по цене на ворованное имущество. В этом и состоит одна из основных причин, по которым фондовый рынок оценивает российские корпоративные активы многократно ниже их реальной стоимости.
Владельцы таких приватизированных активов сами смотрят на свою собственность как на ворованную, и обычно эксплуатируют ее хищнически, на износ, стремясь получить от ее эксплуатации в максимально короткий срок максимальную прибыль. Никакого удвоения ВВП наша экономика произвести не в состоянии. Если поставить перед экономикой России задачу сократить ВВП в 2 раза за 10 лет и вывезти за рубеж 500 млрд. долл., то эта задача ей по плечу. Можно даже подумать, глядя на нынешнее российское рыночное экономическое диво, что оно для выполнения такого рода задач и создавалось.
Но вернемся к приватизации. Важным является здесь истинный замысел реформ, который коротко можно сформулировать так: создание возможностей для генерации сверхприбыли и вывоз этой сверхприбыли за рубеж. Русская Доктрина считает, что предпринимательская прибыль и доходы предпринимательского типа даже без учета приватизационной прибыли и прибыли от перепродаж приватизированных активов составили в 2004 г. больше 800 млрд. долл. По массе производимой предпринимательской прибыли Россия, вероятно, стоит на втором месте после США. Но при этом у США экономика в четыре раза больше российской.
Где источники этой сверхприбыли? Русская Доктрина называет два из них:
1. Доходы лиц наемного труда в России опущены до уровня развивающейся страны, хотя Россия пока считается промышленно развитой страной
2. Доли бюджетных доходов и расходов в ВВП находятся на крайне низком уровне и также не соответствуют уровню развития страны.
Если помните, Путин принял у ельциноидов страну, весь бюджет которой не превышал 30 миллиардов долларов. За годы его правления бюджет вырос в семь раз (!) и на 2007 год запланирован в размере порядка 200 млрд. долларов. Я уже говорил, что за одно это нашему всенародно избранному царю, государю-батюшке, отцу родному следует поставить памятник на Лубянке.
Русская Доктрина отмечает, что характерной особенностью российской промышленности и экономики после 15 лет реформ является практически полное отсутствие в ней действительно мощных финансово-промышленных групп, а в промышленности, и особенно в машиностроении, - крупных корпораций, подобных знаменитым американским, японским, германским, южно-корейским. И это при том, что в момент начала реформ объем промышленного производства в России составлял половину американского и был в несколько раз больше южно-корейского, а по численности работающих (21 млн. человек в 1990 г.) промышленность России превышала американскую.
Но замысел реформ и не предполагал усиления России. Судя по фактам прошедших лет, первая фаза реформ предусматривала лишь создание в стране предпринимательского сообщества периферийного типа, перебрасывающего на Запад собственность по мере овладения ею, создание такого сообщества, которое в принципе было бы неспособно являться экономическим и политическим конкурентом западных предпринимательских сообществ. Стояла задача разрушения России, уничтожение потенциального геополитического соперника.
Вторая фаза реформ, которая продолжается в настоящее время, когда все сливки уже сняты, предусматривает:
1 Приватизацию фондов социального обеспечения.
2. Демонтаж социальной инфраструктуры экономики России, включая дальнейший демонтаж систем образования и здравоохранения.
3. Приватизацию земельного фонда с сосредоточением его основной части в руках ограниченного числа собственников латифундий, "отрыв" коренного населения от земли.
4. Приватизацию ЖКХ с целью превращения его еще в один центр генерации сверхприбыли.
5. Полное открытие российского рынка активов для иностранных собственников (по условиям вступления в ВТО).
6. Начало процесса постепенного замещения местной рабочей силы импортной.
После того как все будет приватизировано до последнего гвоздя и до последнего рубля социальных фондов, а обрабатывающая промышленность окончательно деградирует, Россию ждет общий распад под влиянием экономических перегрузок и внешних воздействий. Центры добывающей промышленности постараются получить суверенитет, в чем им с готовностью помогут транснациональные корпорации (ТНК). Идейная база под это уже подводится: богатства Земли якобы являются достоянием всего человечества, естественно, в лице этих самых ТНК. Москва и Санкт-Петербург в этом случае в экономическом отношении превратятся в зоны бедствия, а значительная часть страны уподобится блокадному Ленинграду.
Что же предлагают авторы Доктрины для пересмотра итогов преступной приватизации? Их программа выглядит следующим образом:
Целесообразно национализировать следующие категории активов:
а) активы, являющиеся объектом хищнической эксплуатации и утратившие значительную часть производственного потенциала во время пребывания в приватизированном состоянии;
б) все активы, относящиеся к сфере ТЭК и отраслям, важным для безопасности государства (при этом нужно отнести к категории платы за актив всю полученную сверхприбыль или ее большую часть);
в) систему винно-водочной торговли (восстановить здесь государственную монополию, как при С. Витте);
г) все латифундии (сверх предельной частновладельческой земельной нормы или ее эквивалента в виде права пользования земельным участком).
Активы, указанные в пункте "а", в дальнейшем могут быть снова приватизированы на основе принципа продажи за полную стоимость; в отношении же активов, указанных в пункте "в", должен быть принят принцип продажи права пользования или аренды на 25 и 50 лет.
Остальные приватизированные активы (не подлежащие национализации) с целью повышения их легитимности следует обложить разовым легитимизационным налогом в виде дополнительного выпуска акций, передаваемых государству. Новообразованная таким путем государственная собственность (пакеты акций, переданные государству) вновь может быть приватизирована на основе принципа продажи за полную стоимость.
И это еще не все. Для возвращения экономики России в нормальное русло необходима система жестких антикризисных мер, а до их введения - реализация мероприятий по устранению системных дефектов. Об этом - в следующей статье.