|
|
||
По некоторым гвардейским кораблям ТОФ мало информации, решил посмотреть и выделить отдельной темой. Сюда же Амурскую флотилию, хотя по ней меньше вопросов. |
Собирая материал по теме Морская гвардия" удивился, что мало информации по части гвардейских кораблей ТОФ (КТОФ стал 7 мая 1965 года).
Вопрос касался в основном трех кораблей сторожевого "СКР-2" и двух тральщиков "Т-278" и "Т-281". Пришлось даже военно-морскую библиотеку посетить, не весь материал еще оцифрован и в интернете. Но изменив некоторые буквы и в интернете много информации нашел.Часть Фотографий тральщика "АМ", в тч Т-281, взял на форуме "Авиабазы".
Естественно, все усилия страны до 9 мая 1945 года были направлены на запад, где был основной враг. Кораблей на востоке для наступления не хватало. Союзники, США и Великобритания просили помощи против Японии. Должны были тоже помочь.
3 корабля гвардейских ленд-лизовские, один из них, СКР-2, возвращен в США (не уменьшает подвиг экипажа - в короткий срок надо было освоить корабли и подготовить к участию в сложнейших десантных операциях). М.б. в этом причина, что без ленд-лиза и не провести многие операции на ТОФ в 1945-м. С 12 июля по 4 сентября было отправлено из США на Камчатку и во Владивосток 149 кораблей: фрегаты класса 'Такома'(у нас СКР), противолодочные корабли, тральщики, десантные суда, плавучие доки. Обращению с этой американской техникой было обучено 12 400 советских военных моряков. Кроме этого Советская Правительственная Закупочная комиссия в США приняла в декабре 1943 - январе 1944 года и передала ТОФу 20 сторожевых катеров, они же малые охотники за подводными лодками. Еще 9 сторожевых и 64 торпедных катера были приняты с июля 1944 года по август 1945 года.Высадка морских десантов в портах Северной Кореи
Могу, конечно, оценить всю сложность подготовки экипажей ленд-лизовских кораблей в течении 2 недель на Аляске. Я служил и на корабле (на СКР в 1977-1983) и в учебке в Ломоносове готовил радиометристов в 1983-1996 годах). Специальность в мирное время изучали 4 месяца, все на русском языке. А тут 2 недели и все на английском.
Все корабли награждены за участие в морских десантных операциях.
Морская десантная операция - сложнейший вид боевых действий. Она осуществляется соединениями и частями сухопутных войск и морской пехоты, которые высаживаются силами и средствами флота на морское побережье противника. Перевозка десанта морем осуществляется на десантных кораблях и транспортных судах (здесь использовались те корабли, которые были, а десантных, как раз не было). Высадка войск и выгрузка техники с десантных кораблей (так в идеале - здесь использовали не приспособленные для высадки на необорудованное побережье корабли - чем богаты) может производиться непосредственно на берег, а с транспортных судов на захваченные причалы или с помощью десантно-высадочных средств. В первом броске десанта, как правило, высаживаются части морской пехоты. Она включает этапы: ведение боевых действий по завоеванию господства на море и в воздухе в районе операции, бой за высадку на берегу, не говоря уже о посадке войск и погрузке техники, переходе морем, прикрытии десанта, огневой поддержки корабельной артиллерией и так далее.
Т.е. экипажи должны были изучить матчасть (все на английском языке)кораблей, в том числе РЛС, ее боевое использование, произвести боевое слаживание, стрельбы, научиться действовать в составе соединения, произвести тренировки высадки десанта, его огневой поддержки и многое другое. И все это в ограниченное время. В конце заметки специально помещаю, как принимались тральщики в США.
Перечислю гвардейские корабли:
Гвардейские корабли и части
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И ЧАСТИ
"Метель", сторожевой корабль (26 августа 1945 г.)
"Охотск", минный заградитель (26 августа 1945 г.)
"СКР-2", сторожевой корабль (26 августа 1945 г.)
"ТЩ-278", тральщик (26 августа 1945 г.)
"ТЩ-281", тральщик (26 августа 1945 г.)
2-й дивизион торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров (26 августа 1945 г.)
3-й дивизион торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров (26 августа 1945 г.)
АВИАЦИОННЫЕ ЧАСТИ
6-й истребительный авиаполк (26 сентября 1945 г.)
19-й истребительный авиаполк (28 августа 1945 г.)
26-й штурмовой авиаполк (26 августа 1945 г.)
34-й пикировочный авиаполк (26 августа 1945 г.)
37-й штурмовой авиаполк (26 августа 1945 г.)50-й отдельный разведывательный авиаполк (26 августа 1945 г.)
52-й минно-торпедный авиаполк (26 августа 1945 г.)
61-й истребительный авиаполк (28 августа 1945 г.)
МОРСКАЯ ПЕХОТА
13-я бригада морской пехоты (26 августа 1945 г.)
140-й разведотряд штаба Тихоокеанского флота 26 августа 1945 г.)
355-й отдельный батальон морской пехоты (26 августа 1945 г.)
365-й отдельный батальон морской пехоты (26 августа 1945 г.)
КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
"Красная Звезда", канонерская лодка (30 августа 1945 г.)
Отдельный дивизион бронекатеров Зее-Бурейской бригады речных кораблей (30 августа 1945 г.)
"Пролетарий", канонерская лодка (30 августа 1945 г.)
"Свердлов", монитор (30 августа 1945 г.)
"Сун Ят-сен", монитор (30 августа 1945 г.)
1-й отряд бронекатеров 1-й бригады речных кораблей (30 августа 1945 г.)
В скобках указана дата приказа Народного комиссара Военно-Морского Флота о присвоении гвардейского звания.
Беру только корабли:
1. "СКР-2" сторожевой корабль.
Сложный вопрос по кораблю. Не пробивается по интернету "СКР-2", кроме перечня гвардейских кораблей. Этот:
Тип "Такома" ( тип "PF") - 28 единиц
Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год. Американские патрульные фрегаты типа 'Такома'
Водоизмещение 2415 т. Размерения 92.7 х 11.4 х 4.2 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 11000 л.с. Скорость 19.3 узла (по другим данным 20 - 20.3 узла). Вооружение: 3 х 1 х 76.2 мм, 2 х 2 х 40 мм, 9 х 20 мм, 2 бомбосбрасывателя, 8 бомбометов, 1 реактивный бомбомет "Хеджхог".
Строились как канонерские лодки по образцу английского фрегата типа "Ривер", в процессе постройки переклассифицированы в сторожевые фрегаты. Поставлялись в СССР по ленд-лизу.
2. ЭК-2 (до 15.04.1943 г. "PG-142", до 13.02.1945 г. PF-34 "Лонг Бич")
Заложен 19.03.1943 г., спущен 5.05.1943 г., вст. в строй 8.09.1943 г. Передан СССР 12.07.1945 г. и 23.07.1945 г. вошел в состав ТОФ. Участвовал в высадке десантов в Сейсин 14.08.1945 г. и Маоку 20.08.1945 г. 26.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. 17.02.1950 г. возвращен США.
Гвардейский cторожевой корабль 'ЭК-2' ('СКР-2') - принятый от США по ленд-лизу фрегат PF-34 'Лонг-Бич' ('Long Beach') типа F ('Такома').
Водоизмещение полное 2277 тонн; длина 92,6, ширина 11,5, осадка 4,5 метра; мощность механизмов (две поршневые паровые машины) 5500 л.c., скорость хода максимальная 19,4 узла, экономическая 11,0 узлов, дальность плавания экономическим ходом 9100 миль. Вооружение: три 76,2-мм, два 40-мм орудий и девять 20-мм автоматических орудий 'Эрликон', 9 реактивных бомбометов (боекомплект - 216 реактивных глубинных бомб) и 2 бомбоcбрасывателя. Экипаж 196 человек.
