Гнев Везувия
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Везувий... Сколько жизней ты унес, обрушив свой гнев на Помпеи? Сколько судеб разрушил и скольких людей лишил надежд?... Клубы дыма забиваются в легкие, мешая дышать, бежать все сложнее и сложнее. Вырваться из последнего облака пепла, рывок из последних сил! И я без сил рухнула на землю. - Так, подъем, - скомандовал Неро, поднимаясь с земли и отряхивая тогу, - я не собираюсь тут сгинуть... И снова в бешеном темпе бежим дальше, сбиваясь с ног...
|
Глава 1
Я, Сара о'Коннор, археолог. Мне 25 лет, родом я из Лондона, великолепного, величественного и дождливого города. Совсем недавно мне пришло приглашение от моего коллеги-ученого, Кайна Кортеса, доктора исторических наук, приглашение на раскопки Помпеи в рамках проекта "The British School at Rome. Pompeii Project". Три главных компонента этого проекта - архивные материалы, анализ сохранившихся руин и находок и раскопки ниже уровня продуктов извержения 79 г. н.э. на примере одной инсулы.
Работы в музеях сейчас мало, поэтому от такого заманчивого предложения я не смогла отказаться, сразу же отправившись в путь. И вот прямо сейчас я смотрю на величественный Везувий, в один момент уничтоживший своим гневом целый город... В ту страшную, бесконечную ночь многие люди успели сбежать и спасти свои жизни... Но те, кто остался в городе, уснули навечно.
Казалось, та ночь не закончится никогда... Везувий извергал огонь и пепел, столпы расплавленной горной породы выстреливали вверх на скорости, превышающей скорость света, и осыпались на землю едким туманом. Люди, оставшиеся в городе, задыхались и погибали в собственных домах. А ведь когда-то это был цветущий город со своими заботами... Никогда не знаешь, как все обернется. Ни-ког-да... Я откинула полог своей палатки и зашла внутрь. Алекс, мой напарник (по словам Кайна), историк из России, должен был принести документы и записи о раскопках, которые уже проведены или проводятся на данный момент. Но на рабочем столе не было даже намека на какие-то документы. На редкость неисполнительный помощник мне попался... Я села на стул, подперла голову рукой и стала барабанить пальцами по столешнице. Интересно, доведется ли мне его увидеть именно сегодня и желательно с журналами в руках?
Только я успела так подумать, как в палатку зашел человек. Это был парень, моих лет, высокий, среднего телосложения. Черты его лица на первый взгляд могли показаться резкими, но не угловатыми. Овал лица красиво обрамляли черные, как вороново крыло, волосы. Темные глаза были чуть прищурены, а на губах играла полуулыбка. На парне были надеты рубашка песочного цвета, черные, местами потертые джинсы, удобные туфли в тон. На поясном ремне висело несколько перочинных ножичков и барсетка. Несколько странный набор для археолога. В руках он нес огромные кипы документов, перетянутых бумажным канатиком. Такое количество информации я буду изучать до конца своей жизни и даже до раскопок не доберусь! Похоже, судить об исполнительности этого человека я все-таки поторопилась. Парень, заметив мой недоуменный взгляд, с самой милой улыбкой уронил бумаги на стол. Несчастный стол прогнулся под их тяжестью. Мои мысли метались в панике, я подсчитывала, сколько времени я убью на прочтение этих записей. Но, в конце концов, я сама на это подписалась. Пока я застывшим взглядом смотрела на документы, парень в свою очередь заинтересованно рассматривал меня. Я, не выдержав такого бескультурья, в свою очередь уставилась на него. После нескольких минут игры в "гляделки", мой напарник улыбнулся и протянул мне руку для приветствия.
- Александр Архов, - его голос был мягким и немного не соответствовал внешности, - можно просто Алекс. Кайн Вам должен был сообщить о моем приезде.
- Да, Кайн мне все рассказал, - я пожала руку напарника, - также, он рассказал, что за работа нам предстоит. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.
- Аналогично, - отозвался Алекс, отпуская мою руку, - а сейчас, прошу, мисс, мы идем оценивать фронт работ.
Я посмотрела на его руку, указывающую на выход из палатки, потом на документы, которые он же только что и принес, и утвердительно кивнула, направившись к выходу. Парень коротко хмыкнул, обогнал меня и галантно откинул полог палатки, пропуская даму вперед. Я благодарно кивнула и шагнула на солнце.
В это время года небесное светило жарило нещадно. Мы сразу же направились в сторону раскопок. Над руинами работали несколько групп ученых из разных стран и значительная часть города, погребенного под землей, была уже раскопана. Мы с Алексом вышли на Виа Стабиана. Эта улица по прямой вела прямо к Везувийским воротам. В город мы зашли через Стабийские ворота, и ближе всего к нам был Малый и Большой театры. Рядом с ними находились гладиаторские казармы. Помпеи в большинстве своем унаследовали культуру римлян. И гладиаторские бои были довольно таки популярны среди граждан. Многие гладиаторы пользовались большим успехом, в том числе и у женщин. Часто на стенах казарм можно было увидеть послания от гладиаторов к девушкам и обратно...
Мои размышления прервал голос Алекса.
- Я думаю, Вы предварительно изучали историю раскопок Помпей, к тому же Кайн отправил Вам некоторые документы, но я все же осмелюсь поведать Вам некоторые факты из истории изучения Помпей, которые могут быть Вам неизвестны, - Алекс заложил руки за спину.
- Что ж, очень интересно послушать Вашу версию. Возможно, почерпну новую для себя информацию, - я, улыбнувшись, посмотрела на Алекса.
- Итак, начнем, - парень кашлянул в кулак и продолжил менторским тоном, медленно шагая по улице, - первые раскопки были проведены в 1748-1760 Р Дж. Алькубьерре. Он возглавлял раскопки в Геркулануме, а приступив к работе в 1748 году в Помпеях, был уверен, что найденный город - Стабии. Раскопки начались в районе пересечения виа ди Нола и виа Стабиана, как раз по этой улице мы с Вами и идем. Но, к сожалению, никакой систематизации раскрытых участков и находок не велось. Да и раскапывались Помпеи вовсе не для того, чтобы открыть миру древний город, а лишь для увеличения личного художественного собрания неаполитанского короля. Технология ведения раскопок ужаснула бы современного археолога, то есть нас с вами. Сначала в лаве пробивали тоннели, и лишь интересные находки стимулировали процесс раскопок, если таковых не случалось, место работ переносили. Здания освобождали от грунта, не особо следя за сохранностью элементов архитектуры. Настенные росписи и напольные мозаики по специальной технологии снимали с перегородок и полов и отправляли в Неаполь, где их вставляли в рамы, как холсты. После такого "изучения" участок вновь засыпали землей. Подобная практика археологических изысканий была прекращена королем Карлом III лишь после протестов со стороны видных европейских ученых.
- Оно и правильно... Я на их месте тоже стала бы возмущаться... Столько работы и стараний канули в Лету, - покачала головой я.
