Г-н N: Ассирийский царь, согнав тысячи рабов, отстроил разрушенный Вавилон. Советский диктатор руками миллионов политзаключенных поднял страну из разрухи. Отец американского автомобилестроения нанимал рабочих, чтобы иметь прибыльный завод. Не вижу разницы. Да и как иначе? Подавление заложено в самой структуре общества с иерархической вертикалью, зачем лицемерить...
Зорин: Но, согласитесь, формы правления становятся мягче...
N: И связано это прежде всего с техническим прогрессом и достатком, который смягчает нравы. В позднем Риме, например, было много вольноотпущенников, вещь немыслимая в суровые времена Катона Старшего.
З: И все-таки сегодня мы наблюдаем, какие плоды приносит развитая демократия.
N: Заблуждение, Вы путаете причину со следствием. Болтать о равноправии легко, когда сыт. Западную демократию поддерживает накопленный за века потенциал - колониальная, в широком смысле, политика, авантюристический дух европейцев, покорявших мир... Недаром из всех существовавших цивилизаций Тойнби выделяет Западную как самую агрессивную. Сейчас, когда войны перенесены в сферу идеологии и экономики, а конвой товаров из колоний сменила паутина мирового хозяйствования, Запад потребляет подавляющую часть ресурсов Земли, перетянув одеяло на себя... Налицо олигархия в мировом масштабе, раёк в отдельно взятом регионе. При чем здесь демократия? Если бы на Западе воцарился вдруг первобытнообщинный строй, и его бы считали наиболее прогрессивным, ведь у богатого самый правильный из всех размер ботинок. Я не против, только говорить, что богатый богат благодаря этому размеру, извините, порочно... Впрочем, еще Паскаль заметил, что люди не очень понимают добродетель, зато очень хорошо знают силу, и поэтому часто нарекают сильное добродетельным...
З: Однако исторический опыт показывает, что в странах со справедливым, демократическим укладом наступал расцвет культуры, например, в Греции...
N: Ну, греки, прежде чем стать провинцией Рима, вообще-то, все время метались между тиранией и демократией. Кстати, Аристотель, Платон и Сократ были ярыми противниками демократии. Известно также, что бесчинств, творимых в Афинах при демократии, при тиране Писистрате не было и в помине... Но я вообще не понимаю, о чем идет речь: власть всегда власть, даже в муравейнике есть элита и плебс. Именно поэтому анархо-коммунистическая идея будет всегда привлекательна и будет осуществляться в различных формах - от крохотных религиозных общин до искоренения неравенства в целых странах, будь то движение маздакидов, восстание желтых повязок или Советы. Я уверен - за ней будущее, если только до этого люди не перережут друг другу глотки... Опыт России был просто преждевременный, первый блин, который всегда комом...
З: Тогда чем же Вы объясните крушение тоталитаризма в 91?
N: Давайте прежде отбросим идеологические клише! Ведь теперь, задним числом, все стало очевидным: старания наших оппонентов в холодной войне не пропали даром. Странно не то, что СССР распался, странно, что он просуществовал семьдесят лет. К тому же идеалы семнадцатого года к семидесятым изжили себя, что, впрочем, и естественно. Хотя еще моя неграмотная бабка держала, вместо иконы, фотографию Ленина. Но главная причина все же психологическая. Знаете, после Первой Мировой, когда едва разобранные горы трупов, казалось, предвещали вечный мир, у Шпенглера как-то спросили, будет ли новая война. Конечно, ответил он, как только вырастет поколение, ее не пережившее. Так вот у нас за забором выросло поколение, которое не видело ничего, кроме развитого социализма, и которому не с чем было его сравнивать, кроме своих грез. Я хорошо помню те настроения - я и сам принадлежу к застойным семидесятникам, на чьей совести крах, - никто не верил набившим оскомину сказкам об инфляции, кризисах, безработице, только смеялись... И никакими силами нас было не переубедить. Из-за ограды детского сада мир кажется прекрасным, запретный плод всегда сладок... Мы крутили кукиш в кармане подрастерявшимся воспитателям и были довольны. Да и те оказались не на высоте... Революция девяносто первого - это бунт школяров...
З: Немного доморощенное объяснение...
N: Почему? За отсутствие нормальной динамики расплачиваются революцией, любой застой кончается встряской...
З: Вы хотите сказать, что лечение оказалось хуже болезни?
N: Попробовали - убедились... Верните прошлое, и никто не захочет настоящего... К сожалению, ошибаются только раз...
З: Значит Вы - апологет прошедшего?