В апреле 1945 года в базе Колд-Бэй (Аляска) началась передача корабля советскому экипажу в счет поставок США по ленд-лизу. Всего СССР передавалось 28 фрегатов типа F. 12 июля 1945 года корабль от союзников был принят советским экипажем. Командовал кораблем капитан-лейтенант Миронов Л.С., помощник командира - старший лейтенант Белов А.А., заместитель командира по политчасти - лейтенант Катовициков В.И., командиры боевых частей: БЧ-1 - 4 (штурманская боевая часть - боевая часть связи) - лейтенант Апрелев В.П., БЧ-2 (артиллерийская боевая часть) - лейтенант Балакирев А.Т., БЧ-5 (электромеханическая боевая часть) - старший инжененр-лейтенант Сахаров С.Н., командир машинной группы - инженер-лейтенант Перминов Б.К., начальник медицинской службы - старший лейтенант медслужбы Кузмичев Д. Ф., начальник интендантской службы - лейтенант инт. службы Волков М.Н., парторг корабля - сташина 2 статьи Липин М.А., главный боцман - главный старшина Волков И.С. 15-23 июля 1945 года корабль перешел из Колд-Бэя в Петропавловск-Камчатский и вошел под названием фрегат ? 34 (? у нас фрегатов не было) в состав вновь сформированной из бывших американских кораблей 1 бригады сторожевых кораблей 'Ф' Тихоокеанского флота.
"Согласно планам командования СКР-2(фрегат ? 34)под командованием капитан-лейтенанта Миронова Л.С. совместно с тральщиком 'ТЩ-278' должен был принять на борт и высадить в порт Сейсин первый эшелон десанта. СКР-2 (ЭК-2) в десантной операции был назначен флагманским кораблем 1 бригады СКР, являлся основным высадочным средством и кораблем поддержки первого эшелона десанта. 13 августа 1945 года отряд кораблей с первым эшелоном десанта вышел из бухты Новик порта Владивосток. Благополучно преодолев минные заграждения, в 4 часа утра 14 августа корабли доставили в порт Сейсин 355 отдельный батальон морской пехоты ТОФ (710 человек). Практически весь день 14 августа в Сейсине шли ожесточенные бои.
Бои шли с переменным успехом, несмотря на непрерывную поддержку десанта с кораблей. В самый напряженный момент боя, когда у командира десанта майора Бараболько М.П. практически не было резервов, к десантникам присоединился отряд моряков, сформированный командиром отряда кораблей капитаном 3 ранга Беспаловым М.Г. из 23 матросов и старшин, в основном, из боевых частей 4 (связи) и 5 (электромеханической) СКР-2 и двух офицеров: командира этого отряда - флагманского артиллериста 1 бригады сторожевых кораблей ТОФ капитана 3 ранга Терновского Георгия Владимировича и фотокорреспондента фото-бюро Политуправления ТОФ капитана Лубенко Андрея Степановича. Эффективный огонь корабельной артиллерии помог десантникам, вооруженным лишь стрелковым оружием, выстоять в бою с сильным врагом. В итоге боев 14 августа плацдарм, первоначально занятый десантниками, под натиском врага уменьшился как по фронту, так и в глубину. Подразделения десанта оказались прижатыми к урезу воды и находились в критическом положении. Были на исходе патроны и гранаты. Численность японских войск в Сейсине непрерывно росла за счет отступавших по побережью частей. Японское командование прилагало все усилия, чтобы сбросить десантников в море. Когда десантники были вынуждены отойти к причалам, корабли оказались под огнем японской артиллерии и минометов. Это заставило СКР и тральщик покинуть причальную стенку. Но они оставались в Сейсинской гавани и вели обстрел вражеских позиций. В течение ночи на 15 августа японцы предприняли до 14 атак, но все они были отбиты. Корабль 16 раз менял якорную стоянку, искусно маневрируя под огнём противника. Осуществляя огневую поддержку десанта, он выпустил по врагу 3216 снарядов и нанес ему большие потери в живой силе и технике. Огнем своей артиллерии корабль уничтожил 11 дотов и дзотов, 7 пулеметных гнезд и 19 огневых точек, истребил около 200 японских солдат и офицеров. Противник, не добившись успеха в ночном бою, начал отвод своих подразделений с занимаемых позиций. В предрассветной мгле к причальным стенкам Военной пристани вновь подошли СКР-2 и тральщик 'ТЩ-278'. Быстро ошвартовавшись, они открыли огонь по берегу. Командир отряда кораблей капитан 3 ранга Беспалов М.Г. и командир батальона майор Бараболько М.П. отлично понимали намерения японского командования. Им грозило окружение и уничтожение. Капитан 3 ранга Беспалов М.Г. передал по радио командиру сил высадки капитану 1 ранга Студеничников А.Ф. полную информацию о создавшейся в Сейсине обстановке к 23 часам 14 августа. Такую же информацию он послал и Командующему ТОФ, добавив к ней, что боезапас на фрегате и тральщике израсходован на 70 процентов и что на обоих кораблях много раненых. Информация капитана 3 ранга Беспалова позволила командиру 13 отдельной бригады морской пехоты генерал-майору Трушину В.П. и командиру сил высадки капитану 1 ранга Студеничникову А.Ф. принять правильное решение на высадку войск. Существо решения заключалось в том, чтобы производить высадку на широком фронте в одно и то же время со всех трех отрядов кораблей. В 5 часов утра 15 августа 1945 года в Сейсинскую бухту вошли корабли с главными силами десанта. Второй эшелон десанта высадился в Сейсине и с ходу повел наступление. Наступательный порыв советских моряков был столь велик, что, сломив отчаянное сопротивление противника, уже к 8 часам они заняли большую часть города и подошли к укрепленным высотам, где сосредоточились его основные силы.
16-17 августа 'ЭК-2' конвоировал десантные суда со стрелковым полком из Владивостока в Сейсин. 22 августа 1945 г. корабль был удостоен гвардейского звания. 134 матроса, старшины и офицера награждены орденами и медалями Советского Союза, а командиру корабля капитан-лейтенанту Л.С. Миронову и действующему в составе корабельного десанта краснофлотцу В.Г. Моисеенко присвоено звание Героя Советского Союза. Как отмечалось в наградном листе 'С мостика лично руководил огнем артиллерии по поддержке частей десанта. Огонь артиллерии был эффективен и точен. Только на одном направлении было уничтожено 19 дзотов, 7 пулеметных и 19 огневых точек, убито 19 офицеров и около 100 солдат'. Он шестнадцать раз менял якорную стоянку фрегата, искусно маневрируя под огнём противника. 15 августа был высажен 2-й эшелон десанта. За двое суток на фрегат поступило много раненых, нуждающихся в хирургической помощи. По приказанию командира 13-й бригады фрегат Л. Миронова доставил раненых во Владивосток. Загрузился боеприпасами для десанта и вернулся в Сейсин, чтобы принять участие на заключительном этапе операции. К полудню 16 августа город был освобожден. Благодаря искусному маневрированию под огнем противника ЭК-2 остался неповрежденным и способным для дальнейших боевых действий".
22-23 августа 1945 года командир фрегата 'ЭК-2' капитан-лейтенант Миронов успешно высадил десант на южной оконечности острова Сахалин в порту Маока (ныне - город Холмск).
Моисеенко Владимир Григорьевич - электрик фрегата ? 34 бригады сторожевых кораблей Тихоокеанского флота, матрос.Родился 26 июля 1926 года в городе Ленинграде. Краснофлотец Владимир Моисеенко в боях за город Сейсин (Чхонджин, Корейская Народная Демократическая Республика), в период с 13 по 16 августа 1945 года, действуя в составе корабельного десанта, гранатами подорвал шесть дзотов и два блиндажа, уничтожил несколько вражеских солдат и офицеров. Краснофлотец Моисеенко В.Г. первым ворвался в окопы на сопке и подавил гранатами пулемёт, мешавший продвижению советских моряков-десантников. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм краснофлотцу Моисеенко Владимиру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали 'Золотая Звезда' (? 7163).
