Если вам взбредет в голову совершить путешествие в Казахстан и притом на автобусе, знайте, государственную границу вам придется пересекать ночью.
Но это, на удивление, не тяжело.
Но Российской таможне, которая сама по себе просто домик-коробочка, без изысков и докучливого дизайна, досмотр багажа занимает минут пятнадцать, тут же можно посетить теплый и бесплатный туалет, что после автобусного терпежа не лишне.
А вот уж на Казахской таможне, такой же коробочке, только с другим флагом на крыше, кроме столь же беглого досмотра вещей, вас непременно сфотографируют и поинтересуются, для чего вы сюда приехали.
Ответ устраивает произвольный.
Я сказал, что в гости к приятелю.
На обеих таможнях работают рослые и симпатичные юноши и девушки, одетые в скучные, мешковатые штаны, грубые, словно для турпохода, ботинки и куртки со множеством карманов, а зачем они так одеты - непонятно. Но их начальству виднее.
Но одной из таможен я видел парня в такой вот форме, он был с собакой. Они сонно прошли мимо автобуса, оба дежурно принюхиваясь. Это была проверка пассажиров на запрещенные вещества!
Сразу повеяло тайной и даже таинством и чем-то властным и значительным.
Дескать, "недаром хлеб едим".
Города Казахстана по этническому разнообразию, конечно, не такие, как Нью-Йорк или Париж, но тоже любопытны. Делить их население на русскоязычное и казахское не точно, потому что большинство казахов свободно разговаривает на русском, а молодое поколение еще и на английском.
Этнические казахи меж собой резко различаются. Есть меж них люди плотные, коренастые, с жесткими прямыми волосами, продолговатыми глазами, короткими носами и выпукло круглощекие, а есть казахи, как бы сухие, тонкие, высокие, с волосами чуть вьющимися, большеглазые и носатые, что явно указывает на общее происхождение от двух-трех народов-предков.
Те жители, что потомки добровольных или вынужденных мигрантов с Запада - России, Украины, Северного Кавказа - тоже легко различаются между собой.
Если бы моей целью было художественное произведение, вероятно, я бы принялся шутить, что "украинскую девушку можно определить по тому, если из-за угла появляется сперва бюст, а потом уж сама владелица бюста, так это этническая украинка, а девушка из Кавказских семейств - та, даже вынося пакет к мусорному баку, непременно наденет туфли на шпильках и ожерелье, русскую же можно узнать по родным тоске и задумчивости в глазах, в которых веками прописано: мужики накосорезят, а мне исправлять", но!
Цель моя - строгий слог, почти научная работа.
Историческая заметка - вот моя цель.
Вообще, ничто так хорошо не определяет национальность и культурные предпочтения человека, как его стол.
Нигде в мире не едят так много, и притом особенно много мяса и молочных продуктов, как в Казахстане.
Мясо присутствует на столах казахстанцев с раннего утра до позднего ужина.
И вареное, и печеное, и жареное, и в виде колбас, и котлет, и черт поймет, в каком еще виде.
Молоко, невзирая на совет Моисея, льется сразу вслед за мясом рекой.
Холодильники ломятся от запасов мяса, масла и сыра даже в совсем небогатых семьях, а уж в ресторанах вам предложат на выбор такие огромные порции мясного и все отменного качества, что понимаешь - обед на Востоке - священнодействие, после которого работать - смешно, да и грех.
Но если в каком-нибудь ресторане Астаны вы, дурачась или из прихоти, спросите гречневой каши, вам вежливо ответят, что здесь не больница и предложат для поддержания сил порцию хотя бы бешбармака.
Вообще, жители Казахстана весьма здоровы, неторопливы и вежливы. Причиной тому, очевидно, очень здоровый степной климат.
Воздух там сух и чист. Вода в родниках вкуснее вина.
А там, где легко дышится, и жить удобнее.
Одеваются жители Казахстана в одежду пошитую в Китае или Узбекистане, местного текстиля я почти не встречал, за исключением национальных костюмов, которые стоят безумно дорого и используются редко - гостями и молодыми на свадьбах или артистами на концертах приуроченных к государственным праздникам.
Как-то, идя мимо кафе, я застал выход на улицу местной свадьбы. Мужчины и женщины были одеты очень красочно - яркие, глубоко бордовые, сочно синие и густо зеленые, сверкающие чистым серебром и золотом халаты и затейливо расшитые тюбетейки - такие круглые, как мисочки, шапочки без козырька, в которых совершенно не жарко и при тридцати градусах. Я купил позже такую на рынке и не жалею.
Фотографировать я не решился, боясь показаться невежливым.
Кроме одежды, Китай и Узбекистан поставляют в Казахстан различную технику, автомобили и фрукты. Китай, помимо этого, строит изумительные, просто зеркальные автобаны с правом их коммерческого обслуживания и проводит на свои средства газификацию даже совсем крохотных поселений, рассчитывая на дальнейшую эксплуатацию сетей.
Все это казалось мне удивительным и непривычным.
Мне довелось наблюдать прокладку газовой магистрали в одном городке. Работу производили местные мастера. Они врукопашную закатывали шестиметровый отрезок трубы
на опущенные ковши двух экскаваторов, затем трактористы синхронно эти ковши подымали, и трубу укладывали меж рогулек на металлических столбах. Дальше в дело шел сварщик.
