В марте-апреле 2004 года на Самиздате случилось очередное обострение. Обострение актуальности темы "О Самиздате". В "бороде" запутались и никак не желали оттуда вытаскиваться всякие-разные "Как пробиться на Самиздате", "Как пробиться, но не разбиться на Самиздате", "Как пробиться, не разбиться и не упиться на Самиздате" и т.д. и т.п.
В который раз разгорелись разговоры о рейтингах, посещучести, несовершенствах СИ. Актуализировались стишуёвые и прозаикастые реплики: "Самиздату Мошкова" (с памфлет-ответом), "Исповедь самиздатоманки" (проповедь самиздатофилки и отповедь самиздатофобки) и опять-таки т.д. и т.п.
В общем, слово "самиздат" никак не хотело выскочить из "бороды" и занять своё нормальное заглавное место.
Именно в те жаркие для графоманьего рассудка дни ваш покорный слуга положил себе исследовать текстовую массу, содержащую буквосочетание "самиздат".
Всё как всегда: меню "Поиск", заветные буквы... Получилось 77 (Семьдесят семь) ссылок на разные файлы.
Ну, я-то любитель трэшевой ПОЭЗИИ, поэтому сразу выщипал из списка стихи. Двадцать три стихотворных кусочка. Их и обозрю ниже.
Пока небольшой экскурс в прозаическую часть ссылок.
Их можно разделить на пять видов:
1. справочная информация. Это различные шпаргалки по Самиздату. Именно так - "Шпаргалка по самиздату" называется обзорная статья, подготовленная Вредной Командой. Рекомендую!
2. Сатира на Самиздат, строящаяся на массиве намёков на нашу с вами СИ-житуху. Ну, помещаем этот наш весь серпентарий в деревню, в дом, в джунгли и в прочие (не)удобные декорации и давай ёрничать. Читать это? Неа. Не рекомендую. И ссылок не даю.
3. "Легенды и тайны Самиздата" - явление, похожее на мифологизацию истории США. "Самиздат" - государство молодое, этнос молодой, не имеющий долгой истории и эпоса. Вот Олег Козырев и многие другие авторы и написали кое-какие легенды, хотя, как водится в таких случаях, не раскрыли ни одной тайны. Вот вам ссылочка на первую легенду: "Таинственный автор". Там уж решайте сами - читать или не читать.
4. Поджанр "Пациент скорее мёртв, чем жив". Различные статьи-высказывания на тему "как нам обустроить?", "куда бы нам реформировать?", "зачем мы тут все, а?". У наших коллег накипало, они высказывались. Такие статьи, как правило, были продолжениями каких-то полемик, склок, драк и битв. Мой диагноз: не интересно.
5. Всякое другое. От эссе о старом, образца 70-х бумажном Самиздате до воплей: "Йоханный бабай, как же здорово-то тут, а?!!! " Вердикт: скучно.
Вот такова она - публицистика и проза о нашем общем Доме.
Меня же влечёт поэзия.
Итак, её 23 куска, в основном, посвящения.
Но что характерно: жанр другой, а тенденции те же!
Разве что выпуклее видны, ведь стихотворение - это магическая вещь. В нескольких десятках слов обнажается либо прекрасный смысл, либо коржавая бессмыслица. Авторские цели обретают либо красивое воплощение, либо удостаиваются уродливой самопародии. Хвалебная ода оборачивается мелким подхалимажем, гимн - блатным романсом и т.д.
Эти грязные намёки я подкреплю цитатой из одного творения о Самиздате (целиком вы прочитаете его ниже):
...Есть возможность однажды прийти,
Как к кринице припасть и напиться.
А Мошков, - ты на добром пути -
Хорошей, богатей, и расти!
Есть сведения, что благими намерениями мостят дороги в не очень хорошие места. Радостные поэтические возгласы могут странным образом сработать против Самиздата. Как мне отнестись к ресурсу, который славят примерно так:
Пусть процветает СИ на сервере крепком!
Люблю его за удобство, мудрость и гибкость...
В общем, вы поняли...
Но не всё так плохо, не всё! Надеюсь, вы убедитесь в этом, прочитав мой обзор 23 стихов, сценок и сборников о СИ.
Поехали!
С почтением, Антиобозреватель.
Традиционные отмазки и извинялочки:
1. В названиях произведений, цитатах и аннотациях сохранены авторские орфография и пунктуация. Порядок стихов - алфавитный и не несёт никакой "топовости". Оценки - по самиздатовской десятибалльной шкале.
2. Данный Антиобзор является частной точкой зрения Антиобозревателя.