2. МЕТЕЛЬ (с конца 1954 г. "Тугур")
Заложен 18.12.1931 г. (з-д ?190, Ленинград). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 15.06.1934 г., вст. в строй 18.11.1934 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. Участвовал в высадке десантов в Сейсин (Чхонджин) 14.08.1945 г. и Оденцин (Одэчжин) 18.08.1945 г. 26.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. 5.10.1945 г. переклассифицирован в учебный сторожевой корабль.
Тип "Ураган" - 18 единиц
Водоизмещение полное 619 - 633 т. Размерения 71.5 х 7.4 х 2.9 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная 6550 л.с. Скорость 21 - 23/14 узлов, дальность 930 миль. Вооружение: 2 х 1 х 102 мм (на части кораблей заменялись на 2 х 1х 100 мм), 2 х 1 х 45 мм (в ходе войны заменялись на 37-мм автоматы), 3 - 5 х 12.7 мм пулеметов 1 х 3 х 450 мм торп. аппарат, 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливались в ходе войны), 20 мин КБ или 32 мины обр. 1926 г. Экипаж 114 чел.
Строились по трем практически идентичным проектам 2, 4 и 39.
Первый командир капитан-лейтенант Котов В.Ф. Бои у о. Хасан - ст.лейтенант Беспалов (позже Герой Советского Союза). 7 декабря 1944 года командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Балякин Леонид Николаевич. Под его командованием СКР "Метель" участвовал в войне с Японией. 14 августа 1945 года во 2 эшелоне 3 десантного отряда для высадки десанта в корейский порт Сейсин (ныне Чхонджин, административный центр провинции Хамгён-Пукто, КНДР) СКР "Метель" вышел из бухты Новик (Владивосток) с задачей охраны кораблей десанта и поддержки высадки. На переходе морем осуществлял противолодочную оборону 2 эшелона десанта. 15 августа 1945 года СКР "Метель" успешно прикрывал от обстрела береговых батарей противника постановкой дымзавес и огнем корабельной артиллерии корабли десанта при входе в порт и высадке десанта. Оказывая огневое содействие десанту, корабль с 4.35 до 18.30 шесть раз открывал огонь по берегу, подавил прожектор и 76-мм батарею противника, повредил железнодорожный мост и бронепоезд. Действовал расчет старшины 2 статьи Дрозда из носового орудия и по японскому бронепоезду, и по железнодорожному мосту, по которому тот пытался уйти. Потом ст.2 ст. Дрозд перенес огонь на десантную баржу врага, пытавшуюся доставить боеприпасы на береговые японские батареи. Баржа выбросилась на берег. Комендоры старшины 1 статьи Бурлака поддерживали огнем морских пехотинцев, разрушили здание вокзала и рассеяли скопление пехоты противника. Было израсходовал 75 снарядов калибра102-мм. В течение дня дважды открывал огонь по вражеским самолетам, выпустив 200 снарядов калибра 37-мм (расчет зенитного орудия старшина 2 статьи Коротаева, по данным вице-адмирала С. Бевза - сбил самолет противника). Утром 16 августа 1945 года корабль взял на буксир подорвавшийся на мине и потерявший ход ТР "Дальстрой". С 16.20 по 17.00 обстреливал завод "Мицубиси" и скопление японских войск в районе жиркомбината. Потопил японскую шхуну с войсками.
После успешных боев за Сейсин корабль эвакуировал оттуда во Владивосток раненых десантников и оказал помощь подорвавшемуся на минном заграждении тральщику. Затем вновь в Сейсин, конвоируя транспорты с боеприпасами.
18 августа 1945 года к 16.00 СКР "Метель" под командованием капитан-лейтенанта Балякина Л.Н. с шестью торпедными катерами принял 77 батальон 13 бригады морской пехоты Тихоокеанского флота - 300 человек, 6 45-мм орудий и 6 82-мм минометов. В 16.35 отряд вышел из Сейсина в порт Одецин (ныне ныне Ким-Чхэк, провинции Хамгён-Пукто, КНДР), расположенный в 50 километрах южнее Сейсина, скорость на переходе 18 узлов. СКР "Метель" в сплошном тумане определялся по береговой черте с помощью РЛС. В 18.00 десант был высажен с ТКА на берег. СКР "Метель", опасаясь малых глубин опасался подходить к причалу и высаживал десантников на катера. Огнем корабельной артиллерии он рассеял пехоту противника в количестве до 500 человек в районе ст. Конандо, готовившуюся к контратаке на высадившийся десант и подбил транспорт противника. На берег высадились корректировщики огня во главе с лейтенантом Лобковым. Хватило всего 4 залпов, пехота противника была рассеяна, разрушены железнодорожные сооружения. К 18.57 десант при поддержке огнем корабельной артиллерии СКР "Метель" овладел городом. После промера глубин корабль кормой подошел к причалу и к 19.45 выгрузил орудия и минометы. Моряки захватили в штабе противника 2 японских знамени.
20 - 21 августа 1945 года корабль в составе конвоя ССВК-2 вместе с тремя транспортами перешел из Сейсина во Владивосток. Кроме гвардейского звания, 64 моряка были награждены государственными наградами. А командир Л.Н. Балякин стал Героем Советского Союза. Гвардии капитан-лейтенант Балякин Л.Н. командовал гвардейским учебным сторожевым кораблем "Метель" до декабря 1946 года.
3. ОХОТСК
Вооружение 3 х 130 мм, 2 х 76 мм.
Зав. ?203. Бывшее гидрографическое судно. Заложен 27.06.1934 г. (з-д им. Марти, Ленинград), спущен 1.11.1935 г., сдан заказчику 10.04.1937 г. По Северному морскому пути переведен на Тихий океан и 11.10.1937 г. вошел в состав ТОФ в качестве минного заградителя. Водоизмещение полное 3200 т, стандартное - 2375 т, нормальное - 2875 т; длина 80,6 м, ширина 13 м, осадка 5,6 м; мощность механизмов 2400 л. с.; скорость хода максимальная 13,7 уз, экономическая - 10 уз; дальность плавания до 2300 миль. Вооружение: 3130-мм и 2 76,2-мм орудия, 212,7-мм пулемета. Принимал на борт 58 мин и 12 малых глубинных бомб. Экипаж 163 человека.
Участвовал в минных постановках в р-не Петропавловска-Камчатского 9-10.08.1945 г., высадке десанта в Сейсин, Курильской десантной операции. 26.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. 27.09.1945 г. разоружен и переформирован в гидрографическое судно. Командир капитан-лейтенант В. К. Моисеенко.