- Позвольте, я продолжу, - недовольно покосился на меня напарник, - 1760-1804. Управляющий раскопками Ф. ле Вега, один из помощников Алькубьерре. При ла Веге изучению были подвергнуты, главным образом, два района - Театральный и виа де ла Томбе. Подробнее мы исследуем эти районы при следующей нашей прогулке. В этот период в процесс раскопок было введено множество новшеств. Во-первых, ла Вега распорядился вывозить вынутый грунт за территорию Помпей. Во-вторых, все, что не стало добычей королевских музейщиков, теперь оставалось на своих местах, и было выставлено на всеобщее обозрение. Третье, не менее важное, чем сами раскопки, нововведение ла Веги заключалось в реставрации уже открытых памятников.
В конце периода работы ла Веги на посту управляющего раскопками был разработан план создания на открытых участках экскурсионных маршрутов.
- А экскурсии в Помпеи пользуются большим спросом. Многим интересно посмотреть на сгинувший город, - я заложила руки за голову.
- 1804-1806 года, - невозмутимо продолжил Алекс. - за эту пару лет были проведены раскопки вдоль городской стены для определения ворот и расположения улиц. 1807-1838. В этот период все части города уже очищены от вулканических обломков, но работы ведутся гораздо медленнее, чем прежде. К 1815 году раскрыты здания, прилегающие справа к Гражданскому форуму, часть Виа де ла Томбе, базилика, храм Аполлона. Эти достопримечательности Вам придется подробно изучить, впрочем, как и историю, для того, чтобы узнать о последнем дне Помпей.
- Да, именно за этим я и приехала сюда, - отозвалась я.
- Подробности последующих лет раскопок я опущу, стоит только упомянуть, что во время раскопок 1863-1875 годов под руководством Джузеппе Фиорелли было сделано несколько очень важных открытий. Джузеппе Фиорелли разработал систему нумерации помпейских зданий, применяемую и по сей день. Он разделил город на 9 районов и пронумеровал их против часовой стрелки. В "правление" Фиорелли выбор домов для раскопок стал систематизирован, постройки очищались от грунта сверху вниз, что способствовало сохранению архитектурных элементов. При реставрации живопись, мозаики и прочие украшения интерьера оставались на своих местах, а материалы для кровли выбирались, исходя из их оригинальных характеристик. Тела погибших, корни деревьев и другие органические останки истлели в вулканическом грунте и оставили после себя пустоты. В 1870 г. Джузеппе Фиорелли пришла в голову идея заливать эти пустоты до их разрушения гипсом, что позволило получить множество интересных экспонатов.
- Да, нововведение Фиорелли, несомненно, открыло перед нами новые дороги к изучению Помпеи... Но...
- Но тела людей, навсегда застывшие в горной породе, представляют собой ужасающее зрелище, - продолжил за меня парень.
- Да... Именно это я и хотела сказать... - медленно произнесла я.
- Но не смогли.
- Да.
Несколько минут мы шли молча, не проронив ни слова.
- Вы так много знаете об истории раскопок...что даже удивительно... - задумчиво протянула я. Необходимо было продолжить разговор, ибо молчание угнетало.
- Нет, не удивительно, - довольно улыбнулся Алекс, - над этим работал в течение нескольких лет и писал на эту тему диплом.
Я ухмыльнулась. А умный мне напарник попался, хотя и нерасторопный.
- Уже год как раскопками занимается Пьетро Джованни Гуццо. Хочется надеяться, что целостная картина истории Помпей будет создана. И это дело - дело будущих научных исследователей, то есть наше с Вами.
- Да, работа предстоит немаленькая... - задумчиво произнесла я.
- Предлагаю вернуться обратно в палатку, - Алекс обернулся ко мне.
- Да, на сегодня, пожалуй, хватит, - я посмотрела на небо, - солнце скоро садится. Сегодня стоит выспаться. День нам предстоит нелегкий.
Алекс круто развернулся на пятках и зашагал в обратном направлении. А мы довольно далеко успели зайти, переговариваясь и просто рассматривая достопримечательности. Я еле за ним поспевала - на каждый его шаг приходилось два моих. Он шел довольно быстро и на мои оклики никак не реагировал, чтобы успеть за ним мне приходилось почти бежать. Когда мы вернулись к палатке, я была никакая - невыносимо хотелось пить и спать. Ни до каких документов я сегодня так и не доберусь, да и читать под светом керосиновой лампы (пока не протянули электричество) не очень-то и хотелось. Я, тяжело дыша, откинула полог своей палатки и ввалилась внутрь. Следом за мной, как ни в чем не бывало, зашел русский. Держа такой быстрый темп, он даже дыхание не сбил. Как, скажите мне на милость? Я покосилась на улыбающегося парня, с трудом переводя дыхание.
- Мисс, вот мы и в палатках. Мое скромное жилище находится неподалеку отсюда - прямо и налево. А сейчас, спешу откланяться. Спокойных сновидений, мисс, - парень картинно поклонился и почти бесшумно выскользнул из палатки. Его ехидный тон меня добивал. Я с трудом добралась до гамака, рухнула на него без сил и сразу же уснула.
Глава 2
Я резко села, открыв глаза. Что за странное ощущение меня только что преследовало и заставило проснуться? Надо вспомнить сон... Вспомнить... Вспомнить... Я помню только, как маленькая девочка, лет семи, перемазанная сажей, с растрепанными черными волосами, в рваном платьице, плача звала меня куда-то, дергая за край подола платья. При этом говорила она не на английском, но я ее прекрасно понимала. И все... Больше ничего вспомнить не удается... Странный сон... Но, раздумья о нем можно оставить на вечер или в крайнем случае поделиться ими с Алексом. А сейчас встаем и начинаем новый день!
Я бодро свалилась с гамака и поползла к стулу. Через какие-то полчаса я уже ходила по палатке бодрая, активная и готовая к новым свершениям! Но, когда я смерила кучу бумаг, энтузиазм куда-то мгновенно улетучился. Ну, раз я на это подписалась, то надо исследовать документацию. Почему-то у большинства людей сложилось такое мнение, что работы в Помпеях прекратились, но это не так. Археологи и сейчас умудряются находить что-то новое. Вместе с нами работают геологи и вулканологи, химики, физики, архитекторы, инженеры. Мы все равно докопаемся до истины и узнаем, что же произошло в той катастрофе.
Я села на стул и раскрыла первую папку. Это были "Письма" Плиния Младшего, который описывает извержение вулкана. В то врем, когда Везувий начал выбрасывать пемзу и пепел, его дядя, Плиний Старший, подходил на кораблях к Стабии. Так... Книга VI, письмо 16... "Ты просишь описать тебе гибель моего дяди; хочешь точнее передать о нем будущим поколениям. Благодарю; я знаю, что смерть его будет навеки прославлена, если ты расскажешь о ней людям. Он, правда, умер во время катастрофы, уничтожившей прекрасный край с городами и населением их, и это памятное событие сохранит навсегда и его имя; он сам создал много трудов, но твои бессмертные произведения очень продлят память о нем. Я считаю счастливыми людей, которым боги дали или свершить подвиги, достойные записи, или написать книги, достойные чтения; к самым же счастливым тех, кому даровано и то и другое. В числе их будет и мой дядя - благодаря своим книгам и твоим. Тем охотнее берусь я за твое поручение и даже прошу дать его мне". Строчки поплыли перед глазами. Я моргнула несколько раз, но сфокусировать взгляд не смогла. Руки и ноги онемели, я стала заваливаться набок. Сознание отключилось еще до того, как я упала на пол.
