Автор: Елена Малых
Название: Дневник разбитых судеб
Жанр: проза
После прочтения этой книги меня не покинул осадок того, что это произведение, скорей, написано автором для себя самого, а не для читателя. От этого мне, как читателю, практически не дают описания второстепенных героев и окружающей обстановки. Конечно, это не всегда не является в произведениях недостатком, но если кроме незатейливого писательского языка есть хотя бы захватывающий сюжет или иные интересные средства выражения. В этой книге их нет.
Весь сюжет "Дневника разбитых судеб" напоминает содержание какого-нибудь типичного американского фильма о сексуально озабоченных подростках. Никаких целей и радостей в жизни у главной героини нет, кроме как встреч с очередным парнем. При этом парни меняются с поразительной быстротой, начиная от опекуна и заканчивая бомжом, который внезапно оказался сыном богатых родителей, уехавших в Италию; хотя это и окрашено созданным ореолом круглой сироты вокруг героини с суицидальными наклонностями, способным на время завлечь читателя.
Как понятно по возникшему бомжу, оказавшимся состоятельным молодым человеком, который уже был не прочь что-нибудь замутить с Зоей (так зовут главную рассказчицу произведения), повествование является, скорей, сказкой, чем реальной жизнью. Тут и тебе непонятный опекун Глеб, который сразу даёт вместо родной семьи и богатую квартиру, и заботу мамы, и советы, как одеться девочке (вот уж как удобно) и ещё одного бескорыстно заботливого Женю, выполняющего, наверно, функции заботливого папы. А такие мелочи, как, например, чем зарабатывает отец Глеба на пятикомнатную квартиру героиню, а значит и самого автора, не интересуют.
Всё произведение сконцентрировано лишь на описании переживаний подрастающей девушки. Чем живут и дышат второстепенные герои помимо жизни Зинаиды (оказывается, что это полное имя от Зои, что меня удивило) здесь никого не волнует. В конце произведения Зинаида подаёт нищим и бомжам, скидывает с себя последнюю куртку для одного из них, мол, смотрите какая я благородная и отзывчивая. Но как говорил бессмертный Ницше: "Тот кто кормит нищих - кормит свою душу". Отсюда уже и возникают нереальные фантазии, что нищие подадут в ответ свои последние куртки или обернутся прекрасными итальянскими принцами, а не купят новую бутылку водки, чтобы лечь пьяными под забором и обоссаться. Кормя нищих, героиня расчитывает без тени сомнений, что они будут всегда в ответ кормить её.
"Женский силуэт, увидев меня, приблизился к скамейке.
- Прощай. Мне не с кем больше. Ты хоть и не знакома, но почему-то близка. Больше не могу. В институт не поступила. Я забеременела от одного парня, он меня бросил. Димой его звали и зовут. А так хочется, чтоб он сдох! Как таких подонков Земля носит! Он меня душевно и физически изнасиловал. Никогда такой тяги к сексу не видела. Давала, давала, а ему все мало. Аборт, депрессия, родители из дому выгнали. Жизнь и оборвалась...Наркотики, бедность, проституция, жестокая кабала, насилие над душой... Прощай, больше не могу. Душа в яростно-огненной гиене, грудь изныла от боли всепоглощающей... Прощай, - и она ушла в туман. От нее остался лишь тихий, незаметный никому всплеск воды."
После этого отрывка я с возмущением подумал, что краткая жизнь этой девушки гораздо интереснее, чем всё читаемое произведение. Всё произведение можно было уложить в такой же абзац, и тут ещё надо задуматься, что было бы лучше подробнее прочитать. Быть может история человека, имевшего ложные цели в начале жизни, а затем убедившегося в их гибельности, павшего и покончившего с собой от бессилия бороться с крушением надежд выглядела интереснее, чем шатания одной девушки от парня к парню, от дома к дому без обозначенного смысла с перечислением увеселений, где она участвовала.
В произведении абсолютно нет никаких сцен, к которым хотелось подсознательно возвращаться и переживать заново. Диалоги большей частью пусты в плане своей полезности понимания сюжета книги или хотя бы создания эмоциальной атмосферы или окружающей обстановки. По крайней мере, они выглядят затянутыми и заменяющими порой всё повествование.
После прочтения произведения я всегда задаюсь вопросом: зачем оно было написано. Признаться, даже в худшем из предыдущих обозренных мной проивзедений "Путь мага" Марии Дубининой я больше видел и понимал для чего оно было создано. Это же создано автором для самого себя, чтобы он перечитывал свою книгу где-нибудь в тёмном углу, или для девочек, любящих снова и снова упиваться чувствами подросткового полового созревания. От этого вся книга колеблется в моих глазах в оценке от 3 до 4 из 10. К прочтению не рекомендуется.
|