Это остроумное использование двух тракторов вместо одного крана, с полнейшим игнорированием малейшей безопасности, было мне близко. Это было "оттуда", где "голь на выдумки хитра"
Где "не жили богато, нечего начинать".
Мое путешествие по Казахстану ограничивалось небольшим отрезком поймы реки Ишим.
Места эти давным-давно были очень живописны - красные, пластинчатые скалы, курчавые шапки из зарослей ивы и карагача по высоким берегам, песчаные отмели и десятки родников, бьющих ледяными струями очищенной бесконечной степью воды.
Каждый родник - это чудо, и, естественно, вокруг них существует множество местных легенд и поверий, да и просто историй, так что любителям разных сказок стоит приехать,
напитаться.
Я нарочно выбрал день и целиком посвятил его одному роднику.
Чтобы добраться до него, мне пришлось по довольно крепкой жаре сначала перебраться по ветхим мостам через глубоко прорезанные паводками балки со стоячей водой, потом еще долго спускаться - и все на солнцепеке! - по глиняной дороге, вьющейся меж непролазных кустов, но дело того стоило.
Родник бил широкой струей, в шагах ста за мостом по правую руку. Вода была на вкус изумительна. Огорчало только большое количество предметов, выдававших посещения родника человеком.
Бутылки из-под газировки, водки, плохо обглоданные кости рыб и птиц, банки, пакеты.
Какие0то резинки, тряпки, ватки.
Это лежало даже не в куче, а всюду.
"Кого же винить?" - подумал я тогда, - "Эта земля не их земля, вот и все".
Сразу за родником, вверх по течению, тянулась мелкая заводь, выходящая к одному из рукавов реки, спрятанному в камышах.
Я пошел по каменному дну - вода здесь доходила до колен и была прозрачна и тепла - просто, чтобы посмотреть: а что там? И тут из камышей вышел мужчина, казах. В правой руке он держал спиннинг, а в левой сачок со щукой килограмма на два, не меньше.
- О, - невольно произнес я, - вот это улов! И долго стояли?
Мужчина помолчал.
Мы смотрели друг на друга, и странно, в его глазах явно сквозило пренебрежение.
- Минут двадцать, - он ответил, и слышалось нежелание разговаривать.
- Поздравляю, - сказал я, и мы разошлись.
Сделав пару поворотов, я добрался, наконец, до протоки. Ивы здесь почти сомкнулись, сползая в воду с обоих берегов, и было видно, что река мелеет - ее старые берега, еще различимые, уже зарастали, вода, текущая в стрежне пока свободно, уже теряла силы.
Вернувшись к мосту, я увидел того мужчину рыбака, но теперь к нему присоединилась компания из двух, похоже, семейных пар с тремя девочками лет десяти. Они приехали на машинах и уже раскладывали на покрывале закуски.
Горел костерок из сухих веток, и слабо слышались разговоры. Любопытно, звук казахской речи чем-то отдаленно напоминал язык французов, хоть и соглашусь, что это ерунда полнейшая. Но это я не как лингвист, скорее, как музыкант.
Я сидел поодаль на теплом камне, сушил ноги и собирался уходить, а тут опять туристы!
Чуть проехав мост, остановилась новехонькая машина, открылись дверцы, и я увидел юношу и девушку, русских. Из машины они не выходили, а сидели и молчали. Потом у них громко заиграла музыка - это был "рэп". Слова угадывались с трудом, кроме бранных - те произносились исполнителем отчетливо. Содержание песни было мрачновато - потеря жизненных ориентиров.
Постояв минут десять и угостив всех присутствующих ненормативной лексикой, парочка любителей "рэпа" неожиданно укатила.
Я смотрел на компанию казахов - те были совершенно спокойны. Девочки и одна женщина купались, две других готовили. Один из мужчин прохаживался по пляжу, собирал мусор и бросал его в огонь, другой устанавливал небольшой тент от солнца, словом, обычный пикник.
Что скажешь - кому-то хочется слушать реку, кому-то про потерянные ориентиры.
Нынче в политике говорят, что мир многополярен, значит, многополярны и эстетика и мораль.
Даже логика у современного человечества не едина.
Выбор за личностью.
Возвращаясь из путешествия, я опять проходил таможни.
В этот раз на российской девушка долго разглядывала мой паспорт, и строго спросила:
- Вы выезжали из России через другой пункт?
- Да, - я ответил и забеспокоился, а вдруг это нарушение?
Она продолжала внимательно меня разглядывать.
Я не придумал ничего лучше, как осклабиться приятной, такой земляческой улыбкой.
- Не нужно улыбаться, ничего смешного здесь нет - вы въезжаете в Российскую Федерацию, - сказала она строго, возвращая паспорт.
- Извините, ошибся, - а что еще скажешь человеку при исполнении.
Автобус ехал уже по Южно - Сибирской полустепи - полутайге, а я все думал о Казахстане, о людях и о себе. О своих ошибках, которые, в сущности, мой мгновенный портрет, и даже об ошибках народа, к которому я принадлежу.
И знаете что - путешествовать, конечно, интересно и не скучно.
Но Россия - единственная страна, где мне не скучно жить.