Тип "Мурман" - 3 единицы
Водоизмещение 3700 т. Размерения 80.6 х 13 х 5.6 м. Скорость 13.7/10 узлов, дальность 2300 миль
Курильская десантная операция. B составе отряда кораблей артиллерийской поддержки "Охотск" совместно со сторожевыми кораблями прикрывал высадку на о. Шумшу 18-20 августа.Экипаж "Охотска" участвовала в спасении десантного судна "ДС-2", на котором при подходе к берегу от попадания снаряда возник пожар, а часть экипажа погибла. Высаженная на горящее судно аварийная команда корабля во главе с командиром электромеханической части старшим инженер-лейтенантом В. А. Мандором быстро ликвидировала пожар и помогла экипажу устранить повреждения. В 6 часов 20 августа отряд кораблей отправился во Второй Курильский пролив чтобы занять ВМБ Касивабара (Северо-Курильск) на острове Парамушир. Несмотря на соглашение о прекращении боевых действий, достигнутое 19 августа с командованием японской 91-ой пехотной дивизии, оборонявшей северную группу Курильских островов, в 8.10 при входе в пролив кораблей настиг вражеский артиллерийский обстрел из множества орудий с двух островов Шумшу и Парамушир, а в 9 часов они были атакованы самолетом-торпедоносцем. Под сильным огнем японских войск корабли стали отходить, прикрываясь дымовыми завесами. "Охотск", защищавший отход других кораблей, принял на себя мощный удар с берега. В результате попадания трех 75-мм снарядов "Охотск" был очень сильно поврежден. Через несколько секунд корабль перешел на ручное управление, а аварийные партии пытались отремонтировать корабль и отбить натиск неприятеля. Два человека были убиты, а 13 - ранены. Минный заградитель выпустил по огневым точкам и укреплениям японских войск на островах Шумшу и Парамушир более 600 снарядов главного калибра 130мм. К 15.30 23 августа советские войска полностью овладели островом Шумшу и заняли часть острова Парамушир. В 15.40 "Охотск" в составе отряда кораблей вошел в ВМБ Катаока и встал на якорь. На этом участие в боях минного заградителя кончилось. 26 августа он был удостоен гвардейского звания. 125 моряков были награждены почётными орденами и медалями. После окончания боевых действий корабль был выведен из боевого состава тихоокеанского флота, и в качестве гидрографического судна участвовал в изучении морей Дальнего Востока.
4,5. "ТЩ-278", "ТЩ-281", тральщики
Тип "AM" ("Эдмайрэбл") - 34 единицы
Водоизмещение 914.4 т. Размерения 56.1 х 10.2 х 3 м. ГЭУ дизельная, 1800 л.с. Скорость 15/12.5 узла, дальность 7050 миль. Вооружение: 1 х 76.2 мм, 2 х 40 мм, 6 х 20 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, 1 реактивный бомбомет "Хеджхог", 2 бортовых бомбомета, тралы: электромагнитный, 2 акустических, контактный "Оропеза".
Фото модели с форума "Авиабазы".
Фото модели с форума "Авиабазы".
Фото модели с форума "Авиабазы".
Фото модели с форума "Авиабазы".
Фото модели с форума "Авиабазы"
Фото модели с форума "Авиабазы" (советский вариант)
Построены в США в 1942 - 1944 гг., поставлялись в СССР по ленд-лизу. 10 кораблей, вошедших в состав СФ, не включались в состав ВМС США.
Советские и американские моряки празднуют капитуляцию Японии (Аляска, США), сентябрь 1945 г.
Т-278 (до 10.01.1945 г. АМ-268 "Ньюклиэс", с 7.08.1948 г. "Ураган")
Заложен 7.09.1942 г., спущен 25.06.1943 г.. вст. в строй 19.01.1944 г. 17.06.1945 г. вошел в состав ТОФ. Участвовал в высадке десантов в Сейсин (Чхонджин) 14.08.1945 г. и Маоку (Холмск) 20.08.1945 г. 26.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. 23.10.1947 г. разоружен, передан Минрыбпрому и впоследствии переоборудован в китобойное судно. Сдан на слом в начале 1960-х гг.
Т-281 (до 10.01.1945 г. АМ-272 "Пэрил", с 3.12.1956 г. "БРН-32")
Заложен 1.02.1943 г., спущен 25.07.1943 г., вст. в строй 20.04.1944 г. 27.06.1945 г. вошел в состав ТОФ. Участвовал в высадке десанта в Расин 12.08.1945 г. 26.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. 3.12.1956 г. переоборудован в брандвахтенное судно. 18.01.1960 г. исключен из списков ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разделки на металл.
"ТЩ-278"
В статье С. Бевза корабль построен в 1942, передан по ленд-лизу в 1945-м, получил название Т-278. 22 мая 1945 г. На тральщике поднят советский Военно-морской флаг. "Три года не ремонтировался". Сразу виден политработник. Как видно выше вступил в строй ВМС США 19.1.1944. Менее 1,5 лет до передачи советскому ВМФ - новый корабль. Да, подготовить экипажи для таких кораблей сложно, тем более до выхода в боевой поход оставалось 2 месяца. Многие матросы прямо из учебок. Сама организация высадки и поддержки десанта очень сложна. Командир старший лейтенант Попов С.И. за 2 месяца (в статье 1) с личным составом организовал освоение механизмов и аппаратуры, отработал организацию службы.
13 августа 1945г., приняв на борт 250 десантников, корабль вышел из бухты Новик в порт Сейсин. Утром следующего дня вместе с другими кораблями Т-278 высадил десант прямо на причалы и огнем своих орудий поддержал морских пехотинцев, штурмовавших вражеские узлы сопротивления.
"Для поддержки десанта с тральщика была выделена группа старшин и краснофлотцев в составе 11 человек под командованием командира БЧ-4 лейтенанта Бухарева 4 часа моряки отбивали атаки, корректировали огонь своего корабля, который вел непрерывную стрельбу с 12 до 22 часов и нанес противнику немалый урон. Корабельный десант Т-278 шквальным огнем сорвал японский флаг и водрузил на его место военно-морской флаг СССР". Командир артиллерийской БЧ лейтенант Сарапулов двое суток находился на мостике, руководя огнем. Отличились младший лейтенант мед. службы Фомин (оказал помощь 24 раненым), ст.2.ст. Меркулов, командиры орудий ст.1 ст. Пейн, ст. 2 ст. Кузин, краснофлотцы Гутаров, Мазур. Кроме гвардейского звания, 32 человека из экипажа были награждены орденами и медалями.
"ТЩ-281"
Фото модели с форума "Авиабазы"
АМ был задуман в1940, доведен под требования флота в 1941 и построен в 1943.
На приемку первой пары в Тампу прибыли уже другие флотские. Эти уже воевали второй год и их ТУ стали вынужденно другими. Основное требование сводилось к усилению средств ПВО корабля. Имеющихся на борту 2 трехдюймовок Мк22 (стандарт на тот момент) и 4 зениток "Эрликон" (одиночных, не спаренных!) было флотским мало. Того же требовала и советская закупочная комиссия, допущенная к участию в сдаточных испытаниях первой пары американских АМ. Англичане советовали то же - по опыту боев в Норвегии в 1941 они пришли к выводу, что пара спаренных "Бофорсов" эффективнее трехдюймовки. До этого момента изменений в вооружение АМ не вносили по причине дефицита упоминаемых средств артиллерии. "Бофорсы" шли в первую очередь на боевые корабли старших классов. Их, как и "Эрликоны", еще закупали за океаном - на первых АМ стояли "Эрликоны" на чугунных "тумбах" - скорее всего английские, позже появились своего производства на рамной "треноге".
(с приемки АМ на Аляске. 20 мая 1945, возм. Т-272)
В результате - после первого предъявления АМ-136 ВМС США он получил отклонение и был направлен на доработку. Кормовое орудие Мк22 заменили на пару одиночных "Бофорсов" (т.н. армейских) и для усиления средств ПВО в носовых секторах по бортам перед рубкой на верхней палубе смонтировали еще пару "Эрликонов". Кормовые бомбосбрасыватели Мк9-1 было указано заменить на модификацию 2 (на 8 ГБ вместо 4).
На десятке бортов для СССР сверхдефицитные 40-мм-ки ставить не стали - "усилили" кормовое орудие парой "Эрликонов" по бортам и добавили еще пару на баке.
Это было весной 1943. В 1944 это уже стало стандартом вооружения и доступные к концу этого года и 20-мм и 40-мм артустановки (уже американского производства) ставили спарками даже на вспомогательные корабли. Т.о. в конце 44-начале 45 АМ уже имели достаточно сильное вооружение ПВО.
(Т-281 подготовка Ходжехога. Расчет извлекает из магазина бомбы и устанавливает их на штоки Ежа)
Эти изменения в вооружении потребовали и "перепланировки" верхней палубы. С кормовой ее части переместили к миделю швартовые устройства, сдвинули грузовую лебедку, перенесли кильблоки 26 футового катера. На баке - переделали барбет бакового орудия, разнеся его к бортам "крыльями", защищающими зенитки. Внутри пришлось переставить ящики первых выстрелов Мк22 и бомбомета Мк10.
