Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Русская Доктрина. Системные дефекты реформ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение серии статей о Русской Доктрине. Начало здесь


   Русская Доктрина. Системные дефекты реформ
   (Продолжение. Начало здесь и далее)
  
   Авторы Русской Доктрины детально рассматривают неолиберальную теорию трансформации экономики, принятую нашими недоучившимися "реформаторами" с подачи их заокеанских советников, и делают следующие выводы:
  
   1). Не было никаких оснований отдавать предпочтение при реформировании экономики России неолиберальной (англо-саксонской) экономической модели.
  
   2). Неверен тезис о том, что если в процессе трансформации экономики России в неолиберальную форму она понесет существенные потери, то в дальнейшем они могут быть восполнены.
  
   3). При любых преобразованиях экономики нет никаких оснований жертвовать экономическим суверенитетом. Минимизация экономического суверенитета России полезна странам и экономическим блокам со значительными ресурсами экономического суверенитета (США, Европа, КНР), но она заведомо вредна экономике России.
  
   4). Поскольку российскому обществу нужна "экономика развития", перспективным в российских условиях является тот или иной вариант смешанной регулируемой экономики развития, например, экономика, подобная экономике Франции или Италии в 60-70-е годы, экономике Южной Кореи и Тайваня в варианте 80-х годов или КНР в том виде, какой она имела около 2000 г.
  
   Практически продолжение курса на неолиберальные реформы (а они продолжаются, Греф пока еще на посту!) означает одно: экономика России будет неизбежно поглощена региональным или глобальным экономическим сообществом.
  
   Русская Доктрина дает детальный анализ экономики Советского Союза, ее дефектов, и делает вывод о том, что неолиберальные реформы были в принципе не нужны, если бы ставилась задача увеличения производства предметов потребления. Это увеличение легко доводилось до уровня США первой половины 70-х годов методом уменьшения инвестиционной и военной нагрузки экономики и соответствующей перестройки ее отраслевой структуры. Потребовалось бы на это (благодаря высокому исходному уровню инвестиционной нагрузки экономики) всего лишь 2-3 года. Реформы привели к фактическому разрушению экономики России. Я много писал об этом в своих статьях, последние из которых "Занимательная статистика", "Памятник на Лубянке", "Нефть: глиняные ноги демократии" и некоторые другие. Русская Доктрина приводит богатый цифровой материал, в целом подтверждающий мои выводы: экономики у нас уже нет. Привожу всего две таблицы из Русской Доктрины.
  
   Таблица 2. Влияние проводимых в России реформ на производство, потребление и инвестиции
    

1995 г. к 1990 г.,

в %

2002 г. к 1990 г., в %

2004 г. к 1990 г., в %

Производство, ориентированное на конечный спрос

   Сельское хозяйство в целом

63

68,5

70

   Мясо, включая мясо птицы

58

47

44

   Молоко

78

67

64

   Яйца

67*)

76*)

57*)

   Поголовье крупного рогатого скота

70

46

44

   Поголовье свиней

59

45

42

   Легкая промышленность

19

16,5

14

   Пищевая промышленность (с производством алкогольных напитков)

53

63

69

   Легковые автомобили

76

89

101

   Мотоциклы и мотороллеры

9

3

2

   Велосипеды (без детских)

15

14

9

   Телевизоры цветные

14

74

169

   Ткани всех видов

21

33

33

   Платные услуги**)

24

29

33

Продажи в розничной торговле

   Продовольственные товары без алкогольных напитков
    
    
    
   без корректировки

78

96

114

   с корректировкой

76-92

   Мясо, включая мясо птицы

66

76

78

   Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку

73

72

71

   Алкогольные напитки

146

159

175

   Непродовольственные товары (без корректировки)

92

120

150

   Легковые автомобили

132

129

169

   Велосипеды и мопеды

80

54

   Телевизоры

88

77

101

Реальная заработная плата

   Индекс реальной заработной платы
   (без корректировки)

43

59

73

   Индекс расходов на конечное потребление домашних хозяйств
   Номинально

92

110

129

   после корректировки***)

71

85

99

Инвестиции в основные фонды

   Все инвестиции в основные фонды

31

28

37

   в т. ч.
   в отрасли, производящие товары

19,5

18

21

   Остальные инвестиции

47

43

51

   Ввод в строй жилых домов****)

66,5

55

66,5

   Примечания:
   *) В % к среднему за 1986-1990 гг. уровню.
   **) Включая бытовые, транспорта и связи, жилищно-коммунальные, системы образования, культуры, медицинские и др.
   ***) Корректировка производится с учетом того, что номинальные показатели учитывают теневые доходы и расходы для периода после 1991 г. и не учитывают его для 1990-1991 гг. (см. ниже).
   ****) Всего построены жилые дома общей площадью в 1990 г. 61,7 млн кв. м, в 1995 г. - 41,0 млн кв. м, в 2002 г. - 33,8 млн кв. м, в 2004 г. - 41,0 млн кв. м.
  
