Аннотация: Продолжение поездки к святым источникам Владимирской области. Начало здесь
"Обитель строгого режима". Спас-Купалище
В предыдущих заметках я писал о святом источнике у Свято-Казанского скита в Акиншино под Мстёрой, откуда мы уехали на турбазу "Озёрки" под Вязниками. Это одно из озёр прямо на территории базы:
Следующим в нашей программе было посещение святого источника Спас-Купалище, находящегося рядом с подворьем Владимирского Свято-Боголюбовского монастыря в Судогодском районе у впадения реки Судогды в реку Клязьму. Я долго сомневался, проедем ли мы вообще к этому источнику, поскольку еще в Москве начитался много ужастиков про состояние всех трех различных дорог к этому подворью: и через Пенкино, и через Смыково, и через Даниловку. Но потом попалось на глаза сообщение о конкурсе на "строительство автомобильной дороги "Смыково-Мичурино" со съездом в Спас-Купалище в Судогодском районе Владимирской области", проводимом в 2007 году, и появился шанс: недавно построена южная объездная вокруг Владимира, которая коренным образом изменила ситуацию. Поворот на Мичурино с этой дороги мы видели, когда ехали из Москвы по этой объездной 3 октября.
Так оно и оказалось: дорогу на Спас-Купалище стоимостью почти в сорок миллионов рублей, действительно начали строить и уже построили участок в пару километров от Мичурино. Потом эта дорога кончается ничем и упирается в лес:
Но влево с нее уходит достаточно наезженная дорога, по которой ходят обычные легковые машины:
Направо такая же грунтовка уходит в Пенкино. Нам налево:
Дорога, как видите, не ахти, но проехать можно. Через пару километров впереди виднеется высокий забор, а перед ним указатель: "Объезд". Объезжаем, тем более, что дорога явно улучшилась
Метров через двести показываются огромные стога и территория монастыря. Ахаем и по тому, и по другому поводу: не ожидали такого размаха. Масштаб строительства здесь под стать размеру этих стогов:
Предание гласит, что "в 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, "мизинный", как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери -- в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города -- Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской". (http://sv-bogolubov.ru/).
Перед нами подворье женского Свято-Боголюбовского монастыря, учрежденное по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в 2002 году на месте обычного погоста Спас-Купалище. Это храм Спаса Преображения, построенный на погосте как приходский и освященный в 1881 году. Изначально храм на этом месте был заложен Иваном Грозным, который возвращался из похода на Казань и чуть не утонул здесь, купаясь у слияния двух могучих рек.
Здесь нас встретила привратница - строгая и задумчивая молодая монахиня, лицо которой так и просилось на картину или на икону. Жаль, матушка наотрез отказалась фотографироваться, и вообще, казалась полностью отрешенной и погруженной в себя или в молитву. Запретила она и делать какие-либо фото на территории монастыря, кроме фото самого храма, и я свято соблюдал этот запрет, хотя снимать там было что: справа усердно работала большая бригада монахинь. В монастырь привезли несколько тонн свеклы и монахини чистили эту свёклу. Перед монастырем свалена огромная куча дров: топят здесь, скорее всего, дровами, так что работы у монахинь еще непочатый край:
Рядом с приходским храмом Спаса Преображения в былые времена располагалось кладбище, на котором продолжали хоронить вплоть до открытия монастыря:
Умирают и насельники монастыря: нам сказали, что цепочка крестов, которая видна на фото храма Спаса Преображения, чуть выше по тексту, обозначает могилы безвременно ушедших здесь уже после 2002 года.
В храм мы не решились войти: там шла служба, а к началу ее мы опоздали, да и вообще, мы не ожидали увидеть здесь такое великолепие. Тем более, что атмосфера на территории показалась нам какой-то гнетущей: даже кошки, обычно ощущающие себя в таких местах хозяевами, здесь пробирались осторожно и только вдоль стен, почти прижимаясь к ним. В нарушение запрета матушки-привратницы (грешен, каюсь!) сделал лишь один снимок: это, скорее всего, берег реки Клязьмы, в которую только что впала река Судогда. Монастырь стоит прямо на берегу:
Если стоять лицом к монастырю перед аркой, то источник Спас-Купалище находится слева метрах в трехстах. Однако, прямо рядом с монастырем начинается стройка века: кто-то купил бывший здесь когда-то пионерский лагерь, огородил его высоченным забором и строит, судя по всему, коттеджи для богатеньких Буратино. Веселенькое соседство для монахинь!
