Аннотация: Филолог Юлия Щербинина в журнале 'Октябрь' N5 (2014) говорит о манере моей критики.
Журнал "Октябрь" N5 (2014)
Юлия Щербинина
"После двоеточия"
(О насущных задачах литературной критики).
(Выдержка из текста)
"...В начале 2000-х рукоплескали эскападам Аделаиды Метелкиной - темной стороне alterego Бориса Кузьминского. В 2008 году Вадим Левенталь настаивал на том, что "фигура хама оформляет и упорядочивает аморфный литературный быт и позволяет ему быть"[1], а Вячеслав Курицын тосковал по литературному скандалу[2]. Через два года Михаил Бойкопафосно заявил, что "нам нужны десятки, много десятков Бурениных"[3]. И вот в минувшем году Кирилл Анкудинов снова сокрушается, что "в нашей литкритике "пространство ругани" сведено к жалким резервациям"[4], а Игорь Панин заявляет, что настоящий критик "должен походить на героя криминальной драмы, триллера, боевика"[5].
Казалось бы, пора уже закрыть эту надоевшую тему и прекратить псевдополемику о вещах непреложных и однозначных - но, как видим, призывы к возвращению латунских и авербахов появляются с завидной периодичностью, словно сезонные обострения. Это уже какая-то идея фикс, устойчивый ментальный комплекс нашей словесности: будто лучшая форма диалога критика с писателем - словесный мордобой[6].
Заметно и другое: выраженная агрессивность плюс стремительная скорость. Критик предпочитает действовать наскоком, наездом, нахрапом. По принципу: "Как потопчешь - так и пожрёшь". И поржёшь: открытые издёвки, ядовитая ирония, злобное высмеивание - не менее популярные приёмы литературно-критической полемики и, одновременно, беспроигрышные способы достижения публичного успеха через скандал. Даже начинающий критик - и тот утверждается в профессиональном цехе не словом гармонии, а словом вражды (В. Жарова, Е. Ратникова, А. Зырянов).
Итак, первоочередная задача литературной критики - отказ от словесного экстремизма. Хватит жрать и ржать - критика не ресторан и не цирк..."