После решения о передаче кораблей класса АМ СССР, AM-272 Peril вместе с другими тральщиками подлежавшими передаче был снят с боевого дежурства и 5 февраля 1945 отбыл из Бостона (Массачуссетс) в Филадельфиию (Песильвания), где подвергся дооснащению и осмотру с 8 по 27 февраля. В составе ВМС США. Учавствовал в Расинской операции. После завершения работ он проследовал через Панамский канал в Сан-Диего (Калифорния), затем через Сиэтл (Вашингтон) и Кодьяк (Аляска)- в Колд Бэй Cold Bay,
(Передача кораблей в Колд-Бэй 1945 год)
(Аляска), куда прибыл 21 апреля 1945. Там на нём прошли обучение 40 советских матросов и 4 офицера с 1 мая 1945, и ещё 32 матроса и 2 офицера с 6 мая 1945. 21 мая 1945 АМ-272 Peril был выведен из состава Флота США и был передан по ленд-лизу в Военно-морской флот СССР. Корабль принимал советский экипаж под командованием старшего лейтенанта Астахова Василия Григорьевича из состава 5 отряда кораблей ВМФ СССР, принимавшего корабли от флота США на Аляске. После подъема флага ВМФ СССР тральщик стал именоваться T-281.
(передача корабля)
14 июня 1945, закончив подготовку корабля к переходу, T-281 вышел из Колд Бея на Камчатку. Переход занял почти две недели и в среду 27 июня 1945 конвой пришёл в Петропавловск-Камчатский, где был зачислен в состав ВМФ СССР. 7 июля в составе конвоя Передача кораблей T-281 вышел во Владивосток и 16-го июля 1945 пришёл в Главную ВМБ Владивосток. С 10.07.45 Т-281 зачислен в состав 2 бригады тральщиков ТОФ и определен в 10 дивизион тральщиков Владивостокского МОРа (морского оборонительного района). Организационный период на Т-281 закончился перед объявлением войны Японии.
12.08.45 Т-281 в составе группы кораблей высаживал десант и обеспечивал огневую поддержку десанта в порту Расин (Наджинь, Северная Корея).
Командир старший лейтенант Астахов 13.8.45г. обеспечил высадку десанта 110 человек в порт Расин. Потом осуществлял проводку за тралами десантных и транспортных судов со вторыми эшелонами десанта и огневое содействие десанту.
24.08.45 командующий Тихоокеанским флотом адмирала Юмашев и члена военсовета генерал-лейтенант береговой службы Захаров направили Наркому ВМФ адмиралу Кузнецову Н.Г. представление на присвоение звания Гвардейский тральщикам Т-281, Т-278 и минзагу "Охотск" в котором говорилось:
"За период боевых действий с японскими захватчиками ТЩ-281, ТЩ-278 и минный заградитель "Охотск" вели непрерывные бои с противником и нанесли ему ряд сокрушительных ударов на уничтожение боевой силы и техники. ТЩ-278 и ТЩ-281 провели успешную высадку десантов в северные порты Кореи- Юки, Расин, Сейсин. Своим огнем умело отражали налёт авиации противника и содействовали высадившемуся десанту по захвату указанных портов, умело преодолевали минные поля и оказывали помощь подорвавшимся на минных полях противника транспортам. ТЩ-281, преодолевая минные поля противника, умело провел в Главную базу флота подорвавшихся на минах ТЩ-279, транспорты "Сучан" и Камчатнефть"".
(тральщики на параде Победы). Приказом НК ВМФ ?0460 от 26.08.45 указанным тральщикам и минзагу вместе с ещё несколькими кораблями было присвоено звание Гвардейских.
6,7 "Красная Звезда", "Пролетарий" - канонерскиелодки
Тип "Вогул" - 3 единицы
Водоизмещение 338 - 383 т. Размерения 54.5 х 8.23 х 1.22 м. Бронирование: борт, палуба, рубка 12 мм. Экипаж 81 чел.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА
ГЭУ дизельная двухвальная, 480 л.с. Скорость 12.5/6 узлов, дальность 1987 миль. Вооружение: 2 х 100/56 мм, 2 х 45 мм (с 1945 г. 2 х 37/67.5 мм), 2 х 12.7-мм (с 1945 г. 3 х 2 х 12.7-мм) пулемета.
Первоначальное название "Вогул". Заложен в 1905 г. (Сормовский завод, Нижний Новгород), спущен в марте 1907 г. вст. в строй в сентябре 1909 г. Поврежден и полузатоплен японскими интервентами 7.09.1918 г. Восстановлен и введен в строй в 1929 г. (по другим данным в 1921 г.). С 24.04.1922 г. по 2.01.1939 г. "Беднота". В августе 1945 г. участвовал в огневой поддержке войск в р-не г. Айгунь. 30.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. С 9.08.1955 г. учебно-тренировочная станция. Сдан на слом 31.08.1961 г.
КЛ "Красная Звезда" была одной из 10, построенных специально для Амурской флотилии Сормовским заводом. Под названием "Вогул" зачислена в состав Российского флота. В 1906 году в разобранном виде перевезена по железной дороге на Шилку в Кокуй, где филиал Сормовского завода. Корпус был обшит броней и в 1908 году в строй. В 30-е гг. модернизация и 15 августа 1938г переименована в "Красную Звезду". На начало войны с Японией в составе Зее-Бурейской бригаде речных кораблей. Командир капитан-лейтенант Тарасов с отрядом бронекатеров вышел в море с задачей разведать огневые точки противника и уничтожить его плавсредства в районе г. Сахалян. Под огнем противника артогнем атаковали японцев, заставив оставить г. Сахалян.
2 задача - разгромить бригадой узел сопротивления Айгунь. КЛ "Красная Звезда" с десантом на борту прорвалась сквозь огневую завесу и с ходу высадила десант на берег. Вместе с десантом на берег ушли и артразведчики корабля. По наводке начали обстрел. Отлично стреляли расчеты ст. 1 ст. Редькина и ст. краснофлотца Григорьева.
В дальнейшем корабль участвовал в подавлении огневых точек Ляньдзятунского укрепленного сектора, обеспечивал прорыв танковой бригады в тыл противника. А после освобождения правого берега Среднего Амура вместе с другими кораблями Амурской флотилии совершила переход до Харбина. Канонерская лодка прошла около 3000 км, не имея ни одного часа простоя из за неисправности механизмов, а кораблю было 37 лет.
ПРОЛЕТАРИЙ
ГЭУ котломашинная двухвальная, 500 л.с. Скорость 11.9/9.7 узла, дальность 970 миль. Вооружение: 2 х 100/56 мм, 1 х 37/67.5 мм, 2 х 12.7-мм пулемета.
Первоначальное название "Вотяк". Заложен в 1905 г. (Сормовский завод, Нижний Новгород), спущен в марте 1907 г., вст. в строй в сентябре 1909 г. Захвачен японскими интервентами 7.09.1918 г. в Хабаровске и уведен на о. Сахалин. Возвращен в 1925 г. Вновь введен в строй в 1927 г. (по другим данным в 1929 г.) после кап. ремонта. С 15.02.1927 г. "Пролетарий". В августе 1945 г. участвовал в высадке войск в г. Фуюань. 30.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. Сдан на слом 25.05.1949 г.
По секциям она была перевезена в поселок Кокуй на реке Шилка и весной 1907г. спущена на воду, вступила в строй в июле 1908г. 28ноября 1908г. вошла в состав Амурской речной флотилии. 6декабря 1917г. лодка вошла в состав Красной АРФ, но 7августа 1918г. в Хабаровске была захвачена японскими интервентами и включена в состав их военной флотилии на реке Амур, а в мае 1920г. уведена на остров Сахалин. 1мая 1925г. канлодка возвращена Японией СССР, 16октября 1925г. включена в состав МСДВ, 15февраля 1927г. была восстановлена и вновь введена в строй. 15мая 1927г. лодка переименована в "Пролетарий".