3. За эту самую точку зрения Антиобозреватель заранее искренне извиняется перед всеми невольно обиженными.
4. Внимание! База данных по стихам была окончательно сформирована 10 мая 2004 г., и новинки в обзор поступать не будут. Если у кого-нибудь есть, чем поделиться, милости прошу оставлять ссылочки в комментариях. Посмеёмся и поплачем вместе.
Ага, а там мы станем враждовать... Ужасный штамп про душу и небесную высь. "Чем-то", а не "чем то".
Теперь задумаемся над первой строфой: нам, пишет автор, по двадцать два, мы, продолжает он, родились едва! Сколько же он собирается прожить, если 22 для него - возраст наворожденного???
Вторая строфа: какие-то пути из разных городов схожи. Ну, да - асфальт, лес, поля, деревни по обочинам. Потом автор признаётся, что ему не страшно умирать. Рифма "пути-идти" - верх оригинальности.
Третья строфа. Забота и уют шагают к нам из рекламного слогана и оказываются важны. В финале автор на всякий случай страхуется: говорит девушкам, которым посвятил стишок, мол, интим не предлагаю, только дружбу!!!
Итог. Перед нами образчик невысокохудожественного стихоплетения. Черновой отклик на ситуацию. Поэт бы выкинул и написал лучше. И уж тем более не публиковал бы такое.
Автор сделал открытие: Самиздат действительно не сутенёрский проект, а сайт самодеятельной литературы. Поздравления первооткрывателю!
...давайте ж, мужики, сушить хрусталь за женщин, покуда глотки наши не позарастут!
Текст:
"...горсть тепла после долгой зимы"
Ю. Шевчук
Червлёны губами, бровями союзны,
Заглавны в палитре Творца Чистоты,
Восторги и страсти, сведённые в узел,
Пригоршни тепла после долгой зимы.
Разлив ароматов, воздушность движений,
Возвышенность лиц с дивным бархатом глаз,
Из сновидений - само наважденье,
Из поднебесья - сошествье прекрас.
Рисовщицы счастья, зари и лазури,
Злачёны божницы во храме красы,
В звёздной опеке феи-певуньи,
Нежные тайны со небеси!..
...Ну, словом, с весной, солнцеокие! Чую,
Что март на дворе вновь наводит бедлам,
И значит вершить ритуал поцелуя
Мне снова дано на пергаменте к Вам!
Подумалось:
Ещё одно стихотворное послание к самиздатчанкам. Автор зачем-то расставил почти все ударения. Может, написано для тех иностранцев, кто изучает русский? Ведь любой из нас знает, где поставить ударение в слове "прекрасы"...
В первой строфе перед нами предстают некие восторги и страсти, червлёные губами и союзные бровями да ещё и заглавные в палитре некоего мифического Дворника (Творца Чистоты).
Остальные строфы тоже содержат тьму загадок. Тут и "бархат глаз", и "сошествье прекрас", и "звёздная опека", и какие-то божницы ни к селу, ни к городу... Автор вершит ритуал поцелуя на пергаменте.
Взятые у Шевчука эпиграф и "пригоршни тепла после долгой зимы" совершенно не согласуются с тем, что пишет автор. "Это всё" - песня не про весенние восторги.
Кстати, о песнях. Текст стихотворения можно петь на мотив гимна России. Но не нужно - статья как-никак.
Итого. Не дай нам Бог изучать иностранный по таким стихам - с ума сойдём.
Стишьё писано велеречиво, а без стакана действительно хрен чё поймёшь (см. аннотацию).
Шутливые посвящения некоторым самиздатовцам и цельным СИшным явлениям, исполненные в непривычной для СИ форме скандинавских стихов. Да, да, дорогие друзья, висы - это не намёк на зависание СИ, а название стихотворной формы.
Я процитировал отрывок, там есть ещё. Конечно, сложение на любителя, поэтому сами решайте - идти или не идти дочитывать остальное.
Всё это Вам, дорогие мои друзья. Если я что-то пропустила - добавьте в комментарии. Я выведу на страницу.
Цитата:
К ст. Вани Кузнецова Рыбак и грибник
Глючит Русь, но жива -
Hе стара, не нова:
Грибники - как трава,
Рыбаки - как плотва,
И бесплатен провоз
Грузных жалоб и торб.
Так стучи, паровоз.
Умножай эту скорбь...
Подумалось:
Есть особый восторг графомана - полагать любое зарифмованное наспех стишьё своё самостоятельной стихотворной единицей. Конечно, встречаются и гениальные экспромты (все к Пушкину!). Но не 193 же килобайта!