Я открыла глаза. Окружающая меня действительность как-то резко изменилась. Я оказалась в римском доме навскидку 62 года н.э. Скорее всего это была инсула, а не домус, хотя на первый взгляд определить сложно, нужно выйти. Главное отличие инсулы от домуса - это разница в количестве проживающих семей. Если инсула - это многоквартирное здание, в котором проживало несколько несвязанных между собой родов, то домус - это поместье одной семьи. Скорее всего, я была в инсуле, судя по убранству помещения. За окном шумели повозки, цокали копыта лошадей, громко разговаривали люди. Я встала с кровати и выглянула из комнатки. На улице шумели люди. Недалеко от меня разговаривали, изредка посмеиваясь, двое мужчин с бородами и в тогах. По дороге цокала копытами лошадь, таща за собой повозку и поднимая тучи пыли. Рядом со стенами, на краю дороги, сидели нищие в оборванных одеяниях и просили подаяния у случайных прохожих. По улице шли мужчины, женщины, бегали дети - жизнь бурлила вовсю.
Я медленно сползла по стеночке на пол. Куда я попала? Это напоминает Помпеи до извержения вулкана. Но как? Надеюсь, это просто сон.. Яркий, красочный, натуральный сон. Подул легкий ветерок, и с улицы потянуло запахами оливкового и лавандового масла, свежих фруктов и не очень приятный запах лошадей. Да какой это сон, я даже запахи чувствую?! Я ущипнула себя за руку, но картинка перед глазами не сменилась. Надо успокоиться и понять, куда я попала. Если моя теория верна, то...
Я выбежала на улицу, едва не столкнувшись в проходе с каким-то мужчиной в тоге. Мужчина недовольно фыркнул и оттолкнул меня в сторону. Я чуть не упала, но устояла на ногах и побежала дальше. Отбежав недалеко от дома, я развернулась и окинула его взглядом. Это была усадьба Юлии Феликс во II районе.
Это был один из крупнейших и наиболее интересных жилищ в Помпеях. Недавние (недавние дл моего времени, для этого они будущие) археологические раскопки позволили установить, что при его строительстве были соединены в одну две соседние инсулы, а разделявшая их прежде улица исчезла, став частью усадьбы. Значит, я попала в время после землетрясения 63 г. н. э. Позади построек раскинулся обширный, хорошо ухоженный сад. Если это та усадьба, то у входа N 6 - монументальных ворот с полуколоннами должна - быть надпись следующего содержания, цитирую на память: "В усадьбе Юлии Феликс, сдаются в наем: элегантные термы для респектабельной публики, лавки с жильем наверху и апартаменты на верхнем этаже. С 1 августа будущего года по 1 августа года шестого, сроком на пять лет. По прошествии пяти лет срок аренды истекает".
Я кинулась искать тот вход. И нашла. Та надпись красовалась именно на той колонне, где ее нашли сотни лет спустя... Нет, надо удостовериться в том, что это точно та усадьба. Двери N 10, на наших картах, по центру проулка с западной стороны были главным входом в жилье домовладельца, которое подверглось реконструкции в 62 г. н. э. Оно состояло из атрия с комплювием, таблинума - оба помещения находились на одной оси с главным входом - и сада. Стены здесь все еще почти сплошь покрыты фресками, только центральные панели были отделены от стен и сняты.
Перистиль дома ограничивался с запада портиком с мраморными колоннами, а с востока и юга - беседками-перголами. Эврип в центре был, вероятно, связан с культом Исиды.
К перистилю можно было попасть как из жилых помещений, так и с Виа делль' Аббонданца ("улица Изобилия") через вход N 3. В западной части перистиля находился великолепный большой портик с коринфскими мраморными колоннами квадратного сечения, в задней стене которого был вход в замечательный летний триклиний. Внутри триклиния был оборудован выложенный орнаментом каскадный фонтан. Стены его украшали фрески с изображением сцен из египетской жизни, а потолок покрывали осколки камня, что создавало иллюзию свода пещеры. По центру перистиля располагался еиприв (бассейн прямоугольной формы, обрамленный апсидами, нишами и небольшими мостиками). Сад здесь был разбит с религиозными целями, связанными с поклонением Исиде, поскольку на южной стороне находилось небольшое святилище этой богини.
В комплекс банных помещений можно было попасть через вход N 6, где имелась лестница, выходившая прямо на Виа делль'Аббонданца. За этим входом располагалось небольшое помещение с портиками по всем четырем сторонам с сиденьями для посетителей. Далее следовала обычная для терм анфилада. Снаружи находился бассейн для купания летом.
Позади терм находился трактир, в который Виа делль'Аббонданца вел вход N 7. Он был разделен на секции, в каждой из которых был круглый стол и каменные сиденья. К нему примыкал термолий, еда и напитки из которого продавались прямо на улицу. В обширный сад усадьбы вел также отдельный вход, находившийся рядом с Амфитеатром. И вообще все постройки, составлявшие усадьбу, были связаны между собой, чтобы посетители могли войти в них с различных направлений.
Все было точь-в-точь, как описано в доступных нам текстах... Я и правда в Помпеях... Но кто я теперь? Ни имени, ни фамилии, ни статуса я своего не знаю. Я побежала вдоль улицы. Не успела я добежать до конца инсулы, как меня схватил за плечи какой-то мужик.
- Улисс, я нашел ее, - хриплым басом крикнул мужик. В ответ на его реплику откуда-то из глубины улицы донесся возглас "Стража!". Я дернулась было в сторону, но человек еще сильнее сжал мои плечи. Так, гляди, и сломать что-нибудь недолго. Я замерла. К нам подбежали несколько мальчишек от шести лет и старше.
- Не тронь Сару! Отпусти Сару! - кричали они, закидывая мужика мелкими камушками.
Тот мужественно терпел безобразие. Но через пару минут все-таки не выдержал и ослабил хватку. Я выскользнула из рук и бросилась наутек. Мальчишки тут же кинулись врассыпную, мужику не удалось никого поймать. Я быстро бежала по Виа делль'Аббонданца. Если верить нашим картам, то сделав крюк, я смогу вернуться обратно к усадьбе Юлии Феликс.
Три раза свернув я оббежала инсулу вокруг усадьбы и вернулась к 10 входу. Мужика тут уже не было и стражи тоже. Я остановилась у ворот, стараясь отдышаться. Мимо меня пронеслась повозка, извозчик хлестнул плетью по моей спине.
- Уйди с дороги, грязная оборванка!
Я отпрыгнула в сторону, подвывая от обиды и жгучей боли. Да, не все в Помпеях такие дружелюбные, как мне казалось в 20 веке. Я поймала на себе сочувствующие взгляды попрошаек и пробегающего мимо мальчонки. Ничего, еще и не такое переживали. Я улыбнулась им, и, гордо распрямив спину, зашагала обратно в усадьбу.