К 1945г. канонерская лодка "Пролетарий" имела: водоизмещение 244 т; длину 52,73 м, ширину 8,23 м, осадку 1,22 м; энергоустановку (2 паровые машины) общей мощностью 550 л.с., скорость 8,1/7 уз., дальность плавания 788 миль; вооружение два 100-мм, три 37-мм орудия, два 12,7-мм и один 7,62-мм пулемет, экипаж 81 человек.
9августа 1945г. "Пролетарий" встретил в составе 3-й бригады речных кораблей в районе сосредоточения, в Нижне-Спасском, где принимал на борт войска десанта. Командир корабля - старший лейтенант И.А. Сорнев.
Канонерская лодка участвовала в Маньчжурской наступательной операции 9августа - 2сентября 1945г. В составе бригады корабль обеспечивал продвижение войск 2-го Дальневосточного фронта на среднем Амуре. Особенно смело и решительно экипаж канонерской лодки действовал 9августа при высадке десанта в Фуюань. Прорвавшись сквозь шквальный артиллерийский огонь противника, корабль ошвартовался к берегу и высадил 274 десантника с артиллерийскими и противотанковыми средствами усиления, одновременно обрушив всю мощь своей артиллерии на огневые точки врага. В последующие дни активно участвовал во взятии укрепленных пунктов японцев Циндели, Эту и Гайцзы. В дальнейшем осуществлял перевозку войск через Амур и Сунгари.
30августа "Пролетарий" был удостоен гвардейского звания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14сентября 1945г. его командиру старшему лейтенанту И.А. Сорневу присвоено звание Героя Советского Союза.
8, 9 СУН-ЯТ-СЕН, СВЕРДЛОВ - мониторы
Тип "Тайфун" - 7 единиц
Водоизмещение 946 т. Размерения 70.9 х 12.8 х 1.4 м. ГЭУ дизельная, 1000 л. с. Скорость 11 узлов. Бронирование: борт и башни 114 мм. До 6.11.1928 г. относились к классу речных канонерских лодок.
СУН-ЯТ-СЕН
Вооружение: 8 х 120 мм, 2 х 85 мм, 2 х 37 мм, 6 х 20 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Первоначальное название "Шквал". Заложен 14.07.1907 г. (Балтийский завод, СПб), спущен в июне 1909 г., вст. в строй 3.10.1910 г. 13.09.1918 г. захвачен японцами и уведен на о. Сахалин. 1.05.1925 г. возвращен СССР. С 15.02.1927 г. "Сун-Ят-Сен". Прошел кап. ремонт и модернизацию в 1934 - 1935 гг. В августе 1945 г. участвовал в боях на р. Сунгари. 30.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. С 19.07.1947 г. "Сучан". Сдан на слом 13.03.1958 г.
Заложен 14июля 1907г. в С.-Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка. Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29июня 1909г. спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка Вошла в состав Амурской речной флотилии 3октября 1910г. 6декабря 1917г. "Шквал" вошла в состав Красной АРФ. 1 сентября 1918г. она взята в плен японскими интервентами, включена в состав их военной флотилии на Амуре, а 17мая 1920г. канлодка была уведена японскими интервентами на Сахалин. 1мая 1925г. возвращена Советскому Союзу. В 1927г. восстановлена и 15февраля переименована в "Сун-Ят-Сен". 6ноября 1928г. переклассифицирована в монитор. 1937-1938 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией.
В 1945г. "Сун-Ят-Сен" имел: водоизмещение 1000 т; длину 71,0 м, ширину 12,8 м, осадку 1,43 м; энергоустановку общей мощностью 2970 л.с., скорость 11,3/5,7 уз., дальность плавания 4150 миль; вооружение: восемь 120-мм (в четырех башнях), два 85-мм, два 37-мм и шесть 20-мм орудий, два 7,62-мм пулемета; экипаж 156 человек. 9августа 1945г. монитор встретил под командованием капитана 3-го ранга В.Д. Корнера в составе 1-й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья реки Сунгари.
В дни войны с Японией участвовал в высадке десантов и захвате узлов сопротивления на реке Сунгари: Тунцзян, Фуцзинь, Цзямусы. Особенно отличился экипаж монитора при взятии нашими войсками Фуцзиньского укрепленного района, уничтожив 5 вражеских дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей и склад с боеприпасами. В артиллерийском бою высокую боевую выучку продемонстрировал экипаж монитора, все четыре башни монитора старшин Крюкова, Дубровина, Рязанова и Белогубкина действовали безупречно. Башня Крюкова двумя залпами разрушила вражеский дзот. Несколько залпов потребовалось комендорам Дубровина, чтобы подавить японскую батарею. Лейтенант А. Т. Ахполов, мичман А. А. Крылов, старшины 1-й статьи А. А. Слесарев и В. С. Рябчун оборудовали на берегу наблюдательный пост и умело корректировали огонь своего корабля. В этом бою отличились комендоры Багурин, Малец, Жалейко, Гундобин, Артиков, Гатилов, Кравченко, Болдин, Мейер, Морюшкин, Войтенко и другие. Раненые краснофлотцы Агибов и Холодов до конца боя оставались на своих боевых постах.
В самый разгар боя в район ходового мостика попало два вражеских снаряда. Одним снарядом был выведен из строя левый зенитный автомат и ранено три человека его прислуги. Второй угодил в ящик с 37-мм патронами для зенитных автоматов. Яркое пламя горящего пороха вырвалось наружу. В любую секунду мог произойти взрыв. Не теряя времени, к охваченному пламенем ящику бросились главный старшина Андрей Гундобин и старшина 1-й статьи Георгий Жалейко (награжден орденом Красного Знамени за бой): обжигая руки и лицо, напрягая все силы, они начали выбрасывать горящие патроны за борт. Когда опасность взрыва миновала, они, несмотря на многочисленные ожоги, вновь встали к оружию, чтобы метким огнем уничтожать засевших вдоль берега самураев. Спустя несколько минут шальной пулей, проникшей во вторую башню, был тяжело ранен в грудь навылет командир башни старшина 1-й статьи Дубровин. Падающего командира подхватили на руки стоявшие рядом товарищи и уложили на палубу. Замочный правого орудия старший комендор Бачурин, заняв его место, воскликнул: 'Отомстим врагу за нашего командира! Смерть самураям! Огонь!' И башня продолжала с прежней меткостью посылать во врага снаряд за снарядом.
Пример мужества, стойкости, героизма и беззаветной преданности долгу показали матросы-комендоры Артиков и Антонов. Оба они находились на одном боевом посту и обслуживали 20-мм автоматическую пушку 'Эрликон'. Оба почти одновременно были ранены в ноги, но ни один не оставил боевого поста. Наложив на раны повязки, они продолжали вести по врагу меткий огонь и ушли на пункт медицинской помощи только после команды: 'Прекратить огонь!'
С выходом кораблей флотилии в реку Сунгари "Сун-Ят-Сен", будучи в составе дозорно-разведывательного отряда, обеспечивал командование данными о неприятеле. Одновременно перебрасывал десанты и поддерживал артиллерийским огнем их действия на берегу, оказав тем самым большую помощь войскам 2-го Дальневосточного фронта в овладении населенными пунктами Аоцин, Хунхэдао и Саньсинь. 16августа "Сун-Ят-Сен" получил повреждение от попадания снаряда среднего калибра. 20августа, прибыв в Харбин, корабль участвовал в принятии капитуляции размещенного там японского гарнизона и кораблей Сунгарийской флотилии. 30августа 1945г. монитор был удостоен гвардейского звания, а его командир капитан 3-го ранга В.Д. Корнер Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14сентября 1945г. был удостоен звания Героя Советского Союза.