Приведённый отрывок иллюстрирует среднюю ценность самиздатовского экспромта. Тут и суперрифма "провоз-паровоз", и паровоз-стукач, и среднего возраста Русь, которая жива, хоть и глючит.
Итог. Всё это интересно автору и тем, у кого в гостевых сие было написано.
Автор перевыполнил план: уложился в 16 строк, хотя отвёл целых 20.
Автор открыл новое слово - словоблюдие.
Автор плевал на ритм и ударения. Рифмы "черту-строку" и "гнуться-поклониться" впечатляют.
"И критики друзей я не чураюсь" - что имеется в виду? Не чураетесь критиковать или принимать критику друзей?
"Нас десять тысяч авторов ряды". - слово "ряды" явное свидетельство зарифмовывания по системе "чтобы было в рифму, а там будь что будет".
Итого. Автор трезво оценивает силы и не толкается за славою локтями. Только... Зачем нам должен поклониться Мошков? Чем он так перед нами обязан? Тем, что нас примерно на 9 999 чел. больше?
Это подборка стихотворений разных авторов. Хилине понравились эти тексты, и она составила своеобразный сборник. Не везде согласен с её мнением. Но есть и хорошие стихи. Цитаты не даю, "чтобы никого не обидеть".
Кстати, в разделе Хилины были ещё нитки... Прочитайте, не пожалеете.
Весело, хоть и длинно. Пока автор добрался непосредственно до СИ, прошло немало строф.
Не дооценены возможности автомата Калашникова. Сейчас численность авторов такова, что чтобы уложиться за год, нужно расстреливать около 35 человек в сутки. АК способен на большее.
Вот это сильно понравилось:
Вывод делаю простой:
Пушкин, Чехов и Толстой
Рядом с авторами теми -
Просто форменный отстой.
Итог. Конечно, Филатов навек закрепил за собой размерчик, поюзанный автором, но всё равно - весело. Читайте полностью!
Беспардонное собрание штампов. Ну, какие мы помним тайны бытия? Какую мы тут все ищем дорогу в темноте? В общем, надо как-то и своё писать немного, ИМХО. Компиляция из высокопарных слов - это ещё не новое стихотворение.
Итого. Когда-то прочитал в мужской уборной обиднейшее послание любителям стихотворной росписи по стенам и теперь немножко переделаю:
"Не печалься, гляди веселей" - это Цой, аднака...;)
Второй куплет повествует о том, как надо будет выпить за друзей, СИ и Мошкова, а я трезвенник, поэтому не цитирую.
Ну, что мне пришло на ум? "Весь покрытый зеленью... Что б они ни делали... Видно в понедельник... "
За штампы ругаться опять стану. За океан житейских забот, который в самом дебюте убивает интерес к тексту. Вторая строфа первого куплета исполнена в двух временах, что не есть гуд.
Итого. Как я в таких случаях всегда пишу, от песни многого требовать низзя. От песни надо только чуток смысла, ярких образов, да чтобы пелась она легко. Не имей сто рублей, короче.
Передаём срочные новости. Сегодня новый день срочно направил ограниченный контингент лучей в оконце. Надо отметить, щедро.
"Поэтом можешь ты не быть, но другом, стало быть, обязан! " - передаёт из СИ Графов Пётр Юрьевич.
Вчера нашу планету с частным визитом посетил НЛО. При посадке НЛО потерпел крушение. Пусть не помочь всем посетившим нас на этом веку (нлонавтов оказалось очень много), но учёные не унывают: в литературно-оптическом спектре обнаружена красная строка, по свойствам тождественная Божественному Свету.
Итог. Слушайте наши новости, не читайте наших стихов.
Похоже, автору не нравится система экспертных рейтингов. Ещё точнее, автору не нравятся персоны и их работы, выплеснутые системой рейтинга на вершину.
Цель порицать эту кучку узурпаторов пересилила поэзу. Рифма "народ-народ" тому подтверждеине. Также есть ещё "зайчики на волнах словополоводья", но нет запятых при обращении, скачет ритм, и тому всякое.
Итог. Вот автор пишет:
Мы снизу крикнем им - "Долой!",
Себе вы славно нахватали,
Идите потихонечку к себе домой,
Пока вас люди не догнали.
А почему бы ему самому не пойти домой, не доработать стихотворение, не справиться со "справедливым негодованием"? Ведь смешно! Ну, я тоже не герой хит-парадов, да и не нравится мне этот механизм, но отчего-то писать об этом гимны не стал...
