Рецензия на книгу Алексея Иванова "Географ глобус пропил".
Публикации:
1) Газета "Литературная Россия" N28 (от 15 июля 2011);
2) Литературный портал "Книгозавр" (24.08.2011);
3) Русский литературный интернет-журнал "МолОко" (16.01.2012).
"Зачем лепить героя из пьяного географа?"
А.Иванов. "Географ глобус пропил". Санкт-Петербург: "Азбука-классика", 2005. - 511 с.
Одна моя знакомая и уважаемая мною женщина, работающая библиотекарем, на сайте "Живая литература" обратила внимание на единственно достойного, как можно судить по её мнению, "положительного героя именно в сегодняшних негероических обстоятельствах". И этот герой - Виктор Служкин, главный персонаж книги пермского писателя Алексея Иванова "Географ глобус пропил".
Я не мог, из уваженья к ней, не прочитать сие творение, и не оставить отзыв.
Итак, приступим к чтенью.
"Будкин точен, как свинья, - сказал он. - Точность - вежливостьсвиней". Такие нотки мерзости в отношении знакомых возмутили сразу, и на протяжении всей книги не ушло подпорченное ощущение. Но оно потонет и забудется в разжиженной субстанции сюжета этой книги.
И в семье, с дочуркой, не менее мерзко поступает Служкин:
"Меня Андрюша Снегирёв мучит. Щипает, толкает... - Дай ему в рог, - посоветовал папа..."
И этого "героя-папу" в романе ещё кто-то будет называть романтиком. Он раскуривает сигарету при ребёнке, и учит проявлять агрессии? Куда с таким отцом идти ребёнку?
Отец ведёт дочурку отдохнуть, но так, как это более всего привычно людям его круга:
"Папа, а куда Будкин пошёл? - На охоту за мамонтом. Он его на шашлык порубит, мама пожарит, и мы съедим. Мамонт - это слон такой дикий, волосатый. - А ему больно будет? - Нет, что ты, - успокоил дочку Служкин. - Он специальной породы - мясной. Когда его на шашлык рубят, он только смеётся..."
Безбожное враньё не достойно поощрения. Мне видится мерзейшим все потуги главного героя врать напропалую дочери своей, милейшему созданию.
И мнения на Витю Служкина у героинь второго плана не менее категоричны, и не расходятся с моими: "...у тебя кроме шуточек и нет ничего больше!... Пусто за душой! Тышуточками только пустоту свою прикрываешь!".
Жизнь главного героя Служкина прямо-таки соткана из коротких сентенций и пословиц, да вот только в мудрости ему отказываешь, когда видишь всю неизбывную грязь его прозябания и падение в низы.
И ученики имеют основание утверждать в мою поддержку:
"...- Градусов говорит, что вы пьяный с берега упали, - добавила Люська. Она пила чай из блюдца, поднимая его к губам и дуя. - Поклёп это, - отрёкся Служкин. - Просто я ключи дома забыл. - Ну и что? - Как что? Дверь заперта, а войти надо. Ну, я вспомнил детство в Шао-Лине, решил дверь ногой выбить. Разбежался, прыгнул, да силы не рассчитал. Дверь высадил, пролетел через всю квартиру, проломил стену и рухнул вниз с четвёртого этажа. Нога пополам. Люська обожглась чаем. - Врёте вы всё, - с досадой сказала она, вытирая губы. - Непонятно даже, как вы, такой, учителем стали...". И меня в очередной уж раз подобная догадка ужаснула. А ведь писатель Алексей Иванов сотворил роман, основываясь на опыте работы педагогом. Надо полагать, он так же заигрывал с молоденькими учителями, а осведомлённость его учеников об этом его не донимала? И сам же им на лестничной площадке разливал спиртное в честь дня его рождения!?
Неотличимо и всё взаимопроникающе: язык детей и их же поведение - аморально, а сам герой лишь тем гордится, что в глазах своих ещё невзрослых подопечных видит уважение к себе. Круг замыкается в воронку рефлексивной жалости к самим себе.
На чём всё вертится у взрослых в романе "Географ глобус пропил"? Да на изменах всех и вся, на эгоизме каждого, а это - пошлость, представленная как банальность, и если бы ещё она писалась с глубиной раскаянья, но такого и незаметно в тексте. Герои советуют друг другу находить любовников, ища в таком решении единственную путь-дорожку на жизненных перипетиях отношений женщин и мужчин. Я с теми заодно, кто не приемлет оного.
О Служкине ещё раз сказано из уст любимой им когда-то женщины: "Конечно, на первый взгляд ты податливый: мягкий, необидчивый, лёгкий на подъём, коммуникабельный... Но ты похож на бетономешалку: крутить её легко, а с места не сдвинешь, и внутри - бетон". И весь сюжет таков: крутится вокруг одной лишь сложности взаимоотношений, дальше не уходит, и внутри - неосознаваемая пошлость, низость и тлетворность смысла существования всех без исключения героев. Мир книги однобок, нет в ней ни одного персонажа, который может вызвать уважение в сердцах и мыслях у меня, как у читателя. Ни один персонаж не отличается от главного героя книги.
Все, у кого внутри борьба за истинную чистоту, а не наивное самолюбование и жалость, и те, кто искренность в себе воспитывает, а не идёт от мысли "врать во благо", отвергнут эту книгу однозначно, лишь малость пожалев расклад совсем уж "негеройских" жизней.
"Декамерон" Боккаччо - шедевр, наполненный интимно во всём объёме текста, а у Алексея Иванова - смрад сексуальных отношений. У Боккаччо - есть красота и в низости времён средневековья и трогательных историй о любви, а у Алексея Иванова - "грязное бельё" будто бы чистых душою людей современности. "Декамерон" я буду перечитывать ещё, "Географ глобус пропил" - в ближайший день верну в библиотеку.
Закономерно, представив себе случай, что книгу эту я не взял в библиотеке, а купил в любимом книжном магазине, то ясно осознал, что крайне был бы раздосадован о зря потраченных деньгах. И сэкономил денег бы, конечно, не порядком, но времени убил бесповоротно много: за день-другой я мог бы вновь прочесть "Декамерон", и был бы счастлив в тот же день, неся в душе успокоенье.
С читателем наедине я задаюсь вопросом: героем Служкиным нам можно восторгаться?