N: Скорее поборник очевидного. Мне стыдно за свою наивность, стыдно, что "защищал" Белый дом... Мы все жестоко обманулись: что имеем - не храним...
З: Но многие считают по-другому...
N: Мне незачем кривить душой - мне за это не платят...
З: А как Вы относитесь к числу основных завоеваний - свободе слова и выбора?
N: Пожалуйста, говорите сколько вздумается по другую сторону экрана. /Смеется./ Чтобы услышать все мнения, надо каждому дать по Останкино, чтобы уравнять всех в правах, каждый должен хотя бы чуть-чуть побыть президентом. Кстати, существовали маленькие греческие полисы, где это было принято... Но демография навсегда похоронила подобные эксперименты... Ну а если серьезно, то ведь мы видим события в кривых, и это неизбежно, зеркалах СМИ, открытое общество прежде всего открыто для лжи... Только вдумайтесь - отработанные технологии выборов... В корне перечеркивает саму идею... Абсурд... С другой стороны, а как же иначе? Спектакль создает иллюзию причастности... Так интересуются мнением ребенка, но кто его учитывает? В нашем языческом мире выборы еще одно шоу...
З: Почему в языческом?
N: А каком же? Кончилась тысяча лет - эра слова, эпоха книг, которые породила Книга. Человечество, пройдя виток, заданный христианством, вернулось к язычеству... "Не собирай богатств на земле, где их поест моль и ржа" Идея внутреннего совершенствования выдохлась... Оглянитесь - вокруг мало кого манит Царство Небесное... Ситуация напоминает поздний Рим с его обилием культов и все пронизывающим: "Наслаждайся, смертный!" Среди мечущихся философов современности можно разглядеть своих стоиков, киников, эпикурейцев... Бог обретает все более расплывчатые черты... По-моему, последним пристанищем христианского духа, где он еще теплился, был, как ни странно, Советский Союз, декларирующий примат нравственных ценностей над материальными...
З: Государство атеистов? Не могу с Вами согласиться...
N: А с Папой, назвавшим Западную цивилизацию "цивилизацией мертвых", можете? Впрочем, я не склонен полемизировать...
З: Я тоже... Ваши прогнозы?
N: Для России? Самые мрачные... Post factum можно назвать вещи своими именами. "Центр" и "Периферия", как откровенничает Сорос. Мы с Вами с периферии. Вспомните проло у Оруэлла или индейцев... Жизнь человека "Центра" стоит тысячу жизней на "Периферии". Наши с Вами русскоговорящие кумиры живут за границей. А часто Вы слышите о Китае?
З: Не очень.
N: Складывается впечатление, что там нет ученых, художников, писателей... Китаец попадает в объектив, только когда приезжает в Европу или США. Между тем каждый четвертый на планете китаец. А Россия стала всего лишь одной из зон влияния...
З: Вы полагаете, что дальнейшую историю человечества можно озаглавить как ""Золотой" миллиард и другие?" Но мир не может быть однополярным.
N: Совершенно с Вами согласен. Фронда заложена в самой Системе, кто пытается нарушить равновесие, обречен... Весь вопрос - когда...
З: У Вас, однако, едкие замечания.
N: Все что остается... Приличному человеку вообще отводится роль созерцателя, его удел - незаметно пройти по жизни, а это вырабатывает определенные качества - беспристрастность и стремление к объективности... Это оборотная сторона беспомощности - отсутствие мотивов для лицемерия...
З: Сейчас много говорят о русской идее, каково Ваше мнение?
N: Двух мнений тут быть не может, как бесспорно и то, что уже поздно... Выньте из США Американскую Мечту и статус Большого Брата, и они тотчас рассыплются в горстку штатов... Мир - многоголосица, но мы слышим только английский... Как тут не вспомнить Шопенгауэра с его "Мир, как воля..." США держатся покуда английский - современная латынь...
З: Вы пессимист?
N: С возрастом трезвеешь, а это, видимо, и есть пессимизм... Доверяешь уже не чужому мнению, а собственным глазам. Я не слишком высокого мнения о человечестве в целом. Известно, кто князь мира сего. Вглядитесь в лица вершителей наших судеб: на всех будто одна маска - злая посредственность... Это ли достойнейшие? По-моему, торжествует не демократия, но серость - геростраты, оккупировавшие кусочек чужого сознания...
З: У Вас, действительно, мрачные взгляды... Спасибо за интервью. И в заключение - Ваше имя?
N: Зачем? Оно ничего не скажет, а под этой кучей банальностей можно смело ставить любое. Кроме того, в бесстыдный век тяготеешь к скромности. Хотя бы из чувства протеста...