Чтобы спеть сие "на любой ритм и мотив", надо быть гениальным певцом. Как вам фраза "люблю его разнообразием своим полным, истоком тепла и дружбой тоже люблю его"?
Ну, и "проектами неистощимом".
Итого. Пусть мои ощущения от песни "C наступающим Новым планету (Самиздата) Си! " прозвучат словами песни Алексея Хвостенко:
Плакаю горючими!!! Понравилось стихотворение, красиво написато, хоть и всё о том же - о любви к СИ, о разлуке с виртуальными друзьями. Хорошее иронично-грустное, в общем. Даже захотелось на секунду поверить, что комментарии болят, но это немыслимо:).
А Мошков... Не А, а М. Мошков, однако. Или А - это союз? Тогда не ясен смысл его применения... Может быть, А - это возглас? Типа "А! Мошков!.. Ну-ка, ну-ка..." Тоже вряд ли... Ой, ёлы-палы! Понял! А - это потому что акростих!
Короче, недоразумение сплошное. Хотя звукоряд "чая-встречаем-чаяли" удачен, остальное - дичайше!
Если кому и стал СИ кафе или стаканом чая, то только серьёзным стационарным пациентам. Амбулаторно можно полечить "виртуальный душевный причал", можно развеять заблуждения насчёт того, что мужик растёт, а пожелание одного мужика другому хорошеть попахивает нестандартной ориентацией.
Но вот то, что автор жаждет тоски, печали и нехватки хорошего слова, которые дарит нам тот самый причал (СИ, насколько я разобрался в анамнезе) - это уже серьёзно. Феназепам, однозначно.
Итого. Акростихи писать - это не семечки щелкать. Есть стихотворение Н.С. Гумилёва, посвящённое А.А. Горенко. Там ни разу не ловишь себя на мысли, что акро- довлело над стихом. Читайте, уважаемые друзья, Гумилёва и Ахматову!
Разговор Алекса Трудлера, Евгения Меркулова и Андрея Ахматова в комментариях к стиху "Жизнь и лесофеи"
Цитата:
В гостиной одного поэта, которого по странному стечению обстоятельств зовут Трудлер, сидит поэт Меркулов и читает про себя его стихи. Прочитав, Меркулов лукаво улыбается.
Меркулов: Под лесофейное сопрано
Решил я истину искать.
Убрал Коран, налил стаканы,
И мне открылась благодать.
Врывается Андрей Ахматов с бутылкой в руке
Ахматов: Браво! Я бы с вами выпил
Входит хозяин стиха, он явно недоволен происходящим
Трудлер: "Убрал Коран" - ну, Вы даете,
Вам нужно совесть поиметь!
И на еврейском стихоплёте
Не вымещать свой зов в мечеть.
Пусть Вам не хочется молиться,
И тянет к водке Вас стакан,
Зачем же на моей странице
Вы поминаете Коран?
Коран в немилости здесь лютой,
И, как послушный иудей,
Я призываю Вас не путать
Мозги порядочных людей.
Подумалось:
И тэдэ, как говорится, и тэпэ. Перед вами - пиэса, написанная тремя соавторами в комментариях. Экспромт, стало быть. Коллективный.
Иногда на страничках комментариев случается остависть несколько рифмованных строк... Следуя примеру Ивана Кузнецова, собрала их в один файл.
Цитата:
Unknovn - Ирине
***
Я не знаю, люблю я тебя, или нет
Я не знаю, когда мы с тобой повстречались.
Я не помню слова, я не помню сюжет
Только знаю, что все еще мы не расстались.
Ирина в ответ
***
Чем заслужила строчек красоту?
Через какие расстояния летела простая Ваша песнь?
А я, увы! Какая есть -
Так, сочетание души и тела с претензией полёта в высоту...
Подумалось:
Как я тут уже писал, особый графоманий шик - полагать любые зарифмованные наспех строчки самостоятельной стихотворной единицей.
Бесхитростное по исполнению четверостишье некоего Unknovn"а Ирина полагает красивым, потом смущается, признаваясь, что авторское тело имеет претензии полёта. В высоту. Не в длину.
С учётом того, что до этого был глагол "лететь", получается повтор. Ненамеренный. Ну, да - это ж экспромт. И не пять "я" на четыре строчки, как у её собеседника.
Итог. Всё это интересно автору и тем, у кого в гостевых сие было написано.
На этом всё. Берегите себя!
_________
Туалетное фольклорное граффити, вспомненное Антиобозревателем при чтении стихотворения "мы в Самиздате все поэты":