- Сара, ты где пропала? Знаешь же, что тебе нельзя появляться на улице! - откуда-то сбоку рассерженно прошипел голос. Меня с силой потянули влево, протащив по коридору, и втолкнули в какую-то каморку. Я вздрогнула, когда человек дотронулся до раны. Моим визави оказался парень, как две капли воды похожий на Алекса, только одет он был в тогу и деревянные сандалии. Сейчас он рассерженно смотрел на меня, наверное, желая прожечь дырку взглядом. Я смотрела на него, не мигая. В конце концов, он, не выдержав моего взгляда, вышел из каморки. Если бы здесь была дверь - он бы ею хлопнул. Я устало опустилась на каменную кровать, покрытую тонкой льняной простыней, и повела лопатками. След от кнута болезненно отозвался на мое движение, но боль постепенно начала отступать.
За дверью послышались шаги, затем в комнату вошел тот парень с какой-то женщиной. Она была уже в возрасте, навскидку лет шестьдесят, в рваном заляпанном фартуке, и серой тунике. Посмотрев на меня она ахнула, достала какую-то простыню и двинулась ко мне. Парень качнул головой и вышел из комнаты. Я испуганными глазами смотрела на женщину. Она подошла ко мне, сняла с вяло сопротивляющейся меня платье, опрыскала рану спиртом, обмотала меня этой тряпкой, свернув ее в несколько слоев на спине и вышла из комнаты. Спину нещадно щипало, поэтому я предпочла лежать без движения и мрачно смотреть в потолок. За дверью снова послышались голоса. Разговаривали тот парень и женщина, которая меня перевязывала.
- Благодарю, госпожа Деа. А она скоро поправится? - тихо спросил тот парень.
- Скоро, Алойс, она молодая, заживет быстро, - ответила хриплым, севшим голосом женщина и ее шаги стали удаляться. Парень еще потоптался около моей двери, но, поразмыслив, тоже ушел. Вот и хорошо, есть время подумать над ситуацией. Так, я сейчас где-то в 62-63 году нашей эры, в Помпеях. Меня зовут Сара (хорошо, хоть имя не изменилось, возраст тоже, похоже не сильно поменялся) и я знакома с каким-то Алойсом и персоналом этой инсулы. Но меня здесь, судя по обращению, не ценят. Надо с этим что-то делать...
Я села на кровати, свесив ноги. Спина уже не болела, но было очень и очень обидно. Я встала и пошла к выходу. Но тут раздались быстрые, частые шаги и меня затолкнули обратно в комнату.
- Нет, ты точно сошла с ума! Что на тебя сегодня нашло, Сара? - возмущенно спросил Алойс.
- Ааа... Ну... - неопределенно промямлила я.
Парень только всплеснул руками.
- Как ты не понимаешь, без фамилии, мы здесь практически на правах рабов! Ты к тому же еще и женщина, - парень стал медленно наступать на меня. Я попятилась назад, - ты обязана меня слушать!
- Да кто ты такой, чтобы мне указывать? - я упрямо вскинула голову, посмотрев парню в глаза.
- Я твой единственный оставшийся в живых родственник! И ты обязана меня слушаться! Еще раз выйдешь на улицу - запру здесь для твоего же блага! - Алойс с каждым словом повышал голос, - Как ты не можешь понять простую, казалось бы вещь: высунешься - станешь наложницей какого-нибудь мимо проезжающего феодала! Здесь мы без роду и племени и я тебе ничем не смогу помочь! Хочешь провести остаток своей жизни взаперти или скоропостижно ее закончить, как рабыня?!
Я испуганно прижалась к стенке, отступать дальше было уже некуда. Алойс навис надо мной зло сверкая взглядом. Но в моих глазах плескался только страх и ничего больше. Парень еще несколько секунд смотрел на меня, рыкнул, резко развернулся и снова вышел из комнаты. Я опустилась на пол, медленно приходя в себя. Ну и в историю я загремела. Если это сон, то я хочу проснуться. Но специально сделать это не получается. Ну и ладно, попробуем приспособиться к условиям нынешнего быта....
Глава 3
В комнату вошла Деа с двумя глиняными мисками в руках и кувшином. Я вздохнула и подняла на нее взгляд.
- Алойс опять на тебя кричал, как я погляжу, - она сокрушенно покачала головой, - ты не сердись на него, просто пойми. Он и так все потерял во время того землетрясения, одна ты у него осталась. Ему противна мысль, что и тебя могут забрать. Пойми и прости в очередной раз. И на вот лучше, поешь.
С этими словами она поставила передо мной миски и кувшин. В кувшине было немного молока, а в мисках - несколько яиц и хлеб. Желудок взвыл так, как будто я уже неделю ничего не ела, не знаю, как это отразится на состоянии организма, но голодать тоже не вариант. Я благодарно кивнула и принялась за перекус. Деа мягко улыбалась, смотря на меня.
- А как вы оправились после того происшествия? - спросила я, допивая молоко из кувшина.
- Ведь уже десять лет прошло с того. Успели отстроиться, - улыбнувшись, сказала Деа, - чем-то рассердили люди богов. Пошлют боги на нас еще большее наказание, вот увидим. Куда страшнее, чем прежнее, вот увидим...
Деа погрустнела, покачала головой и посмотрела в пол. Как же вы правы, добрая тетушка. Скоро случится то, что страшнее землетрясения. Нет, мне нельзя вмешиваться в ход истории. Если прошло уже десять лет, а землетрясение было в 63, значит, сейчас 73 год. Извержение Везувия случится в 79 году, осталось около шести лет... Но я не смогу его предотвратить... Если я тут останусь вплоть до 79 года, то я в любом случае должна постараться сделать так, чтобы Деа и Алойс выехали из города до того, как его пеплом засыплет. Надо как-то оставить себе напоминание на будущее. Если вернусь обратно в двадцатый век. Интересно, если я нацарапаю на этом кувшине что-то сейчас, то узнаю об этом, когда его найдут потом? Стоит попробовать. Из острых предметов у меня была только заколка в волосах. Я осторожно, пока женщина не видела моих действий, нацарапала острием заколки на дне кувшина "Алойс, Деа, 73 год".
- Спасибо, Деа, - я отставила кувшин и глиняные плошки в сторону, стараясь не смотреть женщине в глаза, - если наказание и постигнет людей, то случится это еще нескоро, я надеюсь.
Деа забрала посуду и вышла из комнаты, не сказав ни слова. Сразу же за ней в мою каморку вихрем влетел парень, лет двадцати. Темные, черные волосы человека контрастировали со светлой кожей. Глаза, казалось, были каре-зелеными, нос горбинкой и черные дуги бровей придавали ему суровости. Одет он был в серую тогу и такие же, как у Алойса сандалии. Парень схватил меня за плечи и начал методично трясти. Еще один родственник?
- Сколько раз Алойс говорил тебе не выходить на улицы? - он был очень сердит. Я только молчала, упрямо смотря в одну точку. Воспитательный процесс начался с нуля.
- Подожди, Тео, я сейчас сама ее убью, и мучаться не будет, - в комнату вошла девушка, чуть младше Тео. Темные прямые волосы спускались ниже лопаток, контрастируя с белой туникой, карие глаза горели возмущением. Мягкие, плавные черты лица никак не напоминали те статуэтки, которые мы находили в 20 веке. Кожа ее была чуть загорелой, но все же светлой. Кажется, она гречанка по происхождению. Девушка стояла, уперев руки в боки и сердито сверлила меня взглядом. Как все меня тут любят... То есть ту девушку, которая должна быть вместо меня.
