Долго готовился к написанию заметки о Шауле (Сауле), но, собрав материал, оказался морально не готов - всегда хочется подсмотреть, что же там было на самом деле.
В чем сложности:
1. "Историю пишут победители, а изучаем мы ее по последствиям". Победил дом Давида, а дом Шауля проиграл.
2. Современные евреи (и я в том числе) - "выходцы" и наследники Иудеи, и у Давида должен быть наследник машиах (мессия). Предпочтения понятны.
3. Книги, описывающие эти события, писались под "руководством" дома Давида и в его пользу, уничижительно в отношении Шауля и его наследника. Народ не видел, как Шмуэль помазал Давида на царство. Так же, как не видел, как Давид объявил наследником Шломо (Соломона) , лишив прав законного наследника Адонию, наследника не только по старшинству, но и по своим качествам личным и с опорой на воинскую традицию. http://samlib.ru/z/zusmanowich_s_m/3136.shtml
Поэтому начал с конца.
Конечно 2-й мелэх (царь) - сын Шауля - Ишбошэт, а не Давид, как пишут и считают многие.
Шемуэйл II 2 (8) Но Авнэйр, сын Нэйра, военачальник Шаула, взял Ишбошэта, сына Шаула, и повел его в Маханаим. (9) И поставил его царем над Гиладом, и Ашури, и Изреэлем, и Эфраимом, и Бинйамином, и над всем Исраэйлем. (10) Сорок лет было Ишбошэту, сыну Шаула, когда он стал царем над Исраэйлем, и два года царствовал он; только дом Йеудин был за Давидом. (11) И было всего времени, в которое Давид царствовал в Хэвроне над домом Йеудиным, семь лет и шесть месяцев.
Возможно, 2 года относятся к последующему событию в тексте, но вопрос остается открытым. Т.к. дальше про Давида пишется - 7,5 лет. Будем считать именно этот общий срок правления Ишбошэта.
Хотя, возможно, 2 года он правил объединенным государством, а затем только Израилем без Иудеи. Возможно, Давид царем Иудеи объявил себя не сразу, а с задержкой на 2 года, что было бы естественней и логичнее.
У Шауля было четыре сына и две дочери от жены Авиноам. Три сына от этой жены погибли во время боя вместе с Шаулем. Кроме того, из династии Шауля в живых остались дети Ионатана и дети Шауля от наложницы. Сам Авнер бен-Нер - дядя Шауля, родной брат его отца.
Это нормально, что Шауль не всех сыновей взял на войну, обязательно должен был кто-то остаться, делать отрицательные выводы относительно Ишбошета на этом основании не правильно. Как и о влиянии дяди на него. Вот как раз, как военачальник Авнер должен был принимать участие в войне.
Надо понимать, что после поражения объединенного израильско-иудейского войска под командованием Шауля, Давид мог править Иудей только под контролем филистимлян, которым он служил до этого, и с их разрешения. Понятно, почему Ишбошэт вынужден отойти за Иордан, дальше от филистимлян. До этого именно Шауль помог Заиорданью (Шемуэйл I 11).
Поэтому и не воевал 7 лет Давид против филистимлян, и не мог ничего сделать Давиду Ишбошэт, не имел он силы воевать в это время против филистимлян.
Давид стал царем над Иудеей с полного согласия филистимлян, можно предположить, что Давид в период его правления Иудеей был вассальным правителем. Cудьба Ишбошэта была предрешена.
Возможно, Давид был поставлен сначала вассалом, а потом (через 2 года?), объявил уже официально себя царем (мелэх) Иудеи. То есть именно он первым и разделил Иудею и остальные колена.
Но именно Давид в дальнейшем, укрепившись, смог окончательно освободиться от филистимлян и расширить границы. Ему по силам оказалась роль продолжателя военных дел Шауля (у последнего окончательная победа над амалекитянами).
Пропуская историю сына Ионатана, хочу отметить, что еще раз в истории встречается наследник Киша (Шауля?)
Свиток Эстэр:
"Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Бинйаминова". Киш - отец Шауля из колена Бинъямина ( что родословные такого типа приводятся не полностью, и начинаются с отца, чтобы потом перейти к основателю рода). Иными словами, в свитке Эстер стоит намек, что Мордехай - потомок Шауля. Чтобы подкрепить эту версию, следует посмотреть родословную его главного врага Амана-злодея (3:1): "Аман, сын Аммдаты, Агагиянин". Последнее имя - имя амалекитянского царя, которого следовало убить Шаулю. Иными словами, в свитке Эстер намекается, что противостояние Мордехая и Амана - это завершение круга противостояния Агага и Шауля. И, соответственно, смерть Амана - это завершение дела Шауля.