Как именно богатство Лувра, собранное в эпоху Наполеона, повлияло на французов? В чём таилась загадка и тайна великого полководца?
Все ответы предоставит российский профессор Ян Крейда. Париж удивится сполна...
Посвящается Зубенкову Дмитрию Анатольевичу
В ЛУВРЕ
Глядит из вечности Джоконда,
Даруя радость бытия,
Освещена как будто солнцем
Ее нетленная душа.
Я в зале, у ее портрета...
Не в силах оторвать глаза...
Улыбкой сдержанной согрета
Таинственная глубина.
Спокойный взор насквозь пронзает,
Всё знает точно обо мне...
Ей вЕдомы границы рая,
И крУги ада на Земле...
В ней совершенная природа
И высший свет переплелись,
Сильна любовью и свободна,
Царит торжественная жизнь.
Так я стояла в изумленьи,
Пока парижский вечер стих...
К стыду, не помню впечатлений
О Лувре больше никаких.
Ольга Василева
ПРОЛОГ
Париж, 23.34
Полководец Наполеон I Бонапарт шёл по коридорам одноимённого музея. Он устремился к первой попавшей ему на глаза картине, полотну "Джоконда" (Леонардо да Винчи). Немного постояв над ней, он устремился к следующему шедевру: к "Прекрасной садовнице" (Рафаэля). Затем были и другие картины, такие как: "Брак в Кане Галилейском" (Паоло Веронезе), "Маленький нищий" (Мурильо) и "Христос на Кресте" (Эль Греко).
- Superbement!
Стоявший перед искусством полководец потеплел, потом медленно улыбнулся. Всего в пяти метрах от него, весела картина Вермера "Кружевница", а рядом с ней полотно Дюрера "Автопортрет с чертополохом". Всё это принадлежало ему.
Наполеон, прежде чем податься на военную службу, всегда очаровывался искусством. При власти он начал собирать лучшее со всего мира. Свои трофеи он держал в одном месте. И оно называется Лувр.
***
Ян Крейда открыл глаза.
Где-то звучала музыка. Непривычно резко и пронзительно. Подняв подушку, он стремительно залез под неё.
"Так рано?"
Постепенно начинала визжать голова.
- Может, хватит уже!
Профессор посмотрел на ручные часы. На них было 9.03 утра.
- О Боже!
Раздался стук в дверь.
Крейда поднялся, чтобы открыть её. Он накинул бархатный халат и направился к ней.
- Профессор Крейда?
- Он самый.
- Я курьер. Мне приказали, лично вам в руки, передать, вот это, письмо.
Крейду всё ещё раздражали звуки музыки, которые доносились этажом выше.
"Письмо?"
Взгляд упал на конверт. На нём он увидел надпись:
Всемирный французский музей "Лувр"
Крейда немного взволновался.
- Интересно выходит, - сказал профессор. - Не успел приехать в Париж, как мной заинтересовались... Видимо, моя лекция понравилась.
Профессор улыбнулся.
Курьер шутку не понял.
- Также просили передать, что вы должны согласиться.
"Согласиться?"
Крейда, как раз-таки, и не понимал о чём идёт речь. История с Кремлём и с Россией, в общем, сделали его своего рода знаменитостью во всём мире.
- Спасибо! - профессор поспешил выхватить конверт. Он закрыл дверь прежде, чем курьер успел что-либо сказать.
Крейда присел на кресло и, хмурясь, смотрел на письмо.
"Ох уж этот Париж..."
Он устало взглянул на люстру. Она в это время, немного, шаталась от музыки.
- И не спится же этим французам.
"Я устал!"
Тяжёлым для Крейды выдался последний год. Спекуляции, провокации в его честь со стороны СМИ отразились на нём очень плохо.
"Знали бы, как мне, не хорошо. Даже в Париже..."
Российская пресса прозвала его: "Разрушителем". Его, даже, включили в список самых вредных и опасных для общества историков. И вот сейчас далеко от дома оказанная ему российской прессой честь обернулась тьмой, преследовавшей его даже в музее великого и исторического "Лувра".
- А теперь встречаем, - объявил пожилой ведущий на весь, битком набитый, музей, - профессора Яна Крейду.