- Успокойся, Софи, Алойс уже прочитал ей очередную лекцию. Она все осознала, - быстро свернул нарастающий скандал Тео и снова посмотрел мне в глаза. Я кивнула, и Тео отпустил меня, подойдя к Софи. Девушка улыбнулась и положила ладонь парню на плечо. Тео обнял ее за талию. Так, я явно не в курсе информации на тему "Их взаимоотношения". Надо будет спросить. В комнату снова влетел Алойс, нарушив всю идиллию.
- Тео, а... - парень замолчал, квадратными глазами смотря на парочку. Похоже, он тоже не в курсе того, что тут происходит.
- Познакомься, Алойс, это моя жена, Софи, - улыбнулся Тео. Алойс подошел к парню и хлопнул того по плечу, прикрыв глаза.
- Соболезную, - тихо вякнула из угла я.
Все трое застрелили меня взглядами.
- Ну вот, к нам вернулась наша Сара, - с улыбкой сказала Софи.
Я поднялась с пола и подошла к ним.
- Когда вы успели пожениться? - спросил Алойс.
- Да вот, буквально на днях, когда вы с Сарой выбирались из очередной переделки, - ответила Софи и счастливо заулыбалась.
- А нас на свадьбу не пригласили, - Алойс сделал вид, что страшно обиделся.
- А вы были немного заняты, - парировала Софи.
- А...
- Так, стоп! - прекратил перепалку Тео, - все, воспитательные работы проведены, мы пойдем.
Что было интересно - Тео при разговоре всегда смотрел в глаза собеседнику.
- До скорой встречи, счастья вам, - отозвалась я.
- До скорой встречи, - улыбнулся Алойс.
Софи и Тео вышли из моей каморки.
- Алойс, а мне что, все время придется сидеть здесь? - тихо спросила я. Такая перспектива меня совсем не радовала.
- Нет, ты можешь свободно ходить по инсуле, но дальше ни ногой, - строго сказал Алойс.
- Ладно, - кивнула я. Я вышла с парнем из каморки. Он провел меня через вход для слуг в кухню. Там меня уже ждала Деа.
- Я с ней договорился, тетушка, она будет вам помогать, - с улыбкой посмотрел на меня Алойс и сжал мои пальцы. Это когда он со мной договориться успел?
- Да, я вам помогу по мере своих сил и возможностей, - я постаралась высвободить пальцы из железной хватки.
- Пойдем со мной, - Деа взяла меня за руку, пальцы тут же отпустили. Я, сбиваясь с шага, поплелась за тетушкой. Алойс победоносно улыбнулся и вышел из кухни. Я отомстю, и мстя моя страшна! Но это потом, а сейчас поможем на кухне, раз обещала.
- Сегодня к нам приезжают важные гости, они проведут весь день в триклинии, поэтому стоит поторопиться с приготовлением ужина для важных особ, - быстро сказала тетушка.
- Да, да, только скажите, что нужно делать, - я еле успевала за женщиной.
- Раз Алойс привел тебя сюда, чтобы ты не сбежала, то ты не сбежишь, - улыбнулась Деа, проигнорировав мой вопрос.
- Но я хотела всего лишь обследовать дом, - заметила я, - на улицу я не пойду.
- Ну пока ты все равно будешь здесь, на кухне, - кивнула Деа, - до вечера, да.
Деа кинула мне замасленную тряпку, сказав, что это "фартук". Я критически осмотрела фартук, но, поймав взгляд Деа, повязала полотно на пояс, чтобы не запачкать одежду. Тетушка кивнула и передала меня на практику к молодой девочке-кухарке. Через полчаса выяснилось, что все я делаю неправильно и вообще "иди мыть фрукты, а я сама справлюсь. Тетушка Деа, заберите ее отсюда!". Я ушла обиженная. Но к вечеру уже работала вместе с этой девочкой, ибо Деа меня научила премудростям работы на римской кухне. Когда гостям подали ужин, все, кто участвовал в приготовлении, с нетерпением ждали вердикта. Гостям понравилось, все рады.
Я уже собиралась уходить, как к тетушке прибежал мальчик, и что-то быстро зашептал на ухо. Тетушка изменилась в лице и с тревогой посмотрела на меня. На сердце сразу стало неспокойно.
- Сара, пойдем в комнату, Алойс сегодня за тобой не придет, - Деа улыбнулась и взяла меня за руку.
- Почему? - я посмотрела на Деа расширившимися глазами.
- Софи тебе все объяснит, пойдем в комнату, - тетушка потянула меня за руку прочь из кухни.
Что же случилось? Почему он не придет? Деа как только привела меня в комнату сразу же ушла. В каморке меня уже ждала Софи.
- Где Алойс? - я подошла к Софи.
- Его ранили на арене. Прекрати панику! Тео ему поможет, - успокаивающе улыбнулась Софи. Сражаться с гладиаторами на арене было для некоторых помпенян единственным источником хоть какого-то заработка. Неужели у Алойса и Сары действительно все настолько плохо?
- Где он? - я внимательно смотрела на Софи.
- Он в соседнем доме Венеры, там живут лекари, брат с сестрой, - Софи опустила глаза в пол.
Я кинулась к выходу из каморки, но девушка преградила мне путь.
- Никуда ты не пойдешь! - это прозвучало как приказ.
- Пойду! - упрямо вскинула голову я, ища пути к выходу.
- Не пойдешь! Сейчас не пойдешь! - девушка не собиралась уходить.
- В моем времени медицина развита лучше! С моими знаниями толку больше будет! - я проскользнула в дверь, пока девушка стояла в ступоре.
- Со знаниями твоего времени? - спросил вкрадчивый голос откуда-то слева.
- Упс... Оговорилась, - я резко остановилась и развернулась к источнику звука. Передо мной, оперевшись на стенку и скрестив руки на груди, стоял парень, младше, чем Тео (на вид ему лет 17), с белыми волосами и синими глазами. Он внимательно смотрел на меня, мягко улыбаясь.
- Ну-ну, оговорилась она, - усмехнулся паренек, - с Алойсом все в порядке, через пару дней будет здоров. Давай лучше тебя осмотрю.
Я попятилась назад.
- Лучше это сделаю я, Неро, - из-за спины парня вышла девушка, как две капли воды на него похожая, но, в отличие от брата невысокая, - Софи, будьте добры, выйдите из комнаты. Мы тебе, Алоису и Тео потом все объясним.
Софи вышла из ступора, кивнула и покинула комнату вместе с успевшим войти туда Неро.
- Снимай тунику, - сказала девушка, убедившись, что шторка в комнату плотно задернута и за ней никого нет, - с Неро станется, - улыбнулась она, проследив мой взгляд. Я сняла тунику и сложила ее на кровати, как она просила. Девушка осторожно сняла с моей спины простыню и осмотрела рану.
- Деа, конечно, хорошо знает лечебное дело, но с такими успехами твоя рана бы загноилась, - девушка достала какую-то мазь и растерла ее по моей спине. Воск, входящий в ее состав приятно холодил кожу, а травы дезинфицировали. Недооценила я уровень развития медицины в Помпеях, - одевайся.