   Источники: Российский статистический ежегодник. М., 2001; Российский статистический ежегодник. М., 2003; Россия в цифрах. М., 2005. Корректировка производится по данным, приведенным в "Вопросах экономики", 1995, N 9, с. 116-121.
  
   Таблица 3. Оценка основных макроэкономических показателей России в 2004 г. в сравнении с 1990 г. (в %)
   сельскохозяйственное производство
   70%*)
   промышленное производство
   34-50%
   в т. ч. машиностроение
   30%
   перевозки грузов
   42%*)
   производство платных услуг
   33%*)
   инвестиции в основные фонды
   37%*)
   закупки товаров за счет личных потребительских расходов
   80-90%
   в т. ч. 80% населения (без учета 20% населения с наиболее высокими доходами)
   около 50%
   конечное потребление домашних хозяйств
   70-80%
   ВВП
   55-60%
  
   Цифры говорят, вернее, вопиют, что работоспособный рынок в России "убит" сразу пятью-семью способами. Расти такая экономика под влиянием внутрисистемных факторов, как положено рыночной экономике, вообще не может. Кроме того, нелегальный вывоз капитала, размещение стабилизационного фонда в бумагах США на практике означает, что Россия как побежденная держава выплачивает Западу репарации. А ведь перспективы самого Запада туманны. Русская Доктрина считает, что по объему промышленного производства Китай в 2020 г. в 1,5 раза превзойдет развитые страны, вместе взятые, если они откажутся от неолиберальной экономической модели, если не откажутся - то минимум в 2 раза. Расчеты на то, что Запад, и прежде всего США, утрачивая позиции в мировом промышленном производстве, смогут все-таки сохранить доминирующую экономическую позицию за счет создания новых технологий, лишены почвы. Технологический разрыв Запада и Китая неуклонно и довольно быстро сокращается.
  
   Что же предлагает Русская Доктрина в качестве первоочередных мероприятий по устранению системных дефектов, встроенных в нашу экономику гайдарочубайсами и продолжающими их черное дело грефохристенками?
  
   Мероприятия по устранению системных дефектов
   Помимо и независимо от ввода в действие антикризисной программы как таковой, необходимо провести следующие нормализационные мероприятия:
  
   1. Принимая во внимание, что экономика России является зоной высоких конъюнктурных и инвестиционных рисков, и в том числе рисков социального происхождения, создающих условия для революционной деструкции общества и оказывающих парализующее влияние на работу рыночного механизма, необходимо принять все возможные меры, понижающие такие риски. В том числе:
   - восстановить все элементы системы социального обеспечения, утраченные за последние годы, отказаться от новых реформ в этой сфере и особенно реформы ЖКХ (рынок не может работать под угрозой бунта населения, даже если этот бунт предвидится в перспективе 5 или 10 лет; к тому же нужно иметь в виду, что реформа ЖКХ приведет к попаданию ЖКХ в руки криминальных групп);
  
   - отказаться от вступления в ВТО (вступление резко повысит уровень рисков для отечественных предпринимателей), к которому экономика России абсолютно не подготовлена, принимая при этом во внимание также и то, что при работе в режиме ВТО интенсивная антикризисная терапия экономики России невозможна, и, вступив в ВТО, Россия так и будет существовать в режиме перманентной экономический катастрофы;
  
   - выйти из режима "Киотского протокола", поскольку на этапе экономического восстановления России потребуются дополнительные энергетические ресурсы (принципиальная же сторона дела изложена выше); вступление в этот протокол создает новые риски для экономики России.
  