СВЕРДЛОВ
Вооружение: 4 х 152 мм, 2 х 37 мм, 6 х 20 мм, 4 х 12.7 мм и 5 х 7.62 мм пулеметов.
Первоначальное название "Вьюга". Заложен 14.07.1907 г. (Балтийский завод, СПб), спущен 29.06.1909 г., вст. в строй 14.09.1910 г. С 24.04.1922 г "Свердлов". Прошел кап. ремонт и модернизацию в 1934 - 1935 гг. В августе 1945 г. участвовал в овладении г. Фуюань и г. Гайцзу, боях на р. Сунгари. 30.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. Сдан на слом 13.03.1958 г.
Заложен 14июля 1907г. в С.-Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка. Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка. Вошла в состав Амурской речной флотилии 14сентября 1910г. 6декабря 1917г. вошла в состав Красной АРФ, но 7сентября 1918г. была захвачена в Хабаровске японскими интервентами. 17февраля 1920г. она вновь вошла в состав ВМС РККА. 24апреля 1922г. лодка переименована в "Свердлов". В 1928г. прошла капитальный ремонт, после чего переклассифицирована в монитор. В 1934-1935 гг. он прошел капитальный ремонт с модернизацией. В 1945г. монитор имел водоизмещение 1100 т; длину 71,0 м., ширину 12,8 м, осадку 1,43 м; энергоустановку общей мощностью 2970 л.с., скорость 16,6/11 уз., дальность плавания 4150 миль; вооружение: четыре 152-мм орудия в четырех башнях, два 37-мм орудия, четыре 12,7-мм и пять 7,62-мм пулеметов; экипаж 156 человек.
9августа 1945г. монитор "Свердлов" встретил под командованием капитана 3-го ранга Н.И. Недовесова в составе 2-й бригады речных кораблей в районе сосредоточения - протоке Нижне-Спасская. Корабль участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9августа - 2сентября 1945г. 9августа в составе маневренного отряда занял огневую позицию у острова Малайкин в устье Уссури и в 6.55 открыл огонь по дзотам, наблюдательным пунктам и казармам узла сопротивления Фуюань. При артиллерийской поддержке кораблей десантники упорно продвигались вперед, и около 8 часов Фуюань был взят. 10августа монитор, приняв на борт десант, совместно с другими кораблями вышел в район устья реки Гайецзилиань. В 19.40 десант был высажен на берег и при поддержке огня мониторов к 21.30 овладел узлом сопротивления Гайцзикоу. Затем "Свердлов" присоединился к кораблям 1-й бригады и участвовал в боях на реке Сунгари за взятие города Цзямусы. В этих боях "Свердлов" уничтожал артиллерийским огнем вражеские укрепления, доты и дзоты, высаживал десанты, осуществлял переброску войск.
Конечно, сложно вычленить действия одного корабля:
1. Бои за Сейсин. С. Е. Захаров, В. Н. Багров, С. С. Бевз, М. Н. Захаров, М. П. КотуховКраснознаменный Тихоокеанский флот
http://chapaev.ru/books/S--E--Zakharov--V--N---Bagrov--S--S--Bevz--M--N--Zakharov--M--P--Kotukhov_Krasnoznamennyy-Tikhookeanskiy-flot/
http://militera.lib.ru/h/tihookeanskiy_flot/index.html
2. Игорь Смирнов. Основные операции Тихоокеанского флота в войне с Японией Моряки-тихоокеанцы узнали о начале войны с Японией утром 9 августа 1945 года. http://flot.com/publications/books/shelf/tofvets/10.htm
3. Константин Алексеев. Годы, ушедшие в историю http://flot.com/publications/books/shelf/tofvets/11.htm
4. Аполлон Перм. В десанте на остров Шумшу http://flot.com/publications/books/shelf/tofvets/15.htm
5. Владимир Стрельцов. Встречайте нас, Курилы http://flot.com/publications/books/shelf/tofvets/16.htm
6. Игорь Смирнов. Одиссея минного заградителя "Гижига"
7. Фото по тральщикам АМ в основном в форума "Авиабаза". http://forums.airbase.ru/
8. А. ПАПЕРНО. ЛЕНД - ЛИЗ ТИХИЙ ОКЕАН http://www.transport.ru/2_period/more/96_6/amer_vl.htm
9. Бережной С. - Флот СССР. Корабли и суда лендлиза.http://www.torrentino.net/torrent/60466
10. Морская гвардия отечества Чернышев Александр http://www.e-reading.club/book.php?book=1031086
11. Сорокин, Анатолий Иванович; Краснов, Владимир Никитич. Корабли проходят испытания. (Как принимался корабль по ленд-лизу) http://militera.lib.ru/tw/sorokin_krasnov/24.html
Заметки С. Бевза в газете "Боевая вахта" "Пример мужества и отваги". 12.08.1995г., 22.7.1995г., 29.7.1995г.
Захаров, С. Е., Багров В. Н., Бевз С. С., Захаров М. Н., Котухов М. П. Краснознаменный Тихоокеанский флот http://militera.lib.ru/h/tihookeanskiy_flot/index.html
Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура http://coollib.com/b/221951/read
Приложение 1
из книги (11)Сорокин, Анатолий Иванович; Краснов, Владимир Никитич
Корабли проходят испытания (часть сократил):
"В 1945 г. ... в испытаниях и приемке в США минного тральщика типа 'УМС'. Пароход 'Тобол', на котором разместилась сцецкоманда, вышел из Владивостока в первых числах июля. Кратчайший путь через пролив Лаперуза был небезопасным. За несколько дней до выхода 'Тобола' в море в этом районе японской подводной лодкой было потоплено советское торговое судно 'Трансбалт'. Поэтому 'Тобол' следовал через мелководный Татарский пролив, обходя Сахалин вдоль его западного побережья.
Через две недели пароход ошвартовался у одного из причалов базы американского флота Колд-бей, расположенной на полуострове Аляска. Здесь для оказания помощи спецкомандам в испытаниях и приемке кораблей находилась группа советских офицеров. Все принимаемые и уже принятые корабли сводили в особый отряд, которым командовал контр-адмирал Б. Д. Попов. Начальником штаба был капитан 1-го ранга Е. М. Симонов.Контр-адмирал Борис Дмитриевич Попов и капитан Уильям Стюарт Максвелл ( справа)
На тральщике были установлены подсекающий трал 'Оропеза' неконтактный электромагнитный трал LL, откидной шпиронный акустический трал и акустический буксируемый трал в виде двух ударяющихся друг о друга в воде металлических труб. Этот комплекс трального вооружения обеспечивал траление якорных и донных мин с различными принципами действия взрывателей. Управление работой электромагнитного трала осуществлялось с помощью специального прибора, который обеспечивал заданный ритм электропитания трала от специального дизель-генератора мощностью 540 кВт.
Артиллерия тральщика состояла из одной 76,2-мм пушки, двух 20-мм автоматов типа 'Эрликон' и двух 12,7-мм пулеметов типа 'Браунинг-Кольт'{356}. Для поиска подводных лодок на корабле имелась гидроакустическая станция типа WEA-1. В состав противолодочного оружия входили два кормовых бомбосбрасывателя, два палубных бомбомета и 20 глубинных бомб.
Радиолокационная станция SO-1 позволяла обнаруживать надводные и воздушные цели, а с помощью аппаратуры опознавания АВК и BN (свой - чужой) можно было определять государственную принадлежность цели. В состав навигационного оборудования входили гирокомпас, два магнитных компаса, эхолот, лаг, радиопеленгатор, секстаны, хронометры и другие приборы.