- А как вас зовут? - спросила я, натягивая тунику.
- Нокс. Мы с братом живем в соседнем доме Венеры, - отозвалась девушка.
- Ага, понятно... Значит, вы лекари... А вы хорошо знакомы с Тео и Софи? - я села на кровать.
- Да, хорошо, - Нокс села рядом со мной, - и довольно давно.
Нужно расспросить у них про занятия моих новых знакомых. А то прогорю на первом же вопросе.
- А чем Тео занимается?
- Тео торговец. Он познакомился с Алойсом сразу же, как приехал в город. Тот отказался платить пошлину на въезд, а Алойс настоял. Правда после той заварушки он потерял работу и некоторую долю авторитета, но обрел друга на всю, так сказать, оставшуюся жизнь, - усмехнулась Нокс, - не волнуйся, мы позаботимся об Алойсе, а тебе бы пора возвращаться в свое время. Чем дольше ты здесь находишься, тем меньше шансов на то, что ты вернешься обратно, - заметив мой удивленный взгляд, Нокс продолжила, - по твоему поведению очень заметно, что ты явно не отсюда как минимум. А у нас с Неро был очень хороший учитель и о путешествиях во времени мы наслышаны. К тому же ты сама и проговорилась, хорошо, что при нас, а то попала бы к страже. Вот травы, - Нокс положила хрустящий мешочек на мои колени, как будешь ложиться спать - выпей отвар из них - он поможет твоему сознанию вернуться. Но мы снова будем ждать тебя обратно.
- Спасибо, - я благодарно кивнула, - раз так, то я хочу унести с собой некоторую информацию. Расскажи мне хотя бы о вашем доме.
- Ну хорошо, к тому же мы знаем то место лучше, чем никто другой, - Нокс села поудобнее, - наш дом занимает почти всю часть своей инсулы, а назвали его так из-за фрески на южной стене сада. Атрий весь покрывают фрески, в центре атрия доминирует мраморный имплювий, в который с помощью комплувия собирается дождевая вода с крыши, которая течет в располагавшиеся ниже резервуары. С северной стороны от атрия находятся две наших с Неро спаленки, а справа от входа с западной стороны - обрамленный гипсовой лепниной дверной проем в помещение для слуг, но самих слуг у нас нет. В центре располагается триклиний с изысканными фресками. Южнее триклиния находится большая гостиная с черно-белыми мозаичными полами, куда ведет дверь в западной стене атрия, - "это та комната, где в 79 г. н. э. как раз начали замену декоративной отделки стен, но так и не доделали из-за извержения" -подумала я, - таблинум в нашем доме, в отличие от этого дома, где мы сейчас с тобой, не на одной оси с вестибулом, атрием и перистилем, а является пристройкой к восточной части перистиля. Художник, который расписывал стены, сделал их по мотивам мифов об Аполлоне. В центре северной стены изображены Аполлон и Дафна, а отдельные персонажи, заключенные в рамки, так или иначе связаны с этим божеством: один из них играет на кифаре, женщина держит веретено, а еще одна фигура оглядывается, чтобы посмотреть на Аполлона.
- Красиво, наверное, - перебила Нокс я, - вот бы там побывать...
- Побываешь, но в следующий раз, как придешь, - отозвалась девушка.
- Ага, - кивнула я, если приду, - рассказывай дальше.
-Итак... На чем я остановилась? А... Вспомнила...Перистиль нашего дома представляет собой трехсторонний портик с кирпичными колоннами композитного ордера. Западная стена целиком покрыта красивейшими фресками. Пожалуй, это самое интересное место в доме. Наш сад разделен на две цветочные клумбы, которые, плавно переходят в настенные росписи с южной стороны, где воображаемые существа бродят среди статуй (Марса, художник на пару с архитектором опять же постарались, после этого Неро отобрал у них книжку с мифами) и мраморных фонтанов. В центре росписи позади сада огромное окно (работа одного архитектора, он вошел в раж) словно открывает вид на море, по поверхности которого дельфины влекут розовую раковину с возлежащей Венерой (пирушку с Неро и последующий спор с художником "а слабо нарисовать, ик! богиню?" и помахиванием к него перед носом пресловутым томом мифов, никто не отменял). В восточной части перистиля фреска на внешней стене одной из комнат изображает сад с мраморными фонтанами, по краям которых сидят голубки (художнику оказалось "не слабо" и он слегка увлекся).
- Да все делалось с легкой руки Неро и художника, как я погляжу, - хихикнула я.
- Ну а то, - гордо сказала Нокс, - правда бочки с вином я потом спрятала.
- Ну и правильно, - улыбнулась я, - давай дальше.
- Давай дальше. Очень красивые комнаты моя и Неро. Моя комната отделана голубыми панелями с эдикулой в центре, создающей перспективу. Посередине эдикулы есть роспись, которую считают изображением сцены рождения Гермафродита (вино все-таки нашли, и к творчеству присоединился Тео). Комната Неро в западном конце северного коридора хранит изысканные фрески, запечатлевшие воображаемые здания, населенные крылатыми херувимами (а вино все не заканчивалось, да тут еще и Алойс приложил свою руку к творчеству).
- Весело же у вас тут было, - заметила я.
- Вино мне надо было прятать лучше, - улыбнулась Нокс, - ну что ж, я пойду. А ты возвращайся в свое время и верни нам сознание той Сары, которую мы знаем. Надеюсь, скоро увидимся.
- Да, до встречи, - кивнула я.
Нокс вышла из комнаты. Я еще немного посидела и сходила на кухню за водой. Приготовив отвар из трав, я выпила его и легла спать. Посмотрим, что будет завтра... Надеюсь, с ними все будет в порядке...
Глава 4.
- Мисс, очнитесь! Мисс! - кто-то сильно тряс меня за плечи. Судя по всему, я уже в 20 веке. Но голос, который меня звал, был похож на голос Тео. С трудом открыв глаза, я увидела лицо Тео, склонившегося надо мной. Только нос у него был другой и одет он был в черные джинсы, водолазку и белый лабораторный халат, весь в дырах. Я приподнялась на локтях, парень облегченно выдохнул и отошел в сторону.
- Вы очнулись, мисс. Я уж хотел было звать помощь, - он поправил воротник своего халата, - как Вы себя чувствуете?
- Приемлемо, благодарю, - встала с пола и потянулась. Руки и ноги совсем затекли.
- Меня зовут Анатолий, можете звать просто Тал. Адаптируем мое имя для Вашего языка. Я друг Алекса, тоже из России. Приехал сюда на работу в рамках проекта "The British School at Rome. Pompeii Project". Думаю, как и Вы. Ученый-химик.
- Да, добрый день. Я Сара, приятно познакомиться. А долго я была без сознания? -судя по тому, как болит все тело - долго.
- Ну, сейчас одиннадцать часов утра, - Тал посмотрел на часы.
- Значит, недолго, около двух часов, - пробормотала себе под нос я и уже громче продолжила, - а как вы меня нашли?
- Алекс попросил меня занести Вам результаты анализа некоторых черепков, которые были найдены у усадьбы Юлии Феликс... - сказал Тал.