Прозвучали громкие аплодисменты.
- Здравствуйте, - сказал профессор. - Также всё начиналось год назад и в Кремле. Надеюсь, никто не собирается оставлять на сиденье свой палец.
Публика поняла, о чём идёт речь. Ведь, ровно год назад, профессор Ян Крейда выступал в Кремле с докладом, пока не произошло интересное событие. Преступник оставил ампутированный палец с перстнем Ивана Грозного, на одном из зрительских сидений. Далее последовала разгадка "тайны Кремля", поиск "библиотеки великого российского царя"; и, конечно же, было зачитано "письмо Юрия Долгорукого". Всё это, а в особенности, последнее из названных событий, повлекло за собой переворот - революцию!.. Великой России, которая после всего этого распалась на десятки Республик.
Аплодисменты в честь Крейды прозвучали снова.
"Ну, с Богом..." - подумал профессор.
Крейда выдавил робкую улыбочку. Он знал, что его французский слегка хромает. И поскольку сегодня он опрометчиво вырядился в белую рубашку и темный, как смоль, пиджак, то решил говорить внятно для самих французов.
- Надеюсь, друзья, - сказал Крейда, - ничего подобного сегодня не произойдёт.
Все дружно расхохотались.
- Я прочту вам доклад на тему: "Тайна Наполеона".
Стук в дверь прервал размышления Крейды.
Он обречённо вздохнул и открыл её.
- Слушаю вас.
Как и ожидалось, это снова был курьер.
- Профессор Крейда, прошу прощения за беспокойство. Но я всё же хотел бы услышать от вас ответ.
Крейда проснулся окончательно.
- Ответ?
"Не думал, что утром от меня чего-то захотят".
- Но я ещё не прочитал письмо...
- Его читать и не надо.
"Не надо?"
- К вам сейчас придёт директор Лувра лично.
"Что?"
"Зачем?"
"Ко мне?"
- Неужели?
Курьер решил не отвечать на это удивление со стороны профессора. Он поспешил удалиться.
"Но куда же вы?"
Крейда не успел запереть дверь, как вдруг ему пришлось открыть её снова.
- Всё-таки вернулся.
Профессор улыбнулся.
Он открыл дверь.
- Вы?
Перед ним появился не курьер, как этого ожидал Крейда.
- Профессор Крейда. Я, Жерар Улье, директор музея Лувр.
"Мне об этом говорить не стоит".
Крейда замер. Директор Всемирного французского музея Лувр. Он знал этого человека не понаслышке.
- Я знаю, господин Улье. Чем могу помочь?
- Можно войти?
Крейда растерянно распахнул дверь.
- Да, конечно. Входите, - сказал профессор и притворил дверь на один поворот ключом.
На него смотрело полноватое лицо с невыразительными чертами. Да и сам мужчина в чёрном костюме был невероятно толстый.
- Чем я заслужил такое почтение, господин Улье?
Крейда колебался, ощущая на себе пристальный изучающий взгляд директора.
- Что-то случилось?
- После вашего выступления, у меня в музее, местные газеты подняли шум.
"Шум? Интересно какой?"
- А каком шуме вы говорите? - удивился Крейда.
- Вы озвучили, что Наполеон затеял войну из-за картин...
У Крейды возникло тревожное предчувствие. Действительно, он об этом зачитал в музее. Во Франции...
"Да как вы смеете..."
Что-то на подобии этого он мог бы услышать. Но все знали, что Ян Крейда всегда зачитывает факты, а не теорию.
Профессор улыбнулся.
- Именно, господин Улье.
- И вы хотите сказать, что эту, подчёркиваю, вашу, теорию, можете доказать?
- Да...
Директор вздохнул и подвинул конверт, который профессор не так давно получил от курьера.
- Прочтите...
- А, письмо!? Да, конечно.
Увидев цифры 1000 000 $, Крейда похолодел.
- Надеюсь, этого хватит.
"Хватит?"
"Он что издевается?"
"О Боже я богат!!!"
Крейда не сводил глаз с листка бумаги, и его удовлетворение и восхищение выразились в растерянном возгласе:
- Это что один миллион долларов?
- Мало? Мы можем ещё добавить тысяч двести долларов.