В первых числах августа в Колд-бей прибыли два тральщика с бортовыми номерами '285' и '287', предназначенных для передачи двум советским экипажам. Первый выход корабля в море на приемосдаточные испытания состоялся 5 августа. Офицеры и матросы были расписаны по командным пунктам и боевым постам, чтобы наблюдать за работой механизмов и оборудования, которые обслуживались американскими специалистами. На борту находились два американских переводчика и один советский - В. Куприянов. Старшим флагманом с советской стороны был командир дивизиона тральщиков капитан-лейтенант А. К. Шевелев. В море вышли дивизионные специалисты И. Трегубов, М. Астахов, П. Григорьев, С. Саблуков, Г. Пяткин. На корабле находился и капитан 1-го ранга Б. В. Никитин - представитель колд-бейской группы приемки кораблей, которая вместе с командованием кораблей и американскими офицерами штаба базы разрабатывала программы испытаний принимаемых кораблей, суточные планы испытаний, задания на выполнение огневых задач и обеспечение, а также другие документы, необходимые в ходе испытаний и приемки корабля.
На первом выходе в море проверяли маневренные элементы корабля при следовании с тралом и без него. Пробегами по мерной линии были найдены скорости тральщика при различных режимах работы машин. Определили поправку лага после его регулировки, замерили инерцию и диаметр циркуляции. В пределах отведенного полигона для испытаний проверяли работу эхолота измерением различных глубин от минимальной до максимальной. На малых глубинах бросали ручной лот и его данные сравнивали с показаниями эхолота.
За работой гирокомпаса особенно внимательно следил штурман В. Тупиц и штурманский электрик А. Мусенко. Устойчивость работы гирокомпаса контролировали при сложном маневрировании с резкими поворотами и различными углами перекладки руля. Одновременно проверяли работу рулевого устройства, управление рулем из ходовой рубки и с аварийного поста.
Для проверки якорного устройства выбрали максимальную глубину, которая еще допускала стоянку на якоре при почти полностью вытравленной якорной цепи. Проверив работу ленточных тормозов, с помощью которых стопорится цепь, выбрали якорь, электрики измерили токи нагрузки электромотора якорного брашпиля; якорное устройство действовало безотказно и было принято советскими моряками в постоянную эксплуатацию.
На втором выходе корабля в море проводили артиллерийские стрельбы. Было сделано несколько выстрелов из пушки и две-три очереди из автоматов и пулеметов. С испытаниями и передачей корабля американская команда спешила. Поэтому многие испытания и проверки проводились весьма упрощенно. Так, гидроакустическая аппаратура не была проверена по подводной лодке, ограничились испытанием гидролокатора в режиме излучения в воду. Правда, гидроакустик Ганжин чуть позже все же получил несколько эхосигналов от стоявшего недалеко от нас американского фрегата, что подтвердило правильность функционирования гидролокатора. Также проверялась и вся радиоаппаратура.
Последние дни испытаний в море отводились на проверку противолодочного вооружения и трального оборудования. В наиболее глубоком районе полигона с кормы тральщика на полном ходу были сброшены четыре глубинные бомбы, по две с каждого бомбосбрасывателя, а между первой и второй парами бомб произвели выстрелы из палубных бомбометов правого и левого бортов по траверзным направлениям. Взрыватели бомб были установлены на глубину в несколько десятков метров. Корабельный бомбовый комплекс сработал правильно.
Работу главных дизелей, источников электроэнергии и различных вспомогательных механизмов корабля проверял личный состав электромеханической части в течение всего периода испытаний".
Приложение 2 http://photo.ukamo.org/?page_id=1267
Л.В. Малаховский, участник секретной операции 'мильный столб', будущий профессор-филолог из Санкт-Петербурга, вспоминал: ' Я был одним из рядовых участников этой операции и знал далеко не все, но, думаю, мои воспоминания могут тем не менее быть интересны исследователям истории российско-американского сотрудничества на Аляске. Для осуществления операции был сформирован специальный отряд Тихоокеанского флота со штабом во Владивостоке. Именно туда я прибыл в марте 1945 года из Москвы с 30 другими студентами Военного института иностранных языков, которые должны были работать в качестве переводчиков при передаче кораблей. ........
Командиром базы был капитан 1-го ранга Максвелл, русский по происхождению, в то время ему было 58 лет. По его рассказам, он убежал из Одессы в возрасте 8 лет, пробравшись на корабль, идущий в Америку.
Передача кораблей началась в самые первые дни. Американские военные корабли прибывали в Колд Бэй группами каждые две недели, в каждой группе по 2 десятка кораблей. Главным образом это были небольшие противолодочные корабли (охотники) и траулеры с командой в 25-50 человек. Наиболее крупными судами, переданными советскому флоту, были фрегаты с командой более 200 человек. Как только прибывала группа американских военных кораблей, советская команда поднималась на борт каждого судна, таким образом, в течение всего времени передачи на нем были две команды - американская и советская - на две недели. Каждый специалист должен был с помощью переводчика понять все инструкции и освоить соответствующее оборудование. Беда была в том, что ни один из советских моряков не знал английского (уровень образования большинства из них был 4-5 классов начальной школы) и ни один американский моряк не мог говорить по - русски. Кроме того, на каждом корабле было только по одному переводчику. Так как нам приходилось работать также и в штабе, в порту и госпитале и т.д.,- у американцев собственных переводчиков не было. Поэтому наши переводчики были очень загружены.
Чтобы научить советских моряков новым специальностям, гидроакустике и радиолокации, был организован специальный курс, на котором они слушали лекции и практически тренировались в поиске подводных лодок на специальном тренажере. Курсы вел мистер Хэндерсон, сорокалетний профессор Массачусетского технологического института. Я был назначен постоянным переводчиком на курсах из - за некоторого опыта в радиотехнике, который я получил, работая радистом на фронте. За 4 месяца моей работы на курсах я хорошо познакомился с Хэндерсоном, который оказался очень милым и умным человеком.
"3 сентября война с Японией закончилась, и в тот же день американская сторона, согласно решению нового президента, прекратила все поставки по ленд-лизу. Они перестали поставлять нам не только новые военные корабли, но и продукты питания и другие предметы первой необходимости. Возникла катастрофическая ситуация: на камбузе не оставалось продуктов, но мы не могли их больше брать со склада. Нужно было как можно скорее возвращаться домой, но не было транспортных средств опять же из - за прекращения действия ленд-лиза. В этот критический момент командир базы Максвелл оказал нам огромную помощь. Он приказал под свою личную ответственность обеспечивать нас провизией в течение всего времени нашего пребывания на базе и помог нам с транспортировкой".
Один из тех советских моряков был будущий адмирал Владимир Михайлин. Он вспоминал, что его служба на Тихоокеанском флоте началась с марта 1945 года, когда его назначили командиром сторожевого корабля и с экипажем был направлен в США на Аляску в бухту Кол-Бэй принимать корабль. 'Это был по тем временам новейший корабль, водоизмещением около 2500 тонн, оснащенный 76-мм и 45-мм корабельной артиллерией, с мощным противолодочным вооружением, гидроакустикой, и, главное, радиолокацией. Американский сторожевик, получивший имя ЭК-9, мы освоили, и в конце июня прибыли во Владивосток, готовясь к войне с Японией. В начале августа я был вызван в штаб флота и получил задачу: принять на корабль батальон морской пехоты, командира сил высадки со штабом и следовать в составе десантного отряда в корейский порт Сейсин с последующим его захватом. К Сейсину подходили в густом тумане по радиолокации, что для японцев оказалось полной неожиданностью. Швартовались прямо к причалу. Батальон высадился в считанные минуты и сразу же завязал бой на территории порта. Вслед за нами в порт стали заходить другие корабли с десантом, баржи с артиллерией и танками. Бои за Сейсин закончились 17 августа. В тот же день был получен приказ следовать во Владивосток, а с прибытием туда - направляться в состав десантного отряда в порт Маока. Это была последняя боевая операция, в которой участвовал 'Эк-9', - писал будущий адмирал.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"