- Где? - я удивленно встрепенулась.
- У усадьбы Юлии Феликс, - медленно повторил Тал, смотря мне в глаза.
- Тео...Тал, я должна на них взглянуть, - я подошла к ученому.
Тал протянул мне папку с бумагами. Я села на свой гамак и стала их перебирать. Анализы возраста ископаемых, качественный состав, все не то...
- А фотографии образцов у Вас есть? - я собрала документы, отложила папку в сторону.
- Да, есть, - Тал подал мне несколько фотографий. Я просмотрела, нужных фотографий. Либо тот кувшин не нашли, либо он разбился, либо это просто был очень реалистичный сон.
- А вы сфотографировали все образцы? - я отдала фотографии обратно Талу.
- Да, почти все, - парень убрал карточки в карман халата, - бумаги я оставлю у Вас.
- Хорошо, - я согласно кивнула, - а можно посмотреть, что вы еще нашли?
- Да, конечно, - кивнул ученый, - сейчас дождемся Алекса и пойдем.
- Пожалуй, мне нужно вам с Алексом кое-что рассказать до того, как мы отправимся, - задумчиво протянула я. Тал сел на стул, развернув его спинкой вперед. Несколько минут прошли в томительном молчании. Я обдумывала свой сон. Тал и Тео очень похожи внешне, так же, как и Алекс и Алойс. Даже имена похожи, даже жутко становится. Полог палатки зашуршал, я резко вскинула голову, а Тал повернул голову к выходу.
- Что я пропустил? - в палатку вошел улыбающийся Алекс, - о, и Тал уже здесь. Сара, он Вам рассказал о раскопках?
- Да, рассказал, - улыбнулась я, теперь я должна вам кое-что рассказать.
- Слушаем, - кивнули ученые.
Я рассказала им все, что помнила из сна. Пока я говорила, они внимательно слушали. Как только я закончила рассказ, в палатке повисла тишина.
- ...
- Тео?
- Алойс?
- Да, именно так вас и звали, - я растянулась на гамаке. Затекшие руки и ноги начали постепенно отходить, и их неприятно покалывало. Тал резко встал, достал из кармана телефон и начал что-то быстро говорить по-русски. Алекс внимательно его слушал. Тал закрыл телефон, и что-то быстро заговорил, обращаясь к Алексу. Тот периодически кивал, задумчиво хмыкая. Сказав что-то Талу, парень вышел из палатки. Я удивленно смотрела на химика.
- Извините, мисс, что перешли на родной язык, эмоции переполняли, - пожал плечами Тал.
- Да ничего страшного, - я встала с гамака и стала ходить по комнате, ноги уже перестали болеть, - а о чем вы говорили, если не секрет? И куда Алекс так быстро удалился?
- Мы с Вами сейчас идем обследовать дом Юлии Феликс. Может быть, найдем что-нибудь интересное для нас. Или же найдем подтверждение Вашего сна.
- Отлично! Идем, - я подхватила со стула фонарик и свою сумку, и мы с Талом вышли из палатки.
Через несколько часов мы вышли на Виа делль'Аббонданца. Дом Юлии Феликс уже был раскопан, что во много раз облегчило нашу задачу. Мы с Талом зачарованно смотрели на огромную виллу.
- Юлия Феликс - владелица самого большого, известного нам на данный момент, дома в Помпеях. Эта женщина была предприимчива и использовала свой дом как источник доходов. Хотя о самой Юлии Феликс известно немногое, пожалуй, лишь то, что она была наделена изящным вкусом (о чем свидетельствует обстановка ее дома) и деловой хваткой. Неважно, унаследовала Юлия виллу или купила ее сама, - она явно рассматривала ее как собственность, способную приносить прибыль, - к нам сзади неслышно подошел Алекс, - засмотрелись?
- Д-да, я... Я тут была... - мой голос дрожал, я шагнула внутрь помещения, - вот здесь меня отчитывал Алойс, а, а тут перевязывала Деа.
Я провела рукой по стене и медленно прошла внутрь каморки той Сары. Меня не прерывали.
- Вот здесь мы с Нокс разговаривали, перед тем, как я легла спать... - я провела рукой по каменной кровати, которая смотрелась дикой и неопрятной без той белой хлопковой простыни, - пройти через атриум - найдете кухню, на которой мы готовили ужин. Тал, Алойс, ваши группы не находили никаких черепков именно на кухне?
- Алойс?
- Прости, Алекс.
Ученые отрицательно покачали головами, я погрустнела. Может быть, если бы они увидели тот кувшин, если он сохранился после извержения вулкана, то они бы мне поверили. Я осторожно села на кровать и провела ладонью по камню. Тал и Алекс деловито обходили комнату по периметру. Алекса чем-то очень заинтересовала противоположная стена. Он достал из барсетки кисточку, и принялся расчищать участок камня, стараясь не повредить то, что на нем нацарапано. За порчу фресок, которым около двух тысяч лет его не похвалят, как минимум. Я заинтересованно покосилась на парня.
- Ха-ха, да тут вся стена исписана всем, чем только можно. Посмотрите сюда, - Алекс махнул нам рукой, убирая кисть.
Я спрыгнула с кровати и подошла к Алексу, рядом со мной встал Тал. Я прищурилась, стараясь разобрать каракули на стене. Все мы изучали латынь, поэтому разобрать надписи не составило труда.
- Все, кто только мог зайти сюда, оставляли свои автографы на стенах. Так, ювелир Кампан, гравер Приск, нас не интересуют, - продолжил Алекс, - но тут красуется надпись поинтереснее. Читай, Сара!
Он провел ладонью по стене, прямо под нужной нам строчкой. Я внимательно всматривалась в написанное.
- Сара! Сидеть в комнате здесь, никуда не выходить, Нокс присмотрит я проконтролирую! Алойс, - прочитала я, - и чуть ниже написано: "Сара, захочешь вернуться обратно - просто пожелай этого. Не знаю, как это работает, но работает. Пока все, идет сестра. До встречи, Неро".
Я счастливо рассмеялась. Надеюсь, я не изменила ход истории. Но они обо мне не забыли.
- Так, теперь мы знаем, что твоим словам можно верить, - улыбнулся Тал, достал из кармана кисточку и стряхнул пыль со стены в пластиковый пакет, - я к своим, мы проверим точный возраст этих надписей и подтвердим или опровергнем твою догадку о времени, в которое ты попадаешь во снах. До встречи!
Мы с Алексом проводили его взглядами.
- Да ты оказывается, во времени путешествуешь, разве что не наяву, - подмигнул мне Алекс, - будешь рассказывать каждый свой сон, так и знай.
Я недовольно поморщилась. Но тосковать уже не тянуло. У меня есть способ узнать, как все происходило в те роковые дни. Такой шанс выпадает один раз в жизни и надо им воспользоваться. Они обо мне не забыли, не забыли! Только быть бы еще абсолютно уверенной, что они выжили во время извержения, успели убежать и спастись. Или посильно им в этом помочь, как только попаду обратно. Судя по всему мои сны материальны.
- Пойдем обратно в палатку, я хочу досмотреть свой сон, - я улыбнулась и направилась к выходу. Алекс пожал плечами и пошел за мной.