Единственная с этой стороны дорога к источнику идет прямо через эту стройку, благо, что въездные и выездные ворота пока распахнуты, а охрана позволяет проехать насквозь. Как будет дальше работать эта дорога, которая ведет, судя по всему, в Даниловку, не очень понятно.
Правильное название источника в Спас-Купалище "святой источник с надкладезной часовней святого Вонифатия и пристроенной купелью". Это арка перед лестничным спуском к источнику:
Это вид на часовню и купель с пролета лестницы:
Это икона святого Вонифатия на стене часовни:
Это его жизнеописание:
Оказывается, святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей - пьянства и распутства. Очень нужный святой для поэтов-писателей!
Строгая дородная женщина в темном одеянии, присматривающая за источником, была не очень приветливой, но милостиво разрешила нам набрать воды, так прямо и сказала: "Мы разрешим вам набрать воды". Правда, к самому источнику нас не допустили: бородатый мужик вынес ведро святой воды, этим всё и закончилось. За все мои многочисленные посещения святых мест подобное случалось лишь дважды: в псковском Снетогорском монастыре Рождества Богородицы и в Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордино, недалеко от Оптиной Пустыни. Правда, позже Шамордино было названо "Обителью строгого режима". Не хотелось бы верить, что это название можно отнести и к подворью в Спас-Купалище: просто нам не повезло, и встретились не те, кто определяет облик подворья.
Тем не менее, мысли материальны, а за базар, в смысле, за богохульство, даже мысленное, надо отвечать. Через полчаса после того, как мы покинули источник в Спас-Купалище и попытались берегом Судогды проехать к месту ее впадения в Клязьму, почти на ровном месте произошла авария. Это берега Судогды недалеко от источника:
И вот тогда мы встретили настоящих людей. На разборе строений бывшего пионерского лагеря работали вот эти ребята:
Представлю каждого:
Это Алексей, Алексей Доброхотов.
В свои двадцать восемь лет он уже настоящий капиталист: владеет деревообрабатывающим производством, в котором постоянно занято двадцать человек. Родился в простой рабочей семье, учился, много мыкался, потом получил должность менеджера на фирме, занимавшейся производством и продажей интерьерных дверей, вырос до должности заместителя директора этой фирмы. Пару лет назад организовал свое дело, которое благодаря его светлой голове сразу пошло в гору.
Алексей мгновенно отозвался на мою просьбу, и мы несколько часов колесили на его машине по Владимиру, начиная с техцентра "Опель" и заканчивая магазинами автозапчастей, набирая нужные для ремонта детали. За это время удалось поговорить о многом, в том числе и о жизни как таковой. У Алексея абсолютно устойчивая психика, полная вера в справедливое устройство мира, которое, правда, пока к нам не пришло, но обязательно придет. У Алексея полное отвращение к нынешней морали, что в быту, что в бизнесе, но, тем не менее, он уверен, что может выжить сам и помочь выжить тем, кто в него поверил. Он совершенно не затронут крысиными гонками статусного тоталитаризма, не погружен в потреблятство, что и не удивительно: телевизор смотреть ему некогда, а мыслит он самостоятельно. Он сдержан, корректен, но открыт и прост в обращении, у него великолепная речь. Хороший человек!
Это Евгений, Женя, мастер - золотые руки, несмотря на свой совсем юный возраст.
Работает в производстве, принадлежащем Алексею. Универсален - умеет всё. Последний вариант реализации моей идеи ремонта принадлежит ему. Евгению я особенно благодарен: вряд ли я сам так быстро справился бы без его золотых рук.
Это Павел:
С Павлом мы мало общались. Они с Иваном и Евгением терпеливо ждали возвращения Алексея, но не просто ждали: рабочий человек не терпит праздности. Пока мы мыкались по Владимиру, они набрали в окрестном лесу два пакета хороших грибов. Судя по лицу - очень хороший, умный и правильный человек.
Это Иван
Посмотрите, какое значительное, какое умное лицо! Простой работяга в производстве у Алексея.
Нет, Россия будет жить, и будет жить свободно, богато и счастливо: такое поколение выросло!
Здесь Алексей машет нам на прощанье рукой, увозя свою команду во Владимир.
Славные ребята!
А нас ждал Гусь-Хрустальный, его гостиница "Баринова роща" и - наконец-то! - теплая еда в дебрях его полутемного, но уютного ресторана.
Родник "Семь живительных ручьев" в Черсево, источник Александра Невского в Чамерево и Судогдский фонтан под Судогдой, запланированные на этот день, остаются на потом.
Очень хочется, чтобы оно наступило.
3-5 октября 2008 года
Москва - Мстёра - Спас-Купалищи-Гусь-Хрустальный - Москва