   2. Опустить цены на продукцию ТЭК до среднего уровня цен исходя из величины паритета покупательной способности рубля (ППС) и никоим образом не повышать их на величину большую среднего темпа роста цен. Соответственно необходимо:
  
   - снизить внутренние цены на нефть и нефтепродукты до среднего уровня цен исходя из величины ППС рубля (при этом нужно вывести сферу добычи, транспортировки и переработки нефти из режима генерации сверхприбыли);
  
   - отказаться от реформы РАО ЕЭС, продиктованной стремлением превратить отдельные сегменты этой системы в центры генерации сверхприбыли, а всю систему - в средство обогащения "предпринимателей от приватизации", вернуть всю систему к эффективному дореформенному состоянию;
  
   - отказаться от реформирования "Газпрома", вернуть его по возможности к прежнему состоянию (нужно иметь в виду, что целью реформ и здесь является создание точек генерации сверхприбыли).
  
   3. Проводить политику низких цен в сфере железнодорожных тарифов, отказавшись от всех планов реформирования железнодорожной системы, и в особенности от политики ее дробления и выделения вспомогательных производств, поскольку единственная цель соответствующих "реформ" - опять-таки поддержание в экономике России режима генерации сверхприбыли для целей ее непроизводственного потребления и экспорта.
  
   4. Пресечь утечку капитала из России (при сохранении либерализованного режима вывоза капитала он ввиду высокого уровня инвестиционных рисков и огромного занижения активов фондовым рынком России будет утекать из РФ); необходимо при этом иметь в виду, что фактически из России вывозится даже не столько прибыль, сколько амортизационные фонды;
  
   5. Обеспечить использование амортизационных фондов по прямому назначению, установив законодательно нормативы обязательных амортизационных отчислений.
  
   6. Абсолютно исключить дешевые распродажи приватизированных активов (которые, в частности, оказывают крайне негативное влияние на рыночную капитализацию активов экономики фондовым рынком), приняв для этого закон, регламентирующий условия приватизационных продаж, аналогичный соответствующему французскому или английскому законам. Приватизация вообще должна производиться не просто из либерального "принципа", а лишь при наличии особых к тому оснований, имея в виду пользу для экономики в целом.
  
   7. На этапе экономического восстановления прекратить процесс приватизации (экономика России и так избыточно приватизирована) с тем, чтобы ресурсы предпринимательского сектора концентрировались в сфере производственных капиталовложений.
  
   8. С целью нормализации ситуации с оплатой наемного труда установить в законодательном порядке дифференцированную по отраслям и секторам экономики минимальную долю фонда оплаты труда в добавленной стоимости или себестоимости.
  
   9. Принять законы по регулированию земельного оборота с целью исключения спекуляции и исключения дешевых земельных распродаж (дифференцированный в зависимости от типа и характера фиксированный минимальный налог на земельные продажи, плюс дополнительный налог в зависимости от величины продажи).
  
   10. Реструктуризировать корпоративную систему на началах сближения ее с образцом развитых стран с целью создания группы финансово устойчивых и конкурентоспособных корпораций; ориентироваться по мере развития банковской системы на создание сильных ФПГ.
  
   11. Создать в срочном порядке группу банков для целей средне- и долгосрочного инвестиционного кредитования (по японскому образцу послевоенного периода).
  
   12. Перестроить всю кредитную банковскую систему на началах специализации, по образцу кредитной системы Франции в 60-70-е годы и южнокорейской в 80-е годы.
  
   13. Ликвидировать налог на доходы от банковских вкладов с целью создания условий, максимально способствующих быстрому росту вкладов в банки и соответственно наращиванию финансовых ресурсов банковской системы. Гарантировать российским банкам практическую монополию на российском рынке с целью максимального ускорения создания в России эффективной и мощной банковской системы. Имея в виду, что отказ от принципа банковской тайны лишь осложняет работу банков, увеличивая риски легитимных банков и создавая преимущества для полукриминальных банков, и вообще в качестве инструмента воспрепятствования "отмыванию" криминальных денег в глобальных масштабах не срабатывает, неплохо было бы восстановить и принцип банковской тайны, что позволило бы привлечь массу вкладов из-за рубежа.
  
   14. Ввести в действие программу "Фондовый рынок", предусматривающую комплекс мер по увеличению способности фондового рынка реалистически (без занижения) оценивать основные активы.
  
   15. Реализовать комплекс мер по увеличению правового ресурса (реальной легитимности) приватизированной собственности в виде крупных и средних корпораций и предприятий. В необходимых случаях прибегнуть к национализации.
  
   Есть, над чем поработать!
  
Догоним и перегоним... [Украдено на сайте www.caricatura.ru]
  
   01 ноября 2006 года
   Москва
  
   (Продолжение здесь)
  
  

  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"