- Я тебя провожу, вдруг ты по дороге пожелаешь уснуть, - хмыкнул мой напарник.
Как беду накликал. На меня навалилась такая тяжесть, прямо как в тот раз. Картинка перед глазами поплыла, я облокотилась на стену. Но это мало чем помогло, сознание отключалось, и я стала сползать на пол. Алекс подхватил меня перед тем, как я окончательно уснула.
Глава 5
- Сара, просыпайся, мы так хотели тебе кое-что показать, ты не поверишь, - радостно возвестил голос Нокс.
Я села на кровати, с трудом разлепив глаза. Солнце уже взошло довольно высоко, что значит, что мне надо меньше спать. Я сидела, чуть пошатываясь, и старательно пыталась понять, что происходит вокруг. Из общего гула голосов у меня получилось выделить голоса Нокс, Неро и Софи. Я посмотрела на дверной проем, из-за которого слышался их разговор. Картинка перед глазами отказывалась становиться более-менее четкой.
- Сара, идем же скорее, везде опоздаем, - в каморку зашла Нокс.
- А какой сейчас год? - ура, у меня получилось сфокусировать зрение на объекте. Объект смотрел на меня крайне удивленными глазами.
- О, та Сара вернулась к нам! - радостно оповестил всех Неро, -значит, ты все-таки нашла мои надписи в своем времени. Неужели ты живешь в этом доме?
- Нет, - качнула головой я.
- Твои знакомые живут? - удивленно спросил Неро.
- Нет.
- Что, совсем никто не живет? - Неро был явно озадачен.
- Да. Но красотой ваши дома славятся и в нашем времени, - улыбнулась я. Не могу же я им сказать, что после 79 года тут совсем никто жить не будет.
- Странно это... - протянул Неро.
- Сара, сейчас 76 год, - ответила на мой вопрос Нокс, - ты ведь это хотела узнать?
- Да, - кивнула я. Осталось всего три года... Почему я попала сюда с таким временным разрывом? В следующий раз я равновероятно могу оказаться здесь точно в день извержения Везувия. От чего это зависит?
Я осмотрела комнату. В прошлый раз тут были голые серые стены. А сейчас на сером камне красовались великолепные фрески. В углу стояли маленькие статуэтки богов: Фортуны и Аполлона. Они были выполнены из бронзы, совсем новенькие, еще блестящие. Фортуна Августа - божественная покровительница умершего императора Августа. Как написано в наших источниках - как богиню изобилия Фортуну особо чтили бедняки; ее жрецов подбирали среди низших сословий. Это был один из способов продвинуться по социальной лестнице. Аполлон - отец всех искусств и ремесел. Неужели Алойс заделался ремесленником? Интересно, интересно.
- Тут многое изменилось, со дня моего первого появления, - я обвела комнату взглядом.
- Да, вы теперь с Алойсом знатные люди, а ты завидная невеста, - хихикнула Нокс.
- Но живем мы по-прежнему в инсуле, - я становила взгляд на девушке.
- Ну да, Неро настоял. Иначе ты бы не смогла возвращаться сюда из будущего, - пожала плечами Нокс. Судя по тому, что я не слышала голоса Софи, она куда-то удалилась, - это место оберегают боги и позволяют тебе снова и снова сюда возвращаться.
- А кто расписывал стены, не подскажешь? - я покосилась на широко улыбающуюся Нокс.
- Да, тот же художник, что и наш дом расписывал, а что? - непонимающе покосился на нас Неро.
- Да, чувствуется его стиль. Нокс, ты вино опять не успела спрятать? - тихо хихикала я.
Нокс обессилено покачала головой и звонко рассмеялась. Я подхватила ее смех. Неро на нас смотрел, как на умалишенных, потом махнул рукой и вышел из комнаты.
- Алойс в порядке? - обеспокоено спросила я, прекратив смеяться.
- Да, в полном, не волнуйся. Мы тогда ему помогли, как тебе и обещали. Пойдем, а то в театр опоздаем, - улыбнулась Нокс и протянула мне руку.
- А мы в театр идем? - удивленно спросила я.
- Ну раз ты здесь, посмотришь, как мы развлекаемся, может быть тебе это в будущем пригодится, - Нокс потянула меня за руку прочь из комнаты.
Мы вышли на Виа делль'Аббонданца. Город кипел жизнью. Шумели голоса сотен человек, стучали колесами повозки, ржали лошади. У входа в виллу Юлии Феликс нас уже ждали остальные ребята. Наши туники и тоги были такими же белыми, но края окаймляли золотые и серебряные нити. Пояса, которыми они были подвязаны, тоже были или позолочены или посеребрены. Золотые сережки в ушах Софи сверкали на солнце, ровно как и серебряные браслеты близнецов.
Мы двинулись по улице. Чтобы дойти до Большого театра, а как раз там ставили театральные постановки, нужно было сначала найти дом Менандра. И потом уже оттуда смотреть куда идти. Ширина Виа делль'Аббонданца достигала около 26 футов. Вдоль улицы, по обе стороны тянулась вереница торговых лавок. В одной из них Тео и Алойс купили нам с Софи тонкие браслеты, которыми мы любовались всю дорогу. Две виноградные лозы из позолоченной и посеребренной бронзы оплетали наши запястья. Даже маленькие листики этих браслетов были точно проработаны. Мастерству ювелиров можно только позавидовать.
Дороги в Помпеях были довольно необычными. Точнее, не столько необычными, сколько непривычными нашему глазу. Из-за количества проехавших по улице повозок, по ее краям появился так называемый тротуар, где свободно могли ходить люди. Грубые, обтесанные колесами булыжники проезжей части перемежаются с высокими, в уровень тротуара, камнями. Их кладут здесь для того, чтобы пешеходы, пересекая улицу, не испачкали ноги в естественных отходах копытного транспорта. Вот и сейчас мы активно прыгали по этим камушкам, чтобы перейти на другую сторону улицы.
На той стороне улицы был термполий, лавочка, где можно было перекусить что-нибудь горячего. В этой лавочке находились глиняные столы с отверстиями, в которые ставились кувшины с теплой едой или питьем. Перекусив, мы снова бодро зашагали по улице. Солнышко светило, дул легкий, прохладный и обволакивающий ветерок. Но Неро вел нас как-то слишком уверенно, что я не удивилась, когда услышала...
- Ааа! Мы заблудились! - обреченно простонал Неро после очередного поворота.
Даже я перестала ориентироваться в пространстве. Карты, которые я заучивала наизусть тоже не помогали. К тому же меня терзают смутные сомненья, что ученые что-то упустили, когда их составляли.
- Кажется, до театра мы сегодня так и не дойдем, - философски глядя в небо, протянула Софи.
-Угу, - буркнула общественность, мрачно косясь на Неро.
Мы проплутали по улицам еще полдня, окончательно заблудившись. Народ разошелся по домам, поэтому узнать, где мы находимся, мы не могли.
- Стража, сюда, я их нашел! - прокричал какой-то мужик.
Я, замерев, нервно покосилась на Алойса.
- Да, забыл напомнить. Со стражей у нас все еще натянутые отношения, - как ни в чем не бывало, сказал родственничек.
На улицу из-за поворота выбежала толпа мужиков с мечами и щитами.